Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В АГРАРНОМ ВУЗЕ'

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В АГРАРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / уровень здоровья / двигательная активность / физические качества / быстрота / сила / выносливость / студенты / physical fitness / health level / motor activity / physical qualities / speed / strength / endurance / students.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — О А. Сбитнева

В статье рассматривается значимость физической подготовки студентов. Анализируется взаимосвязь здоровья и физической подготовки. Проведено исследование. Выявлен уровень физической подготовки студентов в аграрном вузе. Даны комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости. Даны рекомендации для повышения уровня физической подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY

The article discusses the importance of physical training of students. The relationship between health and physical fitness is analyzed. A study was conducted. The level of physical training of students in an agricultural University is revealed. Given sets of exercises for the development of basic motor qualities: speed, strength, endurance. Recommendations for improving the level of physical training of students are given.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В АГРАРНОМ ВУЗЕ»

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В АГРАРНОМ ВУЗЕ О.А. Сбитнева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10677

Аннотация. В статье рассматривается значимость физической подготовки студентов. Анализируется взаимосвязь здоровья и физической подготовки. Проведено исследование. Выявлен уровень физической подготовки студентов в аграрном вузе. Даны комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости. Даны рекомендации для повышения уровня физической подготовки студентов.

Ключевые слова: физическая подготовка, уровень здоровья, двигательная активность, физические качества, быстрота, сила, выносливость, студенты.

Образовательные организации с учётом местных условий самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя: проведение обязательных занятий физической культурой и спортом основных образовательных программ; создание условий и обеспечение спортивным инвентарем; формирование у обучающихся навыков физической культуры с учётом индивидуальных способностей и состояния здоровья; проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания [1].

Современное общество предъявляет повышенные требования к уровню подготовки специалистов. Высокий уровень физической подготовки обеспечивает здоровое состояние организма, эмоциональную устойчивость к неблагоприятным факторам; мобилизацию воли, духовных и физических сил; хорошую успеваемость, продолжительную и качественную среду жизнедеятельности и учебного труда студентов. Физическая культура и спорт развивает интеллектуальные процессы - внимание, память, воображение и мышление. Здоро-

вые, физически развитые юноши и девушки, быстрее адаптируются к студенческой жизни, успешно воспринимают учебный материал, легко справляются с большими нагрузками, быстро восстанавливаются после умственной деятельности. Такие студенты собранны, коммуникабельны, уверенны в своих силах. Уровень физической подготовки влияет на физическую и умственную работоспособность, на продуктивность в учебной и профессиональной деятельности.

В Пермском аграрном вузе на протяжении 3-х лет обучения проводилось исследование с целью выявить уровень физической подготовки студентов. Исследование проводилось за 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 учебный год. На основе контрольных тестов для основного отделения по 5-ти бальной системе, были определены результаты, выявлен уровень физической подготовки студентов 1 курса, выявлен физически подготовленный факультет. Были исследованы: быстрота, сила, выносливость, являющиеся обязательными тестами для определения физической подготовки. В исследовании принимали участие студенты факультета агротехнологии, лесного хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции, факультета почвоведения, агрохимии, экологии и товароведения, архитектурно-строительного факультета, факультета землеустройства и кадастра, факультета ветеринарной меди-

цины и зоотехнии, инженерного факульте- коммерции, факультета прикладной инта, факультета экономики, финансов и форматики (табл. 1).

Таблица 1. Результаты физических качеств

2014-2015г. 2015-2016г. 2016-2017г.

Быстрота Сила Выносливость Б С В Б С В

Факультет агротехнологий, лесного хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции 2,7 3,7 2,7 3,0 4,0 2,8 2,6 4,1 2,6

Факультет почвоведения, агрохимии, экологии и товароведения 2,9 4,0 2,8 2,8 4,1 2,7 2,8 4,2 2,6

Архитектурно-строительный факультет 3,6 4,2 2,7 3,4 4,3 2,6 3,2 3,3 2,5

Факультет землеустройства и кадастра 2,4 3,6 2,2 2,7 4,3 2,5 2,55 3,9 5 2,6

Факультет ветеринарной медицины и зоотехнии 3,0 4,5 2,5 3,4 4,6 2,9 2,4 4,5 2,7

Инженерный факультет 3,6 4,1 3,0 3,2 4,1 3,1 3,4 3,7 2,1

Факультет экономики, финансов и коммерции 3,0 3,8 3,1 2,5 4,1 3,9 3,0 3,2 2,6

Факультет прикладной информатики 3,5 4,1 2,9 3,0 3,5 2,5 3,0 3,0 2,7

По результатам исследования за 20142015 учебный год самый высокий показатель развития быстроты у инженерного и архитектурно-строительного факультета -3,6. Силы - у факультета ветеринарной медицины и зоотехнии - 4,5. Выносливости - у факультета экономики, финансов и коммерции - 3,1. Слабо развиты основные двигательные качества: быстрота - факультет землеустройства и кадастра - 2,4, сила - факультет землеустройства и кадастра - 3,6, выносливость - факультет землеустройства и кадастра - 2,2. Выявлено, что уровень скоростных, силовых способностей, выносливости самый низкий на этом факультете. В 2015-2016 учебном году демонстрируют высокий уровень развития быстроты студенты архитектурно-строительного факультета и факультета ветеринарной медицины и зоотехнии - 3,4. Силы - факультет ветеринарной медицины и зоотехнии - 4,6. Выносливости - инженерный факультет - 3,4. Низкий уровень развития скоростных способностей выявлен у факультета экономики, финансов и коммерции - 2,5. Силовых способностей -у факультета прикладной информатики -2,5. Выносливости - у факультета прикладной информатики и факультета землеустройства и кадастра - 2,5. Выявлен низкий уровень силовых способностей и выносливости на факультете прикладной информатики. Студенты имеют недостаточную физическую и техническую подго-

товленность. В 2016-2017 учебном году высокий уровень скоростных способностей показал инженерный факультет - 3,4. Силы - факультет ветеринарной медицины и зоотехнии - 4,5. Показатель выносливости выше, чем у других факультетов - факультет ветеринарной медицины и зоотехнии, факультет прикладной информатики - 2,7. Анализ результатов позволил выявить низкий уровень выносливости у всех факультетов.

За период 2014-2017 учебный год прослеживается тенденция роста скоростных способностей у факультета агротехноло-гии, лесного хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного факультета. Положительная динамика уровня развития силы наблюдается у факультета агротехнологии, лесного хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции; факультета почвоведения, агрохимии, экологии и товароведения. Вызывает затруднение у студентов 1 курса сдача контрольного теста на выносливость. Уровень развития этого качества достаточно низкий. Это связано со слабой ОФП; развитием основных физических качеств, которые взаимосвязаны; уровнем здоровья, всесторонним физическим развитием, образом жизни.

Анализ результатов исследования студентов 1 курса Пермской государственной сельскохозяйственной академии позволяет отметить положительную динамику уров-

ня развития скоростных и силовых способностей в течении 3-х лет. Высокий уровень подготовленности, сформированный у школьников, будущих студентов, успешно совершенствуется на занятиях физической культуры в академии. Двигательным качествам: быстрота и сила уделяется особое внимание в каждом из разделов программы.

Комплекс упражнений для развития быстроты:

1. Бег у опоры 20-30 сек (2-3 серии);

2. Прыжки из упора присев с продвижением вперед 10-12 прыжков (2-3повтора);

3. Бег под уклон 60-80 м (3-6 раз);

4. Бег с препятствиями.

5. Прыжки со сменой ног «Разножка» 810 раз (2-3 серии).

6. Прыжки в высоту и длину с места.

7. Спортивная ходьба.

8. Бег в гору 60-80 м (3-6 раз).

Комплекс упражнений на развитие

силы:

1. Ходьба на руках (5-7 раз);

2. Передвижение на руках в упоре лежа вправо, влево (5-8 раз);

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (5-8 раз);

4. Приседания на 1 ноге (5-8 раз на каждую ногу);

5. Выпрыгивание вверх из приседа (6-8 раз);

6. Приседания (6-8 раз);

7. Сидя в упоре сзади, поднимание ног в угол (6-8 раз);

8. Подтягивание (6-8 раз).

Комплекс упражнений на силу рекомендуют выполнять до утомления. Далее можно включить упражнения с отягощением. Выносливость развивается и совершенствуется на протяжении многих лет. Эффективно использовать

упражнения с низкой интенсивностью, в равномерном темпе, затем использовать длительные циклические упражнения.

Полученные результаты позволяют заключить, что жизненно необходимое качество физической подготовки как выносливость, находится на низком уровне. Многие студенты имеют слабую физическую подготовленность, не осознают важности

и значимости занятий физической культуры и спорта. Физическая подготовка помогает избежать многих простудных заболеваний, увеличивает

работоспособность и ускоряет

восстановление затраченной нервной и мышечной энергии. Укреплять тело - дело не быстрое, но шаг за шагом тело будет становиться сильнее, стройнее и выносливее [2].

Во время занятия спортом тратится большое количество энергии. При выполнении любой физической нагрузки работоспособность временно понижается. Чем раньше она понижается, тем ниже уровень выносливости. Выносливость развивается, когда во время занятий преодолевается утомление [3].

Комплекс упражнений на развитие выносливости:

1. Кроссовый бег.

2. Бег в подъем.

3. Чередование ходьбы и бега.

4. Бег с высоким подниманием бедра с задержкой дыхания (10х100 м).

5. Фартлек.

6. Темповый бег по шоссе.

7. Прыжки на скакалке свыше 30 минут.

8. Плавание на средние и длинные дистанции.

9. Кросс на велосипеде.

10. Длительное катание на лыжах.

11. Катание на коньках.

Гармоничное физическое развитие

предполагает достижение показателей всех основных физических качеств.

По результатам опроса было выявлено состояние студентов первокурсников после сдачи нормативов (рис. 1). Большая часть опрошенных студентов чувствует себя отлично - 48%, удовлетворительно -33%, плохо - 19%. Выявлено, что требуется определенный уровень знаний и умений в области физической культуры и спорта. У студентов недостаточный двигательный режим. Не используются средства и методы для сохранения и укрепления здоровья. Уровень здоровья первокурсников низкий. Материально техническая база академии позволяет регулярно и систематически заниматься физической культурой и спортом.

Необходимо участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях,

направленных на повышение социальной активности, формирование здорового

образа жизни, развитие основных физических качеств; полноценного и гармоничного развития.

Рис. 1. Состояние после сдачи нормативов

Продолжительные занятия в аудиториях не позволяют насыщать мозг кислородом и способствуют накоплению различных заболеваний. Высокая утомляемость у студентов связанна с напряженными учебными нагрузками при недостаточном сне и неполноценном питании [4].

Физическая активность является основным средством предупреждения заболеваний. Здоровый образ жизни способствует творческой, учебной, трудовой активности. Личность самоутверждается, самосовершенствуется.

Для студентов важно физическое развитие, физическая подготовленность, физическое совершенствование. Выявленный уровень физической подготовки позволяет скоректировать подготовку студентов, раскрыть индивидуальные способности и резервы организма. Сформировать знания о физической, психической, нравственной культуре. Повысить уровень физической подготовки всегда возможно, главное -соблюдать режим тренировок и питания, реализовывать свои возможности, верить в себя и не падать духом.

Библиографический список

2. Филиппов С.С. Менеджмент физической культуры и спорта: учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 234 с.

3. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.

4. Жолдак В.И. Основы профессиональной направленности студентов технических вузов. - М., 1989. - С. 98-102.

5. Сухоцкий И.В. Теория физического воспитания студентов: учебник для ВУЗов. - М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. - 128 с.

6. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие/ Под общ.ред. Л.М. Волковой, П.В. Половникова: СПбГТУ. - СПб, 1998. - 153 с.

THE LEVEL OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN AN AGRICULTURAL

UNIVERSITY

O.A. Sbitneva, Senior Lecturer Perm State Agrarno-Technological D.N. Pryanishnikova (Russia, Perm)

University named after academician

Abstract. The article discusses the importance of physical training of students. The relationship between health and physical fitness is analyzed. A study was conducted. The level ofphysi-cal training of students in an agricultural University is revealed. Given sets of exercises for the development of basic motor qualities: speed, strength, endurance. Recommendations for improving the level ofphysical training of students are given.

Keywords: physical fitness, health level, motor activity, physical qualities, speed, strength, endurance, students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.