Научная статья на тему 'Оценка физической подготовленности студентов первого курса ТувГУ'

Оценка физической подготовленности студентов первого курса ТувГУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовленность студентов / быстрота / сила / гибкость / student physical fitness / quickness / strength / flexibility

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красильникова Вера Александровна, Ооржак Аян-Оол

Дана оценка физической подготовленности студентов-первокурсников Тувинского государственного университета, которая оценивается как средняя. Показано, что в составе каждого факультета имеются студенты с неодинаковым уровнем подготовленности. Физическая подготовленность девушек хуже, чем у юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красильникова Вера Александровна, Ооржак Аян-Оол

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of physical fitness of first-year students of the University

Physical fitness level of first-year students of Tuvan State University was rated and determined to fit medium level. It was shown that each faculty contains students with different physical fitness levels. Female students physical fitness is shown to be on the lower level than that of male students.

Текст научной работы на тему «Оценка физической подготовленности студентов первого курса ТувГУ»

12. Donath F. et al. (2000) Critical evaluation of the effect of valerian extract on sleep structure and sleep quality (https://www.thieme-connect.com/DOI/DOI710.1055/s-2000-7972). // Pharmacopsychiatry. — № 33(2). — P. 47—53. PMID1076181

13. Покровский Н. Н. Старообрядческий рассказ о сталинских репрессиях // Возвращение памяти. Историко-публицистический альманах. Вып. 2. / Сост. И. В. Павлова. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. — С. 198—211. — ISBN 5-87550-023-9.

УДК 612.655

DOI: 10.24411/9999-030A-2019-10014

Красильникова Вера Александровна, доцент ТувГУ, г. Кызыл, Россия, verakras@gmail.com Ооржак Аян-оол студент 4 курса, ТувГУ, г. Кызыл, Россия

Krasilnikova Vera Alexandrovna, Associate Professor of the TuvSU, Kyzyl, Russia, verakras@gmail.com Oorzhak Ayan-ool 4th year student, TuvSU, Kyzyl, Russia

Оценка физической подготовленности студентов первого курса ТувГУ Evaluation of physical fitness of first-year students of the University

Аннотация. Дана оценка физической подготовленности студентов-первокурсников Тувинского государственного университета, которая оценивается как средняя. Показано, что в составе каждого факультета имеются студенты с неодинаковым уровнем подготовленности. Физическая подготовленность девушек хуже, чем у юношей.

Abstract. Physical fitness level of first-year students of Tuvan State University was rated and determined to fit medium level. It was shown that each faculty contains students with different physical fitness levels. Female students physical fitness is shown to be on the lower level than that of male students.

Ключевые слова: физическая подготовленность студентов, быстрота, сила, гибкость. Keywords: student physical fitness, quickness, strength, flexibility

Актуальность. Одной из важнейших задач в высших учебных заведениях является подготовка конкурентоспособных специалистов, которая отражает не только профессиональные качества, но и потенциал здоровья молодежи. Немаловажным показателем, характеризующим физическое здоровье, является физическая подготовленность. Повышение уровня функциональных возможностей систем организма, которые в совокупности формируют физическое здоровье, зависит, в том числе и [2], от наличия комплексной информации о состоянии студента. Поэтому цель нашего исследования -оценка физической подготовленности студентов-первокурсников Тувинского государственного университета. Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации. В связи с чем, задачами нашего исследования стали:

1) оценка силы и выносливости девушек и юношей;

2) сравнительная характеристика гибкости первокурсников;

3) определение быстроты и ловкости студентов.

Для определения уровня физической подготовленности студентов применялся метод поперечного исследования. Физические качества студентов определялись по методике Айзмана Р.И. и др. [1] с помощью тестов: для оценки быстроты - бег на 100 м; для оценки силы - сгибание, разгибание рук в висе на перекладине у мужчин (подтягивание); сгибание, разгибание рук, в упоре лежа (отжимание) у женщин; для оценки скоростно-силовых возможностей - упражнение вис на шведской стенке, подъем прямых ног в угол 90°(мужчины); подъем туловища из положения, лежа на спине (женщины); прыжок в длину с места; для оценки гибкости - наклоны туловища вперед-вниз из положения стоя; тестирование выносливости - бег на 1000 (женщины) и 2000 (мужчины) метров.

Интегральную оценку общей физической подготовленности студента определяли как среднее арифметическое значение показателей в шести контрольных испытаниях, выраженных в баллах. Выделяли пять уровней общей физической подготовленности: «низкий» (0-1,4 баллов), «ниже среднего» (1,5-1,9 баллов), «средний» (2,0-2,9 баллов), «выше среднего» (3,0-3,4 баллов), «высокий» (более 3,5 баллов).

Статистическую обработку полученных данных производили с использованием стандартного пакета программ STATISTICA 6.0. Количественные данные представлены в виде средних показателей (М) и ошибки среднего арифметического (m) при нормальном распределении показателей. Статистическую значимость различий определяли по парному t-критерию Стьюдента, Фишера для независи-

мых выборок, пороговый уровень статистической значимости принимали при значении критерия р < 0,05.

В исследовании принимали участие студенты-первокурсники: естественно-географического (ЕГФ), физико-математического (ФМФ), филологического (ФФ), инженерно-технического (ИТФ), сельскохозяйственного (СХФ), экономического (ЭФ), исторического (ИФ) факультетов и Кызылско-го педагогического института (КПИ). Всего 286 человек из них 189 девушек и 97 юношей.

В результате исследования были получены данные по показателям общей физической подготовленности у студентов первого курса, основной группы.

Быстрота - это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени (4).

При оценке быстроты (бег на 100 м) было выявлено, что лучшие средние показатели у юношей сельскохозяйственного факультета и девушек естественно-географического факультета. Однако, если у юношей СХФ результат оценивается как отличный, то у девушек ЕГФ как средний. У юношей разных факультетов оценка средних результатов быстроты следующая: ЕГФ - «очень плохо», ФМФ, ИФ - «неудовлетворительно», ИТФ - «удовлетворительно», КПИ - «отлично». Выявлены достоверные различия по показателям быстроты между факультетами среди юношей ЕГФ-ИФ; ЕГФ-ИТФ; ЕГФ-КПИ; ЕГФ-СХФ (р<0,001); ИФ-КПИ (р<0,005) (табл. 1). У девушек были выявлены следующие средние результаты быстроты: на ФМФ, ФФ, ИФ - ниже среднего, ИТФ, СХФ, ЭФ, КПИ - средний. Достоверные различия выявлены по показателям бега на 100 м среди девушек: ЕГФ-ИФ; ИФ-ФМФ(р<0,05); ЕГФ-ФФ; ФФ-ФМФ; КПИ-ФФ; ИТФ-ФФ; ФФ-ЭФ; СХФ-ФФ (р<0,001); ИФ-КПИ (р<0,01) (табл. 2).

Таблица 1

Средние показатели физической подготовленности юношей 1 курса ТувГУ М±т

Факультет Подтягивание Поднимание Прыжок в Гибкость, Бег на 100 Бег на

на ног в висе, длину с см м, сек. 2000 м,

перекладине, раз места, м мин.

раз

ЕГФ 12,5±0,4* 18,2±2,1* 219,8±4,9// 10,9±0,9 15,8±0,2* 7,5±0,4*

ФМФ 9,9±1,7/ 14,9±2,9// 219,4±5,0 10,1±3,0 14,7±0,8 8,4±0,4

ФФ - - - - - -

ИТФ 9,4±1,3* 11,3± 1,8 217,3±4,5 11,7±2,3 14,2±0,1 7,9±0,2

СХФ 10,8±1,3 6,3±0,7*/ 223,4±4,1// 12,2±1,9* 6,8±0,6* 8,9±0,3

ЭФ - - - - - -

ИФ 12,0±0,01* 3,6±0,3*/ 209,1±4,9// 5,9±0,7* 14,5±0,2 7,1±1,5*

КПИ 17,0±1,4*/ 13,7±1,3*// 215,8±3,3 15,0±0,6* 13,5±0,05 9,2±0,05*

Примечание: *достоверность различий между студентами факультетов (р<0,001); /(р<0,01); //(р<0,05)

Таблица 2

Средние показатели физической подготовленности девушек 1 курса ТувГУ М±т

Факультет Сгибание и Наклоны Прыжок в Гибкость, Бег на 100 Бег на 1000

разгибание туловища за длину с ме- см м, сек. м, мин.

рук в упоре, 1 мин, раз ста, м

раз

ЕГФ 10,0±0,6//* 19,1±0,8* 163,8±1,6* 13,7±0,6/ 18,0±0,2//* 5,5±0,2

ФМФ 12,2±1,3//* 16,2±1,4* 149,3±3,6*/ 12,9±0,8// 19,8±0,5* 5,9±0,2

ФФ 15,0±2,7* 25,9±2,8* 161,5±9,2// 16,5±1,6// 19,5±0,6*/ 6,2±0,4*

ИТФ 12,7±1,6* 13,5±2,3* 160,7±2,1/;// 12,2±1,1// 18,6±0,4* 6,0±0,3

СХФ 9,3±1,5* 33,7±1,7* 167,1±9,8 17,3±1,4* 18,1±0,2 6,8±0,4*

ЭФ 11,5±0,7* 32,2±1,5* 167,8±2,5 18,5±0,7*/ 18,4±0,2/ 4,3±0,04*

ИФ 10,5±0,2//;/ 24,7±0,6* 143,0±6,6*/ 8,5±0,7*/ 19,5±0,7// 5,3±0,2

КПИ 20,2±1,1*/ 37,4±2,4* 171,8±2,2*/ 18,7±0,5*/ 18,1±0,3 4,3±0,04*

Примечание: *достоверность различий между студентами факультетов (р<0,001); /(р<0,01); //(р<0,05)

В целом, у 42,6% юношей университета показатели быстроты оценивались как «очень плохо», у 3,3% «неудовлетворительно», у 5,4% «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично» у 17,6% и 31,1% соответственно. Среди девушек «очень плохие» результаты были отмечены у 41,1%, «неудовлетворительные» у 11,9%, «удовлетворительные» у 20,9%, «хорошие» у 11,4%, «отличные» у 14,6%. Таким образом, юношей с результатами «хорошо» и «отлично» больше по сравнению с девушками на 22,7%, что свидетельствует о лучшем развитии это качества у юношей ТувГУ.

Уровень силы характеризует состояние мышечной системы человека, которая обеспечивает двигательную, корсетную, насосную и обменную функции. Корсетная функция мышц спины обуславливает нормальную осанку, а также функции позвоночника и спинного мозга, предупреждая различные нарушения и заболевания, такие как дефекты осанки, сколиозы, остеохондрозы. Корсетная функция мышц живота играет важную роль в функционировании пищеварительной и мочевыделительной систем предупреждая такие заболевания как гастрит, колит, холецистит [5].

При оценке средних показателей силы мышц рук (подтягивания) у мужчин были получены следующие результаты: «отличный» у студентов КПИ, «хороший» у юношей ЕГФ и ИФ, «удовлетворительный» у студентов ФМФ, ИТФ и СХФ.

Среди девушек «отличный» результат показали студентки КПИ, «удовлетворительный» ФМФ, ФФ и ИТФ, на остальных факультетах результат «отжиманий» оценивается как «неудовлетворительный» и «очень плохой».

При рассмотрении результатов в подтягивании студентов разных факультетов были выявлены достоверные различия среди юношей ЕГФ-ИТФ, ЕГФ-КПИ, ИФ-КПИ, ИТФ-КПИ (р<0,001); КПИ-ФМФ(р<0,01) (табл.1). У девушек достоверные различия выявлены среди факультетов: ЕГФ-КПИ, ЕГФ-ФФ, ИФ-КПИ, ИФ-ФФ, КПИ-СХФ, КПИ-ФМФ (р<0,001); ИТФ-КПИ, ФФ-ФМФ(р<0,01) (табл. 2).

Для оценки силы мышц брюшного пресса мужчины выполняли упражнение вис на шведской стенке, подъем прямых ног в угол 90°. Учитывалось количество раз. На всех факультетах юноши показали «отличный» результат, за исключением СХФ, где средние показатели оцениваются как «удовлетворительные», и ИФ где средние показатели соответствуют «очень плохому».

Сила мышц брюшного пресса у женщин исследовалась с помощью теста: подъем туловища из положения, лежа на спине. Упражнение выполнялось одну минуту. Учитывалось количество раз. Среди девушек представленных факультетов средние показатели данного теста соответствуют оценке «неудовлетворительно» и « очень плохо». Лучшие результаты отмечены у девушек КПИ, худшие у девушек ИТФ.

Среди юношей ТувГУ «отличное» развитие брюшного пресса отмечено у 53,3%, «хорошее» у 10,9%, «удовлетворительное» у 8,6%, «плохое» у 12,5% и «очень плохое» у 14,5%. К сожалению, у девушек преобладающим является «плохое» - 27,1% и «очень плохое» - 57,3% развитие брюшного пресса, «отличное» и «хорошее» отмечено у 2,7% и 2,5% соответственно. Таким образом, сила брюшного пресса у девушек намного хуже по сравнению с юношами.

Нормальный уровень силы - необходимый фактор для хорошего здоровья, бытовой и профессиональной трудоспособности [4].

Большое значение в жизни человека имеет гибкость, обеспечивающая амплитуду движений в суставах. Гибкость - это не только умение ловко владеть своим телом. Хорошая подвижность в суставах спасает от вывихов, разрывов, других повреждений связок.

Анализ данных гибкости у юношей ТувГУ свидетельствует о недостаточном развитии этого качества, так в среднем «хорошему» уровню соответствуют только показатели юношей КПИ, «удовлетворительный» отмечен у юношей ЕГФ, ФМФ, ИТФ и СХФ у студентов ИФ «неудовлетворительный».

Тест на гибкость у девушек тоже свидетельствует о низком уровне ее развития, так средние показатели на ФФ, СХФ, ЭФ и КПИ соответствуют «удовлетворительным» результатам, на ЕГФ, ФМФ, ИТФ - «неудовлетворительным», на ИФ - «очень плохим».

Таблица 3

Распределение студентов по уровням общей физической подготовленности

Факультет Пол Общая физическая подготовленность, в%

низкая ниже среднего средняя выше среднего высокая

ЕГФ юноши - - 61,5±13,4 38,5±13,4 -

девушки 37,5±6,9 12,5±4,7 31,2±6,6 10,4±4,4 8,3±3,9

ФМФ юноши 12,5±11,6 - 75,0±15,3 - 12,5± 11,6

девушки 41,1±7,9 8,8±4,5 23,5±6,8 11,7±5,2 14,7±5,7

ФФ юноши - - - - -

девушки 28,5±8,2 17,8±6,9 46,5±9,1 3,5±3,3 3,5±3,3

ИТФ юноши 4,0±3,9 - 48,0±9,9 4,0±3,9 44,0±9,8

девушки 30,7±12,7 23,0±11,6 30,7±12,7 7,6±7,3 7,6±7,3

СХФ юноши 14,2±6,5 3,5±3,4 50,0±10,6 10,7±5,8 21,4±7,7

девушки 13,3±8,7 40,0±12,6 33,3±12,1 6,6±6,4 6,6±6,4

ЭФ юноши - - - - -

девушки - 5,0±4,8 55,5±11,1 25,0±9,6 15,0±7,9

ИФ юноши 33,3±15,7 11,1±10,4 22,2±13,8 22,2±13,8 11,1± 10,4

девушки 63,6±14,5 9,0±8,6 27,3±13,4 - -

КПИ юноши - - - 66,6±19,2 33,3±19,2

девушки - - 28,0±8,9 40,0±9,7 32,0±9,3

Итого юноши 10,7±3,1 2,4±1,5 42,8±5,0 23,7±4,3 20,4±4,1

девушки 26,8±3,2 14,5±2,5 46,0±3,6 13,1±2,4 10,9±2,2

В целом «очень плохой» результат был отмечен у 8,9% юношей и 16,2% девушек, «неудовлетворительный» у 27,5% юношей и 33,1% девушек, «хороший» у 19,9% юношей и 21,7% девушек, «отличный» у 16,3% юношей и 1,5% девушек.

Прыжки в длину отражают развитие скоростно-силовых способностей [2]. По прыжкам в длину «отличный результат был отмечен у 5,0% юношей и 5,9% девушек, «хороший у 10,2% юношей и у 6,7% девушек, «очень плохой» у 62,3% юношей и у 27,9% девушек, «неудовлетворительный» у 8,7% юношей и у 27,6% девушек.

Средние показатели результатов по прыжкам в длину у юношей всех факультетов соответствуют оценке «неудовлетворительно» и «очень плохо», у девушек «удовлетворительный» результат на ЭФ, СХФ и КПИ, «неудовлетворительный» на ЕГФ, ФФ, ИТФ, «очень плохой» на ФМФ и ИФ (табл.1,2).

Таблица 4

Средние значения общей физической подготовленности студентов разных факультетов_

Факультет Пол Оценка общей физической подготовленности Достоверность различий

ЕГФ юноши 2,9±0,1 с ИФ; КПИ (р<0,001)

девушки 2,0±0,1 с КПИ; ЭФ (р<0,001)

ФМФ юноши 2,3±0,3 с КПИ (р<0,05)

девушки 2,2±0,2 с КПИ (р<0,001); ЭФ (р<0,05)

ФФ юноши - -

девушки 1,9±0,1 с КПИ; ЭФ (р<0,001)

ИТФ юноши 3,1±0,2 с ИФ (р<0,01)

девушки 1,9±0,2 КПИ (р<0,001)

СХФ юноши 2,6±0,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

девушки 2,0±0,2 с КПИ; ЭФ (р<0,001)

ЭФ юноши -

девушки 2,8±0,1 с ЕГФ; ИФ; КПИ; СХФ; ФФ (р<0,001)

ИФ юноши 2,2±0,3 с ЕГФ (р<0,01)

девушки 1,5±0,2 с КПИ; ЭФ (р<0,001)

КПИ юноши 3,3±0,1 с ЕГФ(р<0,001); ИТФ; ИФ(р<0,01);ФМФ(р<0,05);

девушки 3,3±0,1 ИФ; ЕГФ; ЭФ; ИТФ; СХФ; ФФ; ФМФ; (р<0,001)

Итого: юноши 2,7±0,1 (р<0,001)

девушки 2,2±0,1 (р<0,001)

При оценке бега на 1000м (женщины) и 2000м (мужчины) было установлено, что средние показатели юношей ЕГФ и ИФ оцениваются как «отличные», ИТФ как «хорошие» ФМФ как «неудовлетворительные», на остальных факультетах как «очень плохие». Средние результаты бега девушек: «хорошие» на ЭФ и КПИ, «неудовлетворительные» на ИФ, на остальных факультетах «очень плохо». В целом показатели выносливости у девушек несколько лучше чем, у юношей так « очень плохие» результаты были отмечены у 50,7% юношей и 44,8% девушек, «неудовлетворительные» у 11,2% юношей и 11,3% девушек, «хорошие и отличные» у 1,9% и у 31,7% юношей и у 12,2% и 17,0% девушек.

Интегральная оценка общей физической подготовленности показала, что в составе каждого факультета присутствуют студенты с неодинаковым уровнем. Лучшая физическая подготовленность была отмечена у юношей и девушек КПИ, где 100% юношей и 72% девушек имели высокий и выше среднего уровни. Самые низкие результаты у юношей и девушек ИФ, где у 33,3% юношей и 63,6% девушек отмечен низкий уровень (табл.3). Выявлены достоверные отличия в уровне физической подготовленности между студентами разных факультетов: у юношей между ЕГФ-ИФ; ИФ-ИТФ; ИФ-КПИ (р<0,01); КПИ-ФМФ (р<0,05); ЕГФ-КПИ (р<0,001), у девушек между ЕГФ-КПИ; ЕГФ-ЭФ; ИФ-КПИ; ИФ-ЭФ; ИТФ-КПИ; КПИ-СХФ; КПИ-ФФ; КПИ-ФМФ; КПИ-ЭФ; СХФ-ЭФ; ФФ-ЭФ(р<0,001), ФМФ-ЭФ (р<0,05) (табл. 4). Физическая подготовленность человека является важнейшим показателем, определяющим его функциональное состояние и работоспособность. Многие исследователи утверждают, что просматривается взаимосвязь между физической подготовленностью, общим состоянием организма и работоспособностью [3].

Таким образом, у студентов-первокурсников Тувинского государственного университета преобладает средняя физическая подготовленность. Однако в составе каждого факультета имеются студенты с неодинаковым уровнем подготовленности. Как среди юношей, так и среди девушек наблюдается большое «расслоение» на совершенно неподготовленных физически и имеющих высокий уровень такой подготовки. У большей части студентов отмечен недостаточный уровень гибкости. У девушек ТувГУ плохо развита сила брюшного пресса. В целом физическая подготовленность девушек ниже по сравнению с юношами.

Список литературы

1. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Рубанович В.Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. Новосибирск - 2009. - 100с

2. Волков В.Л. Особенности формирования структуры физической подготовленности студентов педагогической специаль-ности./Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, Харьков. - 2007. -С.41-45.

3. Ерохина О. А., Деманова И. Ф. Исследование взаимосвязи физической подготовленности, здоровья и асоциального поведения студентов при подготовке к профессии./ Вестник Астраханского государственного технического университета, Астрахань. -2007. №3(38) - С.115-119.

4. Малявская С. И. Оценка физического развития и полового созревания девочек. Материалы 36-й областной научно-практической конференции педиатров Архангельской области. Архангельск, 26-28 апреля 2005. (часть 1).

5. Спортивная медицина: учеб. для ин-тов физ. культ. /Под ред. В.Л. Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 304с.

УДК: 612.825 (571.52)

DOI: 10.24411/9999-030A-2019-10015

Лопсан А.Д., аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Будук-оол Л.К., д.б.н., профессор, Тувинский государственный университет Lopsan A.D., Post-Graduate Student, Department of Anatomy, Physiology and Life Safety Buduk-ool L.K., doctor of biological sciences, professor, Tuva State University

Биоэлектрическая активность головного мозга тувинских юношей с различной двигательной

активностью

Bioelectric activity of the brain of Tuvinian young people with different motor activity

Аннотация. В статье рассматривается анализ биоэлектрической активности головного мозга, которая дает возможность определить адаптационные резервы индивида к воздействиям экстремальных нагрузок и условий. В исследовании приняли участие обучающиеся в возрасте 17-21 года СПО: юноши, занимающиеся общей физической подготовкой, педагогического колледжа и юноши, не занимающиеся спортом, строительного техникума.

Annotation. The article discusses the analysis of the bioelectrical activity of the brain, which makes it possible to determine the adaptation reserves of the individual to the effects of extreme loads and conditions. The study was attended by students aged 17-21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.