Научная статья на тему 'Биоэлектрическая активность головного мозга тувинских юношей с различной двигательной активностью'

Биоэлектрическая активность головного мозга тувинских юношей с различной двигательной активностью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биоэлектрическая активность / головной мозг / адаптационные резервы / обучающиеся / экстремальные нагрузки. / bioelectric activity / brain / adaptation reserves / students / extreme loads.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лопсан А. Д., Будук-Оол Л. К.

В статье рассматривается анализ биоэлектрической активности головного мозга, которая дает возможность определить адаптационные резервы индивида к воздействиям экстремальных нагрузок и условий. В исследовании приняли участие обучающиеся в возрасте 17-21 года СПО: юноши, занимающиеся общей физической подготовкой, педагогического колледжа и юноши, не занимающиеся спортом, строительного техникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лопсан А. Д., Будук-Оол Л. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bioelectric activity of the brain of Tuvinian young people with different motor activity

The article discusses the analysis of the bioelectrical activity of the brain, which makes it possible to determine the adaptation reserves of the individual to the effects of extreme loads and conditions. The study was attended by students aged 17-21 years SPO: young men engaged in general physical training, teacher training college and young men who do not play sports, building technical school.

Текст научной работы на тему «Биоэлектрическая активность головного мозга тувинских юношей с различной двигательной активностью»

При оценке бега на 1000м (женщины) и 2000м (мужчины) было установлено, что средние показатели юношей ЕГФ и ИФ оцениваются как «отличные», ИТФ как «хорошие» ФМФ как «неудовлетворительные», на остальных факультетах как «очень плохие». Средние результаты бега девушек: «хорошие» на ЭФ и КПИ, «неудовлетворительные» на ИФ, на остальных факультетах «очень плохо». В целом показатели выносливости у девушек несколько лучше чем, у юношей так « очень плохие» результаты были отмечены у 50,7% юношей и 44,8% девушек, «неудовлетворительные» у 11,2% юношей и 11,3% девушек, «хорошие и отличные» у 1,9% и у 31,7% юношей и у 12,2% и 17,0% девушек.

Интегральная оценка общей физической подготовленности показала, что в составе каждого факультета присутствуют студенты с неодинаковым уровнем. Лучшая физическая подготовленность была отмечена у юношей и девушек КПИ, где 100% юношей и 72% девушек имели высокий и выше среднего уровни. Самые низкие результаты у юношей и девушек ИФ, где у 33,3% юношей и 63,6% девушек отмечен низкий уровень (табл.3). Выявлены достоверные отличия в уровне физической подготовленности между студентами разных факультетов: у юношей между ЕГФ-ИФ; ИФ-ИТФ; ИФ-КПИ ф<0,01); КПИ-ФМФ ф<0,05); ЕГФ-КПИ ф<0,001), у девушек между ЕГФ-КПИ; ЕГФ-ЭФ; ИФ-КПИ; ИФ-ЭФ; ИТФ-КПИ; КПИ-СХФ; КПИ-ФФ; КПИ-ФМФ; КПИ-ЭФ; СХФ-ЭФ; ФФ-ЭФф<0,001), ФМФ-ЭФ ф<0,05) (табл. 4). Физическая подготовленность человека является важнейшим показателем, определяющим его функциональное состояние и работоспособность. Многие исследователи утверждают, что просматривается взаимосвязь между физической подготовленностью, общим состоянием организма и работоспособностью [3].

Таким образом, у студентов-первокурсников Тувинского государственного университета преобладает средняя физическая подготовленность. Однако в составе каждого факультета имеются студенты с неодинаковым уровнем подготовленности. Как среди юношей, так и среди девушек наблюдается большое «расслоение» на совершенно неподготовленных физически и имеющих высокий уровень такой подготовки. У большей части студентов отмечен недостаточный уровень гибкости. У девушек ТувГУ плохо развита сила брюшного пресса. В целом физическая подготовленность девушек ниже по сравнению с юношами.

Список литературы

1. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Рубанович В.Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. Новосибирск - 2009. - 100с

2. Волков В.Л. Особенности формирования структуры физической подготовленности студентов педагогической специаль-ности./Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, Харьков. - 2007. -С.41-45.

3. Ерохина О. А., Деманова И. Ф. Исследование взаимосвязи физической подготовленности, здоровья и асоциального поведения студентов при подготовке к профессии./ Вестник Астраханского государственного технического университета, Астрахань. -2007. №3(38) - С.115-119.

4. Малявская С. И. Оценка физического развития и полового созревания девочек. Материалы 36-й областной научно-практической конференции педиатров Архангельской области. Архангельск, 26-28 апреля 2005. (часть 1).

5. Спортивная медицина: учеб. для ин-тов физ. культ. /Под ред. В.Л. Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 304с.

УДК: 612.825 (571.52)

DOI: 10.24411/9999-030A-2019-10015

Лопсан А.Д., аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Будук-оол Л.К., д.б.н., профессор, Тувинский государственный университет Lopsan A.D., Post-Graduate Student, Department of Anatomy, Physiology and Life Safety Buduk-ool L.K., doctor of biological sciences, professor, Tuva State University

Биоэлектрическая активность головного мозга тувинских юношей с различной двигательной

активностью

Bioelectric activity of the brain of Tuvinian young people with different motor activity

Аннотация. В статье рассматривается анализ биоэлектрической активности головного мозга, которая дает возможность определить адаптационные резервы индивида к воздействиям экстремальных нагрузок и условий. В исследовании приняли участие обучающиеся в возрасте 17-21 года СПО: юноши, занимающиеся общей физической подготовкой, педагогического колледжа и юноши, не занимающиеся спортом, строительного техникума.

Annotation. The article discusses the analysis of the bioelectrical activity of the brain, which makes it possible to determine the adaptation reserves of the individual to the effects of extreme loads and conditions. The study was attended by students aged 17-21

years SPO: young men engaged in general physical training, teacher training college and young men who do not play sports, building technical school.

Ключевые слова: биоэлектрическая активность, головной мозг, адаптационные резервы, обучающиеся, экстремальные нагрузки.

Keywords: bioelectric activity, brain, adaptation reserves, students, extreme loads.

Актуальность. Сложное взаимодействие функциональной активности нейронов и их энергообеспечения указывает на необходимость исследований взаимосвязи между энергетическим обменом и работой нервных клеток. В связи с этим анализ биоэлектрической активности головного мозга дает возможность определить адаптационные резервы индивида к воздействиям экстремальных нагрузок и условий. В связи с этим была поставлена цель исследования: изучить биоэлектрическую активность головного мозга тувинских юношей с различной двигательной активностью.

Материалы и методы исследования. В исследовании участвовали обучающиеся в возрасте 17-21 года СПО: юноши, занимающиеся общей физической подготовкой, педагогического колледжа (с высокой двигательной активностью) (43 человека) и юноши, не занимающиеся спортом, строительного техникума (с низкой двигательной активностью) (40 человек). Для диагностики уровня биоэлектрической активности (энергетического метаболизма) клеток головного мозга использовали аппаратный комплекс «Анализатор медленной электрической активности мозга», который регистрирует уровень постоянных потенциалов (УПП) в лобном, теменном, затылочном и височных областях. УПП представляет собой медленно меняющийся устойчивый потенциал милливольтного диапазона (разность потенциалов), один из видов сверхмедленных физиологических процессов, регистрируемый между мозгом и референтными областями с помощью усилителей постоянного тока. Этот вид медленных потенциалов характеризует уровень относительно стабильного функционирования зон мозговых образований и является количественным показателем текущего функционального состояния исследуемого объекта, определяющего его физиологическую активность.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ УПП у тувинских юношей показал у них значительно превосходившие эталонные значения во всех отведениях, что свидетельствует об «умеренно повышенном» уровне потенциалов. «Умеренная повышенность» УПП свидетельствует о таком напряжении систем регуляции, отражающей высокую функциональную активность головного мозга при активном бодрствовании, эмоциональном напряжении.

По нашему мнению, «умеренная повышенность» УПП у тувинских юношей может явиться результатом адаптации энергетического метаболизма к условиям окружающей среды, поскольку некоторые исследователи, как Хаснулин В.И. (2013), Фокин В.Ф., Пономарева Н.В., (2003), считают, что проживание в условиях дискомфортного климатогеографического региона приводит к так называемому «северному стрессу», т.е. психоэмоциональному напряжению от суровых климатических условий, а в состоянии такого напряжения систем организма церебральный энергетический обмен усиливается.

В нашем исследовании юноши с высокой и низкой двигательной активностью не имели достоверных различий по УПП, что, возможно связано с невысоким уровнем физической нагрузки у юношей с высокой двигательной активностью, которая не привела к существенным перестройкам церебрального метаболизма на фоне общего повышения энергетического метаболизма, связанного с дискомфортными условиями проживания в Республике Тыва.

У юношей с высокой двигательной активностью выявлено повышение энергетического метаболизма клеток головного мозга в затылочной области, при этом распределение УПП отличалось от нормального: в связи с увеличением метаболической активности клеток в затылочной области нарушался принцип «куполообразности» распределения регистрируемых показателей. Как известно, адаптация к новым условиям происходит благодаря мобилизации функциональных резервов и требует определенного напряжения регуляторных систем (П.К. Анохин, 1989; Е.В. Семакова, 2015). Вероятно, адаптация к систематическим физическим нагрузкам привела к увеличению интенсивности нейроэнергометаболизма в затылочной области и к низкой экономичной метаболической активности клеток в левовисочной области. Важным аспектом анализа УПП является положение о том, что эти потенциалы отражают стоящие за ними состояния энергетического обеспечения деятельности нервных клеток, ответственных за деятельность, присущую спортсменам. Их уровень, прежде всего, определяется своевременной доставкой кислорода и возможностью его быстрого использования (Ха-бибуллина И.Р., 2009), поэтому у лиц, занимающихся физической нагрузкой, УПП в этом отведении (Oz) повышен.

Таким образом, юноши с высокой и низкой двигательной активностью характеризуются повышенным энергетическим метаболизмом, что может быть связано с проживанием в дискомфортных климатогеографических условиях региона, приводящих к так называемому «северному стрессу».

Список литературы

1. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин. — М.: Прогресс, 1989. — 196 с.

2. Хаснулин, В.И., Хаснулина, А.В. Устойчивость к психоэмоциональному стрессу на севере в зависимости от импринти-рованного типа адаптивного реагирования // Окружающая среда. — Новосибирск, 2013. — С. 8-13.

3. Фокин, В.Ф., Пономарева, Н.В. Энергетическая физиология мозга. - М.: Антидор, 2003. - 287 с.

4. Семакова, Е.В. Школьная адаптация при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью и ее психофизиологическая характеристика / Е.В. Семакова // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2. — С. 4329-4332.

5. Хабибуллина, И.Р. Уровень постоянных потенциалов головного мозга как показатель адаптации организма спортсменов к занятиям фехтованием // Теория и практика физической культуры. — 2009. — № 4. — С. 78-80.

УДК 301.085-053.7 + 61

DOI: 10.24411/9999-030A-2019-10016

Вяткина М.А., ст. III курса исторического факультета тувинский государственный университет Мендот Эл.Э., к.п.н., доцент кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл Республика Тыва, РФ Vyatkina MA, Art. III course of history faculty Tuva State University

Mendot El.E., Ph.D., Associate Professor of the Department of Physical Education, Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education "Tuva State University", Kyzyl Republic of Tyva, Russian Federation

Здоровый образ жизни студентов исторического факультета Тувинского государственного университета

Healthy lifestyle of students of the Faculty of History of the Tuva State University

Аннотация. В статье освящается здоровый образ жизни студентов исторического факультета Тувинского государственного университета. ЗОЖ - это концепция деятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя, отказа от вредных привычек. Annotation. The article deals with the healthy lifestyle of students of the Faculty of History of the Tuva State University. HLS is a concept of human activity aimed at improving and preserving health through appropriate nutrition, physical fitness, morale, and rejection of bad habits.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, спорт, физические упражнения, студенты, движение, питание. Key words: health, healthy lifestyle, sports, exercise, students, movement, nutrition.

Актуальность. Здоровый образ жизни (сокращённо ЗОЖ) - это образ жизни с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Не случайно спорт и ЗОЖ стали национальным приоритетом в России. В нашем XXI веке появились факторы, которые сильно подрывают здоровье человека. Загрязнение воздуха, стресс, появление «сидячей» работы, изобретение компьютеров и другие факторы крайне негативно сказываются вначале на здоровье, а потом и на жизни человека. Далее этот процесс приводит к ухудшению здоровья и жизни всей нации, что может привести к вымиранию целого этноса.

С точки зрения науки истории физическая культура и спорт являются не только данью религиозным культам и обрядам, но и средством выживания народа. К примеру, древняя Греция стала первым государством, пропагандирующим спорт как способ укрепления организма. Один из полисов древней Греции - Спарта - шагнул ещё дальше. Абсолютно все спартанцы занимались спортом - даже женщины, которые в Греции того периода не имели никаких прав. Конечно, это сказалось на спартанцах - они являлись одними из самых лучших воинов всего Древнего мира.

Мы исследовали здоровый образ жизни студентов 1-5 курсов исторического факультета Тувинского государственного университета. В ходе нашего исследования был применён социологический метод - анкетирование. Мы создали анкету, вопросы которой касались основных аспектов и принципов ЗОЖ у опрошенных: режимы дня и питания, подвижность и занятия спортом, наличие или отсутствие вредных привычек.

Численность опрошенных - 100 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.