Научная статья на тему 'Совокупная способность быстроты в эффективном формировании двигательных действий'

Совокупная способность быстроты в эффективном формировании двигательных действий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
619
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двигательная активность / двигательная деятельность / движение / быстрота / физические качества / упражнения. / motor activity / motor activity / movement / speed / physical qualities / exercises.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — О. А. Сбитнева

В статье обсуждается двигательная деятельность, двигательная активность и ее потребность. Обосновывается необходимость всестороннего развития, значимость физических качеств. Рассматривается быстрота, ее значение, развитие, уровни. Представлены упражнения для развития быстроты, тесты на определение быстроты. Даны рекомендации студентам для повышения физической подготовки, эффективности тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О. А. Сбитнева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOTAL CAPACITY OF THE SPEED IN THE EFFECTIVE FORMATION OF MOTOR ACTIONS

The article discusses motor activity, motor activity and its need. The necessity of comprehensive development, the importance of physical qualities. Considered fastness, its value, growth, levels. Exercises for development of speed, tests for determination of speed are presented. Recommendations are given to students to improve physical fitness, efficiency of the training process.

Текст научной работы на тему «Совокупная способность быстроты в эффективном формировании двигательных действий»

СОВОКУПНАЯ СПОСОБНОСТЬ БЫСТРОТЫ В ЭФФЕКТИВНОМ ФОРМИРОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

О.А. Сбитнева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10427

Аннотация. В статье обсуждается двигательная деятельность, двигательная активность и ее потребность. Обосновывается необходимость всестороннего развития, значимость физических качеств. Рассматривается быстрота, ее значение, развитие, уровни. Представлены упражнения для развития быстроты, тесты на определение быстроты. Даны рекомендации студентам для повышения физической подготовки, эффективности тренировочного процесса.

Ключевые слова: двигательная активность, двигательная деятельность, движение,

быстрота, физические качества, упражнения.

Для сохранения и укрепления здоровья, успешного обучения, освоения профессии, устойчивой умственной и физической работоспособности, физического развития и совершенствования, актуальным и значимым является применение средств физической культуры и спорта. Состояние психического и физического здоровья является залогом настоящего и будущего благополучия общества. К неотъемлемой части здоровья относится двигательная активность, являющаяся совокупностью движений, выполняемых в процессе жизнедеятельности человека. Двигательная активность зависит от социально-экономических, культурных факторов, физического воспитания и функциональных особенностей. Двигательная деятельность - это часть физических упражнений, разных по сложности, структуре движения, двигательному составу и двигательному действию. Движение - жизненно важная потребность, которая осуществляет нормальный рост и развитие организма, также это эффективное лечебное средство, предупреждающее заболевания, связанные с сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системами. Движения являются важной составной частью любого вида деятельности, психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Постоянный приток крови в мышцах, всесторонне стимулирует развитие студентов

в физическом, сенсорном и интеллектуальном направлении. Оптимальная двигательная активность выполняет роль своеобразного регулятора роста и развития организма, является необходимым условием для становления, совершенствования студента как биологического существа и социального субъекта. Необходимый объем двигательной активности является решающим в воспитании всесторонне развитого и здорового поколения. Благодаря физическим качествам возможна физическая деятельность и физическая активность студентов-спортсменов. К основным физическим качествам относятся выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость. Развитие каждого из этих качеств, способствует улучшению всех физических способностей организма. Начиная с уплотнения, утолщения и роста волокон, укрепления связок и заканчивая улучшением координации. Быстрота - набор физических упражнений, которые позволяют развивать характеристика скоростного движения. Состояние функционирования основных физиологических систем характеризуется уровнем развития скорости. Средствами развития быстроты являются соревновательные упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, скорост-но-силовые упражнения, подвижные и спортивные игры. Во многих видах спорта решающим фактором является быстрота.

Различают несколько видов скоростных качеств: Предельная быстрота отдельных движений (эта разновидность важна в теннисе, бейсболе и др.). Быстрота реакции -это скорость реакции на изменения внешних возбудителей во время игры. Быстрота как характеристика темпа движения (данная разновидность быстроты важна в упражнениях циклического характера, представляет собой быстрое чередование действия и бездействия необходимых групп мышц. С ее помощью не только увеличивается темп движения, но и повышается эффективность движения с меньшей затратой энергии. Практически все циклические виды спорта используют эту разновидность, особенно в марафонском беге, гребле, плавании и др.). Большинство видов спорта используют все разновидности скоростных качеств в сочетании. Основными средствами развития разных форм быстроты являются упражнения, которые требуют быстрые двигательные реакции, высокую скорость и частоту выполнения движений. Скоростные нагрузки, соответствующие уровню занимающихся, не требующие слишком больших силовых напряжений и значительной скоростной выносливости, являются необходимыми для всех возрастов. Особенно в зрелом возрасте, когда происходит уменьшение физической дееспособности и понижение скорости движений человека. При периодическом включении кратковременных, но высокоинтенсивных анаэробных нагрузок в процесс выполнения циклических упражнений повышается аэробный синтез АТФ. Стабилизация уровня быстроты движений не обуславливает развитие физических качеств и быстрый прогресс. Чем выше уровень развития физических качеств и совершеннее техника, тем труднее их улучшить. Студент должен постоянно заставлять себя выполнять движения быстрее, проявляя значительные волевые усилия. Чтобы это сделать необходимо создавать облегченные условия, в которых быстрота движений превышает устоявшийся уровень студента. Выполнять упражнения для развития быстроты следует равномерным методом, средней интенсивности. Далее применять метод переменных, повторно-

переменных упражнений с интенсивностью движений 80-85%. Быстрота является определяющим фактором во многих видах спорта, имеет большое значение развития этой характеристики для достижения наилучших результатов. Упражнения для развития быстроты двигательной реакции и скорости движений можно разделить по видам спорта, в которых они применяются. Легкая атлетика: ускорение со старта из разных исходных положений (сидя, лежа лицом вверх или вниз, из упора лежа, спиной вперед; бег с максимальной скоростью на 30 - 60 м.; скоростное движение в нестандартных положениях: на коленях, на четвереньках, ползком и др. с максимально возможной скоростью). Волейбол: Ускорения с резкой сменой направления, ускорения из разных исходных положений по зрительному сигналу, имитационные упражнения с быстрым выполнением отдельного движения, эстафеты на быстроту. Лыжные гонки: ускорение на лыжах с различными техниками движения; скоростной забег на лыжах без палок на расстояние 100-150 м; челночный бег на лыжах 10-15 м. Бокс: нанесение серий быстрых ударов руками и/или ногами с максимальной частотой по воздуху или на снарядах, прыжки на скакалке, многократные прыжки на одной или двух ногах. Футбол: бег с ускорениями по виражу, кругу, восьмерке; челночный бег 3х10 м; интенсивный бег с комбинацией различных прыжков; бег с «тенью» (повторение движений прыжками, поворотами); прыжки: двойной, тройной, с места. Плаванье: скоростные заплывы на 50 метров; отработка старта нырком; заплыв на 200 метров с чередованием по 25 метров ускорения с максимальной скоростью и замедлением с обычной скоростью. Баскетбол: челночный бег 10 пробежек по 10 м; челночный бег с введением мяча, это упражнение не только развивает быстроту, но и так улучшает способность введения мяча; метание мяча с трех очковой линии; в прыжке поймать мяч, брошенный партнёром и до приземления бросить обратно. Для повышения уровня физической подготовки, эффективности тренировочного процесса, реализации спортивных достижений, студентам необходи-

мо уделять особое внимание развитию скоростных качеств. Существуют ряд тестов для оценки скоростных способностей: тесты оценки быстроты простой и сложной реакции (характеризуется временем простой реакции, измеряемой в условиях, когда заранее известен тип сигнала, способ ответа, время в сложной реакции, когда тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны). Тесты оценки скорости одиночного движения (измеряется время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п., с помощью биомеханической аппаратуры). Тесты оценки максимальной быстроты движений в разных суставах (измеряется частота движений рук и ног, с помощью теппингтестов). Регистрируется число движений руками или ногами за 520 с. Тесты оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции. В этом тесте проводятся забеги на 30, 50, 60,

100 м на скорость преодоления дистанции из разных положений. Время измеряется вручную, фотоэлектронными или лазерными устройствами, которые позволяют фиксировать важные показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения. С помощью скоростных упражнений достигается развитие и укрепление мышечно-связочного аппарата, улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма, повышается общая тренированность. Воспитанием быстроты следует заниматься ежедневно, вечером, при высокой работоспособности организма. Развитие скоростных качеств повышает общую физическую подготовку, а также эффективность тренировочного процесса. Возникает необходимость развития скоростных качеств для успешной сдачи контрольных, зачетных нормативов по дисциплине физическая культура, норм ГТО.

Библиографический список

1. Гелецкий В.М. «Теория физической культуры и спорта», учебное пособие. Красноярск ИПК СФУ, 2008.

2. Матвеев Л.Л. «Основы спортивной тренировки», учебное пособие для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1977.

3. Назаренко Л.Д. «Оздоровительные основы физических упражнений». - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.

4. Николаев А.А. «Двигательная активность и здоровье современного человека», учебное пособие. Смоленск СГИФК, СГУ, 2005.

THE TOTAL CAPACITY OF THE SPEED IN THE EFFECTIVE FORMATION OF

MOTOR ACTIONS

O.A. Sbitneva, senior lecturer

Perm state agrarian and technological university named after academician D.N. Pryanishnikov (Russia, Perm)

Abstract. The article discusses motor activity, motor activity and its need. The necessity of comprehensive development, the importance of physical qualities. Consideredfastness, its value, growth, levels. Exercises for development of speed, tests for determination of speed are presented. Recommendations are given to students to improve physical fitness, efficiency of the training process.

Keywords: motor activity, motor activity, movement, speed, physical qualities, exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.