Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ УрФО'

АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ УрФО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
208
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ МАССЫ ТЕЛА / КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ НОРМА / HEALTH / MORFOFUNCTIONALIS PARAMETERS / PHYSICAL DEVELOPMENT / QUANTITATIVE STRUCTURE OF WEIGHT OF A BODY / THE CONSTITUTIONAL TYPE / FUNCTIONAL RESERVES / ADAPTABLE OPPORTUNITIES / REGIONAL NORM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сидорова К. А., Сидорова Т. А., Драгич О. А., Горшкова Л. Т.

В статье дан сравнительный анализ морфофункциональной изменчивости организма студентов 17-20 лет, обучающихся в сельскохозяйственных вузах Уральского Федерального Округа. Выявленные данные могут служить нормативным материалом и отражают региональные особенности в развитии и формировании организма человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сидорова К. А., Сидорова Т. А., Драгич О. А., Горшкова Л. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS MORFO- FUNCTIONALIS VARIABILITY OF ORGANISM STUDENT

In clause the comparative analysis morfofunctionalis is given to the importance of an organism of students of 17-20 years of trainees in agricultural high schools of the Ural Federal district. The revealed data can serve as a normative material and reflect regional features in development and formation of an organism.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ УрФО»

ми вуза и представителями предприятий АПК;

- участие представителей предприятий АПК в определении тематики курсовых и выпускных квалификационных работ, научное руководство и проведение экспертизы выполненных работ в виде рецензирования, возможности для внедрения;

- использование практико-ориен-тированных форм обучения;

- использование информационнообразовательных и интеллектуальных ресурсов научных и других учреждений АПК;

- проведение корпоративных конференций, научно-методических тренингов, дискуссий в режиме on-line, проведение мониторинга эффективности подготовки специалистов сельского хозяйства.

Показателями готовности студен-тов-выпускников к корпоративной профессии в сфере АПК являются:

- количество студентов, изучающих специализированные учебные предметы, выходящие за рамки стандартов;

- наличие курсовых и выпускных квалификационных работ, рекомен-

дованных к внедрению на предприятиях АПК, а также к публикациям для широкой общественности. В принципе, необходимо организовать присутствие представителей сферы АПК в ходе защиты названных выше работ студентов, а также выезд в хозяйство, которое сделало заказ на разработку практической задачи. При защите выпускной квалификационной работы должны присутствовать инженерно-технический и управленческий состав, который оценивает значимость, полезность работы студента и дает заключение на внедрение;

- количество студентов, проходящих производственную практику по профилю специальности;

- сотрудничество студентов с наставниками, научными руководителями из организаций и предприятий АПК;

- создание корпоративных кафедр для организации непрерывного образования специалистов сферы АПК [4, с. 17].

Корпоративное образование предусматривает единство образовательных, научных и других учреждений АПК и не требует глобальных из-

Здоровье

менений в структурном менеджменте и финансовом обеспечении.

Корпоративное образование нельзя считать законченным по выпуску студентов из вуза. Высшее образовательное учреждение сельскохозяйственного профиля должно иметь гибкие структурные группы преподавателей и практических специалистов, чтобы вовремя реагировать на запросы рынка дополнительных образовательных услуг.

Для этого они должны быть оснащены новейшей информационной техникой, наладить использование современных дистанционных технологий открытого образования. Важным аспектом в инновационных программах является то, что они создают возможности дистанционного консультирования, когда клиент и специалист находятся на больших расстояниях, но не только слушают, но и видят друг друга на мониторах.

Чтобы быть готовыми к работе в таких научных учреждениях, в образовательных учреждениях нужно использовать инновационные методы корпоративного образования.

Литература

1. Сёмин А.Н. Влияние кадрового потенциала на эффективность аграрного производства // Аграрный вестник Урала. -2008. - № 2. - С. 25-28.

2. Советский энциклопедический словарь. - М.: "Энциклопедия", 1985. - 633 с.

3. Гордеев А.В. Приоритетный национальный проект "Развитие АПК": итоги реализации в 2006-2007 годах // Аграрный вестник Урала. - №2. - С. 4-7.

4. Тараканова Е.В. Взаимодействие вуза и корпорации в условиях становления непрерывного корпоративного образования: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Тюмень, 2006. - 23 с.

АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОИ ИЗМЕНЧИВОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ УрФО

К.А. СИДОРОВА,

доктор биологических наук, профессор ТА. СИДОРОВА,

преподаватель, Тюменская ГСХА, г. Тюмень О.А. ДРАГИЧ,

доктор биологических наук, профессор Л.Т. ГОРШКОВА,

преподаватель, Тюменская ГНГУ, г. Тюмень

Ключевые слова: здоровье, морфофункциональные параметры, физическое развитие, количественный состав массы тела, конституциональный тип, функциональные резервы, адаптационные возможности, региональная норма

Общепризнанно, что ведущими критериями здоровья являются физическое развитие и адаптационные возможности организма [5, 6, 7, 8, 9,

10, 11], хотя до сих пор не существует единого подхода к их оценке [1, 2,

3, 4].

Студенческий возраст в онтогенетическом аспекте представляет

здоровья в этот период может служить контролем эффективности всей системы гигиенических мероприятий, проводимых на предшествующих этапах онтогенеза при сложившемся

собой период, когда заканчивается биологическое созревание человека и все морфофункциональные показатели достигают своих дефинитивных размеров. В этот момент характерна отработка взаимодействия различных звеньев физиологических систем и взаимоотношения органов и систем. Поэтому уровень развития

Health, morfofunctionalis parameters, physical development, quantitative structure of weight of a body, the constitutional type, functional reserves, adaptable opportunities, regional norm

образе жизни, и регламентировать дальнейшую деятельность по оздоровлению подрастающего поколения, вносить необходимую коррекцию.

Актуальность обсуждаемых вопросов, а также недостаточность сведений о закономерностях формирования и развития, функциональных резервах юношеского организма в условиях одного из важнейших для экономики России регионов явились побудительными мотивами в выполнении данной работы.

Цель и методика исследования

Цель исследования - изучить закономерности индивидуальной и типологической изменчивости морфофункциональных параметров организма студентов в условиях Уральского федерального округа - в зависимости от места проживания, возрастно-половой принадлежности и уровня двигательной активности в период юношеского возраста.

Было проведено комплексное изучение морфофункционального состояния организма юношей и девушек 17-20 лет. Всего было обследовано 1500 студентов, обучающихся в сельскохозяйственных вузах Тюмени, Челябинска и Перми. Весь исследуемый контингент студентов обследовали с 2002 по 2004 годы экспедиционным методом. Обследуемые распределялись по месту учебы (Тюмень - Челябинск - Пермь), по месту прежнего проживания (город

- село), по половому признаку (юноши - девушки), а также была выделена группа с высоким уровнем двигательной активности.

Исследование проводилось с помощью следующих методов: антропометрических измерений, функциональных исследований и проведения функциональных проб. По антропометрическим данным были рассчитаны массо-ростовые соотношения, состав массы тела, тип телосложения, конституциональный тип. Функциональное состояние организма обследуемых студентов определяли по исследованию кардиореспираторной системы, мышечной силы, гемодина-мическим показателям, вегетативному индексу Кердо, адаптационному потенциалу. Диапазон функциональных резервов организма студентов и физическую работоспособность определяли по реакции организма на дозированную физическую нагрузку: проба Мартинэ-Кушелевского, проба Руфье, расчет пробы Руфье-Диксона, степ-тест PWC170. Проводили математическую обработку результатов.

В ходе комплексной оценки физического развития молодежи учитывали антропометрические показатели, которые наиболее постоянны и отражают возрастные закономерности в развитии организма. Был установлен целый ряд соматических особенностей. Было выявлено, что показатели

физического развития обследуемых студентов зависимы от природноклиматических, экологических и социально-экономических факторов. Структура тела студентов города по величинам длины и массы тела оценивается наибольшими значениями, тогда как показатели окружности грудной клетки и ширины плеч преобладают у сельских сверстников, т.е. в условиях сельской местности наблюдается уменьшение продольных и увеличение поперечных размеров тела, что объясняется влиянием различных условий развития и формирования организма.

Применение полученных данных по компонентному составу тела позволяет более объективно характеризовать групповые особенности и индивидуально-типологические различия в организме обследуемых студентов. Возрастная изменчивость абсолютных и относительных показателей компонентного состава тела отражает анаболическую направленность процессов, которая характерна для определенного периода онтогенеза. Нарастание массы компонентов отмечается значительной вариабельностью внутри возрастных групп. Изменчивость состава жировой, мышечной и костной тканей во многом обусловлена факторами, определяющими формирование организма по мужскому и женскому типу. Как показал анализ средних данных, в структуре массы тела преобладает мышечный компонент, затем жировой и в меньшем процентном отношении - костный. Условия проживания влияют на количественный состав массы тела: самые высокие цифры жирового компонента установлены среди сельских учащихся, тогда как у сверстников из города отмечаются наибольшие значения в показателях мышечного и костного компонентов, что определяется различными условиями проживания и развития.

Конституциональный тип можно расценивать как относительный генетический маркер индивидуальной изменчивости человека. Формирование различных типов конституции определяется способностью организма человека отвечать определенной реактивностью на отдельные факторы окружающей среды, в результате по-разному реализуется генетически обусловленная тенденция на скорость ростовых процессов. Анализируя полученные результаты, выявили, что во всех исследуемых группах преобладают нормостеники. Выявлена значительная разница в распределении студентов по конституциональным типам в зависимости от места прежнего проживания: у сельских учащихся ярко выраженное увеличение числа гиперстеников. Благодаря наличию в

Здоровье

исследуемых группах индивидов с различными типами конституций, формируется устойчивая популяция, которая хорошо адаптирована к условиям окружающей среды.

Физическое развитие человека тесно связано с функциональным состоянием организма - еще одной составной частью здоровья. Совокупность морфологических и функциональных показателей, их значение, следует рассматривать с позиции одного из принципов биологии - единства структуры и функции. Физио-метрические показатели определяют уровень функциональной устойчивости и отражают индивидуальную изменчивость организма. Выявлено, что физиометрические показатели у обследуемых студентов имеют меж-групповые и региональные различия: уровень функциональных показателей сердечно-сосудистой системы определяется возрастно-половыми особенностями и комплексом факторов окружающей внешней среды. У сельских юношей и девушек отмечаются высокие значения частоты сердечных сокращений, систолического и диастолического артериального давления, что, по нашему мнению, объясняется реакцией организма на смену условий проживания.

Установлено, что параметры кровообращения зависят от ряда факторов: количества и вязкости крови, поступающей в сосудистую систему, емкости сосудистой системы, интенсивности оттока через кровеносное русло, напряжения стенок артериальных сосудов, окружающих условий. Для оценки оптимальной деятельности сердечно-сосудистой системы использовали целый ряд расчетов, позволяющих объективно характеризовать работу сердца и сосудов. Наши исследования выявили, что по гемодинамическим показателям организма студентов юношеского возраста имеются межгрупповые и индивидуальные различия: тенденция к увеличению СОК и ИК у сельских учащихся с понижением Уд.ПСС, что характеризуется влиянием различных социально-экономических и экологических факторов внешней среды.

Органы дыхания, как и органы других функциональных систем человека, подвергаются приспособительной перестройке, направленной на обеспечение нормальной жизнедеятельности организма. Одним из важных показателей функционального состояния дыхательной системы является жизненная емкость легких. Оценка индивидуальных значений ЖЕЛ ведется путем сопоставления полученных при исследовании величин с должными. В той или иной степени ДЖЕЛ базируется на антропометрических данных и на возрасте испытуемых. В нашем исследовании выявлено, что физиометрические по-

казатели дыхательной системы характеризуются оптимальными значениями среди студентов, проживающих в сельской местности.

При исследовании вегетативной нервной системы определялся исходный вегетативный тонус, вегетативная реактивность, дающие представление о гомеостатических возможностях организма, и вегетативное обеспечение деятельности, для изучения адаптационных механизмов. Показатели вегетативного обеспечения позволяют судить об адекватности вегетативного обеспечения деятельности организма. Выявлена изменчивость вегетативного регулирования организма студентов, проживающих в условиях города и села. Преобладание у сельских жителей симпатического, а у городских

- парасимпатического влияния вегетативной нервной системы является результатом воздействия окружающей среды на организм студентов. Необходимо отметить, что при повышенном симпатическом тонусе наблюдается усилении процессов катаболизма, характерного для напряженного функционирования и расходования резерва организма. Парасимпатическое преобладание также указывает на сдвиг равновесия, но в более благоприятном, анаболическом варианте метаболизма и более экономичном режиме функционирования организма. Нарастание процента лиц с ваготоническим тонусом является важным положительным механизмом, обеспечивающим экономное функционирование всех систем организма.

Оценивая интегральные показатели кардио-респираторной системы

- физическую работоспособность и максимальное потребление кислоро-

да, мы стремились получить представление о функциональных возможностях обследованных нами студентов, о наличии или отсутствии функциональных сдвигов рассогласования в деятельности их организма. Физическая работоспособность - это комплексное понятие. Оно определяется значительным числом факторов: морфофункциональным состоянием органов и систем, психо-эмоциональ-ным статусом и др. Комплексная оценка физического развития позволяет выявить резервные возможности организма. Максимальное потребление кислорода - основной показатель, отражающий функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а в целом состояние аэробной производительности.

Наибольшая толерантность организма к физическим нагрузкам установлена у студентов сельской местности, что отражается в повышении адаптивных резервов и большей устойчивости организма на воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды. Показатели физической работоспособности определяются величиной воздействия на организм максимальных физических нагрузок. Проведение функциональных проб с дозированной нагрузкой позволило выявить региональные особенности и межгрупповые различия. Данное исследование позволило значительно дополнить сведения по функциональному состоянию организма студентов, объективно характеризовать работоспособность жизненноважных систем обследуемых, а также судить о состоянии здоровья и о готовности к трудовой деятельности.

Выводы. Рекомендации

Полученные нами региональные индивидуально-типологические нор-

Здоровье

мы морфофункциональных показателей организма юношей и девушек 17-20 лет рекомендуются медицинским работникам при оценке состояния здоровья и профилактических осмотрах учащихся высших учебных заведений Уральского федерального округа.

Результаты исследования, касающиеся морфофункционального состояния организма юношей и девушек 17-20 лет сельской и городской местности Уральского федерального округа, следует применять медикам, валеологам, педагогам при разработке коррекционных мероприятий, направленных на выявление предпато-логических состояний.

Полученные региональные данные о морфофункциональных особенностях развития организма сельских и городских студентов с учетом их индивидуально-типологической изменчивости необходимо использовать при формировании региональных оздоровительных программ, а также при организации учебного процесса в учебных заведениях Уральского федерального округа.

Объем двигательного режима при занятиях физической культурой и спортом должен учитывать влияние антропогенных факторов и уровень урбанизированной среды, что позволяет более оптимально адаптироваться и повысить уровень здоровья учащихся.

Полученные данные следует использовать при разработки рекомендаций по формированию у студентов потребностей выполнения естественных норм двигательной активности и включение в учебные программы медико-валеологичес-ких знаний по здоровому образу жизни.

Литература

1. Агаджанян H.A. Проблема адаптации и экологии человека // Экология человека (под ред. В.П.Казначеева). - М.: Наука, 1988. - С.93-103.

2. Агаджанян H.A., Кузьменко Л.Г. Антропогенное загрязнение окружающей среды и состояние здоровья детей в некоторых

регионах России // Экопатология детского возраста (под ред. В.Н.Ярыгина). - М.: Медицина, 1995. - С.188-227.

3. Максимова Т.М. Соотношение показателей физического развития населения и распространенности патологии // Сов. здравоохранение, 1991, №3. - С.38-41.

4. Максимова Т.М. Физическое развитие детей в условиях формирования новой социальной структуры населения // Про-

блемы социальной гигиены и история медицины. - 1998. - №2. - С.14-18.

5. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. - Новосибирск, 1989. - 164 с.

6. Щедрина А.Г. Понятие индивидуального здоровья - центральная проблема валеологии. - Новосибирск, 1996. - 50 с.

7. Щедрина А.Г. В XXI век с новой методологией оценки здоровья // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Мате-

риалы X межд. симпозиума. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - С.618.

8. Ямпольская Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития населения // Гигиена и санитария. - 1996. - №1. -С.24-26.

9. Bergmann K.E. Anthropometric data and obesity / K.E.Bergmann, G.B.Mensink. - Gesunfhei-twesen, 1999. - V.61. - Spec No: S.115-

120.

10. Carter J.L. Somatotypes of 7- to 16-year-old boys in Saskatchewan, Canada / J.L.Carter, R.L.Mirwald, B.H.Heath-Roll e.a. // Amer. J. Hum. Biol., 1997. - V.9, №2. - P.257-272.

11. Krongsdier R. Assessment of growth and nutritional status; An anthropological perspective / R.Krongsdier. // Acta med. Auxel., 1996. - V.28, №3. - P.117-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.