________________________Образование
особенности психофизиологических параметров организма студентов в процессе их адаптации
к обучению в вузе
т. А. СИДОРОВА,
aспирaнm, ТюменсКая ГСХА 625041, г. Тюмень, ул. Институтская, д. 4; тел. 8(3456)62-56-42
Положительная рецензия представлена В. Н. Домацким, доктором биологических наук, профессором, заместителем директора по науке ВНИИВЭА.
Ключевые слова: показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сферы.
Keywords: indicators of cardiovascular and respiratory systems, psychomotor, intellectual, communicative sphere.
В студенческий период, когда физиологические системы эмоционально-вегетативного реагирования испытывают значительное напряжение и особенно подвержены неблагоприятным воздействиям окружающей среды, учебная нагрузка и влияние социально-психологических факторов повышаются [3]. Деятельность студентов в процессе обучения сопряжена с усиленной нагрузкой на организм, приводящей к неэкономичной трате функционального резерва. Вследствие этого снижается работоспособность, развивается утомление [1, 5, 6].
Начало обучения в вузе связано с изменением социального окружения, места жительства, привычного ритма жизни, интеллектуальными нагрузками и т. д., что является причиной психофизиологического стресса и требует адаптации организма [2, 4]. В доступных литературных источниках данных по психофизиологическим особенностям девушек 17-22 лет, начавших обучение в вузе в условиях Северного Зауралья, недостаточно, поэтому изучение данной проблемы является актуальным.
Целью нашего исследования было изучить особенности психофизиологических параметров организма студенток 17-22 лет в условиях юга Тюменской области в зависимости от места прежнего проживания (в процессе их адаптации к обучению в вузе).
Для решения поставленной цели было проведено комплексное изучение психофизиологического состояния организма девушек 17-22 лет. Всего было обследовано 480 студенток, обучающихся в Тюменской государственной сельскохозяйственной академии.
Проведенное нами исследование позволило выявить ряд особенностей в формировании функционального статуса, которыми различается развитие девушек в зависимости от места прежнего проживания.
Анализируя различия ЧСС и АД в зависимости от места прежнего проживания, установили, что во всех исследуемых группах более высокие значения имеют сельские девушки по сравнению с их городскими сверстницами. С увеличением года обучения в вузе отмечено снижение показателей ЧСС.
Таким образом, у обследуемых девушек 17-22 лет выявляются межгрупповые различия в функциональных показателях сердечно-сосудистой системы. Отмечено преобладание ЧСС и АД у сельских жителей, по нашему мнению, это объясняется сменой прежнего места жительства. Полученные данные позволяют расширить характеристику функций жизненноважных систем и определить диапазон индивидуально-типологической изменчивости в физиометрических показателях организма девушек.
52
По величинам ПД, АДср., СОК, МОК, СИ, ИК установлены достоверные отличия в зависимости от места прежнего проживания: исследуемые показатели больше у сельских девушек во всех исследуемых группах; по показателям ПСС и УдПСС выявлена противоположная тенденция. С увеличением года обучения отмечена тенденция к увеличению по величинам ПД, АДср., СОК, МОК, СИ, ИК; по ПСС, УдПСС — тенденция к снижению.
Таким образом, показатели деятельности сердца и центральной гемодинамики имеют различия в зависимости от прежнего места жительства и года обучения в вузе, что является следствием различного образа жизни у сельских и городских девушек. Полученные расчетные данные подтвердили межгрупповые и индивидуальные различия, выявленные при изучении физического развития. У сельских и городских жительниц наблюдается индивидуальный диапазон изменчивости в рассматриваемых гемодинамических показателях.
Сравнивая показатели ЖЕЛ и ЖИ в зависимости от места прежнего проживания, выявили, что у сельских студенток всех исследуемых групп отмечены достоверно наибольшие значения. Наши исследования выявили возрастные различия во всех исследованных группах по величинам ЖЕЛ, ЖИ и ДЖЕЛ: максимальные значения по всем показателям имеют девушки 5 курса.
ЖЕЛ является одним из важнейших показателей функционального состояния аппарата внешнего дыхания. Ее величины зависят как от размеров легких, так и от силы дыхательной мускулатуры. Оценка индивидуальных значений ЖЕЛ ведется путем сопоставления полученных при исследовании величин с должными. В той или иной степени ДЖЕЛ базируется на антропометрических данных и на возрасте испытуемых. В нормальных условиях соотношение ЖЕЛ/ДЖЕЛ не бывает менее 85 % [7]. При расчете выявили, что соотношение ЖЕЛ/ДЖЕЛ у студенток, как сельских, так и городских, во всех исследуемых группах больше 85 %. Также было выявлено, что у сельских девушек рассматриваемый показатель выше, чем у их городских сверстниц, и увеличивается по мере увеличения года обучения.
Таким образом, полученные результаты исследования сердечно-сосудистой и дыхательной систем установили гетерохронность в развитии показателей. У сельских девушек наблюдается функциональное напряжение в показателях сердечно-сосудистой системы, что является результатом смены привычной обстановки, а у городских девушек отмечено напряжение в показателях дыхательной системы, что объясняется низким уровнем индивидуального здоровья. Индивидуальнотипологическая изменчивость, определяемая по морфологическим признакам, находит свое подтверждение
'М'М'М. т-эуи. пэгоб. ги
в физиологических исследованиях сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Полученные результаты исследования высшей нервной деятельности свидетельствуют, что типом высшей нервной деятельности, характеризующимся высокой степенью стрессоустойчивости, обладают в большей мере сельские девушки 1 курса: 83 % против 47 % у городских девушек 1 курса; на 3 и 5 курсах достоверных отличий в зависимости от места прежнего проживания не отмечено.
Для более углубленного изучения свойств темперамента было проведено исследование формально-динамических свойств индивидуальности. Данное исследование позволяет выявить уровень психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сферы личности.
Выявлен высокий нормативный уровень психомоторной сферы у всех исследуемых девушек, как сельских, так и городских. Но более высокое значение данного показателя преобладает у городских девушек во всех исследуемых группах. Для данных групп характерно следующее: нормальный мышечный тонус, обычная (частично повышенная) потребность в движении, средняя и высокая работоспособность.
В интеллектуальной сфере показатели у большинства обследованных девушек средние и совсем незначительное количество девушек имеют низкие значения во всех исследуемых группах. Это означает, что студентки имеют средние и низкие уровни интеллектуальных возможностей, средне выраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, нормальную гибкость мышления, стереотип мышления.
В коммуникативной сфере высокий уровень достоверно выявлен у студенток 3 курса, как сельских, так и городских. В зависимости от места прежнего проживания, на 1 курсе этот показатель имеет достоверно большие значения у городских девушек. На 3 и 5 курсах более высокий уровень коммуникативной сферы выявлен у сельских студенток по сравнению с их городскими сверстницами. Следовательно, все исследованные
девушки, как сельские, так и городские, обладают нормальной и высокой потребностью в общении, у них достаточно большой «круг» контактов, легкость вступления в новые социальные контакты, у части — стремление к лидерству. Обычная скорость речевой активности, легкая плавная речь.
Таким образом, выявленные значения индексов формально-динамических свойств индивидуальности позволяют сделать вывод о том, что уровни психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной, эмоциональной и общей активности в норме у значительной части обследованных девушек 17-22 лет юга Тюменской области. Особенно важно, что индекс общей адаптивности в норме у подавляющего количества студенток в целом.
Результаты настоящего исследования позволили выявить особенности функционального и психологического состояния девушек 17-22 лет, проживающих на юге Тюменской области, а также оценить уровень адаптации к процессу обучения в вузе. Полученные данные физиологических и психологических особенностей девушек являются основой для разработки и осуществления мероприятий, направленных на коррекцию дезадаптив-ных нарушений. Это, в свою очередь, является важным условием сохранения здоровья девушек в процессе обучения в вузе, особенно в неблагоприятной экологической среде.
На основе полученных данных разработаны региональные нормы морфофункционального состояния организма девушек 17-22 лет юга Тюменской области, которые внедрены в медицинскую и педагогическую практику, используются при проведении оздоровительных мероприятий и осуществлении врачебно-педагогического контроля здоровья студентов тюменских вузов.
Выявленные различия в морфофункциональных показателях девушек, развивающихся в условиях промышленного города и села, следует учитывать при организации учебного процесса и подборе физических нагрузок по предмету «Физическая культура», а также при планировании спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий в вузах Тюменской области.
литература
1. Драгич О. А., Сидорова К. А., Койносов П. Г., Сидорова Т. А. Закономерности морфофункциональной изменчивости организма студентов юношеского возраста в условиях УрФО. Тюмень, 2006. 184 с.
2. Дорожнова К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М., 1983. 159 с.
3. Завертаная Е. И. Психофизиологические особенности состояния организма школьников в выпускных классов общеобразовательных школ г. Тюмени : дис. ... канд. биол. наук. Тюмень, 2002. 124 с.
4. Ивакина Е. А. Особенности физического развития и состояния системы кровообращения студентов Уральского региона : дис. ... канд. биол. наук. Тюмень, 2006. 154 с.
5. Иваницкий М. Ф. Анатомия человека. М. : Физкультура и спорт, 1985. 544 с.
6. Ноздрачев А. Д., Баранникова И. А. [и др.]. Общий курс физиологии человека и животных : в 2 кн. М. : Высшая школа, 1991. 512 с.
7. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник для вузов. М. : ТЕРРА-Спорт, 2001. 520 с.
№№№. т-Э¥и. ПЭГОб. Ги
53