Научная статья на тему 'Особенности психофизиологических параметров организма студентов в процессе их адаптации к обучению в вузе'

Особенности психофизиологических параметров организма студентов в процессе их адаптации к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
174
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ / ПСИХОМОТОРНОЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ / КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ / INDICATORS OF CARDIOVASCULAR AND RESPIRATORY SYSTEMS / PSYCHOMOTOR / INTELLECTUAL / COMMUNICATIVE SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сидорова Т. А.

В данной статье описаны особенности функционального и психологического состояния девушек 17-22 лет, проживающих на юге Тюменской области, а также дана оценка уровня адаптации к процессу обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сидорова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHO-PHYSIOLOGICAL PARAMETERS OF AN ORGANISM OF THE STUDENTS IN THE PROCESS OF THEIR ADAPTATION TO TRAINING IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

This article describes the peculiarities of functional and psychological states of girls 17-22 years of age, living in the south of the Tyumen region, as well as an assessment of the level of adaptation to the process of teaching at the University.

Текст научной работы на тему «Особенности психофизиологических параметров организма студентов в процессе их адаптации к обучению в вузе»

________________________Образование

особенности психофизиологических параметров организма студентов в процессе их адаптации

к обучению в вузе

т. А. СИДОРОВА,

aспирaнm, ТюменсКая ГСХА 625041, г. Тюмень, ул. Институтская, д. 4; тел. 8(3456)62-56-42

Положительная рецензия представлена В. Н. Домацким, доктором биологических наук, профессором, заместителем директора по науке ВНИИВЭА.

Ключевые слова: показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сферы.

Keywords: indicators of cardiovascular and respiratory systems, psychomotor, intellectual, communicative sphere.

В студенческий период, когда физиологические системы эмоционально-вегетативного реагирования испытывают значительное напряжение и особенно подвержены неблагоприятным воздействиям окружающей среды, учебная нагрузка и влияние социально-психологических факторов повышаются [3]. Деятельность студентов в процессе обучения сопряжена с усиленной нагрузкой на организм, приводящей к неэкономичной трате функционального резерва. Вследствие этого снижается работоспособность, развивается утомление [1, 5, 6].

Начало обучения в вузе связано с изменением социального окружения, места жительства, привычного ритма жизни, интеллектуальными нагрузками и т. д., что является причиной психофизиологического стресса и требует адаптации организма [2, 4]. В доступных литературных источниках данных по психофизиологическим особенностям девушек 17-22 лет, начавших обучение в вузе в условиях Северного Зауралья, недостаточно, поэтому изучение данной проблемы является актуальным.

Целью нашего исследования было изучить особенности психофизиологических параметров организма студенток 17-22 лет в условиях юга Тюменской области в зависимости от места прежнего проживания (в процессе их адаптации к обучению в вузе).

Для решения поставленной цели было проведено комплексное изучение психофизиологического состояния организма девушек 17-22 лет. Всего было обследовано 480 студенток, обучающихся в Тюменской государственной сельскохозяйственной академии.

Проведенное нами исследование позволило выявить ряд особенностей в формировании функционального статуса, которыми различается развитие девушек в зависимости от места прежнего проживания.

Анализируя различия ЧСС и АД в зависимости от места прежнего проживания, установили, что во всех исследуемых группах более высокие значения имеют сельские девушки по сравнению с их городскими сверстницами. С увеличением года обучения в вузе отмечено снижение показателей ЧСС.

Таким образом, у обследуемых девушек 17-22 лет выявляются межгрупповые различия в функциональных показателях сердечно-сосудистой системы. Отмечено преобладание ЧСС и АД у сельских жителей, по нашему мнению, это объясняется сменой прежнего места жительства. Полученные данные позволяют расширить характеристику функций жизненноважных систем и определить диапазон индивидуально-типологической изменчивости в физиометрических показателях организма девушек.

52

По величинам ПД, АДср., СОК, МОК, СИ, ИК установлены достоверные отличия в зависимости от места прежнего проживания: исследуемые показатели больше у сельских девушек во всех исследуемых группах; по показателям ПСС и УдПСС выявлена противоположная тенденция. С увеличением года обучения отмечена тенденция к увеличению по величинам ПД, АДср., СОК, МОК, СИ, ИК; по ПСС, УдПСС — тенденция к снижению.

Таким образом, показатели деятельности сердца и центральной гемодинамики имеют различия в зависимости от прежнего места жительства и года обучения в вузе, что является следствием различного образа жизни у сельских и городских девушек. Полученные расчетные данные подтвердили межгрупповые и индивидуальные различия, выявленные при изучении физического развития. У сельских и городских жительниц наблюдается индивидуальный диапазон изменчивости в рассматриваемых гемодинамических показателях.

Сравнивая показатели ЖЕЛ и ЖИ в зависимости от места прежнего проживания, выявили, что у сельских студенток всех исследуемых групп отмечены достоверно наибольшие значения. Наши исследования выявили возрастные различия во всех исследованных группах по величинам ЖЕЛ, ЖИ и ДЖЕЛ: максимальные значения по всем показателям имеют девушки 5 курса.

ЖЕЛ является одним из важнейших показателей функционального состояния аппарата внешнего дыхания. Ее величины зависят как от размеров легких, так и от силы дыхательной мускулатуры. Оценка индивидуальных значений ЖЕЛ ведется путем сопоставления полученных при исследовании величин с должными. В той или иной степени ДЖЕЛ базируется на антропометрических данных и на возрасте испытуемых. В нормальных условиях соотношение ЖЕЛ/ДЖЕЛ не бывает менее 85 % [7]. При расчете выявили, что соотношение ЖЕЛ/ДЖЕЛ у студенток, как сельских, так и городских, во всех исследуемых группах больше 85 %. Также было выявлено, что у сельских девушек рассматриваемый показатель выше, чем у их городских сверстниц, и увеличивается по мере увеличения года обучения.

Таким образом, полученные результаты исследования сердечно-сосудистой и дыхательной систем установили гетерохронность в развитии показателей. У сельских девушек наблюдается функциональное напряжение в показателях сердечно-сосудистой системы, что является результатом смены привычной обстановки, а у городских девушек отмечено напряжение в показателях дыхательной системы, что объясняется низким уровнем индивидуального здоровья. Индивидуальнотипологическая изменчивость, определяемая по морфологическим признакам, находит свое подтверждение

'М'М'М. т-эуи. пэгоб. ги

в физиологических исследованиях сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Полученные результаты исследования высшей нервной деятельности свидетельствуют, что типом высшей нервной деятельности, характеризующимся высокой степенью стрессоустойчивости, обладают в большей мере сельские девушки 1 курса: 83 % против 47 % у городских девушек 1 курса; на 3 и 5 курсах достоверных отличий в зависимости от места прежнего проживания не отмечено.

Для более углубленного изучения свойств темперамента было проведено исследование формально-динамических свойств индивидуальности. Данное исследование позволяет выявить уровень психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сферы личности.

Выявлен высокий нормативный уровень психомоторной сферы у всех исследуемых девушек, как сельских, так и городских. Но более высокое значение данного показателя преобладает у городских девушек во всех исследуемых группах. Для данных групп характерно следующее: нормальный мышечный тонус, обычная (частично повышенная) потребность в движении, средняя и высокая работоспособность.

В интеллектуальной сфере показатели у большинства обследованных девушек средние и совсем незначительное количество девушек имеют низкие значения во всех исследуемых группах. Это означает, что студентки имеют средние и низкие уровни интеллектуальных возможностей, средне выраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, нормальную гибкость мышления, стереотип мышления.

В коммуникативной сфере высокий уровень достоверно выявлен у студенток 3 курса, как сельских, так и городских. В зависимости от места прежнего проживания, на 1 курсе этот показатель имеет достоверно большие значения у городских девушек. На 3 и 5 курсах более высокий уровень коммуникативной сферы выявлен у сельских студенток по сравнению с их городскими сверстницами. Следовательно, все исследованные

девушки, как сельские, так и городские, обладают нормальной и высокой потребностью в общении, у них достаточно большой «круг» контактов, легкость вступления в новые социальные контакты, у части — стремление к лидерству. Обычная скорость речевой активности, легкая плавная речь.

Таким образом, выявленные значения индексов формально-динамических свойств индивидуальности позволяют сделать вывод о том, что уровни психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной, эмоциональной и общей активности в норме у значительной части обследованных девушек 17-22 лет юга Тюменской области. Особенно важно, что индекс общей адаптивности в норме у подавляющего количества студенток в целом.

Результаты настоящего исследования позволили выявить особенности функционального и психологического состояния девушек 17-22 лет, проживающих на юге Тюменской области, а также оценить уровень адаптации к процессу обучения в вузе. Полученные данные физиологических и психологических особенностей девушек являются основой для разработки и осуществления мероприятий, направленных на коррекцию дезадаптив-ных нарушений. Это, в свою очередь, является важным условием сохранения здоровья девушек в процессе обучения в вузе, особенно в неблагоприятной экологической среде.

На основе полученных данных разработаны региональные нормы морфофункционального состояния организма девушек 17-22 лет юга Тюменской области, которые внедрены в медицинскую и педагогическую практику, используются при проведении оздоровительных мероприятий и осуществлении врачебно-педагогического контроля здоровья студентов тюменских вузов.

Выявленные различия в морфофункциональных показателях девушек, развивающихся в условиях промышленного города и села, следует учитывать при организации учебного процесса и подборе физических нагрузок по предмету «Физическая культура», а также при планировании спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий в вузах Тюменской области.

литература

1. Драгич О. А., Сидорова К. А., Койносов П. Г., Сидорова Т. А. Закономерности морфофункциональной изменчивости организма студентов юношеского возраста в условиях УрФО. Тюмень, 2006. 184 с.

2. Дорожнова К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М., 1983. 159 с.

3. Завертаная Е. И. Психофизиологические особенности состояния организма школьников в выпускных классов общеобразовательных школ г. Тюмени : дис. ... канд. биол. наук. Тюмень, 2002. 124 с.

4. Ивакина Е. А. Особенности физического развития и состояния системы кровообращения студентов Уральского региона : дис. ... канд. биол. наук. Тюмень, 2006. 154 с.

5. Иваницкий М. Ф. Анатомия человека. М. : Физкультура и спорт, 1985. 544 с.

6. Ноздрачев А. Д., Баранникова И. А. [и др.]. Общий курс физиологии человека и животных : в 2 кн. М. : Высшая школа, 1991. 512 с.

7. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник для вузов. М. : ТЕРРА-Спорт, 2001. 520 с.

№№№. т-Э¥и. ПЭГОб. Ги

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.