Научная статья на тему 'Сомато-функциональная измен чивость организма учащихся в условиях применения дифференцированных физкультурных технологий'

Сомато-функциональная измен чивость организма учащихся в условиях применения дифференцированных физкультурных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
124
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коиносов П. Г., Дергоусова Е. Н., Коиносов А. П.

Представлены данные по сомато-функциональной изменчивости организма учащихся, занимающихся по традиционной и дифференцированной физкультурной программам в вузах г. Тюмени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коиносов П. Г., Дергоусова Е. Н., Коиносов А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сомато-функциональная измен чивость организма учащихся в условиях применения дифференцированных физкультурных технологий»

СОМАТО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

П.Г, Койносов, Е.Н. Дергоусова, А.П. Койносов Тюменская государственная медицинская академия

Представлены данные по сомато-функциональной изменчивости организма учащихся, занимающихся по традиционной и дифференцированной физкультурной программам в вузах г. Тюмени.

Современное состояние высшей школы выдвигает целый ряд задач по обеспечению каждому учащемуся соответствующее качество жизни, социальную защищенность, низкую заболеваемость и сформированный здоровый образ жизни [1]. В связи с этим, существенное значение имеет изучение механизмов адаптации студенческой молодежи к постоянно изменяющейся учебной и социально-экономической обстановке на уровне целостного организма, а также отдельных органов и систем. Увеличение заболеваемости в студенческом возрасте отмечают многие авторы, занимающиеся изучением здоровья учащейся молодежи. Выявлено, что рост заболеваемости студентов происходит на фоне заметного снижения общего уровня физического развития, что снижает эффективность учебного процесса, а в дальнейшем, ограничивает их производственную и общественно-политическую деятельность. Наиболее отрицательно на здоровье студентов влияют гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки, недостаточно правильная ориентация на выполнение будущих профессиональных обязанностей. Постоянные умственное и психо-эмоциональное напряжение, а также частые нарушения режима труда и отдыха, могут приводить к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда негативных показателей здоровья [2, 3].

На этом фоне важнейшее значение приобретает поиск путей улучшения состояния здоровья и повышения физической работоспособности, увеличения функциональных возможностей организма будущих высококвалифицированных специалистов. В связи с этим, интенсивно разрабатываются подходы по развитию дифференцированного физкультурного образования, когда процесс обучения и воспитания предполагает учет индивидуальных особенностей человека. Появляются разноуровневые по сложности учебные программы, которые включают в себя не только технологию обучения двигательным действиям, но и технологию развития физических способностей, формирования знаний и методических умений [4, 5]. Однако отсутствие подготовленных дифференцированных программ развития двигательных способностей учащихся во взаимосвязи с индивидуальными особенностями индивида не позволяет внедрить данную систему в практику физического воспита-

ния. В связи с этим, исследование физиологических показателей жизненноважных систем организма студентов при выполнен™ дифференцированных физкультурных программ позволит устанавливать адекватность физических нагрузок функциональным возможностям организма занимающихся и при необходимости рекомендовать изменение их отдельных параметров. Перед нами поставлена задача - изучить сомато-функциональ-ную изменчивость организма учащихся в условиях применения дифференцированных физкультурных технологий.

Материал и методы исследования. Для выполнения данной задачи было обследовано 549 студентов в возрасте от 19 до 21 года. В наблюдении участвовали студенты 1-2 курсов вузов г. Тюмени, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе и находящиеся в равных социально-бытовых условиях. Контрольная группа студентов (274 студента) занималась по общепринятой программе предмета «Физическая культура», а образовательный процесс основной группы (275 студентов) был построен на основе дифференцированного спортивно-

оздоровительного подхода. Общий объем часов, отведенных на занятия по дисциплине «Физическая культура» в учебном году в обеих группах был одинаковым. Все обследуемые студенты были разделены на отдельные конституциональные и возрастно-половые группы. Сопоставление конечного уровня сомато-функционального состояния организма студентов контрольной и основной групп после двух лет обучения проводилось по нормативным требованиям учебной программы вузов, а также по возрастным и региональным стандартам. Применялся системный подход, имеющий большую информативность, объективно оценивающий деятельность жизненноважных систем организма студентов и позволяющий провести сравнительный анализ с данными других исследований.

Антропометрические измерения проводили по методическим рекомендациям Б.А. Никитюка [6]. Рассчитывали массо-ростовые соотношения, площадь поверхности тела, состав массы тела, тип телосложения, изменчивость пропорций тела и показатели физического развития. Количественные величины антропометрических показателей

Койносов П.Г., Дергоусова Е.Н., Койносов А.П.

Сомато-функциональная изменчивость организма учащихся в условиях применения дифференцированных...

сравнивали с региональными стандартами. Конституциональные типы были представлены грудными, мускульными, брюшными и неопределенными соматотипами среди юношей и лептосом-ными, мезосомными и мегалосомными соматотипами среди девушек.

Функциональное состояние организма обследуемых определяли по следующим величинам: частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое артериальное давление, жизненная емкость легких, кистевая и становая сила. На основании зарегистрированных величин рассчитывали индексы физического состояния и коэффициенты эффективности кровообращения. Оценку влияния вегетативной нервной системы на сердечно-сосудистую систему устанавливали по расчетам индекса Кердо и величинам индекса напряжения. Диапазон функциональных резервов организма студентов оценивали по результатам проведенных функциональных проб: на гипоксическую устойчивость и на изменение положения тела. Функциональное состояние организма определяли по результатам пробы Мартинэ-Кушелевского и пробы Руффье. Физическую работоспособность устанавливали по реакции организма на дозированную физическую нагрузку по степ-тесту Р’№С170.

Исследование функциональных резервов сердечно-сосудистой системы проводили на аппарате «Эхо-Диагност» (Россия) и реоанализаторе «Реан-131» (Россия). Эхокардиографические и реографи-ческие исследования проводились по отдельным возрастно-половым группам. Функцию внешнего дыхания определяли с помощью спирографиче-ского метода на компьютерном спирографе КСП-1 фирмы «Экомед» (Россия). Полученные данные позволили установить индивидуальную изменчивость функциональных показателей кардиореспи-раторной системы обследуемых студентов. Полученные данные были обработаны на персональном компьютере с использованием электронных математических программ. Количественные показатели легли в основу построения диаграмм и оценочных таблиц.

Обсуждение результатов исследования.

Нами установлено, что динамика развития структурно-функциональных изменений в организме учащихся определяется величиной выполняемой двигательной нагрузки. Среди студентов основной группы выявляется высокий уровень физического развития, пропорциональность и гармоничность телосложения, пониженное жироотложение, интенсивный прирост костно-мышечной массы, тогда как в контрольной группе устанавливается значительное число лиц с дисгармоничным физическим развитием, большим содержанием жирового компонента, формирующимся астеническим типом телосложения.

Применение дифференцированных физкультурных технологий способствует увеличению диа-

пазона функциональных возможностей организма (снижению частоты сердечных сокращений, величины артериального давления, увеличению жизненной емкости легких и показателей мышечной силы), повышению уровня физического состояния и функциональных резервов организма учащихся.

Нами установлена зависимость показателей сердца от конституциональной принадлежности обследуемых и объема выполняемой двигательной деятельности. У представителей основной группы отмечается большее наполнение желудочков, их внутренние размеры увеличены, толщина миокарда повышается и сила сокращений мышцы сердца возрастает. В контрольной группе каких-либо структурно-функциональных перестроек в сердце не выявлено.

Среди студентов основной группы отмечается высокая сердечная деятельность и более эффективные механизмы распределения кровотока, что способствует формированию устойчивой адаптации организма к физическим нагрузкам. Оптимальные значения гемодинамики (ударный объем, минутный объем крови, сердечный и ударный индексы) обеспечивают достаточное поступление крови к мышцам и быстрому выведению продуктов метаболизма. В контрольной группе низкие гемодинамические показатели свидетельствуют о слабой производительности сердца и малоэффективной деятельности сердечно-сосудистой системы.

Индивидуально подобранные физические нагрузки стимулируют рост показателей внешнего дыхания и способствуют увеличению легочных объемов, хорошей проходимости воздухоносных путей и созданию условий для развития больших волевых усилий, что связано с хорошим развитием грудной клетки, дыхательных мышц и большими величинами бронхиальной проходимости. Структурно-функциональное состояние дыхательной системы студентов контрольной группы не обеспечивает высокую вентиляцию легких, что проявляется в низких функциональных показателях аппарата внешнего дыхания.

У представителей основной группы реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку характеризуется коротким периодом восстановления, оптимальным уровнем адаптивных реакций, высокими показателями физической работоспособности и энергетической производительностью, что свидетельствует об эффективной деятельности и больших функциональных возможностях организма занимающихся. Среди студентов контрольной группы выявляются неадекватные адаптивные реакции на физическую нагрузку и низкий уровень показателей физической работоспособности, что связано с низкой тренированностью организма обследуемых.

Полученные данные имеют большое практическое значение. При решении проблемы оздоровления студентов средствами физической культуры следует использовать соматотипологический под-

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 2

203

Актуальные проблемы современной реабилитологии

ход, позволяющий объективно установить уровень физического развития и функциональные резервы организма занимающихся. Индивидуальные рекомендации по нормированию физической нагрузки применяются после оценки уровня адаптивных реакций и функциональных резервов кардиорес-пираторной системы обследуемых. При разработке учебных программ по физической культуре необходимо планирование тренировочных нагрузок, направленных на повышение кардиореспиратор-ной выносливости, которая значительно улучшает функциональные показатели и физическую работоспособность организма занимающихся.

Заключение. Нами впервые изучена взаимосвязь морфофункциональных показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем с возрастными и конституциональными особенностями организма студентов, занимающихся по различным программам физкультурного образования. Определены направленность и количественные параметры сдвигов показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов при выполнении разных объемов физических нагрузок. Установлено, что уровень адаптационных резервов и энергетическая мощность организма студентов основной группы оцениваются высокими функциональными резервами сердца, оптимальными показателями центральной гемодинамики и аппарата внешнего дыхания. Выявлено, что недостаточная двигательная активность студентов контрольной группы уменьшает функциональную мощность сердечнососудистой и дыхательной систем, что проявляется в виде низких показателей уровня физического состояния и здоровья. Доказано, что проведение индивидуальных физкультурных технологий приводит к улучшению показателей телосложения и повышению уровня адаптивных реакций организма занимающихся.

Результаты исследования сомато-функцио-нальной изменчивости организма учащихся в условиях применения дифференцированных физкультурных технологий дополняют знания в области возрастной физиологии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Полученные данные можно рассматривать как обоснование теоретических основ формирования учебных программ по дисциплине «Физическая культура». Материалы

работы следует применять при разработке региональных программ, направленных на укрепление и сохранение здоровья учащейся молодежи.

Результаты работы используются в практической деятельности специалистов по физической культуре и спорту, спортивной медицине и валео-логии. Материалы исследования полезны медикам и педагогам, участвующим в создании дифференцированных физкультурных технологий. Полученные данные внедрены в педагогическую и оздоровительную деятельность ряда вузов г. Тюмени.

Таким образом, занятия по индивидуальным физкультурным программам формируют стабильный уровень адаптивных реакций на двигательный режим и способствуют поддержанию функциональных резервов на оптимальном уровне, тогда как среди студентов контрольной группы определяется неустойчивая физиологическая реакция на воздействие физической нагрузки.

Литература

1. Агаджанян Н.А., Хачатурьян М.Л. Хроно-физиологические исследования механизмов регуляции устойчивости к гипоксическому и стрессовому воздействиям// Эколого-физиологические проблемы адаптации: мат. межд. симп. — М., 2003. — С. 17-19.

2. Вишневский В.А. Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей// Гигиена и санитария. - 2005. -№ 1. - С. 43-44.

3. Сабитова Р. Т. Образ жизни студентов Зауралья республики Башкортостан/Юхрана и укрепление здоровья населения. Международный и отечественный опыт: Мат. конф. — М., 2001. - С. 94.

4. Короткова Е.А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования// Физическая культура в школе. - 2001. -№ 2.-С. 19-21.

5. Манжелей И.В. Конструктивное взаимодействие в физкультурном образований/ Теория и практика физической культуры. - 2004. — № 12. — С. 24-26.

6. Никитюк Б.А. Адаптация, конституция и моторика// Теория и практика физической культуры. -1989. -№ 1. - С. 40-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.