Научная статья на тему 'Анализ мнения руководителей амбулаторно-поликлинических учреждений о проблемах организации профилактической работы'

Анализ мнения руководителей амбулаторно-поликлинических учреждений о проблемах организации профилактической работы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
182
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / PREVENTIVE WORK / ORGANIZATIONS WORK / POLYCLINIC ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гайдаров Гайдар Мамедович, Ильченко Н. Ю., Музыка Д. Ю.

В работе описаны результаты социологического исследования, направленного на изучение профессионального мнения о подходах к решению проблем в организации профилактической работы, а также на изучение осведомленности по поводу реформирования, происходящего в первичном звене здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гайдаров Гайдар Мамедович, Ильченко Н. Ю., Музыка Д. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of opinion of heads of out-patient and polyclinic establishments about problems of the organization of preventive work

In article results of the sociological research directed on studying of professional opinion on approaches to the solution of problems to the organizations of preventive work, and also on awareness studying concerning the reforming occurring in primary link of health care are described.

Текст научной работы на тему «Анализ мнения руководителей амбулаторно-поликлинических учреждений о проблемах организации профилактической работы»

Сибирский медииинский журнал. 2006. № 7

ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© ГАЙДАРОВ Г.М., ИЛЬЧЕНКО Н.Ю., МУЗЫКА Д.Ю. — 2006

АНАЛИЗ МНЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ О ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Г.М. Гайдаров. Н.Ю. Ильченко. Д.Ю. Музыка (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н. проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав.— д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров)

Резюме. В работе описаны результаты социологического исследования, направленного на изучение профессионального мнения о подходах к решению проблем в организации профилактической работы, а также на изучение осведомленности по поводу реформирования, происходящего в первичном звене здраво охранения.

Ключевые слова: профилактика, амбулаторно-поликлиническое учреждение, социология.

С 1 января 2006 года в нашей стране начал действие национальный проект «Здоровье», что вызвало много обсуждений и непонимания, а также выявился ряд проблем. В рамках этого проекта провозглашается приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи и развитие профилактического направления в медицине, в связи с этим нами было проведено социологическое исследование среди руководителей амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ).

Материалы и методы

По разработанной нами анкете были опрошены 24 руководителя учреждений амбулаторно-поликлинического звена Иркутской области. Средний возраст респондентов составил 50,8 лет, при этом общий медицинский стаж работы в среднем составил 29,9 лет, и стаж работы в руководящей должности 12,5 лет. Из опрошенных 62,5% не имели ранее опыт работы в руководящей должности в лечебно-профилактическом учреждении, 37,5% такой опыт имели (от 5 до 11 лет). Вопросы в анкете были направлены на изучение профессионального мнения о подходах к решению проблем в организации профилактической работы АПУ, а также на изучение вопросов, возникших с началом реализации с 1 января 2006 г. национального проекта в части развития первичной медико-санитарной помощи. По некоторым вопросам респондентам было предложено высказать свое мнение в свободной форме.

Результаты и обсуждение

Нормативно-правовое обеспечение деятельности поликлиники является одним из факторов, обеспечивающих успешную и качественную организацию профилактики и диспансеризации.

Из материалов социологического опроса следует, что в поликлиниках не предусмотрено строго определенного документа для учета диспансеризации, 41,6% указали на отсутствие какого-либо вида данной документации вообще, 25,0% указали на Форму №12 «Сведения о числе заболеваний зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения», 12,5% — на

контрольные карты диспансерного наблюдения (Форма 030у-04) и паспорта участков, 4,2% — на журнал диспансеризации и контрольные карты по нозологическим группам у специалистов. Ни один из анкетируемых не посчитал достаточно удобным и информативным «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике» (Форма №038/у-02), который, к сожалению, на сегодняшний день является единственным учетным документом для оценки профилактической работы в АПУ

На вопрос о реализации приказа №770 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» 87,5% респондентов ответили, что он реализуется частично (в том числе 14,3% ответили, что реализовался до 1 января 2006, и 14,3%, что реализовался в полной мере в 80-х годах), 12,5% ответили, что в их учреждении этот приказ всегда реализовывался и реализуется в полном объеме.

Половина (50,0%) респондентов считают, что контроль за проведением диспансерной работы должен проводиться с периодичностью 1 раз в месяц, 25,0% — «контроль должен проводиться постоянно, в текущем порядке», 25,0% — «достаточно 1 раза в квартал». Необходимость в фиксированных диспансерных днях отметили 62,5% анкетируемых, 12,5% считают, что необходимости в таких днях нет, 12,5% — «такие дни необходимы только для врачей-специалистов», 12,5% — затруднились ответить.

О целесообразности распределения всего населения на группы диспансерного наблюдения или здоровья говорит положительный ответ 75,0% опрошенных, при этом 67,7% категоричны в своем мнении и 32,3% больше склонны к положительному ответу, чем к отрицательному. Считают, что «в этом нет необходимости», 25,0% опрошенных. При этом все респонденты считают обязательным проведение осмотров, учета и наблюдения за группами здорового и практически здорового населения.

С точки зрения более половины (62,5%) руководителей, за здоровым контингентом должны наблюдать только участковые врачи-терапевты, 25,0% считают это совместной работой отделений (кабинетов) профилактики и участковых врачей-терапевтов, 12,5% — исключительной функцией отделений профилактики АПУ.

По данным проведенного опроса, 37,5% опро-

шенных врачей указали на необходимость взаимосвязи АПУ с центрами медицинской профилактики по координации организации и проведению профилактической работы, 50,0% считают, что в этом нет необходимости, и 12,5% затруднились ответить. И именно центр медицинской профилактики, наряду с другими учреждениями, был выбран 37,5 на 100 анкетируемых при ответе на вопрос о совместной работе с поликлиникой по диспансеризации населения. А также были указаны следующие варианты ответов на данный вопрос (на 100 опрошенных): взаимодействие поликлиники со всеми лечебнопрофилактическими учреждениями — 87,5, с предприятиями, организациями, учреждениями — 87,5, с медицинскими страховыми компаниями — 25,0, с научно-исследовательскими институтами — 25,0, с общественными организациями -25,0, с медицинскими ВУЗами — 12,5, с санитарно-профилактическими учреждениями — 12,5, с диагностическими центрами — 12,5.

К возможному внедрению паспорта здоровья прикрепленного контингента положительно отнеслись 75,0% руководителей АПУ (из них «положительно» — 83,3%, и «скорее положительно» — 16,7%), «скорее отрицательно» — 12,5%, затруднились ответить — 12,5%.

Все респонденты положительно рассмотрели возможность организации профилактической работы в режиме автоматизированной информационной системы (АИС). При этом 87,5 на 100 опрошенных посчитали, что внедрению данного вида работы в режиме АИС препятствует слабое материально-техническое оснащение АПУ, и 50,0 на 100 опрошенных связывают проблему с отсутствием навыков работы с компьютерной техникой у большего числа персонала.

Немаловажное значение для повышения качества оказываемых медицинских услуг имеет экономическое стимулирование. По мнению 87,5% опрошенных, для оценки профилактической работы и начисления дополнительной заработной платы должны учитываться следующие показатели: полнота охвата населения целевыми медицинскими осмотрами (на предмет раннего выявления туберкулеза, сахарного диабета и др.); полнота охвата населения иммунизацией; полнота охвата хронических больных диспансерным наблюдением; охват населения диспансерным наблюдением; своевременность взятия на «Д» учет. Следует отметить, что все указанные показатели относятся к группе показателей, отражающих организацию диспансеризации; показатели, отражающие качество и эффективность диспансеризации отметили 12,5% респондентов. Из них показатель летальности «Д» больных указали 50,0 на 100 опрошенных, выхода на инвалидность — 37,5; охвата «Д» больных санаторно-курортным лечением, диетпитанием, рациональным трудоустройством — 12,5.

На вопрос «Считаете ли Вы, что значительное повышение заработной платы на 10 и 5 тыс. рублей соответственно участковым врачам — терапевтам и медсестрам существенно повлияет на качество оказываемой ими профилактической помощи?» 37,5% ответили «да, в некоторой степени это окажет влияние на качество профилактической помощи»; 25,0% — «да, качество профилактической помощи, несомненно, улучшится»; 25,0% опрошенных считают, что «повышение заработной

платы не отразится на качестве профилактической помощи», 12,5% — затруднились ответить.

По данным проведенного нами исследования, при реализации Постановления правительства РФ № 851 от 30.12.2006 «О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи» руководители столкнулись со следующими проблемами (на 100 анкетируемых): неудовлетворенность заведующих отделениями, заместителей главного врача отсутствием дополнительной оплаты труда за увеличение объемов работы по экспертизе качества (указали все анкетируемые); возникновение конфликтогенности в коллективе — 75,0; отсутствие критериев оценки эффективности дополнительной работы — 75,0; зависимость надбавки от занимаемой ставки (одинаковый размер надбавки при занимаемой ставке более одной) — 50,0; неизвестность влияния численности населения участка на размер надбавки — 37,5; ухудшение качества медицинской помощи в связи с увеличением работы и уменьшение доступности медицинской помощи — 37,5.

Наиболее оптимальными для улучшения качества профилактической медицинской помощи мерами, по мнению руководителей, являются следующие (на 100 опрошенных): премирование за достижение определенных результатов в профилактической работе — 62,5, организационнометодическое обеспечение профилактической работы — 62,5, ужесточение контроля и спроса за исполнением профилактической работы врачами — 50,0, а также необходимость компьютеризации кабинетов врачей, уменьшение объема учетно-отчетной документации и количества выписываемых рецептов, предоставление возможности выписки рецептов с учетом курса лечения.

Большинство (62,5%) руководителей считают, что эффективное осуществление профилактической работы должно обязательно премироваться, при этом на вопрос о необходимости проведения экспертизы качества профилактической работы положительно ответили 80,0% опрошенных. В 25,0% случаев респонденты ответили, что не видят необходимости в данном премировании, и 12,5% затруднились ответить, при этом считая, что экспертиза качества профилактической работы обязательна.

Анализ нашего дополнительного исследования показал, что во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях не используются стимулирующие формы оплаты труда, при этом 20,0% врачей в качестве причины этого указали на отсутствие финансовых средств в поликлинике.

Таким образом, проведенное нами исследование подтверждает существование в амбулаторнополиклинических учреждениях ряда медико-организационных проблем, в т.ч. несовершенство системы контроля за качеством выполняемой профилактической и несоответствие нормативноправовой базы современным условиям деятельности поликлиники, особенно в вопросах профилактики и диспансеризации в связи с реализацией приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на 2006-2007 гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайдаров Г.М.. Ильченко Н.Ю.. Музыка Д.Ю. Профилактическая работа как важнейшая составляющая в оказании первичной медико-санитарной помощи населению // Материалы международной научно-практической конференции «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья». — М., 2006. — С. 21-23.

2. Музыка Д.Ю. К вопросу о проблемах стимулирования труда медицинского персонала // Материалы второй

научно-методической конференции «Формирование профилактической медицины регионального уровня и прикладные вопросы медицинской профилактики». — Иркутск, 2006. — С. 110-112

3. Стародубов В.И.. Хальфин Р.А.. Какорина Е.П. О задачах по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения // Здравоохранение. — 2005. — № 12. — С. 15-23.

© ПАНФЕРОВА Р.Д. — 2006

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ НЕФРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ Г. ИРКУТСКА

Р.Д. Панферова

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра госпитальной терапии, зав. — д.м.н., проф. Г.М. Орлова)

Резюме. В статье представлены данные о нарастании распространенности, заболеваемости, инвалидности и смертности от заболеваний почек в Иркутске. При этом в городе отмечается уменьшение числа специализированных мест в стационарах и отсутствует амбулаторный прием больных врачом нефрологом в муниципальных учреждениях здравоохранения. Предлагаются меры по совершенствованию специализированной нефрологической помощи населению г. Иркутска.

Ключевые слова: заболевания почек, распространенность, заболеваемость, инвалидность, смертность, нефрологическая помощь, Иркутск.

Больные с заболеваниями почек, может быть, более чем другие, нуждаются в постоянном медицинском контроле. При этом, в современных условиях создания страховой медицины, нередко вступают в противоречия интересы страховых компаний и больного, когда первые заинтересованы в очень ограниченном сроке пребывания пациента на больничной койке, тогда как большинство нефрологических больных нуждаются в длительных, иногда многомесячных курсах, в том числе и стационарного, лечения. Все это возможно только под постоянным контролем врача-нефролога, который знает особенности течения заболеваний у пациента и может контролировать возникшие осложнения. В этих условиях создание единой нефрологической службы города, включающей амбулаторно-поликлиническое звено, специализированный стационар и отделение гемодиализа, является крайне актуальным.

В Иркутской области болезни мочеполовой системы занимают 4 место в структуре общей заболеваемости. Многие показатели заболеваемости в Иркутской области выше среднероссийских. Так, среднероссийский показатель заболеваемости составляет 8376,6; в Иркутской области этот показатель — 9809,5 на 100000 населения. Первичная заболеваемость, соответственно — 4038,6 и 4130,5. Удельный вес болезней мочеполовой системы среди взрослых от всей болезненности в Иркутской области увеличился с 3,63% в 1983 г. до 9% в 2000 г.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности на 100 работающих по случаям и дням нетрудоспособности в нашей области по болезням почек и мочеполовой системы, как и летальность, выше, чем в среднем по России.

Инвалидность от заболеваний почек в г. Иркутске и области растет. Высока тяжесть инва-

лидности: до 80% больных признаны инвалидами 1-11 групп.

Смертность от заболеваний почек в Иркутской области за последние 30 лет увеличилась в 2 раза и превышает аналогичные показатели в других регионах.

Смертность больных от заболеваний почек в г. Иркутске за последние 5 лет увеличилась на 11,1%, несмотря на внедрение заместительных методов лечения почечной недостаточности.

Уровень распространенности ХПН в г. Иркутске и в области, согласно созданного регистра больных этой патологии, превышает таковой по России и ВОЗ (300 на 1 млн. населения) и составляет 618 на 1 млн. Более трети (38%) пациентов с хронической почечной недостаточностью имеют ее 11-111 степень, т.е. являются кандидатами или уже нуждаются в заместительной терапии — регулярном гемодиализе, перитонеальном диализе или пересадке почки.

В 1984 г. в г. Иркутске было развернуто не-фрологическое отделение на 40 коек (Городская больница № 7), затем это отделение было закрыто. В настоящее время в областном центре имеется лишь 10 коек нефрологического профиля в МУЗ «Городская клиническая больница № 8» администрации г. Иркутска и 25 коек в МУЗ г. Иркутска «Госпиталь ветеранов войн».

Амбулаторный нефрологический прием в городе проводится только в ГУЗ «Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр». Жители областного центра ежегодно составляют около 40% пациентов из числа больных, принятых врачом-нефрологом этого учреждения.

Результаты экспертной оценки качества лечения больных с заболеваниями почек в амбулаторных учреждениях г. Иркутска позволяют утверж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.