ПОЭТИКА ЛИТЕРАТУРЫ
УДК 821.111(73)
И. В. Шарданова 1
Анализ мифосимвола «дом» в новелле Э. По «Падение дома Ашеров»
В художественной концепции Эдгара По миф и символ имеют первостепенное значение: они выполняют роль своеобразного кода,
позволяющего дешифровать подтекст его произведений. Мифосимвол «дом» является одним из центральных в поэтике Э. По. Посредством данного мифосимвола автор раскрывает свое понимание проблемы взаимодействия человека с окружающим миром. В статье анализируется роль мифосимвола «дом» в новелле «Падение дома Ашеров».
In Edgar Poe’s artistic conception a myth and a symbol are of primary importance: they perform the role of a peculiar code serving to decipher the underlying theme of his works. The mythosymbol «house» is one of major symbols in E. Poe’s poetics. By means of this mythosymbol the author discloses his own sense of the problem of a man’s interaction with outward things. The role of the mythosymbol «house» is analyzed in the story «The Fall of the House of Usher».
Ключевые слова: Эдгар По, романтизм, миф, символ, архетип, мотив.
Key words: Эдгар Poe, romanticism, myth, symbol, archetype, motif.
Изучению природы мифосимвола «дом» посвящены труды целого ряда крупнейших западных и отечественных литературоведов, философов, культурологов. Достаточно упомянуть такие имена как Е.М. Мелетинский, Ю.М. Лотман, С.С. Аверинцев, А.А. Потебня, А.Ф. Лосев, В.Н. Топоров, Цв. Тодоров, К.А. Свасьян, В.И. Антонов, К. Юнг, С. Лангер, Э. Кассирер, Х. Ортега-и-Гассет, И. Хейзинга и др. Все они едины во мнении, что как архетипический образ, дом является центром человеческой вселенной, пространством, выделенным из общего космоса и соотносимым с внутренним миром человека. Будучи «встроенным» в картину мира древнего человека, дом был осознан им с точки зрения архаических представлений. Спустя тысячелетия, дом продолжает бытовать в произведениях современного искусства как мотив и как художественный образ, неся на себе «отпечатки» этих древних представлений.
Основополагающим качеством поэтики романтизма является осознанная ориентация на создание обобщающих символических образов. С этой целью романтики XIX века широко использовали мифологию, разработав стройную концепцию мифа. Одним из стержневых мифосимволов романтической эстетики выступает
1
' Шарданова Ирина Валерьевна, кандидат филологических наук, Кабардино-Балкарский государственный университет.
символ дома. В романтическом искусстве дом приобретает разнообразные художественные значения и функции. Е.М. Мелетинский считает, что построение романтической картины мира происходило с опорой на системообразующие категории древнего мышления [1: 35]. В творчестве романтиков пробудился интерес к извечным тайнам бытия, активизировались древние пласты художественных значений, углублялись и трансформировались их исконные, архетипические смыслы. Образ дома занимает особое значение в творчестве многих выдающихся художников эпохи романтизма - творчество Эдгара По не является в этом смысле исключением.
В новелле «Падение дома Ашеров», начиная с заглавия, автор рисует картину трагической дисгармонии человека с сакральным центром его бытия. Повествование начинается с описания безжизненной, скорбной местности, поразившей воображение героя-рассказчика своей мрачностью: «Открывшееся мне зрелище - и самый дом, и усадьба, и однообразные окрестности - ничем не радовало глаз: угрюмые стены... безучастно и холодно глядящие окна... кое-где разросшийся камыш. белые мертвые стволы иссохших дерев. от всего этого становилось невыразимо тяжко на душе, чувство это я могу сравнить с тем, что испытывает, очнувшись от своих грез, курильщик опиума: с горечью возвращения к постылым будням, когда вновь спадает пелена, обнажая неприкрашенное уродство» [2: 189]. Из приведенного фрагмента новеллы видно, что не только внешнее пространство, пограничное пространству дома, но и сам замок Ашеров не производят впечатление надежного, гармоничного локуса.
При характеристике дома как «своего» пространства надо понимать, что имеется в виду не только факт принадлежности человеку, но и внутренняя соразмерность, сопричастность ему. Дом создается самим человеком и несет на себе отпечаток его личности, то есть становится пространством индивидуализированным: это именно «свой», «родной» мир. Возводя дом, человек структурирует пространство, задает ему определенную систему ориентиров, интегрирует себя в мир. С домом связано столь важное в человеческом быту понятие уюта, которое в свою очередь ассоциируется с укромностью, укрыванием от внешнего мира в каком-то уголке, с покоем. Чем объясняется мрачная палитра красок, использованных Э. По при описании поместья Ашеров? - Дом не может быть светлым и радостным, если хозяин страдает душевным недугом. « .Недавно я получил от него письмо - письмо бессвязное и настойчивое: он умолял меня приехать. В каждой строчке
прорывалась мучительная тревога. Ашер писал о жестоком телесном недуге. о гнетущем душевном расстройстве. о том, как он жаждет повидаться со мной, в надежде, что мое общество придаст ему бодрости и хоть немного облегчит его страдания» [2: 189].
Понятие дом тесно связано с понятием род. Обычно дом передавался по наследству и соответственно обживался несколькими поколениями, что делало его символом рода [5: 160]. Об этой смысловой спаянности понятий дом и род Эдгар По упоминает в самом начале новеллы: «Было мне известно примечательное
обстоятельство, как ни стар род Ашеров, древо это ни разу не дало жизнеспособной ветви; иными словами, род продолжался только по прямой линии. Быть может, думал я, мысленно сопоставляя облик дома со славой, что шла про его обитателей, и размышляя о том, как за века одно могло наложить отпечаток на другое, - быть может, оттого, что не было боковых линий и родовое имение всегда передавалось вместе с именем только по прямой, от отца к сыну, прежнее название поместья, в конце концов, забылось.» [2: 190].
Таким образом, деструкция дома напрямую связана с деградацией рода, не имевшего живых генетических вливаний и боковых линий. Состояние статики, отсутствие какой-либо динамики, с позиций По-романтика, - равнозначно смерти. «.Я стал внимательно всматриваться в подлинный облик дома. За века слиняли и выцвели краски. Снаружи все покрылось лишайником и плесенью, будто клочья паутины свисали с карнизов. Отчего-то мне представилась старинная деревянная утварь, что давно уже прогнила в каком-то забытом подземелье, но все еще кажется обманчиво целой и невредимой, ибо долгие годы ее не тревожило ни малейшее дуновение из вне. Однако, если не считать покрова лишайников и плесени, снаружи вовсе нельзя было заподозрить, будто дом непрочен. Разве только пристальный взгляд мог различить едва заметную трещину, которая начиналась под самой крышей, зигзагом проходила по фасаду и терялась в хмурых водах озера» [2: 191].
Согласно мифопоэтической традиции, дом олицетворяет собой состояние человеческой психики, где сознание - это место каждодневного обитания (жилой этаж), подвал - подсознание, крыша -сверхсознание. Трещина, пусть даже едва заметная, образовавшаяся на стене родового замка Ашеров и плесень, покрывающая его фасад, представляют собой далеко не косметическую проблему. Мотив угасания рода Ашеров и упадка их имения тесно связан с другим узловым в творчестве Э. По мотивом - замуровыванием (убийством) двойника. Символ двойственности в эстетической системе По имеет весьма сложную природу. Он олицетворяет собой не просто воплощение Second Self героя, но и выражает идею противоборства сознания и подсознания человека. Двойники в текстах По выполняют функцию преследования, мести First Self. Гармония личности с космосом, в котором она пребывает, возможна только через постижение темных глубин подсознания. Процесс этот по Э. По полон ужаса и потерь - страх перед самопознанием, как правило, приводит героев его произведений либо к сумасшествию, либо к убийству.
Родерик Ашер предчувствуя неотвратимость трагедии, в беседе с гостем говорит: «.Меня страшит вовсе не сама опасность, а то, что она за собой влечет: чувство ужаса. Вот что заранее отнимает у меня силы и достоинство, я знаю - рано или поздно придет час, когда я разом лишусь и рассудка и жизни в схватке с этим мрачным призраком - страхом» [2: 193].
Печать страха и душевной болезни лежит и на портрете Родерика Ашера: «Больше всего изумили и даже ужаснули меня ставшая поистине мертвенной бледность и теперь уже поистине сверхъестественный блеск глаз. Он становился то оживлен, то вдруг мрачен. Внезапно менялся и голос - то дрожащий и неуверенный, то твердый и решительный. то речь его становилась властной, внушительной, неторопливой и какой-то нарочитой, то звучала тяжеловесно, размеренно, со своеобразной гортанной певучестью, -так говорит в минуты крайнего возбуждения запойный пьяница или неизлечимый курильщик опиума» [2: 192].
Ашер говорит о взаимосвязи его болезни и места, в котором он пребывает - дом проклят, он губительно действует на отпрысков рода Ашеров, страдавших также как и сам Родерик душевным недугом. «Это проклятие их семьи, наследственная болезнь всех Ашеров. Он очень страдает оттого, что все его чувства мучительно обострены; переносит только абсолютно пресную пищу; одевается не во все ткани; цветы угнетают его своим запахом; даже неяркий свет для него пытка; и лишь немногие звуки - звуки струнных инструментов не внушают ему отвращения» [2: 193]. Родерик убежден, что дом имеет над ним неодолимую власть: он держит его, не выпускает из своих стен. «.Ему чудилось, будто в жилище гнездится некая сила. весь облик родового замка, и даже дерево и камень, из которых он построен, за долгие годы обрели таинственную власть над душой хозяина: предметы
материальные - серые стены, башни, сумрачное озеро, в которое они гляделись, - в конце концов, повлияли на дух всей его жизни» [2: 193].
В поэтике Э. По символика цвета имеет колоссальное значение. Анализ цветовой семантики новеллы позволяет глубже раскрыть значение идеи умирания души героя и разрушения его жилища. «. Темные гобелены по стенам, черный, чуть поблескивающий паркет. слабые красноватые отсветы дня проникали сквозь решетчатые витражи. По стенам свисали темные драпировки. Мне почудилось, что самый воздух здесь полон скорби. Все окутано и проникнуто было холодным, тяжким и безысходным унынием» [2: 191]. Автор виртуозно владеет приемами эмоционального воздействия на читателя -описание дома, его убранства, лабиринтов коридоров и лестниц не может не вызвать ощущения подавленности и трагизма.
Дом оживает благодаря воле автора, обретает в тексте новеллы самостоятельное персонифицированное значение. В беседе с гостем, Родерик Ашер высказывает мысль о том, что растения и камни
способны чувствовать, и дом не просто живет, но властвует над судьбами всех Ашеров. «Эта вера его была связана с серым камнем, из которого сложен был дом его предков. Способность чувствовать, казалось ему, порождается уже самим расположением этих камней, их сочетанием, а также сочетанием мхов и лишайников, которыми они поросли, и обступивших дом полумертвых дерев - и, главное, тем, что все это, ничем не потревоженное, так долго оставалось неизменным и повторялось в недвижных водах озера. Да, все это способно чувствовать, в чем можно убедиться воочию,.. можно видеть, как медленно, но с несомненностью сгущается над озером и вокруг стен дома своя особенная атмосфера. А следствие этого, прибавил он, -некая безмолвная и, однако же, неодолимая и грозная сила, она веками лепит по-своему судьбы всех Ашеров, она и его сделала тем, что он есть, - таким, каким я вижу его теперь» [2: 197].
Принимая или отвергая дом, а с ним и соответствующий порядок духовно-практической деятельности, человек определяет способ сообщения с макрокосмом, что в свою очередь тождественно бытийному самоосмыслению личности. «...Владение домом, - считает М. Элиаде, - свидетельствует об устойчивом положении в мире. Стремление к укорененному существованию доказывает потребность личности постоянно существовать в заполненном и организованном мире» [4: 137]. В новелле Э. По видим обратную связь - не Ашеры владеют домом, а, наоборот, дом властвует над его обитателями, подавляет их волю, внушает им чувство обреченности. Вновь возвращаясь к идее взаимосвязи понятия дом с понятием род, подчеркнем глубинное противоречие между этими категориями в контексте данного произведения. Ашер не чувствует себя защищенным, счастливым в родовом замке - напротив, взаимодействие героя с домом иначе как поединком назвать нельзя. Дом в новелле приобретает перевернутое значение антидома - локуса, характеризующего внешнее, враждебное дому пространство, пространство, способное погубить человека.
Из слов Родерика становится очевидным насколько губительно влияние дома на представителей рода Ашеров. Но болезнь брата оказывается тесно связанной с болезнью родной сестры. Родерик говорит о том, что гораздо больше, нежели незримая борьба с домом, его пугает неизлечимая болезнь любимой сестры. «Недуг леди Мэдилейн давно уже смущал и озадачивал искусных врачей. Они не могли определить, отчего она неизменно ко всему равнодушна, день ото дня тает и в иные минуты все члены ее коченеют и дыхание приостанавливается. До сих пор она упорно противилась болезни и ни за что не хотела слечь в постель, но в вечер моего приезда она изнемогла под натиском своего недуга.» [2: 194]. И брат, и сестра страдают странной формой душевной аутентичности: Родерику
доставляют физические страдания тактильные (прикосновение ткани),
вкусовые (соленая или сладкая пища), обонятельные (запахи цветов), зрительные (прямой солнечный свет) и другие формы взаимодействия с окружающим миром; Мэдилейн вовсе утратила связь с ним, не испытывает никаких, даже болезненных, рефлексий на окружающие ее предметы и явления.
Сестра-близнец выполняет функцию зеркального отражения душевного состояния брата. Болезнь Родерика и болезнь Мэдилейн, согласно авторской концепции двойничества, имеет общие корни. В философском плане феномен двойничества основан на полярности как основополагающей характеристике бытия. Противоположности, пронизывающие мироздание и самого человека, в глубинном смысле неразделимы. Диалектика предусматривает не только борьбу, антагонизм противоположностей, но и их примирение, союз, соединение и взаимопроникновение. Как принадлежность этого раздвоенного мира, и человек - фатально двойственное существо. Бытие дисгармонично, а человеческое сознание трагически разорвано. Поэтому цель человечества, согласно мистическим учениям и романтической философии, восстановить распавшееся (внутреннее, духовное) единство, обрести целостность, освободиться от двойственности.
В мифах о близнецах, как правило, фигурируют братья близнецы. В новелле Э. По близнецом Родерика является не брат, а сестра, что само по себе имеет глубокое символическое значение. Для Э. По, увлеченного философией Древнего Востока, идея о взаимопроникновении мужского и женского начал получила свое художественное воплощение во многих его произведениях. В основе сюжетного конфликта «Падения дома Ашеров» находится не противостояние дома и его хозяев (это следствие другой более сложной проблемы), а противоборство двух частей антиномической пары - разума и чувства, сознания и подсознания, Родерика и Мэдилейн.
В один из вечеров Родерик Ашер демонстрирует гостю два своих творения - картину и песню. «Небольшое полотно изображало бесконечно длинное подземелье или туннель с низким потолком и гладкими белыми стенами, ровное однообразие которых нигде и ничем не прерывалось. Какими-то намеками художник сумел внушить зрителю, что странный подвал этот лежит очень глубоко под землей. Нигде на всем его протяжении не видно было выхода и не заметно факела или иного светильника; и, однако, все подземелье заливал поток ярких лучей, придавая ему какое-то неожиданное и жуткое великолепие» [2: 195]. Нет сомнений, что Эдгар По - признанный мастер детективной интриги - неслучайно ввел в сюжет новеллы описание данной картины. Навязчивая идея больного воображения, вылившаяся в полотне (а может неосознанное предчувствие
неотвратимой драмы), в результате приведет Родерика к убийству Мэдилейн, к замуровыванию ее в подвале родового замка.
Не менее примечательна и песня «Обитель привидений», исполненная Родериком. Обратимся к наиболее значимым ее строкам: Божьих ангелов обитель,
Цвел в горах зеленый дол,
Где Разум, края повелитель,
Сияющий дворец возвел.
И ничего прекрасней в мире Крылом своим Не осенял, плывя в эфире Над землею, серафим.
Вечерами видел путник,
Направляя к окнам взоры,
Как под мерный рокот лютни Мерно кружатся танцоры,
Мимо трона проносясь;
Государь порфирородный,
На танец смотрит с трона князь С улыбкой властной и холодной.
Но духи зла черны как ворон,
Вошли в чертог -И свержен князь (с тех пор он Встречать зарю не мог).
А прежнее великолепье
Осталось для страны преданием почившей в склепе Неповторимой старины.
В приведенном отрывке особое значение приобретают, в свете заданной автором проблемы, лексемы «Разум», «властной»,
«холодной» (курсив мой - Ш.И.). Согласно Э. По, основная ошибка человека состоит в том, что он впадает в одну из крайностей, вместо того чтобы придерживаться гармонии, основанной на дуализме мироздания. Род Ашеров из поколения в поколение культивировал в качестве ценностной доминанты рассудок, который если верить теоретической психологии, неизбежно приобретает ущербную, утрированную форму без опоры на чувство и интуицию.
Акт замуровывания Мэдилейн Ашер в подвале дома следует трактовать на уровне символического языка Эдгара По. Для этого необходима дешифровка мифосимвола «подвал», «туннель». В энциклопедии символов дается следующая трактовка: «подвал -символ пустоты и незаполненной витальности, тайный аспект которого использовался монахами и восточными святыми различных традиций для пробуждения сердца, также ассоциируется с материнским лоном, основным атрибутом материнского архетипа. К.Юнг считал, что данный символ олицетворяет тайну, неприступность и плотность бессознательного, мотив преодоления внутренних сил» [3: 374]. Похоронив заживо сестру-двойника, Родерик Ашер и сам обречен на
гибель: нельзя рассчитывать на жизнь целого, уничтожив его неотъемлемую часть. Символично и то, что Мэдилейн путем неимоверных усилий удалось выйти их железного склепа, приблизиться к брату-убийце и соединиться с ним после смерти. -«Минуту, вся дрожа и шатаясь, она стояла на пороге, потом с негромким протяжным стоном покачнулась, пала брату на грудь - и в последних смертных судорогах увлекла его за собой на пол, уже бездыханного.» [2: 203]. Необходимое единство антиномической пары брат/сестра (мужское/женское, интеллект/интуиция) достигается в новелле через трагическое выворачивание ситуации наизнанку - через ужас и смерть.
В самом начале повествования автор не случайно указал на едва различимую трещину на фасаде замка, определив тем самым дальнейший орнамент сюжета. С метафизической точки зрения, гибель дома влечет за собой отмену привычных ценностных ориентиров и равноценна гибели мира, гармоничного и обжитого космоса. Ситуация разрушения дома, безусловно, задевает глубинные слои психики человека, перекраивает структуру его личности. По определению М. Элиаде, человек, лишившись дома, оказывается в пространстве абсолютного небытия, ощущает «себя лишенным своей «онтологической» субстанции, растворенным в хаосе» [4: 282].
В финальной части произведения Э. По дом, лишившись своих обитателей, теряет основание существовать. Разрушение замка, также как и смерть близнецов Ашеров, имеет не физическое, а ментальное содержание - нет духа (обитателей жилища), нет и тела (дома). «.То сияла, заходя, багрово-красная полная луна, яркий свет ее лился сквозь трещину. трещина эта быстро расширялась. налетел свирепый порыв урагана. и слепящий лик луны полностью явился передо мною. я увидел, как рушатся высокие древние стены. раздался дикий оглушительный грохот, словно рев тысячи водопадов. и глубокие воды зловещего озера у моих ног безмолвно и угрюмо сомкнулись над обломками дома Ашеров» [2: 203].
Список литературы
1. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. - М., 1994.
2. По Э.А. Стихотворения. Проза. - М., 1976.
3. Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. - М., 2003.
4. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. - М., 2000.
5. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М., 1999.