Научная статья на тему 'Анализ методов изучения речевого и духовнонравственного развитияудетей с общим недоразвитием речи третьего уровня'

Анализ методов изучения речевого и духовнонравственного развитияудетей с общим недоразвитием речи третьего уровня Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
96
2
Поделиться
Ключевые слова
духовно-нравственного развитие / речевое развитие / личность / общее недоразвитие речи третьего уровня / spiritual and moral development / speech development / personality / general underdevelopment of speech of the third level

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — И. Ю. Шалабанова, Н. Н. Зырянова

В статье представлен анализ методов изучения речевого и духовно-нравственного развития детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — И. Ю. Шалабанова, Н. Н. Зырянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ANALYSIS OF METHODS OF STUDY OF SPEECH AND MORAL DEVELOPMENT IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL

The article presents the analysis of the methods of studying the speech and spiritual and moral development of children with general underdevelopment of speech of the third level.

Текст научной работы на тему «Анализ методов изучения речевого и духовнонравственного развитияудетей с общим недоразвитием речи третьего уровня»

высказывания;

- дети без затруднений начинали рассказ;

- выбор предметных картинок не был затруднен.

Результаты исследования показали, что дети с ОНР третьего уровня способны ко всем видам рассказывания.

В общем по результатам контрольного среза у обследованных детей в связной монологической речи в экспериментальной группе было отмечено:

• проявление самостоятельности в составлении рассказов;

• соблюдение логической последовательности изложения;

• завершенность фрагментов;

• отсутствие паузы на границах фраз или их частей.

Для решения вопроса о достоверности полученных нами результатов и в подтверждение нашей гипотезы мы воспользовались критерием U-Манна-Уитни, основанным на ранжировании имеющихся значений.

Нами были получен ответ иэмп = 0.5 меньше UKpHT =4, что говорит о достоверности полученных нами результатов и подтверждении гипотезы исследования.

Это свидетельствует об успешности проведенного нами формирующего эксперимента, что полностью доказывает гипотезу нашего исследования.

В экспериментальной и контрольной группе все дети успешно справились с заданиями и набрали баллы, которые соответствуют среднему уровню развития связной монологической речи. Но всё-таки у экспериментальной группы результаты лучше, что подтверждает правильность логопедической работы.

Список литературы

1 Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -Москва : Академия, 2000. - 207 с.

2 Андрюшина И. И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е. А. Флериной : дис.... канд. пед. наук: 13.00.07/И. И. Андрюшина. - Москва, 2006. - 250 с.

3 Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д. Ушинский,

Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов) [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://refdb.ru/look/1275109.html (дата обращения: 19.04.2018).

4 Дементьева А. М. Методика обучения рассказыванию в детском саду /А. М. Дементьева. - Москва, 1963. - 109 с.

5 Кувалова С. В. Методика обучения монологической речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/ razvitie-rechi/2014/01/30/metodika-obucheniya-monologicheskoy-rechi-detey-starshego (дата обращения: 19.04.2018).

6 Лаврик М. С. Методика развития речи дошкольников / М. С. Лаврик; под ред. Е. Н. Ботезату. - Кишинев, 1985. -203 с

References

1 Alekseyeva M. M. Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkolnikov[Teks]/M. M. Alekseyeva, V. I. Yashina. - Moskva : Akademiya, 2000. - 207 s.

2 Andryushina 1.1. Nauchno-metodicheskiye osnovy rechevogo razvitiya detey i ispolzovaniya khudozhestvennogo slova v detskom sadu v trudakh E. A. Flerinoy: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.07/1.1. Andryushina. - Moskva, 2006. - 250 s.

3 Vydayushchiyesya predstaviteli russkoy pedagogicheskoy mysli vtoroy poloviny XIX veka (K. D. Ushinskiy, L. N. Tolstoy,

N. I. Pirogov) [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// refdb.ru/look/1275109.html (data obrashcheniya: 19.04.2018).

4 Dementyeva A. M. Metodika obucheniya rasskazyvaniyu v detskom sadu/A. M. Dementyeva. - Moskva,1963. -

109 s.

5 Kuvalova S. V. Metodika obucheniya monologicheskoy rechi detey starshego doshkolnogo vozrasta [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/30/metodika-obucheniya-monologicheskoy-rechi-detey-starshego (data obrashcheniya: 19.04.2018).

6 Lavrik M. S. Metodika razvitiya rechi doshkolnikov /

M. S. Lavrik; pod red. E. N. Botezatu. - Kishinev, 1985. - 203 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 376.37

И.Ю. Шалабанова, Н.Н. Зырянова, В.А. Дубовская

Курганский государственный университет, Курган

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯУДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Аннотация. В статье представлен анализ методов изучения речевого и духовно-нравственного развития детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Ключевые слова: духовно-нравственного развитие, речевое развитие, личность, общее недоразвитие речи третьего уровня.

I.Y. Shalabanova, N.N. Zyryanova,

V.A. Dubovskaya

Kurgan state University, Kurgan

ANALYSIS OF METHODS OF STUDY OF SPEECH AND MORAL DEVELOPMENT IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL

Abstract. The article presents the analysis of the methods of studying the speech and spiritual and moral development of children with general underdevelopment of speech of the third level.

Key words: spiritual and moral development, speech development, personality, general underdevelopment of speech of the third level.

Актуальность проблемы речевого и духовно-нравственного развития связана с тем, что в современном мире человек как личность живет и развивается, окруженный множеством разно-

образных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь влияние средств массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды и др.), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности и речи в том числе. Особые сложности в плане личностного и речевого развития испытывают дети с недоразвитием речи: несформированность языковых и речевых средств, особенности состояния высших психических процессов и эмоционально-волевой сферы препятствуют становлению позитивной гармонически развитой, коммуникабельной личности у данной категории детей.

Проблема, вынесенная нами сегодня в данной статье, актуальна и своевременна, она является главной в развитии и становлении личности детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса.

Целью нашего научного исследования является анализ методов изучения речевого и духовно-нравственного развития у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Речевое развитие - это широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребенком, так и - в широком смысле - человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его коммуникации, вербального мышления и творчества в целом.

Изучением речевого развития детей с общим недоразвитием речи третьего уровня занимались ведущие ученые в области логопедии: Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, С.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и другие ученые.

Духовно-нравственное развитие, по мнению О.С. Богдановой и Л.И. Катаевой, - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей [2].

По словам В.И. Павлова, под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины, выражаемые с помощью языковых и речевых явлений [5].

Изучением духовно-нравственного развития детей с нормальным психофизическим развитием в истории русской педагогики большое внимание уделяли такие ученые, как К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, С.И. Ожегов, Н.Н. Никитина, В.А. Сухомлинский.

В данной статье мы проанализируем диа-

гностические методики с точки зрения их возможности изучить речевое и духовно-нравственное развитие детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, через такие компоненты, как патриотизм и коллективизм.

Мы считаем целесообразным проводить изучение компонента «патриотизм» по следующим параметрам: доброжелательность, отзывчивость и владение связной монологической речью на материале лексических тем «Родной край», «Природа». При этом следует обратить внимание на знание детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого материала по теме «Родной край». Второй параметр данного компонента возможно изучить, оценив у дошкольников объем словаря, правильность лексико-граммати-ческого высказывания, смысловой целостности и способность планирования высказывания.

Для изучения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня доброжелательности и отзывчивости мы предлагаем использовать методику Т.Г. Кобзевой «Символика родного города». С помощью данной методики на материале лексической темы «Родной край» можно определить уровень владения речевыми средствами, отношение и интерес ребенка к родному краю, его истории. Методика реализуется в ходе беседы по поводу рассматривания герба родного города.

Оценить результаты возможно, используя приведенную ниже балльно-уровневую характеристику, разработанную Т.Г Кобзевой:

Высокий уровень: 5 баллов - дети без труда называли значение изображения на гербе своего города, могли объяснить символику герба; выражали свое отношение к родному краю такими словами, как «красивый», «дружелюбный», использовали слова благодарности, антонимы и синонимы к этим словам.

Средний уровень: 3 балла - дети допускали незначительные ошибки, с помощью взрослого рассказывали о символах герба и их значении. Знание и использование речевого материала по теме «Родной край» несколько отстаёт от возрастной нормы.

Низкий уровень: от 1 до 0 баллов - дети затруднялись рассказать о символах герба, постоянно обращались за помощью к взрослому, не проявляли интереса к теме. Наблюдается сильное отставание от возрастной нормы при употреблении речевого материала по теме «Родной край» [4].

Для изучения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня состояния связной монологической речи следует использовать методику О.Л. Князева «Родной край». Эта методика, реализуемая на лексических темах «Родной край» и «Природа» в форме беседы с детьми о родном городе и природных богатствах родного края, позволяет диагностировать уровень развития речи детей и соответствующих тематических представлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Детям с общим недоразвитием речи третьего

уровня предлагается конверт с картинкой-пазлом, изображающей знакомые детям места родного города. Методика предполагает парную работу. Пара, собравшая картинку первой, поднимает руку. Предполагается, что дети должны назвать место, изображенное на картинке, и подробно рассказать о нем [3].

Оценка и анализ продуктов речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи третьего уровня может быть осуществлена с помощью разработанной нами балльно-уровневой характеристики:

Высокий уровень: 5 баллов - дети без труда назвали родной город, район проживания, домашний адрес. Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств, а также соответствует ситуации и имеет все смысловые звенья. Дети правильно, самостоятельно планировали свою речь, без помощи взрослого, без вспомогательных вопросов, правильно воспроизводили причинно-следственные связи. Во время беседы проявили интерес, называли достопримечательности города, их расположение, знают наименование четырех-пяти улиц. Правильно называли растительность, животный мир родного края, проявляли фантазию и творчество при ответах, выражали эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: 3 балла - ответы детей с общим недоразвитием речи третьего уровня были неуверенными, требовалась помощь логопеда. На поставленные вопросы отвечали правильно. В рассказе детей наблюдаются грамматические и лексические ошибки, а также незначительные нарушения воспроизведения причинно-следственных связей.

Низкий уровень: от 1 до 0 баллов - дети с общим недоразвитием речи третьего уровня затруднялись назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечали с трудом, в основном неверно. Некоторые вопросы приходилось повторять несколько раз и только с помощью взрослого дети смогли ответить, не выражали эстетического отношения к природе. Наблюдается грубые нарушения воспроизведения причинно-следственных связей, смысловые звенья в рассказе расположены не в правильной последовательности.

Изучить компонент «коллективизм» возможно, обследуя регуляцию речью поведения других людей, эмоциональные и коммуникативные особенности взаимоотношений ребенка с группой. Оценка регуляции речью поведения других людей, на наш взгляд, может быть дана посредством изучения возможностей владения детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами речевого этикета. Эмоциональные и коммуникативные особенности взаимоотношения ребенка с группой могут быть оценены с помощью изучения у детей степени эмоциональной насыщенности речи при

контакте, через просодику и эмоциональное содержание речи.

Мы предлагаем использовать методику Е.И. Брянской «Диагностические особенности выявления уровня развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня». Представленная диагностика позволяет выявить актуальный уровень развития речевого этикета старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Данная методика предполагает выполнение детьми серии заданий, которые проводятся в форме беседы с игровыми элементами.

Представим далее балльно-уровневую характеристику, разработанную Е.И. Брянской, для оценки уровня развития речи и владения средствами речевого этикета дошкольниками.

Высокий уровень: 5 баллов - умеют самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, используя прямую и косвенную речь, также умеют передавать состояния героя, его настроение, отношение к событию в описательном и повествовательном монологах. Речь эмоционально окрашена. Самостоятельно употребляют формулы речевого этикета адекватно ситуации общения. В речи используют вежливые слова при трапезе: «Приятного аппетита!» и «Спасибо!», при встрече - «здравствуйте», «добрый день», «привет», при расставании -«до свидания», «пока». Пользуются такими словами, как «извините», «спасибо», «пожалуйста», не перебивают собеседника.

Средний уровень: 3 балла - дети употребляют в речи элементарные слова речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности), не всегда умело употребляют формулы речевого этикета в ситуациях общения. Наблюдаются трудности при попытке передавать состояния героя, его настроение, отношение к событию в описательном и повествовательном монологах.

Низкий уровень: от 1 до 0 баллов - дети самостоятельно не используют в речи вежливые слова, только при напоминании взрослого. В пассивном словаре имеются представления о словах речевого этикета. Дети не умеют самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, используя прямую и косвенную речь. С большим трудом передают состояния героя, его настроение, отношение к событию в описательном монологе [1].

Изучая эмоциональные и коммуникативные особенности взаимоотношений детей с общим недоразвитием речи третьего уровня с группой сверстников, можно использовать методики: О.М. Морозовой «Обследование просодики» и О.Е. Смирновой, В.М. Холмогоровой «Межличностные отношения дошкольников».

Методика О.М. Морозовой «Обследование просодики» направлена на то, чтобы выяснить, понимают ли дети с общим недоразвитием речи третьего уровня разнообразие интонаций человеческой речи и средства достижения данного раз-

87

нообразия (изменение высоты, силы, тембра, модуляции голоса). Целью обследования является выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.

Методика проводится в игровой форме, логопед просит ребенка повторить за ним фразы с различной интонацией, опираясь на сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.

Оценка продуктов деятельности детей может быть проведена с помощью разработанной нами балльно-уровневой характеристики:

Высокий уровень: 5 баллов - в речи детей присутствуют достаточные голосовые модуляции. Наблюдается сформированность всех просодических характеристик. Дети имеют нормальный тембр, диапазон их голоса по силе и высоте соответствует возрастным нормам. Сформирована темпо-ритмическая сторона речи.

Средний уровень: 3 балла - речь недостаточно модулирована. Отмечается непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. При выполнении заданий возможны неточности или отдельные ошибки при передаче ритмического и мелодического рисунка.

Низкий уровень: от 1 до 0 баллов - голосовые модуляции отсутствуют или выражены слабо. Наблюдаются грубые нарушения просодических компонентов. Недостатки тембра, силы и высоты голоса. Процесс коммуникации нарушен. Детям недоступны задания, предполагающие изменение ритмических и звуковысотных характеристик.

Методика О.Е. Смирновой, В.М. Холмогоровой «Межличностные отношения дошкольников» направлена на диагностику коммуникативных отношений детей с общим недоразвитием речи третьего уровня в группе и изучение особенностей межличностных отношений детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня, выражающихся в их речевом поведении. В ходе методики осуществляется наблюдение за коммуникативным развитием детей с общим недоразвитием речи третьего уровня в группе. В процессе наблюдения следует большее внимание уделить преобладающему эмоциональному фону, который проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками и употреблении при общении ответных или побудительных речевых выражений.

Представим ниже балльно-уровневую характеристику, разработанную О.Е. Смирновой, В.М. Холмогоровой.

Высокий уровень: 5 баллов - дети активно привлекают окружающих сверстников к своим действиям и предлагают различные варианты взаимодействия, также активно откликаются на инициативу сверстников, легко вступают в диалог. В своей речи используют такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте (привет)», «до свидания (пока)», «приятного аппетита», «спокойной ночи», «доброе утро». 88

Средний уровень: 3 балла - дети редко проявляют активность в общении, редко реагируют на инициативу сверстников, с трудом вступают в диалог, употребляют в речи элементарные слова речевого этикета (ситуации приветствия, прощания, благодарности).

Низкий уровень: от 1 до 0 баллов - дети не проявляют никакой активности, не отвечают на предложения сверстников, употребляют в речи элементарные слова речевого этикета только при напоминании взрослого.

Аналитическое изучение описанных выше диагностических методик указывает на возможность их применения с целью диагностического исследования речевого и духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Комплексное применение данных методик в ходе логопедического изучения данной категории детей позволяет выявить особенности речевого поведения дошкольников с речевыми нарушениями, вскрыть психологические основания отклоняющегося речевого поведения. Речевое поведение, эмоциональное и практически-действенное отношение детей выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики речевого и духовно-нравственного развития детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Список литературы

1 Брянская Е. И. Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Е. И. Брянская // Актуальные задачи педагогики. - Чита. - Молодой ученый, 2013. - С. 90-93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы /Р. М. Кадырова. - Текст: электронный//Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 762-766. -URL: https://moluch.ru/archive/87/16622/ (дата обращения: 18.04.2018).

3 Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников : учеб.-метод. пособие / О. Л. Князева, О. Ю. Князева, М. Д. Маханева. - Москва : Детство-пресс, 2009. - 324 с.

4 Кобзева Т. Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: дисс.... к. пед. наук/ Т. Г. Кобзева. - Волгоград, 2008. - 347 с.

5 Павлов В. И. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи на примерах жизни и деятельности космонавтов / В. И. Павлов // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12. - С. 322—325.

6 Пиаже Ж. Теория Пиаже. Разд. III: Теория стадий // История зарубежной психологии. 30-е — 60-е годы XX века. Тексты /под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1992. - С. 232—292.

References

1 Bryanskaya E. I. Diagnosticheskiye osobennosti vyyavleniya urovnya kommunikativnoy kompetentnosti u detey starshego doshkolnogo vozrasta s ONR / E. I. Bryanskaya // Aktualnyye zadachi pedagogiki. - Chita. - Molodoy uchenyy. 2013. - S. 90-93.

2 Kadyrova R. M. Nravstvennoye vospitaniye detey v usloviyakh detskogo sada: ego sostavlyayushchiye. printsipy.

napravleniya. sredstva i metody / R. M. Kadyrova. - Tekst: elektronnyy //Molodoy uchenyy. - 2015. - № 7. - S. 762-766. -URL: https://moluch.ru/archive/87/16622/ (data obrashcheniya: 18.04.2018).

3 Knyazeva O. L. Priobshcheniye detey k istokam russkoy narodnoy kultury. Programma razvitiya lichnostnoy kultury doshkolnikov: ucheb.-metod. posobiye /O. L. Knyazeva,

O. Yu. Knyazeva, M. D. Makhaneva. - Moskva : Detstvo-press, 2009. - 324 s.

4 Kobzeva T. G. Razvitiye u detey 5-7 letinteresa k poznaniyu istorii i kultury rodnogo kraya v proyektnoy deyatelnosti: diss.... k. ped. nauk/ T. G. Kobzeva. - Volgograd, 2008. - 347 s.

5 Pavlov V. I. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye uchashcheysya molodezhi na primerakh zhizni i deyatelnosti kosmonavtov/ V. I. Pavlov//Fundamentalnyye issledovaniya. -2011. - № 12. - S. 322—325.

6 Piazhe Zh. Teoriya Piazhe. Razd. III: Teoriya stadiy // Istoriya zarubezhnoy psikhologii. 30-e - 60-e gody XX veka. Teksty /pod red. P. Ya. Galperina. A. N. Zhdan. - Moskva : Izd-vo Mosk. un-ta, 1992. - S. 232—292.

УДК 376.37

А.Ю. Шульга, В.А. Дубовская

Курганский государственный университет,

Курган

ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Аннотация. В статье раскрывается понятие коммуникативной компетентности, значение речи в жизни старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Представлен компонентный состав коммуникативной компетенции. Выявлены результаты исследования уровня коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи третьего уровня, коммуникативная компетенция, социальный компонент, социолингвистический компонент.

A.Y. Shulga, V.A. Dubovskaya Kurgan state University, Kurgan

THE STUDY OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL

Abstract. The article reveals the concept of communicative competence, the meaning of speech in the life of senior preschoolers with general underdevelopment of speech of the third level. The component structure of communicative competence is presented. The results of the study of the level of

communicative competence of senior preschoolers with the general underdevelopment of speech of the third level are revealed.

Key words: general underdevelopment of speech of the third level, communicative competence, social component, sociolinguistic component.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что проблема изучения коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня мало изучена, а речь играет важную роль в жизни ребенка. Детям важно общение со взрослыми и сверстниками, так как в процессе общения развивается как личность ребенка, так и его умственная деятельность.

Проблема речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня неоднократно являлась предметом специального изучения ( Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская).

Речь играет огромную роль в жизни и становлении личности ребенка, служит средством общения с другими людьми, благодаря речевому общению у ребенка развивается механизм мышления и высшие психические функции.

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки и протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящееся к звуковой и смысловой стороне [1].

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах нарушения речи: алалии, афазии, а также ринолалии, иногда дизартрии.

У детей с ОНР третьего уровня отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности вследствие имеющегося нарушения речи и принятия ребенком своего речевого нарушения.

Коммуникативная компетенция - приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих [2, 3, 4].

В структуре коммуникативной компетенции Ян Ван Эк предлагает выделить шесть компонентов: лингвистический компонент, социолингвистический компонент, дискурсивный компонент, стратегический компонент, социокультурный компонент, социальный компонент.

Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР третьего уровня нами были изучены социальный и социолингистический компонент и подобраны соответствующие методики.

На базе детского сада «Любознайка» г. Кургана

89