Научная статья на тему 'Анализ методологии управления реализацией стратегии развития региональных социально-экономических систем'

Анализ методологии управления реализацией стратегии развития региональных социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таточенко Т. В.

Представлена схема классификации прогнозов и предложена конструкция основных этапов прогнозирования социально-экономических показателей региона.Рассмотрены и схематично представлены функциональные элементы управления реализацией стратегии и их этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ методологии управления реализацией стратегии развития региональных социально-экономических систем»

1 (184) - 2011

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.266.4

АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИИ

РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Т. В. ТАТОЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем в экономике E-mail: [email protected], [email protected] Тел. : 8(905) 416-49-40 Ставропольский государственный университет

Представлена схема классификации прогнозов и предложена конструкция основных этапов прогнозирования социально-экономических показателей региона.

Рассмотрены и схематично представлены функциональные элементы управления реализацией стратегии и их этапы.

Ключевые слова: стратегия, социально-экономическая система, методология, прогноз.

Методология управления реализацией стратегии, с точки зрения автора, должна в первую очередь основываться на аппарате прогноза. Прогноз социально-экономического развития региона является сложной научной проблемой, которую в настоящее время нельзя отнести к числу решенных. Современное состояние проблемы требует постановки и решения оптимизационных задач принятия решений на основе макро- и мезоэкономических математических моделей. В практической работе федеральных и региональных органов власти и управления чаще всего используется метод бюджетного планирования развития региона. Данный метод не дает целостного и однозначного инструментария планирования, на разных этапах и в отношении разных объектов

может выступать с различных сторон, но в целом

включает в себя ориентацию на следующий набор

принципиальных установок:

♦ целевых задач из предвыборной программы глав администраций регионов;

♦ сложившихся пропорций в развитии отраслей народного хозяйства;

♦ необходимости вывода «из провала» наиболее отсталых отраслей экономики;

♦ социальных нормативов качества жизни населения;

♦ достигнутых показателей развитых регионов России («доноры»);

♦ уровней исполнения бюджета региона за предыдущий год;

♦ расчетных значений доходной части бюджета;

♦ постановлений, запросов и наказов законодательных органов;

♦ предложения региональных министерств, прежде всего социальной сферы;

♦ результатов выполнения целевых комплексных программ;

♦ состояния политической и общественной жизни региона.

По видам

По масштабу управления (территории)

Социальные

Экономические

Научно-технические

Природно-экономические

Внешнеэкономические

Цель прогнозирования заключается в научном обосновании планов социального и экономического развития региона. Планы же формируются на основе детализации глобальных и промежуточных целей, преследующих в конечном счете рост или достижение высоких стандартов уровня и качества жизни населения и выбора рациональных вариантов экономического поведения исходя из имеющихся ресурсов.

При разработке прогноза развития региона автор опирался на следующие методы исследования:

• системный анализ;

• целевое планирование;

• экономический анализ;

• статистические методы;

• межотраслевой баланс;

• теория прогнозирования;

• метод экспертных оценок;

• макроэкономическое планирование;

• теория принятия решений;

• стратегическое планирование;

• теория человековедения;

• теория мотивации и потребностей [1].

В ходе исследования была принята классификация прогнозов, представленная нарис. 1.

Научная новизна излагаемого подхода к прогнозированию развития региона заключается:

• в определении долгосрочных целей развития региона на основе достижения материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан;

• в определении альтернативных путей достижения целей с помощью социальных нормативов качестважизни населения (критериев);

• в разработке целевых комплексных программ и их экономическом обосновании, устранении диспропорций отдельных отраслей народного хозяйства;

• в обеспечении возможности научного обоснования планов социального и экономического развития региона и их оптимизации по времени и наличным ресурсам «время — стоимость».

Классификация прогнозов

По характеру

Международные (транснациональные)

Национальные

Отраслевые

Региональные

Городские (районные)

Внутрифирменные

По длительности

Частные (один показатель)

Обобщающие (система показателей)

Генетические (тенденции)

Теологические (предвидение)

Одновариант-ные

Многовариантные

По методу разработки

Глобальные (50-200 лет)

Долгосрочные (25-50 лет)

Среднесрочные (5-25 лет)

Краткосрочные (1-5 лет)

Оперативные (до 1 года)

Экстраполяция (тренд)

Интерполяция

Экспертные

Статистические

Модельные

Рис. 1. Схема классификации прогнозов

Руководство региона выбирает временной горизонт прогноза для разработки стратегии социально-экономического развития региона. Доминируют краткосрочные прогнозы, период которых определяется временем утверждения в должности главы региона. Решить стратегические задачи развития региона и улучшения качества жизни населения в эти сроки весьма проблематично. Поэтому наиболее предпочтительными выглядят среднесрочные прогнозы, которые позволяют реально улучшить качество жизни следующего поколения, т. е. до 25 лет [7].

Практическая ценность предлагаемой концепции прогнозирования и планов развития региона заключается в возможности:

• использования долгосрочной стратегии развития регионадпя разработки пятилетних планов;

• принятия стратегических и тактических решений высшего руководства на основе различных альтернатив развития региона;

• четкого позиционирования региона среди крупных регионов России, Европы и мира по комплексному критерию качества жизни населения;

• сбалансированного развития производственной сферы (промышленности, строительства, транспорта и связи, торговли, науки и др.);

• комплексного развития социальной сферы (образование, культура, физкультура, здраво-

охранение, социальное обеспечение) на основе максимизации занятости населения и роста уровня ихдоходов;

♦ обеспечения сбалансированности бюджета региона по доходам и расходам;

♦ завершения рыночных реформ переходного периода и активного вовлечения рыночных институтов в развитие экономической сферы региона;

♦ перестройки системы управления регионом в соответствии с изменением стратегии развития;

♦ обоснованного привлечения инвестиций (зарубежных, федеральных, муниципальных) для реализации целевых комплексных программ (ЦКП);

♦ разработки системы местного налогообложения и льгот, направленной на достижение стратегических целей развития и формирования источников регионального бюджета. Автор предлагает следующую конструкцию

основных этапов прогнозирования социально-экономических показателей региона (рис. 2). На заключительных этапах разработки стратегического плана региона особое внимание было уделено следующим разделам.

Расчет потребности в ресурсах и инвестициях. Исходя из поставленных стратегических идей раз-

вития и инновационных проектов выполняются технико-экономические расчеты необходимых ресурсов (трудовых, материальных, технических, энергетических), а расчет финансовых ресурсов определяет потребности в инвестициях.

Составление сметы доходов и расходов («бюджета»). Прогнозирование социально-экономического развития и расчет потребности в ресурсах создают научную основу планирования бюджета региона на среднесрочную перспективу. В основе этого сложного процесса должна быть экономико-математическая модель оптимизации бюджета по критерию качестважизни населения региона [4].

Разработка ЦКП. Это ключевой раздел стратегического плана и важнейший инструмент его реализации по годам планового периода. Расчет показателей качества жизни населения является заключительным этапом разработки стратегического плана, когда сформированы основные цели развития, инновационные и инвестиционные проекты, прогнозы развития, сформирован бюджет и разработаны ЦКП. Расчет предусматривает векторное сложение всех показателей социально-экономического развития по годам стратегического плана.

После разработки всех разделов стратегического плана должна быть предусмотрена обще-

с участием руководителей администрации, ученых, представителей общественности и средств массовой информации. По результатам экспертизы осуществляется доработка стратегического плана, а затем его рассмотрение и утверждение законодательным органом региона.

Управление реализацией стратегии — это ориентированная на конкретные действия работа руководства региона по проведению организационных изменений, направленных на до-

1. Цели и критерии управления

9. Экспертиза и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прогноза развития региона

2. Выбор метода и периода прогнозирования

8. Оценка потребности в ресурсах и их

наличия в перспективе

3. Анализ влияния внутренней и внешней среды

Прогноз развития региона

4. Выбор стратегического

развития региона

7. Статическая обработка данных

6. Расчет контрольных цифр

5. Разработка стратегических идей развития

стижение стратегических целей управления. Модель управления

ственная экспертиза плана

Рис. 2. Основные этапы прогнозирования региона

реализацией стратегии показана на рис. 3. В данном разделе рассмотрим только основные функции управления реализацией стратегии.

Основными задачами, решаемыми в ходе реализации стратегии, являются:

• создание структуры управления, способной успешно выполнять стратегию; выделение ресурсов на те виды деятельности (макроподсистемы), которые определяют стратегический успех;

• разработка процедур (регламентов) управления для обеспечения постоянного развития региона;

• создание обеспечиваю-

Условия реализации стратегии

Этапы реализации стратегии

Задачи реализации стратегии

Управление реализацией стратегии

Целевые комплексные программы

Оценка эффективности стратегии

Мониторинг реализации стратегического плана

/Годовое планирование\ как средство реализации ^стратегического плана )

щих подсистем, которые создадут возможности успешно реализовать стратегический план;

• увязка системы вознаграждения и стимулирования персонала с выполнением стратегии и достижением поставленных целей;

• создание корпоративной культуры в органах регионального управления, поддерживающей реализацию стратегии региона;

• обеспечение руководства (лидерства) процессом реализации стратегии для достижения поставленных целей;

• мониторинг реализации стратегического плана и внесение изменений [2].

Важное значение придается условиям реализации стратегии региона. Управление реализацией стратегии развития осуществляется в рамках ЦКП, которые являются важнейшим инструментом реализации стратегического плана развития региона.

Для реализации стратегического плана упор делается на три основных этапа, взаимосвязь которых представлена в таблице:

• концентрация ресурсов на стратегически важных направлениях деятельности;

• создание жизнеспособной системы управления на основе эффективного взаимодействия органов власти, предприятий и организаций региона;

• достижение стратегических ориентиров на основе поставленных целей и критериев управления.

Рис. 3. Функциональные элементы управления реализацией стратегии

Комплексный подход к решению проблем, выявленных в ходе исследований, предусматривает разработку ЦКП в соответствующей содержательной структуре, включающей решение вопросов реструктуризации, развития инфраструктуры, менеджмента, маркетинга, повышения эффективности использования собственности, качества подготовки персонала, поиска источников полного ресурсного и информационного обеспечения, правового сопровождения имущественных отношений, разграничения компетенции городских (районных) и региональных властей [8].

Типовая методика Минэкономразвития России предусматривает определенную структуру ЦКП:

• полное название программы;

• основание разработки программы;

• ссылка на решение или на статью закона;

• цель программы (глобальная цель);

• задачи программы (перечисляются главные задачи и критерии управления);

• сроки выполнения (определяются исходя из важности программы);

• программно-целевое управление (подразделение организации);

• разработчик программы (вуз, НИИ или подразделение организации);

руководитель программы (заместитель руководителя организации);

исполнители основных мероприятий программы (состав временной творческой группы); источники финансирования (федеральный, областной, городской бюджеты, банковский кредит, внутренние средства организации); объем финансирования программы (всего, по годам, по источникам);

контрольные показатели (по объему, инвестициям, численности, платежам в бюджет); ожидаемые конечные результаты (выручка, прибыль, производительность труда, качество продукции и др.);

стоимость программы и ожидаемая эффективность [5].

В составе стратегического плана разрабатывается перечень региональных ЦКП по основным макроподсистемам региона. Годовые планы экономического и социального развития являются основным средством реализации стратегии. Исходные данные для разработки годовых планов:

• стратегический план региона;

• основные показатели за предыдущий год;

• контрольные цифры на плановый год;

• наличные ресурсы региона;

• исполнение бюджета за предыдущий год;

• перечень первоочередных ЦКП для реализации;

• источники финансирования из федерального бюджета (трансферты, кредиты). Методика разработки годового плана создана

еще в советский период и заключается в реализации целей стратегического плана с учетом изменения внешней среды и наличных ресурсов региона [3].

Результатом годового планирования является комплексный годовой план с разбивкой по кварталам и макроподсистемам: региональное хозяйство, сфера материального производства, агропромышленный комплекс, социальная сфера, финансово-экономическая сфера, управленческая сфера.

Годовой план разрабатывается администрацией (правительством) региона и утверждается законодательным органом власти до начала планового года [6].

Мониторинг реализации стратегического плана предусматривает непрерывное наблюдение за состоянием внедрения намеченных мероприятий и постоянный анализ причин их невыполнения. Задачами мониторинга являются:

• обоснование и поддержка наиболее эффективных инвестиционных проектов;

Этапы реализации стратегии

Этап

II

III

Содержание этапа

Разработка концепции ресурсов и определение стратегически важных направлений деятельности (макроподсистемы и отрасли экономики региона)

Создание жизнеспособной системы управления на основе эффективного взаимодействия органов власти и персонала

Достижение стратегических ориентиров региона на основе поставленных целей и критериев управления

Результаты

Анализ бюджета и выделения ресурсов на реализацию стратегического плана. Выбор ЦКП и финансирование в запланированном объеме. Регулирование отраслей экономики региона на основе рычагов, стимулов и регулирования налогов.

Реализация конкурентных преимуществ региона на национальном уровне. Обеспечение стабильного экономического роста. Мотивация населения региона. Увязывание стимулирования оплаты труда

Формирование стратегического видения у высшего руководства на региональном, муниципальном и районном уровнях. Реализация новой гибкой структуры управления. Реализация главных достоинств. Формирование четкой кадровой политики.

Формирование корпоративной культуры.

Адаптация системы управления

Постоянный рост объемов валового регионального продукта. Рост прибыли предприятий и организаций и снижение себестоимости продукции. Рост производительности труда. Рост качества продукции. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Обеспечение режима наибольшего благоприятствования для развития малого бизнеса. Рост качества жизни населения.

формирование благоприятных экономических и социальных условий развития организации; своевременное принятие обоснованных решений по корректировке стратегии; контроль за реализацией стратегии в установленный срок и в полном объеме. Мониторинг базируется на принципах: комплексности (должно быть обеспечено комплексное решение проблем на основе разработанных целевых комплексных программ); регламентации (мониторинг осуществляется по определенной технологии);

• своевременности (решения должны приниматься точно в срок);

• рационального ограничения ресурсов управления;

• оптимальности (что дает возможность решать проблемы по реализации стратегии с максимальной эффективностью);

• «фильтрации» информации (полезная информация должна поступать тому руководителю, от которого зависит решение возникающих проблем).

Рассмотрим методику проведения мониторинга, учитывая изложенные подходы и позиции. Основой мониторинга является проведение оперативного ежемесячного контроля с анализом ситуаций и заслушиванием докладов ответственных исполнителей. Этим обеспечивается результативность и системность работ по реализации стратегии, и создаются условия для эффективного влияния на ход реализации стратегии. Результаты мониторинга формируются с помощью компьютерной системы и могут представляться в табличной форме для высшего руководства региона и широкой общественности.

Таким образом, оценка эффективности стратегии является важнейшим заключительным этапом управления. Существует целый ряд научных подходов к оценке реализации стратегии по показателям уровня жизни, индекса развития человеческого потенциала и качества жизни населения региона. Существует ряд методик оценки реализации стратегии, сложившихся в практике регионального

управления. Так, известны оценки с помощью различных рейтингов регионов, результатов выборов губернаторов, инвестиционной привлекательности, объема ВВП на душу населения и др.

Список литературы

1. Большой экономический словарь / под ред.

A. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. М.: Институтновой экономики, 1999. 1248 с.

2. Ганопольский М. Г. Устойчивое развитие региона: вопросы методологии // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2005, № 1.

3. ГапоненкоА. Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: изд-во РАГС, 2009. 208 с.

4. Напреенко В. Г., Наринъяни А. С., Смирнов Е.П. Моделирование региональной экономики: новый уровень качества и безопасности. Финансы, экономика, безопасность, 2009. № 4 (9).

5. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексное исследование проблем устойчивого развития: идеи и результаты / под ред.

B. А. Коптюга, В.М. Матросова, В. К. Левашова. Изд. 2-е. М.: Academia, 2007, 416 с.

6. Степанова М. В. Региональная экономика. М.: Инфра-М, 2008.

7. Яковец Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 2007.

8. Яковец Ю. В., Кузык Б. Н. Стратегия инновационно-технологического прорыва. М.: МФК, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.