Транспорт
УДК 656.078 РУБЛЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
аспирант кафедры Предпринимательства и логистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
e-mail: [email protected]
ЛАРИНОЛЕГНИКОЛАЕВИЧ
д.т.н., професор кафедры Предпринимательства и логистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва), Академик Российской и Международной академий транспорта,
e-mail: [email protected]
DOI:1ü.26726/1812-7096-2021 -1 -64-73 АНАЛИЗ МАРШРУТНОЙ СЕТИ БАЗОВЫХ АЭРОПОРТОВ (ХАБОВ) ИСПАНСКОЙ БЮДЖЕТНОЙ АВИАКОМПАНИИ «VOLOTEA»: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Цель работы: ключевой целью проводимого исследования стал анализ маршрутной сети базовых аэропортов (хабов) испанской бюджетной авиакомпании «Volotea». Авиакомпания «Volotea» является одной из «молодых» динамично развивающихся авиакомпаний Европы в сегменте бюджетных авиаперевозок. В условиях макроэкономической нестабильности авиакомпания осуществила приобретение 3 ед. Airbus A-319-100, что демонстрирует планы авиакомпании по расширению маршрутной сети. Анализ маршрутной сети базовых аэропортов авиакомпании «Volotea» является фундаментальным фактором определения стратегии посткризисного развития. Методология и методы проведения работы. В статье представлен сравнительный анализ бюджетных авиакомпаний Европы и определена роль авиакомпании «Volotea» в структуре рынка. Авиакомпания «Volotea» в качестве базовых аэропортов (хабов) использует региональные аэропорты Испании, Италии и Франции, значительная часть маршрутов — рейсы малой и средней протяженности. Анализ маршрутной сети региональных аэропортов позволил определить роль и влияние бюджетных авиакомпаний на структуру маршрутной сети и пассажиропотока. Доля бюджетных авиакомпаний в структуре маршрутной сети региональных аэропортов Франции, Италии и Испании составляет от 40 % до 80 %. Взаимодействие бюджетных авиакомпаний и региональных аэропортов является эффективным в условиях преодоления макроэкономической нестабильности. Результаты. Результатом проведенного исследования является заключение о том, что авиакомпания «Volotea» располагает значительными ресурсами для расширения маршрутной сети и увеличения пассажиропотока. Особенностью маршрутной сети авиакомпании «Volotea» является значительная часть рейсов, выполняемых с периодичностью от 1 до 5 раз в неделю. При увеличении парка воздушных судов «Volotea» может увеличить частоту выполняемых рейсов в рамках действующей маршрутной сети, а также благодаря открытию новых направлений. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применимы при разработке стратегии развития российскими и зарубежными региональными и бюджетными авиакомпаниями, а также региональными аэропортами РФ. Опыт взаимодействия региональных аэропортов и бюджетных авиакомпаний может быть применим при расширении региональной маршрутной сети между аэропортами СКФО, ПФО, ЦФО. Выводы. Результатом преодоления кризиса 2020 года, вызванного негативным влиянием пандемии COVID-19, может стать усиление роли и влияния бюджетных авиакомпаний в структуре европейского рынка пассажирских авиаперевозок. Сегмент бюджетных авиаперевозок активно развивается на российском рынке и может стать важным фактором эффективного посткризисного развития рынка пассажирских авиаперевозок.
Ключевые слова: бюджетные авиакомпании, региональные аэропорты, аэропорты — хабы, региональные авиаперевозки, рынок авиаперевозок, «Volotea».
RUBLEV VLADIMIR VLADIMIROVICH
Postgraduate Student of the Department of Entrepreneurship and Logistics of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow),
e-mail: [email protected]
LARIN OLEG NIKOLA YEVICH
Dr.Sc. of Technology, Professor of the Department of Entrepreneurship and Logistics of Plekhanov Russian University of Economics (Moscow), Academician of the Russian and International Academies of Transport,
e-mail: larin.on@rea
ANALYSIS OF THE ROUTE NETWORK OF THE BASE AIRPORTS (HUBS) OF THE SPANISH BUDGET AIRLINE "VOLOTEA": TRENDS AND PROSPECTS OF POST-CRISIS DEVELOPMENT
Abstract. The key objective of the study was to analyze the route network of the base airports (hubs) of the Spanish budget airline "Volotea". Volotea is one of the" young " dynamically developing airlines in Europe in the segment of low-cost air transportation. In the context of macro-economic instability, the airline purchased 3 Airbus A-319-100 units, which demonstrates the airline's plans to expand its route network. The analysis of the route network of the base airports of the airline "Volotea" is a fundamental factor in determining the strategy of post-crisis development. Methodology and methods of work. The article presents a comparative analysis of budget airlines in Europe and defines the role of Volotea Airlines in the market structure. Volotea Airlines uses regional airports in Spain, Italy and France as its base airports (hubs), and a significant part of its routes are short — and medium-haul flights. The analysis of the route network of regional airports allowed us to determine the role and influence of budget airlines on the structure of the route network and passenger traffic. The share of budget airlines in the structure of the route network of regional airports in France, Italy and Spain ranges from 40 % to 80 %. The interaction of low-cost airlines and regional airports is effective in overcoming macroeconomic instability. Results. The result of the study is the conclusion that the airline "Volotea" has significant resources to expand the route network and increase passenger traffic. A feature of the route network of the airline "Volotea" is a significant part of the flights performed at intervals of 1 to 5 times a week. With an increase in the fleet of aircraft, Volotea can increase the frequency of flights within the existing route network, as well as through the opening of new destinations. The scope of the results. The results of the study can be applied in the development of the development strategy of Russian and foreign regional and budget airlines, as well as regional airports of the Russian Federation. The experience of interaction between regional airports and low-cost airlines can be applied when expanding the regional route network between the airports of the North Caucasus Federal District, the Volga Federal District, and the Central Federal District. Conclusions. The result of overcoming the crisis of 2020 caused by the negative impact of the COVID-19 pandemic may be the strengthening of the role and influence of budget airlines in the structure of the European passenger air transportation market. The segment of low-cost air transportation is actively developing in the Russian market and can become an important factor in the effective post - crisis development of the passenger air transportation market. Keywords: low-cost airlines, regional airports, hub airports, regional air transportation, air transportation market, "Volotea".
Введение. Испанская авиакомпания «Volotea» является одной из ведущих бюджетных авиакомпаний Европы, а также она одна из самых молодых (компания образована в 2012 году) и успешно развивающихся в сегменте бюджетных авиаперевозок. Представим данные ведущих европейских бюджетных авиакомпаний (таблица 1). В целях достижения объективного влияния бюджетных авиакомпаний на рынок пассажирских авиаперевозок рассмотрим пассажиропоток за 2019 год (докризисный период). По итогам деятельности за 2019 год доля пассажиропотока европейских бюджетных авиакомпаний составила около 50 % совокупного пассажиропотока европейского рынка пассажирских авиаперевозок, в то время как в 2008 году этот показатель не превышал 15 %. Мы видим, что результатом преодоления последствий мирово-
го финансового кризиса 2008 года на рынок пассажирских авиаперевозок за десятилетний период произошло значительное увеличение доли бюджетных авиакомпаний в структуре европейского рынка пассажирских авиаперевозок.
Таблица l
Название авиакомпании (государство) Количество аэропортов базирования (начало 2020 года) Парк воздушных судов (начало 2020 года) Пассажиропоток по итогам 2019 года, млн пасс.
«Ryanair» (Ирландия) 155 442 152
«easyJet» (Великобритания) 159 332 96,1
«Vueling» (Испания) 124 124 47,7
«Wizz Air» (Венгрия) 169 110 39,6
«Volotea» (Испания) 89 33 7,6
Источник: Compagnies aériennes: Les 8 plus grandes compagnies aériennes d'Europe (фр. Авиакомпании: 8 крупнейших авиакомпаний Европы) [2].
По состоянию на начало 2020 года флот испанской бюджетной авиакомпании «Volotea» составлял 33 единицы: 19 ед. Airbus A-319-100 и 14 ед. Boeing 717-200 [11]. Важно отметить специфику структуры парка воздушных судов «Volotea»: авиакомпания осуществляет эксплуатацию воздушных судов вместимостью от 125 до 156 мест двух авиапроизводителей в отличие от других европейских бюджетных авиакомпаний, осуществляющих эксплуатацию воздушных судов одного производителя (моно эксплуатант) вместимостью от 160 до 220 пассажиров. Это объясняется тем, что «Volotea» имеет развитую маршрутную сеть на базе региональных аэропортов с низким пассажиропотоком, и значительная доля направлений в структуре маршрутной сети - это рейсы с периодичностью от 1 до 5 раз в неделю. Таким образом, располагая парком воздушных судов в 33 единицы, авиакомпания осуществляет регулярные рейсы из 89 аэропортов. Следует отметить, что в 2020 году, в кризисный период, авиакомпания «Volotea» приобрела 3 единицы Airbus A-319-100 [6] (по состоянию на январь 2021 года -2 ед. получены и введены авиакомпанией в эксплуатацию), что является подтверждением стратегии развития маршрутной сети в условиях посткризисного развития авиакомпании. Такой же стратегии придерживается и ирландская бюджетная авиакомпания «Ryanair», которая в конце 2020 года заключила соглашение с американской авиастроительной корпорацией «Boeing» на приобретение 75 ед. Boeing 737 MAX с получением лайнеров в 2021-2025 годах
[5].
Представим данные маршрутной сети испанской бюджетной авиакомпании «Volotea» по состоянию на январь 2021 года (рисунок 1). Маршрутная сеть авиакомпании охватывает территорию Европейского воздушного пространства и сосредоточена в первую очередь в государствах - лидерах туристической индустрии. Мы можем заключить, что значительная доля пассажиропотока авиакомпании «Volotea» - это туристы, осуществляющие самостоятельные путешествия в рамках Европейского союза. Бюджетные авиакомпании, как правило, выполняют рейсы из региональных аэропортов. Это позволяет снижать расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров (аэропортовый сбор) и, как следствие, снижать базовую стоимость билета на 20 % - 30 % по сравнению с классическими авиаперевозчиками. Хабами (базовыми аэропортами) для бюджетных авиакомпаний служат также региональные аэропорты. «Volotea» выполняет ограниченное количество рейсов из столичных аэропортов (например, Вена, Прага, Мадрид, Люксембург). Только один столичный аэропорт в г. Афины служит хабом для «Volotea», остальные - это региональные аэропорты - хабы: испанские Астуриас и Бильбао; итальянские Венеция, Верона, Генуя, Неаполь, Палермо, Кальяри; французские Бордо, Марсель, Нант, Страсбург, Тулуза.
Рис. 1. Маршрутная сеть испанской бюджетной авиакомпании «Volotea» по состоянию на январь 2021 года. Источник: Авиакомпания «Volotea». Официальный сайт [1].
Рассмотрим пассажиропоток по итогам работы за 2019 год аэропортов - хабов испанской бюджетной авиакомпании «Volotea» (таблица 2).
Таблица 2
Аэропорт Государство Количество направлений «Volotea» Пассажиропоток, 2019 год, пасс.
Афины Греция 14 25 577 826
Астуриас Испания 11 1 417 920
Бильбао Испания 15 5 905 804
Венеция Италия 35 11 561 594
Верона Италия 23 3 638 088
Генуя Италия 20 1 536 136
Неаполь Италия 24 10 860 068
Палермо Италия 26 7 018 087
Кальяри Италия 18 4 747 749
Бордо Франция 23 7 703 135
Марсель Франция 24 10 151 743
Нант Франция 32 7 227 411
Страсбург Франция 20 1 301 886
ИсточникУШтреап тгрог Франция s report, slower passenger gro vth & declining2freight in 2019 9 620 224 /англ. Европейские аэропор-
ты сообщают о замедлении роста пассажиропотока и снижении грузовых перевозок в 2019 году) [3].
Мы видим, что только один хаб авиакомпании «Volotea» имел годовой пассажиропоток свыше 25 млн чел., а у значительной части аэропортов - хабов он составил менее 10 млн чел.,
являясь по своей структуре региональными аэропортами Европы со средним показателем величины годового пассажиропотока.
Как было отмечено выше, хабами авиакомпании являются аэропорты, расположенные на территории Греции, Испании, Италии и Франции. По итогам 2019 года Грецию посетило свыше 36 млн иностранных туристов, в Испании побывало 83,7 млн иностранных туристов, Франция приняла более 90 млн туристов, а Италию посетило 64,6 млн иностранцев [13]. Таким образом, авиаперевозки являются важной составляющей организации туристической деятельности государств Европейского союза. Структурная особенность бюджетных авиакомпаний способствует развитию туризма на региональном уровне.
Методы исследования. Вопросам развития региональных аэропортов посвящен ряд трудов российских ученых. В статье Солдатова Н. Я. «Стратегия развития региональных аэропортов» [14] автор заключает, что основной проблемой российских региональных аэропортов является неразвитость маршрутной сети и незначительное количество направлений бюджетных авиакомпаний. Проблема низкого показателя пассажиропотока региональных аэропортов РФ может решиться благодаря развитию направлений бюджетных авиаперевозчиков, а также благодаря субсидированию региональных авиаперевозок. В статье Рублева В. В. «Анализ эффективности мер государственной поддержки региональных пассажирских авиаперевозок в Российской Федерации» [10] сделан акцент на то, что действующая программа субсидирования региональных авиаперевозок в РФ за период своего существования доказала эффективность и послужила важным фактором роста пассажиропотока в структуре региональных авиакомпаний и региональных аэропортов. В статье Солдатова Н. Я. «Разработка систем генерального планирования региональных аэропортов» [14] автором сделан вывод о том, что для развития региональных аэропортов РФ необходимо проводить комплексную модернизацию с целью увеличения пропускной способности и сокращения времени обслуживания воздушных судов и пассажиров. Важно отметить, что в период с 2000 по 2020 год ряд региональных аэропортов были значительно модернизированы (г. Хабаровск, г. Владивосток, г. Саранск, г. Ростов-на-Дону, г. Краснодар и т.д.), ряд аэропортов находятся в состоянии модернизации, к примеру аэропорт имени Петра I (г. Воронеж) потратит более 450 млн рублей в 2021 году на расширение действующей взлетно-посадочной полосы [7].
В статье Казначеева Д. А. «Организация хабов как условие развития транспортной инфраструктуры российских регионов» [8] автор заключает, что создание хабов на базе региональных аэропортов может стать важной составляющей развития региональных авиатранспортных узлов. В дополнение к результатам исследования автора можно привести пример российской авиакомпании «S7», развивающей хаб на базе аэропорта Толмачево (г. Новосибирск), а также опыт авиакомпании «Уральские Авиалинии», расширяющей маршрутную сеть на базе аэропорта Кольцово (г. Екатеринбург). Уникальным на российском рынке пассажирских авиаперевозок является пример авиакомпании «Азимут». Это первая российская региональная авиакомпания - моноэксплуатант российских лайнеров «SSJ-100», которая развивает свою маршрутную сеть на базе аэропорта «Платов» (г. Ростов-на-Дону), являющегося хабом авиакомпании. «Азимут» демонстрирует высокие темпы роста и развития: авиакомпания была образована в 2017 году, а в 2020-м значительно расширила действующую маршрутную сеть и увеличила парк воздушных судов с 11 до 13 единиц. В маркетинговой стратегии авиакомпания применяет технологии бюджетной авиакомпании, т. е. салон воздушных судов имеет одну классовую компоновку (100 и 103 мест), возможность дополнительного приобретения услуги по провозу регистрируемого багажа и платный выбор места в салоне воздушного судна при регистрации на рейс. Сотрудничество авиакомпании «Азимут» с региональным аэропортом «Платов» является примером эффективного партнерства регионального авиаперевозчика, использующего в качестве хаба региональный аэропорт.
В статье Рублева В. В. «Анализ влияния бюджетных авиакомпаний "Volotea" и "Vueling" на рынок пассажирских авиаперевозок Испании в условиях макроэкономической нестабильности» [10] дано обоснование тому, что на испанском рынке пассажирских авиаперевозок в условиях преодоления кризиса 2020 года бюджетные авиакомпании будут усиливать свои позиции, и их доля на рынке услуг будет стабильно возрастать.
Анализ маршрутной сети аэропортов - хабов испанской бюджетной авиакомпании
Рис. 2. Маршрутная сеть «Volotea» на базе аэропорта-хаба г. Афины (Греция). Источник: авиакомпания «Volotea». Официальный сайт [1].
Рис. 3. Маршрутная сеть «Volotea» на базе аэропорта-хаба г. Астуриас (Испания). Источник: Авиакомпания «Volotea». Официальный сайт [1].
Рис. 4. Маршрутная сеть «Volotea» на базе аэропорта-хаба г. Бильбао (Испания). Источник: Авиакомпания «Volotea». Официальный сайт [1].
Из г. Астуриас «Volotea» выполняет регулярные рейсы только по внутренним направлениям, а из г. Бильбао, являющегося крупнейшим туристическим центром Северной Испании, авиакомпания выполняет регулярные рейсы во Францию, Италию, Вену и на остров Мальта.
Продолжаем анализировать данные маршрутной сети испанской бюджетной авиакомпании «Volotea» и рассмотрим их на базе итальянских аэропортов-хабов г. Венеция, г. Верона, г. Генуя, г. Неаполь, г. Палермо, г. Кальяри (таблица 3).
Таблица 3
Город Количество направлений Направления
Венеция 35 Ганновер, Люксембург, Нант, Лион, Бордо, Тулуза, Марсель, Бильбао, Малага, Аликанте, Майорка, Ольбия, Алегир, Кальяри, Лампедуза, Пантелерия, Неаполь, Катания, Бари, Бриндизи, Сплит, Дубровник, Лампедуза, Корфу, Цефелония, Превеза, Занте, Каламата, Крит, Миконос, Цитос, Самос, Кос, Карпатос, Кванто- рини
Верона 20 Корк, Фаро, Ибица, Майорка, Менорка, Альгер, Палермо, Лампедуза, Мальта, Неаполь, Сатания, Ламеция-Терме, Бари, Скитос, Превеза, Занте, Крит, Афины, Солоники, Миконос
Генуя 20 Мадрид, Малага, Ибица, Майорка. Минорка, Кальяри, Ольбия, Алегир, Пантелария, Лампедуза, Палермо, Катания, Неаполь, Ла-меция-Терме, Бриндизи, Корфу, Миконос, Афины, Сонторини, Крит
Неаполь 23 Нант, Бордо, Тулуза, Марсель, Бильбао, Аликанте, Кальяри, Оль-бия, Генуя, Турин, Верона, Венеция, Тристе, Палермо, Катания, Цефелония, Занте, Крит, Скитос, Превеза, Миконос, Санторини, Родос
Палермо 28 Нант, Бордо, Тулуза, Лион, Ницца, Турин, Страсбург, Бильбао, Малага, Ибица, Майорка, Кальяри, Ольбия, Генуя, Турин, Верона, Венеция, Анкона, Пескара, Сплит, Дубровник, Корфу, Занте, Сан-торини, Родос, Крит, Неаполь, Бари
Кальяри Источник: Авиак 18 омпания «Volotea». Официаль Бильбао, Тулуза, Бордо, Нант, Девиль, Страсбург, Лион, Марсель, Турин, Генуя, Ганновер, Прага, Верона, Венеция, Пескара, „ г, 7 Неаполь, Палермо, Афины. 1ыи сайт Ш. r т
Мы можем констатировать, что испанская бюджетная авиакомпания «Volotea» имеет наибольшее количество хабов на территории Италии. Важным обуславливающим фактором этого является отсутствие итальянских бюджетных авиакомпаний на рынке и низкий показатель развитости маршрутной сети национальной классической авиакомпании «Alitalia», которая выполняет регулярные рейсы внутри страны только из аэропортов Рим - Фьюмичино и Милан - Мальпенса. При этом зарубежные бюджетные авиакомпании имеют высокую степень присутствия на итальянском рынке пассажирских авиаперевозок. Так, кроме «Volotea», ирландская бюджетная авиакомпания «Ryanair» выполняет регулярные рейсы из 23 аэропортов Италии, британская «easyJet» - из 20 аэропортов Италии, венгерская «Wizz Air» - из 16 итальянских аэропортов, а испанская «Vueling» - из 18 аэропортов Италии [12].
Для более полного исследования представим данные маршрутной сети испанской бюджетной авиакомпании «Volotea» на базе французских аэропортов-хабов г. Бордо, г. Марсель, г. Нант, г. Страсбург, г. Тулуза (таблица 4).
Город Количество направлений Направления
Бордо 26 Мадрид, Малага, Фаро, Майорка, Минорка, Ланзероте, Фуэр-тавентура, Тенерифе, Страсбург, Прага, Венеция, Кальяри, Ольбия, Аяччо, Фигари, Бастия, Пиза, Флоренция, Неаполь, Сплит, Дубровник, Корфу, Санторини, Мальта, Палермо, Кальяри
Марсель 22 Тенерифе, Ланзероте, Фуэртавентура, Биариц, Майорка, Минорка, Ренн, Каен, Люксембург, Страсбург, Венеция, Прага, Ольбия, Кальяри, Сплит, Дубровник, Бари, Корфу, Миконос, Афины, Крит, Санторини
Нант 34 Тенерифе, Гран-Канарья, Ланзероте, Фуэтавентура, Фаро, Танжер, Малага, Мадрид, Аликанте, Валенсия, Майорка, Минорка, Барселона, Перпиньян, Тулуза, Монпелье, Ницца, Страсбург, Прага, Вена, Варна, Венеция, Пиза, Аяччо, Бастия, Фигари, Ольбия, Кальяри, Палермо, Неаполь, Сплит, Дубровник, Корфу, Санторини
Страсбург 20 Нант, Бордо, Биариц, Тулуза, Монпелье, Ницца, Марсель, Маракеш, Ланзероте, Майорка, Барселона, Бастия, Аячоо, Кальяри, Ольбия, Фигари, Палермо, Корфу, Дубровник, Афины
Тулуза Источник: авиаком 25 тания «Volotea». Официальный . Фуэртавентура, Ланзероте, Тенерифе, Малага, Мадрид, Майорка, Нант, Каен, Люксембург, Ганновер, Прага, Страсбург, Ницца, Венеция, Бастия, Аяччо, Фигари, Кальяри, Неаполь, тайтКайния, Палермо, Сплит, Дубровник, Корфу, Санторини
Мы отчетливо видим, что французский рынок пассажирских авиаперевозок выделяется высокоразвитой маршрутной сетью региональных аэропортов и достаточно высоким показателем пассажиропотока бюджетных авиакомпаний - более 60 % в структуре общего пассажиропотока. Ключевым фактором роста пассажиропотока по итогам деятельности за 2019 год стало расширение маршрутной сети бюджетных авиакомпаний. Региональные аэропорты Франции, которые в 2019 году не увеличили количество направлений бюджетных авиаперевозчиков, по результатам работы за год получили спад пассажиропотока на уровне от 1 % до 5 %. Значительную часть рейсов в структуре французских хабов авиакомпании «Volotea» составляют рейсы малой и средней протяженности (от 500 км до 1500 км), что позволяет авиакомпании совершать до 10-12 рейсов в сутки и, таким образом, иметь очень высокий показатель эксплуатационной эффективности судов. Важно учесть, что региональные аэропорты осуществляют прием и отправку воздушных судов с 5:30 часов утра до 00:00 часов. Круглосуточный режим работы имеют только столичные и ведущие региональные авиатранспортные узлы (Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Цюрих, Женева, Милан).
Выводы. В условиях преодоления кризиса 2020 года, обусловленного введением временных запретительных и ограничительных мер на выполнение авиаперелетов, падение европей-
ского рынка пассажирских авиаперевозок, по оценкам экспертов IATA (Международное агентство воздушного транспорта), достигнет 60 % к показателям 2019 года [4]. В этой связи следует отметить, что европейские бюджетные авиакомпании менее пострадают, чем классические, по причине меньшего сокращения пассажиропотока. По оценкам экспертов, сокращение пассажиропотока европейских бюджетных авиакомпаний по итогам 2020 года может составить около 40 % - 50 %. Европейские бюджетные авиакомпании выполняют значительное количество рейсов из региональных аэропортов, а вводимые запретительные и ограничительные меры коснулись в первую очередь международных рейсов. Рейсы внутри Европейского союза в 2020 году выполнялись с условием соблюдения индивидуальных мер защиты пассажиров и были важной составляющей европейской межрегиональной транспортной системы в период кризиса.
Соглашение ирландской бюджетной авиакомпании «Ryanair» о приобретении 75 лайнеров Boeing 737 MAX, приобретение 3 ед. Airbus A-319-100 испанской бюджетной авиакомпанией «Volotea» свидетельствует о намерении бюджетных авиаперевозчиков расширять маршрутные сети и увеличивать свои позиции на европейском рынке пассажирских авиаперевозок.
Необходимо учесть специфику маршрутной сети авиакомпании «Volotea» и высокую долю направлений с периодичностью от 1 до 5 рейсов в неделю. При увеличении пассажиропотока по любому из своих направлений авиакомпания может увеличить периодичность выполняемых рейсов. Развитость системы хабов, разветвленность маршрутной сети дают возможность авиакомпании «Volotea» довести парк воздушных судов до 50-60 единиц и увеличить в 1,6-2 раза пассажиропоток. Другие европейские бюджетные авиакомпании выполняют значительное количество рейсов ежедневно, следовательно, увеличение пассажиропотока возможно только при условии открытия новых направлений. Таким образом, авиакомпания «Volotea» имеет все основания в рамках действующей маршрутной сети повысить пассажиропоток, увеличив периодичность выполняемых рейсов.
В условиях посткризисного развития, по аналогии преодоления последствий мирового финансового кризиса 2008 года, в структуре европейского рынка пассажирских авиаперевозок может произойти усиление роли и влияния бюджетных авиакомпаний. На основании анализа
Литература
1. «Volotea». География полетов. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.volotea.com/es/destinos/ (дата обращения: 16.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.
2. Compagnies aériennes: Les в plus grandes compagnies aériennes d'Europe (фр. Авиакомпании: в крупнейших авиакомпаний Европы). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vol-retarde.fr/ blog/2019/06/06/compagnies-aeriennes-les-8-plus-grandes-compagnies-aeriennes-deurope (дата обращения: 16.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.
3. European airports report slower passenger growth & declining freight in 2019 (англ. Европейские аэропорты сообщают о замедлении роста пассажиропотока и снижении грузовых перевозок в 2019 году). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aci-europe.org/media-room/235-european-airports-report-slower-passenger-growth-declining-freight-in-2019.html (дата обращения: 16.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.
4. IATA: 157 milliards de dollars et 60 % des passagers perdus en 2020» (фр. IATA: 157 млрд. долларов и 60 % пассажиров потеряно в 2020 году). [An electronic resource]. Access mode: http://anacgabon.org/iata-157-milliards-de-dollars-et-60-des-passagers-perdus-en-2020.html (дата обращения: 16.01.2021), free. Heading from the screen.
5. Ryanair заказала у Boeing 75 самолетов 131 MAX. Aviation Explorer. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aex.ru/news/2020/12M/220221/ (дата обращения: 16.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.
6. Volotea ecco i primi due Airbus A319 con base all'aeroporto Marco Polo (ит. Volotea получила первые 2 Airbus A319 для выполнения регулярных рейсов из аэропорта им. Марко Поло). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://corrieredelveneto. corriere.it/venezia-mestre/cronaca/20_dicembre_10/volotea-ecco-primi-due-airbus-a319-faranno-base-all-aeroporto-marco-polo-2d7c92c6-3af3-11eb-a68b-80e4bee18d40.shtml (дата обращения: 16.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.
7. В Воронежском аэропорту взлетно-посадочную полосу удлинят до 2,5 км. Вести Воронеж. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vestivrn.ru/news/2020/04/30/v-voronezhskom-aeroportu-vzlyotno-posadochnuyu-polosu-udlinyat-do-2-5-km/ (дата обращения: 16.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.
в. Казначеев Д. А. Организация хабов как условие развития транспортной инфраструктуры российских регионов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2011. - № 5 (132). - С. 85-90.
9. Рублев В. В. Анализ влияния бюджетных авиакомпаний «Volotea» и «Vueling» на рынок пассажир-
ских авиаперевозок Испании в условиях макроэкономической нестабильности // Теоретическая экономика. Ярославский государственный технический университет. - 2020. - № 11 (71) (ноябрь). - С. 68-78.
10. Рублев В. В. Анализ эффективности мер государственной поддержки региональных пассажирских авиаперевозок в Российской Федерации // Современная экономика: проблемы и решения. - Воронеж. -2020. - 7 (127) (июль). - С. 161-177.
11. Рублев В. В. Европейский опыт развития бюджетных авиакомпаний на рынке региональных авиаперевозок: тенденции и перспективы развития // Региональные проблемы преобразования экономики. -Махачкала. - 2020. - № 6 (116) (сентябрь). - С. 24-33.
12. Рублев В. В., Ларин О. Н. Анализ маркетинговой политики ведущих европейских бюджетных авиакомпаний «easyJet» и «Ryanair» // Региональные проблемы преобразования экономики. - Махачкала. -2020, №8 (118) (ноябрь). - С. 187-196.
13. Самые посещаемые туристические направления в мире. Новости рынка. AVIA PAGES. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aviapages.ru/docs/114-camye-poseschaemye-turisticheskie-napravleniya-v-mire?f=rxea (дата обращения: 16.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.
14. Солдатов Я. Н. Разработка систем генерального планирования региональных аэропортов // Символ науки. - 2019. - № 5. - С. 42-50.
15. Солдатов Я. Н. Стратегия развития региональных аэропортов // Символ науки. - 2019. - № 5. - С. 50-56.
References:
1. «Volotea». Geografiya poletov. Oficial'nyj sajt. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.volotea.com/es/destinos/ (data obrashcheniya: 16.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
2. Compagnies aériennes: Les 8 plus grandes compagnies aériennes d'Europe (fr. Aviakompanii: 8 krupnejshih aviakompanij Evropy). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.vol-retarde.fr/blog/2019/06/06/ compagnies-aeriennes-les-8-plus-grandes-compagnies-aeriennes-deurope (data obrashcheniya: 16.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
3. European airports report slower passenger growth & declining freight in 2019 (angl. Evropejskie aeroporty soobshchayut o zamedlenii rosta passazhiropotoka i snizhenii gruzovyh perevozok v 2019 godu). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www. aci-europe. org/media-room/235-european-airports-report-slower-passenger-growth-declining-freight-in-2019.html (data obrashcheniya: 16.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekra-na.
4. IATA: 157 milliards de dollars et 60 % des passagers perdus en 2020» (fr. IATA: 157 mlrd. dollarov i 60 % passazhirov poteryano v 2020 godu). [An electronic resource]. Access mode: http://anacgabon.org/iata-157-milliards-de-dollars-et-60-des-passagers-perdus-en-2020.html (data obrashcheniya: 16.01.2021), free. Heading from the screen.
5. Ryanair zakazala u Boeing 75 samoletov 737 MAX. Aviation Explorer. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.aex.ru/news/2020/12/4/220221/ (data obrashcheniya: 16.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekra-na.
6. Volotea ecco i primi due Airbus A319 con base all'aeroporto Marco Polo (it. Volotea poluchila pervye 2 Airbus A319 dlya vypolneniya regulyarnyh rejsov iz aeroporta im. Marko Polo). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://corrieredelveneto. corriere.it/venezia-mestre/cronaca/20_dicembre_10/volotea-ecco-primi-due -airbus-a319-faranno-base-all-aeroporto-marco-polo-2d7c92c6-3af3-11eb-a68b-80e4bee18d40.shtml (data obrashcheniya: 16.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
7. V Voronezhskom aeroportu vzletno-posadochnuyu polosu udlinyat do 2,5 km. Vesti Voronezh. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://vestivrn.ru/news/2020/04/30/v-voronezhskom-aeroportu-vzlyotno-posadochnuyu-polosu-udlinyat-do-2-5-km/ (data obrashcheniya: 16.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
8. Kaznacheev D. A. Organizaciya habov kak uslovie razvitiya transportnoj infrastruktury rossijskih regionov // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki. - 2011. - № 5 (132). - S. 85-90.
9. Rublev V. V. Analiz vliyaniya byudzhetnyh aviakompanij «Volotea» i «Vueling» na rynokpassazhirskih avia-perevozok Ispanii v usloviyah makroekonomicheskoj nestabil'nosti // Teoreticheskaya ekonomika. YAroslavskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet. - 2020. - № 11 (71) (noyabr) - S. 68-78.
10. Rublev V. V. Analiz effektivnosti mer gosudarstvennojpodderzhki regional'nyh passazhirskih aviaperevozok v Rossijskoj Federacii // Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. - Voronezh. - 2020. - 7 (127) (iyul). - S. 161-177.
11. Rublev V. V. Evropejskij opyt razvitiya byudzhetnyh aviakompanij na rynke regional'nyh aviaperevozok: tendencii i perspektivy razvitiya //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - Mahachkala. - 2020. - № 6 (116) (sentyabr'). - S. 24-33.
12. Rublev V. V., Larin O. N. Analiz marketingovoj politiki vedushchih evropejskih byudzhetnyh aviakompanij «easyJet» i «Ryanair» //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - Mahachkala. - 2020, №8 (118) (noyabr'). - S. 187-196.
13. Camye poseshchaemye turisticheskie napravleniya v mire. Novosti rynka. AVIA PAGES. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.aviapages.ru/docs/114-camye-poseschaemye-turisticheskie-napravleniya -v-mire?f=rxea (data obrashcheniya: 16.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
14. Soldatov YA. N. Razrabotka sistem general'nogo planirovaniya regional'nyh aeroportov // Simvol nauki. -2019. - № 5. - S. 42-50.
15. Soldatov YA. N. Strategiya razvitiya regional'nyh aeroportov // Simvol nauki. - 2019. - № 5. - S. 50-56.