АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АВИАКОМПАНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ АЭРОПОРТОВ: ОПЫТ ФРАНЦИИ
ANALYSIS OF THE IMPACT OF LOW-COST AIRLINES ON THE DEVELOPMENT OF REGIONAL AIRPORTS: THE EXPERIENCE OF FRANCE
УДК 656.078 DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10061
ЛАРИН Олег Николаевич
профессор кафедры предпринимательства и логистики Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (Москва), академик российской и международной академий транспорта, доктор технических наук, профессор, larin.on@rea.ru
LARIN, Oleg Nikolaevich
Professor at the Department of Entrepreneurship and Logistics, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow), Academician of Russian and International Academies of Transport, Doctor of Technical Sciences, Professor, larin.on@rea.ru
РУБЛЕВ Владимир Владимирович
аспирант Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (Москва), v.v.rublev@ yandex.com
RUBLEV, Vladimir Vladimirovich
Postgraduate Student Plekhanov Russian University of Economics (Moscow),v.v.rublev@ yandex.com
Аннотация.
В статье рассмотрен опыт развития деятельности европейских бюджетных авиакомпаний. Оценен их вклад в развитие маршрутной сети региональных аэропортов Франции. Выделены ключевые особенности французского авиарынка. Это высокий уровень развития конкуренции, сильное влияние бюджетных авиаперевозчиков на маршрутную сеть региональных аэропортов, высокий показатель их пассажиропотока, разветвленная региональная и международная маршрутная сеть авиаперевозчиков. Расширение сотрудничества региональных аэропортов с бюджетными авиакомпаниями может стать для российских авиакомпаний ключевым фактором увеличения пассажиропотока в современных условиях и эффективным способом посткризисного восстановления российского рынка пассажирских авиаперевозок. Для этого необходимо развитие региональных аэропортов Российской Федерации.
© Ларин О. Н., Рублев В. В., 2021.
Ключевые слова: рынок авиаперевозок, региональные авиалинии, региональный аэропорт, маршрутная сеть, пассажиропоток, бюджетные авиакомпании, классические авиакомпании.
Abstract.
The article considers the experience of developing the activities of European low-cost airlines. Their contribution to the development of the route network of regional airports in France is evaluated. The key features of the French aviation market are highlighted; these are a high level of competition, a strong influence of low-cost air carriers on the route network of regional airports, a high rate of their passenger traffic, an extensive regional and international route network of air carriers. The expansion of cooperation between regional airports and low-cost airlines can become a key factor for Russian airlines to increase passenger traffic under modern conditions and an effective way of post-crisis recovery of the Russian passenger air transportation market. This requires the development of regional airports in the Russian Federation.
Key words: air transportation market, regional airlines, regional airport, route network, passenger traffic, low-cost airlines, classic airlines.
Бюджетные авиакомпании занимают особое положение в структуре европейского рынка пассажирских авиаперевозок. Важным этапом развития бюджетных авиаперевозчиков Европы принято считать период 2008-2010 гг., когда на фоне падения потребительской активности, вызванной влиянием мирового финансового кризиса, наблюдался спад пассажиропотока классических авиакомпаний. Мировой финансовый кризис 2008 г. стал ключевым фактором усиления влияния бюджетных авиакомпаний на европейском рынке пассажирских авиаперевозок.
Бюджетные авиакомпании в этот период, напротив, усилили свои позиции, предлагая своим пассажирам более выгодные тарифы в обмен на отказ от стандартных услуг классических авиакомпаний (питание на борту, выбор места в салоне воздушного судна, провоз регистрируемого багажа).
Увеличение пассажиропотока бюджетных авиакомпаний способствовало расширению маршрутной сети и увеличению парка воздушных судов. Так, британская бюджетная авиакомпания «ЕаэуГе!» еще в кризисный
2008 г. подписала соглашение с корпорацией «Airbus SE» на приобретение 50 ед. лайнера Airbus A-319-100 и стала крупнейшим эксплуатантом среди бюджетных авиаперевозчиков данной модели, доказав его экономическую эффективность в сегменте бюджетных авиаперевозок. А ирландская бюджетная авиакомпания «Ryanair» стала крупнейшим эксплуатантом, в сегменте бюджетных авиаперевозчиков, лайнера Boeing-737-800 (442 ед.), постоянно расширяя и обновляя парк воздушных судов с 2008 по 2019 г.
По состоянию на сентябрь 2020 г. парк воздушных судов крупнейших европейских бюджетных авиакомпаний представлен на рисунке 1.
К тому же ирландская бюджетная авиакомпания «Ryanair» является не только крупнейшей бюджетной авиакомпанией Европы, но и лидером рынка пассажирских авиаперевозок. По итогам 2019 г. авиакомпания перевезла 152 млн пассажиров, британская «EasyJet» - 96,1 млн пассажиров, венгерская «Wizz Air» - 39,6 млн пассажиров [2].
Рисунок 1
Парк воздушных судов ведущих европейских бюджетных авиакомпаний, ед. (сентябрь, 2020 г.) [1]
Испанская бюджетная авиакомпания «Vueling» входит в структуру британского авиационного холдинга «LAG», франко-голландская «Transavia» является дочерним подразделением авиационного холдинга «Air France -KLM», испанская бюджетная авиакомпания «Volotea» является обособленной структурой. Немецкая «Lufthansa Group» владела бюджетными авиаперевозчиками «Germanwings» (прекратила деятельность в апреле 2020 г.) и «Eurowings» (не представлена в статье из-за слабо развитой маршрутной сети на территории Франции). Совет директоров «Lufthansa Group» принял решение о прекращении деятельности бюджетной авиакомпании «Germanwings» в связи с кризисной ситуацией на рынке, вызванной пандемией COVID-19. Исполнение обязательств по перевозке пассажиров авиакомпании «Germanwings» переданы другим авиакомпаниям холдинга.
Вопросам развития деятельности бюджетных авиакомпаний в структуре региональных аэропортов также посвящены труды многих российских исследователей.
Так, например Я. Н. Солдатова в своей работе «Стратегия развития региональных аэропортов» справедливо отмечает, что роль и влияние бюджетных авиакомпаний в структуре маршрутной сети региональных аэропортов
России будет только расти [3]. Региональные аэропорты России в период 2000-2020 гг. произвели существенную модернизацию и в настоящее время соответствуют всем международным требованиям и стандартам.
А в работе Н. Н. Субботина, посвященной разработке стратегии развития регионального аэропорта на основе эталонных стратегий, отмечается, что развитие региональных аэропортов России напрямую зависит от эффективного взаимодействия с региональными органами исполнительной власти [4].
В целом, развитие межрегиональных авиамаршрутов является стратегическим направлением в развитии региональных аэропортов России.
Также Л. Н. Бабкина и Л. Ф. Отверченко описывают концепцию стратегического развития авиатранспортной системы в регионах Российской Федерации на основе модели создания региональных авиатранспортных кластеров, которые, по мнению авторов, как раз должны способствовать развитию региональных аэропортов. Однако проблемы развития маршрутной сети авиакомпаний в статье напрямую не обозначены [5].
В. А. Губенко в работе «Методы кластеризации и классификации аэропортовых предприятий в оценке стратегических позиций на
рынке авиатранспортной сферы» справедливо пишет о том, что создание региональных авиатранспортных кластеров может послужить основой развития региональных аэропортов [6].
Конечно, построение кластера является сложным процессом, требующим эффективного взаимодействия множества участников рынка. Развитие торговли и предприятий сферы услуг на базе регионального аэропорта, на наш взгляд, будет эффективным в том случае, если будет увеличен пассажиропоток и количество обслуживаемых рейсов. При увеличении затрат без увеличения финансовых показателей аэропорта эффективность создания кластеров может оказаться неоправданным и необоснованным стратегическим решением.
Деятельность бюджетных авиакомпаний и перспективы развития рынка бюджетных авиаперевозок хорошо раскрыты в работе И. П. Панасюк и А.О. Тертычной «Роль бюджетных авиакомпаний на рынке авиационных перевозок» [7]. Ее авторы считают, что быстрые темпы развития сегмента бюджетных авиаперевозок обусловлены маркетинговой стратегией бюджетных авиакомпаний, направленной на снижение производственных затрат. На наш взгляд, требуется дополнение: важной концептуальной основой развития бюджетных авиакомпаний является высокая доля их присутствия в структуре региональных аэропортов. Обслуживание в региональных аэропортах позволит существенно снизить затраты авиакомпаний на обслуживание воздушных судов и пассажиров (аэропортовый сбор).
А. А. Мальцева, А. В. Матвеева, А. Г. Тарасов в работе «Лоукост-компании как драйвер роста мирового авиапассажиропотока» пишут о том, что рост мирового рынка пассажирских авиаперевозок обусловлен высокими темпами роста сегмента бюджетных авиаперевозок [8]. Результаты исследования данных авторов (2016 г.) подтверждаются показателями европейского рынка пассажирских авиаперевозок за 2019 г. [2], так как доля бюджетных авиаперевозок в структуре европейского рынка достигла 45%, что является хорошим показателем развития.
Г. А. Гомилевская, В. В. Щур, С. Ю Щур видят перспективы развития авиатранспортных перевозок в формате лоукост на Дальнем Востоке и предлагают модель создания бюджетной авиакомпании на территории Дальневосточного федерального округа (ДВФО) [9]. Необходимо также отметить, что бюджетные авиакомпании сконцентрированы в сегменте региональных авиаперевозок малой и средней дальности (от 500 до 1500 км), что позволяет бюджетным авиакомпаниям демонстрировать высокие показатели эксплуатационной эффективности воздушных судов. Воздушный флот бюджетных авиакомпаний составляют узкофюзеляжные воздушные суда вместимостью от 140 до 220 пассажиров, которые совершают ежедневно от 6 до 10 рейсов, имея среднесуточный налет от 14 до 16 часов. Это является ключевым фактором концепции бюджетного авиаперевозчика. Учитывая разноудаленность населенных пунктов на территории ДВФО, величина затрат бюджетных авиакомпаний может быть выше средних показателей, что отразится на стоимости авиабилетов. При этом эффективным может стать развитие международных направлений с привлечением бюджетных авиаперевозчиков из Китая, Японии и Кореи на базе аэропортов г. Владивосток и г. Хабаровск.
Что касается европейского рынка пассажирских авиаперевозок, то он, в отличие от российского, отличается высоким показателем участия бюджетных авиаперевозчиков. Региональные европейские аэропорты демонстрируют высокие показатели пассажиропотока. Это обусловлено развитием сотрудничества с ведущими европейскими бюджетными авиакомпаниями. При этом, влияние столичных аэропортов на структуру маршрутной сети европейских бюджетных авиакомпаний является минимальным. Данные о количестве аэропортов маршрутной сети ведущих европейских бюджетных авиакомпаний представлены на рисунке 2.
Бюджетные авиакомпании в качестве базовых аэропортов (аэропортов - хабов) выбирают региональные аэропорты, что снижает затраты на обслуживание пассажиров и воздушных судов.
169
155 Ljy
124
— СП
о?
«Ryanair № «Easy Jet» «Wizz Air» «Vueling» «Volotea» «Tran savia»
Рисунок 2
Количество аэропортов маршрутной сети ведущих европейских бюджетных авиакомпаний (по состоянию на сентябрь 2020 г.) [1]
Например, венгерская бюджетная авиакомпания «Wizz Air» развивает сотрудничество с венгерским аэропортом г. Дебрецен. А британская «EasyJet» в качестве хаба на территории Великобритании использует аэропорт г. Бристоль; на территории Франции аэропорты городов Бордо, Ницца, Марсель, Нант; на территории Испании городов Барселона, Валенсия, Малага. Франко-голландская «Transavia» развивает сотрудничество с аэропортом г. Роттердам (на территории Нидерландов) и аэропортами городов Нант, Брест, Страсбург (на территории Франции). Испанские авиакомпании «Vueling» и «Volotea» активно интегрируются на территорию Франции, развивая региональную маршрутную сеть на базе аэропортов городов Бордо, Тулуза, Марсель, Ницца, Страсбург и увеличивают количество направлений из аэропортов о. Корсика.
Интересны для анализа данные о количестве аэропортов в структуре маршрутной сети ведущих европейских бюджетных авиакомпаний на территории Франции по состоянию на 2020 г. (рисунок 3).
Уникальным является тот факт, что иностранные бюджетные авиаперевозчики имеют
наибольшее присутствие в стране, а франко-голландская бюджетная авиакомпания «Transavia» осуществляет рейсы только из 11 французских аэропортов.
Например, региональные аэропорты Франции характеризуются высокими показателями пассажиропотока, высокой долей рейсов бюджетных авиакомпаний в структуре маршрутной сети, разветвленностью внутренних и международных направлений. Сводные данные пассажиропотока аэропортов Франции по итогам деятельности в 2019 г. представлены в таблице 1.
Аэропорты, увеличившие в 2019 г. количество новых направлений, продемонстрировали динамику роста, а аэропорты, маршрутная сеть которых в 2019 г. не была расширена, показали незначительный спад пассажиропотока. В этой связи уникальным является пример аэропорта г. Безье (+14,5%) являющийся экспериментальным аэропортом, осуществляющим сотрудничество только с ирландской бюджетной авиакомпанией «Ryanair», выполняющей регулярные рейсы по 8 направлениям.
Ранее аэропорт г. Безье был мелким региональным аэропортом, осуществляющим об-
29
«Ryanair» «Easy Jet» «Wizz Air» «Vueling» «Volotea» «Transavia»
Рисунок 3
Количество аэропортов маршрутной сети на территории Франции ведущих европейских бюджетных авиакомпаний (по состоянию на сентябрь 2020 г.), ед. [1]
Таблица 1
Пассажиропотоки аэропортов Франции в 2019 г. [10]
Аэропорт Пассажиропоток, чел. 2019/2018 гг., %
г. Париж (Шарль де Голь) 76 150 007 + 5,4
г. Париж (Орли) 31 853 049 - 3,8
г. Ницца 14 485 423 + 4,6
г. Лион 11 739 600 + 6,4
г. Марсель 10 151 743 + 8,1
г. Тулуза 9 620 224 - 0,1
г. Базель-Мюлуз 9 094 821 + 6,0
г. Бордо 7 703 135 + 13,3
г. Нант 7 227 411 + 16,6
г. Париж (Бове) 3 983 250 + 5,2
г. Лиль 2 189 221 + 5,3
г. Монпелье 1 935 631 + 3,0
г. Аяччо (о. Корсика) 1 618 723 - 3,3
г. Бастия (о. Корсика) 1 559 492 + 2,3
г. Страсбург 1 301 886 + 0,4
г. Брест 1 236 121 + 11,9
Окончание таблицы 1
Аэропорт Пассажиропоток, чел. 2019/2018 гг., %
г. Биариц 1 066 204 - 9,9
г. Ренн 851 976 - 0,6
г. Фигари (о. Корсика) 748 652 - 1,0
г. По 606 003 - 1,1
г. Тулон 507 199 - 11,1
г. Тарб 466 235 + 0,9
г. Периньян 447 938 -3,3
г. Клермон-Ферран 431 180 +0,1
г. Каркассон 351 982 - 6,2
г. Кальви (о. Корсика) 336 514 + 0,4
г. Гренобль 307 979 - 13,5
г. Кан 304 769 + 11,2
г. Лимож 300 840 - 0,2
г. Бержерак 285 182 - 0,4
г. Безье 267 712 + 14,5
г. Мец 263 619 - 5,4
г. Ля Рошель 233 001 - 3,0
г. Ним 231 031 - 3,0
г. Шамбери 204 573 - 0,1
г. тУР 197 109 + 8,6
г. Довиль 134 612 - 8,7
г. Потьё 114 134 - 4,4
г. Доль 111 161 + 3,4
г. Лорен 102 586 - 17,2
служивание рейсов деловой авиации (бизнес-джетов), а также являющимся стоянкой для воздушных судов регионального аэроклуба [11]. В 2019 г. авиакомпания «Куапа1г» открыла два новых направления г. Безье - г. Стокгольм и г. Безье - г. Эдинбург, что позволило увеличить пассажиропоток до 267 тыс. пассажиров. На официальном сайте аэропорта Безье отображена информация о регулярных рейсах авиакомпании «Куапап», при осуществлении запроса происходит автоматический переход
на официальный сайт авиакомпании «Куапа1г». В непосредственной близости к аэропорту г. Безье находятся два более крупных аэропорта -г. Тулуза и г. Марсель, однако региональный аэропорт г. Безье намерен дальше развивать сотрудничество с бюджетной авиакомпанией «Куапа1г» и расширять маршрутную сеть.
Данные пассажиропотока аэропортов в городах Ницца, Марсель, Тулуза, Монпелье, Брест, население городов и метрополии в 2019 г. размещены в таблице 2.
Таблица 2
Аэропорты (более 1 млн пассажиров) отдельных городов Франции, население городов и метрополий [10]
Аэропорты городов Пассажиропоток в 2019 г., чел. Население города, чел. Население метрополии, чел.
г. Ницца 14 485 423 (+ 4,6%) 348 000 522 000
г. Марсель 10 151 743 (+ 8,1%) 861 000 1 029 000
г. Тулуза 9 620 224 (- 0,1%) 471 000 1 268 000
г. Монпелье 1 935 631 (+3,0%) 277 000 642 000
г. Брест 1 236 121 (+11,9%) 143 000 374 000
Необходимо отметить, что Ницца является городом с высоким уровнем туристической направленности, аэропорт Ниццы (Лазурный берег) осуществляет сотрудничество с классическими и бюджетными авиакомпаниями Европы и зарубежных стран, таким образом, пассажиропоток аэропорта превысил численность населения метрополии практически в 30 раз. Города Марсель и Тулуза имеют развитую сферу труизма и отличаются развитой маршрутной сетью. Увеличение пассажиропотока аэропортов городов Монпелье и Брест обусловлено расширением сотрудничества с бюджетными авиакомпаниями по причине того, что марш-
рутная сеть аэропортов остается малоразвитой. Представим данные анализа маршрутной сети исследуемых аэропортов (таблица 3).
Представленные данные демонстрируют высокие показатели влияния бюджетных авиакомпаний на структуру маршрутной сети и подтверждают тот факт, что, например, увеличение пассажиропотока аэропорта г. Брест в 2019 г. обусловлено расширением маршрутной сети бюджетных авиаперевозчиков.
Представим также данные для анализа структуры маршрутной сети аэропортов острова Корсика (таблица 4). Авиасообщение острова Корсика является стратегиче-
Таблица 3
Аэропорты (более 1 млн пассажиров) отдельных городов Франции, доля бюджетных и классических авиакомпаний в структуре маршрутной сети по состоянию на первое декабря 2020 г. [10]
Аэропорты городов Всего рейсов Количество рейсов классических авиакомпаний Доля рейсов классических авиакомпаний, % Количество рейсов бюджетных авиакомпаний Доля рейсов бюджетных авиакомпаний, %
г. Ницца 102 70 68,63 32 31,37
г. Марсель 98 73 74,49 25 25,51
г. Тулуза 94 72 76,6 22 23,4
г. Монпелье 17 13 76,47 4 23,53
г. Брест 18 8 44,44 10 55,56
ским элементом инфраструктуры. Остров связан паромным сообщением с г. Ницца (Франция), на территории острова расположены четыре действующих аэропорта, где базируется региональная авиакомпания «Air Corsica» (дочерняя структура холдинга «Air France - KLM»). Совокупный пассажиропоток корсиканских аэропортов в 2019 г. составил 4 263 381 человек, при населении острова 339 тыс. жителей.
Структура маршрутной сети корсиканских аэропортов отличается высокой долей бюджетных авиакомпаний. Аэропорт г. Кальви является хабом для авиакомпании «Air Corsica», этим и обусловлен низкий показатель влияния бюджетных авиаперевозчиков на структуру маршрутной сети аэропорта (16,67%).
Далее в рамках анализа разветвленности маршрутной сети бюджетных авиакомпаний и дальности выполняемых рейсов, авторами данной работы проанализированы маршрутные сети европейских авиакомпаний (рисунки 4-8).
В результате проведенного анализа выяснено, что значительное количество рейсов европейских бюджетных авиакомпаний составляют рейсы малой и средней протяженности. Это позволяет бюджетным авиакомпаниям достигать хорошего показателя эксплуатационной эффективности. Одно воздушное судно бюджетного авиаперевозчика может выполнять в день от 6 до 10 рейсов по 3-5 направ-
лениям. К примеру, лайнер Boeing 737-800 авиакомпании «Ryanair», выполнив рейс по маршруту г. Брест - г. Бристоль, совершает обратный рейс по маршруту г. Бристоль -г. Брест, осуществив выгрузку пассажиров и груза, совершив дозаправку воздушного судна совершает следующий рейс по маршруту г. Брест - г. Порту. Стоит отметить, что региональные аэропорты Франции осуществляют прием и отправление воздушный судов с 6 утра до 23:30 часов вечера.
Региональные аэропорты же Российской Федерации и стран СНГ осуществляют круглосуточный режим работы, что теоретически может способствовать выполнению большего количества рейсов и увеличению показателей эксплуатационной эффективности воздушных судов.
Рынок пассажирских авиаперевозок Франции является одним из наиболее развитых в структуре европейского рынка. Высокий уровень развития конкуренции, значительный показатель влияния бюджетных авиаперевозчиков на маршрутную сеть региональных аэропортов, достаточно высокий показатель пассажиропотока региональных аэропортов, разветвленная региональная и международная маршрутная сеть авиаперевозчиков являются ключевыми особенностями французского рынка. Региональные аэропорты Франции осуществляют активное взаимодействие с бюджетными авиакомпаниями, целью кото-
Таблица 4
Аэропорты острова Корсика. Доля бюджетных и классических авиакомпаний Франции в структуре маршрутной сети, % [1]
Аэропорты (остров Корсика) Количество рейсов классических авиакомпаний Количество рейсов бюджетных авиакомпаний Рост (снижение) пассажиропотока, 2018/2019 гг.
г. Бастия 45,45 54,55 - 0,3
г. Кальви 83,33 16,67 0,4
г. Фигари 55,56 44,44 - 1,0
г. Аяччо 65 35 - 3,3
Рисунок 4
Маршрутная сеть бюджетной авиакомпании «Volotea» (Испания) в структуре аэропорта г. Ницца (Франция), по состоянию на сентябрь 2020 г. [12]
Рисунок 5
Маршрутная сеть бюджетной авиакомпании (Испания) в структуре аэропорта
г. Марсель (Франция), по состоянию на сентябрь 2020 г. [13]
Рисунок 6
Маршрутная сеть бюджетной авиакомпании «Еаву^Ь» (Великобритания) в структуре аэропорта г. Тулуза (Франция), по состоянию на сентябрь 2020 г. [14]
Рисунок 7
Маршрутная сеть бюджетной авиакомпании «Тгаша^а» (Франция / Нидерланды) в структуре аэропорта г. Ницца (Франция), по состоянию на сентябрь 2020 г. [15]
Рисунок 8
Маршрутная сеть бюджетной авиакомпании «Ryanair» (Ирландия) в структуре аэропорта г. Брест-Бретань (Франция), по состоянию на сентябрь 2020 г. [16]
рого является расширение маршрутной сети, что, в свою очередь, увеличивает годовой пассажиропоток аэропорта. Бюджетные авиакомпании увеличивают свою долю и влияние на рынок методом расширения региональной сети, увеличения количества перевозимых пассажиров, расширения и обновления парка воздушных судов.
На российском рынке пассажирским бюджетным авиаперевозчиком представлена авиакомпания «Победа» (входит в структуру Группы «Аэрофлот»). Свой первый рейс авиакомпания совершила в 2014 г., а уже по итогам 2019 г. стала одной из крупнейших авиакомпаний России по количеству перевезенных пассажиров [17]. «Победа» осуществляет эксплуатацию 34 лайнеров Boeing 737-800 NG, имеет среднюю загрузку пассажирских кресел на уровне 94-95% (является наиболее высоким показателем), активно развивает свою внутреннюю и международную маршрутную сеть (рисунок 9).
Роль и влияние бюджетных авиакомпаний на структуру маршрутной сети региональных аэропортов России является минимальной. Российский рынок пассажирских авиаперевозок является весьма перспективным для зарубежных бюджетных авиакомпаний. Представим данные маршрутной сети венгерской бюджетной авиакомпании «Wizz Air» по состоянию на 2020 г. (рисунок 10).
По состоянию на февраль 2020 г. (до начала введения ограничительных и запретительных мер на полеты в связи с риском распространения COVID-19) авиакомпания «Wizz Air» выполняла регулярные рейсы по маршрутам: г. Москва (Внуково) - г. Лондон (Лутон), г. Москва (Внуково) - г. Будапешт, г. Москва (Внуково) - г. Дебрецен, а также г. Санкт-Петербург -г. Лондон, г. Санкт-Петербург - г. Будапешт. В мае 2020 г. авиакомпания «Wizz Air» анонсировала открытие девяти новых направлений из аэропорта г. Санкт-Петербург (Пулково) и одного направления из аэропорта г. Казани.
Рисунок 9
Маршрутная сеть российской бюджетной авиакомпании «Победа», по состоянию на 2020 г. [18]
•Мот*»
Рисунок 10
Маршрутная сеть авиакомпании «Wizz Air» в России, по состоянию на ноябрь 2020 г. [19]
Выполнение рейсов было запланировано на ноябрь 2020 г. при условии снятия запретительных и ограничительных мер. Политика компании «Wizz Air» направлена на усиление
позиций на российском рынке в сегменте бюджетных авиаперевозок.
Анализ зарубежного опыта развития региональных аэропортов на примере Франции
показал эффективность сотрудничества с бюджетными авиакомпаниями по направлениям региональных авиаперевозок малой и средней протяженности. В структуре маршрутной сети региональных аэропортов Франции доля бюджетных авиакомпаний составляет в среднем 40-60%, что является достаточно высоким показателем. Итогом деятельности за 2019 г. стал рост пассажиропотока в тех региональных аэропортах Франции, в которых была расширена маршрутная сеть бюджетных авиакомпаний. Региональные аэропорты Франции, не расширившие маршрутную сеть в 2019 г., показали динамику снижения пассажиропотока на 0,1-3,0%. Доля бюджетных авиакомпаний в структуре маршрутной сети российских региональных аэропортов продолжает оставаться крайне низкой, составляя от 3 до 15%.
В условиях макроэкономической нестабильности и падения потребительской активности российские классические авиа-
компании могут совершить переход в сегмент бюджетных авиаперевозчиков и сконцентрироваться на развитии региональной маршрутной сети.
Эффективным решением российских классических авиакомпаний может стать применение элементов маркетинговой стратегии бюджетных авиакомпаний (питание на борту, выбор места, регистрируемый багаж за дополнительную стоимость) с целью снижения базового тарифа авиабилета и повышения показателя загруженности пассажирских кресел. Увеличение показателей эксплуатационной эффективности парка воздушных судов может послужить также одним из важных элементов снижения производственных издержек. Все вышеперечисленное может стать эффективным способом посткризисного восстановления российского рынка пассажирских авиаперевозок и способствовать развитию региональных аэропортов Российской Федерации.
; Список литературы
: 1. Список авиакомпаний России стран СНГ и мира. URL: https://samolets.com/
• aviakompanii/ (дата обращения: 03.09.2020).
| 2. Compagnies aériennes: Les 8 plus grandes compagnies aériennes d'Europe. URL:
• https://www.vol-retarde.fr/blog/2019/06/06/compagnies-aeriennes-les-8-plus-grandes-I compagnies-aeriennes-deurope (дата обращения: 03.09.2020).
: 3. Солдатов Я. Н. Стратегия развития региональных аэропортов // Символ науки.
! 2019. № 5. С. 50-56.
| 4. Субботин Н. Н. Выработка стратегии развития регионального аэропорта на основе
: эталонных стратегий // Вестник ГУУ. 2017. № 4. С. 27-32.
• 5. Бабкина Л. Н., Отверченко Л. Ф. Концепции стратегического развития авиатран-: спортной системы в регионах Российской Федерации // Известия вузов. Инвестиции.
• Строительство. Недвижимость. 2017. № 2 (21). С. 13-21.
| 6. Губенко В. А. Методы кластеризации и классификации аэропортовых предприятий
• в оценке стратегических позиций на рынке авиатранспортной сферы // ТДР. 2016. | № 2. С. 173-177.
: 7. Панасюк И. П., Тертычная А. О. Роль бюджетных авиакомпаний на рынке авиа-
• ционных перевозок // БИ. 2017. № 5 (472). С. 34-39.
: 8. Мальцев А. А., Матвеева А. В., Тарасов А. Г. Лоукост-компании как драйвер роста
• мирового авиапассажиропотока // ПСЭ. 2016. № 1 (57). C. 63-67.
• 9. Гомилевская Г. А., Щур В. В., Щур С. Ю. Перспективы развития авиатранспортных перевозок в формате лоукост на Дальнем Востоке (на примере Приморского края) //
! КНЖ. 2018. № 2 (23). С. 133-137.
10. Resultats d'activite des aeroports francais - 2019. Statistiques de traffic// UAF&FRA (Union des Aeroports Francais & Francophones Associes). 2020. 105 p. URL: https://www. aeroport.fr/uploads/documents/Publication/Rapport%20statistiques%202019%20UAF-compressed.pdf (дата обращения: 03.09.2020).
11. Aéroport de Béziers Cap d'Agde (фр. Аэропорт Безье Кап Дагр). URL: http://www. beziers.aeroport.fr/ (дата обращения: 03.09.2020).
12. Авиакомпания «Volotea»: официальный сайт. URL: https://www.volotea.com/en/ (дата обращения: 01.09.2020).
13. Авиакомпания «Vueling»: официальный сайт. URL: https://www.vueling.com/ru (дата обращения: 01.09.2020).
14. Авиакомпания «easyJet»: официальный сайт. URL: https://www.easyjet.com/ru (дата обращения: 01.09.2020).
15. Авиакомпания «Transavia»: официальный сайт. URL: https://www.transavia.com/ (дата обращения: 01.09.2020).
16. Авиакомпания «Ryanair»: официальный сайт. URL: https://www.ryanair.com/gb/ en (дата обращения: 01.09.2020).
17. Авиакомпания «Победа». О компании. URL: https://www.pobeda.aero/about/ company (дата обращения: 01.09.2020).
18. Маршрутная сеть. Развитие маршрутной сети «Группы Аэрофлот». URL: http:// ar2018.aeroflot.ru/reports/aeroflot/annual/2018/gb/Russian/203515/.html (дата обращения: 02.09.2020).
19. Авиакомпания «Wizz Air». Аэропорты России. Маршрутная сеть. URL: https:// wizzair.com/#/ (дата обращения: 01.09.2020).