Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АВИАКОМПАНИЙ «VOLOTEA» И «VUELING» НА РЫНОК ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК ИСПАНИИ В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АВИАКОМПАНИЙ «VOLOTEA» И «VUELING» НА РЫНОК ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК ИСПАНИИ В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК / РЕГИОНАЛЬНОЕ АВИАСООБЩЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АЭРОПОРТЫ / БЮДЖЕТНЫЕ АВИАКОМПАНИИ / AIR TRANSPORTATION MARKET / REGIONAL AIR TRAFFIC / REGIONAL AIRPORTS / LOW-COST AIRLINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович

На основании данных о деятельности двух крупнейших бюджетных авиакомпаний Испании «Volotea» и «Vueling» представлено заключение о том, что важнейшим элементом построения маршрутной сети бюджетных авиаперевозчиков является развитие региональных направлений малой и средней дальности (от 500 до 1500 км). Это позволяет достигать высокого показателя эксплуатационной эффективности парка воздушных судов и выстраивать развитую сеть авиатранспортного сообщения региональных аэропортов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF BUDGET AIRLINES «VOLOTEA» AND «VUELING» ON THE SPANISH PASSENGER AIR TRANSPORT MARKET IN THE CONTEXT OF MACROECONOMIC INSTABILIT

Based on the data on the activities of the two largest budget airlines in Spain, «Volotea» and «Vueling», it is concluded that the most important element of building a route network of budget air carriers is the development of regional destinations of short and medium range (from 500 to 1500 km). This makes it possible to achieve a high level of operational efficiency of the aircraft fleet and build a developed network of air transport services at regional airports.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АВИАКОМПАНИЙ «VOLOTEA» И «VUELING» НА РЫНОК ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК ИСПАНИИ В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

88

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АВИАКОМПАНИЙ «VOLOTEA» И «VUELING» НА РЫНОК ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК ИСПАНИИ В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Рублев Владимир Владимирович

аспирант

ФГБОУ ВО Владимирский государственный университет, г. Ярославль, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-5673-6573

Аннотация: На основании данных о деятельности двух крупнейших бюджетных авиакомпаний Испании «Volotea» и «Vueling» представлено заключение о том, что важнейшим элементом построения маршрутной сети бюджетных авиаперевозчиков является развитие региональных направлений малой и средней дальности (от 500 до 1500 км). Это позволяет достигать высокого показателя эксплуатационной эффективности парка воздушных судов и выстраивать развитую сеть авиатранспортного сообщения региональных аэропортов.

Ключевые слова: рынок авиаперевозок, региональное авиасообщение, региональные аэропорты, бюджетные авиакомпании.

JEL: N72

ANALYSIS OF THE IMPACT OF BUDGET AIRLINES «VOLOTEA» AND «VUELING» ON THE SPANISH PASSENGER AIR TRANSPORT MARKET IN THE CONTEXT OF MACROECONOMIC INSTABILIT

Rublev Vladimir Vladimirovich,

postgraduate student, Vladimir State University. Institute of Economics and Management

Abstract: Based on the data on the activities of the two largest budget airlines in Spain, «Volotea» and «Vueling», it is concluded that the most important element of building a route network of budget air carriers is the development of regional destinations of short and medium range (from 500 to 1500 km). This makes it possible to achieve a high level of operational efficiency of the aircraft fleet and build a developed network of air transport services at regional airports.

Keywords: air transportation market, regional air traffic, regional airports, low-cost airlines.

Введение.

Бюджетные авиакомпании на рынке пассажирских авиаперевозок начали приобретать популярность на рубеже 2000-2005 гг. Основываясь на концепции минимизации производственных издержек и предлагая своим пассажирам приобретение авиабилетов существенно ниже стоимости классических авиаперевозчиков, бюджетные авиакомпании стали полноправными участниками рынка пассажирских перевозок. Важным историческим этапом развития для деятельности бюджетных авиакомпаний стал период макроэкономической нестабильности, вызванный влиянием мирового финансового кризиса 2008 года. Падение потребительской активности ослабило классических авиаперевозчиков, ввиду падения спроса и повышения цен на топливо. В то время, как бюджетные авиакомпании усилили позиции на рынке, заняв до 50% регионального рынка пассажирских авиаперевозок и до 80% в структуре маршрутной сети региональных аэропортов. Бюджетные

авиакомпании предлагают своим пассажирам приобретение авиабилетов без стандартного набора услуг. Пассажир приобретет услугу перелета с возможностью провоза ручной клади (от 5 до 12 кг в зависимости от политики бюджетной авиакомпании). Пассажир вправе приобрести дополнительно услуги по провозу регистрируемого багажа, по выбору места в салоне воздушного судна (в т.ч. места с увеличенным пространством для ног), а также приобрести питание на борту воздушного судна. Парк бюджетных авиакомпаний составляют узкофюзеляжные воздушные суда с одноклассовой компоновкой салона, способные перевозить от 140 до 220 пассажиров. Значительная доля рейсов бюджетных авиакомпаний - это региональные авиатранспортные маршруты малой и средней дальности (от 500 до 1500 км). Таким образом, бюджетные авиакомпании достигают высокого показателя эксплуатационной эффективности, совершая одним воздушным судном 6-8 рейсов в сутки и перевозя до 1000 пассажиров. По итогам деятельности за 2019 год на рынке пассажирских авиаперевозок бюджетные авиакомпании заняли 3 позиции из 6, составив конкуренцию крупнейшим авиационным холдингам из Великобритании, Германии, Франции и Нидерландов. (Таблица-1)

Представленные в таблице расчеты свидетельствуют о том, что наивысший показатель эксплуатационной эффективности парка воздушных судов имеют бюджетные авиакомпании. Венгерская бюджетная авиакомпания «Wizz Air» одним воздушным судном перевезла в 2019 году 360 тысяч пассажиров, ирландская «Ryanair» - 343 тысячи пассажиров, а британская «easyJet» - 289 тысяч пассажиров. Далее со значительным отрывом следуют три крупнейшие европейские авиационные холдинги: «LAG», «Lufthansa Group», «Air France - KLM».

Таблица-1. Крупнейшие авиакомпании Европы (по состоянию на 21.02.2020 г.) [1]

Название авиакомпании (Страна) Сегмент Количество перевезенных пассажиров (2019 г.), млн. чел. Количество воздушных судов, ед.

«Ryanair» (Ирландия) Бюджетная авиакомпания 152 442

«Lufthansa Group» («Lufthansa», «Germanwings», «Eurowings», «Swiss», «Austrian Airlines», «Brussels Airlines») (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария) «Lufthansa», «Swiss», «Austrian Airlines», «Brussels Airlines» -классические авиакомпании. «Germanwings», «Eurowings» -бюджетные авиакомпании. 145 760

«LAG» («British Airways», «Iberia», «Vueling», «Aer Lingus», «LEVEL») (Великобритания, Испания) «British Airways», «Iberia» -классические авиакомпании. «Vueling», «Aer Lingus», «LEVEL» - бюджетные авиакомпании 118 589

«easyJet» (Великобритания) Бюджетная авиакомпания 96,1 332

«Air France -KLM» (Франция, Нидерланды) «Air France», «KLM» Классические авиакомпании. «Transavia» - бюджетная авиаокмпания. 87,6 546

«Wizz Air» (Венгрия) Бюджетная авиакомпания 39,6 110

Цель исследования.

Целью проводимого исследования является заключение о роли и влиянии бюджетных авиакомпаний Испании «Volotea» и «Vueling» на рынок пассажирских авиаперевозок. На основании опыта преодоления последствий мирового финансового кризиса 2008 года роль и влияние бюджетных авиакомпаний на рынок пассажирских авиаперевозок существенно возросли. Преодоление кризиса 2020 года, вызванного пандемией COVID-19, может способствовать развитию направлений бюджетных авиаперевозок России. Классические российские авиакомпании могут применить в маркетинговой стратегии элементы концепции бюджетных авиакомпаний, направленные на минимизацию производственных издержек с целью удешевления стоимости авиабилета и стимулирования спроса. Вторым возможным сценарием на рынке пассажирских авиаперевозок в условиях макроэкономической нестабильности является переход в сегмент бюджетных авиакомпаний ряда российских авиаперевозчиков и выстраивание маршрутной сети с высокой долей рейсов малой и средней дальности.

Материалы и методы исследования.

Исследованию деятельности бюджетных авиакомпаний посвящены труды российских и зарубежных ученых. Вопросам влияния бюджетных авиаперевозчиков на национальный рынок пассажирских авиаперевозок посвящена статья Гапоненко Г.И. и Василенко А.В. «Тенденции развития лоукост - аваикомпаний в Украине и их влияние на отечественный туристический рынок». [2] Авторы исследования затрагивают вопросы взаимодействия бюджетных авиакомпаний и туристических операторов, ключевой целью которых является развитие национальной системы внутреннего и международного туризма. Стоит отметить, что европейский опыт доказывает неэффективность данного направления сотрудничества по причине того, что значительная часть клиентов бюджетных авиакомпаний осуществляет самостоятельные путешествия. В статье Мальцева А.А. и Матвеевой А.В. «Международные пассажирские авиаперевозки: детерминанты взрывного роста» [3] авторы исследования заключают, что бюджетные авиакомпании являются основным фактором роста и развития рынка пассажирских авиаперевозок. Бюджетные авиакомпании успешно увеличивают и обновляют парк воздушных судов, расширяют маршрутную сеть, показывают более высокую динамику развития по сравнению с классическими авиакомпаниями. В статье Губенко А.В., Растовой Ю.И., Панкратовой А.Р. «Современное состояние и перспективы развития рынка пассажирских авиаперевозок в России» [4] авторами представлено заключение о том, что российский рынок пассажирских авиаперевозок будет демонстрировать рост и развитие в условиях увеличения роли и влияния бюджетных авиаперевозчиков. В статье Гулиевой С.В. «Состояние и тенденции развития туризма в Испании в современных условиях» [5] представлены практические рекомендации развития направления туризма в условиях макроэкономической нестабильности. Автор исследования заключает, что развитие международных направлений испанских бюджетных авиакомпаний способствует увеличению туристического потока из России, в т.ч. граждан, путешествующих самостоятельно. Автором настоящего исследования в статье «Перспективы развития рынка бюджетных авиаперевозок в Республике Казахстан» [6] была представлена модель развития маршрутной сети национальной бюджетной авиакомпании «Fly Arystan», являющейся дочерней структурой национальной авиакомпании «Air Astana». В статье «Estas son las aerolíneas más baratas en España en 2018» (исп. Самые доступные бюджетные авиакомпании в Испании в 2018 году), [7] размещенной в испанском журнале «ABC» представлен рейтинг наиболее востребованных бюджетных авиакомпаний на испанском рынке пассажирских авиаперевозок. Авторы исследования выражают опасения о возрастании влияния ирландской бюджетной авиакомпании «Ryanair» на

национальном рынке и представляют комплекс мер, способствующий усилению роли и влияния отечественных бюджетных авиакомпаний «Volotea» и «Vueling». Стоит отметить, что Правительство Испании в рамках реализации национальных программ развития туризма оказывает поддержку авиакомпаниям, осуществляющим рейсы из региональных аэропортов Испании. Туризм является важнейшей доходной статьей национального бюджета, а авиатранспортная инфраструктура -важнейшим элементом туристической сферы.

Результаты исследования и обсуждения.

Представим данные воздушного флота испанских бюджетных авиакомпаний «Volotea» (Таблица-2) и «Vueling» (Таблица-3).

Таблица-2. Флот авиакомпании «Volotea» [8]

Модель Количество, ед. Страна производства Процентное соотношение, %

Airbus A-319-100 19 Европейский Союз 57,58

Boeing 717-200 14 США 42,42

Итого 33 Европейский Союз, США 100

Таблица-3. Флот авиакомпании «Vueling» [9]

Модель Количество, ед. Страна производства Процентное соотношение, %

Airbus A-319-100 6 Европейский Союз 100

Airbus A-320-200 82 Европейский Союз

Airbus A-320 neo 21 Европейский Союз

Airbus A-321-200 15 Европейский Союз

Итого 124 Европейский Союз 100

Флот авиакомпаний составляют узкофюзеляжные воздушные суда. Авиакомпания «Vueling» осуществляет эксплуатацию воздушных судов корпорации «Airbus», в то время как воздушный флот авиакомпании «Volotea» составляют европейские и американские лайнеры (Airbus и Boeing). «Volotea» является эксплуатантом лайнеров Boeing 717-200, производство которых осуществлялось с 1998 по 2006 год, и было прекращено ввиду падения спроса. Авиакомпания «Volotea» является эксплуатантом лайнеров Airbus A-319-100 являющегося флагманом британского бюджетного авиаперевозчика «EasyJet» и доказавшего свою эксплуатационную эффективность в сегменте бюджетных авиаперевозок.

Авиакомпания «Vueling» также осуществляет эксплуатацию лайнера Airbus A-319-100 (6 единиц), при этом основу воздушного флота авиакомпании составляют более вместительные лайнеры Airbus A-320 и Airbus A-321. Авиакомпания «Vueling» стала одной из первых европейских бюджетных авиакомпаний, осуществившей заказ новейшего Airbus A-320 neo, являющегося одним из самых современных и экономичных судов в своем классе. Это свидетельствует о том, что авиакомпания увеличивает свою долю в рынке, расширяя маршрутную сеть, увеличивая и обновляя парк воздушных судов.

Представим данные парка воздушных судов классической испанской авиакомпании «Iberia» (Таблица-4). В структуре парка аваикомпании присутствуют как узкофюзеляжные лайнеры (А-319, А-320, А-321), так и широкофюзеляжные (А-330, А-340, А-350), предназначенные для выполнения трансконтинентальных рейсов. Воздушный флот авиакомпании на 100% состоит из лайнеров

«Airbus», производство которых осуществляется в Европейском Союзе (Франция, Германия). Таблица-4. Флот авиакомпании «Iberia» [10]

Модель Количество, ед. Страна производства Процентное соотношение, %

Airbus A-319-100 14 Европейский Союз 100

Airbus A-320-200 16 Европейский Союз

Airbus A-320 neo 2 Европейский Союз

Airbus A-321-200 11 Европейский Союз

Airbus A-330-200 15 Европейский Союз

Airbus A-330-300 8 Европейский Союз

Airbus A-340-600 17 Европейский Союз

Airbus A-350-900 5 Европейский Союз

Итого 88 Европейский Союз 100

Региональная маршрутная сеть национальной классической авиакомпании «Iberia» соединяет региональные города Испании со столицей - г. Мадрид, а также соединяет столицу Испании со столицами и крупными городами Европы. Эксплуатация широкофюзеляжных лайнеров осуществляется на маршрутах, связывающих столицу Испании с крупнейшими городами Америки и столицами азиатских государств.

Представим данные маршрутной сети испанских бюджетных авиакомпаний «Volotea» (Таблица-5) и «Vueling» (Таблица-6)

Таблица-5. Маршрутная сеть и количество используемых аэропортов авиакомпании «Volotea», по состоянию на 2020 г. [8]

Государство Количество используемых аэропортов

Испания 22

Италия 21

Франция 19

Греция 14

Хорватия 2

Марокко 2

Португалия 2

1 эксплуатируемый аэропорт: Австрия, Болгария, Чехия, Германия, Ирландия, Люксембург, Мальта.

Итого: авиакомпания осуществляет рейсы из 89 аэропортов мира

Таблица - 6. Маршрутная сеть и количество используемых аэропортов авиакомпании «УиеП^», по состоянию на 2020 г. [9]

Государство Количество используемых аэропортов

Испания 28

Италия 18

Греция 12

Франция 11

Государство Количество используемых аэропортов

Германия 7

Великобритания 5

Марокко 4

Россия 3

Португалия 3

Швейцария 3

Швеция 3

Дания 2

Норвегия 2

Алжир 2

Польша 2

1 эксплуатируемый аэропорт: Сенегал, Гамбия, Украина, Кипр, Беларусь, Израиль, Ливан, Тунис, Мальта, Ирландия, Исландия, Бельгия, Нидерланды, Чехия, Австрия, Хорватия, Румыния, Эстония, Финляндия.

Итого: авиакомпания осуществляет рейсы из 124 аэропортов мира

Авиакомпания «Volotea», располагая воздушным парком в 33 ед., осуществляет маршруты из 89 аэропортов мира, а авиакомпания «Vueling», располагая воздушным флотом в 124 ед., осуществляет маршруты из 124 аэропортов мира. Данный показатель обусловлен частотой выполняемых рейсов: значительная доля рейсов авиакомпании «Vueling» в структуре маршрутной сети - ежедневные или выполняемые 2-3 раза в день. Значительная доля рейсов авиакомпании «Volotea» выполняется с периодичностью 2-3 раза в сутки, а по маршрутам высокой загруженности 1 раз в сутки. Обе авиакомпании имеют наибольшее присутствие на испанском рынке. «Volotea» осуществляет рейсы из 22 аэропортов Испании, а «Vueling» из 28.

Представим данные стоимости авиабилетов по 20 направлениям региональной маршрутной сети (рейсы малой и средней протяженности) авиакомпании «Volotea» (Таблица-7) и авиакомпании «Vueling» (Таблица-8). Представлены данные «базового тарифа» для 1 пассажира. Запрос был произведен 22.07.2020 г., предполагаемая дата перелета 01.10.2020 г. Конвертация евро / рубль произведена по курсу ЦБ РФ по состоянию на 22.07.2020 г. (82 российских рубля за 1 евро).

Таблица7 - Ценовая политика авиакомпании «Volotea» [8]

Направление Расстояние, км. Стоимость, евро. Стоимость, руб.

Нант - Кальяри 951 15 1 230

Нант - Неаполь 1 142 41 3 362

Нант - Палермо 1 279 41 3 362

Тулуза - Кальяри 803 15 1 230

Тулуза - Неаполь 1 098 19 1 558

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ницца - Палермо 801 41 3 362

Ницца - Брест 1 045 15 1 230

Ницца - Нант 487 17 1 394

Ницца - Страсбург 487 15 1 230

Ницца - Тулуза 468 15 1 230

Направление Расстояние, км. Стоимость, евро. Стоимость, руб.

Ницца - Малага 1 258 41 3 362

Ницца - Люксембург 678 23 1 886

Люксембург - Венеция 665 15 1 230

Генуя - Неаполь 584 15 1 230

Генуя - Палермо 788 19 1 558

Генуя - Кальяри 575 15 1 230

Генуя - Катания 924 17 1 394

Генуя - Ибица 871 57 4 674

Неаполь - Бордо 1 248 19 1 558

Неаполь - Тулуза 1 098 19 1 558

Таблица - 8 Ценовая политика авиакомпании «Vueling» [9]

Направление Расстояние, км. Стоимость, евро. Стоимость, руб.

Аликанте - Амстердам 1 614 74 5 904

Амстердам - Барселона 1 239 45 3 690

Амстердам - Ибица 1 521 92 7 544

Женева - Барселона 623 21 1 722

Барселона - Аликанте 406 39 3 198

Барселона - Брюссель 1 066 24 1 968

Барселона - Лиссабон 1 006 53 4 346

Барселона - Лион 513 20 1 640

Барселона - Милан 725 30 2 460

Барселона -Дюссельдорф 1 149 50 4 100

Барселона - Париж 831 30 2 460

Барселона - Вена 1 350 20 1 640

Барселона - Лондон 1 139 26 2 132

Барселона - Малага 770 23 1 886

Малага - Лондон 1 679 70 5 740

Малага - Амстердам 1 887 91 7 462

Малага - Марсель 1 107 70 5 740

Мадрид - Барселона 505 42 3 444

Мадрид - Ибица 472 29 2 378

Мадрид - Флоренция 1 287 66 5 412

На основании представленных данных мы можем заключить, что базовая стоимость авиабилета авиакомпании «Volotea» по ряду направлений значительно ниже стоимости авиабилетов авиакомпании «Vueling». Представим данные стоимости базового тарифа по 10 направлениям классической испанской авиакомпании «Iberia» (Таблица-9). Запрос стоимости и конвертация были произведены по аналогии с данными авиакомпаний «Volotea» и «Vueling».

Таблица 9 - Ценовая политика авиакомпании «Iberia» [10]

Направление Расстояние, км. Стоимость, руб.

Барселона - Ницца 490 4 617

Барселона - Париж 831 3 916

Барселона - Вена 1 350 4 410

Барселона - Берлин 1 500 7 958

Барселона - Женева 623 3 544

Барселона - Рим 860 4 699

Барселона - Лондон 1 139 3 915

Барселона - Брюссель 1 066 3 640

Барселона - Мюнхен 1 054 5 442

Барселона - Амстердам 1 239 6 721

Представленные данные свидетельствуют о том, что базовая тарификация авиабилетов бюджетных авиакомпаний существенно ниже минимального тарифа классической авиакомпании. Стоит отметить, что классическая авиакомпания «Iberia» в базовом тарифе предоставляет пассажирам возможность провоза 1 места регистрируемого багажа (23 кг.), услугу по выбору места в салоне воздушного судна, а также питание на борту.

Авиакомпания «Volotea» имеет наибольшее присутствие в Испании, Италии и Франции, т.е. в государствах с высоким уровнем развития туристической сферы. Значительное количество городов маршрутной сети «Volotea» составляют средние по численности региональные города с высоким уровнем развития туристической инфраструктуры. Во Франции: о. Корсика, г. Бордо, г. Марсель, г. Ницца, г. Тулуза, г. Страсбург; в Италии: г. Венеция, г. Верона, г. Неаполь, о. Сицилия, о. Сардиния. Ни во Франции, ни в Италии авиакомпания не осуществляет рейсы из столичных аэропортов.

Анализ данных маршрутной сети авиакомпании «Volotea» подтверждают тот факт, что бюджетные авиакомпании концентрируются на расширении региональной маршрутной сети и используют региональные аэропорты в качестве хабов. Хабами авиакомпании «Volotea» в Италии являются следующие аэропорты: г. Кальяри, г. Генуя, г. Неаполь, г. Палермо, г. Венеция, г. Верона. Во Франции следующие аэропорты: г. Бордо, г. Марсель, г. Нант, г. Страсбург, г. Тулуза; в Испании: г. Астуриас и г. Бильбао.

С целью оценки разветвленности маршрутной сети бюджетных авиакомпаний Испании, представим данные о маршрутах, выполняемых авиакомпаниями «Volotea» (Рисунок-1а) и «Vueling» (Рисунок-1б) из испанского аэропорта г. Малага. Малага является классическим примером регионального города Испании с высоким уровнем и потенциалом развития туризма.

Представленные данные свидетельствуют о том, что значительная доля рейсов испанских бюджетных авиакомпаний, выполняемых из регионального аэропорта г. Малага, - это рейсы малой протяженности (до 1500 км, до 2 часов полета). Эта особенность позволяет бюджетным авиакомпаниям выполнять 6-8 рейсов в сутки одним воздушным судном, достигая высокого показателя эксплуатационной эффективности. Классическая национальная авиакомпания Испании «Iberia» соединяет крупные региональные города Испании со столицей одним или двумя ежедневными сообщениями.

Выводы.

Бюджетные авиакомпании Испании «Volotea» и «Vueling» оказывают значительное влияние на рынок пассажирских авиаперевозок Испании. Занимая доминирующее положение в структуре сегмента бюджетных авиаперевозок, «Volotea» и «Vueling» выполняют значительную роль в развитии

направления туризма. Обладая развитой маршрутной сетью, связывающей региональные города Испании со столицами и крупными региональными городами европейских государств, и предлагая своим пассажирам услуги перелета, стоимость которых значительно ниже стоимости классической авиакомпании, а в некоторых случаях ниже стоимости даже железнодорожного сообщения и использования частного автомобильного транспорта, бюджетные авиакомпании обеспечивают высокий показатель средней загруженности рейса (90% - 95%) и демонстрируют высокий показатель динамики роста.

а)

б)

Рисунок 1 - Маршрутная сеть авиакомпаний «Volotea»(a) и «Vueling»(6) из аэропорта г. Малага, по

состоянию на 2020 г. [11]

Заключение.

Опыт преодоления последствий мирового финансового кризиса 2008 доказал эффективность концепции бюджетных авиакомпаний. Минимизация производственных издержек, высокая эксплуатационная эффективность парка воздушных судов, развитость региональных маршрутов позволяют бюджетным авиакомпаниям предоставлять своим пассажирам выгодные условия перелета. Бюджетные авиакомпании не являются прямыми конкурентами классическим авиаперевозчикам ввиду отсутствия в парке широкофюзеляжных судов, отсутствия межконтинентальных направлений в структуре маршрутной сети, а также отсутствия некоторых стандартных услуг классических авиакомпаний (например, отсутствие бизнес - класса). Бюджетные авиакомпании на рынке пассажирских авиаперевозок Испании имеют высокую долю присутствия в структуре маршрутной сети региональных аэропортов, в то время как классическая национальная авиакомпания «Iberia» в качестве базового аэропорта использует столичный аэропорт г. Мадрид. В случае, если классическая и бюджетная авиакомпания выполняют рейс по одному маршруту, то при условии приобретения дополнительного набора услуг в бюджетной авиакомпании (провоз багажа, выбор места в салоне воздушного судна, питание на борту), стоимость авиабилета бюджетной и классической авиакомпании будет сопоставима. На рынке региональных пассажирских авиаперевозок бюджетные авиакомпании составляют конкуренцию другим видам транспорта (железнодорожному и автомобильному). Авиакомпания «Volotea» предлагает своим пассажирам приобретение авиабилетов на маршруты до 1000 км, по цене от 15-17 евро.

В условиях макроэкономической нестабильности, вызванной пандемией COVID-19, испанским бюджетным авиакомпаниям «Volotea» и «Vueling» необходимо предпринять усилия для расширения маршрутной сети, в том числе связывающей Испанию с крупными региональными городами

Российской Федерации. «Volotea» не имеет присутствия в России, а «Vueling» осуществляет рейсы из г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Калининград. Российский рынок бюджетных авиаперевозок является достаточно перспективным и показывает высокую динамику развития. Национальная бюджетная авиакомпания «Победа» (входит в структуру группы Аэрофлот) за 5,5 лет осуществления деятельности на рынке пассажирских авиаперевозок вошла в ТОП-5 крупнейших авиакомпаний России, выстроив широкую внутреннюю и международную сеть. При этом авиакомпания «Победа» выполняет два регулярных рейса, связывающих столицу Российской Федерации с испанскими городами Жирона и Реус.

По состоянию на март 2020 года присутствие иностранных бюджетных авиакомпаний на российском рынке было крайне ограниченным. (Таблица-10) Наибольшее присутствие имела авиакомпания «Fly Dubai», связывающая столицу ОАЭ с крупными региональными аэропортами России.

Таблица-10. Присутствие иностранных бюджетных авиакомпаний в России по состоянию на март 2020 г. [13]_

Маршрут Авиакомпания Государство

г. Москва (Жуковский) - г. Нурсултан «Fly Arystan» (Казахстан)

г. Москва (Внуково) - г. Будапешт «Wizz Air» (Венгрия)

г. Москва (Внуково) - г. Дебрецен «Wizz Air» (Венгрия)

г. Москва (Внуково) - г. Лондон (Лутон) «Wizz Air» (Венгрия)

г. Москва (Шереметьево) -Мальта «Air Maita» (Мальта)

г. Москва (Внуково) - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Екатеринбург - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Казань - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Краснодар - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Махачкала - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Минеральные Воды - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Ростов-на-Дону - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Самара - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Сочи - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

Практическим обоснованием эффективности развития маршрутной сети и перспективности российского рынка бюджетных пассажирских авиаперевозок может послужить опыт работы на российском рынке венгерской бюджетной авиакомпании «Wizz Air». 23 сентября 2013 года авиакомпания открыла первый маршрут, связывающий столицы Российской Федерации и Венгрии (г. Москва - Внуково - г. Будапешт) [14]. По состоянию на март 2020 года авиакомпания выполняла регулярные авиарейсы по трем направлениям (Таблица-10). После снятия запретительных и ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19, авиакомпания «Wizz Air» планирует в 4 раза увеличить свое присутствие на российском рынке бюджетных пассажирских авиаперевозок.

Падение спроса, вызванного макроэкономической нестабильностью, открывает значительные перспективы развития для бюджетных авиакомпаний. Российский рынок продолжает оставаться

высокоперспективным и востребованным для европейских бюджетных авиакомпаний. Испанские бюджетные авиакомпаний «Volotea» и «Vueling», развивая сотрудничество с Российской Федерацией и расширяя маршрутную сеть, связывающую крупные региональные аэропорты России и Испании, могут увеличить свое присутствие на российском рынке, что является важным элементом эффективной маркетинговой стратегии в условиях макроэкономической нестабильности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Compagnies aériennes: Les 8 plus grandes compagnies aériennes d'Europe (фр. Aвиакомпании: 8 крупнейших авиакомпаний Европы). [Электронный ресурс] URL: https://www.vol-retarde.fr/ blog/2019/06/06/compagnies-aeriennes-les-8-plus-grandes-compagnies-aeriennes-deurope (дата обращения: 12.08.2020).

2. Гапоненко Г.И.Тенденции развития лоукост-аваикомпаний в Украине и их влияние на отечественный туристический рынок / Г.И. Гапоненко, A.B. Bасиленко // БИ. 2020. №1 (504). с.189-196.

3. Мальцев A.A. Международные пассажирские авиаперевозки: детерминанты взрывного роста / A.A. Мальцев, A.B. Матвеева // Управленец. 2018. №3. с.26-31.

4. Губенко A.B. Современное состояние и перспективы развития рынка пассажирских авиаперевозок в России / A.B. Губенко, Ю.И. Растова, A.R Панкратова// Экономика и экологический менеджмент. 2019. №2. с.82-90.

5. Гулиева GB. Состояние и тенденции развития туризма в Испании в современных условиях / CB. Гулиева// Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №1-1. с.93-97.

6. Рублев B.B. Перспективы развития рынка бюджетных авиаперевозок в Республике Казахстан / B.B. Рублев // Bестник AITY Серия: Экономика. 2020. №2. с.70-80.

7. «Estas son las aerolíneas más baratas en España en 2018» (исп. Самые доступные бюджетные авиакомпании в Испании в 2018 году), [Электронный ресурс] URL:https://www.abc.es/viajar/noticias/ abci-estas-aerolineas-mas-baratas-espana-2018-201805270043 (дата обращения: 12.08.2020).

8. «Volotea». Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL:https://www.volotea.com (дата обращения: 11.08.2020).

9. «Vueling». Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL:https://www. vueling.com/es (дата обращения: 11.08.2020).

10. «Iberia - Испанская авиакомпания». Официальный сайт. Русская версия. [Электронный ресурс] URL:https://www.iberia.com/ru/ (дата обращения: 11.08.2020).

11. Aэропорт г. Малага (Испания) [Электронный ресурс] URL:https://www.airport-malaga.com/ (дата обращения: 12.08.2020).

12. Маршрутная сеть. Развитие маршрутной сети «Группы Aэрофлот» [Электронный ресурс] URL:http://ar2018.aeroflot.ru/reports/aeroflot/annual/2018/gb/Russian/203515/.html (дата обращения: 13.08.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Яндекс - Расписание. [Электронный ресурс] URL:https://rasp.yandex.ru/ (дата обращения: 04.03.2020).

14. «Wizz Air» Официальный сайт. Русская версия. [Электронный ресурс] URL:https://wizzair. com/#/ (дата обращения: 13.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.