Научная статья на тему 'Анализ маркетинговой среды производственных предпринимателей (на примере компании «Great Wall»)'

Анализ маркетинговой среды производственных предпринимателей (на примере компании «Great Wall») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / MARKETING / ДИСТРИБЬЮЦИЯ / DISTRIBUTION / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / МАРКЕТИНГ-МИКС / MARKETING MIX / SWOT-АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ / POSITIONING STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжао Си

Анализ маркетинговой среды производственного предпринимательства позволяет перейти к реализации стратегии позиционирования -эффективного способа создания основы для конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности. В представленном материале речь пойдет о стратегии китайской автомобильной компании Great Wall Motors Ltd.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Marketing Environment of Industrial Entrepreneurs (by the example of the «Great Wall» Company)

Analysis of marketing environment of industrial entrepreneurs allows to precede to Implementing positioning strategies, an effective way to create a basis for competitive advantage and long-term profitability. In this article the author discusses the strategy of Chinese automotive company Great Wall Motors Ltd.

Текст научной работы на тему «Анализ маркетинговой среды производственных предпринимателей (на примере компании «Great Wall»)»

Чжао Си

аспирант факультета предпринимательства Государственного университета управления, менеджер по закупкам ООО «Fartex», г. Москва xzhaoxi@gmail.com

китайская great wall motors -это автомобили № 1!

анализ маркетинговой среды

производственных предпринимателей

(на примере компании «great wall»)

_Аннотация

Анализ маркетинговой среды производственного предпринимательства позволяет перейти к реализации стратегии позиционирования -эффективного способа создания основы для конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности. В представленном материале речь пойдет о стратегии китайской автомобильной компании Great Wall Motors Ltd.

Автомобильная компания Great Wall Motors Ltd. (GW Ltd.) имеет штаб-квартиру и основные производственные мощности в г Баодин, провинции Хэбей, Китай. Great Wall Motors Ltd. является одним из крупнейших в Китае производителей автомобилей и представляет собой холдинговую структуру. В ее состав входят более 10 дочерних компаний, занимающихся производством легковых автомобилей, грузовиков и автобусов, а также выполняющих научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Годовой объём ее производства составляет более 200 000 машин в год.

Great Wall -

китайский автомобиль № 1 по объему продаж

В октябре 2004 года в Москве открылось официальное российское представительство компании «Great Wall Motors Ltd.» и дистрибьюторский центр. К 2008 году компания сформировала обширную дилерскую сеть во всех регионах Российской Федерации. GW первой из автомобильных марок Китая была представлена российским потребителям. Благодаря сенсационному ценовому предложению пикапы GW с момента своего появления в России в 2004 г стали № 1 по объему продаж в своем сегменте и

оставались в числе лидеров до 2009 года. При этом политика минимальных цен, которые компания предлагает на вновь вводимые модели, играет против компании

- продажи уже существующих марок критически снижаются. Стоимость обслуживания Great Wall приемлема для значительного числа российских покупателей и значительно дешевле, чем сервис популярных отечественных и импортных малолитражек. Но есть и свои недостатки. Так, периодичность техобслуживания (ТО)

- небольшая и составляет 6 тыс. км. для стран СНГ и 10 тыс. км для Российской Федерации. Похоже, что официальные дилеры страхуются и назначили частое ТО, чтобы иметь возможность оперативно следить за эксплуатацией проданных машин. Все официальные дилеры уже получили сертификаты, заверенные заводом-изготовителем, поэтому при покупке покупателям необходимо рекомендовать интересоваться наличием этого документа у продавцов.

Great Wall в условиях кризиса

Как и у любых автомобилей, у Great Wall были и неисправности, но, показательно, что общих «болезней» у Safe и Hover - нет. Серьезных поломок дилеры не фиксировали, а мелкие устраняют по гарантии. Любопытно, что с двигателем вообще не было неприятностей, это лишний раз подчеркивает, качество японского автопрома - так как все двигатели на автомобилях GW собраны из комплектующих концерна «Toyota». Жалобы на шумы в трансмиссии

устранялись со сменой масла, либо после его доливки. На настоящем этапе Great Wall показывает себя неплохо и пока не ломается. Сами продавцы уже уверены в Great Wall и говорят, что самый тяжелый период недоверия уже пройден. Машины себя неплохо показали, но требуют внимательного обслуживания. Отлаженная система обеспечения, мониторинга качества и сервисного обслуживания, казалось бы, гарантировала успешное продвижение марки на российском рынке. Однако в настоящее время компания испытывает серьезные трудности на рынке России в условиях глобального экономического кризиса.

Среди тенденций 2009 года отмечено существенное сокращение продаж у всех китайских автопроизводителей - почти на 70-80%. Таких показателей не было еще ни разу за всю историю россий-

благодаря сенсационному ценовому предложению пикапы GW с момента своего появления в России в 2004 г. стали № 1 по объему продаж в своем сегменте и оставались в числе лидеров до 2009 года

зарубежный опыт

на настоящем этапе Great Wall показывает себя неплохо и пока не ломается

ского авторынка. Так, у наиболее крупных и успешных «китайцев», компаний Great Wall и Chery, продажи снизились соответственно на 67% и 83%. Не исключено, что к концу года Chery вообще уйдет в ноль - продвижение марки сегодня фактически встало. «Плюс» в китайском сегменте показали лишь те игроки, чьи продажи и без того носят мизерный характер, - это Geely, Lifan и BYD, так что о серьезной доле рынка здесь говорить не приходится. Эти китайские автомобили не имеют перед конкурентами даже ценового преимущества в отличие от тех же GW, что чрезвычайно важно в период кризиса.

Причины трудностей с позиции «пяти сил конкуренции»

Проанализируем причины трудностей с позиции «пяти сил конкуренции».

Customers (заказчики или покупатели). Рынок авто - это рынок покупателей, так как очень много сравнимых предложений. Основная масса потребителей авто GW -это покупатели либо имеющие доход ниже среднего, но испытывающие огромное желание приобрести автомобиль - и здесь дизайн, весьма похожий на премиальные марки, играет большую роль. Либо это покупатели, выбирающие между российским автомобилем и импортным - здесь важна цена.

Suppliers (поставщики) не оказывают существенного влияния на предприятие - так как компания представляет собой предприятие полного цикла, все комплектующие производятся в его стенах, у предприятия имеется лицензия от компании Toyota на производство двигателей по технологии Twin Cam. Три силы - rivalry (соперничество), new entrants (новые участники), substitutes (заменители) - можно объединить в один анализ, поскольку для анализируемой компании сочетание именно этих трех сил наиболее опасно. В настоящее время у компании на российском рынке достаточно много конкурентов: национальные автомарки «ВАЗ», «ГАЗ» стоимостью от $10 до $18 тыс., среднеценовые Hyundai за $22 тыс., Kia за $23 - 24 тыс., а так же европейские и американские бренды «Ford», «Chevrolet», «Peugeot», «Citroen», «VW», «Opel»,

Ключевые слова:

маркетинг, дистрибьюция, конкуренция, маркетинг-микс, SWOT-анализ, стратегия позиционирования

Keywords:

marketing, distribution, competition, marketing mix, SWOT-analysis, positioning strategy

модели японского автопрома «Nissan» и «Toyota». Что касается западных конкурентов и японского автопрома, то здесь у большинства российских потребителей сложилось четкое предубеждение: японское и немецкое производство - это показатель качества, а китайская продукция некачественная.

Стратегия компании -«трудные дети»

В настоящий момент компания реализует стратегию «Китайский автомобиль № 1», включающую следующие основные составляющие.

1. Great Wall - № 1 на рынке Китая -более 9 лет автомобили Great Wall сохраняют за собой звание самых популярных в Китае внедорожников и пикапов благодаря одному из самых современных и высокотехнологичных производственных комплексов, дающих возможность выпускать по-настоящему надежные автомобили и предлагать их потребителям по наиболее привлекательной цене.

2. Great Wall - № 1 на рынке России - благодаря сенсационному ценовому предложению пикапы Great Wall с момента своего появления в России в 2005 г стали № 1 по объему продаж в своем сегменте и остаются в числе лидеров до сих пор.

3. Great Wall - лучшая цена в сегменте - среди иностранных брендов, продаваемых в России Great Wall предлагает лучшие цены в сегменте внедорожников и пикапов. Дополнительную привлекательность автомобилям Great Wall обеспечивает одна из самых больших дилерских сетей, в которую

...у большинства российских потребителей сложилось четкое предубеждение: японское и немецкое производство -это показатель качества, а китайская продукция некачественная

входят более 70 торгово-техничес-ких центров в 42 городах. Согласно матрице БКГ в настоящее время стратегия компании Great Wall может классифицироваться как «трудные дети»1 - это определено высоким темпом продаж компании при низкой доле рынка. «Трудных детей» рекомендуется изучать, поскольку они в перспективе могут стать как звездами, так и собаками. Для перехода в категорию «звезда», необходимо

1 Термин «трудные дети» приводится в соответствии с бостонской матрицей, разработанной Бостонской консультационной группой. По мнению ученых, все товары по темпам роста продаж и доле занимаемого рынка условно подразделяются на четыре группы: а) «звезда» - высокий темп и высокая доля; б) «дойная корова» - низкий темп, но высокая доля; в) «трудный ребенок» -высокий темп, но низкая доля; г) «собака» - низкий темп и низкая доля - прим. ред.

зарубежный

...стратегия компании

Great Wall может классифицироваться как «трудные дети» -это определено высоким темпом продаж компании при низкой доле рынка

инвестировать, иначе избавляться от продукта.

Таким образом, стратегию компании Great Wall следует изменять - так как принятая стратегия, во-первых, не ассоциируется с понятием качества, во-вторых, слоган «№ 1» неверно воспринимается в

том смысле, что компания первой среди китайских поставщиков появилась на российском рынке.

Литература

1. Балашов К.А. Маркетинговая стратегия целевого взаимодействия с клиентами. - М.: Юнити-Дана, 2006.

2. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. Н.А. Нагапетьянца. - М.: Вузовский учебник, 2006.

3. Разумовская А.Л. Настольная книга российского маркетолога-практика. - М.: Вершина, 2006.

4. Шкардун В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования: теория, методология, практика. - М.: Дело, 2006.

Chzhao Si

Post-graduate student, Department of Entrepreneurship, the State University of Management, Purchasing manager, «Fartex» OJSC, Moscow

Analysis of Marketing Environment of Industrial Entrepreneurs (by the example of the «Great Wall» Company)

_Abstract

Analysis of marketing environment of industrial entrepreneurs allows to precede to implementing positioning strategies, an effective way to create a basis for competitive advantage and long-term profitability. In this article the author discusses the strategy of Chinese automotive company Great Wall Motors Ltd.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.