Научная статья на тему 'Развитие автомобильной промышленности Свердловской области с позиции международной конкурентоспособности'

Развитие автомобильной промышленности Свердловской области с позиции международной конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Антон Викторович, Капустина Лариса Михайловна

В статье рассматривается производственная кооперация России в области автомобилестроения с быстро развивающимися азиатскими странами в целях повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке автомобилей. Предложен выход Свердловской области на рынки автомобилей развитых стран посредством создания совместных предприятий с автопроизводителями КНР на примере ЗАО "Автомобили и моторы Урала".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MOTOR INDUSTRY OF SVERDLOVSK REGION FROM THE POSITION OF THE INTERNATIONAL COMPETITIVENESS

The industrial cooperation of Russia in the field of motor industry with quickly developing Asian countries with a view of increase of competitiveness of the country in the world market of cars is considered in clause. The output of Sverdlovsk region on the markets of cars of the developed countries by means of creation of joint ventures with motor-car manufacturers of the Peoples Republic of China on an example of JSC "Cars and motors of Ural " is offered

Текст научной работы на тему «Развитие автомобильной промышленности Свердловской области с позиции международной конкурентоспособности»

МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ

РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ С ПОЗИЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Козлов A.B., Капустина Л.М.

В статье рассматривается производственная кооперация России в области автомобилестроения с быстро развивающимися азиатскими странами в целях повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке автомобилей. Предложен выход Свердловской области на рынки автомобилей развитых стран посредством создания совместных предприятий с автопроизводителями КНР на примере ЗАО "Автомобили и моторы Урала".

В преддверии вступления России в ВТО остро стоит проблема повышения кон-курентоспобности автомобильной промышленности страны. Кооперация России с быстрорастущими азиатскими странами в создании новых автомобильных брендов может стать одним из перспективных направлений эффективной интеграции РФ в автомобильную промышленность мира.

Сотрудничество России и стран Азии началось в середине XX века, когда при техническом содействии бывшего СССР был основан "Первый автомобильный завод" (FAW) в г. Чанчуне (КНР). Основной упор делался на обеспечение нужд государственной экономики и армии, в связи с чем большое значение придавалось выпуску грузовиков и внедорожников [1]. Китайские государственные служащие и генералитет использовали для своих нужд лимузины "ЗИМ". Таксомоторный парк Пекина состоял из "Побед", а автомобилями марки "ЗИС-110" пользовались советский посол, китайский премьер и Мао Цзэдун [2]. Впоследствии в Китай экспортировались "Волги М-21", которые широко использовались посольствами стран Восточного блока во главе с СССР, "Жигули" и "Лады", а с 1984 года была налажена поставка "Камазов". Компания "Автоэкспорт" проводила регулярные рекламные автопробеги в ряде северо-восточных провинций КНР. В 1981 - 1989 годах Советский Союз экспортировал в Китай 199 тыс. автомобилей, в это время СССР ввозил в КНР до 40% всех импортируемых им автомашин. Китайское правительство планировало максимально увеличить импорт автомашин из СССР, которыми планировалось полностью заменить японские и западные марки в городских автопарках [3]. Развитие собственной автомобильной промышленности в КНР не планировалось.

В конце XX века ситуация резко изменилась. Продукция российских автомобильных заводов потеряла свою конкурентоспособность, а в Китае правительство провело ряд экономических преобразований по привлечению инвестиций мировых лидеров в производстве автомобилей. На начало 2007 года китайская автомобильная промышленность насчитывала более 125 заводов-производителей легковых автомобилей. Из них 37 - совместные предприятия с иностранными автопроизводителями. В 2006 году 5 холдингов выпустили более чем по 500 тыс. автомобилей в год каждый (включая грузовики и автобусы). На эти пять компаний приходится 65% продаж всех легковых автомобилей в Китае. Еще более 10 производителей выпускают более 100 000 штук в год. Остальные производят не более

100 тыс. автомобилей в год, из них около 30 компаний делают в год менее 5 000 штук. Эти

китайские автопроизводители обычно покупают готовые узлы для сборки, ограничивая географию их продаж несколькими провинциями [4].

Бурный рост машиностроительной отрасли и недостаточная для сбыта всей произведенной продукции автомобильной промышленности емкость внутреннего рынка Китая являются основными факторами увеличения экспорта. Российский рынок в силу его значительной емкости и недостаточной конкурентоспособности отечественных производителей является приоритетным для китайских автопроизводителей. Экспортный потенциал автомобилестроительных предприятий КНР быстро увеличивается, китайские автомобили экспортируются в 177 стран мира. Доля РФ в совокупном экспорте автомобилей КНР в 2006 году достигла 16% и продолжила расти в первом полугодии 2007 года [5]. В результате Россия стала крупнейшим в мире импортером китайских автомобилей, при этом в регионах страны интенсивно создаются дилерские сети автоконцернов из КНР. В частности, компания "Ирито" - один из основных дистрибьюторов китайских автопроизводителей, открывшись в 2005 году, создала сеть из 130 дилерских центров в 52 городах РФ [6].

Следует отметить, что в 2006 году продажи китайских автомобилей в России выросли в 4 раза до 20 тыс. штук, что сравнимо с продажами Opel и Volkswagen или с суммарным объемом годовых продаж Peugeot и Citroen, а пикапы Great Wall являются лидерами продаж в своем классе. Наибольший спрос на китайские автомобили предъявляют восточные регионы России. Например, "Автоцентр "Пекинский джип", занимающийся продажами в России пикапов Admiral и легковых автомобилей Chery, вышел на второе место по продажам автомобилей в Сибирском регионе в 2006 году (см. табл.). На данный момент на сибирском автомобильном рынке специалисты отмечают тенденцию предпочтения азиатских марок европейским [7, с. 2].

Таблица

Рейтинг продаж новых иномарок дилерами Сибири по итогам 2006 года [7]

о Объем продаж

H о к я Компания Регион Марка в натуральном выражении, шт. Рост, %

2006 г. 2005 г.

Mitsubishi,

Hyundai, Ford,

1 АВТОЛЕНД Новосибирск Volvo, Jaguar, Mazda, Land Rover 2545 1793 42

2 Пекинский джип Новосибирск Chery, Admiral 1892 1124 68

3 Крепость Красноярск Toyota, Lexus 1595 844 89

В УрФО продается свыше 40% всех китайских автомобилей, реализуемых в России. В 2006 году Китай являлся ведущим торговым партнером Свердловской области с долей в общем внешнеторговом обороте более 7% [9, с. 22]. Автомобильный рынок Свердловской области относится к числу самых быстрорастущих в России. По темпам автомобилизации населения Екатеринбург находится на первом месте среди регионов

Козлов А.В., Капустина Л.М.

РФ, в 2006 году автопарк Свердловской области вырос на 14%, тогда как в Москве - на 6,4%, а в Санкт-Петербурге - на 9,6%. Екатеринбург занимает второе место после Москвы по количеству легковых автомобилей на тысячу жителей - 239 автомобилей в 2006 году. Для сравнения: в Москве на тысячу человек приходилось 264 автомобиля, в Санкт-Петербурге - 224. По числу автомобильных дилеров Средний Урал уступает только Москве и Санкт-Петербургу. За шесть последних лет парк автомобилей иностранного производства в области увеличился в шесть раз: с 30 тысяч иномарок в 2001 году до 182 тысяч в 2006 году [10].

Свердловская область обладает базовыми условиями для того, чтобы успешно развивать производство автомобилей. Более 30 промышленных предприятий области обладают достаточной инфраструктурой, располагают собственной научной базой, мощным кадровым потенциалом и способны участвовать в создании автомобильного кластера. Среди них можно выделить такие машиностроительные предприятия, как "Электрохимприбор", "Эластотехника", Уралвагонзавод, Уральский оптико-механический завод, Уралхимпласт, НИИ Автоматики, Уральский завод РТИ, Уральский электрохимический комбинат и Уральский оптико-механический завод. Основу будущего автомобильного кластера может составить ЗАО "Автомобили и моторы Урала" (ЗАО "АМУР"), расположенное в г. Новоуральск. Завод по производству автомобилей функционирует с 1968 года, когда был создан филиал МосавтоЗИЛа по выпуску запчастей для автомобилей. В конце 1977 года был собран первый автомобиль, со временем завод нарастил мощности и стал выпускать по 18 тысяч автомобилей и 50 тысяч двигателей ЗИЛ в год. В годы реорганизации экономики страны морально устаревшие грузовики пользовались все меньшим спросом. Объем производства упал, численность персонала сократилась. В 2003 году на базе активов завода было создано закрытое акционерное общество "Автомобили и моторы Урала" (ЗАО "АМУР"). Одним из стратегических направлений стал проект освоения сборки малотоннажных коммерческих грузовиков индийской компании Tata Motors. Помимо своей "традиционной" техники -среднетоннажных грузовых автомобилей - завод начал осваивать производство легковых автомобилей и внедорожников. С середины 2007 года в ЗАО "АМУР" осуществляется сборка китайских легковых автомобилей Geely, к концу года планируется собрать 17 000 Geely, в 2008 году - 30 000 автомобилей [5]. Дальнейшее развитие сотрудничества с китайским партнером позволит предприятию реализовать стратегию выхода России на высококонкурентные рынки Европы и Азии.

Вначале планируется создать автосборочные линии и подготовить рабочий и административный персонал в соответствии с требованиями, предъявляемыми международными рынками. Второй этап предполагает выпуск автомобилей с нарастающей степенью сложности сборки - от SKD-0 до SKD-4 из комплектующих, деталей и узлов, поставляемых зарубежными производителями. На третьем этапе необходимо наладить производство автомобилей с использованием местных комплектующих (стекла, ковры, кресла). В последующем будут созданы цеха для самостоятельного изготовления автомобильных комплектующих с нарастающей наукоемкостью: изготовление и окраска кузовов, производство двигателей и трансмиссий, создание электронных компонентов для автомобилей. Пятый этап предполагает самостоятельную модификацию (рестайлинг) собираемых автомобилей, шестой этап - разработку и производство собственных марок автомобилей.

Мировой опыт автомобилестроения свидетельствует о необходимости создания кластера в собственном регионе для успешного становления предприятий производителей автомобилей. На территории Европы действует около десятка автомобильных

кластеров. Активное развитие получили кластеры в Восточной Европе (например, автомобильные кластеры в Словении и Венгрии) и Азии. В КНР автомобильный кластер образовался в провинции Гуандун вокруг автосборочных производств, размещаемых японскими компаниями Тойота, Хонда и Ниссан. На данный момент доля ВРП провинции Гуандун в ВВП Китая составляет 11,5%, а доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме прямых иностранных инвестиций страны 29% [11, 12].

Развитие совместных с иностранными партнерами предприятий в области автомобилестроения представляется одним из возможных путей дальнейшего развития и повышения международной конкурентоспособности российской автомобильной промышленности. Прогнозируется, что общий объем иностранных инвестиций в производство автомобилей в России к 2010 году достигнет 6-7 млрд. долларов, а количество совместных сборочных предприятий составит от 15 до 20 [5].

В интересах развития автомобильной промышленности России целесообразно ограничение импорта готовых автомобилей и развитие стратегического инвестиционного сотрудничества с китайскими автомобильными компаниями. Сборка машин на территории России позволяет снизить себестоимость автомобиля в среднем на 15% [8]. Такая "скидка" особенно важна в нижних ценовых сегментах покупателей автомобилей. Совместное развитие дилерских и сервисных станций сможет вывести продажи китайских автомобилей на новый уровень, повысив конкурентное преимущество перед подержанными иностранными и отечественными автомобилями. Создание российско-китайских совместных производств позволит ускорить создание автомобильного кластера, обеспечить автомобильную промышленность Свердловской области необходимым производственным и сбытовым экспортным потенциалом, повысить квалификацию кадров и реализовать интеграцию автомобильной промышленности России в мировую экономику.

В РФ имеется опыт сборки китайских автомобилей. Однако половина совместных предприятий оказалась нерентабельной и вынуждена была уйти с российского рынка. Так, практически прекращено производство автомобилей Chery Tiggo в Новосибирской области, не нашел своего потребителя автомобиль Derways Cowboy, собираемый в Черкесске. Екатеринбургская "Автомобильная ассоциация "Компания ДДТ" прекратила сборку китайских внедорожников и пикапов Admiral на Бийском автозаводе "Алтай" из-за низкого спроса на них. Под вопросом находится производство автомобилей Great Wall в ОЭЗ "Елабуга" (Татарстан) и сборка легких грузовиков BAIC в Ульяновской области. В стадии планирования остался проект сборки китайских джипов и пикапов "Адмирал" на базе Уральского машиностроительного завода в Троицке.

По отзывам специалистов, китайские машины пользуются слабым спросом у потребителей, есть жалобы на качество автомобилей. Существует риск, что совместное российско-китайское предприятие не сможет собирать высококачественные автомобили, а недостаточная развитость сервисных станций и невозможность своевременного ремонта могут сформировать негативное отношение потребителей к выпускаемым автомобилям и значительно сократить продажи. К тому же отечественные автопроизводители открыто высказываются против того, чтобы российские дилеры занимались продажами китайских транспортных средств. Данный факт косвенно подтверждает достаточно высокую потенциальную конкурентоспособность китайских автомобилей [5]. Антикитайские автомобильные настроения могут изменить стратегии корпораций КНР в сторону переноса производства их автомобилей на территорию Украины для их поставки в Россию и, в долгосрочной перспективе, страны Европы.

Козлов A.B., Капустина Л.М.

Необходимо учитывать некоторые сдерживающие факторы, которые смогут помешать реализации проекта в Свердловской области. Иностранные инвесторы неохотно вкладывают деньги в долгосрочные капиталоемкие проекты, а в среднесрочном периоде зарубежные автопроизводители нередко рассматривают Россию преимущественно как рынок сбыта своих автомобилей. Россия заинтересована стать в перспективе плацдармом для производства и экспорта автомобилей в зарубежные страны.

Однако успешными станут те автомобильные компании, которые будут "делать ставку" не на краткосрочные успехи в продажах автомобилей сомнительного качества, а на долгосрочные программы и проекты, ориентированные на сборку, а затем производство конкурентоспособных по цене и качеству автомобилей иностранных брендов, в том числе азиатских стран. Формирование автомобильного кластера в Свердловской области на базе АМУРа, создание эффективных сетей продаж, техобслуживания и обеспечения запасными частями позволят области занять свою нишу на российском и зарубежных рынках автомобилей и, в конечном итоге, обеспечить инновационное развитие экономики Среднего Урала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт Торгового представительства Российской Федерации в КНР. Режим доступа: http://www.russchinatrade.ru

2. Новиков А. Третье нашествие //"Эксперт Авто". 2006. № 5. С. 23 - 25.

3. Информационно-новостной сайт Оффшор Экспресс. - Режим доступа: http://www.nalogi.net

4. Тихомиров В. П., Максюков И.Н. Состояние автомобильной промышленности России. М.: МАМОК, 2005.

5. Официальный сайт консалтингового агентства "Соло-Консалтинг". - Режим доступа: http://www.solo-consulting.com.

6. Квасов Д. Последнее китайское предупреждение. // Эксперт Волга. 2006. №23. С. 32 -33.

7. Купцова А. Компактный переворот //"Континент Сибирь". 2007. № 12.

8. Новиков A.B. Состояние и перспективы развития российско-китайской торговли и инвестиций в 2006 - 2010 гг. // Материалы Российско-китайского форума МГИМО: Сборник научных статей. М., 2006. С. 34 - 49.

9. Иванов А. Сделано в России. //Автовитрина. 2002. № 23(178).

10. Официальный сайт Министерства внешнеэкономических связей Свердловской области. - Режим доступа: http://mvs.midural.ru

11. European Commission, Regional Clusters in Europe, Observatory of European SMEs. No. 3. Brussels, 2002.

12. Woetzel, Jonathan R., Capitalist China: Strategies for a Revolutionized Economy. Singapore: John Wiley & Sons, 2003.

13. Лебедев А. Частно-государственное партнерство - ключ к модернизации // Россия выбирает. 2006. № 23 (358). С. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.