Научная статья на тему 'Анализ личностных особенностей подростков-девиантов'

Анализ личностных особенностей подростков-девиантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
481
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / девиантное поведение / правонарушение / агрессивность / враждебность / тревожность / adolescents / deviant behavior / offense / aggressiveness / hostility / anxiety.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агапова Алена Игоревна, Александровская Валентина Николаевна

В исследовании выявляются особенности личности подростков с девиантным поведением. Делаются выводы о противоречивости внутренних психических процессов у подростков-правонарушителей. Проводится сравнительный анализ агрессивности и враждебности между мальчиками и девочками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Агапова Алена Игоревна, Александровская Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF TEENAGERS-DEVIANTS

The study reveals the features of the personality of adolescents with deviant behavior. Conclusions are drawn about the inconsistency of internal mental processes in adolescent offenders. A comparative analysis of aggression and hostility between boys and girls is carried out.

Текст научной работы на тему «Анализ личностных особенностей подростков-девиантов»

УДК 159.9

АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ-ДЕВИАНТОВ

Агапова Алена Игоревна.

Россия, Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет, кафедра социальной психологии и виктимологии, магистрант, alena-agapova@mail. ru.

Александровская Валентина Николаевна.

Украина, Донецк, Донецкий медицинский университет им. М.Горького, доктор философских наук, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой философии и психологии, alexandrovskaya_prof@mail.ru.

Аннотация. В исследовании выявляются особенности личности подростков с девиантным поведением. Делаются выводы о противоречивости внутренних психических процессов у подростков-правонарушителей. Проводится сравнительный анализ агрессивности и враждебности между мальчиками и девочками.

Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, правонарушение, агрессивность, враждебность, тревожность.

ANALYSIS OF THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF TEENAGERS-DEVIANTS

Agapova Alena Igorevna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Department of Social Psychology and Victimology, undergraduate, alena-agapova@mail.ru.

Alexandrovskaya Valentina Nikolaevna.

Ukraine, Donetsk, Donetsk Medical University М^гку, Doctor of Philosophy, Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Philosophy and Psychology, alexandrovskaya_prof@mail.ru.

Annotation. The study reveals the features of the personality of adolescents with deviant behavior. Conclusions are drawn about the inconsistency of internal mental processes in adolescent offenders. A comparative analysis of aggression and hostility between boys and girls is carried out.

Key words: adolescents, deviant behavior, offense, aggressiveness, hostility, anxiety.

Современный этап развития нашего общества отличается неопределенностью, высокой степенью динамичности, напряженностью, проявляющейся во всех сферах общественной жизни, что влечет за собой возникновение стрессовых ситуаций. Но в то же время возрастает роль

человеческих возможностей как влияния на социум в целом. Это все влечет за собой изменения условий жизни и поведения молодого поколения, так они более чувствительны к социальным и психологическим переменам. В наиболее сложном положении на данном этапе развития общества оказались подростки, что сказывается на их социализации. Они становятся более агрессивными, отчужденными, циничными, жестокими по отношению к окружающим и себе. Это все ведет к росту подростковой преступности, алкоголизму, наркомании, суициду, что является большой проблемой для государства в целом. Для того чтобы не допустить зарождение девиаций, следует как можно раньше определить трансформации личностных качеств, ведущих к отклонениям в поведении.

Перемены в поведении ребенка необходимо рассматривать не только в контексте эмоциональной и биологической перестройки организма, что обусловливается половым созреванием, но и как процедуру вхождения подростка в общество. Следственно, предпосылки девиации необходимо искать в ходе социализации.

На сегодняшний день в психологии девиантного поведения такие ученые как В.Л. Гиндикин, В.А. Гурьева, В.Я. Семке, С.А. Суханов выделяют типично подростковые девиации - дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение, а В.Г. Василевский, Н.В. Вострокнутов, Т.А. Донских, Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков выделяют делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних: наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения и др. [3, с. 55].

Подростковый возраст - время противоречий, развития личности, притязаний на взрослость, поиска собственного «Я», стремления к личностному росту и саморазвитию, общественному самоопределению. Это промежуток жизни, когда проводится интенсивная работа над собой, четко выражается необходимость в самосовершенствовании, самоактуализации [1].

Девиантное поведение подростков содержит особую природу. Из числа факторов, обуславливающих разнообразные девиации, акцентируют общественно-психические, психолого-педагогические, психобиологические причины. При этом значительное место из числа отмеченных факторов представляют характерологические отличительные черты личности. Становление определенных качеств характера препятствует подростку приспособиться к окружающей среде и это способно быть одним из факторов его отклоняющегося поведения [3, с. 56].

Таким образом, цель нашего исследования: выявить личностные особенности подростков-девиантов. Гипотезой является предположение, что подростки-правонарушители имеют высокий уровень враждебности и агрессивности.

Учитывая цель и гипотезу исследования, мы использовали следующие методики: методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и

А. Дарки (адаптированный вариант А.К. Осницкого) [5, с. 174-180] и методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС) [4].

Исследование проводилось в МКОУ Лукошинской СОШ. В исследовании приняли участие 10 подростков в возрасте 14-17 лет, 6 девочек и 4 мальчика.

Анализ полученных результатов показал, что индекс агрессивности (вербальной, физической, косвенной) равен 30, что является выше нормы. То же касается индекса враждебности (=17), что так же выше нормального значения.

Если сравнивать данные показатели между мальчиками и девочками, то уровень агрессии у представителей женского пола несколько выше, чем у мужской.

Что касается самоотношения, здесь получается следующая картина (таблица 1).

Таблица 1

Показатели самоотношения по методике С.Р. Пантелеева

Замкнутость Стен 6 (среднее значение)

Самоуверенность Стен 9 (высокое значение)

Саморуководство Стен 7 (среднее значение)

Отраженное самоотношение Стен 3 (низкое значение)

Самоценность Стен 5 (среднее значение)

Самопринятие Стен 5 (среднее значение)

Самопривязанность Стен 7 (среднее значение)

Внутренняя конфликтность Стен 10 (высокое значение)

Самообвинение Стен 10 (высокое значение)

На основании таблицы 1 можно сделать выводы:

• высокие значения шкалы «Самоуверенность» определяют выраженную самоуверенность, чувство силы своего «Я», значительную дерзость в общении. Индивид уважает себя, доволен собой, личными начинаниями и достижениями;

• низкие значения шкалы «Отраженное самоотношение» свидетельствуют о том, что личность относится к себе как к неспособному вызвать уважение у окружающих, которое осуждает и не одобряет его;

• высокие значения шкалы «Внутренняя конфликтность» подходят человеку, у которого доминирует отрицательный фон взаимоотношения к себе. Он пребывает в состоянии непрерывного контролирования собственного «Я», глубоко оценивает то, что совершается в его внутреннем мире. Это переходит в самокопание, которое приводит к нахождению осуждаемых для себя свойств и качеств. Истинной основой собственных достижений и невезений видит преимущественно себя;

• высокие значения шкалы «Самообвинение» можно видеть у тех, кто видит в себе, прежде всего минусы, кто согласен сделать себя в виноватым во всех собственных ошибках и неудачах. Установка на самообвинение

сопровождается формированием внутреннего напряжения, чувством невозможности удовлетворения ключевых потребностей.

Получаются достаточно противоречивые выводы: несмотря на повышенную самоуверенность, доминирующий мотив успеха, подростки видят причины своих неудач и проблем в самих себе, негативно относятся к себе, считают себя ненужными для общества. Это можно объяснить тем, что внешне они стараются выглядеть лучше и взрослее других подростков, употребляют алкоголь, выражаются нецензурной речью, совершают правонарушения, но на самом деле они очень беззащитны и не могут справиться с внутриличностными конфликтами самостоятельно. Подростки не осознают всю опасность алкоголя и наркотиков, закладывая, таким образом, основы зависимости в дальнейшей жизни [6].

Итак, нами выявлено, что для подростков с девиантным поведением характерны агрессивность, враждебность, внутренняя конфликтность, внутреннее напряжение, эмоциональная взрывчатость, что и приводит к правонарушениям.

Таким образом, дети подросткового возраста представляют собой группу высокого риска из-за проблем переходного возраста, неопределенности общественного положения.

С учетом результатов проведенного исследования для преодоления девиантного поведения подростков необходима развитая система консультирования и поддержки семьям и детям в преодолении социально-психологических трудностей.

Библиографический список:

1. Выготский Л.С. Развитие трудного ребенка и его изучение // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1984. - 37 с.

2. Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В. и др. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? -[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 15.03.2018).

3. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 1. -С. 54-60.

4. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993. - 32 с.

5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. -Самара: БАХРАК, 2006. - 672 с.

6. Чухрова М.Г., Леутин В.П. Аддикция: зависимое поведение (монография). -Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2014. - 251 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.