УДК 152.27 Так, Н.В. Дмитриева, О.А. Белобрыки-
ББК Ю 983.6 на, Л.П. Букреева (2002) под девиантным
Н. Е. Кузьмина поведением понимают отдельный посту-
j пок или систему поступков личности, на-
Эффективность психологических рушающих сложивтттиеся в данном обще-
средств коррекции стве социально-психологические, нравс-
личностных качеств, определяющих твенно-этические или социокультурные
девиантное поведение подростков нормы. Авторы подчеркивают, что соци-
альное в человеке никогда не функцио-
В статье автор определяет соотноше- нирует единично, оно всегда опирается
ние эффективности средств коррекции ГУ п / 1 г на индивидуальное. В то же время инди-
на личностные составляющие, опреде- видуально-личностные особенности са-
ляющие девиантное поведение подрос- мого ребенка могут играть роль побуди-
тков. тельного фактора в формировании деви-
Ключевые слова: девиантное поведе- антных форм поведения, мы дополняем
ние, экстраверсия, самостоятельность также роль сдерживающего фактора.
суждений, способность находить при- Исследования психологов позволяют
влекательность в трудностях, психоло- констатировать, что детерминантами от-
гическая коррекция, черты личности. клоняющегося поведения являются лич-
ностные факторы, а ситуативные играют
роль модулятора, определяя вариатив-
N. E. Kuzmina ность проявления личностных особеннос-
тей (Н.В. Дмитриева, О.А. Белобрыкина,
The effective psychological means of Л.П. Букреева, Н.В. Майсак, Н.В. Гузяева).
person' s characteristics correction that Поскольку причины девиантного по-
definite teenager's deviant behavior ведения заключены и в личности самого
девианта, то, чтобы понять их, необхо-
The article considers the effective psy- цимо изучить эту личность, выявить ее
chological means of person' s characteris- потенциальные возможности и их реа-
tics correction that definite teenager's devi- лизацию в коррекционной работе [1,5].
ant behavior. Позитивные черты личности закреп-
Key words: psychological correction, per- ляются в процессе просоциальной де-
son' s characteristics, deviant behavior. ятельности. Такой просоциальной де-
ятельностью может являться и творчес-
Современный этап развития психоло- кая деятельность.
гии отклоняющегося поведения харак- Образование должно развивать ме-
теризуется усилением внимания к раз- ханизмы просоциальной деятельности,
работке мероприятий, направленных находить творческие способы решения
на осуществление профилактического жизненно важных проблем, способство-
V. v , v Г Г 1 ' и коррекционного воздействия на раз- вать превращению творчества в норму
личные группы лиц с отклоняющимся и форму существования человека. Твор-
поведением. Г Г J у " г чество всегда спонтанно, интуитивно,
Исследованием различных аспектов нерационалистично, недисциплиниро-
девиантного поведения занимаются ванно, нестандартно. Оно часто не под-
такие науки, как правоведение и ме- дается здравому смыслу (А.Д. Карны-
дицина, психология и демография, ^ г у ] \ / I 1 шев, Т.А. Терехова, 2009).
история и статистика, этнография и В работах Барона и Харрингтона вы-
антропология. деляется список сходных черт креатив-
ных и девиантных личностей. Эти черты За основу оценки девиантного по-
включают в себя самостоятельность суж- ведения мы рассматриваем результат
дений, способность находить привлека- анализа взаимодействий обследуемого
тельность в трудностях, эстетическую с реальностью, а как главный принцип
ориентацию и способность рисковать. нормы - адаптивность.
Девиантное и адекватное поведение в де- Нашу выборку составили дети млад-
ятельности могут иметь сходные черты. шего школьного возраста 7-10 лет
Знание сходных черт креативных и (58 человек) и подростки 11-13 лет
девиантных детей способствует опреде- (65 человек) с отклонениями в поведе-
лению адекватного направления органи- нии из социально-неблагополучных
зации психокоррекционной работы [4]. семей, семей группы социального рис-
Так, Ю.Е. Шабашева предлагает для ка (дети из неблагополучного района
коррекции дезадаптивного поведения г.Читы - микрорайона КСК, состоящие
подростков использовать в качестве на учете в детской комнате милиции),
средств коррекции арттерапию и теле- нуждающиеся в особых условиях воспи-
сноориентированную терапию [5]. и ' 1 ; тания.
С.А. Черняева дает теоретическое Всего было обследовано 123 челове-
обоснование применения сказкотера- ка. Структура отклонений поведения у
пии в коррекционной работе с отклоня- подростков характеризовалась следую-
ющимся поведением. щими наиболее выраженными проявле-
Учитывая основные потребности ниями:
возраста, Р.С. Завалихина акцентирует • табакокурение - 97 человек (81%);
внимание на использовании коммуни- • грубость, сквернословие - 104 чело-
кативных средств коррекции девиант- века (86%);
ного поведения личности [2]. • лживость - 51человек (42%);
Арттерапевтическое направление и • бродяжничество - 84 человека (70%);
сказкотерапия в психокоррекции деви- • воровство - 79 человек (66%);
антного поведения ориентированы на • хулиганские действия - 82 человека
присущий каждому подростку внутрен- (68%);
г ^ у г у у г ний творческий потенциал. Во многих Выявилась достаточно высокая сте-
случаях это позволяет скорректировать пень выраженности такой формы от-
имеющиеся у ребенка эмоциональные, клоняющегося поведения как отказ от
поведенческие и интеллектуальные на- учебно-трудовой деятельности - 35 че-
рушения и недостатки (А.И. Копытин, ловек (28%).
Т.Н .Буякас, Ф.С. Василюк, Т.Д. Зин- Наименее выраженными являются:
кевич - Евстигнеева, Ю.Е. Шабашева, • принятие алкоголя - 30 человек (25%);
С.А. Черняева). • наркомания - 12 человек (10%);
Недостаток экспериментально прове- • токсикомания - 5 человек (4,5%).
ренных систем психологических средств Анализ результатов обследования
коррекции, способных эффективно со- с помощью шкалы СПА показал, что
действовать ослаблению девиантности преобладающее большинство испытуе-
поведения в младшем подростковом мых показывают хорошую адапацию к
возрасте, определил актуальность дан- своему окружению (11% - на высоком,
ного исследования. 83% - на среднем уровне адаптирован-
В рамках деятельностного подхода ности); самопринятие, принятие дру-
подчеркивается активная позиция лич- гих, эмоциональная комфортность, ин-
ности в самостроительстве, самоактуа- тернальность также оценены довольно
лизации (А.Н. Леонтьев (1975)). высоко (удовлетворенность названными
показателями шкалы в названном здесь деленные психологические структуры
порядке; сооветственно на высоком и личности с целью обеспечения полно-
среднем уровне оказались: 25% и 61%; ценного развития и функционирования
48% и 47%; 35% и 46%; 54% и 36%; 14% данной личности.
и 66%). Однако высокие показатели по Учет возрастных особенностей, внут-
стремлению к доминированию не соот- реннего творческогопотенциала подрос-
ветствуют адаптированности по другим тков, знание сходных черт креативных и
показателям. девиантных детей - все это способствует
Противоречивые данные, получен- определению адекватного направления
ные при обследовании адаптивности организации психокоррекционной ра-
подростков с помощью шкалы СПА, боты. Мы считаем целесообразным как
потребовали дальнейшего изучения комплексное, так и вполне самостоя-
уровня их социальной адаптации по тельное применение таких психологи-
показателям проявления ими агрессив- ческих средств коррекции девиантного
ности, так как данная форма поведения поведения личности подростков, как
характерна для данной выборки. арттерапия и сказкотерапия.
Тестирование агрессивности по оп- Для проведения формирующей час-
роснику Басса-Дарки дали более точную ти исследования было сформирова-
1 У / т 1 ' 1 У характеристику девиантности испытуе- но две группы: в каждую группу вош-
мых детей; соответствующие результаты ли подростки 12-13-летнего возраста,
наших наблюдений выявили: мальчики (по 13 человек) с разными
• высокий уровень агрессии у 55% формами девиаций, без органических
У Г Г У подростков; нарушений.
• высокий уровень враждебности у Нами был проведен анализ измене-
у г г < , ^ у 60% подростков; ния личностного профиля в результате
• средний уровень агрессии у 45% коррекционного воздействия арттера-
подростков; певтическими средствами (рисование,
• средний уровень враждебности у лепка).
Л. ' ' УХ 1 / 1 г ] 40% подростков; Значения критерия Т. Вилкоксона
• низкий уровень не выявлен. при сравнении выраженности показа-
Анализируя результаты использова- телей до и после коррекционного воз-
ния двух методик, можно видеть, что у действия по шкалам методики исследо-
наших подростков высокие и средние вания самоотношения показывают, что
показатели социальной адаптирован- произошли изменения в сторону увели-
ности достигаются преимущественно за Г Г У У чения таких характеристик в личност-
счет ставшей привычной опоры на аг- ном профиле, как «самоуверенность»
рессивные формы поведения. (р<0,05), «саморуководство» (р<0,05),
Процесс психологической коррекции «самопринятие» (р<0,05), «самопривя-
осуществляется с помощью различных занность» (р<0,05); в сторону уменьше-
психологических средств коррекции, ния - «самообвинение» (р<0,05).
под которыми понимаются способы, По результатам индивидуально-ти-
действия, направленные на изменение пологического опросника Л.Н. Собчик,
и развитие личности, на закрепление мы наблюдаем изменения по следу-
норм поведения ребенка по отношению ющим шкалам: - в сторону уменьше-
к окружающим людям, на преодоление ния - шкалы «ригидности» (р<0,05) и
или ослабление недостатков психи- «тревожности» (р<0,05); в сторону увели-
ческого развития, нарушений той или чения значений - шкалы «спонтаннос-
иной психической функции, на опре- ти» (р<0,05) и «сензитивности» (р<0,05).
Статистически значимые различия тора, в отличие от первичной диагнос-
мы получаем при обработке данных тики, вошли такие показатели: «интел-
результатов, полученных в ходе фор- лект» (0,64); «напористость» (0,63); «са-
Г У 7 У ' г г мирующего исследования с помощью моуверенность» (0,60); «самоценность»
опросника Басса-Дарки. Наблюдают- (0,84); «самопринятие» (0,68). Обращает
ся изменения в сторону снижения по на себя внимание тот факт, что данный
шкале «индекс агрессивности» (р<0,05), фактор перемещается на первую пози-
«вербальная агрессивность» (р<0,05), цию, притом показатель дисперсии ос-
«раздражение» (р<0,05), «чувство оби- тается неизменным. Здесь выделяется
ды» (р<0,05). показатель «интеллект», принадлежа-
В данной группе были выявлены ста- щий первому фактору в первичной диа-
тистически достоверные различия до и гностике «Освоение коммуникации».
после коррекционного воздействия по Мы видим, что показатель проявляется с
показателям шкал методики Кетелла: противоположным знаком: знак меняет-
«самостоятельность» (р<0,05), «напря- ся с отрицательного на положительный,
жение» (р<0,05); «беспечность» (р<0,05), что, как мы полагаем, может объяснять-
«риск» (р<0,05), «богатство воображе- ся рождением новой индивидуальной
ния» (р<0,05), «самоконтроль» (р<0,05), Г ^ ^ У смысловой структуры. Данные показа-
«беспокойный» (р<0,05) - которые так- тели совпадают с результатами по Кэт-
же подтверждают эффективность пси- теллу. Появляются новые показатели:
хокоррекционых воздействий арттера- «склонность к новаторству», что также
пии с использованием рисования. определяется появлением критичности
По результатам анализа данных в мышления; «самопринятие» - дружес-
группе испытуемых до и после псих- ким отношением к себе. Сохраняются
окоррекции с применением арттерапии показатели самоуверенности и самоп-
было выделено по 4 фактора в том и ринятия. Они перемещаются с незначи-
другом случае соответственно. До пси- тельным изменением весовых нагрузок.
хокоррекции: освоение коммуникации Фактор «Освоение коммуникации»
Г 1 , У ^ (20 % дисперсии); самоуважение (18,2% I У ^ перемещается с первого места на второе
дисперсии); саморегуляция (14,7% дис- с уменьшением дисперсии с 20% до 14%.
персии); аутосимпатия (11% диспер- Меняется и структура фактора. Мы по-
сии). После психокоррекции: аутосим- лагаем, что данный факт может быть
патия (18,4% дисперсии); освоение ком- связан с тем, что коррекционное воздейс-
муникации (14,2% дисперсии); развитие твие в нашем случае в первую очередь
творческих сил (13,5% дисперсии); само- повлияло на развитие творческих сил и
регуляция (11,5% дисперсии). чувствительности в общении через ри-
Повторная психологическая диагнос- сунок. Результат отражен в первой шка-
тика проводилась спустя месяц после ле. Фактор представлен следующими
осуществления психокоррекционной параметрами: «общительность» (0,92);
работы. «самостоятельность» (0,63); «склонный к
Результаты факторизации данных новаторству» (0,74); «тревожный» (-0,88);
V I г ' отличаются от предыдущих выделени- «негативизм» (-0,69).
ем новых и их смещением, с учетом дис- Мы наблюдаем повышение весовой
персионного распределения, а также из- нагрузки параметра «общение». Дан-
менением их структуры. ный факт говорит о том, что дети ста-
Первый фактор, который стал наибо- новятся более открытыми, научаются
лее значимым - «Аутосимпатия» (объяс- договариваться. Становятся более са-
няет 18,4% дисперсии). В структуру фак- мостоятельными, этого требует от них
игровое пространство - самостоятель- агрессивности» и происходит его пе-
ный выбор темы рисунка, спонтанность ремещение из первой шкалы «Освое-
рисования. Снижается весовая нагрузка ние коммуникации» в третью. Данная
Г ГУ признака «негативизм». Обращает на картина является ярким показателем
себя внимание проявление такого при- результата отреагирования отрицатель-
знака, как «тревожность» с отрицатель- ных эмоции и нивелирования проявле-
ной весовой нагрузкой (подтверждается ний девиаций с помощью графических
анализом данных по Кэттеллу). Во-пер- средств коррекции.
вых, мы наблюдаем снижение весовой Четвертый фактор обозначен нами
нагрузки; во-вторых, данный признак как «Способность к саморегуляции»
себя проявляет в четвертом факторе (11,5% дисперсии). Мы отмечаем его
«Аутосимпатия» в данной группе до наличие при факторизации в констати-
у ^ г; ^ психокорреции. В целом, по данному рующем исследовании с незначительно
результату видится, что происходит вы- отличающейся дисперсией. Происходит
равнивание по выделенному признаку в снижение факторной нагрузки пере-
I ^ У Г У сторону снятия тревожности. менной «контролирование себя» (0,66);
Нам представляется возможность вы- сохранение показателя «напряженный»
деления третьего фактора, который был с уменьшением нагрузки (0,84); переме-
озвучен как «Развитие творческих сил» щение показателей: «раздражение» из
(13,5% дисперсии), под которыми мы первой шкалы «Освоение коммуника-
понимаем, в первую очередь, социаль- ции» констатирующего исследования
ный аспект творчества, проявляющийся с уменьшением нагрузки (-0,63); «оби-
в гибкости, адаптируемости, приспособ- да» - из второй шкалы констатирую-
ляемости. Появление данного фактора, щего эксперимента «Самоуважение» с
мы полагаем, можно объяснить высве- I у уменьшением нагрузки (-0,78); «индекс
чиванием дополнительного парамет- У Г У V ' /' ^ ' враждебности» - из первой шкалы пер-
ра - «воображение». Итак, фактор пред- вичной диагностики «Освоение ком-
ставлен параметрами с высокими фак- муникации» с уменьшением нагрузки
торными нагрузками: «воображение» У ^ У 1 У (-0,63). Следует учитывать и то, что иг-
(0,70); «физическая агрессия» (-0,82); ровое пространство, изобразительный
«индекс агрессивности» (-0,89); «ри- материал и образ являются для ребенка
гидность» (-0,68), «самопривязанность» средствами психической защиты и са-
(-0,64). Появление данного фактора, морегуляции, к которым он прибегает в
думается, является возможным по ряду трудных для себя обстоятельствах, что,
причин, которые отражены в призна- в частности, связано с возможностью
ках, включенных в него. Во-первых, мы изобразительного образа достаточно
отмечаем высвечивание «ригидности» длительное время «удерживать» аффек-
с отрицательным показателем (сниже- ты, не давая им «выплеснуться» наружу,
ние факторной нагрузки в сравнении с а также с его способностью «дистанци-
данным показателем констатирующего ровать» переживания за счет механизма
экспериментального исследования), что проекции и достигаемой, таким обра-
мы можем интерпретировать как появ- зом, более высокой степени контроля
ление гибкости, приспособляемости. над ними. Поэтому образ может высту-
Снижение нагрузки «самопривязаннос- пать для ребенка своеобразным «кон-
гу г ти» подтверждает тот факт, что испыту- тейнером» («накопителем»), внутри ко-
^ г г ' У емые перестают отрицать возможность торого сложные чувства сохраняются до
развития собственного «Я». Также зна- тех пор, пока детское сознание не смо-
чительно снижается нагрузка «индекса жет их «увидеть» или «принять» [1041.
Привлекает внимание появление но- ром случае показатели повышаются);
вого показателя «экстраверсия» с отри- «беспокойный» (р<0,05), «напористый»
цательным знаком (-0,62). Думается, что (р<0,05), «риск» (р<0,05) (во втором слу-
если мы сравним нагрузку этого пока- чае показатели снижаются).
зателя до и после экспериментального По результатам анализа данных кон-
исследования по фактору «Способность статирующего исследования во второй
к саморегуляции», то мы можем отме- группе испытуемых, проходящих псих-
тить тенденцию к уменьшению этого окоррекцию средствами сказкотерапии,
показателя. Скорее всего, данный факт было выделено четыре фактора. До пси-
связан с тем, что ребенок научается не хокоррекции: эмоциональная сензитив-
' г у оставлять без внимания явления своего ность (16,8% дисперсии); стремление к
внутреннего мира, при этом не остава- доминированию (13,8% дисперсии); ос-
ясь социально пассивной личностью. воение коммуникации (12% дисперсии);
В контексте сказкотерапии мы стара- самоуважение (10,2% дисперсии); после
емся предлагать испытуемому те виды психокоррекции: эмоциональная сензи-
деятельности, которые являются доступ- тивность (19,4% дисперсии); стремление
ными и интересными для его возраста и к доминированию (15,2% дисперсии);
актуализируют его творческое, созида- самоуважение (13,9% дисперсии); освое-
тельное начало. В первую очередь, это ние коммуникации (12,6% дисперсии).
сочинение сказок. Результаты факторизации данных
По шкалам МИС С.Р. Пантелеева мы V I г " контрольного исследования отличают-
видим изменения в сторону увеличения ся от констатирующего увеличением
значения по шкале «самоотношение» дисперсии, структурным содержанием
(р<0,05) и в сторону уменьшения по по- и сменой мест третьего и четвертого
казателям шкал: «закрытость» (р<0,05), факторов.
«самообвинение» (р<0,05). Первый фактор сохраняет свое пре-
Результаты проведения формирую- имущество - это фактор «эмоциональ-
щего исследования с помощью инди- У 1 I 1 ная сензитивность». Он представляется
видуально-типологического опросника с увеличением дисперсии до 19,4%. Про-
Л.Н. Собчик показали, что произош- исходит изменение в структуре фактора
ли изменения в сторону уменьшения в сторону уменьшения нагрузки показа-
значений по шкалам: «агрессивность» телей.
(р<0,05), «тревожность» (р<0,05), «сензи- Уменьшаются нагрузки показателей
тивность» (р<0,05). «беспечный», «тревожный», «напря-
Значимые различия были выявлены женный», происходит смена полюсов
в изменениях показателей по шкалам во втором и третьем случае. Что позво-
методики Басса Дарке. Смещения про- ляет нам сделать вывод о возможностях
изошли в сторону уменьшения значе- сказки в помощи решения трудностей
г У У ний по шкалам: «обида» (р<0,05), «фи- Г ГУ ^ во взаимоотношениях, тревоги, обиды,
зическая агрессия» (р<0,05). страха и пр.
Во второй группе, участвовавшей в Второй фактор мы рассматриваем как
Г ГУ ' У психокоррекционной работе с использо- «Стремление к доминированию» с дис-
ванием сказки, статистически значимые персией 15,2%. Как и в констатирующем
различия до и после коррекционной ра- исследовании, данный фактор содержит
боты, по шкалам методики Кетелл, ус- такие параметры, как «индекс враждеб-
тановлены между показателями «общи- ности» и «экстраверсия», но во втором
тельность» (р<0,05), «самостоятельность» случае факторные нагрузки, хотя и не-
(р<0,05), «устойчивость» (р<0,05) (во вто- У Г Г ГУ ' значительно, но снижаются - 0,60 и 0,67
соответственно. Факторная нагрузка приятие себя, низкая сила своего «Я»;
показателя «интеллект» повышается, неконтролируемые вспышки агрессии;
но остается с отрицательным знаком. чувство одиночества, что и получило
Добавляются показатели «обида» (0,79) подтверждение в нашем исследовании.
и «чувство вины» (-0,62), что, думается, Четвертое место занимает фактор «Ос-
У V ' /' ' ^У ' объясняется возрастными особенностя- воение коммуникации». Несмотря на пе-
ми кризиса, проявлениями эмоциональ- ремещение данного фактора с третьей
ной незрелости. Привлекает внимание позиции по результатам констатирую-
тот факт, что высвечивается показатель щего исследования, дисперсия не умень-
«саморуководство» (0,70) с высокой фак- шается, а даже отмечается, хотя и невы-
торной нагрузкой, до этого принадле- сокое, ее увеличение (12,6% дисперсии).
жащий первой шкале «Эмоциональная Как мы и предполагали, произошло
сензитивность», по показателям фактор- увеличение факторной нагрузки по-
ного анализа констатирующего экспе- У Г Г ГУ казателя «общительность» (0,61), высо-
римента. Здесь мы отмечаем тенденцию кой становится нагрузка показателей
к смене полюса факторного веса показа- «устойчивость» (0,65) и «напористость»
теля (с отрицательного на положитель- (0,70). Показатель «физическая агрес-
ный). Испытуемые в процессе работы сия» (-0,72) становится общим для дан-
со сказкой к 7-8 занятию научаются уп- ного фактора и первого фактора «Эмо-
равлять и справляться со своими эмоци- циональная сензитивность» констати-
ями и переживаниями по поводу самого рующего эксперимента. Идет тенден-
себя, хотя некоторая импульсивность в АУ 1 ^ 1 ' 1 ция уменьшения показателя со сменой
поведении остается. полярности знака факторной нагрузки.
Третий фактор «Самоуважение» пе- Отмечается высвечивание показате-
реместился с четвертой позиции на ля «индекса агрессивности» с высокой
третью с дисперсией 13,9. Сохраняют- факторной нагрузкой с отрицательным
ся показатели «самоценность» (0,89) и значением (-0,82), что в принципе, сов-
«самоотношение» (0,69) с небольшим падает с описываемой картиной.
повышением факторных нагрузок. По- Как показывают результаты нашего
являются новые показатели «самоуве- исследования, применение графических
ренность» (0,89), «самопринятие» (0,74). средств коррекции дает нам возможность
Показатель «самоуверенность» прина- отметить способность выражения своих
длежал второй шкале констатирующей агрессивных чувств у подростков - деви-
1 I У факторизации «Стремление к домини- Г У У г ^ антов в социально приемлемой манере
рованию», теперь же он переместился через рисунок. Важным результатом для
с положительным полярным знаком нас является увеличение творческого по-
факторной нагрузки в данный фактор. тенциала, раскрепощение воображения,
Причем он несет в себе основную фак- фантазии и ассоциативных процессов.
Г У т торную нагрузку. Хочется отметить В результате применения сказки , как
также изменение факторной нагруз- средства психокоррекции девиантного
ки показателя «обида» с тенденцией к поведения, мы видим, что отмечается
серьезному уменьшению. Анализ ре- снижение напряжения, тревожности,
зультатов факторизации позволяет нам показателей агрессивности, развивается
У I г " " думать, что при использовании сказок способность к саморегуляции, рефлек-
в режиме тренинга или консультирова- сии, коммуникативные способности. Ре-
ния выясняется, что эти сказки успешно бенок научается принимать себя таким,
«работают» и помогают при решении какой есть, научается давать эмоцио-
подростковых проблем, таких как не- нальную оценку себе, своему «Я».
Таким образом, основным направ-
(через рисунок), сказкотерапии (через
лением нашей коррекционной работы
проживание сказочных ситуаций). Сама
явилось целенаправленное формиро-
коррекционная работа строится не как
вание обобщенных способов ориенти-
простая тренировка навыков и умений
ровки детей в различных сферах пред-
а как целостная осмысленная деятель-
метной деятельности, в частности в
ность, естественно и органичено вписы-
творческой деятельности, проявление
вающаяся в систему повседневных жиз-
творческой экспрессии в арттерапии
ненных отношений детей.
Списо
к литературы
1. Буякас Т. М. Личностное разви опосредованной символами //Вопр
2. Завалихина Р. С. Коммуникат поведения личности : дис. ... канд. п
3. Майсак Н. В. Личностные особ' ным поведением : дис. ... канд. псих
4. Менделевич В. Д. Психология д
5. Шабышева Ю. Е. Психологичес поведения подростков : дис. ... канд.
п
л
тие осы ивны сихо енно ол. н евиа ские
в условиях работы самопонимания, сихологии. 2000. № 1. С. 96-108.
псих.1
е средства коррекции девиантного . наук. Красноярск, 2004. сти младшего подростка с девиант-аук. М., 2001.
нтного поведения. М., 2001. средства коррекции дезадаптивного ол. наук. Омск, 2006.
УДК 378.147
E. A. Lapa
ББК Ч481.43
Е. А. Лапа
The necessity of professional students'
self-determination
Потребность профессионального
самоопределения студентов вуза
This article presents the results of moni-
toring "The necessity of professional stu.-
В статье приведены результаты мо-
dents' determination" of the students in
ниторинга «Потребность профессио-
Chita State University. The main directions
нального определения студентов вуза
of future professional students' activity,
Читинского государственного универ-
according to the result of monitoring, are
ситета. Выделены, по результатам мони-
considered.
торинга, основные направления буду-
Key words: education, university student
щей профессиональной деятельности
monitoring, professional activity
студентов.
Ключевые слова: образование, студент
Во всем мире идет непрерывный про-
вуза, мониторинг, профессиональная
цесс совершенствования профессиональ-
деятельность.
ного образования. В России он связан в
первую очередь с изменяющимися соци-