АНАЛИЗ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХООБСТРУКТИВНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Н. АВДЕЕВ С.А. ЛИННИК 23, Е.Е. ТУМЕНКО23
1 ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.
2 ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.С.Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва, Россия.
3 Автономная некоммерческая организация «Научное медицинское общество «Медицинская практика», г. Москва, Россия.
УДК: 614.2 DOI: 10.21045/2782-1676-2023-3-4-25-36
Аннотация
Введение. В статье представлены данные анализа лекарственного обеспечения пациентов с бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью лёгких как в стационарных условиях, так и на этапе амбулаторного лече-^ ния. Объектом исследования явилось лекарственное обеспечение пациентов с бронхообструктивными заболеваниями в субъектах Российской Федерации. Целью нашего исследования явилось изучение лекарственного обеспечения пациентов с бронхообструктивными заболеваниями. Для чего применялись следующие методы исследования: проанализированы закупки лекарственных препаратов в федеральных округах и некоторых субъектах Российской Федерации в 2019-2022 годах, рассчитаны суммы средств на одного пациента с диагнозом бронхиальной астмы или ^ хронической обструктивной болезни лёгких. Отдельно мы проанализировали закупки коротко- и длительнодейству-ющих бронходилататоров, а также моно- и комбинированных лекарственных препаратов и препаратов монокло-нальных антител для лечения пациентов с бронхиальной астмой. Данные о закупках лекарственных препаратов были проанализированы по данным сайта zakupki.gov.ru, сведения о количестве пациентов в федеральных округах и субъектах РФ взяты из статистических материалов Министерства здравоохранения России. Результаты. Мы обнаружили кратную разницу между федеральными округами по сумме средств в пересчёте на одного пациента как I в 2019, так и 2022 году, причём дифференциация между федеральными округами оказалась также и при анализе льготного лекарственного обеспечения. Динамика сумм средств, затраченных субъектами на закупку лекарственных препаратов для лечения пациентов в амбулаторных условиях, оказалась разнонаправленной: часть субъектов не только не увеличила эти суммы в 2022 оду по сравнению с 2019, но, напротив, снизила их. При этом разница между субъектами одного федерального округа достигает десятикратных значений. Заключение. Пациенты с бронхообструктивными заболеваниями, живущими в разных федеральных округах страны, имеют различное лекарственное обеспечение как в амбулаторных, так и в стационарных условиях лечения. Для улучшения лекарственного обеспечения этих пациентов необходимо внедрить единую методику расчёта планируемой потребности в лекарственных препаратах и обязать субъекты обеспечивать пациентов с хронической обструктивной болезнью лёгких лекарственными препаратами за счёт средств бюджетов субъектов.
Ключевые слова: лекарственное обеспечение, бронхообструктивные заболевания, бронхиальная астма, ХОБЛ, РЛО, ОНЛП, болезни органов дыхания, моноклональные антитела.
Для цитирования: Авдеев С.Н., Линник С.А., Туменко Е.Е. Анализ лекарственного обеспечения пациентов с брон-^ хообструктивными заболеваниями в Российской Федерации. Общественное здоровье. 2023, 3(4):25-36. | DOI: 10.21045/2782-1676-2023-3-4-25-36.
Контактная информация: Линник Сергей Александрович, e-mail [email protected] Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию: 15.08.2023. Статья принята к печати: 15.08.2023. Дата публикации: 25.12.2023
© С.Н. Авдеев, С.А. Линник, Е.Е. Туменко, 2023 г.
I UDC: 614.2 DOI: 10.21045/2782-1676-2023-3-4-25-36
EN
ANALYSIS OF DRUG PROVISION FOR PATIENTS WITH BRONCHO-OBSTRUCTIVE DISEASES IN THE RUSSIAN FEDERATION | S.N. Avdeev1, S.A. Linnik 23, Е.Е. Tumenko 23
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; ^ 2 Federal Scientific State Budgetary Institution «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow, Russia;
3 Non-government organization «Scientific society "Medical practice"», Moscow, Russia. Abstract
^ Introduction. The article presents data from an analysis of drug provision for patients with bronchial asthma and chronic ob-^ structive pulmonary disease, both in inpatient conditions and at the stage of outpatient treatment. The object of the study was the provision of medications to patients with broncho-obstructive diseases in the constituent entities of the Russian Federation. The purpose of our study was to study drug provision for patients with broncho-obstructive diseases. Why the following research methods were used: purchases of medicines in federal districts and some constituent entities of the Russian Feder-| ation in 2019-2022 were analyzed, the amount of funds per patient diagnosed with bronchial asthma or chronic obstructive pulmonary disease was calculated. Separately, we analyzed the purchases of short- and long-acting bronchodilators, as well as mono- and combination drugs and monoclonal antibody drugs for the treatment of patients with bronchial asthma. Data on drug purchases were analyzed using the website zakupki.gov.ru; information on the number of patients in federal districts ^ and constituent entities of the Russian Federation was taken from statistical materials of the Russian Ministry of Health. ^ Results. We found a multiple difference between federal districts in the amount of funds per patient in both 2019 and 2022, and differentiation between federal districts also turned out to be the case when analyzing preferential drug coverage. The dynamics of the amounts of funds spent by entities on the purchase of drugs for the treatment of patients in outpatient settings turned out to be multidirectional: some entities not only did not increase these amounts in 2012 compared to 2019, but, on the contrary, ^ decreased them. At the same time, the difference between the subjects of the same federal district reaches tenfold values. Conclusion. Patients with broncho-obstructive diseases living in different federal districts of the country have different drug coverage both in outpatient and inpatient treatment settings. To improve the drug supply for these patients, it is necessary to introduce a unified methodology for calculating the planned need for drugs and oblige the subjects to provide patients with chronic obstructive pulmonary disease with drugs at the expense of the budgets of the subjects.
Key words: drug provision, broncho-obstructive diseases, bronchial asthma, COPD, RLO, ALLP, respiratory diseases, monoclonal antibodies.
For citation: Avdeev S.N., Linnik S.A., Tumenko E.E. Analysis of drug provision for patients with broncho-obstructive | diseases in the Russian Federation. Public health. 2023; 3(4):25-36. DOI: 10.21045/2782-1676-2023-3-4-25-36. ^ For correspondence: Sergey A. Linnik, e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare that there is no conflict of interests.
Аннотации на испанском и французском языках приводятся в конце статьи
ВВЕДЕНИЕ
Заболевания органов дыхания являются одними из самых распространённых не только в мире, но и в Российской Федерации (РФ). В 2021 году в нашей стране было диагностировано 59,4 миллионов человек с заболеванием органов дыхания1. Бронхообструктивные заболевания (БОЗ) - бронхиальная астма (БА) и хроническая обструктивная болезнь лёгких (ХОБЛ) -является одним из самых распространённых заболеваний [1, 2, 3]. Экономический ущерб от БОЗ огромен: только от ХОБЛ в Российской Федерации в 2022 году он составил 428,5 млрд. руб.,
1 Федеральная служба государственной статистики. Отчёт «Заболеваемость по основным классам болезней в 20002021 гг.». URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (Дата обращения: 09.10.2022 г.).
т.е. 0,34% внутреннего валового продукта страны [4]. Пациенты с обоими заболеваниями нуждаются в постоянном амбулаторном лечении. Льготное лекарственное обеспечение (ЛЛО) пациентов с БА осуществляется за счёт бюджетов субъектов РФ - программы РЛО2, а в случае стойкой утраты нетрудоспособности, т.е. имеющие группу инвалидности, за счёт федерального бюджета - программы обеспечения ЛП для медицинского применения, в том числе ЛП для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций
2 Постановление Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 года «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
(ОНЛП)3. Список лекарственных препаратов (ЛП), которые обязательно должны быть включены в региональные перечни РЛО, определяется территориальными программами государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (ТПГГ) и должен соответствовать перечню жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов (ЖНВЛП), за исключением ЛП, применение которых возможно только в условиях стационара4. ХОБЛ не содержится в упомянутом Постановлении Правительства, поэтому субъекты не несут ответственности за лекарственное обеспечение пациентов с ХОБЛ лекарственными препаратами в амбулаторных условиях лечения. В случае наличия стойкой утраты нетрудоспособности пациент переходит в категорию федеральных льготников и должен быть обеспечен ЛП за счёт средств программы ОНЛП.
Федеральный закон (ФЗ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323 гарантирует бесплатные ЛП всем пациентам, получающим лечение в условиях круглосуточного и дневного стационаров5. Поэтому все пациенты БОЗ получают бесплатные ЛП в стационарных условиях лечения.
Учитывая высокую распространённость, а также экономическое бремя бронхообструк-тивных заболеваний, изучение лекарственного обеспечения пациентов с БОЗ имеет большое значение и является целью этой работы.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Используя аналитический метод, мы изучили данные закупок лекарственных препаратов для лечения пациентов с БОЗ, закупленных за счёт средств ОМС, РЛО и ОНЛП в 2019-2022 годах, и поставленных на аптечные склады субъектов РФ, а также ЛП, купленные гражданами за счёт личных средств в Федеральных округах (ФО) и отдельных субъектах Российской Федерации. Для решения этой задачи мы использовали данные сайта zakupki.gov.ru. Анализировались поставки ЛП анатомо-терапевтическо-химической классификации (АТХ) групп R и D, т.е. ЛП, имеющие зарегистрированные показания для лечения
3 Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ.
4 Постановление Правительства РФ № 2299 от 28 декабря
2020 года «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
5 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № З23-Ф3.
пациентов с БОЗ. Данные о количестве впервые взятых на учёт пациентов с БОЗ взяли из Статистических материалов Минздрава России [5].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ закупок ЛП для лечения пациентов с БОЗ в 2019 году по Федеральным округам Российской Федерации показал различия между ними в сумме средств в пересчёте на одного пациента. В 2019 году эта разница составляла 2,5 раза с наименьшей суммой в Санкт-Петербурге и максимальной - в Москве. Оба вышеуказанных города мы выделили из Центрального (ЦФО) и Северо-Западного (СЗФО) Федеральных округов, поскольку они выделяют существенные суммы средств из собственных бюджетов и могли бы повлиять на результат анализа федеральных округов. Средняя сумма средств в пересчёте на одного пациента составила 8 409 рублей в год. Важно отметить, что разница в суммах на одного пациента, затраченных только за счёт разных бюджетов (ОМС, РЛО, ОНЛП), т.е. государственных средств, оказалась уже четырёхкратной с минимальной суммой в СКФО и максимальной - в Москве (рис. 1). Кроме СЗФО и Уральского Федерального округа (УФО), во всех остальных ФО преобладала доля собственных средств граждан в структуре закупок ЛП для лечения пациентов с БОЗ.
В 2022 году сумма средств, потраченная на закупку ЛП в пересчёте на одного пациента, увеличилась на 50% по сравнению с 2019 годом и достигла 12 781 рубля. В то же время разница между ФО в пересчёте на одного пациента с БОЗ оказалась двукратной с максимальной суммой в Москве и минимальной в СКФО и ПФО. Однако, при анализе сумм, потраченных только государством, без учёта средств граждан, разница между ФО достигла уже 6-кратного размера с сохранением прежних лидеров - Москвы и аутсайдера - СКФО. Также обращает на себя внимание разница в доле государственных средств в общей сумме средств, затраченных на закупку ЛП. Так, в СКФО эта доля составила только 24%, тогда как в СЗФО - 62% (рис. 2).
Учитывая необходимость ежедневного приёма ЛП пациентами БА и ХОБЛ, мы отдельно проанализировали обеспечение ЛП пациентов с БОЗ в амбулаторных условиях. В 2019 году наиболее обеспеченными ЛП пациентами оказались жители Москвы - 15492 рубля, из которых половина суммы приходилась на ЛЛО. Разница сумм на одного пациента была трёхкратной. При анализе
Рис. 1. Закупки ЛП по источникам финансирования для лечения пациентов с БОЗ в Федеральных округах в 2019 г.
4 000 000 000 3 500 000 000 3 000 000 000 2 500 000 000 61% 2 000 000 000 1 500 000 000 1 000 000 000 500 000 000 0
16 198
57%
49%
7 962,22 23% "%
8 776
9 034
9 225
56%
8 199
38%
39% 39%
6 320 60%
65%
6 20
44% 568
8 298
76%
%
30%
2%
20% 61% 20%
14%
18 000,00 16 000,00 14 000,00 12 000,00 10 000,00 8 000,00 6 000,00 4 000,00 2 000,00 0,00
„О «р „о „о „о
8 ^ <5? с/
ОМС
„о
? А® О®
СЯ>
РЛО
ОНЛП
средства граждан
на 1 п-та, руб.
6 000 000 000 5 000 000 000 4 000 000 000 3 000 000 000 2 000 000 000 1 000 000 000 0
26 292
38%
63% 12 25
26%
15 048
38%
20 687 45%
49%
12 360 12 614
41%
10 169 10 168 10 304
51% 60% 24%
28%
% 30% 26%
76%
6%
30 000
25 000
20 000
15 000 12 256
10 000
81
27% 57% 5 000
с/ ^ ¿Р лбР >бР гбР
ОМС
РЛО
ОНЛП
средства граждан
на 1 п-та, руб.
Рис. 2. Закупки ЛП по источникам финансирования для лечения пациентов с БОЗ в Федеральных округах в 2022 г.
0
сумм, потраченных только за счёт бюджетов РЛО и ОНЛП, эта разница увеличилась до десятикратной. Важно отметить, что наименьшее количество средств ЛЛО в пересчёте на одного пациента было потрачено в СКФО, а пациентам, проживающим в этом ФО, пришлось потратить больше всего личных средств на покупку ЛП в пересчёте на одного пациента, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу (таблица 1).
В 2022 году все субъекты увеличили траты на покупку ЛП для лечения пациентов с БОЗ,
по сравнению с 2019 годом. Также во всех ФО выросли траты пациентов на покупку ЛП. Средняя сумма средств в пересчёте на одного пациента увеличилась в 2,2 раза и составила 17 587 рублей, а разница между ФО в пересчёте на 1 пациента осталась неизменной по сравнению с 2019 годом и составила 2,9 раза с максимальным значением в Москве и минимальным в ПФО. Обращает на себя внимание 50%-ое увеличение суммы средств РЛО и ОНЛП, потраченных на закупку ЛП. Однако, из почти
Таблица 1
Закупки ЛП для лечения пациентов с БОЗ в амбулаторных условиях в Федеральных округах РФ в 2019 и 2022 гг.
Средства граждан, млн. руб. Рублей на 1 п-та за счёт
РЛО + ОНЛП, млн. руб. ЛЛО + собственные средства из них РЛО+ОНЛП из них средств граждан
2019 2022 2019 2022 2019 2022 2019 2022 2019 2021
РФ 7 580 11 419 11 281 14 899 7 792 17 587 3 131 3 482 4 660 12 781
ЦФО (без. Москвы) 1 215 1 484 2 118 2 960 7 581 10 335 2 763 3 451 4 818 6 884
Москва 1 287 2 503 1 354 1 841 15 492 23 370 7 550 13 466 7 942 9 904
СЗФО без Санкт-Петербурга 741 734 492 765 8 273 11 212 4 973 5 493 2 038 5 720
Санкт-Петербург 333 710 722 994 11 238 18 59 3 549 7 570 7 689 10 590
ЮФО 390 739 865 1 313 8 378 14 514 2 604 5 229 5 774 9 285
СКФО 56 83 469 568 6 969 8 812 750 1 119 6 219 7 692
ПФО 1 131 1 730 1 991 2 359 5 885 7 924 2 132 3 352 3 753 4 572
УФО 1 025 1 353 956 1 230 8 506 12 600 4 402 6 601 4 104 5 999
СФО 1 098 1 682 1 659 2 102 6 761 9 294 2 964 4 231 4 068 5 062
ДФО 302 399 657 856 7 361 10 281 2 319 3 267 5 041 7 014
4 млрд. дополнительных средств РЛО и ОНЛП 2,5 млрд. (60%) приходятся на Москву. Большой вклад в лекарственное обеспечение пациентов в амбулаторных условиях в 2022 году внесли сами пациенты - они потратили на это почти 15 млрд. рублей, что на 32% больше, чем в 2019 году. Больше всего средств потратили жители Санкт-Петербурга - 10 590 рублей в год в пересчёте на одного пациента. Меньше всего - в ПФО - 4 572 рубля в год (таблица 1).
Мы проанализировали обеспеченность ЛП пациентов БОЗ в субъектах нескольких ФО, для чего выбрали СЗФО, ЮФО и УФО. Выбор этих федеральных округов обусловлен тем, что они имеют разные климатические условия, доступность медицинской помощи, и в них проживает 21% всех диагностированных пациентов БА и ХОБЛ.
В 2019 году разница в сумме средств, потраченных на ЛЛО, в пересчёте на одного пациента в субъектах СЗФО оказалась трёхкратной, а в условиях стационара - семикратной. В 2022 году разница в сумме средств, потраченных на ЛЛО в пересчёте на одного пациента, между субъектами СЗФО увеличилась до пятикратной, при этом 3 из 11 субъектов СЗФО сократили эту сумму в 2022 году по сравнению с 2019 годом. На закупку ЛП для лечения пациентов в условиях стационара и дневного стационара - до 50-кратной. При этом все субъекты, кроме Ненецкого АО увеличили сумму средств ОМС на одного пациента. Также все субъекты СЗФО увеличили сумму средств
ОМС и ЛЛО, потраченных на закупку ЛП, кроме Архангельской области, которая сократила эту сумму почти в два раза в 2022 году по сравнению с 2019 годом (таблица 2).
В Южном федеральном округе в 2019 году субъекты отличались по сумме средств, потраченных на ЛЛО в пересчёте на одного пациента, в 4 раза. Разница в сумме средств, потраченных системой ОМС, была шестикратной. При этом разница между субъектами ЮФО по сумме средств всех каналов финансирования, потраченных на закупку ЛП, кроме средств граждан, в пересчёте на одного пациента различалась в 4 раза, от 3 082 р. в Ростовской области до 8156 р. в Астраханской. В 2022 году в части субъектов Федерального округа сумма средств ЛЛО на одного пациента снизилась (Астраханская область, Республика Адыгея), в других, напротив, возросла, а дифференциация субъектов по этому признаку уменьшилась до трёхкратной. Такой же разнонаправленной динамикой оказались суммы средств на одного пациента, приобретённых за счёт средств ОМС, а разница между субъектами увеличилась до 31-кратной. Разница в сумме средств всех каналов финансирования, потраченных на закупку ЛП, кроме средств граждан, в пересчёте на одного пациента сократилась с 2019 года до двукратной (таблица 2).
Самая незначительная разница в сумме средств, потраченных на ЛЛО в 2019 году, оказалась между субъектами УФО - 2 раза, оставшись
практически неизменной в 2022 году. Такая же дифференциация оказалась и по сумме средств ОМС как в 2019, так в 2022 годах. Разница в общей сумме средств ОМС, РЛО и ОНЛП на одного пациента в 2019 году была 4-кратной, но сократилась в два раза в 2022 году (таблица 2). В этом Федеральном округе все субъекты увеличивали сумму средств ОМС и ЛЛО в 2022 году по сравнению с 2019 годом.
На втором этапе нашего исследования мы изучили структуру закупаемых ЛП в РФ и в Федеральных округах. Анализ закупаемых бронхо-дилататоров по продолжительности действия (короткодействующие - КД и длительно действующие - ДД) продемонстрировал незначительные отличия между Федеральными округами: в структуре закупок преобладали ДД бронходилатато-ры - от 87% в ПФО до 97% в Санкт-Петербурге.
Однако разница в сумме средств в пересчёте на одного пациента оказалась кратной как сумме средств, приходящихся на ДД, так и в сумме, потраченной на закупку КД лекарственных препаратов (рис. 3).
В 2022 году все ФО, кроме СЗФО и СКФО, увеличили затраты на покупку длительно действующих бронходилататоров в сравнении с 2019 годом. Напротив, четыре из восьми анализируемых ФО + Москва и Санкт-Петербург, уменьшили суммы на закупку КД, один (УФО) Федеральный округ эту сумму не изменил. По-прежнему в структуре закупок доминировали ДД: от 89% в ДФО до 97% в Санкт-Петербурге (рис. 4). Как и в 2019 году суммы на одного пациента как затраченные на покупку ДД, так и КД, кратно отличались между ФО.
Обеспеченность монокомпонентными и комбинированными бронходилататорами также
Таблица 2
Закупки ЛП для лечения пациентов с БОЗ за счёт средств ОМС, РЛО, ОНЛП в субъектах СЗФО, ЮФО и УФО округах РФ в 2019 и 2022 гг.
ОМС, РЛО + ОНЛП, Рублей на 1 п-та за счёт
млн. руб. млн. руб. ОМС РЛО+ОНЛП
2019 2022 2019 2022 2019 2022 2019 2022
СЗФО
Архангельская обл. 7 43 258 93 275 1 906 9 813 4 074
Вологодская обл. 3 17 52 72 157 970 3 000 4 083
Калининградская обл. 9 18 37 37 896 2 017 3 826 4 125
Ленинградская обл. 4 283 74 117 138 10 695 2 496 4 412
Мурманская обл. 5 15 71 85 435 1 275 5 762 7 234
Ненецкий АО 0,4 0,1 1,8 7 595 213 2 793 9 245
Новгородская обл. 7 27 43 40 737 2 865 4 296 4 160
Псковская обл. 14 26 74 96 905 2 042 4 679 7 401
Респ. Карелия 10 14 56 148 1 017 1 499 5 453 15 574
Респ. Коми 14 68 74 42 883 5 060 4 541 3 111
Санкт-Петербург 63 237 333 710 670 2 528 3 524 7 570
ЮФО
Астраханская обл. 16 22 64 80 1 620 1 668 6 537 6 107
Волгоградская обл. 18 13 40 65 602 468 1 321 2 293
Краснодарский кр. 30 40 163 440 520 681 2 807 7 562
Респ. Адыгея 3 4 9 7 820 1 104 2 372 2 098
Респ. Калмыкия 0,8 0,1 6 8 267 53 1 954 3 013
Ростовская обл. 30 55 109 139 672 1 548 2 410 3 910
УФО
Курганская обл. 12 26 84 109 863 1 611 5 983 6 876
Свердловская обл. 43 121 383 591 521 1 439 4 699 7 013
Тюменская обл. 15 76 246 262 476 2 146 7 693 7 363
Челябинска обл. 73 138 197 221 994 1 918 2 688 3 062
ХМАО 19 80 81 108 750 3 225 3 269 4 364
ЯНАО 6 9 34 61 859 1 128 4 701 7 959
Рис. 3. Закупки бронходилататоров за счёт средств РЛО и ОНЛП по продолжительности действия в Федеральных округах в 2019 г.
1 400 000 000 1 200 000 000 1 000 000 000 800 000 000 600 000 000 400 000 000 200 000 000 0
7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 031 2 000 1 000 0
ДД, млн. руб.
КД, млн. руб.
ДД на 1 п-та, руб
КД на 1 п-та, руб
1 800 000 000 1 600 000 000 1 400 000 000 1 200 000 000 1 000 000 000 800 000 000 600 000 000 400 000 000 200 000 000 0
2 485
258
10 000 9 000 8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0
&
ДД, млн. руб.
КД, млн. руб.
ДД на 1 п-та, руб
КД на 1 п-та,
Рис. 4. Закупки бронходилататоров за счёт средств РЛО и ОНЛП по продолжительности действия в Федеральных округах в 2022 г.
явилась предметом нашего изучения. В 2019 году Федеральные округа различались по сумме бюджетных средств, включая ОМС, потраченные на закупки монокомпонентных ЛП в пересчёте на одного пациента, в 4,4 раза, а по сумме, потраченной на комбинированные ЛП - в 3,9 раз. В 2022 году во всех анализируемых ФО, Москве и Санкт-Петербурге увеличились суммы, затраченные на покупку монокомпонетнтых ЛП в пересчёте на
одного пациента, кроме Москвы и СКФО, где сумма осталась практически неизменной, а также СЗФО, в котором эта сумма незначительно сократилась. Разница межу федеральными округами по сумме закупок монокомпонентных ЛП на одного пациента ФО составила 4,6 раза.
Сумма средств в пересчёте на одного пациента, потраченная на закупку комбинированных ЛП, увеличилась в 2022 году по сравнению с 2019 годом
почти на треть до 3 264 рублей. Все ФО, кроме СЗФО, СКФО и ДФО, увеличили суммы средств ОМС, РЛО и ОНЛП на закупку этих ЛП. При этом разница в сумме средств на одного пациента увеличилась до 10-кратной в сравнении с 2019 годом. Обращает на себя внимание разная доля средств, потраченных на покупку комбинированных ЛП в 2022 году: от 57% в СКФО до 75% в УФО (таблица 3).
Отдельно мы проанализировали обеспеченность пациентов с БА лекарственными препаратами моноклональных антител (МАТ). В 2019 году 71% всех средств, потраченных на покупку этих ЛП, приходился на ОМС, а средняя сумма средств в пересчёте на одного пациента с БА - 595 рублей. Разница в сумме на одного пациента между ФО составляла 5,7 раза с максимальной суммой в Москве и минимальной в ЦФО. В 2022 году все ФО увеличили суммы закупок МАТ как за счёт средств ОМС, так и за счёт средств РЛО и ОНЛП, а средняя сумма на одного пациента в РФ увеличилась по сравнению с 2019 годом в 5 раз, достигнув более чем 3 тысячи рублей. Разница в сумме на одного пациента между федеральными округами превысила шестикратную. Бюджет ОМС в структуре закупок снизился и составил 60% против 71% четырьмя годами ранее, однако в этом ФО имели сильную дифференциацию: так, например, в ЮФО 76% всех средств приходилось на ЛЛО, в то время как в УФО на ЛЛО пришлось только 6% (таблица 4). Разнонаправленной была также ситуация с собственными тратами граждан: в 8 ФО (включая Москву и Санкт-Петербург) граждане
в 2022 году тратили больше средств, чем в 2019 г., но в СЗФО и УФО эта сумма уменьшилась. Наибольший рост трат граждан на закупку МАТ был в Москве - 7,2 раза за четыре года.
Бронхообструктивные заболевания, являясь наиболее распространёнными заболеваниями органов дыхания во всём мире, в нашей стране явно диагностируются реже, чем показывают отечественные исследования. Так, в 2019 году было зарегистрировано немногим более полутора миллионов больных БА и 828 тысяч больных ХОБЛ [5]. Между тем, по данным отечественных исследований, истинная распространённость ХОБЛ в РФ составляет 15% (6), а БА - 5-7% [7, 8, 9]. Между тем, современное развитие клинической пульмонологии позволяет эффективно контролировать течение бронхиальной астмы и уменьшать скорость развития ХОБЛ. Тем большее значение имеет организация эффективного лекарственного обеспечения пациентов с БОЗ.
Наше исследование показало кратную разницу в сумме средств, приходящуюся на одного пациента с БОЗ, между федеральными округами России. Причём, эта разница увеличилась с 2019 по 2022 годы. Не менее важной находкой явилось обнаружение сильной дифференциации субъектов даже внутри одного федерального округа. Конечно, экономическое состояние субъектов может играть свою роль в суммах, выделяемых на закупку ЛП. Однако столь значимая разница между субъектами не может быть объяснена только экономическими факторами. Вероятно, не меньшее значение
Таблица 3
Закупки ЛП для лечения пациентов с БОЗ за счёт средств ОМС, РЛО и ОНЛП в федеральных округах РФ в 2019 и 2022 гг.
Закупки бронходилататоров за счёт средств ОМС, РЛО и ОНЛП, млн. руб. На 1 пациента, руб.
монокомпонентные комбинированные монокомпонентные комбинированные
2019 2022 2019 2022 2019 2022 2019 2022
РФ 2 421 2 909 5 699 7 756 1 000 1 224 2 354 3 264
ЦФО (без. Москвы) 360 377 925 1 006 819 877 2 104 2 339
Москва 379 440 668 1 313 2 222 2 368 4 467 7 067
СЗФО без Санкт-Петербурга 225 201 544 483 1 522 1 500 3 718 3 609
Санкт-Петербург 131 220 292 368 1 390 2 342 2 050 3 918
ЮФО 116 153 310 381 775 1 081 2 068 2 693
СКФО 38 38 85 51 503 513 1 141 690
ПФО 388 559 967 1 581 731 1 083 1 805 3 063
УФО 281 348 802 1 051 1 210 1 448 3 446 4 369
СФО 381 444 836 1 267 934 1 116 2 050 3 188
ДФО 121 129 262 255 928 1 058 2 008 2 094
Таблица 4
Закупки ЛП моноклональных антител для лечения пациентов с бронхиальной астмой в Федеральных округах РФ в 2019 и 2022 гг.
Закупки моноклональных антител, млн. руб. На 1 пациента
ОМС РЛО+ОНЛП Собственные средства граждан за счёт средств ОМС, РЛО и ОНЛП, руб.
2019 2022 2019 2022 2019 2022 2019 2022
РФ 686 2 909 261 1 895 11 47 595 3 019
ЦФО (без. Москвы) 93 187 4 186 0,8 6 342 1 353
Москва 61 488 204 804 4 29 1 940 8 892
СЗФО без Санкт-Петербурга 34 467 4 97 57 0,6 360 5 687
Санкт-Петербург 12 205 0 155 0 2 786 5 220
ЮФО 41 81 21 258 0,2 0,5 674 3 809
СКФО 25 65 0,5 29 0,3 0,6 728 2 833
ПФО 136 548 10 200 0,4 2 418 2 130
УФО 108 382 0 22 1 0,8 641 2 312
СФО 103 293 4 79 3 0,5 414 1 426
дфо 40 191 1 64 1,6 3,6 549 3 431
имеет социальная ориентация органов управления здравоохранением субъектов РФ.
Ответственность за ЛЛО возложена на субъекты РФ за счёт средств бюджетов субъектов - РЛО2 и частично за счёт федерального бюджета - ОНЛП3. Однако, действующие нормативно-правовые акты не регулируют выделение бюджета субъектов на лекарственное обеспечение за счёт средств РЛО, т.е. нет финансового обеспечения программы [10], каждый субъект самостоятельно определяет сумму средств программы ОНЛП, за счёт которой будут закупаться ЛП для лечения пациентов с БОЗ. Однако, нормативно-правовое регулирование не налагает обязанность на субъекты по лекарственному обеспечению пациентов с ХОБЛ: в Постановление Правительства № 890 от 1994 года эта нозология не включена2, поэтому на ЛЛО могут рассчитывать только пациенты с ХОБЛ, имеющие группу инвалидности, т.е. являющиеся федеральными льготниками3. Это обстоятельство существенно ограничивает доступность к льготному лекарственному обеспечению: во-первых, далеко не все пациенты ХОБЛ имеют стойкую утрату трудоспособности [11], во-вторых, хорошо известна проблема так называемой монетизации льгот, при которой «вымывается» существенная часть средств [12, 13, 14], нарушая тем самым принцип социальной солидарности и страхового возмещения затрат [15].
Все перечисленные факторы приводят к разной доступности пациентов к ЛЛО. Эта проблема,
выявленная в нашем исследовании, подтверждается также другими авторами [10, 16, 17] и характерна не только для пациентов с БОЗ [18, 19, 20]. Между тем некоторые исследователи показали, что затраты на обеспечение всех больных ХОБЛ рекомендуемой базисной лекарственной терапией в амбулаторных условиях в существенной степени компенсируются снижением затрат на лечение обострений [21].
Обращает на себя внимание существенная доля средств пациентов в покупке ЛП. Важно отметить, что в 2022 году пациенты тратили собственные средства на 4 млрд. рублей больше, чем в 2019 г. Неожиданными оказались данные о процентном соотношении сумм средств разных источников финансирования закупок ЛП и средств пациентов, затраченных на эти цели: в субъектах, с незначительной суммой средств, потраченных на закупку ЛП за счёт всех источников, доля средств пациентов была выше, чем в ФО, в которых средства общая сумма средств в пересчёте на одного пациента была выше.
Учитывая столь значимую разницу в сумме средств на одного пациента между ФО и отдельными субъектами РФ, представляет интерес рациональность этих трат, а именно процентное соотношение сумм, затрачиваемых на закупку КД и ДД бронходилататоров, а также моно- и комбинированных ЛП. Существенная разница в сумме закупок ЛП (КД и Дд, моно- и комбинированные ЛП) между ФО вызывает вопрос приверженности врачей действующим клиническим рекомендациям.
Обеспеченность пациентов БА лекарственными препаратами моноклональных антител с 2019 года существенно улучшилась, причём в некоторых ФО и анализируемых городах затраты на закупку этих ЛП за счёт средств РЛО и ОНЛП в 2022 году превышали суммы средств ОМС, потраченных на эти же цели. Это, безусловно, позитивный тренд, поскольку позволяет пациентам получать лекарственное лечение в амбулаторных условиях, что повышает не только доступность медицинской помощи, но и качество жизни пациентов. Вместе с тем, в других ФО МАТ закупались в 2022 году преимущественно за счёт средств ОМС, что в дальнейшем требует госпитализации пациентов для введения ЛП.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Различия в суммах средств, потраченных на закупку ЛП в пересчёте на одного пациента БОЗ между ФО, создают не только неравное лекарственное обеспечение пациентов, проживающих в разных ФО, но и разную доступность
медицинской помощи и, очевидно, неполное следование клиническим рекомендациям при лечении этих пациентов. Дефекты нормативно-правового регулирования и отсутствие обязательств субъектов по обеспечению пациентов ХОБЛ лекарственными препаратами за счёт собственных средств, препятствуют эффективному лечению пациентов на амбулаторном этапе лечения. Для улучшения лекарственного обеспечения пациентов с БОЗ, снижения диффе-ренции ФО друг с другом по его уровню, а также с целью приблизить лечение этих пациентов в соответствии с действующими клиническими рекомендациями, необходимо, по нашему мнению, внедрить единую методику расчёта планируемой потребности в лекарственных препаратах для лечения пациентов с БОЗ, а также изменить действующие нормативно-правовые акты с целью включения пациентов с ХОБЛ в список лиц, которых необходимо обеспечивать лекарственными препаратами для лечения в амбулаторных условиях за счёт субъектов РФ вне зависимости от наличия или отсутствия стойкой утраты трудоспособности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеев С.Н., НенашеваН.М., ЖуденковК.В., Петраков-скаяВ.А., ИзюмоваГ.В. Распространенность, заболеваемость, фенотипы и другие характеристики тяжелой бронхиальной астмы в Российской Федерации. // Пульмонология. 2018; 28 (3): 341-358.
2. Global Initiative for Asthma. 2018 GINA Report, Global Strategy for Asthma Management and Prevention. Available at: http://ginasthma.org/2018-gina-report-global-strategy-for-asthma-management-and-prevention/ [Accessed: June 26, 2018].
3. Mannino D.M., Buist S. Global burden of COPD: risk factors, prevalence, and future trends. // Lancet 2007; 370:765-773.
4. Драпкина О.М., КонцеваяА.В., МуканееваД.К., Смирно-ваМ.И., АнцифероваА.А., ЛукьяновМ.М., Мырзамато-ваА.О., МоховиковГ.И., ХудяковМ.Б., АвдеевС.Н. Прогноз социально-экономического бремени хронической обструк-тивной болезни легких в Российской Федерации в 2022 году. // Пульмонология. - 2022. - Т. 32. - № 42. - С. 507-516.
5. Александрова Г.А., ГолубевН.А., ТюринаЕ.М., Ось-ков Ю.И., и др. Заболеваемость всего населения России в 2019 году. Статистические материалы. Часть II. М.: Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава Российской Федерации, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава Российской Федерации, 2020.
6. Chuchalin A.G., Khaltaev N., AntonovN.S. et al. Chronic respiratory diseases and risk factors in 12 regions of the Russian Federation. // Int J COPD. - 2014. - № 12. - P. 963-74.
7. Авксентьева М.В., ИльинаН.И., ЛазареваН.Б., Омельянов-скийВ.В. Социально-экономическое бремя бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких в Российской Федерации. Отчет по исследованию за 2008-2009
годы. М.: Региональный благотворительный общественный фонд содействия деятельности в сфере пропаганды здорового образа жизни «Качество жизни», 2010.
8. Чучалин А.Г., АрхиповВ.В., АстафьеваН.Г. и др. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». Москва: ОАО «Первая Образцовая типография», 2012.
9. Ильина Н.И., НенашеваН.М., АвдеевС.Н. и др. Алгоритм биофенотипирования и выбор таргетной терапии тяжелой неконтролируемой бронхиальной астмы с эозинофиль-ным типом воспаления дыхательных путей. // Российский аллергологический журнал. - 2017. - Т. 14. - №3. - С. 5-18.
10. Петрухина И.К., Егорова А. В., Логинова Л. В., Бубнова А. А. Анализ особенностей реализации региональных программ льготного лекарственного обеспечения в отдельных субъектах РФ. // Современная организация лекарственного обеспечения. 2019; 6(2): 62-63.
11. Ризаханова О.А., Авдеев С.Н., Авдеева М.В., НикитинаЛ. Ю. Проблемы оказания медицинской помощи больным с хронической обструктивной болезнью легких на административных территориях Российской Федерации. // Профилактическая медицина. - 2023. - Т. 26. - №6. - С. 76-82.
12. Корабельникова Н.Ю., КузнецовД.А. Изучение реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами на территории Тамбовской области. // Современная организация лекарственного обеспечения. 2021; 1(8). С. 49-52.
13. Щепин В.О., Тельнова Е.А., Проклова Т.Н. Состояние и проблемы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2019; 2(27). - С. 108-112.
14. Петрухина И.К., РязановаТ.К., Хусаинова А.И., Егоро-ваА.В., ЛогиноваЛ.В., БубноваА.А. Характеристика
обеспечения необходимыми лекарственными препаратами федеральных льготополучателей Самарской области. // Современная организация лекарственного обеспечения. - 2019. - № 2. - С. 65-66.
15. Елисеева Е.В., НевзороваВ.А., МанееваЕ.С., Гончаро-ваР.К. Лекарственное обеспечение при заболеваниях органов дыхания: возможности и решения. // Русский медицинский журнал. Болезни дыхательных путей. -2018. - Т. 26. - №10-1. - С. 28-35.
16. Петрухина И.К., ЛогиноваЛ.В., ЕгороваА.В., Рязанова Т.К. Показатели льготного лекарственного обеспечения региональных льготополучателей с бронхиальной астмой в субъектах РФ. - 2020. - Т. 7. - № 4. - С. 69-71.
17. Линник С.А., ШвачкоС.А., ТуменкоЕ.Е. Льготное лекарственное обеспечение пациентов в Федеральных округах и субъектах Российской Федерации на примере наиболее распространённых заболеваний. // Менеджер здравоохранения. - 2023. - №2. - С. 40-49.
18. Тельнова Е.А., ЗагоруйченкоА.А. О государственном регулировании на российском фармацевтическом рынке и проблемах лекарственного обеспечения. // Современная организация лекарственного обеспечения. 2020; 7(3): 11-20.
19. Петрухина И.К., РязановаТ.К., ЕгороваА.В., ЛогиноваЛ.В., ХусаиноваА.И., БлинковаП.Р. Особенности реализации программ региональной лекарственной поддержки федеральных льготополучателей в субъектах РФ. // Современная организация лекарственного обеспечения. 2020; 7(1): 72-74.
20. Линник С.А. Стратегия органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по льготному лекарственному обеспечению пациентов со злокачественными новообразованиями. // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2022. - №3. - С. 32-36.
21. Малявин А.Г., АвксентьеваМ.В., БабакС.Л., ДзанаеваА.В. Медицинские и экономические последствия расширения программы лекарственного обеспечения пациентов с ХОБЛ в России. // Терапия. - 2019. - Т. 5. - № 5. - С. 36-44.
/////////////////////ш^^^
REFERENCES
1. Avdeev S.N., NenashevaN.M., ZhudenkovK.V., Petrakovska-ya V.A., Izyumova G. V. Prevalence, morbidity, phenotypes and other characteristics of severe bronchial asthma in Russian Federation. // Pulmonologiya. 2018; 28(3):341-358. (In Russ.).
2. Global Initiative for Asthma. 2018 GINA Report, Global Strategy for Asthma Management and Prevention. Available at: http://ginasthma.org/2018-gina-report-global-strategy-for-asthma-management-and-prevention/ [Accessed: June 26, 2018].
3. Mannino D.M., Buist S. Global burden of COPD: risk factors, prevalence, and future trends. // Lancet 2007; 370:765-773.
4. Drapkina O.M., Kontsevaya A. V., Mukaneeva D. K., Smirnova M. I., AntsiferovaA.A., LukyanovM.M., Myrzamatova A.O., Mokho-vikovG.I., KhudyakovM.B., AvdeevS.N. Forecast of the socioeconomic burden of COPD in the Russian Federation in 2022. // Pulmonologiya. 2022;32(4):507-516. (In Russ.).
5. Aleksandrova G.A., GolubevN.A., TyurinaE.M., Oskov Yu.I., et al. Morbidity of the entire population of Russia in 2019. Statistical materials. Part II. M.: Department of Monitoring, Analysis and Strategic Development of Health Care of the Ministry of Health of the Russian Federation, Federal State Budgetary Institution «Central Research Institute of Organization and Informatization of Health Care» of the Ministry of Health of the Russian Federation. 2020.
6. Chuchalin A.G., Khaltaev N., Antonov N.S. et al. Chronic respiratory diseases and risk factors in 12 regions of the Russian Federation. // Int J COPD. - 2014. - № 12. - P 963-74.
7. Avksentyeva M.V., IlyinaN.I., LazarevaN.B., Omelyanov-skyV.V. Socio-economic burden of bronchial asthma and chronic obstructive pulmonary disease in the Russian Federation. Research Report 2008-2009.
8. Chuchalin A.G., ArkhipovV.V., AstafievaN.G. and others. National program "Bronchial asthma in children. Treatment strategy and prevention.» Moscow: OJSC "First Exemplary Printing House", 2012.
9. Ilyina N.I., Nenasheva N. M., Avdeev S. N. et al. Biophenotyp-ing algorithm and choice of targeted therapy for severe uncontrolled bronchial asthma with eosinophilic type of airway inflammation. // Russian allergological journal. - 2017. -Vol. 14. - No. 3. - P. 5-18.
10. Petrukhinal.K., EgorovaA.V., Loginova L.V., BubnovaA.A. Analysis of the features of the implementation of regional programs of preferential drug provision in individual constituent entities of the Russian Federation. // Modern organization of drug supply. 2019; 6(2), P 62-63.
11. Rizakhanova O.A., Avdeev S.N., Avdeeva M.V., Nikitina L.Yu. Problems of medical care for patients with chronic obstructive pulmonary disease in the administrative territories of the Russian Federation. // Profilakticheskaya Meditsina. 2023; 26(6). P 76-82. (In Russ.)
12. Korabelnikova N.Yu., KuznetsovD.A. Study of the implementation of a program for providing necessary medicines in the Tambov region. // Modern organization of drug supply. - 2021; 1(8). P 49-52.
13. Shchepin V.O., Telnova E.A., Proklova T.N. The state and problems of pharmaceutical support of preferential categories of citizen. // Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2019; 27(2). P 108-112 (In Russ.).
14. Petrukhinal.K., Ryazanova T.K., KhusainovaA.I., EgorovaA.V., Log-inovaL.V., BubnovaA.A. Characteristics of the provision of necessary medicines to federal beneficiaries in the Samara region. Modern organization of drug supply. - 2019. - No. 2. - P 65-66.
15. Eliseeva E.V., Nevzorova V.A., ManeevaE.S., GoncharovaR.K. Drug provision for respiratory diseases: opportunities and solutions. // Russian medical journal. Respiratory tract diseases. - 2018. - Vol. 26. - No. 10-1. - P 28-35.
16. Petrukhina I.K., Loginova L. V., EgorovaA. V., Ryazanova T.K. Indicators of preferential drug provision for regional beneficiaries with bronchial asthma in the constituent entities of the Russian Federation. - 2020. - Vol. 7. - No. 4. - P 69-71.
17. LinnikS.A., ShvachkoS.A., TumenkoE.E. Preferential drug provision for patients in the Federal districts and constituent entities of the Russian Federation using the example of the most common diseases. // Healthcare manager. - 2023. - No. 2. - P 40-49.
18. Telnova E.A., Zagoruichenko A.A. On state regulation in the Russian pharmaceutical market and problems of drug supply. // Modern organization of drug supply. 2020; 7(3). P 11-20.
19. Petrukhina I.K., Ryazanova T. K., Egorova A. V., Loginova L. V., KhusainovaA.I., BlinkovaP.R. Features of the implementation of regional drug support programs for federal beneficiaries in the constituent entities of the Russian Federation. // Modern organization of drug supply. 2020; 7(1). P 72-74.
20. Linnik S.A. Strategy of healthcare authorities of the constituent entities of the Russian Federation on preferential drug provision for patients with malignant neoplasms. // Public health and healthcare. - 2022. - No. 3. - P 32-36.
21. Malyavin A.G., AvksentyevaM.V., BabakS.L., DzanaevaA.V. Medical and economic consequences of expanding the drug supply program for patients with COPD in Russia. // Therapy. -2019. - Vol. 5. - No. 5. - P. 36-44.
I FR
| ANALYSE DE L'OFFRE DE MÉDICAMENTS POUR LES PATIENTS ATTEINTS DE MALADIES BRONCHO-OBSTRUCTIVES EN FÉDÉRATION DE RUSSIE S.N. Avdeev, S.A. Linnik, E.E. Tumenko Annotation
^ Le but de notre étude était d'étudier l'offre médicamenteuse pour les patients atteints de maladies broncho-obstructives. Les tâches suivît antes ont été résolues: les achats de médicaments dans les districts fédéraux et certaines entités constitutives de la Fédération de Russie en 2019-2022 ont été analysés, le montant des fonds par patient diagnostiqué avec un asthme bronchique ou une maladie pulmonaire
obstructive chronique a été calculé. Séparément, nous avons analysé les achats de bronchodilatateurs à action courte et prolongée, ainsi que
de médicaments mono et combinés et de médicaments à base d'anticorps monoclonaux pour le traitement des patients souffrant d'asthme bronchique. Les données sur les achats de médicaments ont été analysées à l'aide du site Web zakupki.gov.ru; les informations sur le nombre de patients dans les districts fédéraux et les entités constitutives de la Fédération de Russie ont été tirées des documents statistiques du ministère russe de la Santé. Résultats. Nous avons constaté une différence multiple entre les districts fédéraux dans le montant des fonds par ^ patient en 2019 et 2022, et une différenciation entre les districts fédéraux s'est également avérée être le cas lors de l'analyse de la couverture préférentielle des médicaments. La dynamique des montants de fonds dépensés par les entités pour l'achat de médicaments pour le traitement des patients en ambulatoire s'est avérée multidirectionnelle: certaines entités non seulement n'ont pas augmenté ces montants
fédéral atteint des valeurs décuplées. Les districts fédéraux différaient également considérablement les uns des autres en ce qui concerne
en 2012 par rapport à 2019, mais, au contraire, les a diminués. Dans le même temps, la différence entre les sujets d'un même district
la fourniture aux patients de médicaments à plusieurs composants à action prolongée et de médicaments à base d'anticorps monoclonaux. Conclusion. Les patients atteints de maladies broncho-obstructives vivant dans différents districts fédéraux du pays bénéficient d'une couverture médicamenteuse différente, tant en milieu ambulatoire qu'en milieu hospitalier. Pour améliorer l'approvisionnement en médicaments ^ de ces patients, il est nécessaire d'introduire une méthodologie unifiée de calcul des besoins prévus en médicaments et d'obliger les sujets à
fournir des médicaments aux patients atteints de maladie pulmonaire obstructive chronique aux dépens des budgets des sujets. ^ Mots clés: approvisionnement en médicaments, maladies broncho-obstructives, asthme bronchique, BPCO, RLO, ALLP, maladies respiratoires, anticorps monoclonaux.
1 K
| ANÁLISIS DEL SUMINISTRO DE MEDICAMENTOS A PACIENTES CON ENFERMEDADES BRONCOOBSTRUCTIVAS EN LA FEDERACIÓN DE RUSIA
S.N. Avdeev, S.A. Linnik, E.E. Tumenko Anotación
El objetivo de nuestro estudio fue estudiar el suministro de medicamentos a pacientes con enfermedades broncoobstructivas. Se resolvieron las siguientes tareas: se analizaron las compras de medicamentos en los distritos federales y algunas entidades constitutivas de la Federación de Rusia en 2019-2022, se calculó el importe de los fondos por paciente diagnosticado de asma bronquial o enfermedad pulmonar obstructiva crónica. Por separado, analizamos las compras de broncodilatadores de acción corta y prolongada, así como medicamentos mono y combinados y medicamentos con anticuerpos monoclonales para el tratamiento de pacientes con asma ^ bronquial. Los datos sobre las compras de medicamentos se analizaron en el sitio web zakupki.gov.ru; la información sobre el número
de pacientes en los distritos federales y entidades constitutivas de la Federación de Rusia se obtuvo de materiales estadísticos del Ministerio de Salud de Rusia. Resultados. Encontramos una diferencia múltiple entre distritos federales en la cantidad de fondos por paciente tanto en 2019 como en 2022, y la diferenciación entre distritos federales también resultó ser el caso al analizar la cobertura preferencial de medicamentos. La dinámica de los montos de fondos gastados por las entidades en la compra de medicamentos para el tratamiento ^ de pacientes en régimen ambulatorio resultó ser multidireccional: algunas entidades no solo no aumentaron estos montos en 2012 respecto a 2019, sino que, por el contrario, los disminuyó. Al mismo tiempo, la diferencia entre los sujetos de un mismo distrito federal alcanza valores diez veces mayores. Los distritos federales también se diferenciaban significativamente entre sí en el suministro a los ^ pacientes de medicamentos multicomponentes de acción prolongada y de anticuerpos monoclonales. Conclusión. Los pacientes con enfermedades broncoobstructivas que viven en diferentes distritos federales del país tienen diferentes coberturas de medicamentos tanto ^ en el ámbito de tratamiento ambulatorio como en el hospitalario. Para mejorar el suministro de medicamentos para estos pacientes, es necesario introducir una metodología unificada para calcular la necesidad planificada de medicamentos y obligar a los sujetos a proporcionar medicamentos a los pacientes con enfermedad pulmonar obstructiva crónica a expensas de los presupuestos de los sujetos. Palabras clave: oferta de medicamentos, enfermedades broncoobstructivas, asma bronquial, EPOC, RLO, ALLP, enfermedades respiratorias, anticuerpos monoclonales.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTORS
Авдеев Сергей Николаевич - д-р мед. наук, профессор, академик РАН, заведующий кафедрой пульмонологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова МЗ РФ», главный внештатный пульмонолог МЗ РФ, г. Москва, Россия. Sergey N. Avdeev - Ph.D (medicine), Chief Specialist in Pulmonology of the Ministry of Health of Russian Federation, Moscow, Russia. Линник Сергей Александрович - канд. мед. наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», генеральный директор АНО «Научное медицинское общество «Медицинская практика», г. Москва, Россия.
Sergey A. Linnik - Ph.D (medicine), senior researcher at the FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», general manager at NGO "Medical practice", Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Туменко Елена Евгеньевна - лаборант-исследователь ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», директор по стратегическому развитию АНО «Научное медицинское общество «Медицинская практика», г. Москва, Россия.
Elena E. Tumenko - investigator at FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», strategic development director NGO "Medical practice", Moscow, Russia.