Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ ПАЦИЕНТОВ СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ ПАЦИЕНТОВ СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
154
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Линник Сергей Александрович

Реферат. Изучение обеспеченности лекарственными препаратами пациентов со злокачественными новообразованиями (ЗНО) имеет существенное не только медицинское, но и экономическое значение. В работе проанализирована обеспеченность лекарственными препаратами пациентов со злокачественными новообразованиям и проведено сравнение этого показателя в различных федеральных округах страны с 2019 по 2021 г. В этих целях рассмотрены закупки лекарственных препаратов отдельно по источникам финансирования - в рамках обязательного медицинского страхования, региональной льготы и программы ОНЛП. Оказалось, что обеспеченность лекарственными препаратами в разных федеральных округах различается достаточно сильно. Это неравенство усиливается при анализе обеспеченности пациентов на амбулаторном этапе лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Линник Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROVISION OF MEDICINES TO PATIENTS WITH MALIGNANT NEOPLASMS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The study of the provision of medicines for patients with malignant neoplasms has significant not only medical, but also economic importance. The paper analyzes the provision of medicines for patients with malignant neoplasms and compares this figure in various federal districts of the country from 2019 to 2021. To these ends, purchases of medicines have been considered separately by sources of funding - within the framework of compulsory medical insurance, regional benefits and the Provision of Necessary Medicinal Products program. It turned out that the providing of medicines in different federal districts varies quite a lot. This inequality increases when analyzing the provision of patients at the outpatient stage of treatment.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ ПАЦИЕНТОВ СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

5. Ocenka udovletvorennosti vrachei-rentgenologov svoim trudom metodom analiza «vazhnost' - ispolnenie» (po materialam Respubliki Marii El) / F.V. Huzihanov, P.M. Kotlyarov, L.S. Agroskin, E.B. Guseva // Medicinskii al'manah. - 2012. - № 5. - S. 26-29.

6. Podol'skaya, E.A. Organizacionnye faktory, opre-delyayuschie rabotu otdeleniya ul'trazvukovoi diagnostiki onkologicheskogo dispansera / E.A. Podol'skaya //

Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoi statistiki. - 2019. - № 3. - S. 299-309.

7. Eskildsen, K. Enhancing importance-performance analysis / K. Eskildsen, K. Kristensen // International journal of productivityand performance management. - 2006. -№ 1. - P. 40-60. - URL: https://www.researchgate.net/ publication/242253305

© Линник С.А., 2022

УДК 614.272: [616.-006.04-085:615.277.3 (47+57)] DOI: 10.56685/18120555_2022_75_3_28

^^ АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ = ПАЦИЕНТОВ СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ

W W

= В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сергей Александрович Линник, канд. мед. наук, ст. научный сотрудник ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» [105064 Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1; тел.: +7 925 196-73-88; e-mail: Linnik2001@mail.ru]

Реферат. Изучение обеспеченности лекарственными препаратами пациентов со злокачественными новообразованиями (ЗНО) имеет существенное не только медицинское, но и экономическое значение. В работе проанализирована обеспеченность лекарственными препаратами пациентов со злокачественными новообразованиям и проведено сравнение этого показателя в различных федеральных округах страны с 2019 по 2021 г В этих целях рассмотрены закупки лекарственных препаратов отдельно по источникам финансирования - в рамках обязательного медицинского страхования, региональной льготы и программы ОНЛП. Оказалось, что обеспеченность лекарственными препаратами в разных федеральных округах различается достаточно сильно. Это неравенство усиливается при анализе обеспеченности пациентов на амбулаторном этапе лечения.

Ключевые слова: лекарственные препараты, злокачественные новообразования, обязательное медицинское страхование, лекарственное обеспечение.

== ANALYSIS OF THE PROVISION OF MEDICINES TO PATIENTS

WITH MALIGNANT NEOPLASMS IN THE SUBJECTS = OF THE RUSSIAN FEDERATION

Sergey A. Linnik, Candidate of Medical Sciences, Senior Scientific Researcher of the FSBSI N.A. Semashko

National Research Institute of Public Health [105064 Moscow, Vorontsovo Pole str., 12, bld. 1; tel.: +7 925 196-73-88;

e-mail: Linnik2001@mail.ru]

Abstract. The study of the provision of medicines for patients with malignant neoplasms has significant not only medical, but also economic importance. The paper analyzes the provision of medicines for patients with malignant neoplasms and compares this figure in various federal districts of the country from 2019 to 2021. To these ends, purchases of medicines have been considered separately by sources of funding - within the framework of compulsory medical insurance, regional benefits and the Provision of Necessary Medicinal Products program. It turned out that the providing of medicines in different federal districts varies quite a lot. This inequality increases when analyzing the provision of patients at the outpatient stage of treatment.

Key words: medicines, malignant neoplasms, compulsory medical insurance, provision of medicines.

Злокачественные новообразования (ЗНО) занимают второе место в структуре причин смертности в Российской Федерации [11]. В Федеральном проекте «Борьба с онкологическими заболеваниями» (2019-2024 гг.) поставлены задачи по снижению одногодичной летальности пациентов с установленным диагнозом онкологического заболевания с 22,5% в 2019 г. до 17,3% в 2024 г., повышению доли больных, состоящих на учете 5 и более

лет, с 53,9 до 60% в 2019 и 2024 гг., соответственно [12]. Правительство Российской Федерации запланировало выделение субвенций из федерального бюджета на оказание медицинской помощи в субъектах РФ пациентам с ЗНО. В 2019 г. - первом году реализации национального проекта объем субсидий составил 70 млрд рублей, а в 2024 г. запланировано выделение уже 140 млрд рублей. Необходимо отметить, что все субвенции, реализуемые в этом проек-

те, идут через территориальные Фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), т.е. предназначены только для лечения пациентов с ЗНО в стационарных условиях.

Обеспечение пациентов в амбулаторных условиях лечения - ответственность субъектов Российской Федерации. Консолидированная по всем источникам финансирования сумма средств, затрачиваемых субъектами РФ на закупку лекарственных препаратов (ЛП), неизменно возрастает: по данным аналитической компании IQVIA, в 2019 г. было потрачено более 158 млрд рублей на закупку ЛП, применимых для лечения больных ЗНО (без учета сопутствующих препаратов и препаратов для поддерживающей терапии), а за 10 мес 2020 г. эта сумма составила уже более 150 млрд рублей.

Ответственность за льготное лекарственное обеспечение пациентов находится в зоне ответственности органов управления субъектами Российской Федерации [13]. Какие ЛП и в каком количестве закупать как для стационарного лечения, так и для лечения в амбулаторных условиях, определяют соответственно лечебные учреждения (ЛПУ) и органы здравоохранения субъектов РФ. В этих условиях оценка обеспеченности пациентов с ЗНО лекарственными препаратами приобретает особое значение.

Материал и методы. В процессе изучения обеспечения пациентов со злокачественными новообразованиями проанализированы поставки ЛП для их лечения в 2019, 2020 и 2021 гг. в стационары и аптечные склады. Речь идет о ЛП, закупленных за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), региональных бюджетов субъектов РФ (РЛО) и федерального бюджета (ОНЛС) в федеральных округах (ФО). Проведено сравнение суммы средств для закупок лекарственных препаратов между субъектами РФ в пересчете на средства, выделенные для лечения пациентов с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования. Для сравнения обеспеченности пациентов ЛП пересчитали сумму средств, потраченных на закупку лекарственных препаратов на одного пациента с впервые установлен-

ным онкологическим заболеванием, проживающего в федеральном округе.

Результаты и их обсуждение. Сумма средств обязательного медицинского страхования, затраченных на закупку ЛП, последовательно увеличилась в сравнении с 2019 г. с 80 млрд рублей до почти 128 млрд рублей в 2021 г. В пересчете на одного пациента с впервые установленным диагнозом ЗНО сумма средств ОМС также увеличивалась, однако сильно отличалась между различными федеральными округами Российской Федерации. Так, например, в 2019 г. максимальная разница составила 60%: в Приволжском федеральном округе (ПФО) затраты составили 97 555 рублей, Дальневосточном федеральном округе (ДФО) - 160 614 рублей. В 2020 г. рост затрат почти в два раза: ПФО - 166 281 рубль, ДФО - 322 130 рублей, но в 2021 г. эта разница несколько уменьшилась, составив 45% от 182 562 рублей в Южном федеральном округе (ЮФО) до 327 296 рублей в Дальневосточном (табл. 1).

Еще большая разница в суммах наблюдается при анализе льготного лекарственного обеспечения, т.е. оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях - бюджеты РЛО и ОНЛП (табл. 2). Так, в 2019 г. разница в суммах на одного с впервые установленным диагнозом ЗНО пациента составила 3,5 раза: в ПФО - 14 715 рублей, Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) - 52 700 рублей; в

2020 г. - в 7 раз: в Сибирском федеральном округе (СибФО) - 17 430 рублей, СЗФО - 120 373 рубля. В

2021 г. разница в суммах закупки ЛП за счет средств РЛО и ОНЛП уменьшилась, составив 5,2 раза, - от 15 681 рубля в ПФО до 83 113 рублей в Центральном федеральном округе (ЦФО) без учета Москвы.

Суммы совокупного бюджета на одного пациента с впервые установленным диагнозом ЗНО по всем каналам финансирования (ОМС, РЛО и ОНЛП) демонстрируют уже меньшую разницу между федеральными округами (табл. 3). Так, в 2019 г. максимальная разница составила 70%, в 2020 г. - 65%. В прошедшем, 2021 г. разница между ФО уменьшилась до 45%: минимальная сумма в ПФО, максимальная - в СЗФО.

Т а б л и ц а 1

Средства ОМС, затраченные на закупку ЛП для лечения ЗНО в 2019-2021 гг. в федеральных округах

Федеральный округ Затраты на закупку ЛП, млн рублей На одного пациента с впервые установленным диагнозом ЗНО, рублей

2019 2020 2021 2019 2020 2021

ЦФО (без Москвы) 16 574 22 251 23 896 134 211 205 961 225 434

ДФО 5 485 9 434 9 578 160614 322 130 327 296

СКФО 3 456 5 713 5 242 130 683 240 903 216 629

СЗФО 8 793 10 695 12 999 131 986 183 608 245 793

СибФО 11 797 16 167 15 638 145 146 226 984 228 325

ЮФО 7 725 11 427 11 389 106 690 167 894 182 562

УрФО 6 351 10 214 11 185 116 772 212 421 241 514

ПФО 12 932 19 401 25 465 97 555 166 281 219 528

Т а б л и ц а 2

Суммарные средства РЛО и ОНЛП, затраченные на закупку ЛП для лечения ЗНО в 2019-2021 гг. по федеральным округам

Федеральный округ Затраты на закупку ЛП, млн рублей На одного пациента с впервые установленным диагнозом ЗНО, рублей

2019 2020 2021 2019 2020 2021

ЦФО (без Москвы) 6 477 6 932 8 810 52 444 64 162 83 113

ДФО 1 026 1 085 877 30 033 37 052 29 969

СКФО 667 438 432 25 217 18 479 17 853

СЗФО 3 511 7 011 4 241 52 700 120 373 80 191

СибФО 1 456 1 241 1 285 17 918 17 430 18 762

ЮФО 1 698 1 505 1 738 23 453 23 665 28 368

УрФО 1 317 1 370 1 589 25 185 27 401 34 311

ПФО 1 951 2 066 1 819 14 715 17 708 15 681

Т а б л и ц а 3

Динамика общих объемов средств ОМС, РЛО и ОНЛП, затраченных на закупку ЛП для лечения ЗНО

в 2019-2021 гг. по федеральным округам

Федеральный округ Затраты на закупку ЛП, млн рублей На одного пациента с впервые установленным диагнозом ЗНО, рублей

2019 2020 2021 2019 2020 2021

ЦФО (без Москвы) 23 051 29 183 34 272 186 655 270 123 323 321

ДФО 6 510 10 520 10 777 190 647 359 182 368 268

СКФО 4 123 6 151 5 825 155 900 259 383 240 722

СЗФО 12 304 17 706 22 495 184 687 303 980 425 349

СибФО 13 253 17 408 17 300 163 064 244 414 252 592

ЮФО 9 422 12 183 13 521 130 144 191 558 214 406

УрФО 7 720 11 531 13 136 141 957 239 822 283 641

ПФО 14 882 21 466 27 842 112 270 183 989 240 019

Проведенный нами анализ показал существенные различия в обеспечении лекарственными препаратами пациентов, живущих в разных федеральных округах. Конечно, выбранная нами методика расчета суммы средств, затраченных на одного пациента с впервые диагностированным ЗНО, не отражает реальной суммы, затраченной на каждого пациента, получающего лекарственное лечение, ведь лечатся пациенты не только с впервые установленным диагнозом ЗНО. Тем не менее расчет суммы на одного пациента с впервые установленным диагнозом позволяет провести сравнение сумм между разными федеральными округами РФ. Эффективнее было бы оценивать отпускаемые по рецептам ЛП и проанализировать счета-фактуры ТФОМС, однако таких данных нет. Фактически, несмотря на ведение Федерального регистра льготников, консолидированных данных об отпуске ЛП на амбулаторном этапе лечения нет.

Суммы консолидированных бюджетов ОМС, РЛО и ОНЛП, затраченные на закупку ЛП в пересчете на одного пациента с впервые установленным диагнозом ЗНО, между федеральными округами имеют несущественные различия, что создает иллюзию хоть и неодинаковой, но достаточно сходной обеспеченности ЛП пациентов с ЗНО.

Как видно из представленных данных, те ФО, в которых средства для закупки ЛО для амбулаторного этапа лечения невелики, увеличивают суммы на ЛП за счет ОМС. П р и м е р - Приволжский федеральный округ. Отчасти это можно объяснить неравными условиями не только организации медицинской помощи (и онкологической, в частности), но и особенностями субъектов, входящих в ФО, - размерами, населенностью, наличием квалифицированных медицинских кадров. П р и м е р - Красноярский край с огромными расстояниями между городами, в которых расположены Центры амбулаторной онкологической помощи (ЦАОПы). Конечно, доля пациентов, получающих помощь в стационарных условиях, будет выше, чем амбулаторных.

Совершенно другая ситуация в субъектах РФ с равномерно распределенным населением, небольшими расстояниями между городами и ЦАОПами и наличием онкологов в достаточном количестве. П р и м е р - Краснодарский край [1, 3] или Республика Башкортостан [4]. Обеспечить лечение пациентов в амбулаторных условиях в таких субъектах РФ и ФО значительно проще. Однако далеко не все случаи очень малых средств, затрачиваемых на закупку ЛП для лечения пациентов с ЗНО на амбулаторном этапе,

можно объяснить только географическими и демографическими особенностями субъектов РФ и ФО.

Гораздо большие суммы, выделяемые на закупки ЛП за счет средств ОМС, объясняются мерами, реализуемыми в рамках Федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» (2019-2024 гг.), -весь бюджет, выделяемый на закупку ЛП по этому проекту, идет через канал ОМС [14], т.е. эти ЛП можно использовать только при оказании помощи в стационарных условиях. В 2021 г. разница в суммах, затраченных на закупку ЛП в пересчете на одного пациента с впервые установленным диагнозом ЗНО между федеральными округами, составила менее 50%. Разницу можно объяснить разными базовыми ставками в субъектах РФ. Но более очевидная причина -разница в структуре закупок ЛП между субъектами РФ и ФО: ФО с более высокой ценой ЛП окажутся в группе ФО с большей суммой средств, затраченных на закупку ЛП в пересчете на одного пациента с впервые диагностированным ЗНО.

Анализ бюджетов РЛО и ОНЛП позволил обнаружить существенную разницу между федеральными округами в объеме потраченных средств на закупку ЛП для лечения пациентов с ЗНО. Это системная, давно известная проблема, и характерна не только для онкологии [5, 8]. Необходимо подчеркнуть, что бюджет ОНЛП формируется трансфертами из федерального центра, при этом средства можно тратить на закупку любых ЛП, включенных в перечень ЖНВЛП, в любых терапевтических областях, а не только онкологии. Бюджет ОНЛП субъекта определяется количеством федеральных льготников, а распределение этих средств зависит от решения местных органов управления здравоохранением. Проблема ОНЛП хорошо известна: возможность монетизировать льготы [15] существенно сокращает совокупный бюджет программы ОНЛП в субъектах, практически обесценивая идею самой программы [9]. В случае отказа пациента от социальных услуг субъект РФ несет ответственность по обеспечению этого пациента бесплатными ЛП для лечения на амбулаторном этапе [10, 16]. В этом случае лекарственное обеспечение этих пациентов осуществляется за счет РЛО.

В отличие от ОНЛП все решения, касающиеся РЛО, - прерогатива субъектов РФ. Более того, законодательно не регламентирован ни общий бюджет РЛО, ни распределение его на закупку ЛП для лечения различных нозологических форм, не только ЗНО. Этим объясняется столь существенные различия в суммах средств, потраченных на закупку ЛП в пересчете на одного пациента с впервые установленным диагнозом ЗНО между федеральными округами. Три из восьми ФО РФ не только не увеличили сумму средств на закупку ЛП для лечения пациентов с ЗНО, но уменьшили ее в пересчете на одного пациента с впервые установленным диагнозом, и это -в условиях повышения стоимости лечения от года

к году и, как следствие, увеличения средней стоимости упаковки ЛП [2].

Недостаток средств для закупки ЛП для лечения пациентов с ЗНО на амбулаторном этапе эскалиру-ет целый комплекс проблем: невозможность провести в полном объеме лечение в соответствии с клиническими рекомендациями,нерациональное использование функций дневного стационара [6], ограничение специализированной медицинской помощи -не каждый пациент готов ездить за десятки, а иногда и сотни километров каждый день в ЦАОП за одной таблеткой, снижение качества жизни пациентов с ЗНО - лучше принимать пероральные препараты дома, чем каждый день посещать медицинское учреждение; перегруженность системы здравоохранения и многие другие. Существенная разница между ФО в выделенных средствах для лечения пациентов в амбулаторных условиях создает неодинаковые условия для граждан РФ, ставит их в зависимое положение от места жительства.

Конечно, недостатки в обеспеченности ЛП - проблема не только в онкологии. Неудовлетворенность пациентов лекарственным обеспечением из года в год известна [7]. Это должно дать дополнительную мотивацию руководителям системы здравоохранения, законодателям на федеральном и региональном уровнях к совершенствованию системы лекарственного обеспечения пациентов на всех этапах лечения, особенно амбулаторном.

Вывод. Лекарственное обеспечение пациентов с ЗНО, проживающих в разных федеральных округах России, неодинаково. Неравенство усиливается на амбулаторном этапе лечения и вызвано отсутствием единой стратегии лекарственного обеспечения пациентов с ЗНО у региональных органов управления здравоохранением. Смещение бюджета в ОМС перегружает систему здравоохранения, создает ряд неудобств для пациентов и ограничивает ее доступность. Значимые различия в обеспеченности пациентов с ЗНО, проживающих в разных ФО, лекарственными препаратами создает неравные условия для граждан одной страны и ставит их в зависимое положение от проживания в том или ином федеральном округе.

Литература

1. Алексеенко, С.Н. Анализ кадрового состава в городской и сельской местности онкологической сети Краснодарского края (численность, квалификация, укомплектованность штатная и физическими лицами) / С.Н. Алексеенко, РА. Мурашко // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. -2021. - № 2. - С. 688-697.

2. Анализ федеральных программ льготного лекарственного обеспечения населения / К.К. Ковалева, И.А. Нар-кевич, О.Д. Немятых, Ю.А. Васягина // Ремедиум. -2019. - № 3. - С. 54-58.

3. Мурашко, Р.А. Организация центров амбулаторной онкологической помощи в рамках реализации про-

екта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в Краснодарском крае / РА. Мурашко, Л.Л. Степанова, Л.Г. Тесленко // Меняющийся мир официальной статистики здравоохранения: субъектность & глобализм: материалы Третьего съезда медицинских статистиков города Москвы. - Москва, 2021. - С. 56-57.

4. Организация онкологической службы Республики Башкортостан / М.В. Забелин, А.А. Измайлов, Р.Т. Аюпов [и др.] // Злокачественные опухоли. - 2021. - № 11. -С. 6-11.

5. Особенности реализации программ региональной лекарственной поддержки федеральных льготополуча-телей в субъектах РФ / И.К. Петрухина, Т.К. Рязанова, А.В. Егорова [и др.] // Современная организация лекарственного обеспечения. - 2020. - № 7. - С. 72-74.

6. Преемственность лекарственного обеспечения на амбулаторном и стационарном этапах терапии онкологических пациентов. Проблемы и пути решения. Медицинские технологии / Ю.А. Агафонова, Д.В. Фе-дяев, В.В. Омельяновский, А.В. Снеговой // Оценка и выбор. - 2021. - № 10. - С. 37-44.

7. Тельнова, Е.А. Мониторинг как индикатор качества в системе обращения лекарственных средств / Е.А. Тельнова, А.В. Плесовских, А.А. Загоруйченко // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2021. -№ 1. - С. 36-43.

8. Тельнова, Е.А. О государственном регулировании на российском фармацевтическом рынке и проблемах лекарственного обеспечения / Е.А. Тельнова, А.А. Загоруйченко // Современная организация лекарственного обеспечения. - 2020. - № 7. - С. 11-20.

9. Тельнова, Е.А. О состоянии льготного лекарственного обеспечения / Е.А. Тельнова, А.А. Загоруйченко // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2021. - № 2. - С. 72-81.

10. Шишов, М.А. Актуальные вопросы льготного лекарственного обеспечения / М.А. Шишов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019. - № 5. - С. 51-54.

Электронные источники Нормативно-правовые документы

11. https://rosstat.gov.ru/folder/12781

12. https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/ attaches/000/046/709/original/FP_Bor'ba_s_onkolo gicheskimi_zabolevaniyami.pdf?1

13. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102031619

14. Паспорт Федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». - URL: https://static-0.minzdrav.gov. ru/system/attachments/attaches/000/046/709/original/FP_ Bor'ba_s_onkolo gicheskimi_zabolevaniyami.pdf?1565344164

15. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ. О государственной социальной помощи: [принят Государственной Думой от 25 июня 1999 года]. - URL: https// www.consultant.ru/document/cons_cons_doc_LAW23735

16. Письмо Росздравнадзора от 15 июня 2018 г. № 01И-1458/18 «О льготном лекарственном обеспечении граждан». - URL: https:// onkoryazan.ru/informatsiya-patsientu/pamyatka

References

1. Alekseenko, S.N. Analiz kadrovogo sostava v gorodskoi i sel'skoi mestnosti onkologicheskoi seti Krasnodarskogo kraya (chislennost', kvalifikaciya, ukomplektovannost' shtat-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

naya i fizicheskimi licami) / S.N. Alekseenko, R.A. Murashko // Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoi statistiki. - 2021. - № 2. - S. 688-697.

2. Analiz federal'nyh programm l'gotnogo lekarstvennogo obespecheniya naseleniya / K.K. Kovaleva, I.A. Narkevich, O.D. Nemyatyh, Yu.A. Vasyagina // Remedium. - 2019. -№ 3. - S. 54-58.

3. Murashko, R.A. Organizaciya centrov ambulatornoi onkologicheskoi pomoschi v ramkah realizacii proekta «Bor'ba s onkologicheskimi zabolevaniyami» v Krasnodarskom krae / R.A. Murashko, L.L. Stepanova, L.G. Teslenko // Menyayuschiisya mir oficial'noi statistiki zdravoohraneniya: sub'ektnost' & globalizm: materialy Tret'ego s'ezda medicin-skih statistikov goroda Moskvy. - Moskva, 2021. - S. 56-57.

4. Organizaciya onkologicheskoi sluzhby Respubliki Bashkortostan / M.V. Zabelin, A.A. Izmailov, R.T. Ayupov [i dr.] // Zlokachestvennye opuholi. - 2021. - № 11. - S. 6-11.

5. Osobennosti realizacii programm regional'noi lekarstven-noi podderzhki federal'nyh l'gotopoluchatelei v sub'ektah RF / I.K. Petruhina, T.K. Ryazanova, A.V. Egorova [i dr.] // Sovremennaya organizaciya lekarstvennogo obespech-eniya. - 2020. - № 7. - S. 72-74.

6. Preemstvennost' lekarstvennogo obespecheniya na am-bulatornom i stacionarnom etapah terapii onkologicheskih pacientov. Problemy i puti resheniya. Medicinskie tehnologii / Yu.A. Agafonova, D.V. Fedyaev, V.V. Omel'yanovskii, A.V. Snegovoi // Ocenka i vybor. - 2021. - № 10. - S. 37-44.

7. Tel'nova, E.A. Monitoring kak indikator kachestva v sisteme obrascheniya lekarstvennyh sredstv / E.A. Tel'nova, A.V. Ple-sovskih, A.A. Zagoruichenko // Byulleten' nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obschestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko. - 2021. - № 1. - S. 36-43.

8. Tel'nova, E.A. O gosudarstvennom regulirovanii na ros-siiskom farmacevticheskom rynke i problemah lekarstvennogo obespecheniya / E.A. Tel'nova, A.A. Zagoruichenko // Sovremennaya organizaciya lekarstvennogo obespecheniya. - 2020. - № 7. - S. 11-20.

9. Tel'nova, E.A. O sostoyanii l'gotnogo lekarstvennogo obespecheniya / E.A. Tel'nova, A.A. Zagoruichenko // Byulleten' nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta ob-schestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko. - 2021. -№ 2. - S. 72-81.

10. Shishov, M.A. Aktual'nye voprosy l'gotnogo lekarstvennogo obespecheniya / M.A. Shishov // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2019. - № 5. - S. 51-54.

Electronic sources. Normative legal documents

11. https://rosstat.gov.ru/folder/12781

12. https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/at-taches/000/046/709/original/FP_Bor'ba_s_onkologiches-kimi_zabolevaniyami.pdf?1

13. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102031619

14. Pasport Federal'nogo proekta "Bor'ba s onkologicheskimi zabolevaniyami". - URL: https://static-0.minzdrav. gov.ru/system/attachments/attaches/000/046/709/origi-nal/FP_Bor'ba_s_onkologicheskimi_zabolevaniyami. pdf?1565344164

15. Federal'nyi zakon ot 17 iyulya 1999 g. № 178-FZ. O gosu-darstvennoi social'noi pomoschi: [prinyat Gosudarstvennoi dumoi ot 25 iyunya 1999 goda]. - URL: https//www.consul-tant.ru/document/cons_cons_doc_LAW23735

16. Pis'mo Roszdravnadzora ot 15 iyunya 2018 g. № 01I-1458/18 "O l'gotnom lekarstvennom obespechenii grazh-dan". - URL: https:// onkoryazan.ru/informatsiya-patsientu/ pamyatka

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.