Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ ПЕРЕЧНЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ, ВКЛЮЧЁННЫХ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ, ПЕРЕЧНЮ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ'

АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ ПЕРЕЧНЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ, ВКЛЮЧЁННЫХ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ, ПЕРЕЧНЮ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Зудин А.Б., Линник Сергей Александрович, Александрова О.Ю.

Цель исследования - изучение соответствия перечня лекарственных препаратов (ЛП) для лечения злокачественных новообразований в территориальных программах государственных гарантий (ТПГГ) перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в субъектах РФ и практики закупок ЛП за счёт средств регионального льготного обеспечения (РЛО). Материал и методы. Проанализированы ТППГ, в которых сопоставлены перечни ЛП для лечения пациентов, страдающих злокачественными новообразованиями, для РЛО с перечнем ЖНВЛП. Проведена оценка закупки ЛП в 2019 г. и отдельно первых полугодий 2019 и 2020 гг. и сравнение их с действующими перечнями РЛО во всех субъектах РФ. Результаты. Только 14% субъектов РФ в 2019 г. и 20% в 2020 г. удовлетворяли требованиям программы государственных гарантий. Среднее количество ЛП, включённых в ТПГГ, составило 73 международных непатентованных наименований в 2019 г. и 100 - в 2020 г. Количество субъектов с полным перечнем ЛП составляло от 7% до 33%. В 2020 г. количество субъектов РФ с полным перечнем ЛП в ТПГГ не изменилось. Обсуждение. Сокращение ЛП из перечня ЖНВЛП, закупаемых за счёт средств РЛО, уменьшает количество возможных схем лечения и ограничивает возможности онкологов по оказанию помощи в амбулаторных условиях. Заключение. Большинство субъектов РФ в нарушении требований Программы государственных гарантий не гармонизируют перечни ЛП в ТПГГ с перечнем ЖНВЛП. Практика закупок ЛП из перечня ТПГГ свидетельствует об отсутствии финансовых механизмов обеспечения ЛП пациентов на амбулаторном этапе лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Зудин А.Б., Линник Сергей Александрович, Александрова О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CORRESPONDENCE OF THE LISTS OF DRUGS FOR CANCER PATIENTS' TREATMENT INCLUDED IN THE TERRITORIAL PROGRAMS OF STATE GUARANTEES TO THE LIST OF VITAL AND ESSENTIAL DRUGS

The aim of the study was to study the compliance of the list of drugs for the treatment of malignant neoplasms in the territorial state guarantee programs (TSGP) with the list of vital and essential drugs (VED) in the constituent entities of the Russian Federation and the practice of purchasing drugs at the expense of regional preferential provision (RPP) funds. Material and methods. The analyzed territorial programs of state guarantees were compared with the list of drugs for RPP for the patients with malignant neoplasms with the VED. An assessment of medication procurement in 2019 and 2020 was carried out and compared with the current list of RLO in all constituent entities of the Russian Federation. Results. Only 14% of the Russian Federation regions in 2019 and 20% in 2020 met the territorial state program of guarantees requirement. The average number of medications included in the territorial state program of guarantees was 73 INNs in 2019 and 100 INNs in 2020. The number of regions with a complete list of drugs accounted for 7% to 33% in the corresponding Federal Districts. In 2020 the number of regions with a complete list of medications in a territorial program of state guarantees did not change. Discussion. Reduction of medications from the VED purchased at the expense of RPP reduces the number of possible treatment regimens, and limits oncologists’ ability to provide care on an outpatient basis. Conclusion. Most Russian Federation regions violate the requirements of the territorial program of state guarantees do not harmonize the list of medications in the Program with EDL. The practice of purchasing medications from the territorial program of state guarantees indicates the absence of finance mechanisms for providing medications to patients at the outpatient stage of treatment.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ ПЕРЕЧНЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ, ВКЛЮЧЁННЫХ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ, ПЕРЕЧНЮ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ»

Организация здравоохранения

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2021

Зудин А.Б., Линник С.А., Александрова О.Ю.

Анализ соответствия перечней лекарственных препаратов для лечения пациентов со злокачественными новообразованиями, включённых в территориальные программы государственных гарантий, перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.С. Семашко», 105064, Москва, Россия

Цель исследования - изучение соответствия перечня лекарственных препаратов (ЛП) для лечения злокачественных новообразований в территориальных программах государственных гарантий (ТПГГ) перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в субъектах РФ и практики закупок ЛП за счёт средств регионального льготного обеспечения (РЛО). Материал и методы. Проанализированы ТППГ, в которых сопоставлены перечни ЛП для лечения пациентов, страдающих злокачественными новообразованиями, для РЛО с перечнем ЖНВЛП. Проведена оценка закупки ЛП в 2019 г. и отдельно первых полугодий 2019 и 2020 гг. и сравнение их с действующими перечнями РЛО во всех субъектах РФ.

Результаты. Только 14% субъектов РФ в 2019 г. и 20% в 2020 г. удовлетворяли требованиям программы государственных гарантий. Среднее количество ЛП, включённых в ТПГГ, составило 73 международных непатентованных наименований в 2019 г. и 100 - в 2020 г. Количество субъектов с полным перечнем ЛП составляло от 7% до 33%. В 2020 г. количество субъектов РФ с полным перечнем ЛП в ТПГГ не изменилось. Обсуждение. Сокращение ЛП из перечня ЖНВЛП, закупаемых за счёт средств РЛО, уменьшает количество возможных схем лечения и ограничивает возможности онкологов по оказанию помощи в амбулаторных условиях.

Заключение. Большинство субъектов РФ в нарушении требований Программы государственных гарантий не гармонизируют перечни ЛП в ТПГГ с перечнем ЖНВЛП. Практика закупок ЛП из перечня ТПГГ свидетельствует об отсутствии финансовых механизмов обеспечения ЛП пациентов на амбулаторном этапе лечения.

Ключевые слова: лекарственные препараты; региональное лекарственное обеспечение; злокачественные новообразования; жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты

Для цитирования: Зудин А.Б., Линник С.А., Александрова О.Ю. Анализ соответствия перечней лекарственных препаратов для лечения пациентов со злокачественными новообразованиями, включённых в территориальные программы государственных гарантий, перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Здравоохранение Российской Федерации. 2021; 65(2): 111-117. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-2-111-117

Для корреспонденции: Линник Сергей Александрович, канд. мед. наук, ст. науч. сотр., ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.С. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 105064, Москва. E-mail: linnik2001@mail.ru

Участие авторов: Зудин А.Б., Александрова О.Ю. - концепция и дизайн исследования, редактирование; Линник СА. -

концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, статистическая обработка, написание текста.

Все соавторы - утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 15.12.2020

Принята в печать 04.02.2021

Опубликована 11.05.2021

Alexander B. Zudin, Sergey A. Linnik, Oxana Yu. Alexandrova Analysis of the correspondence of the lists of drugs for cancer patients' treatment included in the territorial programs of state guarantees to the list of vital and essential drugs

N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, 105064, Russian Federation

The aim of the study was to study the compliance of the list of drugs for the treatment of malignant neoplasms in the territorial state guarantee programs (TSGP) with the list of vital and essential drugs (VED) in the constituent entities of the Russian Federation and the practice of purchasing drugs at the expense of regional preferential provision (RPP) funds.

Material and methods. The analyzed territorial programs of state guarantees were compared with the list of drugs for RPP for the patients with malignant neoplasms with the VED. An assessment of medication procurement in 2019 and 2020 was carried out and compared with the current list of RLO in all constituent entities of the Russian Federation.

Health care organization

Results. Only 14% of the Russian Federation regions in 2019 and 20% in 2020 met the territorial state program of guarantees requirement. The average number of medications included in the territorial state program of guarantees was 73 INNs in 2019 and 100 INNs in 2020. The number of regions with a complete list of drugs accounted for 7% to 33% in the corresponding Federal Districts. In 2020 the number of regions with a complete list of medications in a territorial program of state guarantees did not change.

Discussion. Reduction of medications from the VED purchased at the expense of RPP reduces the number of possible treatment regimens, and limits oncologists' ability to provide care on an outpatient basis. Conclusion. Most Russian Federation regions violate the requirements of the territorial program of state guarantees do not harmonize the list of medications in the Program with EDL. The practice of purchasing medications from the territorial program of state guarantees indicates the absence of finance mechanisms for providing medications to patients at the outpatient stage of treatment.

Keywords: drugs; regional supply; malignant neoplasms; life-saving and essential drug list

For citation: Zudin A.B., Linnik S.A., Alexandrova O.Yu. Analysis of the correspondence of the lists of drugs for cancer patients' treatment included in the territorial programs of state guarantees to the list of vital and essential drugs. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian, Federation Russian journal). 2021; 65(2): 111-117. (In Russ.). https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-2-111-117

For correspondence: Sergey A. Linnik, Ph.D., senior researcher of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, 105064, Russian Federation. E-mail: Linnik2001@mail.ru Information about the authors:

Zudin A.B., https://orcid.org/0000-0002-6966-5559; Linnik S.A., https://orcid.org/0000-0002-0538-5400

Alezandrova O.Yu., https://orcid.org/0000-0002-0761-1838

Contribution of the authors: Zudin A.B., Alexandrova O.Yu. - the concept and design of the study, editing; Linnik S.A. -the concept and design of the study, the collection and processing of the material, statistical analysis, writing the text. All co-authors - approval of the final version of the article, responsibility for the integrity of all parts of the article.

Acknowledgments. The study had no sponsorship. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Received: December 15, 2020 Accepted: February 04, 2021 Published: May 11, 2021

Введение

Объём государственных средств на закупки лекарственных препаратов (ЛП) для лечения пациентов со злокачественными новообразованиями (ЗНО) ежегодно увеличивается. Так, в течение последних 5 лет совокупный бюджет, затраченный на закупку ЛП для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями, за счёт всех источников финансирования увеличился с 42,3 млрд руб. в 2016 г. до более чем 158 млрд руб. в 2019 г.1, т.е. на 269%. Одним из источников финансирования лекарственного обеспечения населения являются бюджеты субъектов РФ на закупку ЛП для реализации регионального льготного обеспечения (РЛО). Перечень лекарственных препаратов, закупаемый в целях РЛО, регламентируется программой государственных гарантий2 (ПГГ), в соответствии с которой за счёт бюджетных ассигнований субъектов РФ осуществляется обеспечение граждан ЛП, включёнными в перечень ЛП и медицинских изделий, отпускаемых населению (в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний) при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно, а также с 50% скидкой. Перечень ЛП для РЛО в соответствии с требованием ПГГ должен быть не менее утверждённого распоряжением Правительства РФ на соответствующий год перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

Граждане, болеющие ЗНО, относятся к такой группе населения и имеют право на РЛО. Суммарный объём средств, потраченный всеми регионами РФ в 2019 г. на за-

1 Официальный" сайт аналитической системы IQVIA [Электронный ресурс] URL: https://reports.solutions.iqvia.eom/irs/app/#/reports. Дата обращения: 10.01.2021

2 Постановление Правительства Российской Федерации № 1640 от 26 декабря 2017 г. «Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

купку ЛП для лечения ЗНО, составил почти 39 млрд руб., или 25% объёма всех средств, затраченных на закупки ЛП для лечения пациентов. Изучение перечней ЛП для РЛО на соответствие перечню ЖНВЛП, а также изучение практики закупок ЛП за счёт бюджетов субъектов РФ является актуальной задачей.

Целью данного исследования явилось изучение соответствия перечня ЛП для лечения злокачественных новообразований в территориальных ПГГ (ТПГГ) перечню ЖНВЛП в субъектах РФ и практики закупок ЛП за счёт средств РЛО.

Материал и методы

Для оценки перечней ЛП, включённых в РЛО, мы проанализировали ТППГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которых мы сопоставили перечни ЛП для РЛО с перечнем ЖНВЛП. Также мы оценили закупки в 2019 г. и отдельно первых полугодий 2019 и 2020 гг. и сравнили их с действующими перечнями РЛО во всех субъектах РФ.

Результаты

В 2019 г. перечень ЖНВЛП включал в себя 115 ЛП по международным непатентованным названиям (МНН) с учётом всех форм выпуска для лечения ЗНО3. В 2020 г. список этих препаратов расширился и достиг 123 ЛП4. В соответствии с ПГГ 2019 и 2020 гг. все ЛП из ЖНВЛП должны быть включены в перечни РЛО всех субъектов

3 Распоряжение Правительства Российской Федерации N° 2738-р от 10 декабря 2018 года «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год...».

4 Распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год.»

Организация здравоохранения

Таблица 1. Анализ соответствия ЛП, включённых в ТПГГ, перечню ЖНВЛП в 2019 и 2020 гг. в Российской Федерации

Table 1. Analysis of compliance of INN included in territorial program of state guarantees with the EDL in 2019 and 2020 in the Russian

Federation

Показатель Index

Год Year

2019

2020

Количество субъектов РФ с перечнем ЛП в ТПГГ, соответствующим ЖНВЛП 12 16 +4

Number of regions of the Russian Federation with a list of drugs in a territorial program of state guarantees, corresponding to vital and essential drugs (VED)

Доля от общего количества субъектов РФ, % 14 20 +43%

% of total number regions of the Russian Federation

Среднее количество МНН, включённых в ТПГГ 73 100 +37%

Average number of INNs included in territorial program of state guarantees (TSGP)

Среднее количество ЛП, включённых в ТПГГ из перечня ЖНВЛП 71.4 99.5 +39%

Average number of drugs included in territorial program of state guarantees from theVED

Доля от должного в соответствии с перечнем ЖНВЛП, % 62 81 +46%

Share of due in accordance with the VED list,%

Количество субъектов РФ, включивших в ТПГГ ЛП вне ЖНВЛП 23 14 -39%

Number of regions of the Russian Federation included a list of drugs in TPSG that besides VED

Среднее количество ЛП, включённых в ТПГГ вне перечня ЖНВЛП 0.7 0.7 0

Average number of drugs included in TPSG besides VED

Д

РФ, за исключением ЛП, применение которых возможно исключительно в стационарных условиях. Анализ ТПГГ всех субъектов РФ показал, что только 14% субъектов РФ в 2019 г. и 20% в 2020 г. удовлетворяли требованиям ПГГ. Среднее количество ЛП, включённых в ТПГГ. составило 73 МНН в 2019 г. и 100 МНН в 2020 г. Вместе с тем 23 субъекта РФ в 2019 г. и 14 субъектов РФ в 2020 г., не обеспечив региональный перечень ЛП в соответствии с перечнем ЖНВЛП, включали в свои перечни ЛП, не входящие в ЖНВЛП (табл. 1).

При проведении анализа соответствия перечня ЛП, включённых в ТПГГ, перечню ЖНВЛП в субъектах РФ в 2019 г. обнаружено, что количество субъектов с полным перечнем ЛП составляло 7-33%. В 2020 г. количество субъектов РФ с полным перечнем ЛП в ТПГГ не изменилось, за исключением Северо-Кавказского федерального округа, в котором половина субъектов гармонизировала свои перечни ЛП в ТПГГ с перечнем ЖНВЛП (табл. 2)

Различались федеральные округа РФ также по количеству субъектов, включавших в свои ТПГГ ЛП сверх

Таблица 2. Соответствие ЛП, включённых в ТПГГ субъектов РФ в 2019 и 2020 годах, перечню ЖНВЛП по федеральным округам РФ

Table 2. Compliance with INN included in territorial program of state guarantees of the regions of the Russian Federation in 2019 and 2020 for the Federal Districts of the Russian Federation

Количество субъектов с перечнем ЛП в ТПГГ, соответствующим ЖНВЛП Среднее количество ЛП, включённых в ТПГГ, из перечня ЖНВЛП

Number of regions of the Russian Federation with a list of drugs in TPSG, corresponding to VED Average number of drugs included in territorial program of state guarantees from EDL

Федеральный округ Российской Федерации Federal District of Russia 2019 2020 2019 2020

абс. n доля от общего количества субъектов в ФО, % share of total number of regions in the Federal District, % абс. n доля от общего количества субъектов, % share of total number of regions in the Federal District, % абс. n доля от должного, % share of due, % абс. n доля от должного, % share of due, %

Центральный / Central 2 11 4 22 64 56 102 83

Северо-Западный / Northern-West 1 10 1 10 60 52 78 63

Приволжский / Volga 1 7 1 7 61 53 88 71

Южный / Southern 1 13 2 25 79 69 104 85

Северо-Кавказский / North Caucasus 2 33 3 50 87 76 116 94

Уральский / Ural 1 17 2 33 52 45 100 81

Сибирский / Siberian 2 20 3 30 74 64 97 79

Дальневосточный / Far Eastern 2 18 0 27 94 82 109 89

РФ в целом / Total Russia 12 14 16 19 71 62 99 81

Health care organization

Таблица 3. Субъекты РФ, включившие ЛП в ТПГГ сверх ЖНВЛП в 2019 и 2020 гг., по федеральным округам Table 3. Regions of Russian Federation that included in in addition to EDL in 2019 and 2020 be Federal Districts

Федеральный округ Российской Федерации

Federal District of Russia

Количество субъектов, включивших в ТПГГ ЛП сверх ЖНВЛП Number of regions that included drugs in TPSG in addition to VED

2019

абс. n

доля от общего количества субъектов, % share of total number of regions, %

2020

абс. n

доля от общего количества субъектов, %

share of total number of regions, %

Центральный / Central 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Северо-Западный / Northern-West 5

Приволжский / Volga 2

Южный / Southern 0

Северо-Кавказский / North Caucasus 1

Уральский / Ural 3

Сибирский / Siberian 2

Дальневосточный / Far Eastern 0

56 50 14 0 17 50 20 0

28 30 14 0 17 0 20 9

РФ в целом / Total Russia

23

26

14

15

перечня ЖНВЛП. Например, 50% субъектов Уральского федерального округа в 2019 г. включили ЛП сверх перечня ЖНВЛП. В 2020 г. отмечена тенденция к увеличению количества субъектов РФ, полностью гармонизировавших свои ТПГГ с перечнем ЖНВЛП, а также к сокращению количества субъектов, включавших ЛП в ТПГГ сверх перечня ЖНВЛП (табл. 3).

Детальный анализ закупок ЛП в субъектах РФ показал, что в 2019 г. среднее количество ЛП, закупаемых за счёт средств бюджетов субъектов РФ для РЛО, составило

всего 36 МНН, из которых только 25 МНН входили в перечень ЖНВЛП. Ряд закупаемых ЛП не входил не только в ЖНВЛП, но и ни в одну ТППГ. Среднее количество закупаемых ЛП, не включённых в ТПГГ и перечень ЖНВЛП, составило 10 МНН (28% закупаемых МНН). ЛП, включённые в ТПГГ сверх перечня ЖНВЛП, составили 1% закупаемых МНН. Ситуация с закупками ЛП за счёт средств РЛО в федеральных округах РФ оказалась мозаичной. Анализ показал, что субъекты РФ закупают не только не все ЛП, включенные в ЖНВЛП, но и не все МНН, вклю-

Таблица 4. Закупки ЛП за счёт средств РЛО в 2019 г. по федеральным округам Table 4. INN purchases in units at the expense of RLO funds in 2019 by Federal Districts

Среднее количество закупавшихся ЛП

Среднее Average number of purchased INN

Федеральный округ Российской Федерации количество МНН в ТПГГ всего закупалось МНН из закупавшихся ЛП из перечня ЖНВЛП из закупавшихся ЛП, включённых в ТПГГ, из них ЛП, не включённые в ТПГГ и ЖНВЛП

The average number of INNs in TPSG (доля включённых в ТИП, %) (доля закупавшихся ЛП, %) но не включённых в перечень ЖНВЛП (доля общего количества закупавшихся МНН, %)

Federal District of Russia notal number of purchased INN (from included in territorial program of guarantees) from purchased drugs from of VED list (share of purchased drugs), % (доля закупавшихся, %) from purchased drugs included in TPSG but not incuded in VED list (share of purchased INNs, %) out of them drugs not included in TPSG (share of the total amount of purchased INNs,%)

Центральный Central 74 43 (58) 26 (60) 1 (2) 16 (37)

Северо-Западный Norther-West 65 36 (55) 24 (67) 1 (3) 11 (30)

Приволжский Volga 63 24 (38) 17(71) 0,2 (1) 7 (29)

Южный Southern 79 44 (56) 35 (79) 0 (0) 10 (23)

Северо-Кавказский North Caucasus 88 35 (40) 30 (86) 1 (3) 4 (11)

Уральский Ural 55 35 (64) 19 (54) 0 (0) 16 (46)

Сибирский Siberian 76 30 (40) 21(70) 0 (1) 9 (30)

Дальневосточный Far Eastern 94 40 (42) 33 (82) 0 (0) 7 (17)

РФ в целом Total Russia 74 36 (49) 25 (69) 0,4 (1) 10 (28)

Организация здравоохранения

Таблица 5. Закупки ЛП за счёт средств РЛО в 2019 г. по федеральным округам Table 5. Drug porches at the expanse of RPP funds in 2019 in rubles by Federal Districts

Всего Из них ЛП:

Федеральный закупалось ЛП на сумму, млн руб. Total was purchased for the amount, million rubles Of these drugs:

округ из перечня ЖНВЛП, вне перечня ЖНВЛП, млн руб. не включённые в ТПГГ

Российской млн руб. (доля включённых в РЛО МНН и ЖНВЛП, млн руб.

Федерации (доля общей суммы РЛО, %) сверх ЖНВЛП, %) (доля общего бюджета РЛО, %)

Federal District of Russian Federation from the VED list, besides VED list, million rubles not included in TPSG

million rubles (proportion of INNs included in RPP and VED list, million rubles

(proportion of the RPP total additionally to VED, %) of total (proportion of the RPP general

amount, %) amount of RPP, million rubles budget, %

Центральный 28 205 16 648 (59) 66.8 (0.2) 11.5 (40.7)

Central

Северо-Западный 2890 1 909 (66) 20.3(1) 959.9 (33.2)

Northern-West

Приволжский 1680 1 098 (65) 2.5 (0.1) 578.8 (34.5)

Volga

Южный 1429 1 078 (75) 0 (0) 350.9 (24.5)

Southern

Северо-Кавказский 401.8 331. 7 (82) 5.5 (0) 64.6 (20.8)

North Caucasus

Уральский 1432 638 (45) 0 (0) 793.9 (55.4)

Ural

Сибирский 1444 994 (69) 5.5 (0.4) 444.5 (32.8)

Siberian

Дальневосточный 1297 1 076 (83) 0 (0) 220.8 (17)

Far Eastern

РФ в целом 38 787 23 777 (61) 100.8 14 904 (39)

Total Russian Federation

чённые в ТПГГ. Среднее количество ЛП, закупавшихся за счёт средств РЛО в 2019 г., колебалось от 38% до 64% от всех ЛП, включённых в ТПГГ (табл. 4).

В 2019 г. 61% средств РЛО было потрачено на закупку ЛП, включённых в ТПГГ и ЖНВЛП. На закупку ЛП, не включённых в ТПГГ и ЖНВЛП, было потрачено почти 15 млрд руб., что составило 39% от суммарного бюджета РЛО. В Уральском федеральном округе на закупку ЛП, не включённых в ТПГГ и ЖНВЛП, было потрачено более половины всего бюджета РЛО в 2019 г. (табл. 5).

Сравнение закупок первого полугодия 2019 г. и первого полугодия 2020 г. обнаружило существенное увеличение

доли закупаемых ЛП, включённых в ТПГГ и ЖНВЛП, и сокращение закупок ЛП, не включённых в ТПГГ и ЖНВЛП, как в количестве МНН (рис. 1), так в и рублях (рис. 2).

В целом в России объём средств, затраченных на закупку ЛП, не включённых в ТПГГ и перечень ЖНВЛП, уменьшился более чем в 2 раза в первом полугодии 2020 г. в сравнении с первым полугодием 2019 г. в абсолютном выражении и составил 16% от всех средств РЛО против 39% в 2019 г.

Средняя стоимость закупленной упаковки ЛП уменьшилась в первом полугодии 2020 г. в сравнении с тем же периодом 2019 г. Так, средняя стоимость упаковки ЛП, включённых в ТПГГ и ЖНВЛП, составила 15 436 руб.

25 20 15 10 5 0

0.1

0.3

4

6

17

14

2019 2020

Год Year

^ ЛП, включённые в ТПГГ и перечень ЖНВЛП

Drugs included both in TPSG and VED list

Щ ЛП, не включённые в ТПГГ и перечень ЖНВЛП

Drugs not included both in TPSG and VED list

Щ ЛП, включённые в ТПГГ, но не включённые в перечень ЖНВЛП Drugs, included in TPSG but VED list

Рис. 1. Динамика закупок ЛП (МНН) в абсолютных числах за счёт средств субъектов РФ (РЛО) в 1 и 2 кварталах 2019 и 2020 гг.

Fig. 1. Dynamics of INNs purchased in packs for RPP budget in 1 and 2 quarters of 2019 and 2020.

25 000 -, 20 000 15 000 10 0005 0000

46

3142

7773

16 689

11 923

2019 2020

Год Year

^ ЛП, включённые в ТПГГ и перечень ЖНВЛП

Drugs included both in TPSG and VED list

Щ ЛП, не включённые в ТПГГ и перечень ЖНВЛП

Drugs not included both in TPSG and VED list

Щ ЛП, включённые в ТПГГ, но не включённые в перечень ЖНВЛП Drugs, included in TPSG but VED list

Рис. 2. Динамика закупок ЛП (в рублях) за счёт средств РЛО в первых полугодиях 2019 и 2020 гг.

Fig. 2. Dynamic of INN purchases in packs for RLO budget in 1 and 2 quarters of 2019 and 2020.

9

Health care organization

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6. Сравнительный анализ средств РЛО (руб.), выделенный на закупку ЛП из расчёта на 1 жителя федерального округа в 2019 г.

Table 6. Comparative analysis of RPP funds for the purchases of INNs per 1 resident of the Federal Districts for 2019

Федеральный округ Российской Федерации Federal District of Russia

Показатель Северо- Северо-

Index Центральный Западный Приволжский Южный Кавказский Уральский Сибирский Дальневосточный

Central Northern Volga Southern North Ural Siberian Far Eastern

West Caucasus

Численность населения, 39.4 13.9 29.4 16.4 9.9 12.3 17.2 8.2

млн человек

Population size, million people

Все ЛП, руб. 716.3 206.8 57.1 86.9 40.75 116.0 84.1 158.5

All drugs, rubles

ЛП из ТПГГ и ЖНВЛП, руб. 422.8 136.7 37.4 65.6 33.6 51.7 57.9 131.5

Drugs included both in TPSG

AND VED list, rubles

ЛП из ТПГГ вне ЖНВЛП, руб. 1.7 1.5 0.1 0 1 0 0.3 0.0

Drugs included in TPSG besides

VED list, rubles

ЛП не из ТПГГ и ЖНВЛП, руб. 291.8 68.7 19.7 21.3 6.6 64.3 3 27

INN not included both in TPSG and VED list, rubles

в 2020 г. против 17 009 руб. в первом полугодии 2019 г. Средняя стоимость закупленной упаковки ЛП, не включённых в ТПГГ и ЖНВЛП, составила 47 135 и 35 654 руб. в 2019 и 2020 гг. соответственно.

Отдельно мы проанализировали сумму средств РЛО, выделяемую в каждом федеральном округе на 1 жителя (табл. 6).

Обсуждение

Несмотря на требование Программы государственных гарантий обязательного соответствия перечня ЛП, включённых в ТПГГ, перечню ЖНВЛП, за исключением ЛП, применяемых исключительно в стационарных условиях, субъекты РФ не гармонизировали свои перечни РЛО с ЖНВЛП. Перечни только 14% регионов в 2019 г. и 20% в 2020 г. соответствовали перечням ЖНВЛП. Количество ЛП, включённых в ТПГГ, в среднем составляло 73 МНН в 2019 г. и 100 МНН в 2020 г., что соответствует только 63% в 2019 г. и 80% в 2020 г. от должного. Девиации в количестве ЛП в РЛО между субъектами РФ носят системный характер, а не касаются только ЛП для лечения ЗНО [1].

Одновременно с этим 23 субъекта РФ в 2019 г. и 14 субъектов РФ в 2020 г. включили в свои ТПГГ ЛП, не включённые в перечень ЖНВЛП. В большинстве случаев это были препараты интерферонов и летрозол. Последний широко применяется в соответствии с клиническими рекомендациями Ассоциации онкологов России преимущественно для лечения рака молочной железы. В соответствии с расшифровщиком клинико-статистических групп Федерального фонда обязательного медицинского страхования этот ЛП также рекомендован в 17 из 904 схем лекарственной терапии в условиях дневного и круглосуточного стационаров5, т.е. потребность в продолжении терапии этим ЛП на амбулаторном этапе большая.

Важно отметить, что из включённых в ТПГГ ЛП из перечня ЖНВЛП закупалось в 2019 г. только 25 МНН, т.е. 43% от всех ЛП, включённых в ТПГГ. В то же время в

2019 г. 43% закупленных ЛП из перечня ТПГГ не входили в Перечень ЖНВЛП. В первом полугодии 2020 г. ситуация с закупками ЛП, включёнными в ТПГГ и ЖНВЛП, несколько меняется в сторону увеличения доли закупаемых ЛП из перечня ЖНВЛП в сравнении с тем же периодом 2019 г.: 17 МНН против 10 соответственно. Ситуация с закупками ЛП для лечения больных с ЗНО не является уникальной и отражает подходы субъектов РФ к закупкам ЛП для лечения всех нозологий за счёт средств РЛО [2].

Отдельно стоит обратить внимание на ЛП, не включённые ни в ТПГГ, ни в ЖНВЛП, но закупавшиеся за счёт средств РЛО в 2019 г. и первом полугодии 2020 г. В 2019 г. закупалось только 10 МНН, однако объём средств, потраченных на закупку этих ЛП, составил почти 15 млрд руб., т.е. более 38% от консолидированного бюджета РЛО всех субъектов РФ и 14% от всех закупленных упаковок за счёт средств РЛО, т.е. каждая шестая упаковка.

Субъекты РФ используют только 49% из ЛП, включённых в ТПГГ (что составляет только 18% перечня ЖНВЛП) и одновременно с этим тратят более трети своего бюджета РЛО на ЛП, не включённые ни в ТПГГ, ни в ЖНВЛП. Складывается впечатление, что ЛП, включённые в ТПГГ из перечня ЖНВЛП, не являются востребованными, и, наоборот, востребованы ЛП не из перечня ЖНВЛП.

Вместе с тем клинические рекомендации Ассоциации онкологов России состоят преимущественно из препаратов перечня ЖНВЛП6. Сокращение ЛП из перечня ЖНВЛП, закупаемых за счёт средств РЛО, уменьшает количество возможных схем лечения и ограничивает возможности онкологов по оказанию помощи в амбулатор-

5 Изменения в Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Совместное письмо от 07.04.2020 г. Министерства здравоохранения Российской Федерации № 11-7/И/2-4232 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования № 4587/26-2/и.

6 Рубрикатор клинических рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации. https://cr.rosminzdrav.rU/#!/ rubricator/adults

Организация здравоохранения

ных условиях. Решение о формировании перечней ЛП, закупаемых за счёт РЛО, лежит на региональных министерствах здравоохранения [3, 4]. Возможно, с целью повышения эффективности принимаемых решений следует активнее привлекать к работе главных внештатных специалистов региональных министерств здравоохранения.

Таким образом, планирование закупок ЛП за счёт средств РЛО нуждается в анализе и пересмотре.

Ещё один вопрос, возникающий при анализе закупок ЛП за счёт средств РЛО: разная доступность к ЛП на этапе амбулаторного лечения пациентов, проживающих в субъектах РФ. Разница в выделенных средствах на одного жителя разных федеральных округов различается в сотни раз - от 716 руб. в Центральном федеральном округе до 40,7 руб. в Северо-Кавказском федеральном округе. Объёмы финансовых средств на обеспечение ЛП пациентов с онкологическими заболеваниями на амбулаторном этапе в субъектах РФ не регламентируются на федеральном уровне. ПГГ лишь требует включения ЛП из перечня ЖНВЛП в ТПГГ, не подкрепляя, однако, это финансовыми требованиями. Отсюда огромная разница в выделенных средствах на закупку ЛП за счёт средств РЛО между субъектами РФ [5]. При этом часть средств РЛО расходуется на покрытие закупок ЛП федеральных льготополучателей, которые должны быть обеспечены ЛП за счёт программы обеспечения ЛП для медицинского применения, в том числе ЛП для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций [6]. Очевидно, что субъекты РФ выделяют средства для закупки ЛП в рамках реализации ПГГ исходя из своих финансовых возможностей [7, 8].

Выводы

1. Большинство субъектов РФ в нарушение требований ПГГ не гармонизируют перечни ЛП в ТПГГ с перечнем ЖНВЛП.

2. Большинство ЛП из перечня ТПГГ не закупается, что свидетельствует об отсутствии финансовых механизмов обеспечения ЛП пациентов на амбулаторном этапе лечения.

3. Сложившаяся практика закупок ЛП за счёт средств РЛО свидетельствует о нерациональной лекарственной терапии в амбулаторных условиях.

4. Существенная разница в сумме, выделяемой на одного жителя в федеральных округах, создаёт неравные условия для лечения в амбулаторных условиях пациентов с онкологическими заболеваниями, живущих в разных субъектах РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тельнова Е.А., Загоруйченко А.А. О государственном регулировании на российском фармацевтическом рынке и проблемах лекарственного обеспечения. Современная организация лекарственного обеспечения. 2020; 7(3): 11-20. https://doi.org/10.30809/solo.3.2020.2

2. Дзанаева А.В., Омельяновский В.В., Кагермазова С.А. Инновационные препараты в системе льготного лекарственного обеспечения. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2015; (3): 41-6.

3. Спасенников Б.А., Безмельницына Л.Ю. Проблемы льготного лекарственного обеспечения. Актуальные проблемы медицины и биологии. 2018; (3): 58-62. https://doi. org/10.24411/2587-4926-2018-10041

4. Хабриев Р.У, Суходолов А.П., Спасенников Б.А., Безмельницына Л.Ю., Мешков Д.О. Система принятия решений в программе льготного лекарственного обеспечения. Известия Байкальского государственного университета. 2018; 28(1): 6-11. https://doi.org/10.17150/2500-2759.2018.28(1).6-11

5. Петрухина И.К., Егорова А.В., Логинова Л.В., Бубнова А.А. Анализ особенностей реализации региональных программ льготного лекарственного обеспечения в отдельных субъектах РФ. Современная организация лекарственного обеспечения. 2019; (2): 63-4.

6. Петрухина И.К., Рязанова Т.К., Егорова А.В., Логинова Л.В., Хусаинова А.И., Блинкова П.Р. Особенности реализация программ региональной лекарственной поддержки федеральных льготополучателей в субъектах РФ. Современная организация лекарственного обеспечения. 2020; 7(4): 72-4. https://doi.org/10.30809/solo.4.2020.15

7. Сура М.В. Ограничительные перечни лекарственных препаратов. Нормативно-правовое регулирование, выполняемые функции, источники финансирования, правила формирования. Фармакоэкономика. Современная фарма-коэкономика и фармакоэпидемиология. 2017; 10(1): 46-56. https://doi.org/10.17749/2070-4909.2017.10.1.046-056

8. Денисова М.Н., Утёмова А.С. Лекарственное обеспечение онкологических больных в Российской Федерации. В кн.: Материалы VIВсероссийской научно-практической конференции с международным участием «Перспективы внедрения инновационных технологий в медицине и фармации». Том 2. Орехово-Зуево; 2019: 65-8.

REFERENCES

1. Tel'nova E.A., Zagoruychenko A.A. About state regulation in the Russian pharmaceutical market and problems of drug supply. Sovremennaya organizatsiya lekarstvennogo obespecheniya. 2020; 7(3): 11-20. https://doi.org/10.30809/solo.3.2020.2 (in Russian)

2. Dzanaeva A.V., Omel'yanovskiy V. V., Kagermazova S.A. Innovative drugs in the system of preferential drug supply. Meditsin-skie tekhnologii. Otsenka i vybor. 2015; (3): 41-6. (in Russian)

3. Spasennikov B.A., Bezmel'nitsyna L.Yu. The problems of preferential medicinal provision. Aktual'nye problemy meditsiny i biologii. 2018; (3): 58-62. https://doi.org/10.24411/2587-4926-2018-10041 (in Russian)

4. Khabriev R.U., Sukhodolov A.P., Spasennikov B.A., Bezmel'nitsyna L.Yu., Meshkov D.O. The decision-making system in the program of subsidized pharmaceutical provision. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; 28(1): 6-11. https://doi.org/10.17150/2500-2759.2018.28(1).6-11 (in Russian)

5. Petrukhina I.K., Egorova A.V., Loginova L.V., Bubnova A.A. The analysis of features of realization of regional programs of preferential provision of medicines in some territorial subjects of the Russian Federation depending on categories of diseases. Sovremennaya organizatsiya lekarstvennogo obespecheniya. 2019; (2): 63-4. (in Russian)

6. Petrukhina I.K., Ryazanova T.K., Egorova A.V., Loginova L.V., Khusainova A.I., Blinkova P.R. Features of the implementation of regional medicine support programs of federal benefit recipients in the constituent entities of the Russian Federation. Sovremen-naya organizatsiya lekarstvennogo obespecheniya. 2020; 7(4): 72-4. https://doi.org/10.30809/solo.4.2020.15 (in Russian)

7. Sura M.V. Restrictive lists of drugs: regulations, functions, sources of finance and guidelines for creation. Farmakoeko-nomika. Sovremennaya farmakoekonomika i farmakoepidemi-ologiya. 2017; 10(1): 46-56. https://doi.org/10.17749/2070-4909.2017.10.1.046-056 (in Russian)

8. Denisova M.N., Utemova A.S. Drug supply for cancer patients in the Russian Federation. In: Materials of the VI All-Russian Scientific-Practical Conference with International Participation «Prospects for the Introduction of Innovative Technologies in Medicine and Pharmacy». Volume 2 [Materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdu-narodnym uchastiem «Perspektivy vnedreniya innovatsionnykh tekhnologiy v meditsine i farmatsii». Tom 2]. Orekhovo-Zuevo; 2019: 65-8. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.