Научная статья на тему 'ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ" В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020 Г.: АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ'

ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ" В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020 Г.: АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЛЬГОТОПОЛУЧАТЕЛИ / ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрухина И.К., Ягудина Р.И., Рязанова Т.К., Хусаинова А.И., Егорова А.В.

В исследовании проанализированы индикативные показатели реализации федеральной программы льготного лекарственного обеспечения «Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами» (ОНЛП) в 23 субъектах РФ.Целью данной работы было изучение особенностей исполнения программы ОНЛП в субъектах РФ в 2020 г.Материалы и методы. Данные получены от органов управления здравоохранением субъектов РФ в ответ на запросы, оформленные в виде специально разработанных карт. В исследовании использованы методы сравнительного, логического, структурного, контент-анализа и метод группировки данных.Результаты. Полученные результаты свидетельствуют о значительном варьировании значений индикативных показателей реализации программы ОНЛП, что может быть обусловлено различиями в контингенте льготополучателей, структуре их заболеваемости, структуре ассортимента назначаемых лекарственных препаратов. Сумма фактических затрат в месяц на 1 обратившегося льготополучателя в исследуемых субъектах РФ превышает установленный Постановлением Правительства РФ ежемесячный норматив финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.Обсуждение. Полученные результаты подтверждают идентифицированные ранее проблемы в сфере льготного лекарственного обеспечения, обусловленные отказом федеральных льготников от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в пользу денежной компенсации.Заключение. Создание единого федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, представляет собой перспективную возможность для корректного прогнозирования и учёта расхода государственных средств, а также контроля правильности назначений и качества оказываемой медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрухина И.К., Ягудина Р.И., Рязанова Т.К., Хусаинова А.И., Егорова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATIVE INDICATORS OF IMPLEMENTATION OF THE ESSENTIAL MEDICINE PROVISION PROGRAM IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2020: ANALYSIS OF REGIONAL FEATURES

In the study there were analysed the indicative indicators of the implementation of the federal program «Essential Medicine Provision» in 23 constituent entities of the Russian Federation.The purpose of this study was to analyse the features of the implementation of the federal program in the constituent entities of the Russian Federation in 2020.Materials and methods. The data were received in the form of responses to specially developed request cards from the health authorities of the constituent entities of the Russian Federation. In the study there were used methods of comparative, structural, logical and content analysis, as well as the method of grouping data.Results. The results obtained in the course of the study indicate a significant variation in the values of the indicators of the implementation of the federal program, which may be due to differences in the contingent of beneficiaries, in the structure of their morbidity, as well as in the structure of the range of prescribed medicines. The amount of actual costs per month per 1 beneficiary who applied in the studied subjects of the Russian Federation exceeded the standards of financial costs per month established by the Decree of the Government of the Russian Federation per citizen receiving state social assistance in the form of a set of social services.Discussion. The results obtained confirm the previously identified problems in the field of preferential medicine provision, caused by the refusal of federal beneficiaries to receive state social assistance in the form of a set of social services in favor of monetary compensation.Conclusion. The creation of a unified federal register of citizens entitled to the provision of medicines, medical devices and specialized health food products at the expense of budgetary allocations from the federal budget and the budgets of the constituent entities of the Russian Federation represents a promising opportunity for correct forecasting and accounting of the expenditure of public funds, as well as monitoring the correctness of prescriptions and quality of medical care.

Текст научной работы на тему «ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ" В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020 Г.: АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ»

Научная статья

УДК 614.2:614.27:614.272+615.1:615.12

doi:10.32687/1561-5936-2021-25-4-88-93

Индикативные показатели реализации программы «обеспечение необходимыми лекарственными препаратами» в субъектах Российской Федерации в 2020 г.: анализ

региональных особенностей

Ирина Константиновна Петрухина1М, Роза Исмаиловна Ягудина2, Татьяна Константиновна Рязанова3, Алия Ильясовна Хусаинова4, Анна Владимировна Егорова5, Полина Романовна Блинкова6

1 3—6Самарский государственный медицинский университет, г. Самара, Российская Федерация; 2Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, г. Москва, Россия

1i.k.petrukhina@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0001-6207-5575

2yagudina@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-9080-332X 3t.k.ryazanova@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0002-4581-8610 4a.i.khusainova@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0002-3924-8914 5a.v.egorova@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0002-3145-6786 6p.r.blinkova@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0002-8604-0729

Аннотация. В исследовании проанализированы индикативные показатели реализации федеральной программы льготного лекарственного обеспечения «Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами» (ОНЛП) в 23 субъектах РФ. Целью данной работы было изучение особенностей исполнения программы ОНЛП в субъектах РФ в 2020 г.

Материалы и методы. Данные получены от органов управления здравоохранением субъектов РФ в ответ на запросы, оформленные в виде специально разработанных карт. В исследовании использованы методы сравнительного, логического, структурного, контент-анализа и метод группировки данных.

Результаты. Полученные результаты свидетельствуют о значительном варьировании значений индикативных показателей реализации программы ОНЛП, что может быть обусловлено различиями в контингенте льготополучателей, структуре их заболеваемости, структуре ассортимента назначаемых лекарственных препаратов. Сумма фактических затрат в месяц на 1 обратившегося льготопо-лучателя в исследуемых субъектах РФ превышает установленный Постановлением Правительства РФ ежемесячный норматив финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. Обсуждение. Полученные результаты подтверждают идентифицированные ранее проблемы в сфере льготного лекарственного обеспечения, обусловленные отказом федеральных льготников от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в пользу денежной компенсации.

Заключение. Создание единого федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, представляет собой перспективную возможность для корректного прогнозирования и учёта расхода государственных средств, а также контроля правильности назначений и качества оказываемой медицинской помощи.

Ключевые слова: программа обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, федеральные льготополучатели, льготное лекарственное обеспечение

Для цитирования: Петрухина И. К., Ягудина Р. И., Рязанова Т. К. и др. Индикативные показатели реализации программы ОНЛП в субъектах РФ в 2020 г.: анализ региональных особенностей // Ремедиум. 2021. № 4. С. 88—93. doi:10.32687/1561-5936-2021-25-4-88-93.

Original article

Indicative indicators of implementation of the essential medicine provision program in subjects of the Russian Federation in 2020: analysis of regional features

Irina K. Petrukhinam, Roza I. Yagudina2, Tatyana K. Ryazanova3, Aliya I. Khusainova4, Anna V. Egorova5,

Polina R. Blinkova6

1 3-6Samara State Medical University, Samara, Russian Federation;

2I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russian Federation

1i.k.petrukhina@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0001-6207-5575

2yagudina@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-9080-332X

3t.k.ryazanova@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0002-4581-8610

4a.i.khusainova@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0002-3924-8914

5a.v.egorova@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0002-3145-6786

6p.r.blinkova@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0002-8604-0729

Annotation. In the study there were analysed the indicative indicators of the implementation of the federal program «Essential Medicine Provision» in 23 constituent entities of the Russian Federation.

The purpose of this study was to analyse the features of the implementation of the federal program in the constituent entities of the Russian Federation in 2020.

© И. К. Петрухина, Р. И. Ягудина, Т. К. Рязанова, А. И. Хусаинова, А. В. Егорова, П. Р. Блинкова, 2021

Materials and methods. The data were received in the form of responses to specially developed request cards from the health authorities of the constituent entities of the Russian Federation. In the study there were used methods of comparative, structural, logical and content analysis, as well as the method of grouping data.

Results. The results obtained in the course of the study indicate a significant variation in the values of the indicators of the implementation of the federal program, which may be due to differences in the contingent of beneficiaries, in the structure of their morbidity, as well as in the structure of the range of prescribed medicines. The amount of actual costs per month per 1 beneficiary who applied in the studied subjects of the Russian Federation exceeded the standards of financial costs per month established by the Decree of the Government of the Russian Federation per citizen receiving state social assistance in the form of a set of social services.

Discussion. The results obtained confirm the previously identified problems in the field of preferential medicine provision, caused by the refusal of federal beneficiaries to receive state social assistance in the form of a set of social services in favor of monetary compensation. Conclusion. The creation of a unified federal register of citizens entitled to the provision of medicines, medical devices and specialized health food products at the expense of budgetary allocations from the federal budget and the budgets of the constituent entities of the Russian Federation represents a promising opportunity for correct forecasting and accounting of the expenditure of public funds, as well as monitoring the correctness of prescriptions and quality of medical care.

Keywords: program for the provision of essential medicines, federal beneficiaries, essential medicine provision, indicative indicators

For citation: Petrukhina I. K., Yagudina R. I., Ryazanova T. K. et al. Indicative indicators of implementation of the essential medicine provision program in subjects of the Russian Federation in 2020: analysis of regional features. Remedium. 2021;(4):88-93. (In Russ.). doi:10.32687/1561-5936-2021-25-4-88-93.

Введение

Программа «Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами» (ОНЛП) является основной федеральной программой льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО), которая предусматривает обеспечение законодательно закрепленных льготных категорий граждан лекарственными препаратами (ЛП) в соответствии со стандартами медицинской помощи за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета субъектам РФ [1—4]. Программа ОНЛП реализуется по принципу социального страхования, которое предполагает получение набора социальных услуг (НСУ), в том числе ЛЛО , не всеми гражданами, отнесёнными к льготным категориям, а теми, которые имеют действительную потребность в ЛП в связи с заболеванием [2]. В то же время в связи с тем, что с 2006 г. за федеральными льготополучателями законодательно закреплена возможность отказа от НСУ и получения ежемесячной денежной выплаты, это нарушило сам принцип страхования и привело к тому, что в системе остались пациенты с тяжёлыми заболеваниями, стоимость лечения которых превышала устанавливаемые постановлениями Правительства РФ нормативы затрат [2, 4, 5].

В настоящее время право на получение натуральных льгот в рамках программы ОНЛП сохранили не более 20% жителей РФ (в основном это граждане с хроническими заболеваниями). Как следствие — в регионах РФ возникает дефицит финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на закупку необходимых ЛП для федеральных льготополучателей [1, 4, 5]. Ещё одна проблема — переход пациентов, выбравших денежную компенсацию, в региональный сегмент ЛЛО, что привело к дополнительной финансовой нагрузке на бюджеты субъектов РФ.

Несмотря на произошедшие в 2021 г. положительные изменения в законодательном регулирования для решения сложившейся проблемной ситуации в сфере ЛЛО (создание единого Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение ЛП, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и

бюджетов субъектов РФ; унифицированное обеспечение льготополучателей федерального и регионального/территориального уровней ответственности ЛП в объёме не менее, чем это предусмотрено списком жизненно необходимых и важнейших ЛП; укрупнение закупок), научный интерес представляет изучение региональных особенностей реализации программы ОНЛП \ Показатели реализации программы ОНЛП могут различаться между субъектами РФ из-за отличий в структуре заболеваемости льготополучателей, объёмах финансирования, ассортименте назначаемых ЛП и др. [3]. Полученные значения показателей реализации программы ОНЛП могут быть использованы при рассмотрении органами управления здравоохранением возможностей рационального расходования бюджетных ассигнований на уровне конкретных регионов.

Целью данной работы было изучение особенностей исполнения программы ОНЛП в субъектах РФ в 2020 г.

Материалы и методы

Материалами исследования являлись данные, полученные от органов управления здравоохранением субъектов РФ в ответ на запросы, оформленные в виде специально разработанных карт, а также данные Росстата, Росздравнадзора 2. Анализ проводился на материалах 24 субъектов РФ:

• 6 субъектов Северо-Западного федерального округа: города федерального значения Санкт-Петербург, Псковской, Новгородской областей, Республик Карелия, Коми, Ненецкого автономного округа;

• 4 субъектов Центрального федерального округа: Белгородской, Калужской, Курской, Тульской областей;

1 Грошева М. В России появится федеральный регистр пациентов-льготников // Фармацевтический вестник. 2020. URL: https:// pharmvestnik.ru/content/news/v-rossii-poyavitsya-federalnyi-registr-pacientov-lgotnikov.html; Батенева Т. Единый федеральный регистр защитит права льготников // Российская газета. 2021. URL: https:// rg.ru/2020/07/13/edinyj-federalnyj-registr-zashchitit-prava-lgotnikov.html

2 Федеральная служба государственной статистики. Демография. 2021 URL: https://showdata.gks.ru/report/278928 (дата обращения 28.11.2021)

Таблица 1

Программа исследования показателей реализации программы ОНЛП в субъектах РФ

Название этапа Цель этапа Показатели Источники информации

Финансовые показатели программы ОНЛП в субъектах РФ Анализ финансовых показателей реализации программы ОНЛП в субъектах РФ 1. Общий объём финансирования в год. 2. Объём затрат на ЛП (без учёта фармацевтической услуги) Органы управления здравоохранением субъектов РФ*

Анализ обращения фе- Проведение типологизации субъ- 1. Количество льготополучателей, сохранивших право на Органы управления здра-деральных льготопо- ектов РФ в зависимости от доли ЛЛО в рамках программы ОНЛП. воохранением субъектов

лучателей за лекар- лиц, сохранивших право на полу- 2. Доля льготополучателей в общей численности населения. РФ*; данные Росстата ственной составляю- чение НСУ, и обращаемости за ЛП 3. Доля сохранивших право на ЛЛО. щей НСУ в рамках программы ОНЛП Обращаемость по итогам года

Анализ фактических затрат и показателей рецептуры в рамках программы ОНЛП

Выявление региональных разли- 1. Количество рецептов.

чий в показателях рецептуры и 2. Фактические затраты на одного льготополучателя, обра-

фактических затратах на одного тившегося за фармацевтической помощью.

льготополучателя, обратившегося 3. Средняя стоимость одного рецепта за фармацевтической помощью

Органы управления здравоохранением субъектов РФ*

Примечание. * Данные предоставлены органами управления здравоохранением РФ по запросу.

• 3 субъектов Приволжского федерального округа: Республики Марий Эл, Нижегородской области, Удмуртской Республики;

• 3 субъектов Дальневосточного федерального округа: Чукотского автономного округа, Республики Бурятия, Хабаровского края.

• 3 субъектов Сибирского федерального округа: Новосибирской, Томской областей, Красноярского края;

• 3 субъектов Южного федерального округа: города федерального значения Севастополь, Республики Крым, Республики Калмыкия;

• 1 субъекта Уральского федерального округа: Ямало-Ненецкого автономного округа;

• 1 субъекта Северо-Кавказского федерального округа: Чеченской Республики.

С учётом административно-территориального деления РФ в выборку исследования вошло примерно 28% регионов страны.

При анализе использованы методы структурного, сравнительного, логического, контент-анализа, а также метод группировки данных. Программа исследования представлена в табл. 1.

Результаты

Анализ основных характеристик реализации программы ОНЛП по данным 23 субъектов РФ показал, что в 2020 г. объём финансирования в этих регионах варьировал от 23,6 до 2366,3 млн руб. (медиана — 364,58 млн руб.). Максимальные значения объёма финансирования (более 1 млрд руб.) ожидаемо имели субъекты РФ с наибольшей численностью населения (Санкт-Петербург, Красноярский край, Новосибирская область).

Объем затрат на ЛП по программе ОНЛП напрямую был связан с общим объёмом финансирования программы (г = 0,94; р < 0,05). В общей сложности в 2020 г. в рамках программы ОНЛП федеральные льготополучатели 23 субъектов РФ получили ЛП на сумму 10,26 млрд руб. Медиана затрат на ЛП составила 338,1 млн руб. (29,1—1889,1 млн руб.). Максимальные значения также отмечены в Санкт-Петербурге, Красноярском крае и Новосибирской области (табл. 2).

Для 4 субъектов РФ (Белгородская, Тульская области, Республика Карелия, Хабаровский край), по которым были доступны данные за 2018 и 2019 гг. , среднее изменение (стандартное отклонение) общего объёма финансирования в 2020 г. относительно 2019 г. составило +2,88% (0,59%), соответствующее изменение объёма затрат на ЛП — +8,75% (12,12%).

Таблица 2

Сравнительный анализ финансовых показателей реализации программы ОНЛП и количества федеральных льготополучателей в субъектах РФ в 2020 г.

Сумма затрат на ЛП, млн руб. (без учёта фарма- Количество

льготополучате-

Субъект РФ Совокупный объём фи- лей, сохранивших право на ЛЛО в рамках

нансиро-вания, программы ОНЛП (на ко-

млн. руб. цевтиче- ской услуги) нец отчётного периода), тыс. чел.

Санкт-Петербург 2366,31 1889,06 152,83

Красноярский край 1346,27 1175,32 98,67

Новосибирская область 1015,11 971,62 74,15

Нижегородская область 841,92 816,68 65,20

Республика Крым Н.д. 694,18 Н.д.

Белгородская область 535,23 496,13 38,19

Тульская область 491,10 477,30 37,20

Новгородская область 202,32 469,46 17,00

Чеченская Республика 406,60 386,30 30,44

Томская область 381,18 359,47 27,18

Хабаровский край 383,52 358,02 28,98

Калужская область 372,06 338,13 27,33

Удмуртская Республика 337,54 298,12 25,42

Республика Бурятия 357,10 293,70 24,45

Республика Карелия 275,40 274,89 18,47

Псковская область 201,67 220,04 15,56

Ямало-Ненецкий автономный

округ 184,61 183,86 12,84

Севастополь 157,10 156,30 11,51

Республика Марий Эл 158,26 131,79 10,78

Курская область 378,71 113,41 28,65

Республика Калмыкия 91,49 88,96 6,33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ненецкий автономный округ 38,99 43,12 3,45

Чукотский автономный округ 23,60 29,10 1,71

Итого... 10546,10 10264,96 756,33

Медиана (минимум—максимум) 364,58 338,13

(23,60— (29,10— 26,30 (1,71 —

2366,31) 1889,06) 152,83)

Примечание. Н.д. — нет данных.

Изменения значений индикативных показателей в 2020 г. относительно 2018 г. составили -4,00% (5,61%) и +20,89% (24,67%) соответственно. Таким образом, в этих субъектах РФ в 2018—2020 гг. финансовые показатели программы ОНЛП оставались относительно стабильными с тенденцией к увеличению затрат на ЛП.

Наибольшее количество льготополучателей с правом на ЛЛО по программе ОНЛП проживают в тех же субъектах РФ рассматриваемой выборки , которые имели наибольший объём финансирования программы (табл. 1). Минимальные количества федеральных льготополучателей (не более 10 тыс. человек) зарегистрированы в Ненецком и Чукотском автономном округах, Республике Калмыкии (регионы с наименьшими объёмами финансирования). В 4 субъектах РФ с доступными за 2018—2020 гг. данными среднее изменение (стандартное отклонение) количества льготополучате-лей в 2020 г. относительно 2019 г. составило -0,12% (6,62%), в 2020 г. относительно 2018 г. количество льготополучателей незначительно сократилось на 1,7% (5,31%). Полученные данные свидетельствуют об относительном постоянстве количества граждан, имеющих право на ЛЛО, в субъектах РФ и в России в целом.

При анализе доли федеральных льготополучате-лей в общей численности населения субъекта РФ определено, что медиана значения этого показателя составляла 2,7% (1,6—7,8%; табл. 3). Наибольшая доля федеральных льготополучателей от общей численности населения субъекта РФ (более 3,0%) отмечена в Ненецком и Чукотском автономном округах, Красноярском крае.

Отмечены отличия в доле граждан, сохранивших право на получение государственной социальной помощи (ГСП) в виде НСУ, в субъектах РФ, при этом медиана составляла 33,0% (диапазон 5,7— 99,0%), что согласуется с данными 2018—2019 гг. [6]. К субъектам РФ, в которых более 50% граждан сохранили право на льготное получение социальных услуг в натуральном виде, относятся Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Из проанализированных регионов наименьшее значение этого показателя отмечено в Тульской области (5,7%) и Республике Марий Эл (13,0%).

По показателю «Доля лиц, сохранивших право на получение ГСП в виде НСУ» нами выделены несколько типологических групп:

• регионы с высоким значением этого показателя (более 40%): Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Красноярский край;

• регионы со значением этого показателя в диапазоне 20—40%: Новосибирская, Калужская, Курская области, г. Санкт-Петербург, Хабаровский край и др.;

• субъекты РФ со значением этого показателя менее 20%: Тульская, Белгородская, Псковская, Нижегородская области, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика и др.

Таблица 3

Отдельные характеристики осуществления программы ОНЛП в субъектах РФ в 2020 г.

Субъект РФ Доля льготопо-лучате-лей в общей численности населения, % Доля сохранивших правона ЛЛО, % Обращаемость по итогам года (доля граждан, которым назначены ЛП, из общего числа лиц, сохранивших право на ЛЛО), %

Ненецкий автономный округ 7,82 98,91 62,58

Красноярский край 3,44 42,76 67,10

Чукотский автономный округ 3,41 98,70 41,07

Республика Коми 3,23 Н.д. Н.д.

Республика Карелия 3,01 25,00 Н.д.

Новгородская область 2,87 22,00 Н.д.

Санкт-Петербург 2,83 25,00 50,00

Калужская область 2,73 26,19 61,61

Новосибирская область 2,65 32,90 56,00

Курская область 2,59 22,00 61,00

г. Севастополь 2,56 Н.д. Н.д.

Томская область 2,54 36,20 61,00

Тульская область 2,54 5,70 64,30

Псковская область 2,49 18,90 94,95

Республика Бурятия 2,48 27,50 56,80

Белгородская область 2,47 13,13 58,22

Ямало-Ненецкий автономный

округ 2,36 58,87 52,24

Республика Калмыкия 2,34 22,00 56,20

Хабаровский край 2,20 35,00 46.54

Чеченская Республика 2,06 Н.д. Н.д.

Нижегородская область 2,04 19,80 50,00

Удмуртская Республика 1,69 17,00 56,30

Республика Марий Эл 1,59 12,96 48,00

Медиана (минимум—максимум) 2,66 33,03 58,00 (41,07—

(1,59— (5,70— 67,10)

7,82) 98,91)

Примечание. Н.д. — нет данных.

В каждом из 23 субъектов РФ (с доступными по показателю «Обращаемость федеральных льготопо-лучателей за получением ЛП по программе ОНЛП» данными) не менее 40% граждан из общего числа лиц, сохранивших право на ЛЛО, обращались в медицинскую организацию, — в рамках программы ОНЛП им были назначены ЛП. По данному индикативному показателю выделены несколько типологических групп:

• регионы с высоким значением показателя (более 60%): Псковская, Тульская, Калужская области, Красноярский край, Ненецкий автономный округ и др.;

• регионы со значением этого показателя в диапазоне 50—60%: Белгородская, Новосибирская области, г. Санкт-Петербург, Республика Калмыкия, Удмуртская Республика и др.;

• регионы со значением этого показателя менее 50%: Чукотский автономный округ, Хабаровский край, Республика Марий Эл.

В целом на основании динамики изменения показателей «доля льготополучателей в общей численности населения», «доля лиц, сохранивших право на получение ГСП в виде НСУ» и «обращаемость федеральных льготополучателей за получением ЛП по программе ОНЛП» в субъектах РФ с доступными за 2018—2020 гг. данными можно отметить, что в этот период их значения не претерпевали существенных изменений.

Таблица 4

Показатели фактических затрат, количества рецептов и средней стоимости 1 рецепта при реализациии программы ОНЛП в субъектах РФ в 2020 г.

Субъект РФ Количество рецептов, тыс. шт. Фактические затраты на 1 льготника, обратившегося за фармацевтической помощью, в месяц, руб. Средняя стоимость 1 рецепта, руб. (с учётом фарма- цевтиче-ской услуги)

Красноярский край 1290,68 1766,60 1088,00

Новосибирская область 948,71 1943,09 1024,15

г. Санкт-Петербург 944,41 2053,66 2000,27

Нижегородская область 603,67 2350,00 1515,00

Тульская область 582,80 1661,43 819,06

Калужская область 411,71 22353,15 914,07

Республика Карелия 346,31 1962,46 910,00

Новгородская область 345,00 1501,00

Белгородская область 332,83 1859,49 1490,61

Томская область 282,73 1979,00 1405,00

Республика Бурятия 242,14 21159,70 1213,30

Удмуртская Республика 201,60 1734,24 1682,19

Псковская область 195,42 25224,30 1225,64

Республика Коми 166,98 — —

Хабаровский край 165,35 2212,14 2165,20

Республика Крым 154,31

Чеченская Республика 147,42 — 2620,00

Ямало-Ненецкий автоном-

ный округ 73,16 2284,09 2513,10

Республика Марий Эл 65,59 29847,49 2359,04

Республика Калмыкия 58,34 25,03 1524,90

Курская область 51,71 25 990,88 1624,43

Севастополь 43,19 1131,97 3619,22

Ненецкий автономный округ 19,02 20 440,04 2322,95

Чукотский автономный округ 9,30 3816,43 3707,63

Медиана (минимум—макси- 198,51 1519,95

мум) (9,30— 2132,90 (25,03— (819,06—

1290,68) 29847,49) 3707,63)

Следует отметить, что показатель «Обращаемость федеральных льготополучателей за получением ЛП по программе ОНЛП» практически не зависит от доли лиц, сохранивших право на получение НСУ по программе ОНЛП (г = -0,23; р > 0,05).

В 2020 г. в проанализированных субъектах РФ по программе ОНЛП было выписано более 7,5 млн рецептов (табл. 4). На одного обратившегося льгото-получателя (с учётом доли лиц, сохранивших право на получение НСУ в натуральном виде по программе ОНЛП, и обращаемости) в среднем в год выписывается 14 рецептов (диапазон 1—24 рецепта), что согласуется с данными для других субъектов РФ за 2018—2019 гг.

Для 4 субъектов РФ с доступными данными за 2018 и 2019 гг. среднее изменение (стандартное отклонение) количества выписанных рецептов в 2020 г. относительно 2019 г. составило -0,83% (3,91%), изменения относительно 2018 г. — +7,64% (24,61%). Тенденций в изменении количества рецептов не выявлено.

Законодательно утверждённый норматив финансовых затрат на каждого федерального льготополу-чателя в 2020 г. составлял 886 руб. 40 коп. в месяц [6]. В то же время медиана фактических затрат в исследуемых субъектах РФ — 2132,90 руб. (25,03— 29847,49 руб.), что превышает значения показателя в 2018—2019 гг. в рамках ранее проведённого исследования (1723,0 руб. в 2018 г. и 1526,8 руб. в 2019 г.).

Средняя стоимость одного рецепта (стандартное отклонение) в рамках программы ОНЛП составила 1783,8 руб. (809,1 руб.), что несколько превышает значения 2018—2019 гг. [3, 9].

В целом на примере 4 субъектов РФ с данными за 2018—2020 гг. отмечена тенденция к увеличению фактических расходов на одного обратившегося льготополучателя и стоимости 1 рецепта в среднем (стандартное отклонение) на 15,9 ± 17,9 и 14,4 ± 21,4% соответственно по отношению к 2019 г. и на 14,7 ± 7,4 и 17,7 ± 32,6% соответственно по отношению к 2018 г.

Обсуждение

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о значительном варьировании значений основных показателей реализации программы ОНЛП. Тем не менее имеется ряд общих закономерностей.

Варьирование показателей «Фактические затраты на одного льготополучателя в месяц» и «Средняя стоимость одного рецепта» в субъектах РФ в 2020 г. может быть обусловлено различиями в контингенте льготополучателей, структуре их заболеваемости, структуре ассортимента закупаемых по программе ОНЛП препаратов. В то же время сумма фактических затрат в месяц на 1 обратившегося льготополу-чателя в исследуемых субъектах РФ (являющихся в некоторой степени репрезентативной выборкой для оценки осуществления программы ОНЛП в России в целом) превышали установленные Постановлением Правительства РФ нормативы финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего ГСП в виде НСУ.

Полученные результаты в очередной раз подтверждают идентифицированные ранее проблемы в сфере ЛЛО, обусловленные массовым отказом федеральных льготников от получения ГСП в виде НСУ 3. В связи с отказом большинство федеральных льготополучателей (около 80%) от права получать ГСП в виде НСУ по факту нарушается принцип социального страхования. В итоге в программе ОНЛП преимущественно остаются пациенты с тяжёлыми заболеваниями, которым в том числе необходимы и дорогостоящие препараты [1, 7]. Несмотря на то что в нашем исследовании не получены статистически достоверные взаимосвязи между средней стоимостью 1 рецепта, фактическими затратами и долей граждан, сохранивших право на ГСП в виде НСУ, это может означать наличие более сложной связи между данными показателями (с учётом социально-экономических и демографических особенностей субъектов РФ). Выявленное несоответствие между нормативом и фактическими затратами также может быть косвенным подтверждением недостаточности в федеральной программе средств на полное покрытие потребности в ЛП [8, 9].

3Жулев Ю. Препараты должны быть доступны для всех // Российская газета. 2019. Спецвыпуск № 120. URL: https://rg.ru/2019/06/ 04/sistema-lgotnogo-obespecheniia-lekarstvami-ustarela.html

Заключение

Создание единого Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение ЛП, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, представляет собой перспективную возможность для корректного прогнозирования и учёта расхода государственных средств, а также контроля правильности назначений и качества оказываемой медицинской помощи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Александрова О. Ю., Нагибин О. А., Бурцева М. Н. Реализация программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (ОНЛП) — проблемы регионов // Ремедиум. 2015 . № 12. С. 62—65. DOI: 10.21518/1561-5936-2015-12-62-65.

2. Тельнова Е. А. Программе ДЛО-ОНЛС 10 лет // Вестник Рос-здравнадзора. 2016. № 5. С. 143—147.

3. Петрухина И. К. Анализ индикативных показателей реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами населения Приволжского федерального округа // Аспирантский вестник Поволжья. 2018. № 1—2. С. 25—32. DOI: 10.17816/2075-2354.2018.18.25-32.

4. Ковалева К. А., Наркевич И. А., Немятых О. Д., Васягина Ю. А. Анализ федеральных программ льготного лекарственного обеспечения населения // Ремедиум. 2019. № 3. С. 54—58. DOI: 10.21518/1561-5936-2019-3-54-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Тельнова Е. А., Проклова Т. Н. Программа продолжает работать, а проблемы остаются // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2019. №2. С. 99-112. DOI: 10.25742/ NRIPH.2019.02.013.

6. Петрухина И. К., Ягудина Р. И., Рязанова Т. К., Куркин В. А. и др. Анализ реализации федеральной программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами в субъектах Российской Федерации // Фармация и фармакология. 2020. Т. 8, №4. С. 273—284. DOI: 10.19163/2307-9266-2020-8-4-273284.

7. Лукъянцева Д. В., Мельникова Л. С., Татаринов А. П. Международный опыт лекарственного обеспечения населения в ам-

булаторном секторе // Фармакоэкономика. Современная фар-макоэкономика и фармакоэпидемиология. 2017. №4. С. 44— 52. DOI: 10.17749/2070-4909.2017.10.4.044-052.

8. Тельнова Е. А. Эксперимент, опередивший время: о московском эксперименте по изменению (упорядочению) оплаты за лекарственные средства, отпущенные по льготным рецептам // Ремедиум. 2019. № 10. С. 70—75. DOI: 10.21518/1561-5936-20199-16-25.

REFERENCES

1. Alexandrova OYu. Implementing the program for essential pharmaceutical provision (ONLP) — challenges faced by regions. Remedium. 2015;(12):62-65. DOI: 10.21518/1561-5936-2015-12-6265. (In Russ.)

2. Telnova EA. Extensive drug coverage — ONLS program is 10 years. Vestnik Roszdravnadzora. 2016;5:143-147. DOI: 10.35576/ 2070-7940-2019-2019-6-74-81. (In Russ.)

3. Petrukhina IK, Yagudina RI, Egorova AV, Ryazanova TK. Implementation of the federal drug assistance program in the Privolzh-sky Federal District, analysis of indicators. Aspirantskiy Vestnik Po-volzhiya. 2018;(1-2):25-32. DOI: 10.17816/2075-2354.2018.18.2532. (In Russ.)

4. Kovaleva KA, Narkevich IA, Nemyatyh OD, Vasyagina YuA. Analiz federal'nyh programm l'gotnogo lekarstvennogo obespecheniya naseleniya. Remedium. 2019;3:54-58. doi:10.21518/1561-5936-2019-3-54-58. (In Russ.)

5. Telnova EA, Proklova TN. The program continues to work, and the problems remain. Byulleten' nacional'nogo nauchno-issledova-tel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni NA Semash-ko. 2019;2:99-112. DOI: 10.25742/nriph.2019.02.013. (In Russ.)

6. Petrukhina IK, Yagudina RI, Ryazanova TK, Kurkin VA et al. Analysis of the implementation of the federal assurance program of supporting beneficiaries with indispensable medicinal preparations in the subjects of the Russian Federation. Farmatsiya i far-makologiya. 2020;8(4):273-284. DOI: 10.19163/2307-9266-20208-4-273-284. (In Russ.)

7. Lukyantseva DV, Mel'nikova LS, Tatarinov AP. The internationa I practice of drug supply in the outpatient segment. Farmako-ekonomika. Modern Pharmacoeconomic and Pharmacoepidemiology. 2017;10(4):44-52. DOI: 10.17749/2070-4909.2017.10.4.044052. (In Russ.)

8. Telnova EA. Experiment ahead of time: about the Moscow experiment on preferential drug provision. Remedium. 2019;10:70-75i DOI: 10.21518/1561-5936-2019-9-16-25. (In Russ.)

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 02.11.2021; одобрена после рецензирования 22.12.2021; принята к публикации 29.12.2021. The article was submitted 02.11.2021; approved after reviewing 22.12.2021; accepted for publication 29.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.