Научная статья на тему 'ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ И СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ'

ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ И СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
305
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛЬГОТА / ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТАХ / ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / БРОНХООБСТРУКТИВНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / САХАРНЫЙ ДИАБЕТ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Линник С.А., Швачко С.А., Туменко Е.Е.

В Российской Федерации законодательно определены обязанности федеральных и региональных органов власти по льготному лекарственному обеспечению пациентов, с разной степенью проработки проанализированы вопросы обеспечения пациентов лекарственными препаратами для лечения той или иной нозологии, однако комплексная оценка льготного лекарственного обеспечения пациентов с наиболее распространёнными заболеваниями в Федеральных округах и субъектах страны не проводилась. Это и явилось целью данного исследования. Мы проанализировали закупки лекарственных препаратов для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями, бронхообструктивными заболеваниями (бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких) и сахарным диабетом в Федеральных округах и субъектах России за счёт средств регионального и федерального бюджетов и пересчитали суммы на 1 пациента, проживающего в Федеральном округе или субъекте. Мы обнаружили, что как Федеральные округ, так и субъекты сильно отличались между собой в сумме закупок лекарственных препаратов для лечения той или иной из анализируемых нозологий. Кроме того, мы обнаружили непоследовательность в объёмах средств, затрачиваемых на покупку лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения от года к году.Обеспеченность ЛП на амбулаторном этапе лечения пациентов со злокачественными новообразованиями, бронхообструктивными заболеваниями и сахарным диабетом сильно отличается как между различными Федеральными округами, так и субъектами РФ, что создаёт неравную доступность к лекарственному лечению пациентов на амбулаторном этапе лечения. Органы управления здравоохранением не имеют ни единой методики определения потребности в лекарственных препаратах на амбулаторном этапе лечения пациентов, ни единой стратегии льготного лекарственного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Линник С.А., Швачко С.А., Туменко Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSIDIZED PHARMACEUTICAL PROVISION FOR PATIENTS IN THE FEDERAL DISTRICTS AND SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION USING THE EXAMPLE OF THE MOST COMMON DISEASES

In the Russian Federation, the obligations of federal and regional authorities for Subsidized Pharmaceutical Provisionfor patients are legally defined, the issues of providing patients with drugs for the treatment of a particular nosology are analyzed with varying degree of detail, however, a comprehensive assessment of Subsidized Pharmaceutical Provision for patients with the most common diseases in the Federal Districts and federal subjects was not carried out. This was the aim of this study. We analyzed the purchase of medicines for the treatment of patients with cancer, broncho-obstructive diseases (bronchial asthma and chronic obstructive pulmonary disease) and diabetes in the Federal Districts and federal subjects of Russia though regional and federal budgeting and recalculated the total spendings per 1 patient living in the Federal District or federal subject.We found that both the federal districts and the constituent entities differed in the budget spendings for purchase of medicines for the treatment of the analyzed nosologies. In addition, we found inconsistency in the sum of funds spent on the subsidized Pharmaceutical Provision from year to year.The availability of medicines at the outpatient stage of treatment of cancer, broncho-obstructive diseases and diabetes mellitus differs greatly between the different Federal Districts and on the federal subject level. This creates unequal access to drug treatment for patients at the outpatient stage of treatment. Health authorities do not use a unified methodology for planning the demand of medicines at the outpatient stage of treatment, nor a unified strategy for Subsidized Pharmaceutical Provision xecution.

Текст научной работы на тему «ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ И СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Э01: 10.21045/1811-0185-2023-2-40-49 УДК: 614.2

ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ И СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

С.А. Линник1 С.А. Швачко2, Е.Е. Туменко3

ь 2 3 ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.С. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва, Россия.

1 https://orcid.org/0000-0002-0538-5400;

2 https://orcid.org/0000-0002-9387-6479;

3 https://orcid.org/0000-0001-5097-3722

Н Автор для корреспонденции: Линник С.А. АННОТАЦИЯ

В Российской Федерации законодательно определены обязанности федеральных и региональных органов власти по льготному лекарственному обеспечению пациентов, с разной степенью проработки проанализированы вопросы обеспечения пациентов лекарственными препаратами для лечения той или иной нозологии, однако комплексная оценка льготного лекарственного обеспечения пациентов с наиболее распространёнными заболеваниями в Федеральных округах и субъектах страны не проводилась. Это и явилось целью данного исследования. Мы проанализировали закупки лекарственных препаратов для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями, бронхообструктивными заболеваниями (бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких) и сахарным диабетом в Федеральных округах и субъектах России за счёт средств регионального и федерального бюджетов и пересчитали суммы на 1 пациента, проживающего в Федеральном округе или субъекте.

Мы обнаружили, что как Федеральные округ, так и субъекты сильно отличались между собой в сумме закупок лекарственных препаратов для лечения той или иной из анализируемых нозологий. Кроме того, мы обнаружили непоследовательность в объёмах средств, затрачиваемых на покупку лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения от года к году.

Обеспеченность ЛП на амбулаторном этапе лечения пациентов со злокачественными новообразованиями, бронхообструктивными заболеваниями и сахарным диабетом сильно отличается как между различными Федеральными округами, так и субъектами РФ, что создаёт неравную доступность к лекарственному лечению пациентов на амбулаторном этапе лечения. Органы управления здравоохранением не имеют ни единой методики определения потребности в лекарственных препаратах на амбулаторном этапе лечения пациентов, ни единой стратегии льготного лекарственного обеспечения. Ключевые слова: льготное лекарственное обеспечение, лекарственные препараты, региональная льгота, потребность в лекарственных препаратах, онкологические заболевания, бронхообструктивные заболевания, сахарный диабет. Для цитирования: Линник С.А., Швачко С.А, Туменко Е.Е. Льготное лекарственное обеспечение пациентов в Федеральных округах и субъектах Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. 2023; 2: 40-49. ОСИ: 10.21045/1811-0185-2023-2-40-49.

Введение

Российской Федерации система льготного .лекарственного обеспечения бесплатными лекарственными препаратами (ЛП) достаточно развита. Обеспечение пациентов ЛП в целом ряде случаев осуществляется за счёт бюджета субъектов Российской Федерации - региональное лекарственное обеспечение (РЛО), регламентируемое Постановлением Правительства РФ № 890

от 30 июля 1994 года1 или за счёт бюджета Российской Федерации - программа обеспечения ЛП для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских

1 Постановление Правительства РФ № 890 от 30 июля 1994 года «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

© Линник С.А., Швачко С.А, Туменко Е.Е, 2023 г.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №2

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

организаций (ОНЛП), регулирующаяся Федеральным законом Российской Федерации № 178 от 17 июля 1999 года2. Постановление № 890 устанавливает перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой. Согласно данному Постановлению, пациенты со злокачественными новообразованиями (ЗНО), бронхиальной астмой (БА), сахарным диабетом (СД) обеспечиваются ЛП в амбулаторных условиях бесплатно вне зависимости от наличия или отсутствия инвалидности. Перечень ЛП для обеспечения пациентов с ЗНО, БА и СД за счёт бюджетов субъектов РФ регламентируется Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи3, в соответствии с которой за счёт бюджетных ассигнований субъектов РФ происходит обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации ЛП в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, не менее Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), за исключением препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях.

Федеральный закон № 178 от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи» определяет право на бесплатное лекарственное обеспечение ряда наиболее социально уязвимых категорий граждан, среди которых инвалиды, ветераны боевых действий и другие.

Значение лекарственного лечения в амбулаторных условиях, особенно пациентов, имеющих хронические или инвалидизирующие заболевания, сложно переоценить [1]. В этой связи ответственность субъектов по льготному лекарственному обеспечению пациентов является важнейшей задачей органов управления здравоохранением субъектов РФ. Мы поставили своей целью провести анализ льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО) пациентов с тремя наиболее распространёнными

2 Федеральный закон Российской Федерации № 178 от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи»

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

группами заболеваний, требующих лечения в амбулаторных условиях. Для этого мы выбрали онкологические заболевания, сахарный диабет и брон-хообструктивные заболевания (БОЗ), включающие бронхиальную астму и хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ).

Другие источники финансирования пациентов на амбулаторном этапе лечения, как то федеральная целевая государственная программа, осуществляющая обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисци-дозом, злокачественными новообразованиями лим-фоидной, кроветворной и родственной им тканей, рассеянным склерозом и другими заболеваниями, программа обеспечения пациентов с некоторыми орфанными заболеваниями за счёт фонда «Круг добра», программы лечения пациентов с ВИЧ, психическими и некоторыми другими заболеваниями в данной работе мы не анализировали.

Материалы и методы

Мы проанализировали закупки ЛП для лечения пациентов с ЗНО, БОЗ и СД за счёт средств РЛО и ОНЛП в 2019-2021 годах по данным сайта zakupki.gov.ru в Федеральных округах и субъектах РФ. Чтобы сравнить ФО и субъекты между собой, мы использовали условную сумму, полученную путём пересчёта суммы затрат на закупки ЛП на 1 пациента с впервые установленным диагнозом ЗНО и взятым на учёт и пересчёте на 1 пациента, имеющего диагнозы БОЗ или СД.

Результаты

Анализ закупок ЛП для лечения пациентов с ЗНО с 2019 по 2021 годы в Российской Федерации показал увеличение суммы затрат за счёт средств РЛО на 11%, достигнув в 2021 году почти 32 млрд. рублей. В то же время затраты бюджета ОНЛП снизились за этот же промежуток времени на 25%. В пересчёте на 1 пациента с вновь установленным диагнозом ЗНО и взятым на учёт сумма консолидированного бюджета РЛО и ОНЛП на закупки ЛП увеличилась с 62 595 рублей до 74 610 рублей.

Однако, Федеральные округа сильно различались между собой. Все ФО увеличили сумму затрат на закупку ЛП за счёт средств РЛО. Два из восьми ФО увеличили также закупки за счет ОНЛП, пять ФО существенно снизили суммы затрат в рамках этой программы, один, ЮФО, оставил закупки в рамках ОНЛП практически без изменений. Ещё больше различий между ФО

с

«КС

№2 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Таблица 1

Закупки ЛП для лечения пациентов с ЗНО за счёт средств РЛО и ОНЛП по Федеральным округам в 2019-2021 годах

ФО РЛО, млн. рублей ОНЛП, млн. рублей РЛО+ОНЛП на 1 п-та с вновь уст. д-ом ЗНО, рублей

2019 2020 2021 2019 2020 2021 2019 2020 2021

РФ 28 053 24 542 31 715 6 510 5 686 4 888 62 595 64 108 74 610

ЦФО (без. Москвы) 5 625 5 695 9 571 852 1 237 1 265 59 835 74 345 111 355

СЗФО 1 638 3 354 5 045 234 304 300 34 152 77 881 112163

ЮФО 1 152 985 1 536 546 521 531 26 860 27 793 36 821

СКФО 267 296 447 400 142 106 28 347 20 876 25 009

ПФО 997 1 129 1 713 954 937 575 16 814 20 716 21 840

УрФО 921 905 1 506 449 413 395 30 212 33 414 45 615

СибФО 756 721 1 299 700 520 536 21 137 20 944 29 888

ДФО 720 851 982 305 234 220 34 535 34 371 45 144

обнаружены в суммах средств консолидированных бюджетов РЛО и ОНЛП в пересчёте на 1 пациента с впервые установленным диагнозом и взятым на учёт. В 2019 году разница между этими суммами составляла 3,5 раза от 16 814 рублей в ПФО до 59 835 рублей в ЦФО. В 2021 году в 7 из 8 ФО эта сумма увеличилась по сравнению с 2019 годом, однако разница между ФО также возросла, достигнув пятикратного размера с минимумом в 21 840 рублей в ПФО и максимумом в 111 355 рублей в СЗФО. Два ФО (СКФО и СибФО) уменьшили эти суммы в 2020 году, по сравнению с 2019 годом и вновь увеличили их в 2021 году (таблица 1).

Анализ закупок ЛП для лечения пациентов с бронхообструктивными заболеваниями на амбулаторном этапе за счёт средств РЛО обнаружил ту же динамику, что и закупки ЛП для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями: сумма средств ежегодно увеличивалась, достигнув в 2021 году почти 6,5 млрд. рублей, что составило +33% в сравнении с 2019 годом. Бюджет ОНЛП снизился за этот же промежуток времени на 15% -с 3,3 млрд. рублей в 2019 году до 2,8 млрд. рублей в 2021 году. Во всех без исключения ФО увеличилась сумма средств, потраченных на закупку ЛП за счёт программы РЛО (в ДФО рост был минимальным, составив только 2%) (таблица 2).

Таблица 2

Закупки ЛП для лечения пациентов с БОЗ за счёт средств РЛО и ОНЛП по Федеральным округам в 2019-2021 годах

ФО РЛО, млн. рублей ОНЛП, млн. рублей РЛО+ОНЛП на 1 п-та с д-ом БОЗ, рублей

2019 2020 2021 2019 2020 2021 2019 2020 2021

РФ 4 302 5 838 6 425 3 313 2 965 2 802 3 829 4 595 5 266

ЦФО (без. Москвы) 830 755 1 156 397 355 299 3 175 3 207 4 149

СЗФО 733 869 871 342 370 341 5 001 6 506 7 374

ЮФО 283 319 429 108 177 210 3 273 4 142 5 628

СКФО 15 27 41 42 40 45 1 994 1 986 2 269

ПФО 690 821 873 442 521 490 2 850 3 367 4 255

УрФО 652 723 960 373 381 496 5 124 5 932 7 966

СибФО 589 987 922 510 539 484 3 253 4 430 4 309

ДФО 155 132 158 145 179 8 о. 3 282 3 485 4 369

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №2

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

Два (ЦФО и ДФО) из восьми ФО уменьшили суммы средств на закупку ЛП за счёт средств ОНЛП, 5 ФО её увеличили, 1 ФО (СЗФО) - оставил без изменений. Различия между ФО в сумме средств на 1 пациента с установленным диагнозом БОЗ в 2019 году был велик и составил 2,6 раза с минимумом в СКФО и максимумом в УрФО. В 2021 году этот показатель увеличился во всех ФО, а разница по этому показателю между ФО увеличилась до 3,5 раз с минимальным значением в СКФО и максимальным в УрФО.

Сумма средств РЛО, потраченная в РФ на закупку ЛП для лечения пациентов с СД, увеличивалась в течение всех трёх анализируемых лет, достигнув более, чем 26 млрд. рублей в 2021 году (+21% в сравнении с 2019 г.). Сумма средств ОНЛП, израсходованная на эти же цели, сократилась в 2021 году в сравнении с 2019 годом на 10%, составив 10,5 млрд. рублей.

Шесть ФО увеличили сумму бюджета РЛО, потраченную на закупки ЛП для лечения пациентов с СД, один ФО её уменьшил (ПФО), другой (УрФО) - оставил неизменной. Также сумма программы ОНЛП осталась без изменений в четырёх ФО, один ФО её сократил (ЮФО), остальные три увеличили (таблица 3).

В 2019 году ФО сильно отличались суммами средств в пересчёте на 1 пациента с СД: минимальное значение было в СКФО - 4 419 рублей, а максимальное в СЗФО - 10 552 рубля, т.е. разница составила 2,4 раза. В 2021 году минимальная сумма затрат была в ПФО - 4 818 рублей в сравнении

с 12 330 рублей в СЗФО, т.е. разница между минимальной и максимальной суммами осталась практически неизменной в сравнении с 2019 годом. Шесть ФО увеличили суммы закупок ЛП в пересчёте на 1 пациента в 2021 году, ПФО уменьшил, СибФО оставил практически без изменений (рост +10%).

Мы сопоставили суммы консолидированных трат бюджетов РЛО и ОНЛП на закупку ЛП для лечения пациентов с ЗНО, БОЗ и СД по Федеральным округам. Оказалось, что одни ФО тратят больше средств, чем в среднем в РФ, на закупку ЛП для всех трёх указанных групп заболеваний - ЦФО и СЗФО (за исключением ЗНО в 2019 году), другие тратят больше средств для закупки ЛП для лечения БОЗ или СД - УрФО (БОЗ и СД), ДФО (СД). Четыре ФО за все три анализируемых года тратили меньше средств, чем в среднем в РФ, на ЛЛО для лечения пациентов ЗНО, БОЗ и СД (таблица 4).

Мы выбрали три Федеральных округа для анализа ситуации с ЛЛО в субъектах: ЦФО, ЮФО и УрФО. Выбор этих ФО обусловлен, во-первых, плотностью населения - в этих ФО проживает 46% населения РФ. Во-вторых, эти ФО различаются по размерам субъектов - наименьший в ЦФО и ЮФО (и, следовательно, меньше расстояния и простая транспортная доступность до медицинских организаций), а наибольший в УрФО, в-третьих, разной плотностью населения и его возрастным составом.

В ЦФО только 3 из 17 субъектов последовательно увеличивали сумму средств с 2019 по 2021 гг., затрачиваемых на закупку ЛП для лечения пациентов

Закупки ЛП для лечения пациентов с СД за счёт средств РЛО и ОНЛП по Федеральным округам в 2019-2021 годах

ФО РЛО, млн. рублей ОНЛП, млн. рублей РЛО+ОНЛП на 1 п-та с д-ом СД, рублей

2019 2020 2021 2019 2020 2021 2019 2020 2021

РФ 20 696 25 728 26 173 11 625 10 180 10 509 6 734 7 481 7 643

ЦФО (без Москвы) 4 830 5 705 6 000 2 093 1 554 2 100 7 349 7 706 8 599

СЗФО 2 585 3 398 3 358 1 278 1 198 1 169 10 522 12 518 12 330

ЮФО 1 718 2 589 3 211 1 125 1 030 734 5 560 7 078 7 716

СКФО 488 625 872 306 392 417 4 419 5 661 7 175

ПФО 3 466 3 832 2 949 1 995 1 907 1 835 5 500 5 780 4 818

УрФО 2 532 2 923 2 543 747 776 994 7 654 8 634 8 256

СибФО 1 698 1 852 2 010 1 191 1 175 1 211 5 370 5 626 5 987

ДФО 1 198 1 436 1 765 565 540 613 7 970 8 943 10 763

С

#хс

Таблица 3

№2 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Таблица

Сравнение затрат на закупки за счёт средств РЛО и ОНЛП для лечения пациентов с ЗНО, БОЗ и СД в пересчёте на 1 пациента по Федеральным округам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в 2019-2021 годах

ФО РЛО+ОНЛП на 1 п-та с впервые установленным д-ом ЗНО, тыс. рублей РЛО+ОНЛП на 1 п-та на учёте с д-ом БОЗ, рублей РЛО+ОНЛП на 1 п-та на учёте с д-ом СД, рублей

2019 2020 2021 2019 2020 2021 2019 2020 2021

РФ 62 595 64 108 74 610 3 775 4 529 5 190 6 734 7 481 7 643

ЦФО (без Москвы) 59 835 74 345 111355 3 175 3 207 4 149 7 349 7 706 8 599

СЗФО 34 152 77 881 112163 5 001 6 506 7 374 10 522 12 518 12 330

ЮФО 26 860 27 793 36 821 2 660 3 363 4 543 5 560 7 078 7 716

СКФО 28 347 20 876 25 009 1 994 1 986 2 269 4 419 5 661 7 175

ПФО 16 814 20 716 21 840 2 850 3 367 4 255 5 500 5 780 4 818

УрФО 30 212 33 414 45 615 5 124 5 932 7 966 7 654 8 634 8 256

СибФО 21 137 20 944 29 888 3 253 4 430 4 309 5 370 5 626 5 987

ДФО 34 535 34 371 45 144 3 282 3 485 4 369 7 970 8 943 10 763

с ЗНО за счёт средств РЛО и ОНЛП, в пересчёте на 1 пациента с впервые выявленным ЗНО и взятым на учёт. Три субъекта увеличили эту сумму в 2021 году в сравнении с 2019 годом, однако в 2020 году эти суммы были меньше суммы 2019 года. Шесть субъектов, напротив, уменьшили сумму в 2021 году в сравнении с 2019 годом. Разница между субъектами в расчётной сумме на 1 пациента с впервые выявленным ЗНО в 2019 году составила более, чем 6 раз от минимальной в Ивановской и Курской областях (34 тыс. рублей) до максимальной в Московской области (215 тыс. рублей). В 2021 разница между субъектами увеличилась, достигнув 14 раз с минимумом в Воронежской области и максимумом в Московской (таблица 5).

При анализе закупок ЛП для лечения пациентов с БОЗ за счёт средств РЛО и ОНЛП в ЦФО выявлено, что в 11 субъектах сумма закупок ЛП в пересчёте на одного пациента увеличилась в 2021 году, по сравнению с 2019 годом, а в пяти - напротив, уменьшилась. Разница в сумме на 1 пациента между субъектами в 2019 году составила почти 7 раз и увеличилась в 2021 году до 14-кратной.

В 11 субъектах сумма средств, потраченных на закупку ЛП за счёт средств РЛО и ОНЛП в пересчёте на 1 пациента с СД в 2021 увеличилась, по сравнению с 2019 годом, а в четырёх, напротив, уменьшилась. Однако, разница между субъектами в 2019 году была не столь большой, составив немногим более 2 раз. В 2021 году эта разница увеличилась до 3,2 раз (таблица 5).

При анализе закупок ЛП за счёт средств РЛО и ОНЛП для лечения пациентов с ЗНО в УрФО выявлено снижение суммы затрат в 2021 году по сравнению с 2019 годом в пересчёте на 1 пациента с впервые установленным диагнозом и взятым на учёт в трёх (50%) субъектах ФО (Курганская, Свердловская области и Челябинская области). Два субъекта эти суммы увеличили - Тюменская область и ХМАО. Сумма затрат в ЯНАО осталась без изменений. Обращает внимание большая разница в сумме затрат на 1 пациента между различными субъектами в 2019 году: максимум в ЯНАО 483 тыс. рублей и минимум в Тюменской области 34 тыс. рублей, т.е. более, чем в 14 раз. В 2021 году эта разница не только не сократилась, но, напротив, увеличилась до 21 раза: максимум в ЯНАО - 482 тыс., минимум в Свердловской области - 23 тыс. рублей. Также мы выявили неоднородность сумм, потраченных на ЛЛО, в пересчёте на 1 пациента с впервые выявленным диагнозом ЗНО в субъектах по годам. Так, например, Тюменская область потратила 34, 52 и 48 тыс. рублей в 2019, 2020 и 2021 годах, соответственно. Челябинская область 57, 74 и 51 тыс. рублей в те же годы. Т. е. на закупки ЛП в каждый год тратилось то больше, то меньше средств РЛО и ОНЛП (таблица 6).

Анализ закупок ЛП для лечения пациентов с СД показал уменьшение суммы средств, потраченных на ЛЛО в пересчёте на 1 пациента, в трёх (50%) субъектах. Другие три субъекта эту сумму увеличили. Так же как и в случае с закупками ЛП для лечения

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 2

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

Таблица 5

Суммы средств бюджетов РЛО и ОНЛП, затраченные субъектами ЦФО на закупку ЛП для лечения пациентов с ЗНО, БОЗ и СД в пересчёте на 1 пациента в 2019-2021 годах

Субъекты РЛО+ОНЛП на ] п-та с впервые установленным д-ом ЗНО, тыс. рублей РЛО+ОНЛП на ] п-та на учёте с д-ом БОЗ, тыс. рублей РЛО+ОНЛП на ] п-та на учёте с д-ом СД, тыс. рублей

2019 2020 2021 2019 2020 2021 2019 2020 2021

Белгородская обл. 40 69 38 1 1,9 2,9 7 9 10

Брянская обл. 72 64 87 7,4 1,9 3,2 7 7 7

Владимирская обл. 101 95 105 1,8 1,9 3,3 5 8

Воронежская обл. 35 52 20 0,5 0,7 0,8 4 4

Ивановская обл. 34 48 28 2,6 3,3 5,4 5 5

6

7

Калужская обл. 166 208 179 4,4 10 11,2 7 8 10

Костромская обл. 46 69 64 2 2,3 3,6 6 8 9

Курская обл. 34 73 93 4,8 5 4,7 9 10 13

Липецкая обл. 43 75 48 3,8 3 2,8 7 5 6

Московская обл. 215 256 280 3,7 2 3 9 10 12

Орловская обл. 73 103 71 3 2,9 4 6 7 7

Рязанская обл. 42 93 95 1,1 1,3 2 8 8 8

Смоленская обл. 84 91 45 2,9 3 2 6 6 4

Тамбовская обл. 39 50 25 3 3,1 3,5 6 7 8

Тверская обл. 91 114 107 3 3,3 3,7 6 6 7

Тульская обл. 94 142 149 2,3 2,1 1,7 7 9 6

Ярославская обл. 113 29 158 4,6 4,9 9,1 8 13 9

пациентов с ЗНО, обнаружены межгодовые колебания в суммах на 1 пациента в субъектах. Например, в ХМАО эти суммы составляли 14 тыс., 19 тыс., 10 тыс. рублей в 2019-2021 годах, похожие значения в ЯНАО. Разница между субъектами в 2019 году в суммах на 1 пациента, составлявшая 3,5 раза, в 2021 году уменьшилась до двухкратной разницы.

В пяти их шести субъектах УрФО сумма средств, потраченная на закупки ЛП в пересчёте на 1 пациента с БОЗ, увеличилась в 2021 году в сравнении с 2019 годом, а разница между субъектами была в 2019 году двукратной, увеличившись до 3-кратной в 2021 году (таблица 6).

Анализ ЛЛО в ЮФО выявил следующее. Сумма средств на закупку ЛП для лечения пациентов с ЗНО увеличилась в 2021 году в сравнении с 2019 годом в трёх из шести субъектов, в одном субъекте (Краснодарский край) эта сумма осталась неизменной, в двух других - увеличилась. Разница в сумме на 1 пациента в 2019 году между субъектами составила менее 3-х раз, однако она увеличилась за три года до 5,5 раз. Отмеченная непоследовательность в суммах на 1 пациента

в анализе предыдущих ФО обнаружена и в 4 других субъектах ЮФО (67%).

В пяти из шести анализируемых субъектах ЮФО сумма средств, потраченная на ЛЛО в пересчёте на 1 пациента с БОЗ, увеличилась в 2021 голу по сравнению с 2019 годом. Однако только в двух из этих пяти субъектов суммы увеличивались и в 2020, и в 2021 годах. В 2019 году разница в этих суммах между субъектами составляла более 5 раз, оставшись такой же в 2021 году.

Все шесть субъектов ЮФО увеличили суммы ЛЛО в пересчёте на 1 пациента с СД, однако делали это непоследовательно, т.е. не ежегодно. Разница в суммах между субъектами 2019 году была невелика в и увеличилась до двухкратной в 2021 году (таблица 7).

Из всех 29 анализируемых субъектов только в 6 увеличились суммы средств в 2021 году, потраченных на закупку ЛП за счёт средств РЛО и ОНЛП в пересчёте на 1 пациента для лечения пациентов всех трёх групп заболеваний (ЗНО, БОЗ, СД), по сравнению с 2019 годом: в Астраханской, Владимирской, Тверской, Тюменской и Калужской областях

№ 2 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

Таблица 6

Суммы средств бюджетов РЛО и ОНЛП, затраченные субъектами УрФО на закупку ЛП для лечения пациентов с ЗНО, БОЗ и СД в пересчёте на 1 пациента в 2019-2021 годах

Субъекты РЛО+ОНЛП на 1 п-та с впервые установленным д-ом ЗНО, тыс. рублей РЛО+ОНЛП на на учёте с д-ом тыс. рублей 1 п-та БОЗ, ? РЛО+ОНЛП на на учёте с д-ом тыс. рублей 1 п-та СД, ?

2019 2020 2021 2019 2020 2021 2019 2020 2021

Курганская обл. 42 32 23 6 6,2 6,7 10 8 9

Свердловская обл. 57 70 31 4,7 5 9 5 5 7

Тюменская обл. 34 52 48 7,7 6,7 8,2 9 9 12

Челябинская обл. 57 73 51 2,7 3,2 3,6 5 8 6

ХМАО 97 185 157 3,3 5,8 3 14 19 10

ЯНАО 483 413 482 4,7 5,9 7,3 17 19 13

Таблица 7

Суммы средств бюджетов РЛО и ОНЛП, затраченные субъектами ЮФО на закупку ЛП для лечения пациентов с ЗНО, БОЗ и СД в пересчёте на 1 пациента в 2019-2021 годах

Субъекты РЛО+ОНЛП на 1 п-та с впервые установленным д-ом ЗНО, тыс. рублей РЛО+ОНЛП на 1 п-та на учёте с д-ом БОЗ, тыс. рублей РЛО+ОНЛП на 1 п-та на учёте с д-ом СД, тыс. рублей

2019 2020 2021 2019 2020 2021 2019 2020 2021

Астраханская обл. 80 114 114 6,6 4,4 8,9 8 10 14

Волгоградская обл. 36 52 17 1,3 1 1,6 5 5 7

Краснодарский кр. 83 94 84 2,8 3,7 5 5 6 7

Ростовская обл. 28 41 21 2,4 4,7 5 8 12 11

Респ. Адыгея 34 76 54 2,4 2,5 2,3 8 7 12

Респ. Калмыкия 49 64 62 1,9 3,9 4,8 5 6 8

и в Республике Калмыкия. В то же время, ни в одном из перечисленных субъектов суммы не увеличивались от года к году. Например, в Калмыкии сумма, потраченная на препараты для лечения ЗНО в 2020 году составила 64 тыс. рублей, в 2021 г. - 62 тыс., а в Тюменской области эта сумма составила в 2020 г. 52 тыс., в 2021 г. - 48 тыс., а у пациентов с БОЗ -6,7 и 8,2 тыс. в 2020 и 2021 годах, соответственно.

Обсуждение

С развитием медицины и фармацевтики всё большее количество лекарственных препаратов выходит в обращение. Одни из них увеличивают продолжительность жизни, другие снижают частоту обострений и госпитализаций, третьи улучшают качество жизни, четвёртые обладают всеми перечисленными качествами. При этом хронические заболевания требуют длительного, часто пожизненного, приёма ЛП. В такой ситуации лечение в амбулаторных условиях обладает неоспоримым преимуществом: пациент живёт в привычной

обстановке дома, часто может работать, вести ту или иную социальную активность. Эта возможность реализуется только при наличии льготных лекарственных препаратов.

В различных исследованиях изучалось лекарственное обеспечение для лечения в амбулаторных условиях. Мы же ставили своей задачей проанализировать ЛЛО в одних и тех же ФО и субъектах РФ для лечения пациентов с ЗНО, БОЗ и СД. Имеющиеся в нашем распоряжении исследования свидетельствуют о серьезных различиях средних объемов фактических затрат на одного обратившегося льго-тополучателя [2], отмечается значительный разброс значений данного показателя и, прежде всего, в сегменте онкологических заболеваний, между субъектами РФ [3]. Недостаточность ЛЛО вынуждает пациентов тратить собственные средства на покупку ЛП: каждый третий пациент тратит 10% ежемесячного бюджета, а каждый пятый - 25% [4].

Для сравнения ФО и субъектов между собой мы использовали пересчёт на 1 пациента с впервые

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 2

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

установленным диагнозом ЗНО и взятым на учёт и 1 пациента, стоящего на учёте, с диагнозами БОЗ или СД. Это относительный показатель, имеющий единственную цель - сравнить между собой ФО и субъекты. Анализируя ЛЛО по Федеральным округам, мы обнаружили, что наименьшие суммы средств, потраченных на закупку ЛП для ЛЛО в пересчёте на одного пациента во всех трёх группах заболеваний, были в 2019 году в СКФО, ЮФО и ПФО. Сибирский Федеральный округ тратил меньше других для обеспечения пациентов с ЗНО и СД, Уральский - на лечение пациентов с ЗНО. В 2021 году Федеральные округа с наименьшими суммами в пересчёте на одного пациента были практически те же: ПФО, СКФО, ЮФО и СибФО во всех трёх группах заболеваний. Это приводит к разной доступности лекарственной терапии на амбулаторном этапе лечения для пациентов, проживающих в разных ФО [5, 6]. Тульская область, напротив, тратит больше средств на закупку онкологических препаратов, но существенно меньше, чем другие субъекты ЦФО, на закупку ЛП для лечения пациентов с СД.

Анализ ЛЛО в субъектах выявил существенную неоднородность внутри Федеральных округов. Причём разница в сумме, потраченной на закупки ЛП для ЛЛО в пересчёте на одного пациента, достигала десятикратных значений. Такая ситуация хорошо известна на примере лечения пациентов с онкологическими заболеваниями [7]. Кроме того, нередки ситуации, когда субъект больше (по сравнению с субъектами своего ФО) финансирует какую-либо одну нозологию, деприоритизируя при этом ЛЛО для лечения пациентов с другими нозо-логиями, т.е. отчётливо прослеживается некоторая избирательность. Например, Ростовская область существенно меньше тратит средств для закупки ЛП для лечения пациентов с ЗНО, но лидирует по закупкам ЛП для лечения пациентов с СД.

Для обеспечения пациентов ЛП на амбулаторном этапе лечения необходимо увеличивать суммы, затрачиваемые на закупку ЛП за счёт РЛО и ОНЛП. Стоимость ЛП будет увеличиваться [8], что тоже требует увеличения сумм на ЛЛО. Учитывая особенности сложившейся системы здравоохранения РФ - бюджетирование, планирование закупок и т.д., органам управления здравоохранения субъектов РФ необходимо планировать потребность в лекарственных препаратах через прогнозируемое количество пациентов, которые будут нуждаться в ЛЛО в течение года. В случае, когда консолидированный бюджет РЛО и ОНЛП,

затраченный на закупку ЛП для лечения пациентов, оказывается меньше предыдущего года, не только новые пациенты не могут быть полностью обеспечены ЛП, но и, возможно какому-то количеству пациентов, получавших ЛП на амбулаторном этапе лечения ранее, придётся продолжать лечение в условиях стационара, дневного стационара или за счет собственных средств.

Проблемы, с которыми сталкиваются органы управления здравоохранением в субъектах, очевидны. Программа ОНЛП, после возможности монетизации льгот, по сути, разрушилась. Например, в Краснодарском крае только 21-23% федеральных льготников не прибегли к монетизации льгот, следовательно, краевой бюджет, получив субвенции, большую часть средств будет вынужден направить на выплаты, а не на закупку лекарственных препаратов [9]. Близкие цифры к упомянутой выше характеризуют положение с ОНЛП в стране в целом [8] - бюджет сокращается. Не менее остро стоит вопрос с региональными льготниками - дефицит бюджетов подавляющего большинства субъектов. Вероятно, строгое исполнение Постановления № 890 непосильно большинству субъектов РФ [10]. Кроме того, возникшие правовые коллизии -требование Постановления № 890 обеспечить льготными ЛП пациентов из перечня заболеваний с одной стороны, и указание на обязательность включения в региональный перечень лекарственных препаратов, которые будут закупаться за счёт средств РЛО, не менее перечня ЖНВЛП, за исключением ЛП, применение которых возможно только в стационаре (в отсутствии официальных критериев условий места применения ЛП) - приводят к юридической неопределённости [1, 11]. Субъекты принимают решение о ЛЛО той или иной льготной категории пациентов по своему усмотрению, включают разное количество МНН в региональные перечни [12] и по-разному обеспечивают пациентов, страдающих наиболее распространёнными заболеваниями, что было выявлено в нашем исследовании. Ещё одна правовая коллизия заключается в том, что в случае монетизации льгот, обязательства субъектов по ЛЛО пациента в соответствии с постановлением Правительства № 890 не снимаются, если это заболевание включено в него.

Отсутствие последовательности в суммах закупок ЛП для ЛЛО в субъектах РФ свидетельствует об отсутствии понимания необходимого количества ЛП для лечения пациентов с той или иной нозологией. Отсутствие единой методики определения

с

#хс

№ 2 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

потребности ЛП в субъектах приводит к тому, что они по-разному рассчитывают эту потребность, что в свою очередь приводит к разной обеспеченности пациентов ЛП на амбулаторном этапе лечения.

Безусловно, судить об обеспеченности лекарственными препаратами пациентов с анализируемыми группами заболеваний нельзя. Мы провели анализ обеспеченности пациентов ЛП только в амбулаторных условиях за счет средств РЛО и ОНЛП. Возможно, в тех ФО и субъектах, в которых затраты на ЛЛО меньше, чем в среднем по стране, пациенты больше получают помощь в условиях стационара и дневного стационара или прибегают к покупке ЛП за собственные средства.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Обеспеченность ЛП на амбулаторном этапе лечения пациентов со злокачественными ново-

образованиями, бронхообструктивными заболеваниями и сахарным диабетом сильно отличается как между Федеральными округами, так и на уровне субъектов РФ, что создаёт неравную доступность к лекарственному лечению пациентов на амбулаторном этапе лечения.

2. Обеспеченность пациентов ЛП на амбулаторном этапе лечения значимо меняется от года к году во многих субъектах РФ, что затрудняет планирование лечения пациентов.

3. Органы управления здравоохранением не имеют единой методики определения потребности в лекарственных препаратах на амбулаторном этапе лечения пациентов, что усиливает неравенство к доступности к лекарственному лечению пациентов с разными нозологиями, проживающих в разных ФО и субъектах России.

1. Феоктистова Ю.В., Поддубный Е.А, Манеева Е.С., Елисеева Е.В. Нормативно-правовые и организационные основы льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. // Таврический медико-биологический вестник. - 2018. - Т. 21. - № 4. - С. 120-127.

2. Петрухина И.К., Блинкова П.Р., Логинова Л.В., Рязанова Т.К., Егорова А.В., Хусаинова А.И. Анализ показателей региональных программ льготного лекарственного обеспечения в субъектах РФ. // Материалы конференции «Синтез наук как основа развития медицинских знаний». 2018. Самара. - С. 424-431.

3. Петрухина И.К., Егорова А.В., Логинова Л.В., Бубнова А.В. Анализ особенностей реализации региональных программ льготного лекарственного обеспечения в отдельных субъектах РФ. // Современная организация лекарственного обеспечения. - 2019. - № 2. - С. 63-64.

4. Казаков Е.В. Удовлетворенность населения программами льготного лекарственного обеспечения // Дальневосточный медицинский журнал. - 2019. - № 1. - С. 71-74.

5. Тельнова Е.А., Загоруйченко А.А. О государственном регулировании на российском фармацевтическом рынке и проблемах лекарственного обеспечения // Современная организация лекарственного обеспечения. - 2020. - Т. 7. - № 3. - С. 11-20.

6. Петрухина И.К., Рязанова Т.К., Егорова А.В., Логинова Л.В., Хусаинова А.И., Блинкова П.Р. Особенности реализация программ региональной лекарственной поддержки федеральных льготополучателей в субъектах РФ // Современная организация лекарственного обеспечения. - 2020. - Т. 7. - № 1. - С. 72-74.

7. Линник С.А. Анализ обеспечения лекарственными препаратами пациентов с ЗНО в субъектах РФ. // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2022. - Т. 75. - № 3. - С. 28-32.

8. Ковалева К.К., Наркевич И.А., Немятых О.Д, Васягина Ю.А. Анализ федеральных программ льготного лекарственного обеспечения населения. // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники. - 2019. - № 3. - С 54-58.

9. Пильщикова В.В., Шильцова Т.А., Васильев Ю.А. Анализ стратегии лекарственного обеспечения отдельных категорий населения краснодарского края // Новые технологии. - 2021. - Т. 17. - № 4. -С. 94-102.

10. Комаров И.А., Александрова О.Ю., Нагибин О.А. Современная организация лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Федеральные и региональные особенности. // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 5. - С. 53-60.

11. Нагибин О.А., Манухина Е.В., Комаров И.А. Нормативно-правовое регулирование льготного лекарственного обеспечения в Российской Федерации. // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. - 2019. - Т. 27. - № 4. - С. 520-529.

12. Нагибин О.А., Селявина О.Н., Караушева Л.Е. Анализ нормативно-правовых актов по организации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. // Лечебное дело. - 2020. - № 2. - С. 128-136.

Менеджер

здравоохранения /

Maneger № 2

ZdrevoochreneniB 2023

ORIGINAL PAPER

SUBSIDIZED PHARMACEUTICAL PROVISION FOR PATIENTS IN THE FEDERAL DISTRICTS AND SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION USING THE EXAMPLE OF THE MOST COMMON DISEASES

S.A. Linnik 1 X, S.A. Shvachko2, E.E. Tumenko3

'-2-3 N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. ' https://orcid.org/0000-0002-0538-5400; 2 https://orcid.org/0000-0002-9387-6479 3 https://orcid.org/0000-0001 -5097-3722

H Corresponding author: Linnik S.A.

ABSTRACT

In the Russian Federation, the obligations of federal and regional authorities for Subsidized Pharmaceutical Provisionfor patients are legally defined, the issues of providing patients with drugs for the treatment of a particular nosology are analyzed with varying degree of detail, however, a comprehensive assessment of Subsidized Pharmaceutical Provision for patients with the most common diseases in the Federal Districts and federal subjects was not carried out. This was the aim of this study. We analyzed the purchase of medicines for the treatment of patients with cancer, broncho-obstructive diseases (bronchial asthma and chronic obstructive pulmonary disease) and diabetes in the Federal Districts and federal subjects of Russia though regional and federal budgeting and recalculated the total spendings per 1 patient living in the Federal District or federal subject.

We found that both the federal districts and the constituent entities differed in the budget spendings for purchase of medicines for the treatment of the analyzed nosologies. In addition, we found inconsistency in the sum of funds spent on the subsidized Pharmaceutical Provision from year to year.

The availability of medicines at the outpatient stage of treatment of cancer, broncho-obstructive diseases and diabetes mellitus differs greatly between the different Federal Districts and on the federal subject level. This creates unequal access to drug treatment for patients at the outpatient stage of treatment. Health authorities do not use a unified methodology for planning the demand of medicines at the outpatient stage of treatment, nor a unified strategy for Subsidized Pharmaceutical Provision xecution.

Keywords: preferential drug provision, drugs, regional benefit, need for drugs, oncological diseases, bronchial asthma, diabetes mellitus.

For citation: Linnik S.A, Shvachko S.A., Tumenko E.E. Subsidized Pharmaceutical Provision for patients in the Federal Districts and subjects of the Russian Federation using the example of the most common diseases // Manager Zdravoohranenia. 2023; 2: 40-49. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-2-40-49.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Линник Сергей Александрович - канд. мед. наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.С. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Sergey A. Linnik - PhD, senior investigator of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: Linnik2001@mail.ru

Швачко Сергей Александрович - аспирант ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.С. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва, Россия. Sergey A. Shvachko - graduate student of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia.

Туменко Елена Евгеньевна - лаборант - исследователь ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.С. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва, Россия. Elena E. Tumenko - laboratory assistant researcher of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia.

№ 2 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.