Практика медиаобразования
Анализ культурной мифологии аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на материале фильмов мелодраматического жанра)*
И.В. Челышева кандидат педагогических наук, доцент
* данная статья написана при поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.21.3.491 - «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» (гос. регистр. номер 03.13.30)». Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
Анализ культурной мифологии медиатекстов (Cultural Mythology Analysis of Media Texts) заключается в выявлении и анализе «мифологизации (в том числе в рамках так называемых фольклорных источников - сказок, «городских легенд» и т.д.) фабул, тем, типов персонажей и т.д. в медиатекстах» [Федоров, 2007, с.254].
Медиакультура по природе своей мифологична. Опора на фольклорность и мифы является одним из мощных стимулов неизменной популярности многих произведений массовой аудиовизуальной
медиакультуры. «Многие из жанров массовой культуры сохраняют в своей структуре основные составляющие мифа как формы целостного массового переживания действительности, неподвластной логике практического опыта... Преобладающее большинство из этих жанров выступает как совокупный современный миф со всеми его атрибутами и особенностями оформления» [Костина, 2006, с. 343]. По мнению Г.Г. Почепцова, «миф является целой конструкцией, в этом его принципиальная выгодность, поскольку число нужных характеристик теперь будут всплывать автоматически. В случае подключения мифа уже нет необходимости порождать целые тексты, можно только намекать, подсказывая существенные характеристики, подводящие массовое сознание к тому или иному мифу» [Почепцов, 2001, с. 106]. Еще С. Эйзенштейн говорил, что восприятие фильма определяется не сюжетом, не ключевыми мотивами, а «обертонами» - различными компонентами зрительного образа, которые как бы ни с того ни с сего «выныривают» в кадре и впечатляют зрителя [Эйзенштейн, 1956, с. 41].
Мифологичность, сказочность всегда притягательна для зрителя, особенно юного. Неслучайно «во многих популярных медиатекстах в той или
иной мере чувствуются отголоски библейских мотивов, древнегреческих мифов, сказок о Золушке, Красной Шапочке, Змее Горыныче, Синей Бороде, Али Бабе и сорока разбойниках и т.п. Безусловно, аудитория (например, школьная) может не замечать этого, но все равно неосознанно тянуться к сказочности, фантастическому действию, мифологическим героям...» [Федоров. 2007, с. 250].
Мифологическая реальность, созданная масс-медиа, нашла отражение практически во всех видах и жанрах медиа. Не исключение в этом смысле -и аудиовизуальные медиатексты. Возьмем, к примеру, одну из традиционных основ культурной мифологии - борьбу Добра и Зла. На основе этой темы в кинематографе и на телевидении существует бесчисленное число мифологических версий, скажем, боевик, «в котором военный спасает мир от ядерной катастрофы, устроенной террористами, приключенческого рассказа, в котором ученый спасает героиню из лап злодеев и находит сокровища, документального репортажа о храбром пожарном, волшебной сказки про богатыря, победившего дракона и т.д. Люди достаточно рано усваивают такие мифы и легко воспринимают информацию, соответствующую им» [Гулевич, 2008, с. 210-211].
Фильмы мелодраматического жанра также не исключение: как любое произведение массовой культуры, в своей основе они, как правило, содержат миф, легенду, сказочный сюжет. «Мелодрама принадлежит к числу устойчивых драматических форм с разно определившимся основоположным эстетическим принципом, с «чистыми» драматическими элементами и их откровенной игрой, с отчетливой художественно эффективной координацией композиционных приемов» [Балхатый, 1990, с. 30].
Для популярных фильмов-мелодрам характерно «постоянство метафор, ориентация на последовательное воплощение наиболее стойких сюжетных схем, синтез естественного и сверхъестественного, обращение не к рациональному, а эмоциональному через идентификацию (воображаемое перевоплощение в активно действующих персонажей, слияние с атмосферой, аурой произведения), «волшебная сила» героев, стандартизация (тиражирование, унификация, адаптация) идей, ситуаций, характеров и т.д., мозаичность, серийность, компенсация (иллюзия осуществления заветных, но не сбывшихся желаний), счастливый финал, использование такой ритмической организации фильмов, телепередач, клипов, где на чувство зрителей вместе с содержанием кадров воздействует порядок их смены; интуитивное угадывание подсознательных интересов аудитории и т.д.» [Федоров, 2007, с. 252].
Именно поэтому фильмы данного жанра были положены нами в основу анализа культурной мифологии аудиовизуальных медиатекстов, хотя вид данного анализа можно осуществлять и на примере других популярных у аудитории жанров: детектива, триллера, мюзикла и т.д.
Анализ культурной мифологии аудиовизуальных медиатекстов предполагает выполнение студентами ряда творческих заданий: литературно-имитационных, театрализовано-ролевых, изобразительно-
имитационных, литературно-аналитических. Каждое из этих заданий включают анализ ключевых понятий медиаобразования: «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа» (media categories), «язык медиа» (media language), «медийные технологии» (media technologies), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences) и др.
К примеру, цикл литературно-имитационных творческих заданий, посвященный анализу культурной мифологии аудиовизуальных медиатекстов на примере фильмов мелодраматического жанра, включает изучение ключевого понятия медиаобразования Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories): аудитории предлагается написать синопсис (краткое содержание будущей мелодрамы) с использованием мифологических, сказочных стереотипов (сюжетные схемы, типичные ситуации, персонажи и т.д.). После написания остальные члены студенческой группы должны угадать мифологическую основу, содержащуюся в данном синопсисе.
Приведем примеры наиболее оригинальных работ студентов.
Александра Б.: «В семье бизнесмена рождается дочь. По поводу ее рождения в доме молодых родителей собирается много гостей. Среди них -сестра матери, которая втайне ненавидит своих родственников. За столом все гости желают молодой супружеской паре счастья и благополучия, только коварная тетя отпускает злые реплики.
Дальнейшие действия фильма разворачиваются спустя 20 лет. Девочка, выросшая за это время, превращается в прекрасную девушку - студентку престижного вуза, которую любят все окружающие. У этой девушки есть жених - военный, который уезжает в длительную командировку. Однажды девушка попадает в автомобильную катастрофу, которую подстраивает ее родственница - тетя, которая ненавидела ее с детства. Сильные травмы, полученные девушкой, приводят к тому, что она оказывается в больнице, где долгое время находится в состоянии комы.
Безутешные родители пытаются спасти девушку: привозят лучших врачей, обращаются к народным целителям и т.д. Но все безрезультатно, и девушка не приходит в сознание. Злая родственница торжествует - теперь все, кому она раньше так завидовала, находятся в безутешном горе.
В это время парень девушки узнает о несчастье и спешно приезжает домой. Первым делом он отправляется в больницу к девушке, заходит к ней в палату и случается чудо: девушка открывает глаза и приходит в себя. Злая тетка девушки в это время попадает под машину. Все счастливы, кроме злой тетки».
После озвучивания данного синопсиса студенты приходят к выводу, что в основу данного сюжета положена всем известная сказка о Спящей красавице. Главным отличием этой истории от первоисточника является перенос событий в другую историческую эпоху. В остальном все ключевые события (рождение наследницы, проклятье, несчастье, чудесное пробуждение, смерть злодейки) сохранены, как и действующие лица: король
с королевой (бизнесмен с женой), принцесса (их дочь - студентка престижного вуза), принц (жених-военный), злая колдунья (тетя девушки). Таким образом, при помощи опоры на общеизвестную мифологическую основу у студентки получился вполне современный сюжет, который может реализоваться в кино и на ТВ как телевизионный сериал или полнометражный художественный фильм.
Данное задание также удачно укладывается в рамки изучения ключевого понятия Медийные технологии (media technologies). В этом случае студентам можно предложить на основании написанных синопсисов будущего аудиовизуального медиатекста мелодраматического жанра подготовить план использования современных технологий создания медиатекстов с мифологической, сказочной основой (спецэффектов, трюков и т.п.).
В процессе изучения понятия Медийные репрезентации (media representations) студенты могут поучаствовать в следующем виде работы: им предлагается составить рассказ от имени (главного или второстепенного) персонажа аудиовизуального медиатекста - мелодрамы, имеющего мифологический, сказочный, фольклорный источник: с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. Наиболее удачные, близкие к оригиналу рассказы могут быть положены в основу будущей кинопостановки в студенческой аудитории.
Приведем пример выполнения этого вида задания студентом Михаилом Ш. Он составил рассказ от имени главного героя фильма «По семейным обстоятельствам» - Игоря:
«Хочу рассказать вам о своей нелегкой жизни. У меня есть все, что нужно для счастья - любящая жена, маленькая дочка Леночка, интересная работа. Все бы хорошо, но есть одно большое НО... Это моя теща. Она живет вместе с нами и никак не хочет понимать, что главное в ее жизни -не ее дурацкая работа, а внучка.
Моя теща - большой начальник. Она так привыкла командовать на работе, что никак не хочет расставаться со своей ролью дома.
Все, что я не сделаю, что ни скажу, все вызывает у нее раздражение, истерику. Вот вчера случайно разбил чашку, так она сразу вспомнила, что ее покупал покойный муж. Такое впечатление, что в доме, кроме того, «что купил папа», больше ничего нет.
Прямо не знаю, что и делать. Может быть, уйти от них и дело с концом?».
В процессе обсуждения составленного Михаилом рассказа студенты отметили удачно сохраненные основные особенности, характерные для героя фильма, наиболее типичные выражения. Мифологическая основа данного сюжета - круг действий антагониста/вредителя (в данном случае - тещи), борьба с ним героя (Игоря) также отчетливо прослеживается в работе студента.
Изучение Медийной аудитории (media audiences) в контексте анализа культурной мифологии на материале фильмов-мелодрам включало литературно-имитационное задание следующего содержания: студентам
предстояло составить монолог от имени каких-либо представителей аудитории (разного возраста, пола, социального статуса, национальности, религии и пр.) о медиатексте, имеющем мифологический, сказочный, фольклорный источник.
Вот пример выполнения данного задания студенткой Анастасией Д.:
«Уважаемая киностудия! К вам обращается домохозяйка из города Козельска Антонина Ивановна Гришкина. Пишу вам со слезами на глазах. Прямо не могла вчера оторваться от экрана, смотрела фильм «Всегда говори «Никогда» (название фильма изменено).
Ну что же это такое? Разве можно такой интересный фильм заканчивать на 585 серии? Ну, ничего же не понятно, с кем осталась главная героиня, почему не показали свадьбу? А как же злодейка-сестра, совсем, что ли, ей плохо? Так надо же было подробно на этом остановиться, показать хотя бы еще серий 100... Прямо не знаю, что и делать, только об этом и думаю, даже уборку делать сегодня не могла.
Если вы не собираетесь дальше показывать фильм, хотя бы в письме подробно опишите, что и с кем стало, а то прямо сердце не на месте. Жду ответа, как соловей лета!».
Цикл театрализовано-ролевых творческих заданий для анализа культурной мифологии аудиовизуальных медиатекстов мелодраматического жанра на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории может быть проведен использованием следующих заданий.
Изучение понятия Медийные агентства (media agencies) - студентам предлагается принять участие в съемке фильма или телепередачи, имеющей мифологический, сказочный, фольклорный источник. Для выполнения данного задания используются подготовленные ранее синопсисы. В процессе съемки сохраняется порядок основных этапов подготовительного и съемочного процесса - разработка сценария, отбор «актеров» на исполнение той или иной роли, подготовка костюмов, декораций и т.д. Понятно, что в условиях учебного процесса подготовка к съемке может занять значительное количество времени. Поэтому после первых шагов подготовки к съемке, можно предложить студентам осуществить ее в домашних условиях.
Как показывает практический опыт, студенты с удовольствием занимаются съемочным процессом и демонстрируют результаты своего труда в аудитории. После просмотра подготовленных видеоматериалов проводится их обсуждение, включая основные структурные компоненты анализа мифологической основы фильма, соответствие готовой работы мелодраматическому жанру, качество готового видеоматериала и т.д.
Также в процессе медиаобразовательных занятий со студентами возможно такое задание: подготовка и проведение театрализованного этюда на тему «пресс-конференции» с «российскими и зарубежными авторами», медиатекста, имеющего мифологический, сказочный, фольклорный источник («телеведущим», «сценаристом», «режиссером», «актерами», «оператором», «композитором», «художником», «звукооператором», «продюсером»,
«дизайнером» и др.). «Журналисты» по ходу занятия задают заранее подготовленные вопросы «авторам», которые в свою очередь предварительно готовились к «защите» своего гипотетического (или действительно созданного в ходе предыдущих упражнений) детища - конкретного медиатекста и пр. [Федоров, 2007].
Возможен и второй вариант этого задания, заключающийся в подготовке «интервью» (разыгранные студентами интервью с
мифологическими/сказочными персонажами конкретных мелодраматических медиатекстов и их «авторами»). Работа идет в группах по 2-3 человека. Каждая группа готовит и осуществляет на практике свой игровой проект интервью. Педагог выступает в роли консультанта, результаты обсуждаются и сравниваются.
Приводим фрагмент «пресс-конференции» с создателями и актерами телевизионного сериала в жанре мелодрамы «Богатые тоже плачут». В «пресс-конференции» участвуют «сценарист», «режиссер», «исполнители главных ролей», «телеведущий»:
« Телеведущий»: Ваш фильм произвел фурор у российской публики. С чем Вы связываете такой успех?
«Сценарист»: Прежде всего, я считаю, что у этого фильма очень удачный сценарий. Фильмы про Золушку всегда пользовались успехом у публики.
«Телеведущий»: Как протекал съемочный процесс?
«Режиссер»: Особых трудностей не было, Команда очень слаженно и четко работала, все выполняли мои указания. Кроме того, в этом фильме играют замечательные актеры, которым удалось уловить характеры и особенности главных героев.
«Телеведущий»: Трудно ли играть современную Золушку?
«Исполнительница главной роли»: Эта сказка любима мною с детства. Когда я прочитала сценарий, то поняла, что это роль - только моя. Приятно играть в фильме, когда знаешь, что все хорошо закончится».
В ходе изучения ключевых понятий Медийные технологии (media technologies) и Языки медиа (media languages) подобную «пресс-конференцию» можно построить таким образом, чтобы ее темой стал спор «создателей» медиатекста мелодраматического жанра, имеющего мифологический, сказочный, фольклорный источник, о том, какие конкретно технологии и коды (знаки, символы и т.д.), изобразительное и/или звуковое решение можно использовать при его создании.
Медийные репрезентации (media representations) в процессе анализа культурной мифологии на материале аудиовизуальных медиатекстов мелодраматического жанра на медиаобразовательных занятиях можно изучать в процессе подготовки и презентации театрализованных этюдов, в которых студенты играют роли мифологических, сказочных персонажей медиатекстов. Работа идет в группах по 2-3 человека. Каждая группа готовит и осуществляет на практике свой игровой проект эпизода мелодраматического медиатекста на мифологической основе. В качестве
примерных тем этюдов могут быть взяты известные народные сказки «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка» и др.
Эти сказочные сюжеты студенты без особого труда могут представить в мелодраматическом ключе, так как в сюжетной линии содержатся основные элементы, характерные для мелодрамы: любовь, интрига и т.д. Также данные сказки были выбраны в связи с тем, что они удачно укладываются в различные «круги действий» по классификации В.Я. Проппа [Пропп, 1998, с. 60]. Например, сказка «Сивка-Бурка» вполне сопоставима с кругом действий Помощника (такого рода помощником у Ивана становится Сивка-Бурка, который помогает ему спастись от преследования, решить трудную задачу и т.д.). Сказка «Крошечка-Хаврошечка» соответствует кругу действий Отправителя (мачеха отсылает Крошечку на выполнение трудных заданий -ткать холсты.).
Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий для
анализа культурной мифологии аудиовизуальных медиатекстов
мелодраматического жанра на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории может включать следующие виды заданий.
Например, студентам может быть предложено подготовить рисунки/коллажи на тему конкретных этапов, связанных с созданием агентством мелодраматических медиатекстов (фильмов, телесериалов и т.д.), имеющих мифологический, сказочный, фольклорный источник.
Филипп К., к примеру, подготовил рисунки такого содержания: автор сценария приглашается на киностудию, где получает заказ на написание сценария мелодрамы. Дома автор сценария читает дочке сказку на ночь. Вдруг его осеняет: «Да это же лучший сюжет для фильма!»
Также студентам можно предложить подготовить аналогичную серию рисунков/коллажей, по которым можно было бы четко представить себе жанр медиатекста, имеющего мифологический, сказочный, фольклорный источник.
Процесс изучения ключевого понятия Медийные технологии (media technologies) может включать подготовку афиш к мелодраматическим медиатекстам, имеющим мифологический, сказочный, фольклорный источник, выполненных в разных технологиях (рисунок, коллаж, аппликация и т. д.).
В результате изучения понятия Языки медиа (media languages) студентам могут быть предложены такие задания, как подготовка серии из десяти-двенадцати кадров/карточек, которая могла бы быть взята за основу для изображения (с опорой на различные виды кадрирования - общий план, крупный план, деталь и т.д.) активных действий персонажей мелодраматического медиатекста, имеющего мифологический, сказочный, фольклорный источник; создание афиш/коллажей/комиксов, визуально отражающих культурную мифологию фильмов - мелодрам.
Активный интерес у студентов вызывает задание, относящееся к изучению понятия Медийная аудитория(media audiences) - подготовить рисунки возможных сновидений, которые могут преследовать
представителей различных типов аудитории после контакта с мелодраматическими медиатекстами, имеющими мифологический, сказочный, фольклорный источник.
Затем студентам предлагается цикл литературно-аналитических
творческих заданий по теме культурной мифологии аудиовизуальных медиатекстов мелодраматического жанра.
К примеру, осуществляя анализ культурной мифологии мелодрам с точки зрения ключевого понятия Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories) можно предложить студентам список известных фильмов и сериалов мелодраматического жанра. В процессе выполнения задания им нужно распределить медиатексты по принципу использования разных фабул мифов и сказок.
Список мелодраматических фильмов и сериалов может быть примерно следующим: «Просто Мария», «Красотка», «Москва слезам не верит», «И все-таки я люблю», «Школьный вальс», «Прошлогодняя кадриль», «Жизнь прекрасна», «Всегда говори всегда», «Две судьбы», «Артистка», «Анжелика -маркиза ангелов» и др.
Представляем фрагмент ответа студента Александра З. (анализ фильма «Москва слезам не верит»), основанного на текстуальном анализе события/функции [Пропп, 1998, с.24-49]:
I. Один из членов семьи отлучается из дома (Героиня уезжает из общежития присмотреть за квартирой родственников).
II. К герою обращаются с запретом (Родственники просят никого не приводить в квартиру).
III. Запрет нарушается (Героиня с подругой приглашает гостей).
IV. Антагонист пытается произвести разведку (Главный герой пытается больше узнать о героине).
V. Антагонисту даются сведения о его жертве (С помощью подруги героини герой узнает о ней).
VI. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом (герой соблазняет героиню).
VII. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу (героиня думает, что герой женится на ней).
VIII. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб (героиня понимает, что она ждет ребенка).
VIII-a. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо (Подруга героини сообщает матери героя, что героиня ждет ребенка и говорит о бедственном положении героини).
IX. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его (все узнают о том, что героиня будет матерью, она обращается к герою с просьбой помочь ей.).
X. Искатель соглашается или решается на противодействие (герой отказывает героине) и т.д.
Аналогичным образом может проводиться анализ и других фильмов, сериалов мелодраматического жанра, основанных на мифологической основе.
Также студентам можно предложить несколько иной вариант выполнения данного задания, которое выполняется путем заполнения таблицы 1.
Вот пример выполнения данного варианта задания на материале мелодраматического фильма «Анжелика - маркиза ангелов» студенткой Ириной С.:
Таблица 1. Выявление фольклорной/мифологической основы аудиовизуальных медиатекстов мелодраматического жанра_
Наличие ключевых событий (по В.Я.Проппу) медиатекстов, имеющих фольклорную/сказочную/мифологическую основу (на примере фильма «Анжелика - маркиза ангелов») Присутствие (+) или отсутствие (-) данного события в конкретном медиатексте (дать название медиатекста)
Положительный персонаж покидает свой дом (отлучка) +
К положительному персонажу обращаются с запретом (запрет) +
Положительный персонаж нарушает запрет (нарушение) +
Отрицательный персонаж пытается произвести разведку (выведывание) и получает необходимые ему сведения о положительном персонаже (выдача). +
Отрицательный персонаж пытается обмануть положительного персонажа, чтобы овладеть ею или ее имуществом (обман/подвох). +
Положительный персонаж поддается обману и тем невольно помогает врагу (пособничество). +
Отрицательный персонаж наносит одному из членов семьи положительного персонажа вред или ущерб (вред), либо одному из членов семьи чего-то недостает (недостача) +
Беда или недостача сообщается, к положительному обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его (соединительный момент), он начинает действовать/ противодействовать +
Положительный персонаж испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника (первая функция дарителя). +
Положительный персонаж реагирует на действия будущего дарителя (реакция): выдерживает (не выдерживает) испытание; оказывает (не оказывает) услугу, прощает/отпускает какое-либо существо и т.п. ; +
В распоряжение положительного персонажа попадает волшебное средство (снабжение). +
Положительный персонаж переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков (пространственное перемещение). +
Положительный и отрицательный персонажи вступают в +
непосредственную борьбу (борьба).
Положительный персонаж побеждает отрицательного (победа), начальная беда или недостача ликвидируется (ликвидация беды или недостачи). +
Положительный персонаж возвращается домой (возвращение). +
Положительный персонаж подвергается преследованию (преследование), спасается от преследования (спасение). +
Положительный персонаж неузнанным прибывает домой или в другую страну (неузнанное прибытие). +
Ложный герой предъявляет необоснованные притязания (необоснованные притязания). +
Положительному персонажу предлагается трудная задача (трудная задача). +
Задача решается (решение). +
Положительного персонажа узнают (узнавание). +
Отрицательный персонаж изобличается (обличение). +
Положительному персонажу даются новые облик, звание, должность, статус (трансфигурация). +
Отрицательный персонаж наказывается/уничтожается (наказание). +
Положительный персонаж вступает в брак и воцаряется или получает в подарок любовь и богатство (свадьба). +
Как можно заметить, в данной таблице все пункты заполнены знаком «+», а значит, действие фильма полностью соответствует предлагаемой схеме. На этом примере студенческая аудитория может убедиться в соответствии большинства произведений массовой медиакультуры мелодраматического жанра мифологическим стереотипам.
Осуществление анализа культурной мифологии аудиовизуальных медиатекстов мелодраматического жанра в контексте изучения ключевого понятия Медийные репрезентации (media representations) может включать творческое задание, которое позволяет поставить персонажи аудиовизуального медиатекста, имеющего мифологический, сказочный, фольклорный источник, в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и т.д.).
Например, Дарья К. подготовила данное задание в мелодраматическом жанре на материале фильма «Красотка». Ее работа называлась «Красотка 20 лет спустя»: «После событий, которые разворачивались в одноименном фильме, главная героиня вышла замуж за своего возлюбленного. Они жили долго и счастливо, пока однажды у мужа Красотки не появилась новая любовь - молодая, красивая блондинка. Красотка очень переживает эту ситуацию и всеми силами пытается вернуть утраченную любовь. В один прекрасный день она узнала, что ее соперница задумала женить мужа Красотки на себе только затем, чтобы завладеть его богатством.
Красотка раскрыла коварные планы обманщицы: она нашла важные письма, из которых ее муж узнал всю правду. Мир в семье был восстановлен».
Такое продолжение популярного фильма вполне укладывается в рамки мифологических стереотипов (противоборство Красотки и вредителя; передача волшебного средства - письма; обличение и наказание вредителя и т.д.).
После выполнения данного задания и обсуждения работ студентов в процессе изучения ключевого понятия Медийная аудитория(шеШа audiences) можно провести в аудитории прогнозирование успеха того или иного аудиовизуального медиатекста, имеющего мифологический, сказочный, фольклорный источник. Для этого студенты должны представить развернутую аргументацию своей точки зрения: определить, каким образом соответствуют мифологические стереотипы, основные сюжетные линии подготовленных медиатекстов возможному «феномену успеха», раскрыть механизм «эмоциональных перепадов» и т.п.
В процессе медиаобразовательных занятий, посвященных анализу культурной мифологии аудиовизуальных медиатекстов на примере фильмов мелодраматического жанра, возможно использование следующих вопросов:
Используют ли медийные агентства мифологию при создании аудиовизуальных медиатекстов мелодраматического жанра? Если да, то как именно?
Каковы условности сказочного/мифологического жанра?
Существует ли предсказуемая жанровая формула аудиовизуального медиатекста мелодраматического жанра, основанного на фольклорных источниках? Как понимание этой формулы помогает вашему восприятию данного медиатекста?
Какова функция жанровой формулы мелодраматических фильмов (сериалов), основанных на мифах, сказках и легендах?
Может ли отличаться технология создания аудиовизуальных медиатекстов - мелодрам, имеющих отношение к мифу, сказке, легенде? Поясните свой ответ.
В чем проявляется специфика изобразительного и/или визуального решения в мелодраматических фильмах (сериалах), основанных на мифах, сказках, легендах?
Можете ли вы назвать аудиовизуальные коды, наиболее характерные для фильмов - мелодрам, имеющих сказочную, мифологическую основу?
Можете ли вы назвать конкретные мелодрамы, основанные на известных вам мифах и сказочных сюжетах?
Какую роль играет завязка мелодраматического фильма (сериала)?
Можете ли вы сформулировать стереотипы завязок для аудиовизуальных медиатекстов мелодраматического жанра, основанных сказочных/мифологических сюжетах?
Какие стереотипные сюжеты, условности фабул характерны для мелодраматических фильмов (сериалов), основанных на фольклорных, сказочных, мифологических сюжетах?
Каковы отношения между существенными событиями и персонажами в мелодраме, основанной на мифе, сказке, легенде?
На фабулах каких сказок, мифов, легенд основываются сюжеты аудиовизуальных медиатекстов мелодраматического жанра?
От каких факторов зависит интерпретация аудиовизуальных медиатекстов - мелодрам, основанных на фольклорных источниках, массовой аудиторией?
Можно ли утверждать, что интерпретация фильма мелодраматического жанра зависит только от психофизиологических данных личности?
В чем причины успеха у аудитории самых знаменитых мелодрам, имеющих сказочные, мифологические корни (жанр, тема, система эмоциональных перепадов, опора на мифологию, счастливый финал, расчет на максимальный охват медиапредпочтений аудитории и т.д.)?
Как культурная мифология аудиовизуальных медиатекстов мелодраматического влияет на отношения, ценности, мировоззрения людей? [Федоров, 2007].
В результате осуществления анализа культурной мифологии студенты приходят к выводу о том, что «взаимосвязь необыкновенных, но «подлинных» событий - один из основополагающих архетипов (опирающихся на глубинные психологические структуры, воздействующие на сознание и подсознание) сказки, легенды, - имеет очень большое значение для массовой популярности медиатекстов» [Федоров. 2007, с. 245]. В связи с этим, работа с аудиовизуальными произведениями, которой будущим педагогам предстоит заниматься со школьниками, должна строиться на основе всестороннего изучения медийной реальности, а ее направленность должна способствовать развитию медиакомпетентности как взрослой, так и детской аудитории.
Примечания
Балухатый С.Д. Поэтика мелодрамы // Вопросы поэтики. Л., 1990.
Гулевич О.А. Психология коммуникации. М: Изд-во Москов. психолого-социал. ин-та, 2008. 384 с.
Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: Ком Книга, 2006. 352 с.
Почепцов Г.Г. Имеджелогия. М., 2001.
Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с.
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог, 2006. 206 с. Эйзенштейн С.М. Избранные статьи. М., 1956.