АНАЛИЗ КУЛЬТУРНОЙ МИФОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ НА ПРИМЕРЕ СТАТЕЙ ИЗ ГАЗЕТ/ ЖУРНАЛОВ/ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ (на материале детской прессы)*
Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент
Analysis of the Cultural Mythology in the Classroom in the Student
Audience on the Example of Articles from Newspapers / Magazines / Websites (based on the children's press)
Dr. Elena Murukina, Taganrog State Pedagogical Institute, Russia
Abstract. The execution of assignment allows students to master the basic techniques, methods of analysis of cultural mythology in printed texts. Appeal to children's publications suggests doing it, as did other tasks more efficient, as it was in the press, designed for children, presented media texts, the analysis which facilitates the identification of the mythological basis.
The implementation of this task is related to other types of analysis: structural, plot, etc. Students learn such key concepts of media education as «media language» and «media category».
Keywords: media education, media literacy, youth audience, students, media educator, cultural mythology, newspapers, magazines, websites, children press.
Мы опираемся на точку зрения А.В.Федорова, согласно которой «анализ культурной мифологии медиатекстов (Cultural Mythology Analysis of Media Texts) - это выявление и анализ мифологизации (в том числе в рамках так называемых фольклорных источников - сказок, «городских легенд» и т.д.) фабул, тем, типов персонажей и т.д. в ме-диатекстах» [Федоров, 2007, с. 244].
При этом один из основополагающих вопросов для анализа культурной мифологии на занятиях в студенческой аудитории может считаться следующий: «Почему многие развлекательные медиатексты столь популярны у массовой аудитории?».
Для развития умений анализа культурной мифологии в печатных медиатекстах, нам представляется возможным использовать печат-
* статья написана при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров», лот 5 - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук»; проект «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами», руководитель проекта - А.В.Федоров).
ные издания, ориентированные на детскую аудиторию. В медиатекстах таких журналов, как «Веселые картинки», «Золотая антилопа», «Спокойной ночи, малыши», «Barbie» и др., четко и ярко прослеживаются мифологические, сказочные источники. Таким образом, использование такого рода изданий на занятиях, базирующихся на анализе культурной мифологии в медиатекстах, будет эффективным.
Цикл литературно-имитационных творческих заданий по теме культурной мифологии медиатек-стов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 257 - 258]:
Медийные агентства (media agencies):
- составить план использования медийным агентством мифологической, сказочной основы для новых рубрик или нового издания; Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):
- написать синопсис (краткое содержание будущего медиатекста) с использованием мифологических, сказочных стереотипов (сюжетные схемы, типичные ситуации, персонажи и т.д.);
Медийные технологии (media technologies):
- написать синопсис будущего медиатекста с акцентом на использование современных технологий создания медиатекстов с мифологической, сказочной основой;
Языки медиа (media languages):
- написать синопсис будущего медиатекста с мифологической, фольклорной основой с акцентом на символические коды (в гендерных
изданиях, ориентированных на мужскую аудиторию);
Медийные репрезентации (media representations):
- составить рассказ от имени (главного или второстепенного) персонажа медиатекста, имеющего мифологический, сказочный, фольклорный источник: с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п.;
Медийная аудитория(media audiences):
- составить монолог от представителей мужской аудитории (разного возраста, пола, социального статуса, национальности, религии и пр.) о медиатексте с мифологическим, сказочным, фольклорным источником.
Цикл театрализовано-ролевых творческих заданий для анализа культурной мифологии медиатек-стов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 258 - 259]:
Медийные агентства (media agencies):
- театрализованный этюд на тему «пресс-конференции» с «российскими и зарубежными редакторами, журналистами изданий для мужской аудитории» об издании, содержащем в своих медиатекстах мифологические, сказочные, фольклорные источники;
Категории медиа/медиатек-стов (media/media text categories):
- театрализованный этюд на тему решения одного и того же короткого сюжета в жанрах интервью или репортажа;
Языки медиа (media languages):
- театрализованный этюд на тему спора создателей медиатекста, имеющего мифологический, сказоч-
ный, фольклорный источник, о том, какие конкретно коды (знаки, символы и т.д.), изобразительное решение можно использовать при его создании;
Медийные репрезентации (media representations):
- «интервью» (разыгранные студентами интервью с мифологическими/ сказочными персонажами конкретных медиатекстов и их «авторами»). Работа идет в группах по 2-3 человека. Каждая группа готовит и осуществляет на практике свой игровой проект интервью. Педагог выступает в роли консультанта. Результаты обсуждаются и сравниваются.
Медийная аудитория(media audiences):
- театрализованный этюд на темы различных реакций конкретных представителей аудитории различного возраста, уровня образования, социальной принадлежности и т.п. по поводу медиатекстов из «мужских изданий», имеющие мифологический, сказочный, фольклорный источник.
Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий для анализа культурной мифологии медиа-текстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с.259-260]:
Медийные агентства (media agencies):
- подготовка рисунков/коллажей на тему конкретных этапов, связанных с созданием агентством медиатекстов, имеющих мифологические, сказочные, фольклорные источники;
Категории медиа/медиатек-стов (media/media text categories):
- подготовка рисунков/коллажей, по которым можно было бы четко
представить себе вид и жанр меди-атекста, имеющего мифологический, сказочный, фольклорный источник;
Медийные технологии (media technologies):
- подготовка афиш к медиатекстам (из «мужских» изданий), имеющих мифологический, сказочный, фольклорный источник, выполненных в разных технологиях (рисунок, коллаж, аппликация и т.д.);
Языки медиа (media languages):
- создание афиш/коллажей/комиксов, визуально отражающих мифо-логичность печатных медиатекстов.
Медийные репрезентации (media representations):
- создание афиши/коллажа/комикса, где были бы представлены ситуации и персонажи медиатекстов с мифологическим, сказочным, фольклорным источником;
Медийная аудитория(media audiences):
- подготовить рисунки возможных фантазий, которые могут преследовать представителей различных типов аудитории после контакта с медиатекстами разных жанров с мифологическим, сказочным, фольклорным источником.
Цикл литературно-аналитических творческих заданий по теме культурной мифологии медиатек-стов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 260-261]:
Медийные агентства (media agencies):
- проанализировать социокультурные факторы, повлиявшие на точку зрения агентства/автора конкретного медиатекста, использовавшего мифологическую, сказочную основу;
Категории медиа/медиатек-стов (media/media text categories):
- смоделировать в табличном/структурном виде (на основе исследований В.Я.Проппа, Н.М.Зоркой, М.И.Туровской и др.) мифологические, сказочные стереотипы медиатек-стов (сюжетные схемы, типичные ситуации, персонажи, их ценности, идеи, мимика и жесты, одежда, предметы, места действия и т.д.), исходя из того, что многие медиа-тексты основываются на одних и тех же мифах, сказках, легендах;
Медийные технологии (media technologies):
- проанализировать возможности влияния современных технологий создания медиатекстов с мифологической, сказочной основой на их содержание;
Языки медиа (media languages):
- проанализировать то, как словесные и визуальные символы в ме-диатексте с мифологической, фольклорной основой образуют некое значение (к примеру, роль знаков в печатной рекламе);
Медийные репрезентации (media representations):
- расположить предложенные педагогом тезисы в порядке их значимости для понимания и описания конкретного медиатекста, основанного на мифах/легендах/сказках;
- выбрать тезис (из нескольких предложенных педагогом), с точки зрения учащегося, верно отражающий точку зрения создателей того или иного медиатекста, основанного на мифах/легендах/сказках;
- поставить персонажа медиатек-ста с мифологическим, сказочным, фольклорным источником в изме-
ненную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и т.д.).
Медийная аудитория(media audiences):
- сделать прогноз успеха у аудитории того или иного рекламируемого медиатекста с мифологическим, сказочным, фольклорным источником на основе рекламной афиши.
На одном из занятий мы предложили студентам поставить персонажа медиатекста с мифологическим, сказочным, фольклорным источником в измененную ситуацию. Студенты выбрали сказку «Кот в сапогах». Для выполнения следующих частей задания студенты разделились на минигруппы (3-4 человека). Им было предложено следующее задание: поставить персонажа сказки в измененные условия: перемена названия, жанра, места действия медиатекста, его композиции. Некоторые итоговые моменты такой работы нам хотелось бы привести.
Перемена названия. Студенты со свойственным им юмором дали новое название сказке: «Котяра-кидала». В соответствии с предложенным названием меняется и повествовательный сюжет. Итак, кот - выходец из криминального мира. Он зарабатывает тем, что проворачивает сомнительные махинации. В ответ на доброе отношение к нему «<хозяина» он решает заработать ему капитал и выгодно женить.
Перемена жанра: детектив. Сюжет будет «завязан» на судебных тяжбах, тайнах, преступлениях,
которые будут раскрыты только Изменение композиции меди-в конце медиатекста. Главный зло- атекста. Итоговую работу студен-дей - внебрачный сын мельника; ты оформили в виде таблицы 1,
которую мы представляем.
Таблица 1. Изменение композиции медиатекста на медиаобразовательных занятиях со студентами
Структурные компоненты композиции первоисточника Структурные компоненты композиции (студенческий вариант)
Экспозиция. У одного мельника было 3 сына... Экспозиция. У одного мельника было 3 сына.
Завязка. «Дележка» наследства мельника и т.д. Завязка. Все наследство сыновья наследуют и совместно им управляют. Но им приходит пора жениться, и коту приходится искать не одну, а трех невест.
Кульминация. Людоед превращается в маленькую мышку. Кульминация. Превращение кота в доброго молодца.
Развязка Кот съедает мышку, хозяин женится на дочери короля и т.д. Развязка. Братья находят бывшему «коту», а нынешнему добру-молодцу невесту.
После краткого описания предполагаемых изменений, которые студенты должны внести в медиа-текст, они расписывают подробно новую сюжетную линию. Затем их ответы обсуждаются, выявляются закономерности, присущие анализу культурной мифологии.
Итак, в ходе выполнения данного задания студенты учатся использовать мифологический сюжет в различных формах и видах, подвергать его различным изменениям, но с сохранением мифологической основы. Кроме того, предлагаемое занятие (в рамках анализа культурной мифологии) тесно связано с уже пройденными видами анализа печатных медиатек-
стов. Это помогает студентам понять взаимосвязи между видами анализа, а также использовать уже полученные знания и умения при аналитической работе с прессой.
Другое задание на занятиях, направленных на анализ культурной мифологии в детских изданиях, - выявление фольклорной, мифологической основы. Такое задание можно выполнять индивидуально или в парах. Студенты самостоятельно выбирают из представленных изданий для детей медиатек-сты, имеющие ярко выраженную мифологическую основу [Пропп, 1998]. Далее они анализируют медийное произведение и заполняют специальную таблицу
Приведем примеры ее запол- «Ненастоящая девочка», опублико-
нения (таблица 2) студентами. Сту- ванного в журнале «Веселые кар-
денты Сергей Ш. и Александр Б. тинки» [2008. № 3]. провели анализ сказки Н.Гернет
Таблица 2. Выявление фольклорной/мифологической основы медиатекста Н.Гернет «Ненастоящая девочка»
Наличие ключевых событий (по В.Я. Проппу) медиатекстов, имеющих фольклорную/сказочную/ мифологическую основу Присутствие (+) или отсутствие (-) данного события в конкретном медиатексте
Положительный персонаж покидает свой дом (отлучка) +
К положительному персонажу обращаются с запретом (запрет) К положительному герою обращаются за помощью
Положительный персонаж нарушает запрет (нарушение) -
Отрицательный персонаж пытается произвести разведку (выведывание) и получает необходимые ему сведения о положительном персонаже (выдача).
Отрицательный персонаж пытается обмануть положительного персонажа, чтобы овладеть ею или ее имуществом (обман/подвох). Положительный персонаж пытается обмануть отрицательного
В распоряжение положительного персонажа попадает волшебное средство (снабжение). Положительный герой за счет своей смекалки пытается выйти из сложной ситуации
Положительный персонаж переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков (пространственное перемещение).
Положительный и отрицательный персонажи вступают в непосредственную борьбу (борьба). +
Положительный персонаж побеждает отрицательного (победа), начальная беда или недостача ликвидируется (ликвидация беды или недостачи). +
Положительный персонаж возвращается домой (возвращение). +
Вывод студентов после анализа медиатекста и заполнения таблицы (сохранена стилистика студентов): Таким образом, мы констатируем отсутствие многих элементов, заложенных в таблице, составленной по критериям В.Проппа. Но полное наличие всех элементов фабулы сказочного произведения характерно в основном для «классических» сказок и мифов. И все-таки можно с уверенностью говорить, что в основе рассматриваемого медиатекста заложен именно мифологический сюжет. Во-первых, идея этой сказки заключается в том, что добро всегда побеждает зло, что характерно для мифов, сказок и пр. Во-вторых, во многих русских сказках, сказках бр. Гэимм и др. упор делается не только на использование волшебных вещей, но и собственного ума, смекалки. Именно она дает читателям ощущение, что
безвыходных ситуаций нет, что нужно не только надеяться на чудо, но и предпринимать определенные действия, которые могут решить сложившуюся проблему.
Представляем также еще одну таблицу (таблица 3), в которой студенты (Евгений Г., Анастасия М.) проанализировали рассказ Н.Нос-кова «Живая шляпа» [Смешарики. 2008. № 2].
Выводы студентов: Итак, по форме повествования «Живая шляпа» это рассказ, но в его основе лежит мифологический сюжет, что подтверждается данными таблицы. Главным героям приходится столкнуться в своей жизни с чудом - «живой шляпой». Но положительные персонажи не струсили, а вооружились подручными средствами, для того, чтобы сразиться с «врагом». И сцена «сражения» представлена с соблюдением многих приемов сказочного
Таблица 3. Выявление фольклорной/мифологической основы медиатекста Н.Носкова «Живая шляпа»
Наличие ключевых событий (по В.Я.Проппу) медиатекстов, имеющих фольклорную/ сказочную/мифологическую основу Присутствие (+) или отсутствие (-) данного события в конкретном медиатексте
Отрицательный персонаж пытается обмануть положительного персонажа, чтобы овладеть ею или ее имуществом (обман/подвох). +
Положительный персонаж поддается обману и тем невольно помогает врагу (пособничество). +
Положительный и отрицательный персонажи вступают в непосредственную борьбу (борьба). +
Положительный персонаж побеждает отрицательного (победа), начальная беда или недостача ликвидируется (ликвидация беды или недостачи). +
Положительный персонаж возвращается домой (возвращение). +
боя. И только, когда враг был повергнут в честной борьбе, автор открывает нам тайну, которую скрывала «живая шляпа». Таким образом, можно говорить, что в сюжете этого медиатекста содержатся элементы мифологии.
Итак, выполнение данного задания позволяет студентам освоить основные методы, приемы анализа культурной мифологии в печатных медиатекстах. Обращение к детским изданиям позволяет сделать выполнение этого, как, впрочем, и других заданий, более эффективным, так как именно в прессе, рассчитанной на детскую аудиторию, представлены медиатексты, анализ которых облегчает выявление мифологической основы.
Также необходимо отметить, что выполнение данного задания связано с другими видами анализа: структурным, сюжетным и т.д. При работе студенты изучают также такие ключевые понятия медиаобразования как «язык», «категория» медиа.
Вопросы заданий для анализа культурной мифологии медиа-текстов [Buckingham, 2003, pp.5460, Silverblatt, 2001, pp.107-108;
Федоров, 2004, с.43-51; Федоров, 2006, с.175-228; Федоров, 2007, с.264-265 и др.], дополненные автором:
Медийные агентства (media agencies):
- Используют ли медийные агентства мифологию при создании медиа-текстов? Если да, то как именно?
Категории медиа/медиатек-стов (media/media text categories):
- Каковы условности сказочного/ мифологического жанра проявляются в печатном издании («мужс-
кая пресса», пресса для детей)?
- Есть ли в печатных медиатекстах предсказуемая жанровая формула медиатекста, основанного на фольклорных источниках? Как понимание этой формулы помогает вашему восприятию в конкретном медиатексте?
- Зависят ли мифологические, сказочные «черты» персонажа от вида печатного издания и его целевой аудитории (например, ориентированного на мужскую или детскую аудиторию)?
Медийные технологии (media technologies):
- Может ли отличаться технология создания медиатекстов, имеющих отношение к мифу, сказке, легенде? Поясните свой ответ.
Языки медиа (media languages):
- Можете ли вы назвать визуальные коды, наиболее характерные для медиатекстов, имеющих сказочную, мифологическую основу?
Медийные репрезентации (media representations):
- Можете ли вы назвать конкретные медиатексты (из печатных изданий), основанные на известных вам мифах и сказочных сюжетах?
- Предсказывает ли завязка события и темы медиатекста? Каково воздействие этой завязки на медиатекст?
- Каковы отношения между существенными событиями и персонажами в медиатексте, основанном на мифе, сказке, легенде?
- На фабулах каких сказок, мифов, легенд основываются сюжеты конкретных печатных медиатекстов?
Медийная аудитория(media audiences):
- От каких факторов зависит интерпретация печатных медиатекстов,
основанных на фольклорных источниках, массовой аудиторией?
- Можно ли утверждать, что интерпретация медиатекста зависит только от психофизиологических данных личности?
- Как культурная мифология меди-атекстов влияет на отношения, ценности, мировоззрения людей?
Литература
BFI (British Film Institute). (1990). Film Education. Методическое пособие по кинообразованию. М.: Изд-во Ассоциации деятелей кинообразования, 124 с.
Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.
Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 449 p.
Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с.
Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Искусство, 1976. С.51-63.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 с.
Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образовании. 2006. N 4. С.175-228.
Федоров А.В. Развитие медиа-компетентности и критического
мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
Федоров А.В. Специфика медиа-образования студентов педагогических вузовИПедагогика. 2004. № 4. С.43-51.
References
BFI (British Film Institute) (1990). Film Education. Textbook on Film Education. Moscow: Russian Association for Film Education, 124 p.
Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.
Fedorov A.V. (2004). Specificity of Media Education Future Teachers. Pedagogica, № 4, p.43-51.
Fedorov A.V. (2001). Media Education: History, Theory and Methods. Rostov: CVVR, 2001, 708 p.
Fedorov A.V. (2007). Development of Pedagogical University Students' Media Literacy and Critical Thinking. Moscow: ICOS UNESCO «Information for All", 616 p.
Fedorov A.V. (2006). Media Education: Creative Assignments for Students. Innovation in Education. 2006. N 4, p. 175-228.
Propp, V.Y. (1976). Folklore and Reality. Moscow: Iskusstvo, p.51-63.
Propp, V.Y. (1998). The Morphology of the Fairy Tale. The Historical Roots of the Fairy Tale. Moscow: Labyrinth, 1998, 512 p.
Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 449 p.