УДК 657.6
АНАЛИЗ «КОНВЕРТНЫХ» ВЫПЛАТ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Е.Л. Фесина,
кандидат экономических наук, докторант кафедры статистики и эконометрии, Казанский финансово-экономический институт
ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)
Адекватная оценка доходов населения представляет собой одну из наиболее сложных проблем, которую пытаются решить статистические национальные агентства. В России эта проблема усугубляется тем, что органы государственной статистики осуществляют программу по внедрению в практику своей работы системы национальных счетов (СНС). В этой связи построение методик для получения надежных оценок реального уровня оплаты труда в соответствии с принципами СНС представляет собой одну из наиболее важных задач, стоящих перед российской статистикой. Ее решение во многом осложняется тем, что в условиях переходной экономики все более распространенными становятся «конвертные» выплаты. В настоящее время они вошли в повседневную практику расчетов в системе оплаты труда и составляют 50% по отношению к официально оформленной заработной плате. Выработка предложений по способам определения «конвертной» оплаты труда основана на возможностях использования существующих источников статистической информации, имеющих отношение к данной проблеме. Важнейшим источником информации о «конвертных» выплатах являются данные обследований и опросов населения по проблемам занятости, которые проводятся органами государственной статистики.
Для того чтобы понять масштабность этой проблемы в Республике Татарстан, достаточно сопоставить некоторые цифры. Согласно статистическим отчетам из 1 млн 800 тыс. работающих в республике около трети трудоспособных граждан получают заработную плату «в конвертах». Существование «серых» зарплат значительно сокращает возможности финансирования социально значимых статей бюджета. В настоящее время поступления от налога на доходы физических лиц и единого социального налога в годовой бюджет Республики Татарстан составляют порядка 15 млрд руб., а недоплата налогов населением, занятым на «сером» рынке труда, - свыше 3 млрд руб., т.е. разница между недоплатой налогов в бюджет и объемом их возможного поступления составляет более 20%. Эти сведения подтверждают данные Национального Банка Татарстана, в соответствии с которыми в обороте республики ежедневно находится около 1 млрд 140 млн руб., но в банк поступает только половина этой суммы. Понимая важность решения этой проблемы, Центр «Общественное мнение» Республики Татарстан провел в ноябре 2006 г. социологический опрос населения, в котором приняло участие 1200 респондентов.
Варианты ответов социологического опроса показали, что борьба государства за получение всеми работниками исключительно «белой» зарплаты не приносит заметных успехов. Если в 2002 г. заработную плату «в конверте» полностью или частично получали 6% жителей республики, или 12% всех работающих, то в 2006 г их доля не уменьшалась, а даже немного возросла (7%, или 14% всех работающих). Практика «теневых» выплат особенно распространена в больших городах Татарстана, где 14% жителей, или 28% работающих, получают заработную плату «в конвертах».
Почти половина участников опроса негативно относится к «конвертной» форме оплаты труда, однако 12% респондентов ее применение одобряют. Остальные опрошенные считают, что эта проблема им безразлична, либо они затрудняются дать ей соответствующую оценку. Представители наиболее «ресурсных» социально-демографических групп населения чаще других позитивно отзываются о практике выплаты неофициальной заработной платы: среди молодежи такую позицию занимают 24% опрошенных, среди лиц с высшим образованием - 22%, а среди представителей наиболее зажиточной части населения - 20% (таблица).
Абсолютное большинство жителей Республики Татарстан убеждено, что работникам выгоднее получать заработную плату официально (57%). Сторонники этой точки зрения считают, что уровень «белой» зарплаты прямо влияет на их будущую пенсию. Они утверждают, что, когда заработная пла-
♦
♦
та выдается по ведомости, т.е. официально, работник может проверить правильность ее начисления, а это повышает уровень его социальной защищенности и выстраивает «прозрачные» взаимоотношения с работодателем и государством. Около 1% опрошенного населения считают, что выплата официальной заработной платы позволяет работнику брать кредит, в том числе ипотечный. Некоторым респондентам выплата заработной платы по ведомости прибавляет уверенности в завтрашнем дне, дает ощущение стабильности и безопасности.
Распределение мнений респондентов об отношении к оплате труда «в конвертах» в Республике Татарстан в 2006 г., %
Мнения респондентов об отношении к оплате труда «в конвертах» Не работают Получают заработную плату
полностью официально полностью или частично неофициально
Одобряют 9 12 24
Безразличны 22 19 12
Не одобряют 44 49 38
Всего 14% опрошенного населения полагают, что работнику выгоднее полностью или частично получать заработную плату «в конверте». В качестве основного аргумента этого мнения 8% респондентов приводят факт отсутствия налогообложения неофициальной заработной платы. Размер будущей пенсии мало волнует эту часть населения. Они уверены, что могут лучше, чем государство, позаботиться о себе как в трудоспособном возрасте, так и в старости. Некоторые из них предпочитают не разглашать уровень своей реальной заработной платы.
Между работодателем и работником может возникнуть конфликт интересов, когда работодателю выгоднее платить деньги «в конверте», а работнику - получать их официально. По мнению респондентов, разрешение этого противоречия в пользу работника достаточно проблематично. Среди опрошенных 40% считают, что они не смогут настоять на своем решении, если захотят получать «белую» заработную плату. Уверенность в том, что это им по силам, выразили 23% респондентов. Сами предприниматели считают, что их наемные работники не могут успешно бороться с практикой выплаты заработной платы «в конвертах» (66%).
В связи с этой проблемой весьма сложными являются вопросы пенсионного обеспечения. Представители Пенсионного фонда полагают, что в настоящее время заработную плату «в конвертах» получают 40% работающих в республике. Косвенным подтверждением распространения «серых» зарплат в Республике Татарстан является тот факт, что 20% ее жителей, получивших извещение республиканского Пенсионного фонда, обнаружили, что у их пенсии отсутствует накопительная часть. Это произошло вследствие того, что работодатели не регистрировали своих работников и не проводили соответствующих пенсионных выплат.
Социологический опрос населения также показал, что в некоторых муниципальных районах Республики Татарстан официальная заработная плата имеет неоправданно низкий уровень. В республике сохраняется высокий удельный вес муниципальных районов с заработной платой ниже минимального потребительского
бюджета, который в настоящее время составляет 5,8 тыс. руб. Заработную плату менее 2,5 тыс. руб. в месяц получает 30,4% населения от общей численности работающих в республике. Особенно это характерно для Чистопольского, Аксубаевского и Спасского муниципальных районов. Среди работников малых предприятий заработную плату ниже прожиточного минимума получают свыше 170 тыс. чел. Из 13 тыс. наемных работников, которые трудятся у 6 тыс. работодателей, 76% имеют официальную заработную плату ниже уровня прожиточного минимума, что говорит о серьезной доле «конвертных» выплат.
В Татарстане наблюдается большая разница в заработной плате рабочих и руководящих работников. Так, на нефтедобывающих предприятиях неквалифицированные рабочие получают заработную плату менее 3 тыс. руб. при среднегодовом темпе ее роста 125%. Напротив, темпы роста заработной платы в малом предпринимательстве необоснованно малы, поэтому в республике они не рассчитываются. Субъекты малого предпринимательства фиксируют в основном заработную плату на уровне 1 - 2 тыс. руб. в месяц. По данным официальной статистики, в марте 2006 г. 235 тыс. чел., работающих у 2,7 тыс. предпринимателей, имели среднюю заработную плату ниже 2,5 тыс. руб. Ориентировочно около 40% индивидуальных предпринимателей-работодателей выплачивают наемным работникам заработную плату в размере 800 руб., а остальную часть отдают им «в конвертах». Возникает дисбаланс между объемом заработной платы и суммой денежных средств, потраченной населением на различные нужды. Поэтому в статистических отчетах находят отражение две оценки структуры денежных доходов населения: с учетом корректировки на скрытый фонд оплаты труда и без ее учета.
Углубленное неформальное интервью, проведенное с представителями малого и среднего бизнеса Республики Татарстан, показало, что тенденция становления неформальных, нарушающих законодательство отношений между экономическими агентами проявляется в следующих формах:
- «одевание» заработной платы в форму страховых платежей;
- выплата заработной платы из «черной» кассы;
- перечисление заработанных денег на посторонних лиц с последующим возвратом.
Основными мотивами, побуждающими граждан вливаться в многочисленную армию «серого» рынка труда, является желание значительно повысить уровень своих доходов и войти в категорию высокодоходных слоев населения. Проявление населением такой финансовой «амбициозности» - явление, сравнительно новое для Республики Татарстан.
Наибольшее распространение заработная плата «в конвертах» получила в таких видах экономической деятельности, как торговля и общественное питание, транспорт и строительство. Анализ проверок предпринимателей, имеющих средний по численности парк маршрутных такси и небольших автобусов, осуществляющих платные пассажирские перевозки, позволяет сделать вывод о том, что многие из них осуществляют денежные расчеты без применения бланков строгой отчетности или кассовых аппаратов. Некоторые водители и кондукторы работают без заключения договоров, или же их догово-
♦
♦
ры не зарегистрированы в центрах занятости. Проверки индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги в сфере долевого строительства, ремонта и отделки помещений, проведенные Центром экономических и социальных исследований при Кабинете министров Республики Татарстан в 2006 г, показали, что около 25% предпринимателей от общего их числа работают с нарушением закона о применении контрольно-кассовой техники. Это позволяет им получать неучтенную прибыль, часть которой расходуется на «конвертные» выплаты. Следует отметить, что проблема зарплаты «в конвертах» актуальна в основном для среднего и малого бизнеса. Крупные компании решают этот вопрос с помощью отработанных схем: например, страхования или так называемого «фонда руководителя», когда единый социальный налог вообще не уплачивается.
Решение проблем, связанных с «конвертными» выплатами, следует рассматривать в тесной связи с имеющими место в республике задержками официальной заработной платы. По сумме задолженности по заработной плате Татарстан находится на третьем месте среди субъектов Приволжского федерального округа после Марий-Эл (28,7 млн руб.) и Чувашии (54,1 млн руб.). В настоящее время общая задолженность по заработной плате в Татарстане составляет 94,6 млн руб. Казань лидирует по сумме этого долга в размере 57,2 млн руб., или 60,4% от общереспубликанской задолженности по зарплатам. Долги на общую сумму 120 млн руб. имеют около 200 предприятий республики с численностью работающих 6 тыс. чел. По информации Министерства труда и занятости Республики Татарстан, в первоочередном списке должников по заработной плате числятся предприятия транспорта (свыше 50 млн руб.) и агропромышленного комплекса (свыше 27 млн руб.). Замыкает цепочку бюджетная сфера - образование (около 900 тыс. руб.), здравоохранение (около 800 тыс. руб.), наука (более 100 тыс. руб.) и культура (около 400 тыс. руб.). Из долговой ямы постепенно выбираются строительные организации и предприятия, занимающиеся обрабатывающим производством.
Не может также не беспокоить достигший угрожающих размеров в Татарстане разрыв между минималь-
ной и максимальной заработной платой на предприятиях. Если, по данным официальной статистики, в 1990 г средняя зарплата инженерно-технических работников предприятий была на 20% выше, чем у рабочих, то в 2006 г. этот показатель вырос более чем в три раза и составил 70%. Наибольший разрыв в заработной плате характерен для гостиничного бизнеса, жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания населения, строительства, транспорта, добычи полезных ископаемых.
С целью проведения последовательной политики борьбы с «конвертными» выплатами, в Республике Татарстан планируется создать Общественный фонд по борьбе с долгами по заработной плате и «серым» рынком труда. В этом фонде будут аккумулироваться финансовые ресурсы для вознаграждений тем лицам, которые сообщат в органы власти информацию о компаниях, имеющих долги по заработной плате и практикующих неформальные трудовые отношения. Поэтому на региональном уровне актуальным является открытие отделов по работе с населением для приема информации о «конвертных» выплатах.
Задачей первостепенной важности становится формирование межведомственной рабочей группы по контролю за обеспечением трудовых прав граждан и легализации их доходов, которая должна состоять из правоохранительных, фискальных органов и других заинтересованных служб и ведомств. Основным направлением деятельности межведомственной рабочей группы должно стать изучение масштабов и сфер распространения «конвертных» выплат, выработка общих подходов к их пресечению и определение совместного плана действий, направленных на увеличение оперативных проверочных мероприятий субъектов рынка. С целью выработки наиболее эффективных методов решения проблемы, к работе межведомственной группы следует привлечь представителей бизнеса, науки и профсоюзов. В составе межведомственной группы необходимо образовать специальную комиссию, которая займется разработкой и обобщением предложений по внесению изменений в существующее законодательство.