Научная статья на тему 'Анализ «Конвертных» выплат в республике Татарстан'

Анализ «Конвертных» выплат в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фесина Е. Л.

В статье рассмотрено современное состояние проблемы «конвертной» заработной платы на основе данных социологического опроса населения и углубленных неформальных интервью с представителями малого и среднего бизнеса Республики Татарстан. Дана сравнительная характеристика мнений различных экономических агентов по проблеме «конвертных» выплат, определена степень распространения данного явления в территориальном разрезе и видах экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS PAYMENTS IN ENVELOPE IN REPUBLIC TATARSTAN

In the article the contemporary state of the problem of the «envelope» wages is examined on the basis of the sociological interrogation date of the population and the profound not formalized interviews to representatives of small and middle business of the Tatarstan Republic. The comparative characteristic of various economic agents' opinions to the problem of envelope payment is given and the degree of their distribution in a territorial cut and kinds of economic activities is determined.

Текст научной работы на тему «Анализ «Конвертных» выплат в республике Татарстан»

УДК 657.6

АНАЛИЗ «КОНВЕРТНЫХ» ВЫПЛАТ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Е.Л. Фесина,

кандидат экономических наук, докторант кафедры статистики и эконометрии, Казанский финансово-экономический институт

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

Адекватная оценка доходов населения представляет собой одну из наиболее сложных проблем, которую пытаются решить статистические национальные агентства. В России эта проблема усугубляется тем, что органы государственной статистики осуществляют программу по внедрению в практику своей работы системы национальных счетов (СНС). В этой связи построение методик для получения надежных оценок реального уровня оплаты труда в соответствии с принципами СНС представляет собой одну из наиболее важных задач, стоящих перед российской статистикой. Ее решение во многом осложняется тем, что в условиях переходной экономики все более распространенными становятся «конвертные» выплаты. В настоящее время они вошли в повседневную практику расчетов в системе оплаты труда и составляют 50% по отношению к официально оформленной заработной плате. Выработка предложений по способам определения «конвертной» оплаты труда основана на возможностях использования существующих источников статистической информации, имеющих отношение к данной проблеме. Важнейшим источником информации о «конвертных» выплатах являются данные обследований и опросов населения по проблемам занятости, которые проводятся органами государственной статистики.

Для того чтобы понять масштабность этой проблемы в Республике Татарстан, достаточно сопоставить некоторые цифры. Согласно статистическим отчетам из 1 млн 800 тыс. работающих в республике около трети трудоспособных граждан получают заработную плату «в конвертах». Существование «серых» зарплат значительно сокращает возможности финансирования социально значимых статей бюджета. В настоящее время поступления от налога на доходы физических лиц и единого социального налога в годовой бюджет Республики Татарстан составляют порядка 15 млрд руб., а недоплата налогов населением, занятым на «сером» рынке труда, - свыше 3 млрд руб., т.е. разница между недоплатой налогов в бюджет и объемом их возможного поступления составляет более 20%. Эти сведения подтверждают данные Национального Банка Татарстана, в соответствии с которыми в обороте республики ежедневно находится около 1 млрд 140 млн руб., но в банк поступает только половина этой суммы. Понимая важность решения этой проблемы, Центр «Общественное мнение» Республики Татарстан провел в ноябре 2006 г. социологический опрос населения, в котором приняло участие 1200 респондентов.

Варианты ответов социологического опроса показали, что борьба государства за получение всеми работниками исключительно «белой» зарплаты не приносит заметных успехов. Если в 2002 г. заработную плату «в конверте» полностью или частично получали 6% жителей республики, или 12% всех работающих, то в 2006 г их доля не уменьшалась, а даже немного возросла (7%, или 14% всех работающих). Практика «теневых» выплат особенно распространена в больших городах Татарстана, где 14% жителей, или 28% работающих, получают заработную плату «в конвертах».

Почти половина участников опроса негативно относится к «конвертной» форме оплаты труда, однако 12% респондентов ее применение одобряют. Остальные опрошенные считают, что эта проблема им безразлична, либо они затрудняются дать ей соответствующую оценку. Представители наиболее «ресурсных» социально-демографических групп населения чаще других позитивно отзываются о практике выплаты неофициальной заработной платы: среди молодежи такую позицию занимают 24% опрошенных, среди лиц с высшим образованием - 22%, а среди представителей наиболее зажиточной части населения - 20% (таблица).

Абсолютное большинство жителей Республики Татарстан убеждено, что работникам выгоднее получать заработную плату официально (57%). Сторонники этой точки зрения считают, что уровень «белой» зарплаты прямо влияет на их будущую пенсию. Они утверждают, что, когда заработная пла-

та выдается по ведомости, т.е. официально, работник может проверить правильность ее начисления, а это повышает уровень его социальной защищенности и выстраивает «прозрачные» взаимоотношения с работодателем и государством. Около 1% опрошенного населения считают, что выплата официальной заработной платы позволяет работнику брать кредит, в том числе ипотечный. Некоторым респондентам выплата заработной платы по ведомости прибавляет уверенности в завтрашнем дне, дает ощущение стабильности и безопасности.

Распределение мнений респондентов об отношении к оплате труда «в конвертах» в Республике Татарстан в 2006 г., %

Мнения респондентов об отношении к оплате труда «в конвертах» Не работают Получают заработную плату

полностью официально полностью или частично неофициально

Одобряют 9 12 24

Безразличны 22 19 12

Не одобряют 44 49 38

Всего 14% опрошенного населения полагают, что работнику выгоднее полностью или частично получать заработную плату «в конверте». В качестве основного аргумента этого мнения 8% респондентов приводят факт отсутствия налогообложения неофициальной заработной платы. Размер будущей пенсии мало волнует эту часть населения. Они уверены, что могут лучше, чем государство, позаботиться о себе как в трудоспособном возрасте, так и в старости. Некоторые из них предпочитают не разглашать уровень своей реальной заработной платы.

Между работодателем и работником может возникнуть конфликт интересов, когда работодателю выгоднее платить деньги «в конверте», а работнику - получать их официально. По мнению респондентов, разрешение этого противоречия в пользу работника достаточно проблематично. Среди опрошенных 40% считают, что они не смогут настоять на своем решении, если захотят получать «белую» заработную плату. Уверенность в том, что это им по силам, выразили 23% респондентов. Сами предприниматели считают, что их наемные работники не могут успешно бороться с практикой выплаты заработной платы «в конвертах» (66%).

В связи с этой проблемой весьма сложными являются вопросы пенсионного обеспечения. Представители Пенсионного фонда полагают, что в настоящее время заработную плату «в конвертах» получают 40% работающих в республике. Косвенным подтверждением распространения «серых» зарплат в Республике Татарстан является тот факт, что 20% ее жителей, получивших извещение республиканского Пенсионного фонда, обнаружили, что у их пенсии отсутствует накопительная часть. Это произошло вследствие того, что работодатели не регистрировали своих работников и не проводили соответствующих пенсионных выплат.

Социологический опрос населения также показал, что в некоторых муниципальных районах Республики Татарстан официальная заработная плата имеет неоправданно низкий уровень. В республике сохраняется высокий удельный вес муниципальных районов с заработной платой ниже минимального потребительского

бюджета, который в настоящее время составляет 5,8 тыс. руб. Заработную плату менее 2,5 тыс. руб. в месяц получает 30,4% населения от общей численности работающих в республике. Особенно это характерно для Чистопольского, Аксубаевского и Спасского муниципальных районов. Среди работников малых предприятий заработную плату ниже прожиточного минимума получают свыше 170 тыс. чел. Из 13 тыс. наемных работников, которые трудятся у 6 тыс. работодателей, 76% имеют официальную заработную плату ниже уровня прожиточного минимума, что говорит о серьезной доле «конвертных» выплат.

В Татарстане наблюдается большая разница в заработной плате рабочих и руководящих работников. Так, на нефтедобывающих предприятиях неквалифицированные рабочие получают заработную плату менее 3 тыс. руб. при среднегодовом темпе ее роста 125%. Напротив, темпы роста заработной платы в малом предпринимательстве необоснованно малы, поэтому в республике они не рассчитываются. Субъекты малого предпринимательства фиксируют в основном заработную плату на уровне 1 - 2 тыс. руб. в месяц. По данным официальной статистики, в марте 2006 г. 235 тыс. чел., работающих у 2,7 тыс. предпринимателей, имели среднюю заработную плату ниже 2,5 тыс. руб. Ориентировочно около 40% индивидуальных предпринимателей-работодателей выплачивают наемным работникам заработную плату в размере 800 руб., а остальную часть отдают им «в конвертах». Возникает дисбаланс между объемом заработной платы и суммой денежных средств, потраченной населением на различные нужды. Поэтому в статистических отчетах находят отражение две оценки структуры денежных доходов населения: с учетом корректировки на скрытый фонд оплаты труда и без ее учета.

Углубленное неформальное интервью, проведенное с представителями малого и среднего бизнеса Республики Татарстан, показало, что тенденция становления неформальных, нарушающих законодательство отношений между экономическими агентами проявляется в следующих формах:

- «одевание» заработной платы в форму страховых платежей;

- выплата заработной платы из «черной» кассы;

- перечисление заработанных денег на посторонних лиц с последующим возвратом.

Основными мотивами, побуждающими граждан вливаться в многочисленную армию «серого» рынка труда, является желание значительно повысить уровень своих доходов и войти в категорию высокодоходных слоев населения. Проявление населением такой финансовой «амбициозности» - явление, сравнительно новое для Республики Татарстан.

Наибольшее распространение заработная плата «в конвертах» получила в таких видах экономической деятельности, как торговля и общественное питание, транспорт и строительство. Анализ проверок предпринимателей, имеющих средний по численности парк маршрутных такси и небольших автобусов, осуществляющих платные пассажирские перевозки, позволяет сделать вывод о том, что многие из них осуществляют денежные расчеты без применения бланков строгой отчетности или кассовых аппаратов. Некоторые водители и кондукторы работают без заключения договоров, или же их догово-

ры не зарегистрированы в центрах занятости. Проверки индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги в сфере долевого строительства, ремонта и отделки помещений, проведенные Центром экономических и социальных исследований при Кабинете министров Республики Татарстан в 2006 г, показали, что около 25% предпринимателей от общего их числа работают с нарушением закона о применении контрольно-кассовой техники. Это позволяет им получать неучтенную прибыль, часть которой расходуется на «конвертные» выплаты. Следует отметить, что проблема зарплаты «в конвертах» актуальна в основном для среднего и малого бизнеса. Крупные компании решают этот вопрос с помощью отработанных схем: например, страхования или так называемого «фонда руководителя», когда единый социальный налог вообще не уплачивается.

Решение проблем, связанных с «конвертными» выплатами, следует рассматривать в тесной связи с имеющими место в республике задержками официальной заработной платы. По сумме задолженности по заработной плате Татарстан находится на третьем месте среди субъектов Приволжского федерального округа после Марий-Эл (28,7 млн руб.) и Чувашии (54,1 млн руб.). В настоящее время общая задолженность по заработной плате в Татарстане составляет 94,6 млн руб. Казань лидирует по сумме этого долга в размере 57,2 млн руб., или 60,4% от общереспубликанской задолженности по зарплатам. Долги на общую сумму 120 млн руб. имеют около 200 предприятий республики с численностью работающих 6 тыс. чел. По информации Министерства труда и занятости Республики Татарстан, в первоочередном списке должников по заработной плате числятся предприятия транспорта (свыше 50 млн руб.) и агропромышленного комплекса (свыше 27 млн руб.). Замыкает цепочку бюджетная сфера - образование (около 900 тыс. руб.), здравоохранение (около 800 тыс. руб.), наука (более 100 тыс. руб.) и культура (около 400 тыс. руб.). Из долговой ямы постепенно выбираются строительные организации и предприятия, занимающиеся обрабатывающим производством.

Не может также не беспокоить достигший угрожающих размеров в Татарстане разрыв между минималь-

ной и максимальной заработной платой на предприятиях. Если, по данным официальной статистики, в 1990 г средняя зарплата инженерно-технических работников предприятий была на 20% выше, чем у рабочих, то в 2006 г. этот показатель вырос более чем в три раза и составил 70%. Наибольший разрыв в заработной плате характерен для гостиничного бизнеса, жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания населения, строительства, транспорта, добычи полезных ископаемых.

С целью проведения последовательной политики борьбы с «конвертными» выплатами, в Республике Татарстан планируется создать Общественный фонд по борьбе с долгами по заработной плате и «серым» рынком труда. В этом фонде будут аккумулироваться финансовые ресурсы для вознаграждений тем лицам, которые сообщат в органы власти информацию о компаниях, имеющих долги по заработной плате и практикующих неформальные трудовые отношения. Поэтому на региональном уровне актуальным является открытие отделов по работе с населением для приема информации о «конвертных» выплатах.

Задачей первостепенной важности становится формирование межведомственной рабочей группы по контролю за обеспечением трудовых прав граждан и легализации их доходов, которая должна состоять из правоохранительных, фискальных органов и других заинтересованных служб и ведомств. Основным направлением деятельности межведомственной рабочей группы должно стать изучение масштабов и сфер распространения «конвертных» выплат, выработка общих подходов к их пресечению и определение совместного плана действий, направленных на увеличение оперативных проверочных мероприятий субъектов рынка. С целью выработки наиболее эффективных методов решения проблемы, к работе межведомственной группы следует привлечь представителей бизнеса, науки и профсоюзов. В составе межведомственной группы необходимо образовать специальную комиссию, которая займется разработкой и обобщением предложений по внесению изменений в существующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.