№ 2 (20) ФЕВРАЛЬ 2012
дискуссия т
журнал научных публикаций V
А. А. Седанов, канд. экон. наук, доцент, А. А. Алексеев, аспирант, кафедра маркетинга, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск, Россия, [email protected]
АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
Современное толкование конкурентоспособности предпринимательской структуры как умения занимать, сохранять и защищать свои рыночные позиции во многом зависит от того, какой смысл вкладывается в дефиницию «конкуренция».
Известно несколько концепций изучения природы конкуренции — этого объективного явления экономических отношений, возникающих между рыночными контрагентами. К их числу относятся: поведенческий, структурный, функциональный, эволюционный, воспроизводственный и предпринимательский. Каждая точка зрения находит отражение в авторском определении содержания этого понятия, от которого зависит производное свойство фирмы — эффективно функционировать в окружении конкурентов.
Актуальность изучения основных теоретических положений, -объясняющих действия по формированию конкурентоспособности, лежит в диалектической плоскости развития этого явления. С одной стороны, конкуренция и конкурентоспособность есть объективно существующая реальность, с другой — она подле жит субъективным оценкам. Многочислен
Конкуренция одновременно является результатом развития рынка и условием его существования, поэтому множество предпринимательских структур действуют в условиях неопределенности.
ность концепций конкуренции порождает потребность гармоничного их сочетания при изучении природы конкурентоспособности, изменяя которую, можно определенным способом соединять источники и стратегии ее формирования. Описание их составляет цель настоящей статьи.
В результате анализа конкуренции как некоторой системы элементов, описываемых каждой концепцией, была определена смысловая компонента конкурентоспособности строительной предпринимательской структуры. Например, на основании мыслей, высказанных А. Смитом и М. Вебером (прилож. 1), конкурентоспособность — это умение соперничать и сотрудничать.
Строительные предприятия ведут финансово-хозяйственную деятельность, которая имеет свои особенности: большую длительность, частые сезонные и цикличные колебания, а также случайные отклонения от средних величин экономических параметров. Поэтому такие предприятия умеют соперничать в том, кто станет застройщиком, и сотрудничать, беря на себя обязательства генподрядчика, подрядчика или субподрядчика.
. ДИСКУССИЯ
™ журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Конкуренция одновременно является результатом развития рынка и условием его существования, поэто- =
му множество предпринимательских структур действуют в условиях неопределенности (при-лож. 1) и добиваются возможности удовлетворить сначала спрос, ограниченный платежеспособностью покупателя, затем отложенный спрос и т. д.
В этом случае конкурентоспособностью предпринимательской структуры является умение создавать условия для свободных действий и самостоятельного принятия управленческого решения. Предпринимательские структуры, ведущие общестроительные работы, имеют низкую степень свободы, так как ограничены множеством бюрократических процедур, связанных с отведением земельных участков, утверждением проектно-сметной документации, оформлением подключений к коммуникациям и т. д.
Предпринимательский подход к изучению природы конкуренции (прилож. 1) определяет конкурентоспособность предпринимательской структуры как умение соизмерять альтернативы своего поведения на рынке, связанного с обновлением технологии, продукта или типа организации. Оценка проектов происходит по результатам и затратам, по получаемым выгодам и сопутствующим угрозам.
Для строительных предпринимательских структур способность обновления крайне актуальна, так как время для них является фактором, существенно влияющим как на доходы, так и на расходы. Сокращение сроков строительства и устранение причин несоблюдения графика выполнения работ являются резервами экономического роста.
Близкой к предпринимательскому подходу является функциональная концепция конкуренции, поэтому и определение конкурентоспособности похоже на вышеприведенное. Отличие состоит в том, что, с функциональной точки зрения, способность отстаивать рыночные позиции проявляется через обновление правил ведения хозяйства.
Для строительных предпринимательских структур способность обновления крайне актуальна, так как время для них является фактором, существенно влияющим как на доходы, так и на расходы.
Для строительных предпринимательских структур такая трактовка их способности находиться в конкурентной среде крайне своевременна, потому что отрасль, создающая самое дорогостоящее и ценное благо, нуждается в обновлении неформальных и формализованных институтов.
= Анализ конкуренции в концепции воспроизводства капитала, в основе которой лежит мнение К. Маркса (прилож. 1), показал, что конкурентоспособность предпринимательской структуры — это умение получать прибыль, ускоряя оборот совокупного капитала.
Совокупный капитал представляет собой взаимопроникновение неосязаемых активов и материализованного капитала. Для строительных предпринимательских структур данная трактовка конкурентоспособности также важна, так как их продукция трудоемка, производится из большого количества дорогих материалов, часто во вредных и тяжелых условиях. В связи с этим, строительные предприятия стремятся изменить структуру совокупного капитала, акцентируя внимание на интеллектуальных и инновационных активах.
Современным подходом к анализу природы конкуренции является эволюционная концепция, согласно которой конкурентоспособность предпринимательской структуры — это способность создавать средства индивидуализации, удерживая высокий уровень информирования о стратегиях по наращиванию неосязаемых активов.
На локальном рынке общестроительных работ предпринимательские структуры активно отстаивают и защищают свою деловую репутацию, так как участвуют в тендерах, аукционах, торгах подряда и прочих конкурсах, формирующих портфель заказов, как правило, на 1,5-2,5 года.
Обобщенные результаты анализа концепций конкуренции и конкурентоспособности предпринимательских структур приведены в табл. 1, где предложено определение конкурентоспособности, адаптированное к особенностям финансово-хозяй-
№ 2 (20) ФЕВРАЛЬ 2012
дискуссия
журнал научных публикаций
Таблица 1
Анализ природы конкурентоспособности строительных предпринимательских структур
Наименование подхода к анализу природы конкуренции Смысловое содержание конкуренции Смысловое содержание конкурентоспособности Обобщенное определение конкурентоспособности
Поведенческий Соперничество регулирует экономику Умение соревноваться и договариваться Умение бороться, соревноваться и договариваться об изменении эндогенной и экзогенной составляющих рыночной власти фирмы
Структурный Борьба за свободу действий регулирует спрос и предложение Умение создавать условия для частной инициативы
Функциональный Обновление правил организации хозяйства согласует действия конкурентов Умение влиять на формальные институты
Предпринимательский Соизмерение альтернатив стимулирует обновление Умение обновлять продукт, технологию и тип организации
Воспроизводственный Борьба за скорость оборота совокупного капитала изменяет его структуру Умение создавать и использовать интеллектуальные и инновационные активы
Эволюционный Борьба за информацию об отраслевом рынке сегментирует его и создает условия для возникновения нового бизнеса Умение создавать новые средства индивидуализации
ственной деятельности строительных предпринимательских структур.
Таким образом, конкурентоспособность строительных предпринимательских структур, по мнению авторов статьи, заключается в умении бороться, соревноваться и договариваться об изменении эндогенной и экзогенной составляющих рыночной власти предпринимательской структуры. ^
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1992. [Электронный ресурс] URL: http://www.klex.ru/5x.htm (дата обращения: 15.12.2011).
2. Тарануха Ю. В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах): учеб.-метод. пособие. М: Издательство «Дело и сервис». 2008. C. 13.
3. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. 1994. Т 1. Вып. 5. С. 12-28.
4. Шумпетер Й. А. Теория экономического анализа: пер. с нем. / пер. В. С. Автономов и др.; ред. А. Г. Милейковский. М.: Прогресс, 1982. С. 158.
5. Шумпетер Й. А. Капитализм, Социализм и Демократия: пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В. С. Ав-тономова. М.: Экономика, 1995. [Электронный ресурс] URL: http://www.libertarium.ru/lib_capsocdem. htm (дата обращения: 15.12.2011).
6. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // МЭ и МО. 1989. №12. С. 6-14.
7. Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство. М., 2001. [Электронный ресурс] URL: http:// www.libertarium.ru/lib_competition.htm (дата обращения: 15.12.2011).
8. Тарануха Ю. В. Указанное сочинение. С. 18.
9. Там же. С. 18.
Приложение 1
Характеристика подходов к анализу экономических отношений и взаимодействий между предпринимательскими структурами*
Наименование подхода Конкуренция как система элементов Содержание конкуренции Объект конкуренции Область конкуренции Способ конкуренции Функция конкуренции Роль конкуренции
1 2 3 4 5 6 7 8
Поведенческий Экономическая природа Соперничество Редкое благо Сфера обмена Ценовой Расшифровка рыночного сигнала Регулирование экономики
Форма проявления Завоевание преимуществ Ресурсы и деньги потребителей Товарные, ресурсные рынки и рынки факторов производства Максимальное соответствие требованиям рынка Ориентация на производство более ценного продукта Соответствие структур производства и спроса
Определение Честное соперничество между рыночными агентами за наиболее выгодные условия продажи продукта1 (А. Смит). Мирные попытки установления контроля над возможностями и преимуществами, которые также желаемы другими2 (М. Вебер)
Структурный Экономическая природа Степень свободы в принятии решений Спрос на товар Сфера обмена Ценовой Расшифровка рыночного сигнала Достижение рыночного равновесия
Форма проявления Конъюнктура рынка Увеличение доли рынка Товарные, ресурсные рынки и рынки факторов производства Низкая цена за единицу потребительской ценности Выбор технологии и объема выпуска Регулирование спроса и предложения
Определение Взаимодействие множества предпринимательских структур, действующих в условиях неопределенности3 (Ф. Найт)
Предпринимательский Экономическая природа Соизмерение альтернатив Идея Инновационная деятельность Неценовой Стимулирование обновления Генератор изменений
Форма проявления Принятие решения Обновление продукта, технологии, типа организации Коммерциализация новаций Интеллектуальные активы Экономика знаний Научно-технический прогресс
Определение Борьба между «старыми» и «новыми комбинациями»4 или процесс «созидательного разрушения»5 (Й. Шумпетер)
Составлено на основе работы Ю. В. Таранухи (см. источник 2, С. 13-18).
1 2 3 4 5 6 7 8
Функциональный Экономическая природа Обновление правил организации хозяйства Идея Процесс продажи объектов собственности Ценовой и неценовой Распространение знаний Согласование действий
Форма проявления Обучение и передача опыта Степень защищенности интеллектуальной собственности Эффективный обмен объектами собственности Правовое оформление сделки Правовая оценка сделки Уменьшение неопределенности и несовершенства знаний
Определение Процедура открытия6 (Ф. Хайек). Обнаружение новых возможностей и способов их удовлетворения7 (И. Кирцнер)
Воспроизводственный Экономическая природа Рост прибыли с одного оборота совокупного капитала Стоимость товара Внутри отрасли Скорость оборота совокупного капитала Регулирование структуры совокупного капитала Интеграция рынков
Форма проявления Перелив капитала Цена товара Спор между продавцами Нераспределенная прибыль Стоимость совокупного капитала Свобода действий
Определение «Внутренняя природа капитала, проявляющаяся и реализующаяся во взаимном воздействии многих капиталов друг на друга, не что иное, как внутренняя тенденция, выступающая в форме внешней необходимости»8 (К. Маркс). «Способ существования капитала, при котором капитал соперничает с капиталом, как с самим собой, и с самим собой, как с другим капиталом»9 (К. Маркс)
Эволюционный Экономическая природа Уровень информированности фирмы Нематериальные активы Лицензионная и патентная практика Создание неосязаемых активов Генерация нового способа получения дохода Сегментация рынка
Форма проявления Соответствие информационного потенциала фирмы рыночным требованиям Правила и накопленный фирмой опыт управления Инвестиционные проекты Новаторство или имитация Появление новых предпринимательских структур Обновление знания о рынке
Определение Процесс создания имиджа, деловой репутации фирмы или иного способа индивидуализации рыночного игрока