. ДИСКУССИЯ
» журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
А. А. Седанов, канд. экон. наук, доцент, А. А. Алексеев, аспирант, кафедра маркетинга, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск, Россия, [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
СТРУКТУРЫ
Свобода действий, частная собственность и конкуренция являются необходимыми условиями для возникновения и развития рынка как формы организации и функционирования экономики. В зависимости от целей исследования представители научной мысли формулируют различные критерии оценки степени развития рынка. Например, К. Бюхер считает, что свобода рыночных контрагентов зависит от характера связи между производством и потреблением1. Это определяет количество участников обмена, способ его осуществления и скорость, с которой он происходит. С этой точки зрения способность конкурировать сводится к сокращению времени, потраченного на заключение сделки.
У. Ростоу критерием свободы рыночных отношений считает сложившийся характер власти, который определяет стадию развития общества2. Например, традиционному обществу соответствует власть крупных землевладельцев, которые конкурируют между собой. Способность противостоять решению конкурента в этом случае состоит в размере земельного участка, принадлежащего рыночному субъекту. Власть предпринимателя формирует стадию перехода общества на новый уровень своего развития. Власть крупных промыш-
ленников обеспечивает структурные сдвиги в общественном развитии, а власть науки и технических специалистов свидетельствует о зрелости рыночных отношений, сложившихся в обществе. Власть потребителя приводит к рыночным отношениям, в основе которых лежат потребности и способ их удовлетворения. Таким образом, согласно У. Ростоу, способность конкурировать состоит в концентрации власти выбранного типа у конкретного рыночного игрока.
Независимо от природы конкурентоспособности ее величина зависит от нескольких факторов: рыночной конъюнктуры, типа рынка и сложившейся конкуренции. Не последнюю роль играют способности производимого товара стать привлекательным для определенной группы покупателей. Еще одной составляющей конкурентоспособности является умение менеджмента поддерживать устойчивое финансово-экономическое состояние предприятия. Вышеназванные факторы, по мнению авторов, создают отраслевые ограничения при оценке результатов выбранной стратегии поведения фирмы на соответствующем товарном рынке.
Уровень развития реальных рыночных отношений, складывающихся в строительной отрасли на современном этапе, все чаще
Свобода рыночных контрагентов зависит от характера связи между производством и потреблением. Это определяет количество участников обмена, способ его осуществления и скорость, с которой он происходит.
№ 4 (22) АПРЕЛЬ 2012
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций ™
обозначает актуальность формирования конкурентоспособности предпринимательских структур строи- -тельного комплекса РФ. С этой точки зрения внимание общества все чаще привлекают организации, строящие жилые здания, так как в качестве и в стоимости этого блага заинтересованы все участники регионального рынка: собственники, инвесторы, заказчики, застройщики, физические и юридические лица, играющие роль покупателей, органы власти, население, банки, риэлтерские агентства и т. д.
Соотношение качества и стоимости жилых помещений является характеристикой конкурентоспособности предлагаемой продукции. Существование сметной и рыночной стоимости одного квадратного метра осложняет процесс оценки конкурентоспособности товара, а, следовательно, и выбор стратегии ее формирования на уровне производителя.
Сметная прибыль, как элемент сметной стоимости объекта строительства, жестко регулируется федеральными, отраслевыми и местными законодательными актами, что не мешает ей при этом иметь гипотетический характер. Это происходит потому, что данный показатель конкурентоспособности товара формируется до момента его создания и отражает рыночную ситуацию в прошлом. Индексация элементов сметной стоимости позволяет оценить способность товара занять место на рынке в настоящем времени.
В состав рыночной стоимости товара прибыль также входит как вероятностная величина, ожидаемая продавцом (производителем) блага к получению, поэтому она характеризует возможную конкурентоспособность товара в будущем. Кроме того, прибыль «растворена» во всех трех элементах рыночной стоимости блага: потребительной, добавленной и меновой, поэтому она проявляется после заключения сделки. Таким образом, рыночная стоимость товара становится его ценой, а конкурентоспособность одного квадратного метра жилого помещения определяется соотношением
Власть крупных промышленников
обеспечивает структурные сдвиги в общественном развитии, а власть науки и технических специалистов свидетельствует о зрелости рыночных отношений, сложившихся в обществе.
«цена-качество», на которое рынок жилья реагирует через конкуренцию между покупателями этого низколиквидного блага.
Цена жилого помещения или исторический факт способности продукции конкурировать — это функция от многих переменных (этажность, конструк-= тивные и архитектурные особенности здания, площадь и высота помещения, месторасположение в той или иной зоне поселения, инфраструктура района и т. д.), поэтому оценить, высокая она или низкая, в момент заключения сделки крайне проблематично. Дать оценку качеству жилого помещения на момент его приобретения еще сложнее. Все вышеперечисленные отраслевые особенности оценки конкурентоспособности продукции строительных предпринимательских структур требуют от покупателя иметь специальную профессиональную подготовку, а это, в свою очередь, скорее отталкивает покупателя от жилья, предлагаемого на первичном рынке, чем привлекает его внимание. В результате приобретатель выбирает одну из двух стратегий поведения на рынке: отказаться от сделки или поручить ее заключение специалисту-эксперту, который проведет оценку соответствия цены и качества товара на платной основе. Таким образом, решение проблемы оценки конкурентоспособности продукции строительной отрасли является импульсом для создания новой предпринимательской структуры, а конечный потребитель получает товар по завышенной цене.
Цена жилья первичного рынка существенно зависит от правовой «упаковки» сделки. Сделка может быть куплей-продажей, арендой, ипотекой, социальным наймом, результатом реализации специальных программ. Каждый вариант сделки имеет свою цену, которая также подлежит оценке, поэтому соотношение «цена-качество» меняется. Изменяется и конкурентоспособность продукции строительного комплекса, и стратегия поведения потребителя на рынке. Возникает еще одна проблема оценки — низкая информативность о конку-
дискуссия
журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
рентоспособности продукции с учетом характера сделки.
Цена жилья первичного рынка существенно зависит от стоимости земельно -го участка, отведенного для капитального строительства, на который могут претендовать предприятия, ведущие строительство, например, торгово-офисных объектов. Поэтому жилье часто становится неконкурентоспособной продукцией по этому параметру. Кроме того, покупатель различает цену приобретения жилья, цену его содержания и эксплуатации, продолжая (уже без производителя) формировать конкурентоспособность специфического товара.
Ограничения, накладываемые спецификой продукции на достоверность рыночной оценки конкурентоспособности товара, требуют иного подхода к рекламе, каналам сбыта, продвижению, технологиям реализации жилья и тому подобных маркетинговых приемов формирования конкурентных преимуществ предпринимательской структуры. Например, связывая доступность приобретения жилья не только с платежеспособностью населения, но и со скоростью заключения реальной сделки, позволяющей немедленно удовлетворить базовые потребности покупателя. Во многом такое конкурентное преимущество зависит от состояния законодательства, регулирующего товарно-денежные отношения на первичном рынке жилья.
Как следствие, в процессе оценки конкурентоспособности предпринимательской структуры, занимающейся строительством жилья, проще исследовать умение предприятия поддерживать свое устойчивое финансовое состояние достаточно длительный период.
В первую очередь финансовая устойчивость строительной предпринимательской структуры характеризуется прибылью от реализации, получаемой на протяжении двух или трех лет, что связано с длительным производственно-финансовым бизнес-циклом.
Сметная стоимость строительства жилья лежит в основе планируемых затрат на строительство в соответствии с проектом здания, организации и технологии работ, трудоемкостью, сроками. На практике она оборачивается фактическими затратами, отражаемые в отчетности предприятия как «себестоимость», которая во многом зависит от договорных отношений с субподрядчиками. Усилия подрядчика и многочисленных субподрядных организаций сказываются на качестве строительной продукции, отследить которое можно, анализируя затраты. В строительстве понятие «себестоимость», в отличие от других отраслей народного хозяйства, совпадает с понятием «затраты» в силу того, что строительство жилых зданий является единичным производством. Возникает еще одно соотношение, которое позволяет сделать внутреннюю оценку конкурентоспособности продукции, выпускаемой строительной предпринимательской структурой — «себестоимость-качество».
Прибыль от реализации, равная разнице между выручкой от реализации и затратами на производство строительных работ, зарегистрированных в уставных документах, является критерием отнесения конкретного предприятия к разряду предпринимательских структур. При этом важна динамика этого показателя, когда в какой-то период времени вместо прибыли от реализации появляются убытки, но на прибыли до налогообложения это никак не сказывается. В результате фирма теряет статус предпринимательской структуры, но не уходит с рынка, надеясь за счет производственной стратегии вернуть себе конкурентоспособность.
В силу того, что конкурентоспособность является динамичным свойством
№ 4 (22) АПРЕЛЬ 2012
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций ™
предпринимательской структуры, для ее оценки желательны относительные показатели, например, темпы роста прибыли. Для этого необходимо выбрать базовый год для сравнения, когда строительная отрасль успешно развивалась в рамках территориального рынка. Институциональный анализ локального первичного рынка жилья характеризуется «инерционной кривой» (еще ее называют «колеей»), которая представляет собой временной ряд темпов роста прибыли. Она делит рыночное пространство на две части, одна из которых представлена группой предприятий с темпами роста стабильно выше средних, другая — стабильно ниже. Первая группа предпринимательских структур устойчиво конкурентоспособна, вторая по каким-либо причинам не стремится к этой цели. Есть еще и третья совокупность предпринимательских структур, которая перемещается из одного экономического пространства в другое. Они конкурентоспособны в краткосрочной перспективе. Проблемой оценки конкурентоспособности в данном подходе является доступность информации о конкурентах, выполняющих аналогичные строительные работы.
Следующая проблема, которая возникает в процессе оценки конкурентоспособности строительной предпринимательской структуры, связана с отсутствием относительно простой методики ее проведения. Сегодня конкурентоспособность фирмы определяют в основном социологическими методами, опрашивая покупателей одного и того же продукта от разных производителей.
Приобретатель простой продукции не скрывает от исследователя своих оценок. Покупатель жилья вряд ли примет участие в таком опросе, поэтому, организуя внутреннюю оценку конкурентоспособности предпринимательской структуры строительной отрасли, приходится прибегать к косвенным способам сбора информации. В этом случае резко возрастает риск выбора не той стратегии поведения на рынке, которая потребуется в ближайшем будущем.
В строительстве понятие «себестоимость», в отличие от других отраслей народного хозяйства, совпадает с понятием «затраты» в силу того, что строительство жилых зданий является единичным производством.
На практике действия по выбору стратегии формирования конкурентоспособности предпринимательской структуры логически выстраиваются в виде стратегической матрицы, в которой представлен весь спектр целей, возможностей, случайностей, необходимых условий, прямых и косвенных влияний, а также отдаленных последствий.
Стратегия формирования конкурентных преимуществ предпринимательской структуры, занимающейся строительством жилых зданий, состоит из следующих элементов: программа действий, ведущих к цели; прием-интрига, дающая преимущество; изобретательность в поисках выхода из трудного положения; уловка, застающая врасплох или вводящая в заблуждение противника.
Стратегия формирования конкурентоспособности, по мнению авторов настоящей публикации, реализуется на двух «полях», где действует предпринимательская структура:
— бизнес, ядром которого является производственная система;
— политика как совокупность институтов и отношений власти и подчинения.
На региональном рынке строящегося жилья приоритет принадлежит оценке политической составляющей экономического пространства, поэтому акцент делается на один или несколько элементов стратегии.
Таким образом, исследование природы конкурентоспособности позволит снять проблемы ее оценки на теоретическом уровне. Выявление отраслевых особенностей конкурентоспособности и создание простой методики внутренней оценки конкурентоспособности строительной предпринимательской структуры позволит устранить сложности этой процедуры на прак-
тике.
ф
1. Экономическая теория: учеб. для вузов / М. А. Са-жина, Г. Г. Чибриков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. С. 52.
2. Нобелевские лауреаты ХХ века. Экономика: энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН. 2001. С. 143.