Научная статья на тему 'Анализ Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (по проблемам здоровья, воспитания и спорта)'

Анализ Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (по проблемам здоровья, воспитания и спорта) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / CONCEPT / TRAINING / PHYSICAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блеер А. Н., Полиевский С. А., Зюрин Э. А., Иванов А. А., Макеева В. С.

Дан анализ и намечены пути реализации Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года по проблемам здоровья, воспитания и спорта применительно к учебному заведению высшего физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis and the ways of implementation the Concept of the Federal training system for citizens of the Russian Federation to military service in 2020. The authors touch upon the problems of health, education and sport with regard to institution of higher education.

Текст научной работы на тему «Анализ Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (по проблемам здоровья, воспитания и спорта)»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

о

АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (по проблемам здоровья, воспитания и спорта)

Блеер А.Н., Полиевский С.А., Зюрин Э.А., Иванов А.А. Макеева В.С.

А н н о т а ц и я. Дан анализ и намечены пути реализации Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года по проблемам здоровья, воспитания и спорта применительно к учебному заведению высшего физкультурного образования.

Ключевые слова: Концепция, боевая подготовка, физическая подготовленность

Актуальность. Распоряжением Правительства Российской Фе-д ерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р с 20 февраля 2010 г. рекомендовано федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и осуществлении мероприятий по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, руководствоваться положениями Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года,

Концепция определяет базовые положения общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе и систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан, военно-

патриотического воспитания граждан, восстановление системы массовых занятий видами спорта из числа видов спорта в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе.

Состояние вопроса. Прежде всего, в Концепции раскрыто состояние подго-

товки граждан к военной службе и тенденции ее развития.

Отмечается, что переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести:

> снижение показателей состояния здоровья большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу. Доля граждан, ограниченно годных к военной службе, составила в 2009 году около 30%;

> отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе;

> недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях;

> отсутствие преемственности программ физического воспитания в

учреждениях образования различных типов и видов;

> недостаточное развитие военноприкладных видов спорта и др. Базовым фактором, определяющим

способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из 13,62 миллионов детей, обучающихся в школах, только 21,4% абсолютно здоровы, 21% имеют хронические заболевания.

Общая заболеваемость подростков в возрасте до 14 лет включительно возросла за последние пять лет на 9,3%, а юношей и девушек в возрасте 15-17 лет включительно - на 11,6 %.

В структуре основных заболеваний, послуживших причиной освобождения и отсрочки от призыва на военную службу, превалируют заболевания костно-мышечной системы - 20,7 %, психические расстройства - 13,5 %, заболевания органов пищеварения - 10,8 % и нервной системы - 8,9 %.

В результате общая доля граждан, годных к военной службе без ограничений, составила в 2009 году 51%, а годных к военной службе с незначительными ограничениями - 49%.

Внушает особую тревогу данные о том, что за последние пять лет число впервые выявленных больных алкоголизмом юношей в возрасте 15-17 лет включительно увеличилось на 28 %, а наркоманией - на 22 %.

Следствием низких показателей состояния здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, являются:

> снижение уровня боеготовности частей и подразделений из-за неспособности значительной части граждан, призванных на военную службу, справиться с резким увеличением объемов физических на-

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

грузок первых месяцев военной службы;

> сложности с комплектованием частей и подразделений, где к военнослужащим предъявляются повышенные требования (Воздушнодесантные войска, Военно-Морской Флот, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, специальные подразделения);

> морально-психологические травмы и стрессы из-за проблем с адаптацией к военной службе;

> высокий уровень заболеваемости и травматизма в первые месяцы военной службы.

Анализ уровня физического развития граждан, подлежащих призыву на военную службу, свидетельствует о наличии серьезных проблем и в этой сфере.

Низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание детей выявляются у 75-85 процентов старшеклассников. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18 процентов) компенсируют дефицит движений. Более одного миллиона учащихся и студентов образовательных учреждений, обучающихся по очной форме обучения, по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе.

В результате значительная часть граждан, призванных на военную службу, не справляется с физическими и морально-психологическими нагрузками первых месяцев военной службы.

К тому же основной статистический показатель, характеризующий состояние тренированности и физического развития граждан, - наличие первого спортивного разряда или спортивного звания - в 2009 году составил всего лишь 3 %, а учебно-материальная база по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях в боль-

{ 7 }

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

шинстве случаев не соответствует современным требованиям.

Также отмечается, что введение подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не помогло добиться желаемых результатов.

В Концепции констатируется, что подготовка граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военноучетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов осуществляется в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также в общественных объединениях. Крупнейшим из них является Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее - ДОСААФ России).

Отмечается, что существует ряд проблем, влияющих на качество подготовки призывников в ДОСААФ России.

При условии сокращения численности призывного контингента без принятия кардинальных мер по повышению качества подготовки граждан к военной службе (улучшение состояния здоровья граждан, совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий и создание современной системы военно-патриотического воспитания) в ближайшем будущем может возникнуть ситуация, когда потребности Вооруженных Сил Российской Федерации будут удовлетворяться на 60 %, а в перспективе - на 50%.

Таким образом, сложившаяся система подготовки граждан к военной

--------------------------------( 8

службе не отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения безопасности и обороноспособности государства, и требует модернизации.

Цели, задачи и намеченные мероприятия по модернизации системы подготовки к военной службе в Росси Федерации:

Основным направлением данной модернизации предлагается считать создание на базе ДОСААФ России федеральной системы подготовки граждан к военной службе, при этом отдельные мероприятия должны начинаться на стадии дошкольного образования. Это положение представляется достаточно спорным, так как не выделяется определяющая роль системы образования и физического воспитания в нашей стране.

Основой указанной системы являются меры, направленные на улучшение состояния здоровья граждан, совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий, военно-патриотическое воспитание и подготовку граждан по основам военной службы и военно-учетным специальностям. Новая система подготовки граждан должна основываться на следующих принципах:

> мероприятия в этой сфере должны охватывать все направления данной подготовки к военной службе в их взаимосвязи;

> концентрация на приоритетах — выбор по каждому направлению подготовки наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

> массовость — система подготовки граждан к военной службе должна охватывать молодежь начиная со школьного возраста;

> системность - подготовка к воен-

ной службе должна строиться на целостной системе мер, направленных на физическую, нравствен)-------------------------------

ную и морально-психологичес-кую подготовку граждан.

Решение задачи по улучшению состояния здоровья подлежащих призыву граждан, включает в себя:

> разработку единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина, который подлежит призыву на военную службу;

> разработку и внедрение системы ежегодного мониторинга состояния здоровья, физического и психологического развития граждан начиная с 10-летнего возраста;

> совершенствование учебной и спортивной базы образовательных учреждений;

> расширение физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, а также разработку различных комплексов физического оздоровления школьников.

Повышение уровня физической подготовленности граждан к военной службе включает в себя:

> пропаганду физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни человека;

> оказание информационной поддержки гражданам в организации занятий физической культурой;

> модернизацию системы физического воспитания в учреждениях образовательного типа;

> увеличение числа детей, подростков и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях;

> выполнение норм всероссийского

физкультурно-спортивного ком-

плекса обучающимися и студентами образовательных учреждений;

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

> привлечение молодежи к занятиям военно-прикладными и служебноприкладными видами спорта;

> проведение летних и зимних спартакиад народов России;

> расширение сети физкультурнооздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных и спортивно-технических клубов (школ) и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства;

> внедрение новых проектов образовательных учреждений с обязательным строительством объектов спорта (спортивных залов, бассейнов, многопрофильных и комплексных плоскостных спортивных сооружений);

> обеспечение объектов спорта современным оборудованием для развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;

> формирование механизмов привлечения средств, необходимых для развития и поддержки видов спорта, направленных на обеспечение подготовки граждан к военной службе, из различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства.

В Концепции отмечено, что решение задачи получения гражданами начальных знаний в области обороны и обучения по основам военной службы в объемах, необходимых для военной службы, включает в себя:

> разработку федерального государственного образовательного стандарта, в рамках которого предполагается освоение программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», включающих разделы по основам военной службы;

{ 9 }

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

> внедрение в учебный процесс современных обучающих технологий, игровых методов (пейнтбол, мультимедийные тиры).

Реализацию Концепции предполагается осуществлять путем:

> дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в области обороны, здравоохранения, образования, спорта, социального обеспечения;

> постоянного мониторинга и анализа уровня подготовки граждан к военной службе и выработки на их основе мер, направленных на совершенствование данной подготовки;

> развития научных исследований в сфере подготовки граждан к военной службе.

Реализацию Концепции предусматривается осуществить в четыре этапа.

На первом этапе (2009-2010 годы) будут разработаны единый перечень требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также меры государственной поддержки военно-прикладных видов спорта. Будет проведена проверка эффективности использования объектов, предназначенных для подготовки граждан к военной службе, включая образовательные учреждения, спортивные, а также спортивно-технические объекты.

На втором этапе (2011-2012 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по совершенствованию федеральной системы подготовки граждан к военной службе.

На третьем этапе (2013-2015 годы) предусматривается создание единой системы учета подготовки призывных ресурсов (электронный паспорт) и проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможные негативные тенденции на основе оценки влияния на уровень подготов-

ленности граждан к военной службе реализуемых региональных программ подготовки граждан к военной службе.

По итогам реализации третьего этапа Концепции предполагается к 2016 году снизить количество граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, до 20 %.

На четвертом этапе (2016-2020 годы) предусматривается реформирование существующей системы определения годности к военной службе и создание эффективной системы лечебнооздоровительных мероприятий.

В ходе четвертого этапа будут созданы условия для существенного улучшения состояния здоровья и физического развития молодежи.

По итогам реализации четвертого этапа предполагается к 2020 году:

> снизить количество граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, до 10 процентов;

> обеспечить наличие первого спортивного разряда или спортивного звания у 15 % граждан, подлежащих призыву на военную службу.

На наш взгляд, условия для существенного улучшения состояния здоровья и физического развития молодежи нужно обеспечивать на протяжении всех этапов реализации Концепции.

Реализация данной Концепции позволит решить комплексный вопрос комплектования Вооруженных Сил здоровыми, устойчивыми к нервноэмоциональным нагрузкам, будет способствовать развитию прикладных и экстремальных видов спорта, а также формированию здорового образа жизни, что принесет положительные результаты во всех сферах жизни.

Заключение. Как видно из перечисления основных моментов реализации Концепции для коллектива учёных

{

10

}

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

J

нашего вуза открываются большие перспективы.

Прежде всего, это определение роли и методических особенностей использования экстремальных видов спорта для подготовки допризывников в свете недостаточного развития военно-прикладных видов спорта и сложностями с комплектованием частей и подразделений, где к военнослужащим предъявляются повышенные требования (Воздушно-десантные

войска, Военно-Морской Флот, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, специальные подразделения).

Для целенаправленной подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах в школе необходима разработка системы урочных и внеклассных занятий по физической подготовке. Важное условие результативности такой системы - широкое использование занятий учащихся в спортивных секциях, группах общей физической подготовки, группах начальной подготовки ДЮСШ, участие в соревнованиях комплекса ГТО, спортивному ориентированию, военно-прикладным видам спорта и в туристических походах.

При разработке программ занятий по физической подготовке юношей-допризывников необходимо уделять большое внимание овладению учащимися военно-прикладными навыками и умениями. Также необходимо совершенствовать умения использовать ра-

зученные двигательные действия в непривычных и сложных условиях при использовании упражнений из Наставления по физической подготовке (НФП) и методик на преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий, использования упражнений, содержащих элементы риска и опасности, выработки умения быстро ориентироваться в сложных, нестандартных условиях и ситуациях. С прикладной физической подготовкой юношей-допризывников тесно связана специальная подготовка, в задачи которой входит выработка устойчивости к укачиванию и кислородной недостаточности. Кроме того, она помогает воспитанию смелости, мужества, настойчивости, решительности, дисциплинированности и других морально-волевых качеств.

В соответствии с Концепцией для её реализации необходима коррекция программно-методического материала по ряду кафедр и специализаций РГУФКСиТ.

Литература:

1. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р. - М.: Российская газета, Федеральный выпуск № 5109 от 12 февраля 2010.

2. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). Введено в действие приказом Министра обороны Российской Федерации № 200 от 21 апреля 2009г

3. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры №8.- 2003.- С.2-7.

------------------------------( 11 )-------------------------------

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ АВТОНОМНОЙ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Иванова Н. А.

А н н о т а ц и я. В этой статье дана теоретическая основа автономии. С позиций компетентностного подхода рассматривается формирование автономной вторичной лингвистической идентичности. Структура уровня вторичной лингвистической идентичности дана автором в европейской системе лингвистических уровней компетентности.

Ключевые слова: автономия, познание, язык, компетенции.

Гуманистическая парадигма современного образования ставит л ичность человека на центральное место. При этом проблема «автономности» в образовательном процессе рассматривается исследователями с разных точек зрения. Так, психологи (Ю.Н. Кулюткин, Н.Н. Нечаев, В.А. Петровский) говорят об «автономии личности» как характеристике индивидуальной позиции человека, предполагающей самостоятельность, независимость, в выборе мотивов, целей и средств деятельности. В педагогике рассматривается «автономное обучение», под которым понимают различные формы дистантного обучения, то есть без непосредственного контроля со стороны преподавателя. Мы здесь видим также и философский аспект, заключающийся в том, что само понятие личность уже предполагает по своей сути некую автономность, базирующуюся на неповторимой индивидуальности каждого человека.

Теоретическую основу идеи автономности обучающегося составляет философия постмодернизма, которая утверждает относительность истины, множественность путей познания, а также конструктивистские подходы к познанию и обучению. Согласно выводам конструктивистов (Джордж Келли), ключом к успешному обуче-

нию является выявление и осознание процессов, лежащих в его основе. То есть в развитии метакогнитивных умений, которые определяются западными учеными как понимание собственных познавательных процессов в отрыве от их содержания и использование этого понимания для управления и совершенствования этих процессов, а также для регулирования какого-либо аспекта познания

Необходимо отметить в этой связи идею Л.С. Выготского о важности социального взаимодействия для обучения, которое он считал интерактивным социальным процессом. Этот процесс неразрывно связан с общением и сотрудничеством и формирует социальное пространство учения, которое являетсяя необходимым коммуникативным контекстом для конструируемого субъектом в процессе познания личного пространства учения.

Для преподавателя-практика «автономность обучающегося» предполагает его самостоятельную учебнопознавательную деятельность. При обучении иностранному языку эта деятельность направлена на формирование умений в различных видах иноязычной речевой деятельности, а также различных компетенций, среди которых в литературе встречается и

{

12

}

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.