Е. Н. Карчевская, А. В. Домород
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО
ХОЗЯЙСТВА
Состояние материально-технической базы туризма, нуждающейся в реконструкции, - одна из самых существенных проблем в современном белорусском туризме. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью решения основных задач Национальной программы развития туризма Республики Беларусь - развитие инфраструктуры туризма, разработка комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизации строительства новых объектов; продвижение белорусского продукта на мировой рынок туристских услуг; создание условий для инвестирования и других форм финансирования, кредитования субъектов отрасли [4].
Объектом настоящего исследования выступает санаторно-курортное хозяйство Гомельской области как структурный элемент материально-технической базы туристско-рекреационного.
В настоящее время все большее количество людей нуждается не только в отдыхе, но и в оздоровлении, восстановлении своих сил. Решение данных вопросов находится в оздоровительном туризме. В большинстве случаев это отдых и оздоровление, лечение в санаторно-курортных организациях.
В Республике Беларусь более 100 санаториев, осуществляющих оздоровление не только населения своей страны, но и граждан, приезжих из стран СНГ и других стран. Оздоровление осуществляется по различным направлениям и на довольно высоком уровне. Поэтому из столь огромного перечня сложно выбрать какой-либо санаторий, т.к. маркетинговые коммуникации практически у большинства из санаториев находятся на низком уровне. В основном санатории используют буклеты, календари, некоторые из них имеют собственные сайты. Больше информации можно найти на сайте о санаториях Беларуси www.sanatorii.by, где можно прочитать отзывы о санаториях, провести их сравнительную оценку. Однако гораздо проще было бы, если бы осуществлялась оценка каждого санатория. В
этом случае потребителям было бы проще осуществлять свой выбор.
Единственной оценкой, проводимой на данный момент, является государственная аттестация санаторно-курортных и оздоровительных организаций. Для потребителей данный перечень критериев довольно сложен, а также у них отсутствует информация по оценке каждого критерия. После проведения данной аттестации санаторию присваивается лишь первая или вторая категория.
В рамках настоящего исследования был проведен анализ конкурентоспособности услуг санаторно-курортных организаций. Целью этого исследования было выявление наиболее значимых критериев оценки конкурентоспособности услуг санаторно-курортных хозяйств по мнению потребителей.
Предпосылками для формирования санаторно-курортного хозяйства выступают благоприятные природные ресурсы региона (климат, минеральные источники, лечебные грязи) [3]. В Гомельской области сосредоточено 10% санаторно-курортных организаций Республики Беларусь. Среди них санатории, пансионаты с лечением, детские реабилитационные центры, санаторно-оздоровительные комплексы, санатории-профилактории. Расположены санаторнокурортные организации в восьми административных районах - Гомельском, Добрушском, Жлобинском, Мозырском, Петриковском, Ре-чицком, Рогачевском, Светлогорском. Более половины санаториев находится в Гомельском районе. Строятся новые корпуса и расширяются возможности приема желающих оздоровиться в Петриковском, Рогачевском, Жлобинском районах. В структуре санаторно-оздоровительных учреждений наибольшую долю занимают санатории для взрослых и детские реабилитационно-оздоровительные центры. Вместе с тем наблюдается тенденция сокращения общего количества санаторно-курортных организаций. Если в 1990 г. таковых насчитывалось 51, то на данный момент их количество сократилось более чем в 2 раза. Наибольшее количество сана-
торно-курортных организаций (51 предприятие) пришлось на 1990 г. (год принятия программы по оздоровлению населения, пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС). Сокращение количества предприятий оздоровления связано с тем, что санаторно-оздоровительные организации стали нерентабельными, а уровень их комфортности и обслуживания не соответствует стоимости путевки. Кроме того, многие санатории оказались на загрязненной радиоактивными осадками территории, и дальнейшее их существование стало невозможным (курорт "Ельск" зарезервирован и в настоящее время не используется). Вследствие этого наибольший интерес представляют курорты и зоны отдыха республиканского значения, расположенные на территории с невысокой плотностью загрязнения цезием-137 - до 1 Ku/км2, стронцием-90 - до 0,15 ^/км2 и плутонием - до 0,01 Ku/км2.
В санаторно-оздоровительные учреждения Гомельской области реализуется путевок на общую сумму более 45 000 млн. руб. В их стоимости ведущее место принадлежит питанию, а затем лечению. Незначительную сумму составляют расходы на культурно-массовую и воспитательную работу. Количество оздоровившихся лиц в целом по области с 2004 по 2006 гг. имело тенденцию к уменьшению, а начиная с 2006 г. увеличивается на 3-4 % ежегодно. Это связано с проходившей в 2005 г. сертификацией предприятий санаторно-курортного хозяйства, когда многие санатории вынуждены были временно прекратить свою работу.
Анализ работы предприятий санаторнокурортного хозяйства был проведен на основании количественных (статистических) и качественных (результаты маркетинговых исследований) показателей [1; 2; 5].
В ходе исследования были предложены следующие критерии оценки санаторно-курортных услуг:
1) санаторное лечение: основные методы лечения; диагностика; процедуры; укомплектованность врачами согласно медицинскому профилю; лечебные кабинеты; дополнительные услуги;
2) организация питания: организация диетического питания; качество пищи; наличие заказного меню; организация приема пищи в одну смену;
3) организация досуга: наличие объектов проведения досуга; взаимосвязь с организация-
ми сферы туристической деятельности; организация спортивно-оздоровительной работы; наличие работников соответствующего направления;
4) условия проживания: номерной фонд; оснащенность номеров бытовой техникой; состояние;
5) наличие и использование природных лечебных факторов: климатолечение; грязелечение; применение природной минеральной воды; наличие бювета минеральной воды;
6) расположение: наличие природных объектов; удаленность от крупных населенных пунктов; чистота территории;
7) инфраструктура: наличие объектов инфраструктуры; состояние; доступность и осведомленность;
8) категория: первая; вторая.
Каждый критерий оценивается исходя из
суммы баллов его составляющих. Показатели критериев предлагается проводить различными способами:
1) в зависимости от количества (присваивается 1 балл за указанное количество): основные методы лечения, диагностика, процедуры (бесплатные или платные), лечебные кабинеты, дополнительные услуги (бесплатные или платные), климатолечение, грязелечение и применение природной минеральной воды, наличие объектов инфраструктуры;
2) в зависимости от наличия (балл): наличие заказного меню, наличие объектов проведения досуга (зрительный зал, библиотека с читальным залом, летняя эстрада, игровые комнаты для детей, танц. зал, организация выступления творческих коллективов, худ. самодеятельности, профессиональных артистов), взаимосвязь с организациями сферы тур. деятельности (организация экскурсий, лечебный туризм, туристические маршруты), организация спортивно-оздоровительной работы (аквапарк, бассейн, спортивный и тренжерный залы, спортивная площадка, теннисный корт), наличие работников организации досуга, наличие бювета минеральной воды, наличие природных объектов (лес, горы, море, пресный водоем, оборудованный или обустроенный пляж), удаленность от крупных населенных пунктов;
3) по результатам анализа мнений посетителей данных организаций относительно качества пищи, состояния номерного фонда и
сантехники, чистоты территории, состояния объектов инфраструктуры, доступности и осведомленности о наличии объектов инфраструктуры;
4) по результатам анализа вида услуг (в том числе организация приема пищи (в одну или в две смены), номерной фонд (доля одно- и двухместных номеров со всеми удобствами), оснащенность номеров бытовой техникой (доля номеров, оснащенных бытовой техникой);
5) по формуле:
Оц = (Оц * П )/ П х , (1)
• расч ' ‘max им У необх ’
где Оц расч - расчетная оценка показателя, критерия;
Оц max - максимальная оценка по данному показателю, критерию;
П - имеющееся из необходимого коим
личества в зависимости от медицинского профиля организации;
П необх - необходимое количество в соответствии с медицинским профилем санаторно-курортной организации.
Оценка критериев, проводимая в зависимости от количества, осуществляется так. Например, если у санаторно-курортной организации всего 8 основных методов лечения, то выставляется оценка 0 баллов, или к примеру, организация имеет 47 бесплатных и 78 платных дополнительных услуг, то присваивается 2 балла (по 1 баллу за платные и бесплатные услуги). Оценка в зависимости от наличия происходит аналогичным образом, только вместо указанного балла при отсутствии данного критерии выставляется 0 баллов, а если идет перечисление, то балл выставляется пропорционально имеющемуся количеству. При оценке в зависимости от вида услуги баллы выставляются следующим образом: например, если 75% номеров организации оснащено бытовой техникой и осуществляет организацию приема пищи более чем в две смены, то санаторнокурортной организации присваивается 3 балла, так как по критерию организация приема пищи санаторий получает 0 баллов. Аналогичным образом происходит оценка и других критериев и показателей.
По данной формуле вычисляются следующие критерии: укомплектованность врачами согласно профилю ( Ои - 6, П - имею-
4 г max им
щееся из необходимых количество врачей,
Пнеобх - необходимое количество специалистов исходя из профиля), организация диетического питания (Ои - 8, п - имеющиеся из
'max 11 им
необходимых диет, П' необх - необходимое количество лечебных диет исходя из профиля).
Произведенная оценка оказания услуг санаторно-курортных организаций соотносится со средней стоимостью путевки на оказание услуги этого рода. То есть вычисляется отношение суммарной оценки к стоимости. Организация, которая получит наибольший показатель, будет являться более предпочтительной для потребителя или же более конкурентоспособной в его глазах.
Данная методика оценки санаторно-курортных услуг позволит упростить выбор организации для потребителей.
Анализ показателей развития санаторнокурортного хозяйства Гомельской области позволил выявить следующие особенности:
предпосылками для формирования санаторно-курортного хозяйства выступают благоприятные природно-рекреационные ресурсы Гомельской области;
1) наиболее перспективными районами развития отрасли являются Гомельский, Ро-гачевский, Светлогорский. Однако состояние материально-технической базы санаторно-курортных учреждений и, в первую очередь, экологическая обстановка области позволяет сделать выводы о местной значимости функций санаторно-курортного хозяйства. Размещение объектов санаторно-курортного хозяйства связано с наличием санаторно-оздоровительных природных ресурсов и получило развитие в районах с наименьшим радиоактивным загрязнением, преимущественно в пригородной зоне;
2) благоприятно отражается на уровне спроса на санаторно-курортные услуги удовлетворенность подавляющего большинства посетителей (70%) качеством предоставляемых услуг и стремление в дальнейшем посещать санаторно-курортные учреждения;
3) сдерживающим фактором в привлечении посетителей в санатории-профилакто-
рии являются низкий уровень обслуживания персонала, узкий ассортимент и неудобный график питания, дороговизна, недостаточно разнообразная лечебная база и несоответствие графику работы предоставляемых услуг, неудовлетворительная система отопления, малопривлекательный интерьер, неудобство проезда к санаторию.
Имея показатели оценки санаторно-курортных услуг в качественном и количественном выражении, а также зная основные особенности развития, санаторно-курортное хозяйство Гомельской области сможет повысить конкурентоспособность своих услуг и в целом организаций на рынке оздоровительных услуг не только Республики Беларусь, но и стран СНГ.
Литература
1. Амбер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. Под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Изд-во "Питер", 1999. 400 с.
2. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство "Финпресс", 1998. 416 с.
3. Карчевская Е. Н. Состояние и перспективы развития туризма Гомельской области. Мн.: "Риф -тур", 2006. 136 с.
4. Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2006-2010 гг. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. № 137, РН 5/16437.
5. Энджел Д., Блэкуэлл Р., Миннард П. Поведение потребителей. СПб.: Питер Ком, 1999. 768 с.