УДК 338.45.01
д.в. Иванов АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ШИННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация. Анализируя состояние химического и нефтехимического производства России, приходится констатировать, что российский комплекс стоит перед целым рядом проблем, которыш следует решать уже сегодня, а именно инвестировать в инновационное развитие предприятий, что позволит конкурировать с мировыжи производителями шин и занять свое место на мировом рынке.
Ключевые слова: инновации, шина, химия, нефтехимия, каучук, ВТО, ресурс, конкуренция, холдинг «Сибур».
Dmkry Ivanov ANALYSIS OF THE COMPETITIVENESS
OF RUSSIAN TIRE INDUSTRY
Annotation. The analysis of the chemical and petrochemical production in Russia shows that the Russian complex is facing a number of challenges which are to be addressed today. Namely it is necessary to invest into innovative development of companies that will compete with global tire manufacturers and take their place on the world market.
Keywords: innovation, tire, chemicals, petrochemicals, rubber, WTO, resource, competition, holding «Sibur».
Конкурентоспособность относится к наиболее сложным понятиям, характеризующим современный рынок, при этом нет единого понимания ее сущности. М. Портер выделил четыре фактора отраслевых фирм, работающих на определенной территории. По количеству факторов модель национальной конкурентоспособности получила название модель национального ромба. К числу основных факторов, составляющих конкретное преимущество страны, можно отнести: наличие в регионе специализированных ресурсов; спрос на продукцию отрасли на внутреннем рынке; наличие на региональном рынке родственных и поддерживающих отраслей; высокая интенсивность конкуренции на внутреннем рынке региона. Все эти факторы в совокупности существенно изменяют положение в инновационном развитии предприятий, что, в конечном счете, позволит укрепить свои позиции на рынке, обойти основных конкурентов, занять лидирующие позиции на рынке.
Шинная промышленность — одна из важнейших отраслей химического комплекса. Она тесно связана с производством синтетического каучука. Крупнейшими мировыми производителями шин являются «Мишлен» (Франция), «Гудьир», «Файрстоун» и «Гудрич» (США), «Бриджстоун», «Суми-томо» и «Иокогама» (Япония), «Данлоп» (Великобритания), «Континенталь» и «Метцелер» (Германия), «Пирелли» (Италия). Необходимо определить место российской промышленности в мире по производству шин. Итак, оценим конкурентоспособность шинной промышленности по «Национальному ромбу М. Портера» [2].
I. Наличие специализированных ресурсов (факторов производства). К базовым ресурсам относят:
— энергоресурсы (необходимые мощности для производства продукции);
— ресурс рабочей силы (не обеспечивает превосходство над конкурентами в инновационной деятельности предприятий и является второстепенным).
К специализированным ресурсам относят:
— высшие учебные заведения, которые смогут обеспечить хорошо образованными специалистами и инженерами производство (профессиональные кадры, от которых будет зависеть инновационное развитие завода);
© Иванов Д.В., 2014
— развитая социальная инфраструктура аэропортов, транспортных, железнодорожных и автомобильных сетей (транспортировка готовой продукции и доставка необходимого сырья для выпуска продукции)[3].
Обеспеченность отрасли специализированными факторами производства определяется и наличием натурального каучука, полимера растительного происхождения, вулканизацией которого получают резину.
На сегодняшний день предприятия химии и нефтехимии существенно отстают по производительности от своих конкурентов из других стран. Наиболее развитые модернизированные компании отрасли — ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «ГазпромНефтехимСала-ват» — отстают от мировых лидеров в десятки раз. А это значит, что на единицу произведенной продукции приходится больше затрат, что в итоге увеличивает совокупные издержки предприятий и снижает прибыль.
Зарубежная химия и нефтехимия - это крупные, высокотехнологичные предприятия большой единичной мощности. Основные направления развития по западной модели - процесс интеграции и концентрации производств, что позволяет повысить производительность и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Так, всего за несколько лет в результате интеграции количество компаний, занимающих существенные доли на мировом рынке химической и нефтехимической продукции, сократилось с 48 до 14. Для того чтобы повысить эффективность химических и нефтехимических компаний простой концентрации (объединения действующих предприятий) будет недостаточно. Невысокая производительность и устаревшие технологии российских нефтехимических производств обуславливают более высокую себестоимость производства продукции в сравнении с большинством современных комплексов мира. В России на каждого работающего в нефтехимии приходится приблизительно 30—40 тыс. долл. выручки предприятия, в то время как у мировых лидеров отрасли этот показатель составляет 300—500 тыс. долл. [1]. Ценовая конкуренция в таких условиях с мировыми производителями невозможна в настоящее время, а с вступлением в ВТО при существующем положении дел приведет к необратимым последствиям для российского химического и нефтехимического комплекса, и поэтому уже на данном этапе российские предприятия должны вкладывать значительные средства в модернизацию производств, что позволит выйти на новый технологический уровень развития предприятий, и, в конечном счете, снизится себестоимость конечной продукции.
Производство шин — заключительное звено технологической цепочки: добыча нефти и газа — получение бензина — производство синтетического каучука — производство шин. Размещение шинных заводов подчинено, прежде всего, сырьевому фактору. Второй по значению фактор — потребительский. Поэтому так много шинных заводов размещается близ центров нефтепереработки: Нижнекамск, Омск, Ярославль, Волгоград, Москва, Екатеринбург, Киров.
Немаловажный факт организационной цепочки — это своевременная замена морально устаревшего оборудования, что позволит обеспечивать бесперебойное производство. Автоматизация управления обеспечивает сокращение режимов производственных процессов, позволяющее повысить производительность труда, снизит себестоимость продукции, что позволит увеличить прибыль организации в целом. Кроме того, существуют недостатки отдельных базовых факторов производства, также как опережающие темпы роста цен и тарифов на продукцию естественных монополии, электроэнергия, газ, вода (по причине роста цен на энергоресурсы повышаются цены на важнейшие виды сырья и материалы, используемые предприятиями химического комплекса, что в итоге сказывается на цене готовой продукции).
II. Наличие на региональном рынке родственных и поддерживающих отраслей, обладающих конкурентоспособностью на международном рынке. В условиях растущей глобальной конкуренции и увеличивающихся затрат на квалифицированный труд сравнительно низкая эффек-
тивность предприятия, если сравнивать с зарубежными производителями, является серьезной угрозой стабильного экономического развития предприятия. Важным условием развития промышленного комплекса России является наличие родственных и поддерживающих отраслей производства, поставщиков ресурсов (материалов, комплектующих) и участников производственной кооперации. Вступление России в ВТО заметно затрагивает российский рынок шин, так как в нем высока доля импортной продукции. В рамках вступления в ВТО к 2017 г. предполагается ежегодное снижение пошлин на шинную продукцию, что может вызвать рост импорта, в первую очередь из Китая. В качестве барьеров предлагается включить шины в список чувствительных товарных позиций и пересмотреть ставки таможенных пошлин.
В июне 2010 г. ОАО «СИБУР» получило контроль над двумя крупными производителями российских шин (Воронежского и Кировского заводов), находившихся в состоянии банкротства, началось активное участие в финансовом и экономическом оздоровлении. В сентябре 2010 г. начался процесс по созданию объединенной компании совместно с шинным бизнесом ОАО «Татнефть» — «Нижнекамскшина». В создаваемой единой холдинговой компании контрольный пакет (51 %) получат акционеры «Нижнекамскшина» (группа ОАО «Татнефть»), но управлять проектом будет «СИБУР-РШ» [4].
Таким образом, в России появилась компания которая контролирует треть шин отечественного производства. В конце 2010 г. «СИБУР-РШ» (русские шины), Государственная корпорация «Рос-технологии» и итальянская шинная компания «Pirelli» подписали трехсторонний договор о сотрудничестве в области внедрения передовых технологий и создания на базе российских шинных активов производства премиальных шин. Также было заключено соглашение о совместном развитии производства новых высокотехнологических продуктов из каучука для изготовления современных качественных автомобильных шин.
Партнерство позволит предприятиям шиной промышленности достичь следующих результатов:
— доступа к передовым технологиям в производстве шин;
— выпуска более качественной продукции;
— увеличения рынка сбыта и возможности конкурировать с другими производителями шин за счет новой технологической продукции.
Сегодня российский шинный промышленный комплекс переживает новый этап своего развития, в который он сможет конкурировать в условиях роста импорта и обеспечить эффективную работу по адаптации к условиям вступления в ВТО, использовать отраслевые и региональные союзы, для того, чтобы быть конкурентоспособными, ориентироваться на мировой уровень развития в этой области и внедрять инновации. Продемонстрировав рекордные показатели по итогам 2011 г., российский шинный рынок продолжил рост в 2012 г., благодаря стабильному состоянию российской экономики и значительному росту продаж автомобилей. В 2012 г. российский рынок шин вырос на 9,5 % в натуральном и на 16 % в денежном выражении по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Рост обеспечили компании «Кордиант», «Нижнекамскшина», «Ярославский шинный завод», «Nokian» и «Michelin» за счет внедрения новейшего высокотехнологического оборудования и модернизации производства. Так, например, «Ярославский шинный завод» внедрил в производство первые ЦМК шины, основной особенностью которых является то, что TyRex — грузовые шины ЦМК (цель-нометаллокордные шины) имеют изношенный протектор, который может быть восстановлен до трех раз. Это увеличивает срок службы покрышки со 150 тыс. км пробега до 500 тыс. км пробега.
В российской шинной отрасли три крупных игрока: холдинг «Сибур», подконтрольный «Газпрому» (Волжский, Омский, Уральский и Ярославский шинные заводы), самый мощный в отрасли завод «Нижнекамскшина» (контрольным пакетом акций владеет «Татнефть»), а также холдинг «Ам-
тел» (шинные комплексы в Воронеже, Кирове, Красноярске, а также СП «Росава» на Украине). Тройка лидеров контролирует 8 из 11 шинных заводов, работающих в отрасли, и производит около 90 % всех отечественных шин [4].
В связи с растущей конкуренцией на рынке шин российские производители начали процесс консолидации, целью которой является создание сильного национального игрока, способного войти в десятку крупнейших производителей шин в мире. Российская шинная отрасль требует масштабных структурных перемен, только крупные российские холдинги могут быть еще конкурентоспособными и активно раскручивать свою продукцию. Осуществить это все невозможно без поддержки государства.
Необходимы меры государственной поддержки шинной промышленности России, такие как:
— введение заградительных пошлин на автомобильные шины (послужит эффективной мерой государственной поддержки отечественной шинной промышленности);
— снижение акцизов на углеводородное сырье, предназначенное для нефтехимических предприятий;
— снижение тарифов на перевозку углеводородного сырья (компенсация затрат на транспортировку);
— предоставление льготных долгосрочных, среднесрочных кредитов;
— льготное налогообложение или полная отмена налогов на льготный период (один-два
года).
Увеличивающийся импорт шин в Россию усиливает конкуренцию на внутреннем рынке и ограничивает возможности по наращиванию объемов сбыта и повышению цен на продукцию. Для усиления российской шинной отрасли необходим ряд защитных мер, которые позволят сократить растущий дисбаланс импорта-экспорта и защитить отечественных потребителей от некачественной небезопасной продукции.
Библиографический список
1. Глазьев С.Ю. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист. — 2007. - № 5.
2. Портер Е.М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов // М.Е. Портер; пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
3. Портер М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. — М.: Вильямс, 2005.
4. Официальный сайт компании «Сибур» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sibur.ru/ (дата обращения: 10.11.2014 г.).