Научная статья на тему 'Развитие отечественной шинной промышленности'

Развитие отечественной шинной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
843
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШИННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ШИННОЙ ПРОДУКЦИИ / TIRE INDUSTRY / MODERNIZATION / PRODUCTION OF TIRE PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клепиков Дмитрий Николаевич, Вдовенко Зинаида Владимировна

В статье исследованы и проанализированы основные тенденции развития отечественной шинной промышленности в условиях модернизации экономики. Выявлены наиболее зависимые от импорта сегменты потребителей шинной продукции. Определены направления развития шинной промышленности в ближайшей перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NATIONAL TIRE INDUSTRY

The article analyzes the main trends in the development of the domestic tire industry in terms of economic modernization. Revealed the most dependent on imported consumer segments of tire products. The directions of the development of the tire industry in the near future.

Текст научной работы на тему «Развитие отечественной шинной промышленности»

УДК 338.45

Д.Н. Клепиков, З.В. Вдовенко

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

125047, Москва, Миусская площадь, дом 9

[email protected]

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШИННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье исследованы и проанализированы основные тенденции развития отечественной шинной промышленности в условиях модернизации экономики. Выявлены наиболее зависимые от импорта сегменты потребителей шинной продукции. Определены направления развития шинной промышленности в ближайшей перспективе.

Ключевые слова: шинная промышленность, модернизация, производство шинной продукции

Шинная промышленность - одна из важнейших отраслей химического комплекса. Она тесно связана с производством синтетического каучука. Производство шин - заключительное звено технологической цепочки: добыча нефти и газа - получение бензина -производство синтетического каучука - производство шин. В настоящее время отечественная шинная промышленность имеет достаточную внутреннюю рыночную нишу, обеспечена доступом к сырью, а также потенциалом для развития отраслевой науки.

Шинная промышленность России на 89% обеспечена собственным производством базовых видов каучуков (бутадиеновых, бутадиен-стирольных, изопреновых). При этом в отрасли имеются проблемы с обеспечением специальными марками каучуков: хлоропреновых, этиленовых, пропиленовых, бутилкаучуков, бутадиен-нитрильных каучуков, которые импортируются в большом количестве. Кроме того, импортируется 100% натурального каучука, не производимого в России.

Для отечественных производителей шинной продукции характерна низкая производительность труда, что обусловлено высоким уровнем морального и физического износа оборудования. Ввод основных мощностей отечественных производителей шин приходился на период 1960-2005 годы, а локализованные в России зарубежные производители шин имеют более современные мощности, ввод которых осуществлялся в период 2004-2015 годов. [4]

Модернизация производств на данный момент является ключевым моментом в планировании развития отечественных предприятий. Однако осуществление модернизации затруднительно в силу высокой капиталоемкости производств шинной продукции, а также по причине зависимости от дорогостоящего импортного оборудования и запчастей, российских аналогов которым, зачастую, не существует. [2]

В России шинная промышленность в основном представлена легковыми и легко-грузовыми шинами. Шины для грузовых автомобилей и троллейбусов находятся на второй ступени по объему выпуска и составляют примерно 15%, а шины специального назначения и прочие вовсе составляют не более 5% от общего производства шин в стране.

Рис. 1. Разновидности шин отечественного производства по назначению

В 2015году производство шин в России составило немногим более 44,0 млн. шт., из них около 80% приходится на выпуск шин для легковых автомобилей. При этом их доля в 2014 году составляла 86,3%, тогда как выпуск шин для грузовых автомобилей и троллейбусов составил 13,7% от производства грузовых шин в целом в России (рис. 2). В 2015 году ситуация на рынке грузовых шин не изменилась. Отметим, что производство осталось на прошлогоднем уровне, однако на соотношение производство грузовых : легковых шин сказалось увеличение выпуска шин для легковых автомобилей на 7,2% по сравнению с 2014 г.

2015г. 12,8% 87,2%

2014г. Ьз,7% 86,3%

■ Шины для грузовых автомобилей, троллейбусов

■ Шины для легковых автомобилей

Рис. 2. Соотношение доли производства шин для грузовых и легковых автомобилей [4]

Поскольку основную долю в выпуске отечественных шин занимает производство шин для легковых автомобилей, предприятия - производители данного сегмента значительно перевешивают не только по количеству производимых шин, но и по количеству ведущих предприятий (рис. 3).

[ ООО "Нижнекамский

завод шин цмк«

ОАО ПО "Алтайский ШИННЫЙ комбинат"

ООО "НшкмкГЭ завод грузовых пгин" I

Рис. 3. Баланс ведущих производителей легковых и грузовых шин

Шинная промышленность в России представлена двенадцатью предприятиями. Шинные производства имеются во всех экономических регионах страны, кроме Северного, Северо-Кавказского и Дальневосточного регионов. Размещение шинных заводов подчинено, прежде всего, сырьевому фактору, второй по значению фактор -потребительский. Поэтому так много шинных заводов размещается близ центров

нефтепереработки в городах: Нижнекамск, Омск, Ярославль, Волгоград и Москва.

Среди производителей шин для легковых автомобилей наиболее крупными являются ООО «Нокиан Тайерс», ПАО «Нижнекамскшина», ОАО «Кировский шинный завод» и ЗАО «Кордиант-Восток». На их долю приходится около 75% произведенных шин для легковых автомобилей в РФ в 2015 году.

Ведущие производители легковых шин в 2015 году сработали убыточно. Например, продажи шин концерна ООО «Нокиан Тайерс» на территории РФ сократились почти на треть, что связано главным образом финансовым кризисом в банковском секторе. Также в компании предположили, что доля продукции бренда на отечественном рынке зимних шин в 2015 году снизилась из-за того, что потребительский спрос перешел в сторону низкоценовых сегментов и продукции, более доступных марок. [4]

В свою очередь, ПАО «Нижнекамскшина» (шинный комплекс «Татнефть») увеличило выпуск в 2015году почти на 5,0%, предположительно с целью восполнить потребность в недорогих отечественных шинах, что логично, учитывая рост цен на импортные шины.

Похожая ситуация на предприятии ПАО «Кировский шинный завод», который входит в состав международной компании Pirelli. В рамках инвестиционного проекта, предусматривающего модернизацию всех этапов производственного процесса по выпуску современных

высокоскоростных покрышек, рост производства легковых шин составил 19,6% по отношению к предыдущему году.

ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», ОАО «ПО «Алтайский шинный комбинат», ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК» и ПАО «Омскшина» являются основными отечественными производителями шин для грузовых автомобилей. Доля этих предприятий составляет примерно 82% от производства грузовых шин в целом в России.

ПАО «Омскшина» является производителем как грузовых, так и легковых шин. Однако основной уклон предприятия направлен на выпуск грузовых шин, тогда как в производстве легковых шин доля предприятия незначительна.

В прошлом году производство грузовых шин немного снизилось по сравнению с 2014 годом, исключением не стали и ведущие производители.

ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» в 2015 году снизило производство грузовых шин по отношению к показателю 2014 года. Причиной послужило снижение спроса на рынке грузовых шин.

Второй завод по объему выпуска грузовых шин -ОАО «ПО «Алтайский шинный комбинат» в прошлом году снизил производство шин для грузовых автомобилей на 13,6 %.

Несмотря на снижение спроса и снижение выпуска грузовых шин двух основных производителей, ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК» увеличило производство на 9,8% по сравнению с 2014 годом. [3]

В условиях экономической ситуации в России в результате череды кризисных явлений последних лет потребители вынуждены экономить средства и откладывать покупку новых шин. Так, рынок шин в 2015 г. сократился примерно на 22,0%, причем по сегментам легковых и легкогрузовых шин данный показатель был выше. В текущем году прогнозируется сокращение на рынке шин из-за возможного спада продаж новых автомобилей и

неизбежного роста цен на автокомпоненты. Часть отложенного спроса хоть и будет реализована, но большинству покупателей придется снова экономить на покупке шин. Снижение продаж особенно существенно в сегменте премиальных брэндов, в то время как средние и бюджетные марки увеличили доли.

В условиях современной экономической ситуации потребители переходят на шины местных производителей из-за низкой цены. При этом следует отметить, что продукция шинной промышленности потребляется целым рядом ключевых отраслей российской промышленности, в том числе отраслями, имеющими стратегическое значение для обеспечения благосостояния и национальной безопасности РФ

(автомобилестроение, тяжелое и специальное машиностроение, авиационная промышленность и

др.). [1]

Так, например, в России наиболее зависимыми от импорта являются сегменты грузовых, сельскохозяйственных и индустриальных шин, а также мото- и велошин. Основными импортерами шинной продукции в Россию выступают Япония, Китай, Белоруссия, Южная Корея и Германия.

Ведущие мировые производители шин, обеспокоены возможной нехваткой каучука в случае повышенного спроса на шины в развивающихся странах. В результате, все больше внимания производители уделяют разработке альтернативных источников сырья. Так, например, компании Bridgestone, Continental AG и Sumitomo Rubber Industries в прошлом году провели исследования по возможности использования растений (гваюла, одуванчик кок-сагыз) в качестве потенциального источника натурального каучука.

Натуральный каучук превосходит синтетические аналоги в плане прочности и стойкости к истиранию, его использование растет. Поэтому применение смеси натурального и синтетического каучуков может способствовать увеличению спроса на шины и росту продаж автомобилей.

Таким образом, в результате проведенного исследования нами выявлено, что в долгосрочной перспективе развитие российской промышленности шин будет определяться необходимостью обеспечения в части объема, номенклатуры и качества выпускаемой продукции. В итоге, степень развития шинной промышленности будет определять конкурентоспособность продукции этих отраслей на внутреннем и зарубежном рынках.

Клепиков Дмитрий Николаевич к.э.н., доцент кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Вдовенко Зинаида Владимировна д.э.н., профессор кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Вдовенко З.В., Клепиков Д.Н., Лукьянова А.В. Индустриальная система в условиях экономической нестабильности // Транспортное дело России. 2014. № 6. С. 48-51.

2. Вхождение России в социально-экономический кризис: тенденции 2015 года. Аналитический доклад. Аналитический центр при правительстве Российской Федерации.

3. Официальный сайт. «Нижнекамский завод шин ЦМК» URL: http://cmk.tatneft.ru/ (дата обращения: 16.05.2016)

4. Официальный сайт. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 16.05.2016).

Klepikov Dmitry Nikolaevich, Vdovenko Zinaida Viadimirovna. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow [email protected]

DEVELOPMENT OF NATIONAL TIRE INDUSTRY Abstract

The article analyzes the main trends in the development of the domestic tire industry in terms of economic modernization. Revealed the most dependent on imported consumer segments of tire products. The directions of the development of the tire industry in the near future.

Key words: tire industry; modernization; production of tire products.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.