Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КРЫМСКОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ООО "АСКОР ПЛЮС"'

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КРЫМСКОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ООО "АСКОР ПЛЮС" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ООО "АСКОР ПЛЮС" / ДОЛЯ РЫНКА / АНАЛИЗ ПЯТИ СИЛ М. ПОРТЕРА / ANALYSIS OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT / COMPETITIVENESS / LLC "ASKOR PLUS" / MARKET SHARE / ANALYSIS OF MICHAEL PORTER'S FIVE FORCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доронин Богдан Владимирович, Доценко Оксана Станиславовна

Актуальность выбранной темы обуславливается высокими темпами роста рынка строительства в Крыму и возрастающей конкуренцией. В данной статье осуществлен анализ отрасли строительства водных объектов и доли рынка, которую занимает ООО «Аскор плюс». Проведено сравнение конкурентных преимуществ и недостатков исследуемого предприятия по сравнению с другими фирмами в отрасли. На основе анализа пяти сил Майкла Портера даны рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Доронин Богдан Владимирович, Доценко Оксана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT OF THE ENTERPRISE OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY OF THE CRIMEAN REGION ON THE EXAMPLE OF "ASKOR PLUS" LLC

The relevance of the chosen topic is due to the high growth rate of the construction market in the Crimea and increasing competition. This article analyzes the water object construction industry and the market share held by Askor plus LLC. A comparison of the competitive advantages and disadvantages of the studied enterprise in comparison with other firms in the industry is made. Based on an analysis of Michael Porter’s five forces, recommendations are made to improve the competitiveness of the enterprise.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КРЫМСКОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ООО "АСКОР ПЛЮС"»

УДК 338.242.2

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КРЫМСКОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ООО «АСКОР ПЛЮС»

Б. В. Доронин1, О. С. Доценко2

Актуальность выбранной темы обуславливается высокими темпами роста рынка строительства в Крыму и возрастающей конкуренцией. В данной статье осуществлен анализ отрасли строительства водных объектов и доли рынка, которую занимает ООО «Аскор плюс». Проведено сравнение конкурентных преимуществ и недостатков исследуемого предприятия по сравнению с другими фирмами в отрасли. На основе анализа пяти сил Майкла Портера даны рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: анализ конкурентной среды, конкурентоспособность, ООО «Аскор Плюс», доля рынка, анализ пяти сил М. Портера.

Актуальность выбранной темы обуславливается высокими темпами роста рынка строительства и возрастающей конкуренцией между компаниями. Исследованием этих проблем занимались такие отечественные и зарубежные экономисты, как В. В. Дроздов, Г. Короленок, С. М. Крымов, И. А. Дудакова, В. П. Федько и др. [1-8].

Проведенный в нашей работе анализ внешней среды и роли крымского предприятия в ней был основан на изучении основных сведений об экономическом положении страны, региона и города, в котором располагается предприятие. Основные направления работы ООО «Аскор Плюс» — строительство, капремонт и реконструкция гидротехнических сооружений, искусственных водных объектов и инженерных сетей. Предприятие имеет собственное производство ЖБИ изделий. По всему побережью Черного моря специалисты ООО «Аскор Плюс» построили более 30 гидротехнических объектов, десятки причалов, инженерных сооружений и сетей.

Компания работает с 2007 года. За это время построены километры водозаборных сооружений и водовыпусков на глубинах 20 метров и более. Проведена реконструкция множества портопунктов, причалов, бун, гидростен, соляриев, тельферных эстакад.

Сотрудники компании работают круглосуточно вахтовым методом, независимо от погодных условий. Непрерывный график позволяет обеспечивать ежегодно сдачу нескольких объектов при условии своевременного финансирования. Предприятие разработало и внедрило эффективные технологии погружения свай и шпунтовых

1 Доронин Богдан Владимирович — студент, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь

2 Доценко Оксана Станиславовна — канд. экон. наук, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь

профилей с суши и с поверхности воды. Таким образом, работы могут проводиться как с берега, так и с воды с использованием плавающего крана.

Предприятие оказывает следующие виды услуг:

— гидрографическая и геодезическая съемка;

— подводно-технические водолазные работы;

— диагностирование подводных трубопроводов и кабелей;

— дноуглубительные работы;

— транспортные услуги;

— строительно-монтажные работы;

— гидромеханизированные работы;

— строительство яхт-клубов;

— общестроительные работы.

Основной задачей ООО «Аскор Плюс» является получение прибыли от основного вида деятельности — строительства водных сооружений. Соответственно, все остальные задачи происходят из этого.

Миссия предприятия ООО «Аскор Плюс» — быть наиболее привлекательным и незаменимым для своего круга клиентов и удовлетворять их наилучшим качеством своих объектов и услуг.

Расположение предприятия в г. Ялта, возле бухт и Черного моря обеспечивает довольно обширный целевой сегмент клиентов, большинство из которых являются постоянными.

Применительно к отрасли, в которой находится предприятие ООО «Аскор Плюс», можно сказать следующее. В настоящее время отрасль по строительству водных объектов, в частности строительство и сопутствующие услуги, находится на пике своей зрелости. Отрасль можно описать как наполненную значительным числом конкурентов, наличием определённых лидеров и покупательских предпочтений и также значительных барьеров для входа на рынок. Фактором роста является качественное выполнение заказов и наличие постоянной клиентской базы.

Предприятие ООО «Аскор Плюс» занимается строительством водных объектов и оказывает сопутствующие услуги и на данный момент конкурирует с несколькими серьёзными предприятиями. Одним из характерных конкурентных показателей является доля рынка.

Анализируя доли рынка, которые имеют конкуренты и их ассортимент, можно выделить трех главных конкурентов в Крыму:

— ООО «ГИДРОМОНТАЖ ВБ» (4%);

— ООО «АБТ» (26%);

— АО «Крымгидроспецстрой» (8%).

Доля рынка, которую занимает ООО «Аскор Плюс», составляет приблизительно 40% Соответственно, прочие конкуренты, кроме основных трех, занимают на рынке 20%. Для наглядности составим круговую диаграмму данных значений (рисунок 1).

ООО

"ГИДРОМОНТАЖ ВБМ

Рис. 1. Диаграмма распределения доли рынка строительства водных объектов между конкурентами предприятия ООО «Аскор Плюс» в Крыму.

Источник: составлено авторами с использованием данных Росстатистики.

Из диаграммы видно, что наибольшую долю рынка (42%) занимает наше предприятие, это так же видно и по объему выручки (78 млн руб.). Среди самых крупных ООО «АБТ» с выручкой в 30 млн. руб. Данное предприятие довольно крупное и имеет свою собственную производственную базу строительных материалов. Для наглядности сравнения конкурентов ООО «Аскор Плюс», в таблице 1 приведены конкурентные преимущества и недостатки основных конкурентов предприятия ООО «Аскор Плюс».

Таблица 1.

Конкурентные преимущества и недостатки предприятия ООО «Аскор Плюс»

Конкуренты Конкурентные п эеимущества/недостатки

На рынке более 10 лет Наличие собственного производства стройматериало в Низки е цены Широкая производствен ная линейка геотехнически х работ и услуг Постпрод ажное сервисное обслужив ание Наличие современных технологий строительства

ООО «Аскор Плюс» + + - + + +

ООО «ГИДРОМО НТАЖ ВБ» - - + - - +

ООО «АБТ» + + - + + +

АО «Крымгидро спецстрой» - - + + + +

Источник: составлено авторами.

Как видно из таблицы, ООО «Аскор Плюс» уступает конкурентам только в ценах на свои услуги. Однако стоит отметить, что клиенты готовы платить за качественные

и надежные услуги. Самый главный конкурент — предприятие ООО «АБТ» — ничем не уступает нам в конкурентных преимуществах, у компании также достаточно высокие цены на услуги. Услуги предприятия ООО «Аскор Плюс» является популярными в рамках города Ялта и не уступают лидирующие позиции конкурентам, т.к. качество работ и оказания услуг выше, чем у конкурентов.

Для полноценного анализа конкурентной среды проводится SWOT-анализ предприятия для выявления наших конкурентных преимуществ и недостатков [9].

В табл. 2 представлен SWOT — анализ ООО «Аскор Плюс».

Таблица 2.

SWOT-анализ ООО «Аскор Плюс»

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Рейтинг Параметр Рейтинг Параметр

8 Предприятие известно в городе и имеет хорошую репутацию 10 Непостоянство денежного потока из-за большого периода оборота дебиторской задолженности

10 Квалифицированные строители 9 Низкая рентабельность производственной деятельности (основной) из-за слабой организации снабжения и технического сервиса механизмов.

8 12 лет на рынке недвижимости 9 Слабая маркетинговая политика, и как следствие неритмичность и непредсказуемость получения заказов

9 Широкая производственная (продуктовая) линейка геотехнических работ и услуг. 9 Отсутствие интернет-сайта

8 Послепостроечный мониторинг за осадками зданий и сооружений (постпродажное сервисное обслуживание).

ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ

Рейтинг Параметр Рейтинг Параметр

6 Приобретение земельного участка и строительство малоэтажных домов на окраине города — сектор эконом жилья 7 Появление конкурирующих организаций

8 Выход на новый рынок 9 Увеличение себестоимости строительства из-за роста цен на строительные материалы

5 Приток частного и иностранного капитала в строительную отрасль. 8 Высокая степень контроля бизнеса со стороны государства.

9 Снижение издержек за счет поиска новых средств производства 8 Отсутствие нормативов по стандартизации новых технологий.

Источник: составлено авторами.

Все сильные стороны предприятия взаимосвязаны друг с другом. Однако стоит выделить высококвалифицированных строителей. Благодаря профессионализму рабочих, компания экономит на несчастных случаях на производстве, простоях, материалах. К тому же высокая квалификация позволяет сдавать объекты в эксплуатацию быстрее и качественней, получая больше прибыли за счет эффекта масштаба.

Все основные слабые стороны предприятия основаны на специфике деятельности: большой период оборота дебиторской задолженности и слабой маркетинговой политике. Достаточно высокая дебиторская задолженность в длительные периоды препятствует активной деятельности предприятия и уменьшает вероятные заказы на работу. Отсутствие сайта также уменьшает вероятность получения заказа.

Среди возможностей предприятия стоит выделить снижение издержек за счет поиска новых средств производства. Поиск нового оборудования увеличит объем производства ЖБИ изделий и уменьшит налоговую нагрузку за счет увеличенной амортизации.

Увеличение себестоимости строительства из-за роста цен на строительные материалы может привести к уменьшению прибыль предприятия. Такая угроза связана с тем, что строительных компаний гораздо больше, чем компаний-поставщиков строительных материалов. В настоящее время предприятие открыло производство железобетонных изделий, чем немного обезопасило себя от данной угрозы. В табл. 3 представлена матрица взаимодействия между факторами [10].

Таблица 3.

Матрица взаимодействия между факторами

О Т

8 412,68 0

W -472,06 -36

Источник: составлено авторами.

Как видно из табл. 3, сильные стороны положительно влияют на возможности предприятия, однако не так сильно, как слабые стороны отрицательно влияют на возможности: 412,68 против -472,06. Это говорит о том, что предприятию необходимо обратить свое внимание на слабые стороны и в самые короткие сроки попытаться их устранить.

Сильные стороны предприятия никак не могу повлиять на угрозы. Угрозы предприятия незначительно негативно могут повлиять на деятельность компании.

В связи с вышесказанным, можно рекомендовать ООО «Аскор Плюс» следующие действия:

— поддерживать широкую производственную линейку;

— делать акцент на том, что компания довольно долго находится на рынке для появления доверия со стороны клиентов;

— стараться быстрее выполнять этапы строительства\работ\услуг для улучшения оборота дебиторской задолженности;

— создать сайт и начать применять маркетинговые методы;

— мониторинг законодательства в сфере строительства и связи в законодательном собрании помогут уменьшить риск форсмажорных ситуаций и улучшат стабильность предприятия.

Для анализа конкурентной среды проведен анализ пяти сил Майкла Портера. Он предполагает, что на рынке существует пять движущих сил:

— рыночная власть покупателей;

— рыночная власть поставщиков;

— угроза вторжения новых участников;

— опасность появления товаров — заменителей;

— уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция.

Майкл Портер говорит о том, что данные элементы рынка являются движущими силами рыночной конкуренции [11].

Угроза со стороны товаров-заменителей низкая, что объясняется спецификой деятельности предприятия. Строительство уникально, угроза в замене может происходить только со стороны конкурента, который предложит аналогичные услуги. Конкуренция в данном случае проявляется только в цене и качествах оказываемых услуг.

Угроза внутриотраслевой конкуренции средняя, т. к. имеются предприятия, которые предоставляют абсолютно аналогичные услуги, поэтому присутствует возможность полного сравнения услуг разных фирм.

Угроза со стороны новых игроков средняя, поскольку новые компании появляются довольно редко из-за высоких барьеров входа, высокого уровня первоначальных инвестиций и долгосрочной окупаемости.

Угроза потери текущих клиентов средняя из-за немногочисленного числа фирм, оказывающих сопутствующие услуги по более низким ценам. Теряется часть потенциальной клиентуры.

Угроза нестабильности поставщиков низкая по причине долгосрочных и взаимовыгодных отношений с надежными поставщиками стройматериалов.

Таким образом, опираясь на всё вышесказанное, можно дать следующие рекомендации ООО «Аскор Плюс»:

— рекомендуется придерживаться стратегии укрепления качества оказываемых услуг и концентрироваться на таком целевом рынке, для которого важно качества и уверенность в поставщике;

— основные усилия компания должна сосредоточить на построении высокого уровня знания оказываемых услуг и на построении осведомленности о высоком качестве услуг;

— для сохранения конкурентоспособности необходимо периодически анализировать рынок на наличие инноваций, новых конкурентов или новых предложений;

— снижать влияние ценовой конкуренции на продажи компании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— предлагать постоянным клиентам выгодные условия;

— вести более активную деятельность по получению госзаказов.

Литература

1. Дроздов В. В. Экономические взгляды А. И. Чупрова: современные оценки // Горизонты экономики. 2018. № 4. С. 5-13.

2. Короленок Г. А., Гоцкий Г. Г. Менеджмент в торговле: Учебник. Минск: БГЭУ, 2012. 334 с.

3. Крымов С. М. Организация в системе менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2002. 88 с.

4. Крымов С. М., Дудакова И. А. Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: Монография. Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2011. 140 с.

5. Дудакова И. А. Формирование инвестиционной политики на предприятиях машиностроительного комплекса: автореф. дисс. ... канд. экон. Наук. Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ), 2004. 27 с.

6. Федько В. П., Дудакова И. А. Маркетинговая составляющая развития розничной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С. 5564.

7. Крымов С. М., Кириллова Т. В. Методика оценки эффективности системы мерчандайзинга предприятия розничной торговли // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-2 (75-2). С. 621-627.

8. Крымов С. М., Кольган М. В. Экономико-организационные аспекты формирования информационной системы промышленного предприятия: монография. Ростов-на-Дону: ООО «ДГТУ--Принт», 2016. 122 с.

9. Казакова Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры. Серия: Магистр. М.: Юрайт, 2014. 500 с.

10. Басовский Л. Е. Современный стратегический анализ: Учебник. М: ИНФРА-М, 2013. 256 с.

11. Томпсон-мл. А. А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс, 2006. 928с.

ANALYSIS OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT OF THE ENTERPRISE OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY OF THE CRIMEAN REGION ON THE

EXAMPLE OF «ASKOR PLUS» LLC

Doronin B.V., Ph.D. (Economics) O.S. Dotsenko, Sevastopol State University, Sevastopol

The relevance of the chosen topic is due to the high growth rate of the construction market in the Crimea and increasing competition. This article analyzes the water object construction industry and the market share held by Askor plus LLC. A comparison of the competitive advantages and disadvantages of the studied enterprise in comparison with other firms in the industry is made. Based on an analysis of Michael Porter's five forces, recommendations are made to improve the competitiveness of the enterprise.

Keywords: analysis of the competitive environment, competitiveness, LLC "Askor Plus ", market share, analysis of Michael Porter's five forces.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.