Научная статья на тему 'Стратегический анализ деятельности логистической компании'

Стратегический анализ деятельности логистической компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1764
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ / АНАЛИЗ / ФАКТОРЫ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крымов Сергей Михайлович, Кудрявцева Еатерина Вячеславовна, Мартынов Алексей Сергеевич

Данная статья посвящена определению путей развития предприятия ООО «Пулковская Логистическая Компания» на основе стратегического анализа. Использованы следующие стандартные процедуры. SWOT-анализ; модель пяти сил конкуренции М. Портера; групповой анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крымов Сергей Михайлович, Кудрявцева Еатерина Вячеславовна, Мартынов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ деятельности логистической компании»

5. Морозова О. А. Проблемы организации риск-менеджмента на предприятиях машиностроения // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. / Новосибирск, 2013, № 12.

6. Шихвердиев А.П. Корпоративный контроль и управление рисками в системе корпоративного управления [Текст] : Учебное пособие. - Сыктывкар: Изд. СыктГУ, 2012.138 с.

Krygina Elena Gennadevna, quality engineer Joint-stock company «172 Central Automobile Repair Factory», Voronezh, Russian Federation (e-mail: el.krygina@gmail.com)

Kleymenova Natalya Leonidovna, candidate of technical sciences, associate professor, Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh, Russian Federation (e-mail: klesha78@list.ru) Yakovleva Alina Yurevna, student (e-mail: alina-yakovleva-98@mail.ru)

Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh, Russian Federation IDENTIFICATION OF KEY RISKS IN THE COMPANY'S ACTIVITY

Abstract. This article discusses the need for a risk management process in an industrial enterprise in accordance with the requirements of ISO 9001: 2015, which allows identifying problems related to risks. Possibilities of risk management for an industrial enterprise are considered, as well as the main steps necessary to identify production risks, on the basis of which a standard map of the risk management process has been developed. Keywords: risk, risk management, risk uncertainty, opportunities, risk-oriented thinking, process risk-oriented approach.

УДК 339.1

Крымов Сергей Михайлович, д.э.н., профессор

(e-mail: SKrymov@yandex.ru) Кудрявцева Еатерина Вячеславовна, студент (e-mail: kate.ku@mail.ru) Мартынов Алексей Сергеевич, студент

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Данная статья посвящена определению путей развития предприятия ООО «Пулковская Логистическая Компания» на основе стратегического анализа. Использованы следующие стандартные процедуры. SWOT-анализ; модель пяти сил конкуренции М. Портера; групповой анализ.

Ключевые слова: логистическая компания, анализ, факторы, стратегия.

Предпринимательская деятельность логистической компании направлена на получение максимальной прибыли путем удовлетворения потребностей широкого круга коммерческих организаций, клиенты которых удалены на значительные расстояния, но требуют оперативной доставки различных грузов, обычно в контейнерах.

Объект исследований - ООО «Пулковская Логистическая Компания». Компания осуществляет грузовые авиаперевозки по России и миру (178 стран, куда доставляются грузы), сотрудничает со многими авиакомпания-

ми, что позволяет организовывать авиаперевозки в кратчайшие сроки по оптимальным маршрутам и выгодным тарифам [1].

Коммерческая деятельность компании в сфере грузовых авиаперевозок сопряжена с воздействием множество конкурентов на рынке Санкт-Петербурга, и поэтому актуально проведение стратегического анализа деятельности предприятия, выявление перспективных направлений развития.

Наиболее известным, проверенным и рациональным методом маркетингового исследования для оценки стратегической позиции является SWOT-анализ [2-8]. Проведем анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность компании (табл. 1). Во внешней среде существуют перспективные варианты развития компании, а именно выход на лидирующую позицию, развитие логистической системы; при этом нужно акцентировать внимание на таких угрозах, как низкие темпы снижения инфляции (уровень инфляции в 2016 году составлял 5,38%, Минэкономразвития прогнозирует уровень инфляции в РФ 3,7% в 2017 г., прогноз на следующие три года - 4% [9, 10]), повышение цен на топливо, а также политическая нестабильность России на мировом рынке.

Таблица 1 - Анализ внешних стратегических факторов ООО «Пулковская Логистическая Компания»

Внешние стратегические факторы Оценка О, баллы Вес W, доли 1 Взвешенная оценка, С = ОxW

I. Возможности

Лидирующие позиции на рынке 5 0,2 1

Эффективная логистическая система 4 0,15 0,6

Освоение «новых» рынков, в т.ч. других регионов, стран 4 0,15 0,6

Влияние СМИ на потребителей 3 0,05 0,15

II. Угрозы

Агрессивная ценовая политика конкурентов 4 0,2 0,8

Низкие темпы снижения инфляции 4 0,15 0,6

Высокие цены на топливо 3 0,05 0,15

Политическая нестабильность в отношениях между РФ и странами ЕС, США 3 0,05 0,15

Суммарная оценка внешних факторов - 1 4,05

Представленные в табл. 1 возможности компании составляют в процентном соотношении 20,9%, а угрозы - 18,7% от суммарной оценки внешних и внутренних факторов.

Таблица 2 - Анализ внутренних стратегических факторов

ООО «Пулковская Логистическая Компания»

Внутренние стратегические факторы Оценка О, баллы Вес W, доли 1 Взвешенная оценка, С = ОxW

III. Факторы силы

Устойчивое финансовое положение 5 0,15 0,75

Развитая маркетинговая политика 4 0,15 0,6

Технический уровень мощностей компании 5 0,1 0,5

Корпоративная культура 3 0,05 0,15

Система коммуникаций 4 0,1 0,4

IV. Факторы слабости

Использование инноваций 3 0,15 0,45

Качество перевозок грузов 5 0,15 0,75

Высокие издержки на содержание склада 4 0,15 0,6

Суммарная оценка внутренних факторов - 1 4,2

Рассматривая внутренние стратегические факторы, необходимо акцентировать внимание на устойчивости финансового положения фирмы, маркетинговой политики, а также мощностях компании (табл. 2) [11-14]. При этом, такие факторы слабости, как качество перевозки грузов, высокие издержки на содержание склада, в настоящее время негативно влияют на деятельность предприятия.

Отметим, что внутренние силы и слабости имеют большее влияние (4,2 балла), чем внешние возможности и угрозы (4,05 балла), поэтому необходимо в первую очередь рассматривать влияние факторов внутренней среды предприятия.

Проводя стратегический анализ фирмы, целесообразно провести оценку уровня интенсивности конкуренции [15-19]. Модель пяти сил М.Портера наиболее точно отражает движущие силы конкуренции компании: угроза появления продуктов-заменителей; угроза появления новых игроков; рыночная власть поставщиков; рыночная власть потребителей; уровень конкурентной борьбы [20-24]. Для ООО «Пулковская Логистическая Компания» основные движущие силы отраслевого рынка - это внутриотраслевая конкуренция и влияние потребителей.

Отметим, что аудитория компании многочисленная вследствие ее вида деятельности, а потребители весьма разнообразны. Это люди, которые ожидают быструю и надежную перевозку груза, они обладают средним доходом. Покупатель ищет надежную компанию с хорошими отзывами и оценками работы. Данный факт следует учесть, так как на сегодняшний день в поисковых запросах хоть и существует высокая оценка деятельности (8,6 из 10), но отзывов потребителей услуг крайне мало. Данную про-

блему возможно разрешить путем отправки запросов об оценке деятельности компании, предложений по улучшению доставки, покупателям сразу же после доставки их грузов.

Рассматривая уровень внутриотраслевой конкуренции, отметим, что на данный момент на рынке Санкт-Петербурга существует 3 крупных конкурента: «Авиастар», «Авиа Спринт Карго», «Махта-БРБ». Отличием «Пулковской Логистической Компании» от конкурентов является быстрота доставки грузов, то есть налажена логистическая сеть, авиарейсы проходят ежедневно, товары доставляются ближайшим самолетом; а также широкий спектр перевозимых товаров (стандартные грузы, крупногабаритные и тяжеловесные, медикаменты, цветы, продукты питания, грузы с температурными режимами, хрупкие и ценные грузы, опасные грузы, живые животные). Кроме того, предприятие имеет достаточно низкую ценовую категорию (от 30 руб./кг), что ставит его в выгодное положение по ценовой категории на рынке по сравнению с другими компаниями.

Проведем групповой анализ конкурентов фирмы [25-28] и отметим, что на сегодняшний день на позиционной карте конкурентов «Авиастар» - рыночный лидер, ООО «Пулковская Логистическая Компания» занимает второе место на рынке авиа грузоперевозок в Санкт-Петербурге, то есть занимает среднюю долю рынка, как и третья компания - «Авиаспринт Карго», наименьшую долю на рынке занимает «Махта-БРБ» (рис. 1). То есть, предприятие имеет достаточно выгодное положение на сегодняшний день, предлагается увеличить долю рынка посредством внедрения инноваций в логистических цепях, а также путем увеличения числа партнеров и возможного снижения цены.

Качество

* Мена

Рисунок 1 - Групповой конкурентный анализ ООО «Пулковская Логистическая Компания»

Таким образом, на основе проведенного анализа предложен ряд стратегических направлений развития ООО «Пулковская Логистическая Компания». Первоочередным направлением развития является увеличение числа партнеров для доставки грузов по всему миру, далее - исследование возможности внедрения инноваций, снижение цены. Последнее - на основе внедрения системы скидок для постоянных потребителей. Необходимо модернизировать сайт компании, добавив графу оценки деятельности, что обеспечит большую прозрачность и открытость системы доставки. Также целесообразно ввести отправку электронных писем потребителям с возможностью осуществления обратной связи после доставки грузов. Данные меры будут способствовать увеличению рентабельности компании, ее выходу на лидирующую позицию на рынке грузовых авиаперевозок.

Список литературы

1. Пулковская Логистическая Компания // Официальный сайт. Режим доступа: http://www.plkcargo.ru.

2. Федько В.П., Дудакова И.А. Маркетинговая составляющая развития розничной торговли //Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С. 55-64.

3. Левенцов В. А., Радаев А.Е., Николаевский Н.Н. Аспекты концепции «Индустрия 4.0» в части проектирования производственных процессов // Научно-технические ведомости СПбПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 1. С. 19-31.

4. Кхалаф К.З., Дудаков Г.С. Организационно-экономические аспекты потребления продуктов здорового образа жизни // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85-1). С. 859-863.

5. Дудакова И.А. Формирование инвестиционной политики на предприятиях машиностроительного комплекса: автореф. дисс. канд. экон. наук; ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). - Ростов-на-Дону, 2004. 27 с.

6. Лямин Б.М., Царева Г.Р. Показатели экономической эффективности системы управления качеством // Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник трудов Международной молодежной научно-практической конференции; отв. ред. Е В. Павлов. 2014. С. 293-297.

7. Месхи Б.Ч., Красюк И. А., Иванов В.Ю. Контроллинг как инструмент развития и управления производственными процессами предприятий сферы услуг и промышленности: монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2013.133 с.

8. Дудаков Г.С. Использование почтоматов в дистанционной торговле // В сборнике «Инновационные научные исследования: теория и практика»; VI международная научно-практическая конференция. 2017. С. 124-127.

9. Krasyuk I.A., Bakharev V.V., Medvedeva Y.Y. Sector specific features of innovative development in the Russian economy//SHS Web of Conferences 35, 01052 (2017) DOI: 10.1051/shsconf/20173501052. ICIE-2017.

10. Krasyuk I.A., Kirillova T.V., Kozlova N.A. Network technologies as innovative solution in commodity circulation//SHS Web of Conferences 35, 01055 (2017) DOI: 10.1051/shsconf/20173501055. ICIE-2017.

11. Левенцов В.А., Левенцов А.Н., Крюков И.Н. Финансы и инжиниринг: теория и практика. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. 334 с.

12. Левенцов В. А., Левенцов А.Н. Определение влияния снижения размера дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия // Научно-технические ведомости СПбПУ. Экономические науки. 2013. № 6-2 (185). С. 67-73.

13. Красюк И.А. Конкурентные отношения в розничной торговле // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 879-883.

14. Красюк И.А., Бахарев В.В., Медведева Ю.Ю. Инновационные решения в розничной торговле //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 32-38.

15. Капустина И.В., Панкова Н.В. Модернизация социально-экономического пространства: роль и взаимовлияние регионализации и глобализации как разнонаправленных процессов глобального развития: монография; под ред. Н.В Панковой, Л.Н. Борисоглебской, Е.С. Юдниковой. СПб, 2010. 265 с.

16. Красюк И.А. Конкурентные отношения в розничной торговле //Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2 (43). С. 879-883.

17. Красюк И.А., Медведева Ю.Ю. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения //Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 692-696.

18. Кобзев В.В., Левенцов В.А. Бизнес-логистика. Серия «Экономика и управление на предприятии». 2-е изд. СПб., 2012. 300 с.

19. Глухов В.В., Балашова Е.С. Организация производства. Бережливое производство /Учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета, 2007. 238 с.

20. Глухов В.В., Зобов А.М., Какаева Е.А. Стратегический менеджмент инновационной организации. М.: ГУУ, 2009. 387 с.

21. Красюк И. А., Оплеснина Е.Е. Особенности маркетингового управления российскими розничными сетями //Практический маркетинг. 2013. №11 (201). С. 20-26.

22. Головкина С. И., Шевчук О. А., Карпова К.С. Торговая политика компании: стратегии выхода на внешний рынок. //Актуальные проблемы науки и практики. 2017. № 1 (006). С. 13-16.

23. Красюк И. А., Кузнецов Н.Г., Медведева Ю.Ю., Степченко Т.С., Федько В.П. Маркетинг в торговле. Ростов-на-Дону, 2013. 295с.

24. Лямин Б.М., Истомин Г.Ю., Михайлова Ю.М. Особенности распределения продукции на рынках товаров повседневного спроса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №4 (22). С. 126-131.

25. Лямин Б.М. Активизация внедрения инноваций на предприятиях розничной торговли // В сборнике «Инновационные механизмы решения проблем научного развития»; сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2016. С. 153-156.

26. Бахарев В.В. Анализ антикризисных программ операторов торговых центров // Наука Красноярья. 2016. № 3 (36). С. 106-117.

27. Бахарев В.В. Антикризисные стратегии розничной торговли // Наука Красноярья. 2016. № 5 (28). С. 97-110.

28. Красюк И.А., Медведева Ю.Ю. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения //Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 692-696.

29. Дудакова И.А., Федько В.П. Развитие инфраструктуры розничной торговли // Маркетинг. 2010. № 3. С. 97-107.

Krymov Sergey Mikhailovich, Professor, doctor of Economic Sciences

(e-mail: SKrymov@yandex.ru)

Kudriavtseva Ekaterina, student (e-mail: kate.ku@mail.ru)

Martynov Aleksei, student (e-mail: lexaoren1995@gmail.com)

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg, Russia

STRATEGIC ANALYSIS OF THE LOGISTICCOMPANY

Abstract. This article is devoted to the definition of the ways of development of the organization «Pulkovo Logistic Company» which are based on the strategic analysis that uses standard procedures of SWOT analysis, Porter's five forces analysis, group analysis.

Key words. Logistics company, analysis, factors, strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.