Научная статья на тему 'Анализ конкурентной среды как важнейший этап формирования маркетинговой политики ценообразования (на примере выставочной отрасли Республики Крым)'

Анализ конкурентной среды как важнейший этап формирования маркетинговой политики ценообразования (на примере выставочной отрасли Республики Крым) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT / МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / MARKETING POLICY OF PRICING / ВЫСТАВОЧНАЯ ОТРАСЛЬ / АЛГОРИТМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ВЫСТАВОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ / EXHIBITION AREA / ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА / EXHIBITION-FAIR / ЦЕНА / PRICE / КАЧЕСТВО ВЫСТАВОЧНОЙ УСЛУГИ / QUALITY OF EXHIBITION SERVICES / ЭКСПО-УСЛУГА / EXPO-SERVICE / EXHIBITION BRANCH / PRICING ALGORITHM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улановская Оксана Николаевна

Анализ конкурентной среды является важным этапом при формировании цены на выставочную услугу. В статье, с помощью модели пяти сил Портера, изучена конкурентная ситуация на рынке выставочных услуг Республики Крым (РК), раскрыты основные показатели качества организаторов экспомероприятий данного региона. Предложен авторский алгоритм формирования цены на экспо-услугу, включающий: дифференциацию конкурентов; выбор конкурента по признаку наивысшего качества; установление нижнего и верхнего порога цены. Данный подход описан и раскрыт автором с учетом реальной конкурентной ситуации в отрасли РК (по состоянию на 01.01.2018 г.). Информация, изложенная в данной статье, поможет руководителям выставочных компаний и маркетологам принимать грамотные маркетинговые решения в области ценообразования на выставочные услуги, а также проводить эффективные исследования конкурентной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Competitive Environment of the Exhibition Branch of the Republic of Crimea as the Most Important Stage in the Formation of the Marketing Policy of Pricing

Analysis of the competitive environment is an important stage in the formation of prices for exhibition services. In the article, using the model of Porter’s five forces, the competitive situation in the market of exhibition services of the Republic of Crimea was studied, and the main quality indicators of the organizers of the exhibitions of the region were revealed. The author propose an algorithm for the formation of prices for an expo-service, which includes: differentiation of competitors; the choice of a competitor on the basis of the highest quality; setting the lower and upper price threshold. This approach is described and disclosed by the author taking into account the real competitive situation in the industry of the Republic of Crimea (as of 01.01.2018). The information stated in this article will help the heads of exhibition companies and marketers to make competent marketing decisions in the field of pricing for exhibition services, and also to conduct effective studies of the competitive environment.

Текст научной работы на тему «Анализ конкурентной среды как важнейший этап формирования маркетинговой политики ценообразования (на примере выставочной отрасли Республики Крым)»

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ (на примере выставочной отрасли Республики Крым)

Улановская Оксана Николаевна,

ассистент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (структурное подразделение); 295015, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4 agalakova.ok@gmail.com

Анализ конкурентной среды является важным этапом при формировании цены на выставочную услугу. В статье, с помощью модели пяти сил Портера, изучена конкурентная ситуация на рынке выставочных услуг Республики Крым (РК), раскрыты основные показатели качества организаторов экспомероприятий данного региона. Предложен авторский алгоритм формирования цены на экспо-услугу, включающий: дифференциацию конкурентов; выбор конкурента по признаку наивысшего качества; установление нижнего и верхнего порога цены. Данный подход описан и раскрыт автором с учетом реальной конкурентной ситуации в отрасли РК (по состоянию на 01.01.2018 г.). Информация, изложенная в данной статье, поможет руководителям выставочных компаний и маркетологам принимать грамотные маркетинговые решения в области ценообразования на выставочные услуги, а также проводить эффективные исследования конкурентной среды.

Ключевые слова: конкурентная среда; маркетинговая политика ценообразования; выставочная отрасль; алгоритм ценообразования; выставочная площадь; выставка-ярмарка; цена; качество выставочной услуги; экспо-услуга.

При формировании цены на выставочную услугу (в виде предоставления участникам выставки экспоплощади), фирма-организатор отталкивается от трех основных показателей:

♦ издержек, которые определяют нижний предел цены;

♦ спроса, определяющего максимальную цену на продукт;

♦ стоимости продукта конкурентов, изучив которую можно установить «вилку цен», т.е., некий диапазон цен, при котором выставочная услуга будет наиболее привлекательна для экспонента на фоне основных конкурентов [1].

Поиск указанных показателей в соответствии с разработанным Ф. Котлером [2] алгоритмом ценообразования является неотъемлемой составляющей отдельных этапов формирования цены. Следует отметить, что если второй и третий шаг алгоритма ценообразования — «определение величи-

ны спроса» и «расчет затрат на оказание выставочной услуги» приводит нас к однозначному результату, то четвертый этап — «анализ цен конкурентов» — к множественности значений, преимущественно в условиях монополистической конкуренции. Для выявления диапазона оптимальной цены экспоплощади нетто необходимо знать, каким образом можно четко дифференцировать конкурентов конкретной фирмы-организатора выставочных мероприятий и учитывать в ее деятельности возможные факторы и силы конкурентной среды. Таким инструментом анализа конкурентной среды и «привлекательности структуры рынка» выступает классическая модель пяти сил Портера [3].

Анализ влияния основных конкурентных сил на функционирование конкретной фирмы-организатора в сфере экспобизнеса нами был осуществлен на примере вы-

ставочной отрасли Республики Крым (РК). Данный регион характеризуется существенными изменениями конъюнктуры выставочного рынка (преимущественно с 2014 года) и потому, на наш взгляд, на его примере можно наилучшим образом продемонстрировать воздействие на деятельность экспо-предприятий факторов и сил конкурентной среды в краткосрочном периоде.

Одна из основных угроз для предприятия — появление новых конкурентов в отрасли. Так, в 2014 году после воссоединения Крыма с Россией конкурентная ситуация в выставочной отрасли РК резко изменилась. Действующие в период до 2014 года выставочные компании стали терять свое преимущество из-за внедрения на рынок новых опытных и более платежеспособных операторов с материковой России. До 2014 года выставочная индустрия

Крыма была представлена лишь тремя основными игроками, которые действуют и сегодня: ООО РВК «Доминанта»1 (18 лет на выставочном рынке Крыма), ООО «Форум. Крымские выставки»2 (15 лет на рынке Крыма), ЭКСПОКРЫМ3 (более 7 лет на рынке Крыма). Выставочная компания «Крым — Юг России»4 была создана в марте 2014 года и, не успев набрать обороты,прекратила свою деятельность уже в октябре 2017 года. В это же время в Крым пришли два крупных российских выставочных оператора: СоппеМСп'теа5 (30 лет работы на рынке экспоуслуг России) и «Юг-Экспо»6 (15 лет на рынке экспоуслуг России). Также, с 2015 года организатором туристического выставочного мероприятия «Крым сезон» выступает Комитет по курортно-туристической и вы-

ставочной деятельности в Кры-му7. И в заключение данного обзора следует отметить выставку, которая пришла на крымский рынок в 2015 году под уникальным брендовым названием Shoesstaf8 без привязки к какому-либо организатору. В итоге по состоянию на 01.01.2018 года в Республике Крым действовало 6 выставочных компаний, что в два раза больше, чем было в 2014 году.

Есть все основания полагать, что число новых игроков на рынке выставочных услуг в РК будет продолжать расти.

Информация о сложившейся в настоящее время конкурентной ситуации в выставочной отрасли РК представлена в таблице 1.

Анализ конкурентной среды выставочной отрасли был проведен по основным показателям,

характеризующим качество выставочной услуги, а также с учетом всех уровней иерархической модели [4]. В нашем исследовании мы исходим из того, что фактор качества является определяющим при формировании цены на выставочную услугу [5]. Так, экспо-фирма «М>, адекватно оценив качество собственных услуг, должна сравнить его с качеством услуг своих конкурентов, перед этим четко их (конкурентов) дифференцировав. Если выставочный продукт конкурирующей компании по своим качественным параметрам превосходит показатели качества выставочной услуги компании «М>, то данная фирма («М>) при формировании цены должна использовать в качестве максимального порогового значения цену на услугу данного конкурента.

Таблица 1

Конкурентная ситуация выставочной отрасли Республики Крым (по состоянию на 01.01.2018 г.)

Показатели

Выставочные компании РК Место проведения выставочного мероприятия Тематика выставочного мероприятия Спектр услуг Размер выставочной площади (нетто) Стоимость 1 кв.м оборудованной выставочной площади

1 2 3 4 5 6

ООО РВК •Доминанта» РК, г Симферополь ТЦ «Гагаринский» (Ледовый дворец) 1.«РооЬЕхро»-Продовольственная выставка 2. «Индустрия красоты» -Выставка красоты 3.«Энергосбережение». 4. «СтройКрым» 5. «АгроКрым» 1. Основные выставочные услуги: предоставление выставочной площади экспонентам; предоставление выставочного оборудования (монтаж, демонтаж оборудования, уборка помещения). 2. Дополнительные услуги: 1) организация семинаров, конференций круглых столов с привлечением специалистов соответствующей отрасли. 2) Предоставление мультимедийного, звукового оборудования. 3) Демонстрация моделей, организация развлекательной программы, лотерей, розыгрышей. 4) Полиграфические услуги 5) Рекламное сопровождение выставок. 6) Электронное бронирование. 620 кв.м Мин . модуль 4 кв.м - 6 000 руб./кв.м + регистр-й взнос - 7 000 руб.

1 Рекламно-выставочная компания «Доминанта»: - [Электронный ресурс]. - Официальный сайт ООО «РВК «Доминанта». - Режим до-

ступа: http://www.dominanta-expo.com/.

2 Форум. Крымские выставки: - [Электронный ресурс]. - Официальный сайт ООО «Форум. Крымские выставки». - Режим доступа:

http://expoforum.biz/.

3 Экспокрым. Группа компаний: - [Электронный ресурс]. - Официальный сайт «ЭКСПОКРЫМ». - Режим доступа: http://expocrimea.com/.

4 Крым - Юг России: - [Электронный ресурс]. - Официальный сайт «Крым - Юг России». - Режим доступа: http://krymyug.ru/.

5 Connect Crimea: - [Электронный ресурс]. - Официальный сайт «Connect Crimea». - Режим доступа: connectcrimea.ru.

6 Юг-Экспо: - [Электронный ресурс]. - Официальный сайт «Юг-Экспо». - Режим доступа: http://ug-expo.ru/.

7 Комитет по курортно-туристической и выставочной деятельности в Крыму: - [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Комитета по

курортно-туристической и выставочной деятельности в Крыму. - Режим доступа: http://www.tppcrimea.ru/.

8 Международная выставка обуви и кожгалантереи Shoesstar: - [Электронный ресурс]. - Официальный сайт «Shoesstar». - Режим досту-

па: http://shoesstar.ru/Yalta/.

Таблица 1 (Окончание)

1 2 3 4 5 6

ООО «Форум. Крымские выставки» РК, г. Симферополь ТЦ «Гагаринский» (Ледовый дворец) Межрегиональные выставки: 1. «Крым. Стройиндустрия. Энергосбережение» 2. «Крым. Деревянное строительство» 3. «Крым. Мебель. Интерьер» 1. Основные выставочные услуги: предоставление выставочной площади экспонентам; предоставление выставочного оборудования (монтаж, демонтаж оборудования, уборка помещения). 2. Дополнительные услуги: 1) Организация научно-практических семинаров и конференций с привлечением специалистов энергетического комплекса Республики Крым, представителей органов местной власти и самоуправления, бюджетных организаций, коммунальных служб, руководители энергетических компаний, в том числе инвестиционных. 2) Специализированный журнал «Крым. Стройиндустрия. Энергосбережение» способствует распространению информации о научно-технических, производственных разработках российских и зарубежных предприятий, а также предложениях участников выставки. 3) Размещение блочной рекламы в каталоге выставки, реклама в журнале «Крым. Стройиндустрия. Энергосбережение», а также, размещения баннерной рекламы на сайте компании. 620 кв.м

ЭКСПОКРЫМ РК, г. Ялта ГК «Ялта Интурист» 1. «АгроЭкспоКрым» -Международный аграрный форум 2. «Безопасность. Крым» - Форум комплексной безопасности 3. «МВМК» - Международная выставка мебели в Крыму 4.«РестоОтельМаркет» - Международная выставка комплексного оснащения сегмента HoReCa 5. «СтройЭкспоКрым» - Международный строительный форум 6. «РосЭкспоКрым» - выставка российских производителей 1. Основные выставочные услуги: предоставление выставочной площади экспонентам; предоставление выставочного оборудования (монтаж, демонтаж оборудования, уборка помещения). 2. Дополнительные услуги: 1) организация семинаров, форумов, тренингов с привлечением специалистов соответствующей отрасли; 2) организация концертов и промоакций; 3) рекламное сопровождение выставки. 1 850 кв.м Мин. модуль 4 кв.м -11 000 руб./кв.м без регистрационного взноса

Connect Crimea РК, г. Симферополь Объездная дорога Ялта -Евпатория, 20 «Connect Center» 1. «Открытый Крым» - Межрегиональная туристическая выставка в Крыму. 2. «Connect AgroTrade Crimea» -Международная сельскохозяйственная выставка. 3. «Сonneсt Construct Crimea» -Международная строительная выставка в Крыму. 4. «Крымская лоза. Виноделие» и «Продмаш». 5. «Море франшиз. Крым» -международная выставка-конгресс 6. «CrimeaHalal Expo» - единственная выставка халяль бизнеса в Крыму. 1. Основные выставочные услуги: предоставление выставочной площади экспонентам; предоставление выставочного оборудования (монтаж, демонтаж оборудования, уборка помещения). 2. Дополнительные услуги: 1) организация семинаров, форумов, тренингов с привлечением специалистов соответствующей отрасли; 2) Предоставление мультимедийного, звукового оборудования. 3) Рекламное сопровождение выставки. 10 000 кв.м 7 800 руб./кв.м + регистрационный взнос -12 000 руб.

«Юг-Экспо» РК, г. Симферополь ТЦ «Гагаринский» (Ледовый дворец) «Южное созвездие. Крым» - Выставка красоты. 1. Основные выставочные услуги: предоставление выставочной площади экспонентам; предоставление выставочного оборудования (монтаж, демонтаж оборудования, уборка помещения). 2. Дополнительные услуги: 1) Проведение и организация мастер-классов, чемпионатов, конференций. 2) Бронирование гостиниц. 3) Рекламное сопровождение. 620 кв.м

Комитет по курортно-туристической и выставочной деятельности в Крыму РК, г. Ялта ГК «Ялта Интурист» «Крым.Сезон» - Межрегиональная выставка предприятий турбизнеса и индустрии HoReCa В рамках выставочной деятельности Комитета по курортно-туристической и выставочной деятельности в Крыму: 1) Консультирование по вопросам формирования концепции выставки. 2) Компоновка выставочного оборудования. 3) Организация круглых столов, конференций, культурной программы и проживания. 4) Рекламное сопровождение выставки. 1 850 кв.м Мин . модуль 4 кв.м 7 700 руб./кв.м + регистрационный взнос -9 700 руб.

Shoesstar РК, г. Ялта ГК «Ялта Интурист» «Shoesstar» - Международная выставка обуви 1. Основные выставочные услуги: предоставление выставочной площади экспонентам; предоставление выставочного оборудования (монтаж, демонтаж оборудования, уборка помещения). 2. Дополнительные услуги: 1) Организация деловых программ, футбольных турниров, бесплатные семинары для экспонентов. 2) Организация дефиле-показ обуви. 3) Оборудованная зона отдыха 4) Организация проживания. 5) Рекламное сопровождение выставки. 1 850 кв.м

Здесь же следует отметить, что влияние потребителей — третья угроза, описанная в модели М. Портера, кроется именно в отсутствии должного качества услуги. Чем менее качественный продукт предлагает компания, тем больше вероятность того, что потребители (экспоненты) станут предъявлять претензии к организатору выставочного мероприятия, угрожая перейти к его конкурентам. Или же будут пытаться сбить цену, аргументируя свои требования низким качеством

предоставляемых организатором услуг.

Таким образом, алгоритм формирования цены на выставочную услугу с учетом конкурентной ситуации в отрасли, по мнению автора, включает в себя следующие этапы:

1. Дифференциация конкурентов в выставочной отрасли [6].

2. Выбор компании-конкурента, отличающейся признаками наивысшего качества выставочной услуги.

3. Установление нижнего порога цены, определяемого издержками фирмы.

4. Установление цены выставочной услуги с учетом верхнего ее порога — цены конкурента, предоставляющего экспо-услугу наивысшего качества.

Дифференциация конкурентов по соответствующим признакам отражена в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что все анализируемые выставочные компании по признаку «география —

Признаки дифференциации Выставочные компании

1 2

1. «География - конкуренты». В пределах одной республики -Республика Крым. Все представленные в таблице 1 фирмы

В пределах города

г. Симферополь ООО РВК «Доминанта» ООО «Форум. Крымские выставки» Connect Crimea «Юг-Экспо»

г. Ялта ЭКСПОКРЫМ Комитет по курортно-туристической и выставочной деятельности в Крыму Shoesstar

2. «Цели-конкуренты». Продвижение, популяризация продукта, исследование, торговля, выход на новые рынки, демонстрация продукции и т.д. Все представленные в таблице 1 фирмы

3. «Родовые конкуренты». Выставки. Все представленные в таблице 1 фирмы

4. «Территория-конкуренты». Международная и межрегиональная выставка. Все представленные в таблице 1 фирмы

5. «Отрасль-конкуренты» Специализированная, торговая. Все представленные в таблице 1 фирмы

6. «Тематика-конкуренты».

Продовольственная выставка ООО РВК «Доминанта» ЭКСПОКРЫМ Комитет по курортно-туристической и выставочной деятельности в Крыму

Выставка красоты ООО РВК «Доминанта» «Юг-Экспо»

Энергосбережение ООО РВК «Доминанта» ООО «Форум. Крымские выставки»

Строительная ООО РВК «Доминанта» ООО «Форум. Крымские выставки» ЭКСПОКРЫМ Connect Crimea

Аграрная ООО РВК «Доминанта» ЭКСПОКРЫМ Connect Crimea

Деревянное строительство ООО «Форум. Крымские выставки»

Мебель ООО «Форум. Крымские выставки» ЭКСПОКРЫМ

Безопасность ЭКСПОКРЫМ

Выставка российских производителей ЭКСПОКРЫМ

Туристическая выставка Connect Crimea Комитет по курортно-туристической и выставочной деятельности в Крыму

Виноделие Connect Crimea

Выставка франшиз Connect Crimea

Халяль бизнес Connect Crimea

Выставка обуви Shoesstar

Таблица 2

Дифференциация конкурентов выставочной отрасли Республики Крым (по состоянию на 01.01. 2018 г.)

Таблица 2 (Окончание)

1 2

7. «Качество-конкуренты»

Размер выставочной площади нетто, кв.м

620 кв.м ООО РВК «Доминанта» ООО «Форум. Крымские выставки» «Юг-Экспо»

1 850 кв.м ЭКСПОКРЫМ Комитет по курортно-туристической и выставочной деятельности в Крыму Shoesstar

10 000 кв.м Connect Crimea

Основные и дополнительные выставочные услуги Все представленные в таблице 1 фирмы

Количество посетителей, число экспонентов Отсутствуют статистические сведения

Имидж и статус мероприятия

Опыт работы, наличие спонсорской поддержки, поддержка со стороны министерств и ведомств Все представленные в таблице 1 фирмы

Свидетельство особого значения выставочного мероприятия (знаки отличия, качества, членство в выставочных союзах и организациях). Информация на сайтах выставочных компаний, представленных в таблице 1, отсутствует

конкуренты» работают в пределах Республики Крым. Дифференциация по городам в данном случае не имеет большого значения при анализе конкурентов по географическому признаку из-за небольшого расстояния между населенными пунктами. Но при оценке конкурентов по качественному признаку место проведения выставочного мероприятия играет существенную роль. Для экспонентов выставка, проводимая в г. Симферополе, всегда была и остается в приоритете по сравнению с выставками той же тематики, но организованных в другом населенном пункте. Такое предпочтение участники отдают столице Крыма преимущественно из-за оптимального географического расположения, позволяющего в короткий промежуток времени оказаться в любой точке полуострова, а также, из-за наличия удобных транспортных развязок и высокой плотности населения, которая обеспечивает концентрацию потенциальных клиентов на выставке.

Далее, из таблицы 2, п. 2—5 видно, что выставочные компании РК имеют одинаковые цели деятельности и каждая компания организует международные или меж-

региональные специализированные торговые выставки. В этой связи, фирмы-организаторы выставочных мероприятий находятся в состоянии экономического соперничества.

Некоторые фирмы-организаторы в Крыму монополизировали тематику проводимых ими выставочных мероприятий, что видно из п. 6 таблицы 2. Например, ООО «Форум. Крымские выставки» — Деревянное строительство; «ЭКСПОКРЫМ» - Безопасность, Выставка российских производителей; Connect Crimea — Виноделие, Выставка франшиз, Халяль бизнес; Shoesstar — Выставка обуви. Данные тематики, на сегодняшний день, не имеют аналогов в Крыму. Такое положение создает данным компаниям возможность на правах эксклюзивности, при наличии высокого качества и спроса устанавливать цену выставочной площади выше средней по крымскому региону. Но практически все представленные в таблице 2 компании формируют единую цену на все выставочные мероприятия, не дифференцируя ее по тематикам.

После выявления основных конкурентов по тематическому признаку, необходимо определить,

кто же из них производит услуги наивысшего качества. Качество выставочных услуг характеризуется такими показателями как: размер выставочной площади, число посетителей и экспонентов, наличие основных и дополнительных услуг, престиж и статус мероприятия. Как видно из таблицы 2 (п.7) все выставочные компании характеризуются примерноодинаковы-ми по уровню показателями качества. Исключение составляет показатель — «размер арендованной выставочной площади». Именно этот показатель является определяющим при оценке качества выставочных услуг. Проведенные нами исследования показывают, что чем больше общие размеры арендованной экспонентами выставочной площади, тем большее количество посетителей — специалистов целевого значения заинтересуются таким экспо-мероприятием [5]. Следствием возросшего потока посетителей-специалистов является рост количества заключенных договоров между заинтересованными сторонами, повышение прибыли экспонентов и статуса выставочного мероприятия. На основе данных таблицы 2 (п. 7) можно предположить, что наивысшим конкурентным преимуществом

обладает совсем недавно пришедшая на крымский рынок выставочных услуг компания Connect Crimea. Данная фирма арендует единственный и самый большой по площади Экспоцентр (Симферополь). При прочих равныхусло-виях и с учетом преимуществ в масштабе выставочного комплекса, Connect Crimea по праву можно считать компанией, обладающей в Республике Крым наивысшим потенциальным качеством. Реальное качество проявится в недалеком будущем, когда компания начнет проводить выставочные мероприятия. Оно будет измеряться общими размерами арендованной экспонентами выставочной площади нетто.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перейдем к заключительному этапу алгоритма формирования цены с учетом конкурентной ситуации в отрасли. Цена на выставочную услугу фирмы ConnectCrimea (7 800 руб./кв.м + регистрационный взнос 12 000 р.) будет представлять собой верхнее пороговое значение для компаний с меньшей выставочной площадью нетто. К таким фирмам относятся: «ЭКСПОКРЫМ», «Комитет по ку-рортно-туристической и выставочной деятельности в Крыму», Shoesstar. И, соответственно, для компаний РВК «Доминанта», «Форум. Крымские выставки» и «Юг-Экспо» максимальным пороговым значением цены на собственные выставочные услуги будет являться цена на услуги экспо-фирм, обладающих большей экспоплощадью. Из таблицы 1 видно, что стоимость 1 кв. м оборудованной выставочной площади изначально установлена фирмами именно по такому принципу и в том же числовом диапазоне, который предлагается в алгоритме установления цены с учетом конкурентной ситуации в отрасли.

При установлении цены на выставочную услугу фирма не должна забывать о возможных угрозах, исходящих от конкурентного окружения. Так, четвертой угрозой, обозначенной в модели М. Портера, является угроза появления товаров-заменителей. Применительно к выставочной деятельности товарами заменителями могут выступать «родовые конкуренты» [6], такие как: виртуальные выставки и ярмарки, все возможные инструменты маркетинговых ком-муникаций(реклама, РЯ, стимулирование сбыта, личные продажи и т.д.). Задача организаторов выставки, детально изучить возможных конкурентов данной категории и предложить потенциальным экспонентам достойную альтернативу в виде выставочного мероприятия. Для того чтобы успешно заменить, например, виртуальные выставки, экспофирма может в качестве дополнительных услуг размещать информацию об экспонентах на своем сайте, не взимая при этом с них дополнительную плату. А чтобы в конкурентной борьбе обойти «инструменты маркетинговых коммуникаций», необходимо грамотно сформировать коммерческое предложение для потенциальных клиентов, отразив в нем все коммуникационные выгоды от участия в выставочном мероприятии.

Возможен также вариант сотрудничества выставочной компании, например, со средствами массовой информации. На условиях договора «только для участников экспомероприятия» будет предоставляться скидка на размещение рекламного ролика на том или ином телевизионном канале или на печать рекламного блока вжурнале. Вариантов «обойти» данный тип конкурентов может быть много, главное регулярно

отслеживать их количество, дифференцировать по типам и оценивать величину спроса на данный вид услуг. В противном случае, потенциальные экспоненты, не понимая своей выгоды от участия в выставке, отдадут предпочтение менее затратному, по их мнению, способу популяризации своей деятельности. Это, в свою очередь, скажется на показателях спроса на выставочные услуги и, как следствие, на прибыли организатора из-за вынужденного снижения цены на экспоплощадь.

И, в заключение, раскроем пятую силу, отраженную в модели М. Портера [6]. К поставщикам, тесно связанным с выставочной деятельностью, относятся предприятия общественного питания, гостиничные, транспортные, рекламные фирмы. Наибольшее влияние на формирование окончательной цены выставочной услуги оказывают застройщики и арендодатели. Это связано с тем, что плату за экспо-оборудование и за аренду помещений выставочные компании относят к издержкам, которые закладываются в стоимость экспоуслуги. Дефицит выставочных площадей, который стал проявляться особенно остро в Республике Крым с 2015 году, когда организация экспомеропри-ятий в кинотеатрах и спортивных комплексах обрела противозаконный характер по причине нецелевого использования данных помещений, арендодатели стали запрашивать максимально высокую цену за свои услуги (табл. 3).

Такая ситуация заставила выставочных организаторов поднять цены на экспоуслуги. Это, в свою очередь, привело к снижению спроса экспонентов на участие в выставках, что явилось главной причиной падения уровня доходности выставочных мероприятий.

Таблица 3

Стоимость аренды общей экспоплощади брутто у выставочных (торговых) центров для проведения одного экспомероприятия в г. Симферополе в 2018 году

Выставочный комплекс Стоимость аренды

ТЦ «Гагаринский» (Ледовый дворец) 800 тыс. руб.

«Connect Center» 2 млн руб.

Таким образом, чем менее зависима компания-организатор от поставщиков дорогостоящих выставочных площадей, тем меньшую стоимость она может запросить у экспонентов за свои услуги, а, следовательно, привлечь клиентов и, таким образом, одержать победу в конкурентной борьбе.

Итак, принимая во внимание все вышесказанное, можно заключить, что одним из важнейших эта-

пов формирования цены на выставочную услугу (в виде предоставления участникам экспопло-щади) является анализ конкурентной среды. Данный анализ пред-

полагает четкую дифференциацию конкурентов, учет влияния конкурентныхсил, поиск лидеров отрасли и исследование их ценовой политики.

ИСТОЧНИКИ

1. Улановская, О.Н. Осовцев В.А. Методические аспекты маркетинговой ценовой политики в сфере выставочной деятельности // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — 2017. — №1. — С. 49—53.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. — М.: Прогресс, 1990. — 736 с. С. 355-374).

3. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей конкурентов. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 464 с.

4. Улановская О.Н. Особенности маркетингового ценообразования в сфере выставочной деятельности // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — 2017. — №3. — С. 207—214.

5. Улановская О.Н., Осовцев В.А. Определение цены выставочной площади в зависимости от качества экспомероприя-тий // Практический маркетинг. — 2017. — №10 (248). — С. 30—40.

6. Улановская О. Н. Маркетинговые аспекты выставочной деятельности // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — 2017. — №2. — С. 71—75.

Analysis of the Competitive Environment of the Exhibition Branch of the Republic of Crimea as the Most Important Stage in the Formation of the Marketing Policy of Pricing

Ulanovskaya Oksana Nikolaevna,

Assistant of the Marketing, Trade and Customs Department, V.I. Vernadsky Crimea Federal University, Economics and Management Institute (a division); Sevastopolskaya street 21/4, Simferopol, 295015, Republic of Crimea (agalakova.ok@gmail.com)

Analysis of the competitive environment is an important stage in the formation of prices for exhibition services. In the article, using the model of Porter's five forces, the competitive situation in the market of exhibition services of the Republic of Crimea was studied, and the main quality indicators of the organizers of the exhibitions of the region were revealed. The author propose an algorithm for the formation of prices for an expo-service, which includes: differentiation of competitors; the choice of a competitor on the basis of the highest quality; setting the lower and upper price threshold. This approach is described and disclosed by the author taking into account the real competitive situation in the industry of the Republic of Crimea (as of 01.01.2018). The information stated in this article will help the heads of exhibition companies and marketers to make competent marketing decisions in the field of pricing for exhibition services, and also to conduct effective studies of the competitive environment.

Keywords: competitive environment; marketing policy of pricing; exhibition branch; pricing algorithm; exhibition area; exhibition-fair; price; quality of exhibition services; expo-service.

REFERENCES

1. Ulanovskaya, O.N.; Osovtsev, V.A. (2017) Methodical aspects of marketing pricing policy in the field of exhibition activity. RISK: Resources, Information, Supply, Competition, 2017, No. 1, pp. 49—53.

2. Kotler, F. (1990) Fundamentals of Marketing. In Russian. Moscow, Progress Publ., 1990, 736 p.

3. Porter, M. (2014) Competitive strategy: a technique for analyzing competitor industries. In Russian. Moscow, Alpina Pablisher, 2014, 464 p.

4. Ulanovskaya, O.N. (2w017) Features of marketing pricing in the field of exhibition activity. RISK: Resources, Information, Supply, Competition, 2017, No. 3, pp. 207-214.

5. Ulanovskaya, O.N.; Osovtsev, V.A. (2017) Determination of the exhibition area price depending on the quality of the exhibition. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2017, No. 10, pp. 30-40.

6. Ulanovskaya, O.N. (2017) Marketing aspects of exhibition activity. RISK: Resources, Information, Supply, Competition, 2017, No. 2, pp. 71-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.