Анализ конкурентной среды коммерческого банка
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
Рудакова Ольга Степановна,
д.э.н., профессор, Департамент финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве РФ,о1ги(1@уап(1ех.ги
Маркова Ольга Михайловна,
к.э.н., доцент, Департамент финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected]
В статье рассматриваются особенности развития конкурентной среды в коммерческих банках в условиях применения новых финансовых технологий, рассматривается взаимосвязь конкурентной позиции и конкурентной стратегии банка на основе анализа макросреды и возможностей ее воздействия на банк, анализа использования потенциала коммерческого банка, его сильных и слабых сторон.Развитиеконкурентной среды сле-дуетоценивать с точки зрения доступности банковских продуктов для широких слоев населе-ния,эффективности вложения средств в наиболее продвинутые проекты банков, к поиску и отбору перспективных 1Т-технологий с большим потенциалом роста, а также за счет совершенствования банковского законодательства в этой сфере. При помощи конкурентной карты проанализированы особенности конкурентной среды банков. В качестве факторов конкурентоспособности предложено использовать такие показатели каккоммуникативность и доброжелательность персонала, качество проводимой рабо-ты,сроки проводимой работы,удобство расположения офисов,объем предоставляемых услуг, доступность информации, фирменный стиль банка, известность банка. Показано, что для повышения конкурентоспособности коммерческих банков важно выделитьстратегические направления, к которым относятся выстраивание клиентских цепочек, эксклюзивное обслуживание значимой конъюнктуры, расширение каналов информации. Приведены рекомендации по совершенствованию использования конкурентных позиций в практике коммерческих банков. Ключевые слова: ИТ-технологии, конкурентная среда, клиентоориентированный подход, инновации, розничный бизнес
Условия рыночной экономики обуславливают наличие разнообразных подходов к понятиям «конкурентоспособность», «конкурентная позиция» и «конкурентная среда». Поскольку банки в качестве экономических субъектов имеют ряд особенностей, следовательно, конкурентные отношения между ними носят специфический характер. Учитывая, что банк по своей экономической сути выступает как финансовый посредник на рынке привлечения и размещения средств в различные сферы экономики в виде банковских продуктов(кредитования, расчетно-кассового обслуживания компаний, размещения средств в инвестиционные проекты и другие продукты), то онвступает в конкурентную борьбу не только с другими коммерческими банками, но и с другими рыночными субъектами.
Таким образом, коммерческие банки можно рассматривать через призму участников конкурентной борьбы с другими участниками финансового рынка (инвестиционными компаниями, пенсионными фондами, страховыми компаниями) за сферы приложения капитала, услуг, рабочей силы сцелью достижения конкурентных преимуществ. Тем самым для коммерческого банка решающее значение приобретаетдостиже-ние лидирующих позиций в формировании соответствующей конкурентной среды на рынке, которая бы обеспечивала распределение ресурсов наиболее эффективным способом, удовлетворяя при этом максимальный объем экономических потребностей общества.
Под рыночной конкурентной средойв банковской сфере понимается среда, которая наиболее соответствуеттекущему состоянию общественного производства, а также его рыночным механизмам. Такая среда служит фундаментом для существования конкурентных отношений на банковском рынке, развитие которой зависит от того, насколько большим будет число контрагентов на рынке, а также технологий предоставления розничных и иных видов услуг.
В современных условиях усиление конкурентной борьбы между банками усугубляется возрастанием требований регулятора к обеспечению их финансовой устойчивости, а также снижением маржи от оказания традиционных банковских услуг.В частности, с переходом на новый международный стандартфинансовой отчётности ), потребуется формирование резервов на основе не понесенных, а прогнозируемых убытков. С этой целью происходит внедрение регуляторных стандартов в соответ-ствиис новымирекомендациями Базельского комитета(Базель ^вводятся новые правила игрына рынке финансовых транзакций(на основе директивы Европейского со-юзаоб оказании платежных услуг (EUSecondPaymentServicesDirective). Указанные нововведения усиливают регуляторные нормы и требуют от коммерческих банков дополнительных финансовых затрат, что несомненно скажется на их конкурентных позициях.
Кроме того, по мнению многих аналитиков к2020 году традиционные банки могут лишиться трети своих доходов вследствие растущей конкуренции со стороны нефинансовых игроков (интернет-компаний, операторов связи, социальных сетей и др.). Эти новые участники рынка представляют угрозу, повышая клиентские ожидания от уровня обслуживания и встраиваясь в цепочку взаимоотношений между банками и их клиентами.
На рис.1 представлены факторы конкурентоспособности банковского сектора.
Взаимосвязь конкурентной позиции банка и его конкурентной стратегии можно отобразить следующим образом (рис.2).
Для всестороннего и полноценного исследования конкурентной позиции банка и расстановки рыночных сил необходимо использовать совокупность множества методик, предложенных как и в рамках маркетинга, так и в рамках других экономических наук.
Для оценки конкурентоспособности банковских услуг целесообразно применять следующие методы:
- дифференциальный - в случае, если банку необходимо отслеживать только одну позицию отставания от других банков.При использовании данного метода используется построение параметрических индексов исходя из формул (1) и (2):
Рисунок 1. Факторы конкурентоспособности банковского сектора2
Анализ макросреды и возможное тен
Анализ конкурентной среды в банковской отрасли, анализ конкурентов » их возможных
ДСЙСТВНЙ
^ д ^
Аишп не пользования
потенциала коммерческого банка, его сильных и слабых сторон
Оценка конкурентной позиции коммерческого банка
Рисунок 2. Взаимосвязь конкурентной позиции и конкурентной стратегии банка3 Таблица 1
Аналитические методы оценки конкурентоспособности банка6
Название методики Формула для расчета конкурентоспособное гн Характеристика
Рейтинговая оценка ТМ-ДСМ1*ВО. где ТМ-итогоеый оалл; Мд — балл ёанка по показателю, В) - вес показателя. 21(М1*В1> - сумма произведений б аллеи; отдельных показателей н нх весов Используется при целевом сраЕнсннн оанкоЕ. При составлении рейтинга используется способ параметрического анализа.
Оценка на основе доли рынка М5=КСТС: где М5 - рыночная доля гат'а- НС — розничный оборот субъекта рынка; ТС -общий оборот на рынке Позволяет выделить банкн-аутсайдерьг со слабой рыночной позицией с сильной рыночной позицией и тл а динамика рыночной доли - банки с быстро улучшающейся рыночной позицией, с медленно улучшающейся н ТД-
Опенка на основе потребительской стоимости О^^'-Рю^+Рл^Р^и). где N. М, X, V - вес коэффициентов Преллолагает оценку не продукта банка, а совокупности маркетинговых управленческих и организационных решений т_е_ экономической технолог™ банка
где
Р - значение 1-го показателя;
Р х б - базовое значение 1-го показателя;
1=1 ...п, где п- количество показателей4;
- б) комплексный - в случае, если банк хочет оценить уровень общей конкурентной позиции. При использовании данного метода применяютя групповые
и интегральные показатели. Наличие полной информации о затратах на выпуск банковской услуги позволяет рассчитать уровень конкурентоспособности по следующей фомуле (3):
£
. (3)
'б(Г)
где 1 ,1б -величина интегрального показателя, который отражает соответствие между оцениваемым и базовым образцами банковской услуги;
ПЕ1, ПЕб - величина суммарного полезного эффекта от распространения банковской услуги;
Зб, З - полные затраты на оказание конкретной банковской услуги и базового образца5;
-в) смешанный - в случае, если банк интересует общая оценка конкурентной позиции и состояние конкуренции по отдельным услугам. Данный метод применяется на основании совместногоис-пользования единичного и комплексного показателей.
Также в анализе конкурентоспособности банка может использоваться комплекс аналитических методов. К числу таких методов относятся: рейтинговая оценка, оценка на основе доли рынка и др.Основные аналитические методы оценки конкурентоспособности отразим в табл.1.
Любому банку, в целях повышения эффективности своей деятельности, настоятельно рекомендуется на постоянной основе производить расчет показателей конкурентоспособности и планировать значение данных показателей в перспективе. Завершающим этапом оценки системы конкурентоспособности банка является разработка конкурентоспособной стратегии организации. Для того, чтобы стратегия, а также оперативные решения и тактические мероприятия были обоснованы, качественно спланированы и приносили наибольший возможный эффект, банку целесообразно ввести интегральный показатель конкурентоспособности в стратегический план банка.
Для выявления особенностей конкурентной среды коммерческих банков применяется так называемая конкурентная карта, которая отображает конкурентное положение каждого исследуемого объекта. Конкурентная карта позволяет на основе рыночной доли и темпов ее изменения выявить, какой из банков относится к лидерам рынка, а какой к аутсайдерам, а также определить степень улучшения конкурентных позиций банка. В табл. 2 в качестве фактора, по которому произойдет распределение банков на конкурентной карте, применим такой показатель, как количество выданных российскими банками кредитов за 2015-2017 гг. Для построения конкурентной карты необходимо сначала рассчитать рыночную долю каждого из банков-конкурентов за период 2015-2017 гг. (табл.2).
Далее необходимо рассчитать дисперсию для крупных и мелких банков (табл.3 ).
О
г
я
5
м о
те
00
сэ
см
£
Б
а
2 ©
Далее произведем расчет дисперсии темпов изменения рыночной доли (табл.4.).
На основе этих данных ниже приводится конкурентная карта основных конкурентов в сфере банковских услуг по состоянию на 01.01.17 (рис.3).
Конкурентная карта показала, что среди десяти выбранных конкурентов лидерами являются банки ПАО Сбербанк и ПАО ВТБ-24, однако, их конкурентоспособность ухудшается. Поля «банки с сильной конкуренцией» и «банки со слабой конкуренцией» остались незаполненными, так как согласно проведенным расчетам, к ним не был отнесен ни один из исследуемых банков. К аутсйдерам рынка по итогу построения конкурентной карты относятся восемь банков, при этом, со снижающейся конкурентной позицией были характеризованы такие банки, как: ООО ХКФ Банк, АО Газпромбанк, АО Русский Стандарт, АО Альфа-Банк, АО Райффайзенбанк. К аутсайдерам по конкурентной позиции были отнесены АО Россельхозбанк и ПАО Восточный банк. И, наконец, на пересечении полей «банки с быстро ухудшающейся конкурентной позицией» и «аутсайдеры рынка» расположился ПАО Росбанк.
Следует заметить, что данная конкурентная карта построена лишь по десяти банкам, которые могут непосредственно составить конкуренцию друг другу, поскольку они возглавляли рейтинг по объему выданных кредитов на 01.01.2017 г.. Это говорит о том, что карта показывает соотношение ближайших конкурентов на рынке между собой, а не полную ситуацию на рынке.
В современных условиях в сфере банковских услуг сложилась уникальная ситуация, требующая стратегических решений, поскольку к внутренним рискам добавились серьезные внешние риски. Значимым фактором здесь является достаточно низкий прирост ВВП прошлого года по сравнению с другими странами: Россия - 1,3%; Великобритания - 2,7%; Япония - 2,6%; США - 2,5%., а также снижения объемов банковской прибыли за 2017 г.
По данным агентства ЭМа^&Роог'Б ключевой проблемой является затрудненный доступ к рынкам капитала из-за санкций. Реальный рост ВВП России в 2018 г. может составить не более 1,1%. На рис. 4 изображена динамика роста ВВП с учетом прогнозных значений.
Второй негативный фактор, оказывающий влияние на банковскую среду -санкции и контрсанкции России.Дли-
Таблица 2
Данные для построения конкурентной карты
Рассчитано авторами по результатам собственных исследований.
Наименование Обьем выданных кредитов, млн. руб. Доля рынка, ед. Темп изменения
1 не] вари 2017 1 января 2016 1 янпаря 2017 1 января 2016 01.01 17 к 01.01.16
ПАС) Сбербанк 2995994 2350537 0,535116 0,550485 -2,791921016
ПАО ВТК 24 876970,8 685330 0,156636 0,160501 -2,408094505
ООП ХКФ Ьанк 267347,7 173502,7 0,047751 0,040634 17,51646332
АО Газпромбанк 236569.8 149909,7 0,042254 0,035108 20,35328673
АО Рос сельхозбанк 233062,3 185810.2 0,041985 0,043516 -3,518975422
АО Русский Стандарт 226923.2 152584,2 0,040531 0,035735 13.42214054
ПАО Росбанк 2X3536 193366,3 0,039926 0,045286 -11,83518374
ПАО Восточный банк 190904,5 150808,8 0,034098 0,035319 -3,457649716
АО Альфа-Банк 183796,5 118169,5 0,032828 0,027675 18,62066669
АО Райффайзенбанк 161669 109918 0,028876 0.025742 12,17246834
Итого 5598774 4269936 1 1 -
Средняя арифметическая 0,1 0,1
Максимальный - - 0,53512 - 20,35328673
Минимальный - - 0,02888 - -11.83518374
Таблица 3
Расчет дисперсии для крупных и мелких банков Рассчитано авторами по результатам собственных исследований
Банки К Di-Dcp (Di-Dcp)2
Крупные банки
ПАО Сбербанк 0,535116 0,18924 0,035811778
ПАО ВТ Б 0,156636 -0.18924 0,035811778
Итого 0,691752 - 0,071623555
Среднее для крупных 0,345876 - -
Дисперсия для крупных - - 0,18924
Первая координата - - 0,28924
Другие банки
ООО ХКФ Банк 0,047751 0,00922 8.50113Е-05
АО Газпромбанк 0,042254 0,003723 1,386Е-05
АО Вэсселыюзбанк 0,041985 0.003454 1.19276Е-05
АО Русский Стандарт 0.040531 0,002 3,99966Е-0б
НЛО Росбанк 0,039926 0,001395 Ц94583Е-06
1 IAO Восточный банк 0,034098 -0,00443 1,96551Е-05
АО Альфа-Банк 0,032828 -0.0057 3.25238Е-05
АС) Райффайзенбанк 0,028876 -0,00966 9,32224Е-05
Итого 0,308248 - 0,000262146
Среднее для других банков 0,038531 - -
Дисперсия дтя других банков - - 0,005724354
Вторая координата - - 0,094275646
тельные ограничения к доступу капитала за рубежом могут создать большие диспропорции в финансировании. Кроме того, косвенные последствия санкций, например «эрозия доверия инвесторов», вероятно, будут не менее катастрофичны. Из-за снижения доверия к банковской сфере следует ожидать роста оттока капитала из страны, увеличения объема «плохих долгов» и снижения рентабельности банковского сектора.
Кроме того, чтобы оставаться прибыльной отраслью, банки не должны заниматься лишь обслуживанием счетов и предоставлением доступа к финансам. Новые технологии всё сильнее транс-
формируют привычные способы предоставления банковских услуг. Лидерство в новых технологиях определяет лидерство отдельных банков в конкурентной борьбе за клиента.В этих условиях коммерческим банкам необходимо кардинально переосмыслить свою бизнес-модель, в том числе путем применения принципа кастомизации. При этом концепция высококачественного сервиса уступает место клиентоцентричному сервису. Кроме того, важно добиваться, чтобы коммерческий банк становился центром финансовой экосистемы7 своего клиента (на основе персонализации финансов), встраиваясь в его отноше-
Таблица 4
Расчет дисперсии темпов изменения рыночной доли Рассчитано авторами по результатам собственных исследований.
Банки Т, Ti-Тер (Ti-Tcp)2
Положительные темпы изменения
(XX) ХКФ Банк 17,51646 1,099458 1,208808318
Л О Газпромбанк 20,35329 3,936282 15,49431289
АО Русский Стандарт 13,42214 -2,99486 8,969213838
АО Альфа-Банк 18.62067 2,203662 4.856124286
АО Райффайзенбанк 12,17247 -4,24454 18,01609253
Итога 82,08503 - 48.54455186
Среднее значение 16,41701 - -
Дисперсия - - 3,115912446
Отрицательные темпы изменен и я
ПАО Сбербанк -2.79192 2.010444 4.041884534
ПАО ВТ Б 24 -2,40809 2,39427 5,732530632
АО Россельхозбанк -3,51898 1,283389 1,647088504
ПАО Росбанк -11,8352 -7,03282 49.46054118
ПАО Восточный банк -3,45765 1,344715 1,808258874
Итого -24,0118 - 62.69030372
Среднее значение -4,80236 - -
Дисперсия - - 3,540912417
Рисунок 3. Матрица формирования конкурентной карты Рассчитано авторами по результатам собственных исследований.
Рисунок 4. Прогнозные значения динамики ВВП в России Рассчитано авторамипо результатам собственных исследований.
Рыночная доля, Д. I Лнлеры рынка II Банки с сильной конкурентной позицией III Банки со слабой конкурентной позицией IV Аутсайдеры
Темпы прироста рыночной ДОЛИ, Т. (0.5351; 0,2892) (0.2892;0.1) (0,1:0.0943) (0,0943;0,0289)
i 1 Г Банки с быстро улучшающейся конкурентной позицией (Щ532;3. 1159) ХКФ Банк Газпромбанк Русский стандарт Альфа-Банк Райффайзенбанк
« | | Q Банки с улучшающейся конкурентно« позицией ■ 1
В х ГП БАНК» С (0-3.5409) Сбербанк Россельхозбанк
В 1 конкурентной позицией ВТБ 24 Восточный экспресс банк
IV Банки с быстро V -V. лшаюшейся конкурентной <■3.5409; -11,8352) Росбанк
ния с большинством небанковских продуктов и сервисов. Как известно, клиенты, активно использующие цифровые
каналы, в три раза более лояльны и в целом более удовлетворены работой со своим банком, чем пользователи
традиционных каналов. На рынке появляются банки, которые предлагают круглосуточное обслуживание, используя офшорные центры работы с клиентами, другие банки используют иные контакты с клиентами, в том числе через WeChat, Facebook, Messenger, Google, Hangouts, Whatsapp и собственные мобильные приложения (ПАО Сбербанк, АО Тинькофф Банк, АО Альфа Банк и др).
Кроме того, широкое применение в банковской сфере находят модели на основе искусственного интеллекта и машинного обучения при осуществлении риск-менеджмента и клиентских предложений, а также при разработке новых продуктов и сервисов с максимальной персонализацией, которые создают принципиально новые интерфейсы взаимодействия с клиентами. Используя большие массивы информации о клиенте(по технологии BigData), коммерческие банки получают возможность предоставлять им наиболее качественные услуги и обеспечивать безопасность расчетов(АО Альфа-Банк с приложением Sense, в Австралии - CBA, в Испании - Santander).
Обеспечению конкурентных позиций на рынке способствуют применение новых технологий, таких как: облачные технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), распознавания клиентов по лицу, отпечатку пальца, голосу, сетчатке глава, геймифи-кации и др. В частности, облачные технологии позволяют существенно снижать затраты и повышать скорость вычислительных процессов. Технологии VR/AR в области создания многогранного клиентского опыта позволяют обслуживать клиентов с помощью голограмм в реальном времени (real-time) вместо клиентских менеджеров, что повышает удовлетворенность клиентов, результативность корпоративных обучающих программ на основе симуляции сложных клиентских ситуаций. Технологии распознавания клиента по лицу, отпечатку пальца, ладони, голосу, сетчатке глаза (социометрия) позволяют подстраивать коммуникации под психологический профиль клиентов и применяются в управлении персоналом. Путем геймификации обеспечивается вовлеченность клиентов в банковский бизнес, позволяет сделать обслуживание интересным, повысить мотивацию сотрудников в процессах обучения и оценки.
В качестве рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности коммерческого банка в условиях высокой конкуренции, необходимо:
О
3
в
S
9
2 е
8
00
сэ
см
£
Б
а
- уменьшить разрыв между различными категориями потребителей банковских услуг, т.е. ослабить уровень выраженности сегментации. Это станет возможным, при расширении класса клиентов, за которых банки были бы готовы конкурировать;
- прекращение предоставления преференций отдельным кредитным организациям и обеспечение равных возможностей доступа участников финансового рынка к денежным ресурсам;
- осуществление перехода к новым технологиям на основе кастомизации, внедрения облачных технологий, технологии VR/AR, распознавания клиентов по лицу, отпечатку пальца, голосу, сетчатке глава, геймификации и др.
Таким образом, для банков, занимающих лидирующие позиции на рынке банковских услуг, целесообразно поддерживать конкурентоспособность, чтобы снизить риск их вытеснения со стороны конкурентов.
Литература
1. Банковское дело: учебник / О.И.Лаврушин, Н.И. Валенцева [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина.-12 изд., стер.- М.: КНОРУС, 2018.-800 с.
2. Развитие банковского сектора и его инфраструктуры в экономике России: монография / О.И.Лаврушин [и др.]; ... О.И. Лаврушина.- Москва: Кнорус, 2017.- 176 с.
3. Банковский менеджмент: учебник / Под ред. О.И. Лаврушина.- 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2016.— 414с.
4. Бодров А. А., Сенкус В. В. Конкуренция банков и определение конкурентных преимуществ на современном рынке банковских услуг // Вестник КемГУ. 2013. № 2 (54). Т. 1. С. 263-266.
5. Нейтрализация негативного влияния факторов уязвимости национального банковского сектора. Монография. Под ред. О.И. Лаврушина.- М.: Кнорус, 2018- 176 с.
6. Маркова О.М. Организация деятельности коммерческого банка: учебник/ О.М. Маркова.- М..: ИД «Форум» ИНФРА-М, 2016.- 495 с.
7. Ф. Котлер, К. Л. Келлер. Маркетинг менеджмент.пер. с англ. В Кузина. 14-е изд. М.: Питер, 2014. - 800 с.
8. Эффективность деятельности банков с государственным участием: критерии, оценка и направления повышения // под ред. И.В.Ларионовой. - М.: Кнорус, 2015, 248 с.
9. http://bashs1at.gks.ru/ - сайт Федеральной службы государственной статистики республики Башкортостан
10. http://rating.rbc.ru/- сайт ЗАО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ»,
11. http://www.banki.ru/ - ИА «Банки.-
ру»
Ссылки:
1МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» - международный стандарт финансовой отчетности, устанавливающий порядок подготовки и представления финансовой отчётности в части финансовых активов и финансовых обязательств, требования к признанию и оценке, обесценению, прекращению признания общего порядка-хеджирования, принципы признания ожидаемых кредитных убытков за весь срок действия финансового инструмента, действует с 01.01.2018 г.
2Маркетинг: теория и практика: Учебное пособие для бакалавров / Е.А. Бор-гард [и др.]; Финуниверситет ; Российская ассоциация маркетинга ; под ред. С.В. Карповой.- М. :Юрайт, 2015 .- 409 с. 3Там же.
4Бодров А. А., Сенкус В. В. Конкуренция банков и определение конкурентных преимуществ на современном рынке банковских услуг // Вестник КемГУ. 2013. № 2 (54). Т. 1. С. 263-266. 5Там же.
6Цаплев Д. Н., Штезель А. Е. Современные подходы к определению и управлению конкурентоспособностью коммерческого банка // Экономика: теория и практика. 2015. № 4 (28). С. 43-52.
7Сеть организаций, создающихся вокруг платформы и пользующихся её услугами по формированию лучших предложений клиентам и доступу к ним для удовлетворения конечных потребностей клиентов - юридических и физических лиц.
The analysis of the competitive
environment of the commercial bank Rudakova O.S., Markova O.M.
Financial University under the Government of the
Russian Federation The article tackles the peculiarities of development of commercial bank competitive environment within the paradigm of the new financial
technologies, as well as correlation between the competitive position and competitive strategy based on impact the macroenvironment can have on them, and analysis of strengths and weaknesses of a particular bank given the above. The level of development of the competitive environment should be evaluated through such items as availability of bank products for the wider population strata, ROI in the cutting-edge bank products, ROI in the top IT technologies that have huge business potential, as well as modernization of the bank legislation. The competitive environment is analyzed via application of the competitive map. The following factors are considered as basis for comparison: (1) communication and benevolence of the bank employees, (2) professional qualities of the bank employees, (3) timeframe required for regular procedures, (4) convenience of the premises location, (5) the scope of bank products and services provided, (6) access of information, (7) corporate style of a bank and (8) its reputation. The analysis results in the conclusion that it is crucial to determine the strategic directions for development of a bank in client management, rendering of exclusive services and broadening of the information channels. The article also covers recommendations for enhancement of a bank's strategic objectives to improve competitive position. Keywords: IT-technologies, competitive environment, client-oriented approach, innovations, retailbanking References
1. Banking: textbook / O.I. Lavrushin, N.I. Valentseva
[etc.]; under the editorship of O.I.Lavrushin.-12 of prod., I have erased. - M.: KNORUS, 2018.-800 pages.
2. Development of the banking sector and its
infrastructure in economy of Russia: monograph / O.I. Lavrushin [etc.];... O.I. Lavrushina. - Moscow: Knorus, 2017. - 176 pages.
3. Bank management: the textbook / Under the
editorship of O.I. Lavrushin. - the 5th prod., reslave. and additional. - M.: Knorus, 2016. - 414 pages.
4. Bodrov A. A., Senkus V. V. The competition of
banks and definition of competitive advantages in the modern market of banking services// the Messenger of KEMGU. 2013. No. 2 (54). T. 1. Page 263-266.
5. Neutralization of negative impact of factors of
vulnerability of the national banking sector. Monograph. Under the editorship of O.I. Lavrushin. - M.: Knorus, 2018 - 176 pages.
6. Markova O.M. Organization of activity of
commercial bank: textbook / O.M. Markova. -M.: IDES «Forum» of INFRA-M, 2016. - 495 pages.
7. F. Kotler, K.L. Keller. Marketing management.
the lane with English. In Kuzin. 14th prod. M.: St. Petersburg, 2014. - 800 pages.
8. Efficiency of activity of banks with the state
participation: criteria, assessment and the directions of increase//under the editorship of I.V. Larionova. - M.: Knorus, 2015, 248 pages.
9. http://bashstat.gks.ru/ - the website of Federal
State Statistics Service of the Republic of Bashkortostan
10. http://rating.rbc.ru/ - the website of CJSC ROSBUSINESSCONSULTING,
11. http://www.banki.ru/ - EaHKM.py NEWS AGENCY
2 о