Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГЕРОЕВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГЕРОЕВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ / КОНФЛИКТЫ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / АНАЛИЗ ТЕКСТА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валиев Равиль Азатович, Каримова Валентина Геннадийевна, Корнейкова Дарья Игоревна

Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия. Высокий уровень овладения рефлексией в учебной деятельности в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образовани, и в данном контексте проблема развития рефлексии, являющейся основой самостоятельной, саморазвивающейся личности, приобретает особую актуальность. Модели поведения в конфликтной ситуации закладываются в детском возрасте, и, соответственно, важность опыта конфликтов в этот период продиктована тем, что в детском возрасте можно закладывать конструктивные модели взаимодействия, которые в дальнейшем будут помогать в аналогичных ситуациях. Цель статьи - проанализировать процесс развития рефлексивности у детей младшего школьного возраста средствами анализа конфликтного поведения. Эмпирической базой исследования послужил культурный центр «Новый Акрополь» г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие учащиеся младшего школьного возраста в общем количестве 40 человек (контрольная и экспериментальная группы). Развитие рефлексивности детей младшего школьного возраста посредством анализа конфликтного взаимодействия персонажа литературного произведения включает следующие этапы: подготовительный (обоснование теоретической базы исследовательской деятельности); диагностический (первичное диагностическое исследование выборки учащихся младшего школьного возраста); формирующий (разработана и реализована программа развития рефлексивности детей младшего школьного возраста); заключительный этап (контрольная диагностика выборки младших школьников, оценка эффективности развития рефлексивности детей в ходе реализации программы). Результаты исследования показывают, что анализ конфликтного поведения литературных героев дает возможность рассмотреть ситуацию сложного взаимодействия, представленную в литературном произведении, тем самым способствуя развитию рефлексивности детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валиев Равиль Азатович, Каримова Валентина Геннадийевна, Корнейкова Дарья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONFLICT BEHAVIOR OF HEROES OF LITERARY WORKS AS A MEANS OF DEVELOPING THE REFLEXIVITY OF PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN’S

Reflection contributes to the formation of the ability to think independently, to make informed decisions. A high level of mastery of reflection in educational activity largely determines the success of learning at the subsequent stages of lifelong education, and in this context, the problem of the development of reflection, which is the basis of an independent, self-developing personality, acquires special relevance. Models of behavior in a conflict situation are laid down in childhood and, accordingly, the importance of the experience of conflicts during this period is dictated by the fact that in childhood it is possible to lay constructive models of interaction that will further help in similar situations. The purpose of the article is to analyze the process of the development of reflexivity in children of primary school age by means of analyzing conflict behavior. The empirical base of the research was the cultural center “New Acropolis” in Ekaterinburg. The study involved students of primary school age in a total of 40 people (control and experimental groups). The development of reflexivity in children of primary school age through the analysis of the conflict interaction of the character of a literary work included the following stages: preparatory (substantiation of the theoretical basis of research activity); diagnostic (primary diagnostic study of a sample of students of primary school age); formative (developed and implemented a program for the development of reflexivity in children of primary school age); the final stage (control diagnostics of a sample of junior schoolchildren, assessment of the effectiveness of the development of children’s reflection skills during the implementation of the program). The results of the study show that the analysis of the conflict behavior of literary heroes makes it possible to consider the situation of complex interaction presented in a literary work, thereby contributing to the development of reflexivity of primary school children.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГЕРОЕВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.31:372.882 DO110.26170/2079-8717_2021 _05_15

ББК Ч426.83-243 ГРНТИ 15.41.21; 15.41.39; 15.41.43 Код ВАК 19.00.05 (5.3.5); 19.00.07 (5.3.4)

Валиев Равиль Азатович,

кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой общей психологии и конфликтологии, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: rw1973@mail.ru

Каримова Валентина Геннадийевна,

ассистент кафедры общей психологии и конфликтологии, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: dfk.if1993@mail.ru

Корнейкова Дарья Игоревна,

студент, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: komornaya.darya@yandex.ru

АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГЕРОЕВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конфликтное поведение; модели поведения; конфликтные ситуации; литературные герои; конфликты; рефлексия; процесс развития рефлексивности; младшие школьники; анализ текста; художественные тексты.

АННОТАЦИЯ. Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия. Высокий уровень овладения рефлексией в учебной деятельности в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образова-ни, и в данном контексте проблема развития рефлексии, являющейся основой самостоятельной, саморазвивающейся личности, приобретает особую актуальность. Модели поведения в конфликтной ситуации закладываются в детском возрасте, и, соответственно, важность опыта конфликтов в этот период продиктована тем, что в детском возрасте можно закладывать конструктивные модели взаимодействия, которые в дальнейшем будут помогать в аналогичных ситуациях. Цель статьи - проанализировать процесс развития рефлексивности у детей младшего школьного возраста средствами анализа конфликтного поведения. Эмпирической базой исследования послужил культурный центр «Новый Акрополь» г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие учащиеся младшего школьного возраста в общем количестве 40 человек (контрольная и экспериментальная группы). Развитие рефлексивности детей младшего школьного возраста посредством анализа конфликтного взаимодействия персонажа литературного произведения включает следующие этапы: подготовительный (обоснование теоретической базы исследовательской деятельности); диагностический (первичное диагностическое исследование выборки учащихся младшего школьного возраста); формирующий (разработана и реализована программа развития рефлексивности детей младшего школьного возраста); заключительный этап (контрольная диагностика выборки младших школьников, оценка эффективности развития рефлексивности детей в ходе реализации программы). Результаты исследования показывают, что анализ конфликтного поведения литературных героев дает возможность рассмотреть ситуацию сложного взаимодействия, представленную в литературном произведении, тем самым способствуя развитию рефлексивности детей младшего школьного возраста.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Валиев, Р. А. Анализ конфликтного поведения героев литературных произведений как средство развития рефлексивности детей младшего школьного возраста / Р. А. Валиев, В. Г. Каримова, Д. И. Корнейко. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 5. - С. 130-136. - DOI: 10.26170/2079-8717_2021_05_15.

Valiev Ravil' Azatovich,

Candidate of Pedagogy, Acting Head of Department of General Psychology and Conflictology, Institute of Psychology, Ural State Pedagogic University, Ekaterinburg, Russia

Karimova Valentina Gennadijevna,

Assistant of Department of General Psychology and Conflictology, Institute of Psychology, Ural State Pedagogic University, Ekaterinburg, Russia

Korneykova Darya Igorevna,

Student, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

ANALYSIS OF THE CONFLICT BEHAVIOR

OF HEROES OF LITERARY WORKS AS A MEANS OF DEVELOPING THE REFLEXIVITY OF PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN'S

KEYWORDS: conflicting behavior; behavior patterns; conflict situations; literary heroes; conflicts; reflection; the process of developing reflexivity; junior schoolchildren; text analysis; literary texts.

ABSTRACT. Reflection contributes to the formation of the ability to think independently, to make informed decisions. A high level of mastery of reflection in educational activity largely determines the success of learning at the subsequent stages of lifelong education, and in this context, the problem of the development of reflection, which is the basis of an independent, self-developing personality, acquires special relevance. Models of behavior in a conflict situation are laid down in childhood and, accordingly, the importance of the experience of conflicts during this period is dictated by the fact that in childhood it is possible to lay constructive models of interaction that will further help in similar situations. The purpose of the article is to analyze the process of the development of reflexivity in children of primary school age by means of analyzing conflict behavior. The empirical base of the research was the cultural center "New Acropolis" in Ekaterinburg. The study involved students of primary school age in a total of 40 people (control and experimental groups). The development of reflexivity in children of primary school age through the analysis of the conflict interaction of the character of a literary work included the following stages: preparatory (substantiation of the theoretical basis of research activity); diagnostic (primary diagnostic study of a sample of students of primary school age); formative (developed and implemented a program for the development of reflexivity in children of primary school age); the final stage (control diagnostics of a sample of junior schoolchildren, assessment of the effectiveness of the development of children's reflection skills during the implementation of the program). The results of the study show that the analysis of the conflict behavior of literary heroes makes it possible to consider the situation of complex interaction presented in a literary work, thereby contributing to the development of reflexivity of primary school children.

FOR CITATION: Valiev, R. A., Karimova, V. G., Korneykova, D. I. (2021). Analysis of the Conflict Behavior of Heroes of Literary Works as a Means of Developing the Reflexivity of Primary School-Aged Children's. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 130-136. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_05_15.

Проблема исследования. Одним из трендов современного образования является развитие коммуникативных компетенций субъектов образовательных отношений. На ступени начального общего образования эти компетенции представляют собой способы взаимодействия с разными людьми, умение работать в группе, а также понимание собственной социальной роли в коллективе, поэтому обучающимся важно научиться выстраивать отношения с окружающими и нести ответственность за свои поступки. При этом «неподготовленность ребенка к разрешению проблемных ситуаций осложняет межличностные контакты, затрудняет взаимопонимание детей и взрослых, препятствует достижению детьми возможных успехов в различных видах развивающей деятельности» [6, с. 940]. С раннего возраста человек сталкивается с различными конфликтами и противоречиями, с этой точки зрения одной из главных задач является научить детей младшего школьного возраста выявлять причины возникновения конфликтных ситуаций и обучать их умениям разрешать их различными методами [15]. Исходя из практической деятельности видно, что одного только стремления к сохранению позитивности в межличностных отношениях недостаточно, что необходимо обладать умениями анализировать конфликтные ситуации, чтобы быть социально успешным. Очевидно, что такая проблема, как изучение и развитие опыта взаимоотношений младших школьников в условиях разрешения конфликтов является на сегодняшний день актуальной, так как именно в этом возрасте, когда активно формируется способность к рефлексии своего и чужого поведения, особую значимость приобретает становление способности разрешать конфликты [1].

А. М. Митяева указывает на следующие

уровни сформированности умений разрешать конфликтные ситуации: первый уровень - способность индивида к распознаванию признаков случившегося конфликта, пониманию противоречия, анализу и применению навыков регулирования конфликта в сторону его разрешения; второй уровень -умение проектировать необходимые для определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия [9]. Соответственно, можно говорить, что на первом уровне важно развить способность рефлексировать сложившуюся ситуацию, а на втором уровне - проектировать и конструировать ее исход.

Младший школьный возраст по своему психологическому содержанию является переходным в интеллектуальном развитии ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, с началом обучения в школе мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией [4]. По Д. Б. Эльконину, в этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, в рамках которой формируются основы теоретического мышления с соответствующими способностями к анализу, рефлексии и планированию [14]. В. В. Давыдов определяет рефлексию как «умение учащихся выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные способы учебной деятельности, особое умение оценивать возможности своего действия с точки зрения планов и программ самой учебной деятельности» [3]. Процесс рефлексии у детей младшего школьного возраста помимо навыков анализа своей учебной деятельности формирует способность к самоанализу и исследованию

© Валиев Р. А., Каримова В. Г., Корнейкова Д. И., 2021

объективной действительности, что может влиять на формирование конструктивной жизненной стратегии. При этом стоит отметить, что в данный период у детей младшего школьного возраста появляется новый значимый взрослый, изменяется модель взаимоотношений, где к линии «ребенок - близкий взрослый» добавляется линия «ребенок - социальный взрослый», что увеличивает количество контактов, а соответственно возможное число конфликтных взаимодействий. Период младшего школьного возраста, как правило, завершается кризисом 13 лет, когда происходит изменение представления ребенка о себе, поэтому для родителей и педагогов важной задачей на этом этапе является развитие у детей навыка конструктивного взаимодействия с окружающими. Учитывая возрастной аспект процесса развития умений разрешать конфликтные ситуации, можно говорить о том, что данный процесс «должен носить деятельностный характер, сопровождаться становлением субъектной позиции ребенка» [7, с. 32].

Использование в качестве средства развития у детей младшего школьного возраста рефлексивности - анализа конфликтной ситуации героев художественных произведений - продиктовано тем, что арт-терапевтический метод работы «является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека; помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию» [11, с. 41]. Исследования показывают, что восприятие ребенка формируется в соответствии с данными, получаемыми им из окружающей среды; тем, как воспринимает свое окружение, живя в нем непосредственно, а также как они представлены опытными моделями поведения значимых взрослых [17]. Модель поведения педагога как значимого социального взрослого во взаимодействии с окружающими включает в себя показатели внимания к обучающимся и контроля за выполнением требований, предъявляемых к ним, а также формирования отношения детей младшего школьного возраста к учебной деятельности [16]. Анализ и оценка поведения и поступков литературных героев позволяют педагогу создавать безопасную среду взаимодействия между детьми, а также развивать у них умение понимать себя и Других, тем самым формируя основу для конструктивного общения.

Как отмечает О. В. Слонь, анализ образа героя позволяет разобраться в том, как писатель изображает героев произведения, открывая то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

Необходимо научить детей рассуждать об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, а также по мотивам и интересам, их вызвавшим, а это дается младшим школьникам труднее и требует тренировки навыка [10]. «Этап-ность работы над образом-персонажем определяется с учетом психологических основ процесса восприятия художественного произведения младшими школьниками. От эмоционального, частично мотивированного восприятия образа (первый этап) учащиеся переходят к конкретизации своего первоначального целостного восприятия (второй этап) и наконец - к обобщенному моти-вационно-оценочному суждению (третий этап)» [5, с. 133].

Анализ конфликта и анализ роли литературного героя - две процедуры, которые в полной мере раскрывают глубину литературного произведения и более детально позволяют проникнуть в его суть, понять весь смысл, заложенный автором, а также найти его для себя. Если посмотреть на последовательность действий, производимых в процессе анализа конфликтной ситуации, то мы можем заметить, что важным пунктом является выявление интересов участников конфликта. Интерес в конфликте - это осознаваемая или неосознаваемая потребность человека, которая может оказывать влияние на его поведение в сложной ситуации взаимодействия. Выявление и понимание своих интересов и потребностей Другого в конфликте в большей степени может привести к его конструктивному разрешению или урегулированию. Необходимо отметить, что для осознания интересов необходимо научиться проводить анализ собственного состояния, поступков, произошедших событий. В связи с этим интересным является изучение процесса развития рефлексивности детей младшего школьного возраста посредством анализа конфликтного поведения литературных персонажей.

Цель исследования - развитие рефлексивности детей младшего школьного возраста посредством анализа конфликтного поведения героев литературных произведений.

Методология и методы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября по декабрь 2020 года на базе культурного центра «Новый Акрополь» с детьми младшего школьного возраста (4 класс). Процесс развития рефлексивности детей младшего школьного возраста посредством анализа конфликтного поведения героев литературных произведений включал следующие этапы: обоснование теоретической базы исследовательской деятельности; первичное диагно-

стическое исследование выборки учащихся младшего школьного возраста; разработку и реализацию программы развития рефлексивности детей младшего школьного возраста; контрольную диагностику выборки для оценки эффективности развития навыка рефлексии учащихся в ходе реализации программы.

Для проверки гипотезы, заключающейся в предположении о возможности развития рефлексивности у детей младшего школьного возраста посредством анализа конфликтного поведения героев литературных произведений, с каждым из детей проводилось структурированное интервью на основе вопросов методики А. В. Карпова «Диагностика рефлексии», а также была разработана и реализована программа, включающая в себя упражнения, игры и задания, направленные на развитие умений распознавать эмоции и чувства как свои, так и других людей, формирование поведения в рамках конфликтных ситуаций, навыка позитивного разрешения конфликтов, умения анализировать и прогнозировать поведение всех участников конфликта.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы с литературным героем из произведения М. Зощенко «Не надо врать» предполагается развитие у младших школьников умения анализировать поведение героя литературного произведения и участников конфликтной ситуации, процесс протекания конфликта и прогнозировать его разрешение (построение поведения, способствующего разрешению конфликтной ситуации). Данный рассказ был выбран в соответствии с возрастом респондентов и актуальностью проблематики, рассматриваемой в произведении. М. Зощенко поднимает в своем рассказе темы, которые должны помочь младшему школьнику сформировать личностное отношение к вопросам добра и зла. Произведение учит не скрывать правды, нести ответственность за свои поступки и не огорчать членов семьи без причины. После прочтения произведения вместе с учениками им будет предложено ответить на ряд вопросов: «Как вам кажется, есть ли в произведении конфликт?», «Если да, то с кем? Кто участники конфликта?», «Опишите героя. Какой он? Каким вы его представили (опора на текст)?», «Какие поступки совершал? Почему он так поступал? Что из этого вышло? Оцените поступки героя», «Что о нем говорят другие персонажи?»

На втором этапе опытно-экспериментальной работы с литературным героем детям предполагается задать следующие вопросы: «Можете ли вы поставить

себя на место главного героя? Была ли у вас похожая ситуация?», для того, чтобы дети рассказали про свои ощущения, схожие с чувствами главного героя, из собственных жизненных ситуаций. Затем всем участникам будет дана инструкция: «Попробуйте поставить себя на место главного героя в его ситуации - что он чувствует? О чем он думает, находясь в данной ситуации? Какое чувство было для героя самым острым? Каков главный его поступок? Какие чувства он испытывал, когда на него решился? Как закончилось произведение для героя?»

На третьем этапе опытно-экспериментальной работы предполагается развитие у детей умения создавать условия для «отдаления» участников конфликта от инцидента и снятия эмоционального напряжения. Для этого предполагалось проведение упражнения «Продолжи сам»: участники делятся на несколько групп, каждый участник получает определенную «роль» (персонаж из рассказа), которую ему необходимо будет «защищать». За отведенное время участники групп должны по очереди высказать точку зрения своего персонажа на данную конфликтную ситуацию, его чувства и то, как он переживал конфликт, а также попытаться совместно найти альтернативные пути решения конфликта. Для точности участникам эксперимента предполагалось еще раз зачитать произведение, но не до конца, а лишь до момента принятия решения героем рассказа (когда папа попросил показать дневник).

После проведения опытно-экспериментальной работы предполагалось проведение повторной диагностики детей в контрольной и экспериментальной группах, направленной на выявление изменений в умении рефлексировать.

Выборка исследования - дети 1011 лет в количестве 40 человек (контрольная и экспериментальная группы).

Обсуждение результатов исследования. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы (ОЭР) проведенный математико-статистический анализ по критерию '-Шапиро-Уилкса обнаружил, что данные поддаются нормальному распределению. Сравнение экспериментальной и контрольной групп по критерию ^Стьюдента для независимых выборок до формирующего этапа ОЭР не выявило значимых различий (табл. 1). Полученные результаты говорят о том, что экспериментальная и контрольная группы на момент начала проведения опытно-экспериментальной работы являются эквивалентными.

Таблица 1

Сравнение экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп детей до проведения опытно-экспериментальной работы (ОЭР) по показателям методики А. В. Карпова «Диагностика рефлексии», п=40

Показатель Среднее значение ЭГ Среднее значение КГ 1-критерий Стьюдента р, уровень значимости

Рефлексивность 114,05 113,20 0,21 0,84

На формирующем этапе с детьми, вошедшими в экспериментальную группу, проводилась разработанная программа по формированию рефлексивности. Матема-тико-статистический анализ результатов

экспериментальной группы по критерию ^ Стьюдента для зависимых выборок выявил достоверные значимые различия до и после проведения опытно-экспериментальной работы (табл. 2).

Таблица2

Сравнение показателей экспериментальной группы до и после опытно-экспериментальной работы по показателям методики А. В. Карпова «Диагностика рефлексии», п=20

Показатель Среднее значение до ОЭР Среднее значение после ОЭР 1-критерий Стьюдента р, уровень значимости

Рефлексивность 114,05 120,10 -5,55 0,00002

Математико-статистический анализ ре- выявил достоверные значимые различия

зультатов контрольной группы по критерию между первым и вторым тестированиями

1-Стьюдента для зависимых выборок также (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение показателей контрольной группы до и после опытно-экспериментальной работы по показателям методики А. В. Карпова «Диагностика рефлексии», п=20

Показатель Среднее значение до ОЭР Среднее значение после ОЭР 1-критерий Стьюдента р, уровень значимости

Рефлексивность 113,20 114,60 -2,96 0,01

Исходя из результатов, полученных при сравнении изменений, произошедших во времени в экспериментальной и контрольной группах детей, можно говорить о том, что в искусственных, так же как и в естественных, условиях рефлексивность детей значимо выросла, что соответствует тому, что рефлексия в данном возрасте является одним из главных новообразований ребенка. Благодаря рефлексивности психика детей достигает уровня развития, необходимого для нормального перехода в подростковый период с его особыми возможностями и требованиями [2]. При этом анализ средних значений изменений в экспериментальной и контрольной группах показывает (табл. 2 и 3), что величина развития рефлексивности в группе детей, которая

подвергалась экспериментальному воздействию, имеет более выраженный характер. Для определения значимости различий в средних значениях экспериментальной и контрольной групп было проведено межгрупповое сравнение сдвигов, полученных как разность результатов до и после проведения опытно-экспериментальной работы. Полученные результаты показывают, что положительные изменения рефлексивности у детей, входящих в экспериментальную группу (табл. 4), имеют значимый характер по сравнению с контрольной группой, что подтверждает, что разработанная программа повлияла на изменение в динамике развития рефлексивности детей младшего школьного возраста.

Таблица 4

Значимость различий сдвигов между показателями методики А. В. Карпова «Диагностика рефлексии» экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп детей до и после проведения опытно-экспериментальной работы, п=40

Показатель Среднее значение сдвига в ЭГ Среднее значение сдвига в КГ 1-критерий Стьюдента р, уровень значимости

Рефлексивность 6,05 0,30 5,19 0,00001

Выводы исследования. В. А. Чупина и О. А. Федоренко, исходя из определения рефлексии, данного О. И. Генисаретским как «внутренней коммуникации с самим собой, а коммуникации - как вынесенной

вовне, овнешненной рефлексии», подчеркивают, что умения «рефлексии и коммуникации можно и нужно формировать и развивать одновременно в сочетании с профессиональными, управленческими,

лидерскими, командными и другими навыками в процессе рефлексивного обучения, которое предполагает самопознание, взаимосвязь опыта со знанием, саморефлексию и саморегулирование» себя в процессе взаимодействия с другими людьми [13]. Таким образом, развитие рефлексии, в том числе и в детском возрасте, неотъемлемо сопровождает детей в сфере межличностных контактов, во взаимодействии со взрослыми, а также в достижении ими поставленных результатов в различных видах деятельности. При этом уровень развития рефлексии у детей, сформированной целенаправленно, много выше, чем в случае ее самопроизвольного становления и развития [8]. Поэтому важной задачей в развитии рефлексии является увеличение круга ситуаций, позволяющих ребенку чаще производить дифференциацию Я-концепции. «Это могут быть ситуации, в которых ребенку предоставлена возможность отражения своих

свойств и качеств через рисование, рассказывание, презентацию опыта, что в целом позволит ребенку увидеть личные свойства» [12]. В том числе в круг таких ситуаций можно отнести и ситуации, где в качестве инструмента развития рефлексивности используется анализ поведения героев литературных произведений. Опосредованный характер такого рефлексивного обучения, с одной стороны, предполагает «при-меривание» на себя поведения другого человека, что развивает умение рефлексировать поведение других людей, с другой стороны, дает возможность «погрузиться» в ситуацию сложного взаимодействия, представленную в литературном произведении, и спроектировать поведение героя произведения на основе собственного подобного опыта или сконструировать его новое поведение через понимание собственных интересов, что развивает у ребенка умение рефлексировать свое поведение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В. И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов /

B. И. Андреев. - М. : Журн. «Нар. образование», 1995. - 126 с.

2. Водяха, Ю. Е. Психология младшего школьника : учебно-методическое пособие / Ю. Е. Водяха,

C. А. Водяха ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2018. - URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/ii652/i/ uch00290.pdf. - Текст : электронный.

3. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов,

B. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман / / Вопросы психологии. - 1992. - № 3. - С. 14-19.

4. Дубровина, И. В. Психология : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.

5. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1987. - 415 с.

6. Лямина, Л. В. Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста / Л. В. Лямина. - Текст : электронный // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. -№ 4-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sposobnosti-k-razresheniyu-konfliktov-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.07.2021).

7. Максимова, Л. А. «Я» и «мы»: основы формирования конфликтологической компетентности у младших школьников / Л. А. Максимова // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 1. - С. 27-32.

8. Медникова, Л. А. Рефлексивная деятельность младшего школьника / Л. А. Медникова // Наука и школьная практика. - 2008. - № 1. - С. 72-75.

9. Митяева, А. М. Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования / А. М. Митяева. - Текст : электронный // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfliktologicheskaya-kompetentnost-buduschego-spetsialista-kak-predmet-nauchnogo-issledovaniya (дата обращения: 09.07.2021).

10. Слонь, О. В. Анализ образа героя художественного произведения на уроке литературного чтения в начальной школе / О. В. Слонь. - Текст : электронный / / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 9 (66). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-obraza-geroya-hudozhestvennogo-proizvedeniya-na-uroke-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 19.07.2021).

11. Сосновикова, Н. Ю. Использование арттерапии в начальной школе / Н. Ю. Сосновикова. - Текст : электронный // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/ispolzovanie-artterapii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 19.07.2021).

12. Суворова, К. А. Определение перспектив формирования учебной рефлексии у младших школьников / К. А. Суворова // Вектор развития современной науки : сборник материалов X Международной научно-практической конференции, Москва, 03 апреля 2016 года. - Москва : Научный центр «Олимп», 2016. -

C. 1131.

13. Чупина, В. А. Теория и практика профессиональной педагогической рефлексии : монография / В. А. Чупина, О. А. Федоренко. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. - 200 с.

14. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эль-конин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / под редакцией Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, стереотипное. - М. : Издательство «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - (Психологи отечества). - С. 66-86.

15. Jabborova, O. Pedagogical conflicts in primary school students as an important social-pedagogical problem / O. Jabborova, Z. Umarova // Solid State Technology. - 2020. - Vol. 63, № 6. - P. 235-241.

16. Rathmann, K. Perceived class climate and school-aged children's life satisfaction: The role of the learning environment in classrooms / K. Rathmann, M. Herke, K. Hurrelmann, M. Richter // PLOS ONE. - 2018. - № 13. -eoi89335. - DOI: 10.1371/journal.pone.0189335.

17. Yucel, G. An Analysis of Primary School-Aged Children's Drawings and Their Play Area Preferences / G. Yucel, H. Turkdogdu, E. Edgu, N. Kara§ // US-China Education Review. - 2018. - № 8. - DOI: 10.17265/21616248/2018.05.004.

REFERENCES

1. Andreev, V. I. (1995). Konfliktologiya: Iskusstvo spora, vedeniya peregovorov, razresheniya konfliktov [Conflict Studies: The Art of Argument, Negotiation, Conflict Resolution]. Moscow, Zhurnal «Narodnoe obra-zovanie». 126 p.

2. Vodyakha, Yu. E., Vodyakha, S. A. (2018). Psikhologiya mladshego shkol'nika [Junior School Psychology]. Ekaterinburg. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11652/1/uch00290.pdf.

3. Davydov, V. V., Slobodchikov, V. I., Tsukerman, G. A. (1992). Mladshii shkol'nik kak sub"ekt uchebnoi deyatel'nosti [Junior School Student as a Subject of Educational Activities]. In Voprosypsikhologii. No. 3, pp.14-19.

4. Dubrovina, I. V., Danilova, E. E., Prikhozhan, A. M. (1999). Psikhologiya [Psychology] / ed. by I. V. Dubrovina. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya». 464 p.

5. L'vov, M. R., Ramzaeva, T. G., Svetlovskaya, N. N. (1987). Metodika obucheniya russkomu yazyku v na-chal'nykh klassakh [Methods of Teaching Russian in Primary School]. 2nd edition. Moscow, Prosveshchenie. 415 p.

6. Lyamina, L. V. (2009). Formirovanie sposobnosti k razresheniyu konfliktov u detei mladshego shkol'nogo vozrasta [Formation of the Ability to Resolve Conflicts in Children of Primary School Age]. In Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. No. 4-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sposobnosti-k-razresheniyu-konfliktov-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (mode of access: 23.07.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Maksimova, L. A. (2014). «Ya» i «my»: osnovy formirovaniya konfliktologicheskoi kompetentnosti u mladshikh shkol'nikov ["I" and "We": the Basics of the Formation of Conflictological Competence in Junior Schoolchildren]. In Nachal'naya shkolaplyus Do i Posle. No. 1, pp. 27-32.

8. Mednikova, L. A. (2008). Refleksivnaya deyatel'nost' mladshego shkol'nika [The Reflexive Activity of a Junior Schoolchild]. In Nauka i shkol'nayapraktika. No. 1, pp. 72-75.

9. Mityaeva, A. M. (2012). Konfliktologicheskaya kompetentnost' budushchego specialista kak predmet nauchnogo issledovaniya [Conflictological Competence of a Future Specialist as a Subject of Scientific Research]. In Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/konfliktologicheskaya-kompetentnost-buduschego-spetsialista-kak-predmet-nauchnogo-issledovaniya (mode of access: 09.07.2021).

10. Slon', O. V. (2016). Analiz obraza geroya khudozhestvennogo proizvedeniya na uroke literaturnogo chteniya v nachal'noi shkole [Analysis of the Image of the Hero of a Work of Art in a Literary Reading Lesson at an Elementary School]. In Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii. No. 9 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-obraza-geroya-hudozhestvennogo-proizvedeniya-na-uroke-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole (mode of access: 19.07.2021).

11. Sosnovikova, N. Yu. (2012). Ispol'zovanie artterapii v nachal'noi shkole [Use of Art Therapy in Primary School]. In Eksperiment i innovatsii v shkole. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-artterapii-v-nachalnoy-shkole (mode of access: 19.07.2021).

12. Suvorova, K. A. (2016). Opredelenie perspektiv formirovaniya uchebnoi refleksii u mladshikh shkol'nikov [Determination of the Prospects for the Formation of Educational Reflection in Elementary School Students]. In Vektor razvitiya sovremennoi nauki: sbornik materialov X Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 03 aprelya 2016 goda. Moscow, Nauchnyi tsentr «Olimp», p. 1131,

13. Chupina, V. A., Fedorenko, O. A. (2019). Teoriya i praktika professional'noi pedagogicheskoi refleksii [Theory and Practice of Professional Pedagogical Reflection]. Ekaterinburg, Izdatel'stvo Rossiiskogo gosudar-stvennogo professional'no-pedagogicheskogo universiteta. 200 p.

14. El'konin, D. B. (1997). K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste [On the Problem of Periodization of Mental Development in Childhood]. In Fel'dshteyn, D. I. (Ed.). Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh: Izbrannye psikhologicheskie trudy. 2nd edition. Moscow, Izdatel'stvo «Institut prakticheskoi psikhologii», Voronezh, NPO «MODEK», pp. 66-86.

15. Jabborova, O., Umarova, Z. (2020). Pedagogical Conflicts in Primary School Students as an Important Social-Pedagogical Problem. In Solid State Technology. Vol. 63. No. 6 (2020), pp. 235-241.

16. Rathmann, K., Herke, M., Hurrelmann, K., Richter, M. (2018). Perceived Class Climate and School-Aged Children's Life Satisfaction: The Role of the Learning Environment in Classrooms. In PLOS ONE. No. 13. e0189335. DOI: 10.1371/journal.pone.0189335.

17. Yucel, G., Turkdogdu, H., Edgu, E., Kara§, N. (2018). An Analysis of Primary School-Aged Children's Drawings and Their Play Area Preferences. In US-China Education Review. No. 8. DOI: 10.17265/21616248/2018.05.004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.