Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,
№ 2. С. 16-23. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 2, pp. 16-23. ISSN 2073-1426
Научная статья
УДК 159.922.7
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-16-23
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНФЛИКТЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
Истомина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6624-8875
Аннотация. В статье рассматривается проблема конфликтного поведения обучающихся младшего школьного возраста. Показана необходимость формирования конструктивных стратегий поведения детей в конфликте посредством реализации разработанной программы. Приведены результаты констатирующего эксперимента, проведенного на выборке 60 четвероклассников, с использованием следующего диагностического инструментария: методика К. Томаса - Р. Килманна «Стиль конфликтного поведения» (в адаптации Н.В. Гришиной), экспертная оценка поведения школьников в конфликтной ситуации педагогами и родителями, анкета для учителя «Признаки конфликтности» Е.К. Лютовой, Г.Б. Мони-ной). Анализ данных показал, что большинство детей младшего школьного возраста выбирают неконструктивные стратегии поведения (приспособление, конкуренция, избегание), а также имеют повышенный уровень конфликтности, что свидетельствовало о целесообразности разработки и реализации программы по формированию конструктивных стратегий их поведения. Проведено 15 групповых занятий в форме тренинга с использованием ролевых игр, психогимнастических упражнений, мини-лекций, дискуссий, анализа ситуаций. Контрольный эксперимент, а также применение методов математической статистики показали эффективность проделанной работы: наличие изменений в стратегиях поведения в конфликте, в частности, обучающиеся чаще выбирают конструктивные стратегии (сотрудничество и компромисс) и реже - деструктивные (соперничество и уход); отмечено снижение уровня конфликтности.
Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, конструктивные стратегии поведения в конфликте, младшие школьники.
Для цитирования: Истомина С.В. Формирование конструктивных стратегий поведения младших школьников в конфликте со сверстниками // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 16-23. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-16-23
Research Article
FORMATION OF CONSTRUCTIVE STRATEGIES OF BEHAVIOUR OF PRIMARY SCHOOL PUPILS IN CONFLICT WITH THEIR PEERS
Svetlana V. Istomina, Candidate of Psychological Sciences, Shadrinsk State Pedagogic University, Shadrinsk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6624-8875
Abstract. The article deals with the problem of primary schoolchildren's conflict behaviour. The necessity of forming constructive strategies of children's behaviour in conflict through the implementation of the developed programme is shown. The results of ascertaining experiment conducted on a sample of 60 fourth-formers using the following diagnostic tools are presented -the method of Kenneth W. Thomas & Ralph H. Kilmann's Conflict Mode Instrument (in the adaptation of Natal'ya Grishina), expert assessment of the behaviour of schoolchildren in a conflict situation by pedagogues and parents, a questionnaire for teachers "Signs of conflict" by Yelena Lyutova & Galina Monina). The analysis of the data showed that the majority of primary schoolchildren choose non-constructive behavioural strategies (adaptation, competition, avoidance), and also have an increased level of conflict, which indicated the feasibility of developing and implementing a programme for the formation of constructive behavioural strategies of pupils. 15 group sessions were conducted in the form of training using role-playing games, psychohymnastic exercises, mini-lectures, discussions, and situation analysis. The control experiment, as well as the use of mathematical statistics methods, showed the effectiveness of the work done - the presence of changes in the strategies of behaviour in conflict, in particular, pupils more often choose constructive strategies (cooperation and compromise) and less often destructive ones (rivalry and withdrawal), there was a decrease in the level of conflict.
Keywords: conflict, conflict behaviour, constructive strategies of behaviour in conflict, primary school pupils
For citation: Istomina S.V. Formation of constructive strategies of behaviour of primary school pupils in conflict with their peers. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 2, pp. 16-23 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-16-23
Вестник КГУ -Л 2021
© Истомина С.В., 2021
На современном этапе развития в российской системе образования идут бурные изменения: вводятся новые технологии обучения, меняется положение субъектов педагогического процесса. Подобные изменения требуют анализа не только самого процесса учебной деятельности, но и личностных особенностей учащихся. Так, в младшем школьном возрасте ребенок вступает в новые отношения с окружающей действительностью, встает перед необходимостью занять новую позицию в обществе и выполнять общественно значимую и контролируемую учебную деятельность, подчиняться системе ее правил и нести ответственность.
Важным аспектом развития ребёнка младшего школьного возраста является становление опыта межличностных отношений, поскольку в этот период начинают формироваться устойчивые черты личностного реагирования, иерархия мотивов и ценностей, происходит закрепление ряда особенностей характера. Некоторые из них могут оказывать отрицательное влияние на установление и поддержание контактов с окружающими.
Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Морозов и др. отмечают, что если школьники будут придерживаться конструктивных стратегий поведения в конфликте, то постепенно сторонней помощи в разрешении межличностных противоречий потребуется меньше. При этом на сегодняшний день вопрос о формировании конструктивных стратегий поведения в конфликте изучен недостаточно, что и определило тематику нашего исследования.
В психологии не существует общепринятого определения конфликтов, их классификации. Слово «конфликт» означает столкновение, а в зависимости от методологической направленности исследователя трактуется сам характер этого столкновения и его стороны [Кох: 12]. А.А. Реан говорит о наличии связи между проблемой агрессивного поведения и конфликтов и считает, что «обучение детей навыкам конструктивного разрешения противоречий -один из путей профилактики конфликтов» [Реан: 16]. «Конфликтное поведение - это действия человека в конфликтной ситуации, то есть, по сути, это способы реакции человека в конфликтной ситуации» [Рояк: 32].
В период обучения в начальной школе у обучающихся могут актуализироваться трудности коммуникационного процесса: недовольство, споры, вплоть до открытой агрессии (вербальной и физической). Кто-то не прошёл быстро и успешно процесс адаптации, поэтому расторможен, непоседлив, мешает окружающим на уроках и переменах. У кого-то завышенные ожидания не совпадают с реалиями школьного обучения. А педагоги зачастую остаются лишь в роли поставщика образовательной услуги, не неся
ответственность за нравственное развитие личности школьника. Всё это существенно обедняет учебно-воспитательный процесс, порождает взаимное отчуждение, конфликты [Юферова: 88].
Кроме того, причиной школьных конфликтов может послужить и разница в материальном обеспечении обучающихся: одни демонстрируют гадже-ты последней модели, другие - машинки, журналы, а третьи - лишь наблюдают за происходящим. Детям надо объяснить, что конфликты вкусов, интересов, ценностей, предпочтений, ресурсов - неизбежны в жизни, Главное - выработать умение ценить, уважать человека, при этом не игнорируя свои принципы и интересы.
У обучающихся начальной школы чаще всего встречаются следующие конфликтные ситуации: деятельностные, появляющиеся из-за успеваемости (неуспеваемости) детей, выполнения ими различных заданий; поведенческие - из-за нарушения правил поведения; отношений - из-за сложностей в сфере эмоционально-личностных отношений школьников [Рыбакова: 46].
По мнению А.Н. Леонова, школьная жизнь невозможна без трудностей и конфликтных ситуаций, провоцирующихся огромным количеством факторов. В частности, у обучающихся, которые занимаются у конфликтного педагога, отмечаются более высокие показатели враждебности, конфликтности, что свидетельствует о наличии неблагоприятных вешних и внутренних условий, отрицательно влияющих на личностное и поведенческое развитие детей [Леонов: 114]. Очень важно, чтобы дети научились адекватно их отстаивать и противостоять тому, кто пытается пойти на конфликт. Иначе говоря, нужно учить детей эффективному поведению в конфликтных ситуациях.
В конфликтологии выделяют пять стратегий поведения в конфликте:
- соперничество (соревнование, конкуренция) -способ, направленный на удовлетворение собственных интересов в ущерб интересам других;
- уход (избегание) - способ, когда человек не отстаивает свои права и интересы, приспосабливается к текущей ситуации;
- компромисс - тактика взаимных уступок, без попытки «до конца» отстаивать свои интересы;
- сотрудничество - способ активного поиска альтернативы разрешения конфликта, которая удовлетворила бы всех участников конфликта [Багаева: 91].
Данные формы взаимодействия со сверстниками можно разделить на:
- конструктивные (эффективные): стремление к сотрудничеству, умение находить компромиссное решение; доброжелательность в общении и терпимость во взаимоотношениях с окружающими;
- неконструктивные (неэффективные): проявление агрессии к собеседнику; уход от обсуждения, избегание; различные проявления отклоняющегося поведения и т. п. [Панина: 67].
На то, каким образом будет реагировать школьник на конфликтную ситуацию и какую стратегию поведения он выберет, существенное влияние оказывают такие факторы, как врожденные предпосылки конфликтного поведения; наличие или отсутствие навыков конструктивного общения; модель поведения, которую ребёнок усваивает в семье; отношение младшего школьника к нормам и требованиям социума [Мириманова: 75]. Следовательно, необходима специальная работа с детьми младшего школьного возраста, направленная на формирование навыков эффективного, бесконфликтного общения и навыков конструктивного разрешения конфликта, именно эта идея была заложена в основу проведенного исследования.
В эксперименте участвовало 60 обучающихся 4 классов МБОУ «Лицей № 1» г. Шадринска Кур -ганской области, мальчиков - 33, девочек - 27. Диагностический инструментарий включал в себя тест К. Томаса - Р. Килманна «Стиль конфликтного поведения» (в адаптации Н.В. Гришиной), анкету для учителя «Признаки конфликтности» (Е.К. Лю-това, Г.Б. Монина) и экспертную оценку поведения школьника в конфликтной ситуации. В качестве экспертов выступали педагоги и родители.
Данные, полученные в ходе исследования, позволили нам сделать некоторые выводы в отношении специфики конфликтного поведения и стилей взаимодействия в конфликте у детей младшего школьного возраста. На рисунке 1 представлены результаты изучения стиля поведения в конфликте по методике К. Томаса - Р. Килманна.
Анализ данных показал, что 60 % детей младшего школьного возраста предпочитают неэффективные модели поведения в конфликте (приспособление и соперничество - по 30 % детей соответственно).
Обучающиеся с предпочитаемой стратегией «приспособление» легко поддаются влиянию сверстников, не пытаются отстоять собственную точку зрения. В поведении таких детей можно отметить нежелание взаимодействовать с конфликтующей стороной вплоть до исключения контактов с ним. Школьников с «конкурирующей стратегией» отличают попытки настоять на своем мнении, отстоять свои интересы в жёсткой борьбе, если это потребуется.
У пятой части детей основной стратегией является избегание: обучающиеся стараются избегать ответственности в трудной ситуации, игнорируют конфликт, стремятся выйти из данной ситуации, воздерживаясь от споров и диспутов.
Конструктивные стратегии - сотрудничество (10 %) и компромисс (10 %) - являются менее предпочитаемыми. При компромиссе свойственно «безболезненное» урегулирование разногласий, использование уступок, поиска таких решений, когда нет «проигравшего» и «победителя». При «сотрудничестве» отмечается стремление найти вариант решения, полностью удовлетворяющих интересы всех участников конфликта в ходе диалога.
Таким образом, результаты показали склонность большинства детей выбирать неэффективные стратегии поведения в конфликте.
На рисунке 2 представлены результаты экспертной оценки поведения в конфликте у детей младшего школьного возраста родителями и педагогами.
Как видно из рисунка, данные, полученные при экспертной оценке, отличаются от результатов тестирования школьников незначительно. Большинство младших школьников, участвующих в исследовании, по мнению педагога, чаще выбирают деструктивные стили поведения в конфликте, а именно: мягкий (который предполагает приспособление, отказ от своей точки зрения) и жесткий (эквивалент конкуренции). У детей с мягким стилем (30 %) проявляется нежелание отстаивать свою точку зрения, готовность подчиниться более сильному оппоненту.
Рис. 1. Тип предпочитаемых стратегий поведения в конфликте у младших школьников, %
Рис. 2. Тип предпочитаемого стиля поведения в конфликте у младших школьников по результатам экспертной оценки, %
Дети с жестким стилем (25 %) поведения в конфликте защищают свою точку зрения не всегда корректно, считая, что всегда правы. У 20 % младших школьников основным является уходящий стиль, при котором младший школьник пытается не доводить конфликт до открытой конфронтации.
15 % младших школьников, по мнению экспертов, используют демократический стиль поведения при конфликтной ситуации, понимая, что всегда можно обсудить появившиеся разногласия. В конфликтной ситуации дети данной категории стараются найти такой вариант, который бы удовлетворил все заинтересованные стороны. Для 10 % школьников, по результатам экспертной оценки, характерен компромиссный стиль поведения в конфликте. Данным детям свойственны стремление урегулировать разногласия методом уступок, усредненного решения, когда никто много не теряет, но много и не выигрывает. Эти дети с самого начала согласны на компромисс.
Итак, наиболее характерными вариантами поведения для младших школьников является стратегия приспособления: стремление уйти от конфликта, подчиняясь более сильному и уверенному в себе оппоненту.
Для того чтобы выяснить, насколько младшие школьники подвержены конфликтному поведению в целом, мы применили анкету для учителя «Признаки конфликтности» и получили следующие результаты: высокий уровень конфликтного поведения выявлен у 25 % детей младшего школьного возраста. Такие дети, по наблюдению педагога, характеризуются следующими проявлениями: легкость вступления в ссоры и конфликты, склонность не уступать сверстникам, неумение договориться, ворчливость, стремление командовать другими, склонность не считаться с мнением других и настаивать на своем до конца, плохое, раздражительное настроение. Изучение стилей конфликтного поведения таких детей показало, что при возникновении конфликтной ситуации они чаще всего прибегают к стилю «соперничество».
Средний уровень конфликтного поведения выявлен у 55 % младших школьников, поведение которых в определенной степени ситуативно. В большинстве случаев они сами на конфликт не идут, но если попадают в такую ситуацию, то их бывает трудно переспорить, они могут быть ворчливы, сердятся, когда кто-то подшучивает над ними, могут делать «всё наоборот» и т. п. При этом стили поведения в конфликте у них различаются.
Низкий уровень конфликтного поведения, по наблюдениям педагога, показывают 20 % детей младшего школьного возраста. Это те дети, которые практически не вступают в ссоры и споры с одноклассниками, порой «уходят» от конфликта и обидчика, не стремясь ответить ему тем же.
Результаты исследования конфликтного поведения представлены на рисунке 3.
Таким образом, проведенное исследование показывает наличие конфликтности в поведении респондентов, а также преобладание неконструктивных стратегий поведения в конфликтной ситуации (уходящий, мягкий, жёсткий стили). В связи с этим целесообразна разработка и реализация коррекционно-развивающей программы с обучающимися, направленной на преодоление выявленных проблем и трудностей младших школьников, на формирование конструктивных стратегий поведения в конфликте.
В процессе формирующего эксперимента нами была разработана и внедрена программа формирования конструктивных стратегий поведения в конфликте у детей младшего школьного возраста. Основная цель программы: формирование конструктивных стратегий поведения в конфликте у детей младшего школьного возраста, которая была реализована посредством выполнения следующих задач:
1. Ознакомление обучающихся со спецификой умений и навыков бесконфликтного поведения.
2. Развитие навыков конструктивного поведения в конфликте.
Рис. 3. Уровень конфликтности младших школьников, %
3. Формирование у учащихся способности к саморегуляции, самопознанию, самовоспитанию и саморазвитию.
4. Повышение компетентности педагогов и родителей по формированию умений и навыков бесконфликтного поведения детей и развития навыков конструктивного разрешения конфликтов.
В качестве критериев отбора детей в экспериментальную группу (15 человек) выступили высокий уровень конфликтности в общении, использование деструктивных стилей поведения в конфликте, отсутствие навыков бесконфликтного общения. Остальные 45 младших школьников выступили в качестве контрольной группы, они к занятиям психологической направленности не привлеклись.
При создании программы мы опирались на ряд основополагающих принципов: принцип единства диагностики и реализации программы, принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей личности, деятельностный принцип, принцип комплексности методов психологического воздействия, принцип постепенности.
Мы определили следующие направления развивающей работы:
1. Работа с детьми предполагает проведение тренингов по повышению их информированности в сфере общения и конфликтов, формированию и развитию конструктивных стратегий поведения в конфликте; снижению агрессивности, повышению эмпатии, готовности к бесконфликтному общению.
2. Работа с педагогами предполагает повышение их грамотности в сфере особенностей конфликтов в младшем школьном возрасте, помощь в разработке внеклассных мероприятий по бесконфликтному общению.
3. Работа с родителями предполагает повышение их компетентности в оказании помощи детям в формировании умений и навыков бесконфликтного общения.
Формирующие воздействия осуществлялись нами на основе следующих психологических механизмов:
- сообщение информации - получение участниками в ходе групповой работы разнообразных сведений об основных проблемах, возникающих в межличностном общении, информационный обмен между участниками группы (беседа «Правила поведения на тренинге», «Что такое конфликт? Как вы понимаете это слово?», информационное сообщение «Конфликт»). В ходе тренинговой работы дети получают информацию о видах конфликтов, о стилях конфликтного поведения, о навыках бесконфликтного общения.
- альтруизм - возможность в процессе групповой работы оказывать бескорыстную помощь друг другу (упражнения «Комплимент», «Доверительное падение», «Два паровозика», «Я хочу тебе подарить», «Ваше настроение и пожелание»);
- механизм интерперсонального влияния - возможность осуществлять обмен ценностями, эмоциями, мнениями, инсайтами (упражнения «Пересядьте все те, у кого...», «Понять партнера», «Достоинства», «Как поступить?», «Кто прав»);
- механизм конфронтации - возможность осознавать свое мнение, свои ценности, свои слабые и сильные стороны в общении, что обеспечивает обретение своей индивидуальности в коллективе (упражнения «Прорвись», «Два моих любимых недостатка», «Что мешает, а что помогает», «Глаза в глаза»);
- рефлексия - механизм самосознания, способность к осознанию и анализу самого себя.
Нами было проведено 15 тренинговых занятий длительностью 1 час 30 минут с периодичностью 1-2 раза в неделю. Методики и техники, применяемые в ходе занятий: ролевые игры, психогимнастические упражнения, мини-лекции, дискуссии, анализ ситуаций.
На этапе формирующего эксперимента нами внедрялась разработанная программа формирования конструктивных стратегий поведения в конфликте у детей младшего школьного возраста. Коррекцион-но-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста включала три блока - установочный, формирующий и заключительный.
Цель установочного блока - создание условий для бесконфликтного общения, установление доверительных отношений между членами группы. На данном этапе предусматривалось создание положительного эмоционального фона для работы; сближение участников; создание мотивации на дальнейшую продуктивную работу. Для создания положительного эмоционального фона мы использовали упражнение «Давайте поздороваемся», беседу «Правила тренинга», упражнение «Глухой телефон».
Следующий блок занятий был направлен на содействие осознанию своего поведения, формирование умения конструктивно разрешать возникающие конфликты, актуализировать знания о конфликте.
Подводя итог всем занятиям, участники программы отмечали, что занятия были интересные, они узнали, что такое конфликт и как его решать.
При анализе результатов реализации коррекци-онно-развивающей программы мы выявили различное отношение детей к предлагаемым заданиям. Среди детей выделено три группы в зависимости от того, как они выполняли задания. Первая группа - 22,2 % школьников, которые выполняли не все задания, прежде чем приступить к ним, наблюдали за другими, просто сидели и ждали, когда психолог к ним подойдет. Иногда отвечали: «Я не умею рисовать ...», «Я не знаю, как делать». Вторая группа - 59,3 % детей - активно выполняли все задания, приступали к работе без напоминаний, задавали дополнительные вопросы и проявляли инициативу в работе. Третья группа - 18,5 % младших школьников - им требовалась дополнительная помощь пси-
холога, внимание, объяснение, мотивация. Они выполняли большинство упражнений, но только после дополнительной «порции» внимания со стороны психолога.
На этапе контрольного эксперимента выяснялась эффективность проведенной коррекционно-развива-ющей работы с младшими школьниками с использованием того же диагностического инструментария, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Результаты повторного исследования представлены в таблицах (1-4) и рисунке.
Как видно из таблицы, в экспериментальной группе произошли изменения в ведущих стилях конфликтного поведения, а именно: ведущими стилями стали «сотрудничество» и «компромисс», в то время как стили «конкуренция» и «приспособление» занимают последние места в выборе школьников. Увеличилось количество детей, выбирающих: сотрудничество - с 11,3 % до 33,3 %; компромисс - с 11,3 % до 29,6 %; избегание - с 18,5 % до 25,9 %. Снизилось количество младших школьников, выбирающих стиль «конкуренция» - с 29,6 % до 22,2 % и стиль «приспособление» - с 29,6 % до 18,5 %.
У испытуемых контрольной группы значимых изменений не произошло. Для того чтобы подтвердить, что выявленные изменения являются значимыми, мы использовали методы статистической обработки данных (критерий хи-квадрат). Результаты представлены в таблице 2. Применение критерия хи-квадрат показало, что младших школьников, ведущим стилем поведения в конфликте у которых является «сотрудничество», стало значимо больше.
Таблица1
Динамика стилей конфликтного поведения младших школьников (по методике К. Томаса - Р. Килманна), %
Стратегия поведения Экспериментальная группа Контрольная группа
Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
«Сотрудничество» 11,3 33,3 9,1 9,1
«Компромисс» 11,3 29,6 9,1 12,1
«Избегание» 18,5 25,9 21,2 21,2
«Конкуренция» 29,6 22,2 30,3 30,3
«Приспособление» 29,6 18,5 30,3 27,7
Таблица 2
Значения критерия хи-квадрат для экспериментальной группы (методика К. Томаса - Р. Килманна)
Стратегия поведения Значение критерия Уровень значимости Достоверность различий
«Сотрудничество» 3,86 0,05 Достоверны
«Компромисс» 2,85 0,05 Не достоверны
«Избегание» 0,1 0,05 Не достоверны
«Конкуренция» 1,21 0,05 Не достоверны
«Приспособление» 2,31 0,05 Не достоверны
Таблица 3
Динамика стилей конфликтного поведения младших школьников (по данным экспертной оценки), %
Стратегия поведения Экспериментальная группа Контрольная группа
Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
«Компромиссный» 11,3 22,2 9,1 12,1
«Демократический» 14,8 40,7 15,1 21,2
«Уход » 18,5 11,1 21,2 18,2
«Жесткий» 25,9 14,8 24,2 21,2
«Мягкий» 29,6 11,1 30,3 27,3
Таблица 4
Значение критерия хи-квадрат для экспериментальной группы (экспертная оценка)
Стратегия поведения Значение критерия Уровень значимости Достоверность различий
«Компромиссный» 0,49 0,05 Не достоверны
«Демократический» 4,52 0,05 Достоверны
«Уход » 1,96 0,05 Не достоверны
«Жесткий» 2,29 0,05 Не достоверны
«Мягкий» 4,96 0,05 Достоверны
□ Высокий
□ Средний
□ Низкий
Рис. 4. Показатели уровня конфликтности до и после формирующего эксперимента (ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа), %
В таблице 3 представлены данные экспертной оценки поведения школьников в конфликтной ситуации.
Как видно из таблицы, в экспериментальной группе увеличилось количество детей, выбирающих компромиссный стиль поведения в конфликте - с 11,3 % до 22,2 %; демократический стиль - с 14,8 % до 40,7 %. Уменьшилось количество младших школьников, предпочитающих стратегию ухода, - с 18,5 % до 11,1 %; жесткий стиль - с 25,9 % до 14,8 %; мягкий стиль -с 29,6 % до 11,1 %. У младших школьников из контрольной группы также произошли некоторые изменения, но они не являются значимыми.
Для подтверждения достоверности изменений мы использовали критерий хи-квадрат. Результаты представлены в таблице 4.
Применение критерия хи-квадрат показало, что младшие школьники значимо чаще стали выбирать
демократический и мягкий стили поведения в конфликте.
Повторное использование анкеты для учителя «Признаки конфликтности» показало, что количество школьников экспериментальной группы с высоким уровнем конфликтности снизилось на 18,5 % (с 25,9 % до 7,4 %), увеличилось количество детей со средним и низким уровнем конфликтности (на 3,6 % и 14,8 %) (рис. 4).
Выводы по результатам исследования
Эмпирическое исследование стилей поведения в конфликте у детей младшего школьного возраста показало, что предпочитаемыми стилями являются «конкуренция» и «приспособление». Данные стили деструктивны, поскольку не способствуют решению проблемы, которая привела к возникновению конфликта. Это говорит о необходимости специальной
работы с детьми младшего школьного возраста, направленной на формирование навыков эффективного, бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликта.
В ходе формирующего эксперимента была разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа по формированию конструктивных стратегий взаимодействия в конфликте у детей младшего школьного возраста. Программа включает 3 блока (диагностический, коррекционно-развивающий и блок оценки эффективности занятий).
Эффективность программы подтвердилась увеличением количества детей младшего школьного возраста, выбирающих конструктивные стратегии поведения в конфликте, а также снижением уровня конфликтности. Для подтверждения эффективности программы использовали критерий хи-квадрат. Мы выявили, что в экспериментальной группе изменения значимы, а в контрольной группе изменения хотя и присутствовали, но оказались незначимыми. Таким образом, цель работы достигнута, гипотезы исследования подтвердились.
Список литературы
Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте // Сибирский торгово-экономический журнал. 2015. № 1 (20). С. 91-92.
Кох И.А. Конфликтология. Теория и практика управления конфликтами. Екатеринбург: УГГУ, 2015. 227 с.
Леонов Н.И. Конфликтология: общая и прикладная. Москва: Юрайт, 2019. 395 с.
Мириманова М.С. Конфликтология. Москва: Академия, 2004. 320 с.
Панина Е.А. Факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте у младших школьников. URL: https://psyjournals.ru/bezopasnost_obrazovania/ issue/panina_full.shtml (дата обращения: 18.03.2021).
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 416 с.
Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. Москва: Педагогика, 1988. 365 с.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Москва: Просвещение, 2007. 227 с.
Юферова М.А. Развитие духовных способностей педагога как «понимающего субъекта» при организации медиации школьных конфликтов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 87-92. URL: https://vestnik-pip.ksu.edu.ru/
attachments/article/399/yuferova-ma-vestnik-pip-2020-3-ru.pdf (дата обращения: 18.03.2021).
References
Bagaeva V.V. Strategii povedeniia v konflikte [Behavior strategies in conflict]. Sibirskii torgovo-ekonom-icheskii zhurnal [Siberian trade and economic journal]. 2015. № 1 (20), pp. 91-92. (In Russ.)
Kokh I.A. Konfliktologiia. Teoriia i praktika uprav-leniia konfliktami [Conflictology. Theory and practice of conflict management]. Ekaterinburg, UGGU Publ., 2015, 227 p. (In Russ.)
Leonov N.I. Konfliktologiia: obshchaia i priklad-naia [Conflictology: general and applied]. Moscow, Iurait Publ., 2019, 395 p. (In Russ.)
Mirimanova M.S. Konfliktologiia [Conflictology]. Moscow, Akademiia Publ., 2004, 320 p. (In Russ.)
Panina E.A. Faktory, vliiaiushchie na vybor strategii povedeniia v konflikte u mladshikh shkol'nikov [Factors influencing the choice of the strategy of behavior in the conflict among younger students]. URL: https://psy-journals.ru/bezopasnost_obrazovania/issue/panina_full. shtml (access data: 18.03.2021). (In Russ.)
Rean A.A., Kolominskii Ia.L. Sotsial'naia pedago-gicheskaia psikhologiia [Kolominsky Social educational psychology]. SPb., Piter Publ., 2000, 416 p. (In Russ.)
Roiak A.A. Psikhologicheskii konflikt i osobennos-ti individual'nogo razvitiia lichnosti rebenka [Psychological conflict and features of the individual development of the child's personality]. Moscow, Pedagogika Publ., 1988, 365 p. (In Russ.)
Rybakova M.M. Konflikt i vzaimodeistvie v pedago-gicheskom protsesse [Conflict and interaction in the pedagogical process]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2007, 227 p. (In Russ.)
Iuferova M.A. Razvitie dukhovnykh sposobnostei pedagoga kak "ponimaiushchego sub"ekta"pri organi-zatsii mediatsii shkol'nykh konfliktov [The development of the spiritual abilities of the teacher as an "understanding subject" in the organization of mediation of school conflicts]. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokine-tika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, vol. 26, № 3, pp. 87-92. URL: https://vestnik-pip.ksu.edu.ru/attach-ments/article/399/yuferova-ma-vestnik-pip-2020-3-ru. pdf (access data: 18.03.2021). (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 04.03.2021; одобрена после рецензирования 21.04.2021; принята к публикации 14.05.2021.
The article was submitted 04.03.2021; approved after reviewing 21.04.2021; accepted for publication 14.05.2021.