Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 85-88. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 85-88.
Научная статья УДК 159.9.07-057.87 https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.13
Взаимосвязь темперамента и стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов медицинского университета
Алия Салаватовна Кубекова
Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России, Астрахань, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1647-8039
Аннотация. В статье проведен анализ взаимосвязи типа темперамента и стилей поведения в конфликтных ситуациях у студентов медицинского университета. Приведены дефиниции понятий «конфликт», «стратегии поведения в конфликте». Рассмотрены психологические факторы, влияющие на выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Гипотезой выступило предположение, что особенности типа темперамента определяют специфику индивидуальных действий в конфликте. В ходе исследования применены методики: 1) личностный опросник Г. Айзенка в адаптации А.Г. Шмелева; 2) тест Томаса - Килманна в адаптации Н.В. Гришиной. С их помощью было выявлено, что для респондентов всех типов темперамента, принявших участие в исследовании, характерно различное сочетание стратегий поведения в конфликте. Большинство из опрошенных явились представителями сангвинистического типа темперамента, предпочитающими конструктивную стратегию поведения в конфликте - компромисс, что может характеризоваться особенностью выбранной профессии. Группой риска проявили себя только студенты с флегматическим типом темперамента, поскольку они предпочли использовать только неадаптивные стратегии в поведении. Полученные результаты могут быть полезны для деятельности психологов образовательных учреждений.
Ключевые слова: стратегии поведения в конфликте, темперамент, студенты медицинского вуза, конфликт, компромисс
Для цитирования: Кубекова А.С. Взаимосвязь темперамента и стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов медицинского университета // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 85-88. https://doi.org/10.24158/spp.20216.13.
Original article
The relationship of temperament and behavior strategies in conflict among medical students Aliya S. Kubekova
Astrakhan State Medical University at the Ministry of Health of Russia, Astrakhan, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1647-8039
Abstract. The article analyzes the relationship between the type of temperament and styles of behavior in conflict situations among students of a medical university. In the course of the research, the following methods were applied: 1) Ayzenk Personality Inventory (EPI) adapted by A.G. Shmelev; 2) Thomas - Kilmann test adapted by N.V. Grishina. The article analyzes the concepts of "conflict", "strategy of behavior in a conflict". The psychological factors influencing the choice of behavior strategies in conflict situations have been analyzed. In the study, we suggested that the choice of behavior strategies in conflict is influenced by the characteristics of the type of temperament. The study revealed that students have a different combination of strategies of behavior in conflict for all types of temperament. For most students, the type of temperament is sanguine. Medical students prefer a constructive strategy of behavior in a conflict - a compromise, which may be characterized by a particular profession. These results can be used in activities of psychologists in educational institutions.
Keywords: strategies of behavior in conflict, temperament, medical students, conflict, compromise For citation: Kubekova A.S. The relationship of temperament and behavior strategies in conflict among medical students // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 85-88. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.13.
Конфликты затрагивают все стороны жизни человека и являются неотъемлемой частью межличностных отношений. Ситуации противостояния выступают важным условием для психологического развития индивида, поэтому представляют интерес для эмпирических исследований.
Под конфликтом в психологической науке подразумевается столкновение интересов, позиций, взглядов на основе их противоречия. По мнению Н.В. Гришиной [1], конфликт - это восприятие субъектом угрожающей несовместимости целей и позиций оппонента.
Под стратегией поведения в конфликте подразумевается установка личности, определенная поведенческая ориентация по отношению к конфликту. Наиболее известной классификацией
стратегий поведения в конфликтных ситуациях является сетка К. Томаса и Р. Килманна [2], включающая сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, соперничество.
На возникновение конфликтных ситуаций и выбор стратегий поведения в них влияют главным образом психологические факторы, например, конфликты могут быть детерминированы акцентуациями характера, несоответствием ожиданий и мотивов оппонентов, спецификой психологического типа личности, ее общей активностью и эмоциональностью и мн. др.
В исследовании Е.Г. Демец, И.Н. Мещерякова [3] было установлено, что особенности темперамента значительно влияют на выбор стратегий поведения в межличностном конфликте у студентов.
В работе А.М. Ахмедханова [4] отмечено, что застревающая акцентуация коррелирует со стратегией «конкуренция» у студентов.
Выбор неконструктивных стратегий поведения в конфликте может влиять на межличностное взаимодействие в социуме, снижать качество жизни индивида. Так, по результатам исследования Ш.В. Куулар, Л.К. Будукоол [5] обнаружено, что студенты с неконструктивным стилем поведения в конфликте характеризуются высокой агрессивностью.
Обучение в стенах медицинского университета имеет свою специфику, поэтому слушатели его курсов должны развивать такие личностные качества, как эмпатия, стрессоустойчивость, коммуникативная компетентность, конфликтоустойчивость и др. [6] Будущим медицинским работникам необходимо в конфликтных ситуациях применять конструктивные стили взаимодействия с больными, поскольку психологический аспект оказывает эффективное лечебное воздействие в рамках отношений «врач - пациент» [7].
В настоящее время практически отсутствуют исследования, посвященные стратегиям поведения в конфликте, распространенным среди студентов медицинского университета, а также определению того, каким образом особенности индивида сказываются на его способности к межличностным взаимодействиям в социуме. Поэтому результаты настоящего исследования могут быть использованы в деятельности психологов образовательных учреждений при составлении программ тренингов, направленных на увеличение репертуара стилей реагирования на различные конфликтные ситуации.
Цель исследования состояла в определении особенностей темперамента и стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов медицинского университета.
Психодиагностическое обследование студентов было проведено в ФГБОУ ВО «Астраханский ГМУ» Минздрава России, на кафедре психологии и педагогики в мае 2021 г. Были опрошены первокурсники лечебного и педиатрического факультетов в количестве 50 человек. В ходе исследования применены психологические методики: 1) личностный опросник Г. Айзенка в адаптации А.Г. Шмелева [8], согласно которому структура личности оценивается по двум шкалам -шкале «Экстраверсия - интроверсия» и шкале нейротизма. Согласно этой схеме типы темпераментов определяются следующим образом: меланхолик - эмоциональная неустойчивость и интроверт; холерик - эмоциональная неустойчивость и экстраверт; сангвиник - эмоциональная устойчивость и экстраверт; флегматик - эмоциональная устойчивость и интроверт [9]; 2) тест Томаса - Килманна в адаптации Н.В. Гришиной [10], который предназначен для выявления склонности индивида к конфликтному поведению, а также оценки типичных способов его реагирования в ситуациях противостояния [11 ]. Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость): сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, соперничество. По мнению К. Томаса, в случае уклонения от конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. А при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. Наиболее продуктивной является стратегия сотрудничества, при которой обе стороны оказываются в выигрыше.
По результатам тестирования студентов по личностному опроснику Г. Айзенка в адаптации А.Г. Шмелева было осуществлено следующее распределение испытуемых по типам темперамента: к меланхоликам были отнесены 8 человек (16,0 %), поведение которых характеризовалось интроверсией и эмоциональной неустойчивостью, т. е. для них характерна выраженная чувствительность, неуверенность в себе. Флегматическим типом темперамента обладают еще 8 студентов из числа участников исследования (16,0 %), для них характерно организованное поведение в стрессовых ситуациях, а также интровертированность. Холерический тип темперамента был выявлен у 12 студентов (24,0 %), так как они демонстрировали повышенную возбудимость, вспыльчивость, эмоциональную неустойчивость, экстравертированность. Данный тип темперамента может быть фактором, влияющим на конфликтность и агрессивность. Большинство студентов оказались сангвиниками - таких нами было обнаружено 22 человека (44,0 %). Для них характерна уравновешенность, эмоциональная стабильность, высокая адаптация при экстравертированности.
Тест Томаса - Килманна позволил определить типы поведения в конфликтах у студентов в зависимости от темперамента (табл. 1). Следует отметить, что сочетания стратегий поведения в конфликте легли в основу выделения 4 группы студентов. Сравнительный анализ обеспечивался использованием непараметрического критерия Манна - Уитни.
В ходе детального изучения показателей студентов меланхолического типа темперамента удалось установить, что ведущими стратегиями поведения участников исследования этой группы в конфликте являются «компромисс» (7,6 %) и «избегание» (6,5 %). Это означает, что студенты предпочитают решать конфликты путем взаимных уступок, учитывают мнение оппонента, однако пытаются уйти от противостояния, когда могут поступиться собственными интересами или же отложить решение конфликта на более поздний срок.
Для студентов второй группы с холерическим типом темперамента доминирующими стратегиями были определены «компромисс» (7,7 %) и «сотрудничество» (5,9 %). Следует отметить, что участники исследования, которым свойственна импульсивность, повышенная раздражительность, используют активные адаптивные стратегии поведения в конфликте. Они не просто учитывают интересы оппонентов, но также стремятся к их удовлетворению.
Студенты с типом темперамента «сангвиник» реализуют такие стратегии в поведении, как «компромисс» (7,9 %) и «сотрудничество» (6,3 %).
Важно отметить, что в трех группах обследованных студентов присутствует адаптивная стратегия «компромисс».
Стратегия «приспособление» в первой группе студентов имеет показатели, которые достоверно ниже обнаруженных в 3 и 4 группах участников исследования ф < 0,05). А стратегия «избегание» достоверно менее выражена в 3 группе респондентов относительно 4 группы студентов, имеющих флегматический тип темперамента (р < 0,05). Мы можем предположить, что это является особенностью обучающихся медицинского университета, поскольку им важно развивать такие качества, как эмпатия и учиться решать конфликты конструктивным путем для успешного решения профессиональных задач.
Среди студентов 4 группы с флегматическим типом темперамента преобладали следующие стратегии поведения в ситуациях противостояния: «избегание» (6,8 %) и «приспособление» (6,2 %). Это свидетельствует о том, что при решении спорных вопросов они используют активные дезадаптивные стратегии поведения, причем стратегия «компромисс» у них значительно менее выражена относительно трех других обследуемых групп студентов ф < 0,05). Данная группа участников исследования склонна отказываться от открытого конфликта в ущерб собственным интересам. С такими студентами необходимо проводить психолого-просветительскую работу с целью расширения круга используемых ими стратегий в поведении. При психолого-педагогическом сопровождении лиц с флегматическим типом темперамента с превалирующими стратегиями поведения в конфликте «избегание» и «приспособление» рекомендуется вовлекать их как в индивидуальные, так и в групповые формы психологической работы, предусматривающей такие методы, как: беседа, рациональная психотерапия, поведенческая психотерапии, транзактный анализ, гештальт-терапия и др., а также консультирование по вопросам профилактики конфликтного поведения.
Для статистической обработки полученных результатов была использована программа Statistica 10.0; с целью выявления значимости различий применялся ^критерий Манна - Уитни. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Средние значения типов поведения в конфликтных ситуациях у студентов
медицинского университета по тесту Томаса - Килманна
№ п/п Стратегия поведения в конфликтной ситуации Меланхолик (1 гр.) Холерик (2 гр.) Сангвиник (3 гр.) Флегматик (4 гр.) Р<
1 Соперничество 5,8 ± 0,18 Rm = 3 5,5 ± 0,45 Rm = 4 4,9 ± 0,23 Rm = 4 5,6 ± 0,12 Rm = 4 -
2 Сотрудничество 5,3 ± 0,23 Rm = 4 5,9 ± 0,25 Rm = 2 6,3 ± 0,26 Rm = 2 5,7 ± 0,16 Rm = 3 -
3 Компромисс 7,6 ± 0,14* Rm = 1 7,7 ± 0,19* Rm = 1 7,9 ± 0,12* Rm = 1 5,3 ± 0,10 Rm = 5 Р4-1 < 0,05 Р4-2 < 0,05 Р4-3 < 0,05
4 Избегание 6,5 ± 0,11 Rm = 2 5,6 ± 0,26 Rm = 3 4,8 ± 0,19 Rm = 5 6,8 ± 0,18* Rm = 1 Рэ-4 < 0,05
5 Приспособление 4,1 ± 0,13 Rm = 5 5,2 ± 0,15 Rm = 5 6,2 ± 0,13 Rm = 3 6,2 ± 0,15* Rm = 2 Р1-3 < 0,05 Р1-4 < 0,05
^-критерий Манна - Уитни (р < 0,05)
Таким образом, на основании проведённого исследования мы можем сделать следующие выводы. Студенты медицинского вуза не используют такую стратегию в поведении, как «соперничество», большинство из них предпочитает компромисс, что может быть объяснено особенностью выбранной профессии. Группой риска являются только студенты с флегматическим типом темперамента, поскольку они предпочитают использовать неадаптивные стратегии в поведении. Полученные в ходе проведенного исследования результаты могут быть полезны для психологов образовательных учреждений при работе со сторонами конфликта.
Список источников:
1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2008. 544 с.
2. Thomas КЖ, Kilmann R.K Thomas - Kilmann Conflict Mode Instrument [Электронный ресурс] // Academia. URL: https://www.academia.edu/23S19S9б/Thomas_KiImann_ConfIict_Mode_Instrument (дата обращения: 20.06.2021).
3. Демец Е.Г., Мещерякова И.Н. Взаимосвязь особенностей темперамента и стратегии поведения студентов в ситуации межличностного конфликта // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 6S-4. С. 305-310.
4. Aхмедханов AM Взаимосвязь стратегий поведения в конфликтных ситуациях и акцентуаций характера студентов // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. № 5. С. 77-S3.
б. Куулар Ш.В., Будукоол Л.К. Психофизиологические особенности студентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 5. С. 67-SG. https://doi.org/1 G. 1 б293/2226-336б. 1 705.05.
6. Косарева Е.Ю., Костина ЛА Медицинская психология. Aстрахань, 2011. 217 с.
7. Там же.
5. Личностный опросник Aйзенка, EPI [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические тесты онлайн. URL: https://psytests.org/eysenck/epiA.html (дата обращения: 20.06.2021).
9. Личностный опросник EPI (методика Г. Aйзенка) // Aльманах психологических тестов. М., 1995. С. 217-224.
1G. Поведение в конфликтной ситуации, TKI (Томас-Килманн) [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические тесты
онлайн. URL: https://psytests.org/interpersonal/thomas-run.html (дата обращения: 20.06.2021). 11. Гришина Н.В. Указ. соч.
Информация об авторе А.С. Кубекова - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Aстраханский государственный медицинский университет Минздрава России, Aстрахань, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=921064
Information about the author A.S. Kubekova - Senior Teacher, Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University at the Ministry of Health of Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=921064
Статья поступила в редакцию / The article was submitted G3.G6.2G21 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.06.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 24.G6.2G21.