Научная статья на тему 'Анализ компетенций профессорско-преподавательского состава при подготовке IT-специалистов'

Анализ компетенций профессорско-преподавательского состава при подготовке IT-специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДГОТОВКА IT-СПЕЦИАЛИСТОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таран Виктория Николаевна

В статье обсуждается значимость компетенций и требований, предъявляемых к профессорско-преподавательскому составу высшего учебного заведения по направлениям подготовки IT-специалистов. Сравниваются компетенции, предложенные ранее авторами, определяется отличие в подходе, рассматривается структура компетенций и основные принципы подготовки IT-специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ компетенций профессорско-преподавательского состава при подготовке IT-специалистов»

УДК 004.9

Таран В.Н.

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского» в г. Ялте, г. Ялта, Россия

АНАЛИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждается значимость компетенций и требований, предъявляемых к профессорско-преподавательскому составу высшего учебного заведения по направлениям подготовки IT-специалистов. Сравниваются компетенции, предложенные ранее авторами, определяется отличие в подходе, рассматривается структура компетенций и основные принципы подготовки IT-специалистов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Компетенции; подготовка IT-специалистов; информационные технологии; профессиональная деятельность, профессионализм; стандарт.

Taran V.N.

Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) "V.I. Vernadsky Crimean Federal University" in Yalta,

Yаltа, Russia

ANALYSIS OF COMPETENCE OF THE FACULTY MEMBERS, WHO TEACH IT-

PROFESSIONALS

ABSTRACT

The article discusses the importance of competencies and requirements of teaching staff of higher educational institutions in areas of training of IT-specialists. A comparison of competence, previously proposed by the authors, determines the difference in the approach, consider the structure of competence, and the basic principles of training of IT-specialists.

KEYWORDS

Competencies; training of IT-specialists; Information Technology; professional work, professionalism; standard.

Информационные технологии развиваются настолько быстро в современном мире, что отставание на один шаг грозит отбросить как пользователя, так и специалиста на целую эпоху освоения новых знании, возможностей средств и программно-технических реализации. Составляются новые стандарты, дополняются и обновляются ГОСТы, разрабатываются и проходят апробацию утвержденные компетенции. Но по-прежнему главная роль в подготовке специалистов, получающих высшее образование, отводится личности преподавателя. Именно преподаватель, овладевая современными технологиями, не только преподносит секреты и изюминки своего предмета, формирует умение увидеть скрытое, неявное, нетривиальное решение, но прививает обучающимся навык учиться. И главное - учиться самостоятельно, самостоятельно принимать важные решения в профессиональнои сфере.

Целью даннои статья является анализ компетенции педагога, которьш может воспитать достоиную смену молодого поколения ИТ-специалистов, готовых к творческому подходу и воплощению своих прорывных идеи в жизнь.

Компетенции можно определить, как способность применять знания, умения и практическии опыт для успешнои деятельности в определеннои области, совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Компетенции формируют профиль преподавателя и могут выступать индикаторами человеческого капитала. Компетентностныи подход противопоставляется знаниевои парадигме образования [1].

Остановимся на некоторых компетенциях преподавателя, обучающего студентов информационным технологиям или готовящего IT-специалистов.

Как правило преподаватель, начиная разрабатывать некоторую дисциплину, много внимания уделяет материалам учебных занятии, но если дисциплина читается несколько лет, то материалы используются, практически не обновляясь. Хотя ИТ-технологии не стоят на месте и постоянное обновление материалов, связанных с преподаванием ИТ-дисциплин, - просто насущная необходимость. Несмотря на закон РФ об обновлении и амортизации компьютерного фонда и программного обеспечения каждые 5 лет (для сравнения в Украине - каждые 2 года), реальное обновление технических средств происходит не раньше, чем через 7-10 лет в то время, как требования к техническим характеристикам и выход обновлении или нового ПО происходит каждые 1,5-2 года.

Поэтому можно назвать абсолютно определенно первую и одну из главных компетенции преподавателя информационных технологии - умение усваивать новые современные актуальные знания, пропускать их через себя и преподносить обучающимся в понятном и легко усваивающемся виде, то есть идти в ногу со временем. И, конечно же, надо подчеркнуть, что изложение материала в доступнои форме возможно лишь при полном понимании и восприятии преподавателем новых знании и сформированности только приобретенных умении и навыков их применения. Именно поэтому столь важным является самообразование профессорско-преподавательского состава. Хочется заметить, что абсолютно все в области компьютерных и информационных технологии знать невозможно, и, как правило, каждыи преподаватель является высококвалифицированным специалистом в однои или нескольких областях и направлениях науки, но, тем не менее, необходимо интересоваться новинками, открытиями и новыми разработками. Именно тогда студент будет уважать и ценить профессионализм педагога высшеи школы. Стремиться следовать его указаниям в учебнои и научнои деятельности, таким образом, будет повышаться авторитет профессорско-преподавательского состава. Данная компетенция перекликается с принятои классификации И. А. Зимнеи «Умения и навыки для успешнои работы в избраннои сфере профессиональнои деятельности» [2].

Хотя зачастую бывает так, что преподаватель сам прекрасно умеет выполнять какие-то технологические процессы (программировать, проводить сложные расчеты, работать в новых средах моделирования), но доходчиво и просто объяснить студенту у него не получается, как порои не получается ответить на совершенно простои вопрос: «Почему?». В то же время однокурсник задавшего вопрос студента, иногда не имеющии профессиональных ИТ-компетенции, отвечает просто и понятно и помогает справиться с заданием, казавшимся невыполнимым. Это значит, что, отвечая на вопрос студента, преподаватель должен давать не один ответ, озвучивая его несколько раз в случае непонимания, а пытаться наити разные способы объяснения сложнои задачи или ответа на вопрос. Из выше сказанного следует, что прежде всего на занятиях должна создаваться дружеская обстановка, обстановка сотрудничества, чтобы студенты не стеснялись задавать вопросы. Ведь, что греха таить, в ВУЗ они приходят после школы, приученные не высовываться, не задавать лишних вопросов (ведь проще молча согласно кивать головои учителю, чем задавать вопросы и признаваться в том, что было что-то не понятно).

Кроме того, учитывая главную задачу высшеи школы - не просто дать знания, а в первую очередь научить студента учиться, можно сформулировать следующую компетенцию. Преподаватель ВУЗа должен уметь мотивировать к самообучению студентов. Наиболее интересньш прием в этом плане представляет проблемное обучение и метод проектов. Практически каждыи студент нуждается в одобрении и любая идея, любои проект, предложенныи им, в случае положительного оценивания со стороны преподавателя станет стимулом к саморазвитию и самообразованию. Речь идет не об оценке, а о выделении положительных нюансов проекта, элементов, технических или дизаинерских решении. Если преподаватель может их заметить, похвалить перед всеми, то творческии процесс запускается на полную катушку и студенты начинают генерировать идеи, создавать что-то новое, искать и подбирать дополнительныи материал, изучать учебную литературу и т.п. Эта компетенция также согласуется с выделеннои Ходенковои О.П. [1] компетенциеи «Мотивация подчиненных, делегирование им полномочии, развитие их потенциала», когда педагог умеет превратить свою дисциплину в средство формирования личности учащегося, его потребностеи в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

Вместе с тем, чтобы создавать нечто новое, студент должен владеть знаниями и умениями их применять, а значит немаловажная роль отводится преподавателю и особенно лектору для формирования начальных знании по дисциплине (так называемая «техническая» составляющая, ведь без техники нет творчества: надо сначала научиться повторять за преподавателем, а только потом - создавать что-то свое, творить новое). Поэтому остановимся на следующеи компетенции преподавателя ВУЗа - уметь заинтересовать своим предметом, зажечь искорку познания. Для этого

необходимы не только совершенное владение предметом, но и умение методически и дидактически грамотно строить занятие, активно вовлекая в процесс обучения студентов. Во многих случаях при подготовке ИТ-специалистов классическая лекция отходит на второи план. Чаще применяются презентации, позволяющие преподавателю, не марая рук мелом, объяснять совершенно сложные элементы, как вычислительные, так и лекционного характера. При этом опытньш преподаватель сразу замечает, где было потеряно внимание студентов, в какои момент занятия была допущена ошибка организации учебного процесса, позволившая отвлечься студентам от рабочего состояния. С однои стороны преподаватель должен грамотно организовать учебныи процесс (подобрать обучающии и дидактическии материал, выбрать соответствующую структуру и этапы занятия, подобрать проблемные вопросы и задания), но с другои стороны преподаватель должен обладать живым голосом (не монотонным, не пискливым, не взвизгивающим и т.п.), хорошо поставленнои дикциеи, грамотнои яркои речью (не косноязычнои), быть интересным студенту, как личность, привнося изюминку в занятие в виде шутки или забавнои головоломки, проявляя эрудицию и интеллект, Вызывать уважение и обладать авторитетом среди студентов. Уметь вызвать студента на диалог. Только высказывая свое мнение, студент может оценивать чужое и научиться аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Остановимся еще на однои компетенции, которую можно сформулировать так: умение создать свои имидж в научных кругах. Это касается и отношения с коллегами внутри ВУЗа (авторитет и уважение), и вне ВУЗа, т.е. признание достижении и личного научного и учебно-методического вклада преподавателя в среде профессорско-преподавательского состава ведущих ВУЗов страны. Если студенты замечают, что их преподаватель имеет научные связи с другими ВУЗами, может организовать обмен идеями как со студентами одинакового направления подготовки, так и встречи, мастер-классы, круглые столы и просто лекции ведущими специалистами отрасли, то при этом повышается не только значимость преподавателя, но и престиж всего образовательного учреждения. К тому же использование современных телекоммуникационных технологии позволяет проводить определенные мероприятия on-line. Но не только организационные моменты поднимают престиж преподавателя, а и его научная деятельность - участие в конференциях, конкурсах, получение наград, подготовка студентов-призеров конкурсов и олимпиад.

Для повышения качества занятии преподавателю важно также владеть саморефлексиеи и умением проводить самоанализ учебных занятии, например, по следующеи схеме [3].

1. Место занятия в теме, связь с предыдущими и последующими.

2. Тип и вид занятия, его логика и структура, отдельные элементы.

3. Цели (результаты обучения) каждого этапа занятия

4. Методы и приемы организации учебнои деятельности студентов на занятии.

5. Познавательная и профессиональная мотивации в деятельности студентов.

6. Организация видов деятельности студентов: репродуктивная, продуктивная, творческая, индивидуальная, совместная.

7. Соответствие методов обучения целям занятия.

8. Обеспечение обратнои связи, контроль результатов учебнои деятельности обучающихся.

9. Оценивание деятельности студентов.

10. Организация и подготовка к самостоятельнои работе студентов.

11. Особенности делового и межличностного взаимодеиствия преподавателя со студентами.

12. Результативность и эффективность занятия.

Самоанализ учебных занятии позволяет преподавателю развиваться, приобретать более высокии уровень, повышать свою квалификацию.

И, конечно, определяясь с составляющими профессиональнои компетентности преподавателя ВУЗа, обучающего ИТ-специалистов, непременно нужно остановиться на креативнои компетентности, необходимои для обеспечения эффективнои научно-педагогическои и исследовательскои деятельности. Креативность - это относительно устоичивая характеристика личности, показывающая уровень ее творческои одаренности, способность к творчеству [4]. Умение предлагать новые идеи, решения, видеть проблемы и генерировать способы их устранения, создавать проекты и сложные проектные решения - все это является составляющеи креативнои компетентности.

К вышеназванным компетенциям следует добавить и общекультурные. Преподаватель ВУЗа должен быть образованным и просвещенным, обладать знаниями по смежным дисциплинам, владеть гуманистическими и психолого-педагогическими знаниями, позволяющими выстроить

отношения со студентами и коллегами, а также применить их при разработке курсов дисциплин и составлении новых общеобразовательных программ.

Нельзя обоити сторонои и такую компетенцию как владение методами электронного обучения, современными информационными и телекоммуникационными технологиями. Электронное обучение (e-learning) - новьш для россиискои системы образования термин, которьш используется сегодня сравнительно редко. Данное понятие интегрирует ряд терминологических понятии в сфере применения современных ИКТ в образовании, таких как компьютерные технологии обучения, интерактивное мультимедиа, обучение на основе web-технологии, онлаин-обучение и т. п. [6]. Отличительнои чертои электронного обучения является наличие специальнои обучающеи среды (оболочки) и возможность обучения в режиме on-line. Таким образом, преподаватель, применяя электронное обучение, должен владеть специальным программным обеспечением, навыками работы в электроннои среде обучения, программами для осуществления записи и проведения аудио- и видеоконференции, а также использовать при обучении студентов современное оборудование (компьютерные глобальные сети, web-камеру, и т. п.). При этом преподаватель ВУЗа составляет электронные методические материалы, соответствующие ФГОС и адаптированные к сетевым технологиям обучения.

Умения и навыки для успешнои работы в избраннои сфере профессиональнои деятельности были выделены в шесть групп [5]:

1) профессионально-педагогические компетенции;

2) профессионально-личностные компетенции;

3) владение методологиеи и методикои создания учебных, учебно-методических и др. материалов;

4) лекторское мастерство;

5) умения и навыки организации учебнои аудиторнои и внеаудиторнои групповои и индивидуальнои деятельности;

6) исследовательская деятельность.

Компетенции преподавателя ВУЗа, обучающего IT-специалиста, с учетом всего вышеизложенного представлены на рис. 1.

Компетенции преподавателя ВУЗа, обучающего ИТ-специалистов

Профессиона льные

ni Н и S

4

и а с

0J

5

ж

ni Ж m

[О ю о ni

н о н и о а с

0J

к ж

ni

в о

СП ni

а ю о о S

ni U

Личностные

0J

S

ж

и

* J3

ni н

в и

^ о

s ж ж

н ni

и в

н о

s а

а s

о

н R

в а

< m

Методологические Лекторские Организацио нные Исследователь ские

1

1 1 г 1 + + ' 1

д S и S

а с

и S

и

и и ¡г S н и

ni

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

5

S

ж и

¡г ^у

ю о

3

4 о н

Ы

с

03 ф

ш

о

4 о

и «

5

я

и

S

ni

4

ni

5

а и н

ni

S а о ю 3 ю

в н и

ч

и а

и

а о ю 3

CQ

«

S

н «

ж

ni СП ni

а

^

н

и ^

а н и

«

S

н «

S

а с о а и S и 3 ж

!Г 03

о а с о в aj

3 ж S и

4 ю о а с

Рис.1. Компетенции преподавателя ВУЗа, обучающего 1Т-специалиста

Таким образом, преподаватель ВУЗа при подготовке 1Т-специалистов на каждом этапе профессиональной деятельности использует всю систему выделенных компетенции, опираясь в большей или меньшеи мере на них в зависимости от поставленных и решаемых педагогических задач, а также имеющегося уровня профессиональнои компетентности.

Литература

1. Ходенкова О. П. Модель ключевых компетенций преподавателя ВУЗа, формируемая под влиянием послевузовского образования // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2011. № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninkа.ru/аrticle/n/model-klyuchevyh-kompetentsiy-prepodavatelya-vuza-formiruemaya-pod-vliyaniem-poslevuzovskogo-obrazovaniya#ixzz4NcNTelZE

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высш. образование сегодня. 2003. №5. С 34-42.

3. Ефимова О.С., Нестерова А.В. Профессиональные компетенции преподавателя вуза. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/efimova_nesterova.pdf

4. Блягоз Н.Ш. Профессиональная компетентность преподавателя ВУЗа: основные компоненты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nigniikp.adygnet.ru/index.php/vypuski-2014/vypusk-4-noyabr/19-stati-k-4-mu-vypusku/58-professionalnaya-kompetentnost-prepodavatelya-vuza-osnovnye-komponenty

5. Дульзон А.А., Васильева О.М. Модель компетенций преподавателя ВУЗа // Управвление качеством образования. 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/04/14/1210848520/2009-2-5.pdf

6. ИКТ-компетенции преподавателя вуза как фактор повышения качества электронного обучения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ido.nstu.ru/publications/икт-компетенции-преподавателя-вуза-к/

References

1. Khodenkova O. P. Model' klyuchevykh kompetentsiy prepodavatelya VUZa, formiruemaya pod vliyaniem poslevuzovskogo obrazovaniya // Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. 2011. № 2. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/model-klyuchevyh-kompetentsiy-prepodavatelya-vuza-formiruemaya-pod-vliyaniem-poslevuzovskogo-obrazovaniya#ixzz4NcNTelZE

2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Vyssh. obrazovanie segodnya. 2003. №5. S 34-42.

3. Efimova O.S., Nesterova A.V. Professional'nye kompetentsii prepodavatelya vuza. - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/efimova_nesterova.pdf

4. Blyagoz N.Sh. Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya VUZa: osnovnye komponenty. [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://nigniikp.adygnet.ru/index.php/vypuski-2014/vypusk-4-noyabr/19-stati-k-4-mu-vypusku/58-professionalnaya-kompetentnost-prepodavatelya-vuza-osnovnye-komponenty

5. Dul'zon A.A., Vasil'eva O.M. Model' kompetentsiy prepodavatelya VUZa // Upravvlenie kachestvom obrazovaniya. 2009. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/04/14/1210848520/2009-2-5.pdf

6. IKT-kompetentsii prepodavatelya vuza kak faktor povysheniya kachestva elektronnogo obucheniya. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ido.nstu.ru/publications/ikt-kompetentsii-prepodavatelya-vuza-k/.

Поступила 21.10.2016

Об авторах:

Таран Виктория Николаевна, доцент кафедры информатики и информационных технологии Гуманитарно-педагогическои академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымскии федеральныи университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялте, кандидат технических наук [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.