Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/31PVN515.pdf DOI: 10.15862/31PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/31PVN515)
УДК 378.1
Климинская Светлана Леонидовна
ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)» «Институт права, экономики и управления информацией (ИПЭУ)»
Россия, Москва1
Доцент кафедры «Лингвистики и профессиональной коммуникации в области экономики»
Кандидат филологических наук E-mail: kvi62@inbox.ru
Роль иностранных языков в гуманитарном образовании
1 119034, Москва, ул. Остоженка, д. 36
Аннотация. Реформа современного образования направлена на гармоничного развитие потенциал человека с учетом его персональных способностей, а также в целях устойчивого развития общества в целом. Для решения этой задачи необходимы гуманизация и гуманитаризация системы высшего образования, что позволит сблизить гуманитарные и естественные науки и будет способствовать развитию гуманитарного симбиоза научных знаний. Подобная конвергенция ведет к развитию науки и распространению нового знания. Рациональное использование инноваций регулируется общественными гуманитарными принципами, знание которых следует формировать в процессе подготовки специалиста. В данном исследовании анализируется роль иностранных языков в процессе гуманизации образовательного процесса. В условиях глобализации высокий уровень владения иностранными языками рассматривается как одна из основных компетенций, так как позволяет специалисту постоянно совершенствоваться и достигать поставленные профессиональные цели. Владение иностранным языком открывает доступ к различным источникам информации и обеспечивает циркуляцию научного знания в профессиональной среде. Обучение иностранным языкам развивает мышление учащихся и формирует метакомпетенции, позволяющие достигать синергетический эффект от использования различных знаний и навыков. Кроме того, иностранные языки выполняют особые функции в процессе обучения: образовательную, воспитательную, мотивирующую, гуманитарно-просветительскую. Обучение иностранным языка сегодня носит стратегический характер, однако гуманитарная образовательная политики должна осуществляться с учетом региональной и федеральной образовательной политики.
Ключевые слова: гуманитарное образование; гуманитарный симбиоз; междисциплинарность; метакомпетенция; метамышление; управление знаниями; социальный капитал; языковая политика.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Климинская С.Л. Роль иностранных языков в гуманитарном образовании // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/31PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10Л5862/Э1РУШ15
Развитие наук и технический прогресс второй половины XX века привел к кризису в сфере образования. Повышенный интерес к естественнонаучным и техническим знаниям потеснил гуманитарные и социологические науки в системе образования многих стран, что привело общество к необъективному видению и односторонней оценке реального мира в силу фрагментарности восприятия действительности. Образование, как общественный институт, частично утратило функцию полноценной передачи знаний о мире, а научные достижения не способствуют предупреждению разного рода кризисных ситуаций (экономических, политических, техногенных, социальных и др.) [6].
По мере осознания последствий техногенного развития необходимость возврата к культурным ценностям и духовному развитию человека становится все более актуальной. В западных странах изучение гуманитарных наук всегда считалось основой образовательного процесса. В России второй половины XX - начала XXI веков технократический подход практически вытеснил гуманитарные основы как неспособные вывести страну из критического политического и экономического состояния. Политические и экономические реформы в стране пробудили интерес молодежи к специальностям в этих областях общественной жизни, однако гуманитарное направление в образовании так и осталось невостребованным.
Сегодня гуманитарные науки привлекают все большее внимание, так как реализуют особое направление в системе общего образования. Этот подход заключается в обеспечении учащихся возможностью изучить такой комплекс дисциплин, который поможет молодым людям жить и работать в условиях глобализации: научиться соблюдать баланс сил в мире, преодолеть расовые и гендерные предрассудки, избегать кризисных явлений в мировом масштабе, а также жить во взаимодействии с окружающим миром [24]. Целью современного образования является создание гуманитарного знания, не только как суммы знаний, а как целостной открытой структурой знаний, которая является частью системы общечеловеческих научных и культурных ценностей. При этом возможность сочетания знаний из различных областей с учетом их профессиональной и гуманитарной ценностей, а также с точки зрения аксиологической сути способствует формированию целостной профессиональной личности и предопределят траекторию непрерывного профессионального развития индивидуума.
Реформа системы образования в целом и возрождение гуманитарных наук предполагают смещение акцента с процесса обучения, направленного на концентрацию знаний, на процесс развития потенциала человека, способного приобретать необходимые знания и преумножать их с целью получения конкретного результата. При этом необходимо учитывать два направления реформирования: гуманизацию образования и его гуманитаризацию. Первый вектор предполагает увеличение гуманитарной составляющей в системе образования и, как следствие, восстановление гуманитарных основ в современном обществе, таких как социальная справедливость, духовность, справедливость, человеческое достоинство и др. Второй вектор в реформировании современного образования направлен на актуализацию гуманитарного знания и формирование учебно-методической базы для реализации реформ гуманитарного образования [6].
Одним из результатов реформирования образования должно стать сближение естественных наук с гуманитарными для создания единого культурно-образовательного и научного пространства, в первую очередь в вузе [11, 17].
Подобная конвергенция научных знаний способствует развитию гуманитарного симбиоза, как взаимовыгодного сосуществования и взаимодействия различных областей науки, способствующего развитию и обогащению научного знания. При этом между различными научными областями сохраняется паритет, а трансдисциплинарность
научного знания обусловливает функционирование, развитие и распространение нового знания. Кроме того, трансдисциплинарность создает условия для преодоления границ отдельных научных направлений и областей знаний и позволяет переосмыслить информацию вне предметных рамок. Подобный анализ информации с разных сторон ведет к созданию нового знания или решению проблемы. Выход за узко предметные рамки дает возможность определить место нового знания в общечеловеческой системе знаний и ее аксиологическую функцию. Данный подход закрепляет связи между естественными и гуманитарными науками. Причем, гуманитарные науки выполняют регулирующую роль, что предполагает использование научных достижений в гуманитарных рамках в целях устойчивого развития общества [5].
Таким образом, гуманитарная составляющая любого научного и образовательного направления становится необходимостью для специалиста как в области гуманитарных наук, так и в других сферах, для обеспечения профессионального роста с точки зрения междисциплинарного подхода с целью преодоления разнообразных проблем и адаптации к изменчивости современного мира.
Подобный подход требует перестройки учебного процесса: пересмотра учебных программ, изменения роли преподавателя, изменения направления познавательной деятельности учащегося. В вузе важно сконцентрировать внимание на создании особых образовательных дисциплин, которые будут способствовать формированию широких взглядов учащихся с учетом междисциплинарных связей. Для этого необходимо сделать акцент на таких гуманитарных дисциплинах, как антропология, социология, международное право, политология, конфликтология и др. Кроме того, для подготовки специалистов гуманитарных направлений, а также для гармонизации гуманитарной и естественнонаучной составляющих негуманитарных специальностей следует развивать такие навыки, как критическое мышление, умение комбинировать и синтезировать знания из различных областей науки, а также развивать коммуникативные навыки для активного профессионального общения на родном и иностранном языках и расширения профессионального кругозора [24].
В условиях интеграционных общественных процессов, а также в целях устойчивого развития владение иностранными языками для специалиста рассматривается как одна из основных профессиональных компетенций [8]. Возможность обмена профессионально значимой информацией не только на родном, но и на иностранном языке, необходима профессионалу для использования в профессиональной деятельности и постоянного профессионального роста [9, 3]. Выделяют несколько групп мотивов для овладения специалистом/студентом иностранным языком: коммуникативные, познавательные, ценностно-ориентированные, самоутверждение, перспектива профессионального роста. Данные мотивы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Коммуникативный мотив отражает потребность профессионального общения обучаемого на иностранном языке с коллегами, принадлежащими к другой культуре и/или профессиональной среде. Профессиональное общение предполагает обмен знаниями и умениями, а также профессиональный рост и расширение профессионального кругозора, что является познавательным мотивом. Приобретенные новые знания переосмысливаются специалистом и "встраиваются" в профессиональную систему знаний индивидуума на основе имеющегося профессионального опыта путем сравнения с информацией, полученной из других источников. Таким образом, новому знанию придается определенная ценность, а специалист получает возможность самоутвердиться в профессиональной сфере. Однако профессиональный рост обусловлен как общением с коллегами, так и получением информации из других источников (научная литература, профессиональные интернет-
источники). Высокий уровень владения иностранным языком (языками) открывает разнообразные возможности для получения профессионально-ориентированной информации
[3].
При этом, уровень владения иностранным языком у учащихся/специалистов не одинаковый, это обусловливает разные приоритеты мотивов для изучения иностранных языков. В основном будущим специалистам требуется овладеть иностранным языком для чтения и получения информации из интернет-источников (90%). Разговорными навыками владеют примерно половина специалистов/студентов (56%), но этот факт стимулирует многих из них к развитию и усовершенствованию навыков говорения и расширения профессионального кругозора через общение с коллегами, принадлежащими к другой культуре.
Высокий уровень владения иностранным языком позволять достичь нескольких целей:
1) повысить конкурентоспособность выпускника на рынке труда;
2) удовлетворить личные профессиональные амбиции;
3) развить критическое и творческое мышление, что стимулирует непрерывное самообразование и самосовершенствование.
Роль иностранного языка в образовании полностью раскрывается благодаря такому понятию как метапрофессиональная компетенция.
Сегодня форма обучения, основанная на запоминании учащимися накопленного и научно осмысленного знания, считается неэффективной, так как не отвечает современным требованиям. Современному специалисту необходимо развивать творческие и аналитические навыки и способности, что будет способствовать постоянному профессиональному росту и саморазвитию в будущем. Данные требования связаны с тем, что объем информации в рамках одной специальности практически удваивается каждые пять лет. Поэтому, наряду с профессиональной подготовкой, современный выпускник высшего учебного заведения должен овладеть инструментами поиска, отбора, анализа и использования профессиональной информации. Это требует формирования метакомпетенций у специалиста [14].
С точки зрения компетентностого подхода профессиональные компетенции включают определенный уровень профессиональной подготовки (совокупность знаний, навыков, способностей), а также личностные профессиональные характеристики, обусловливающие эффективное функционирование в профессиональной среде. Профессиональные компетенции характеризуют только потенциал специалиста, его способность использовать полученный интеллектуальный багаж и профессиональный инструментарий для продуктивной профессиональной деятельности. Личностные профессиональные навыки подразумевают умение и способность отбирать и анализировать профессионально и ситуативно релевантную информацию, способность к саморазвитию и повышению профессионального уровня, коммуникативные навыки, социальные навыки (способность работать в коллективе и т.п.). [10]. Профессионализм современного специалиста обусловливает умение сочетать профессиональные знания и умения с личностными навыками, что требует формирования у студентов метакомпетенций как инструментов для установления межпредметных связей в условиях быстрой циркуляции информации в профессиональной среде.
Формирование метакомпетенций подразумевает развитие метамышления у студентов -особого когнитивного навыка, направленного на отражение и анализ субъективной реальности в соотношении с действительностью и имеющимися знаниями о себе. Таким образом, метакомпетенции являются креативными компонентами мышления и обладают дифференциально-интегрирующей характеристикой. Компетенции данного вида повышают
продуктивность мышления человека и обеспечивают контроль со стороны профессионального сообщества за культурой мышления специалиста, т.е. регулируют способность использовать знания и механизмы познания для профессионального самоконтроля и актуализируют профессиональное саморазвитие [18].
Это дает возможность студенту/специалисту перейти к нелинейному мышлению и достичь синергетического эффекта от использования знаний из различных областей науки, и, в конечном счете, сменить образовательный вектор с традиционного транслирования знаний на индивидуальное управление знаниями и познавательными процессами. Управление знаниями подразумевает не только отбор и хранение информации, но и контроль ее качества, избирательное ситуативное использование полученной информации, и, что особенно важно преумножение знаний и создание среды для их распространения [12, 13].
Развитие метакомпетенций и метамышления, а также управление знаниями реализуются при обучении иностранному языку, что предполагает активтиное использование метамышления, так как изучение иностранного языка не ограничивается только изучением аспектов языка (фонетика, грамматика, лексика), но требует рефлексии материала на основе которого идет изучение иностранного языка, а также задействует такие ментальные процессы как анализ, синтез, вероятностное прогнозирование и др. Таким образом, во время обучения иностранному языку студент получает, перерабатывает и усваивает информацию различного характера, формируя и упорядочивая при этом новые знания [13]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что обучение иностранным языкам является как средством, так и целью подготовки современного специалиста.
Процесс преподавания иностранных языков в новых условиях с целью гуманизации образовательной системы путем создания гуманитарного знания и условий для его распространения, предполагающих гуманитарный симбиоз, характеризуется интегративностью, многофункциональностью, многомерностью, междисциплинарностью и адаптивностью. Преподавание таких междисциплинарных курсов потребует особых приемов обучения, направленных на развитие метакомпетенций и создание квазипрофессиональной ситуации, где учащиеся могли бы использовать одновременно специальные знания и развивать иноязычные коммуникативные навыки.
В описанных выше условиях формирование профессиональной компетенции требует увеличение доли самостоятельной работы студента, что подразумевает постоянное самообразование и саморазвитие [23]. Профессиональное самосовершенствование, в свою очередь, возможно при развитых аналитических навыках [15], которые необходимо сформировать в процессе обучения студента путем сочетания традиционных методов обучения, индивидуальной исследовательской деятельности, эмпирического обучения и обучения в сотрудничестве (collaborative and experimental learning) [24]. Подобное комбинирование различных видов учебной деятельности обусловливает многомерность и многофункциональность образовательного процесса. В связи с этим, использование иностранного языка при обучении специальности способствует циркуляции профессионального знания и существенно расширяет границы информационного поиска, что повышает качество профессиональной подготовки.
Кроме того, высоко эффективным для развития информационно-аналитической и профессиональной компетенций считается использование иностранного языка при обучении на основе сотрудничества (collaborative and experimental learning) с использованием таких методов обучения, как деловые и ролевые игры, а также метод проектов, как наиболее интересная и прагматически направленная форма обучения [8]. Отличительными особенностями проектной работы является ее теоретическая и практическая ценность. Студенты, как участники проекта, мотивированы как приобретением профессиональных
навыков, так и возможностью проявить личные качества, научиться работать самостоятельно и в коллективе. В условиях активного взаимодействия образовательных учреждений на гуманитарной основе в рамках международных проектов хорошо сформированные навыки общения на иностранном языке позволяют студентам из разных стран участвовать в работе над международными проектами или создавать международные проектные команды, что способствует развитию общих профессиональных компетенций, метакомпетенций и коммуникативных навыков [7].
За счет возможности сочетания профессионального обучения и обучения иностранным языкам учащиеся приобретают навыки гуманитарной рефлексии2, гуманитарной коммуникации3 (диалог, дискуссия...) и умения управления знаниями4. Следовательно, иностранные языки играют роль проводника (образовательная функция и функция управления знаниями), обеспечивающего доступ к источникам информации, средства обмена профессиональной информацией, инструмента для исследовательской работы и профессионального самосовершенствования, ключа для построения карьеры.
Более того, иностранные языки выполняют большую воспитательную роль. Гуманизация современного образования ставит своей целью вывести на первое место антропологический и социальные аспекты человеческой жизни [7]. Задача современного образования — сформировать не только основные профессиональные компетенции, но и научить человека нести ответственность за собственное поведение, основываясь на общечеловеческих ценностях и социальных нормах, которые способствуют развитию таких качеств, как ответственность, толерантность к чужой точке зрения, умение нивелировать конфликтную ситуацию, умение слушать и взаимодействовать.
Современное общество характеризуется формальной коллективной социальной ответственностью за свою деятельность и полным отсутствием индивидуальной готовности решать назревшие для общества проблемы. Стремление человека создать комфортные жизненные условия и достичь высоких экономических показателей требует использование высоких технологий в быту и на производстве. Однако сегодня понятие профессионализм выходит за рамки одной профессии и подразумевает сбалансированное использование узкопрофессиональных знаний и навыков не только в профессиональной деятельности и для профессионального развития, но и на благо общества. При этом специалист несет ответственность за свои профессиональные действия перед профессиональным сообществом и обществом в целом [22].
Возможность для гармонизации профессиональной деятельности специалиста в интересах общества, а также для самореализации и раскрытия собственного потенциала обеспечивает гуманитарный образовательный вектор. Личностно-ориентированная парадигма в образовании предполагает активную самостоятельную творческую учебно-познавательную деятельность для приобретения самостоятельного научно-познавательного опыта. При этом владение профессионалом иностранным языком является инструментом познания мира и взаимодействия с ним и другими членами мирового сообщества для решения общих проблем.
2 Гуманитарная рефлексия - принцип мышления, направленный на целостное осмысление действительности, анализ научных знаний с гуманитарных позиций, что способствует созданию "сознания гуманитарнго типа" [1].
3 Гуманитарная коммуникация - речевое взаимодействие участников коммуникативного процесса, направленное на создание и распространение гуманитарного знания.
4 Управление знаниями - процесс управления имеющимся в распоряжении компании интеллектуальным капиталом с целью получения выгоды или прибыли [16].
В связи с этим можно выделить еще одну функцию иностранного языка в образовательном процессе - мотивирующую. Высокий уровень владения иностранным языком и хорошие профессиональные коммуникативные навыки создают возможность для профессиональной мобильности специалиста. Профессиональная мобильность подразумевает как способность к перемещению из одного региона в другой, так и умение быстро принимать решения, оперативно ориентироваться в ситуации и применять гибкость в ее оценке, быстро осуществлять поиск недостающей информации для выполнения задач, менять и находить новые формы деятельности в зависимости от предлагаемых условий. Спрос на специалистов, способных адаптироваться и эффективно работать в любой среде, трансформирует интерес к профессиональной коммуникации на иностранных языках в необходимость их изучения [20].
Умение быстро приспособиться к другой культурной среде и эффективно функционировать в ней происходит за счет накопленного опыта и активизации личного потенциала для собственного развития и развития общества в целом, что невозможно без накопленного социального капитала. Под социальным капиталом понимается отношения солидарности, доверия, взаимопонимания и взаимопомощи внутри группы или общества в целом, которые используются как ресурс для получения информации и других благ при низких трансакционных затратах. Накопление социального капитала происходит на разных сферах развития человека: семья; общение с друзьями и коллегами, социальные сети и ассоциации, взаимодействие с представителями общественных организаций и государственных органов, представителями других культур [21]. При этом владение иностранным языком обеспечивает возможность общения, а метакомпетенции - оценку собственных и новых знаний с целью расширения персональной картины мира и распространения знания о родной культуре в другой социально-культурной среде. Таким образом, иностранный язык выполняет гуманитарно-просветительскую роль.
Создание и распространение гуманитарного знания путем популяризации и повсеместного внедрения языкового образования носит стратегический характер и реализуется как государственная образовательная политика на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также как языковая политика отдельного образовательного учреждения [19]. Данные стратегии направлены на организацию непрерывного образовательного процесса в области обучения иностранных языков в зависимости от экономических, политических и этнических нужд конкретного региона в рамках единой федеральной программы.
Для решения этой задачи требуется научно-методическое обоснование образовательной программы по обучению иностранному языку с учетом региональных приоритетов развития; создание методической, учебной и контрольной-измерительной систем для обеспечения качества образования и его мониторинга; а также подготовку кадров и разработку механизмов для реализации данной стратегии. Подобный подход позволяет выявить комплекс компетенций и сформировать модели организации образовательного процесса (индивидуальная образовательная траектория, вариативная часть по иностранному языку соответствующая ФГОС, инновационная программы по иностранному языку на основе региональной тематики).
Исследования показывают, что в различных регионах России популярность иностранных языков "пограничных" районов обусловлена историческими, культурными и экономическими связями данной области. Например, на Дальнем Востоке востребованы китайский, корейский и японские языки, северные районы России заинтересованы в изучении финского, шведского и норвежского языков, тогда как в Калининграской и Смоленской областях целесообразно преподавать польский и литовский языки. При этом,
доминирующими иностранными языками для обучения на всей территории России остаются английский, немецкий и испанский в силу их международного распространения.
Сегодня в обществе иностранные языки занимают особое место. С одной стороны, изучение иностранных языков является элементом гуманитарного образования, что способствует формированию и развитию метакомпетенций, необходимых для развития метамышления у специалистов. Умение мыслить абстрактно, а также одновременно использовать накопленные знания из различных научных областей значительно расширяют кругозор современного человека и накопления социального капитала, что позволяет ему адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным условиям и быть полезным современному обществу. Таким образом, иностранные языки реализуют функцию управления знаниями, а также выполняют мотивирующую, воспитательную, образовательную функции. Кроме того, обучение иностранным языкам не должно носить спонтанный характер. Гуманитарная образовательная стратегия должна формироваться с учетом региональной и федеральной языковой образовательной политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белова С.В. Гуманитарная экспертиза как форма профессиональной рефлексии педагога // Вестник КалмГУ. 2012. №1 (13). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnaya-ekspertiza-kak-forma-professionalnoy.
2. Гневашева В.А., Луков В.А. Тема высшего образования в новейшей российской научной литературе//Журнал «Знание. Понимание. Умение» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.zpu-journal.ru/gumtech/education/articles/2007/Gnevasheva&Lukov/index.php/.
3. Кайль Ю.А. Ведущие мотивы при подготовке специалиста неязыкового вуза к использованию знаний иностранного языка. // Интеграция образования. - 2008 г. - вып. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/veduschie-motivy-pri-podgotovke-spetsialista-neyazykovogo-vuza-k-ispolzovaniyu-znaniy-inostrannogo-yazyka.
4. Климинская С.Л. Факторы повышения эффективности профессиональной коммуникации. // Социально-политический и экономический дискурсы в иноязычной профессиональной деятельности. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013 -(Вестн.Моск.гос.лингвист.ун-та; вып. 8 (668). (Серия Педагогические науки) -С. 25-34.
5. Князева Е.Н. Трансдисциплинарные стратегии ислледований // Вестник ТГПУ. -2011. №10. - с. 193-201.
6. Константиновский Д.Л. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования / [Вознесенская Е.Д., Дымарская О.Я., Чередниченко Г.А.]. — М.: ЦСП, 2006. — С. 13-21.
7. Кочетова И.Д. Роль иностранного языка в развитии социальной ответственности у студентов вузов // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №1 (20). С. 99.
8. Куликова О.В. Междисциплинарность как базовый принцип формирования системы профессионально релевантностных компетенций в сфере экономики и бизнеса. // Экономика языка и бизнес. Сборник научных трудов по материалам круглого стола (26 апреля 2013 г.). - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013 г. - С. 64-73.
9. Лингвистический менеджмент и экономическая эффективность / [Халеева И.И. и др.]. - М.: Изд-во Триумф, 2014. - С. 205-222.
10. Михеева Т.Б. «Компетенция» и «компетентность»: к вопросу использования понятий в современном Российском образовании // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология . 2011. №5. С. 110-114.
11. Нечаев В.Д. Вербицкий А.А. О концепции современного гуманитарного образования // ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ . 2011. №3. С. 14-22.
12. Орбодоева Л.М. Функции профессиональной метакомпетенции в содержании обучения иностранному языку в вузе // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2014. №6. С. 106111.
13. Орбодоева Л.М. Теоретические аспекты формирования метакомпетенции в процессе обучения иностранному языку // Вестник БГУ. 2014. №15. С. 135-140.
14. Резчикова Е.В. Дидактические основы формирования метакомпетенций // материалы IV конференции "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов". - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1618.
15. Сулейманова Е.А. Этапы формирования информационно-аналитических компетенций студентов вуза // КПЖ. - 2014. №2 (103). - [Электронный ресурс] -режим доступа: http://cyberleninka.m/article/n/etapy-formirovaniya-informatsionno-analiticheskih-kompetentsiy-studentov-vuza.
16. Управление знаниями: руководство к действию: Пер. С англ. - М.: ИНФРА-М, 2002. - XVI, с. 2.
17. Чашина Ж.В. Синтез интеллекта и нравственности в современном образовании // Интеграция образования . 2014. №1 (74). С. 64-70.
18. Чернявская В.С., Самойличенко А.К. Метамышление и рефлексивность в контексте востребованности выпускника вуза // МНКО. - 2013. - №3 (40). - С. 169-172.
19. Чилингарян М.В. Стратегия формирования региональной языковой образовательной политики // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. №5. С. 2428.
20. Шамело Е.А. Роль иностранного языка в формировании профессиональной мобильности выпускника вуза. // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки . 2009. №24 (157). С. 52-56.
21. Штыбул С.А. Уровни накопления социального капитала // Омский научный вестник. 2010. №3-88. С. 66-69.
22. Beaton, G. Why professionalism is still relevant - [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.beatoncapital.com/wp-content/uploads/2012/03/Why-professionalism-is-still-relevant-by-George-Beaton.pdf - January 2010.
23. Castronova, J.A. Discovery Learning for the 21st Century: What is it and how does it compare to traditional learning in effectiveness in the 21st Century? // Action Research Exchange - volume 1 Number 1, 2002 - [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://chiron.valdosta.edu/are/Artmanscrpt/vol1no1/castronova_am.pdf.
24. Stephanie L. Burrell Storms, Melissa T. Labonte, Ana Marie N. Siscar, Susan F. Martin Collaborative Learning and Innovative Assessment in Humanitarian Studies // International Studies Perspectives Volume 16, Issue 2, pages 107-126, May 2015.
Рецензент: Шпетный Константин Иванович, кандидат филологических наук, профессор кафедры «Лингвистики и профессиональной коммуникации в области экономики», ФГБОУ ВПО МГЛУ, «Институт права, экономики и управления информацией».
Kliminskaya Svetlana Leonidovna
Moscow State Linguistic University Russia, Moscow E-mail: kvi62@inbox.ru
The role of foreign languages in liberal education
Abstract. Modern education system reforms are aimed at harmonious development of the potential of an individual with due consideration of personal aptitudes and with the view of sustainable development of society. To achieve the goal humanization and humanitarizaion of the modern higher education system are necessary. This helps to pull together liberal arts and natural sciences to create and build liberal symbiosis of various scientific knowledge. The convergence contributes to the development and dissemination of scientific innovations. Rational utilization of scientific achievements and innovations should be regulated by social and liberal principles which modern specialists should be aware of. This research is devoted to the analysis of the role of foreign languages in the process of humanization of modern education. In the context of globalization speaking foreign languages is one the main competences what facilitates constant personal professional development and self-realization. Linguistic skills open access to diverse sources of information and provide the circulation of scientific knowledge among professionals. Learning foreign languages develops the mentality of students and forms metacompetences, which stipulate a synergetic effect from the student's ability to combine skills and knowledge from different scientific fields. Moreover, teaching foreign languages fulfils educational, motivational and humanistic functions. Intensification of language training today is strategically important, though the educational language policy should be carried out in respect of federal and regional educational strategies.
Keywords: liberal education; liberal symbiosis; interdisciplinarity; metacompetence; metathinking; knowledge management; social capital; language policy.
REFERENCES
1. Belova S.V. Gumanitarnaya ekspertiza kak forma professional'noy refleksii pedagoga // Vestnik KalmGU. 2012. №1 (13). - [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.rU/article/n/gumanitarnaya-ekspertiza-kak-forma-professionalnoy.
2. Gnevasheva V.A., Lukov V.A. Tema vysshego obrazovaniya v noveyshey rossiyskoy nauchnoy literature//Zhurnal «Znanie. Ponimanie. Umenie» - [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: www.zpu-journal.ru/gumtech/education/articles/2007/Gnevasheva&Lukov/index.php/.
3. Kayl' Yu.A. Vedushchie motivy pri podgotovke spetsialista neyazykovogo vuza k ispol'zovaniyu znaniy inostrannogo yazyka. // Integratsiya obrazovaniya. - 2008 g. -vyp. - [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/veduschie-motivy-pri-podgotovke-spetsialista-neyazykovogo-vuza-k-ispolzovaniyu-znaniy-inostrannogo-yazyka.
4. Kliminskaya S.L. Faktory povysheniya effektivnosti professional'noy kommunikatsii. // Sotsial'no-politicheskiy i ekonomicheskiy diskursy v inoyazychnoy professional'noy deyatel'nosti. - M.: FGBOU VPO MGLU, 2013 - (Vestn.Mosk.gos.lingvist.un-ta; vyp. 8 (668). (Seriya Pedagogicheskie nauki) - S. 25-34.
5. Knyazeva E.N. Transdistsiplinarnye strategii islledovaniy // Vestnik TGPU. - 2011. №10. - s. 193-201.
6. Konstantinovskiy D.L. Sotsial'no-gumanitarnoe obrazovanie: orientatsii, praktiki, resursy sovershenstvovaniya / [Voznesenskaya E.D., Dymarskaya O.Ya., Cherednichenko G.A.]. — M.: TsSP, 2006. — S. 13-21.
7. Kochetova I.D. Rol' inostrannogo yazyka v razvitii sotsial'noy otvetstvennosti u studentov vuzov // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014. №1 (20). S. 99.
8. Kulikova O.V. Mezhdistsiplinarnost' kak bazovyy printsip formirovaniya sistemy professional'no relevantnostnykh kompetentsiy v sfere ekonomiki i biznesa. // Ekonomika yazyka i biznes. Sbornik nauchnykh trudov po materialam kruglogo stola (26 aprelya 2013 g.). - M.: FGBOU VPO MGLU, 2013 g. - S. 64-73.
9. Lingvisticheskiy menedzhment i ekonomicheskaya effektivnost' / [Khaleeva I.I. i dr.]. - M.: Izd-vo Triumf, 2014. - S. 205-222.
10. Mikheeva T.B. «Kompetentsiya» i «kompetentnost'»: k voprosu ispol'zovaniya ponyatiy v sovremennom Rossiyskom obrazovanii // Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya . 2011. №5. S. 110-114.
11. Nechaev V.D. Verbitskiy A.A. O kontseptsii sovremennogo gumanitarnogo obrazovaniya // VYSShEE OBRAZOVANIE V ROSSII . 2011. №3. S. 14-22.
12. Orbodoeva L.M. Funktsii professional'noy metakompetentsii v soderzhanii obucheniya inostrannomu yazyku v vuze // Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. 2014. №6. S. 106-111.
13. Orbodoeva L.M. Teoreticheskie aspekty formirovaniya metakompetentsii v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku // Vestnik BGU. 2014. №15. S. 135-140.
14. Rezchikova E.V. Didakticheskie osnovy formirovaniya metakompetentsiy // materialy IV konferentsii "TRIZ. Praktika primeneniya metodicheskikh instrumentov". -[Elektronnyy resurs] - rezhim dostupa: http://www.metodolog.ru/node/1618.
15. Suleymanova E.A. Etapy formirovaniya informatsionno-analiticheskikh kompetentsiy studentov vuza // KPZh. - 2014. №2 (103). - [Elektronnyy resurs] - rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/etapy-formirovaniya-informatsionno-analiticheskih-kompetentsiy-studentov-vuza.
16. Upravlenie znaniyami: rukovodstvo k deystviyu: Per. S angl. - M.: INFRA-M, 2002. -XVI, s. 2.
17. Chashina Zh.V. Sintez intellekta i nravstvennosti v sovremennom obrazovanii // Integratsiya obrazovaniya . 2014. №1 (74). S. 64-70.
18. Chernyavskaya V.S., Samoylichenko A.K. Metamyshlenie i refleksivnost' v kontekste vostrebovannosti vypusknika vuza // MNKO. - 2013. - №3 (40). - S. 169-172.
19. Chilingaryan M.V. Strategiya formirovaniya regional'noy yazykovoy obrazovatel'noy politiki // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2009. №5. S. 24-28.
20. Shamelo E.A. Rol' inostrannogo yazyka v formirovanii professional'noy mobil'nosti vypusknika vuza. // Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki .
2009. №24 (157). S. 52-56.
21. Shtybul S.A. Urovni nakopleniya sotsial'nogo kapitala // Omskiy nauchnyy vestnik.
2010. №3-88. S. 66-69.
22. Beaton, G. Why professionalism is still relevant - [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.beatoncapital.com/wp-content/uploads/2012/03/Why-professionalism-is-still-relevant-by-George-Beaton.pdf - January 2010.
23. Castronova, J.A. Discovery Learning for the 21st Century: What is it and how does it compare to traditional learning in effectiveness in the 21st Century? // Action Research Exchange - volume 1 Number 1, 2002 - [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://chiron.valdosta.edu/are/Artmanscrpt/vol1no1/castronova_am.pdf.
24. Stephanie L. Burrell Storms, Melissa T. Labonte, Ana Marie N. Siscar, Susan F. Martin Collaborative Learning and Innovative Assessment in Humanitarian Studies // International Studies Perspectives Volume 16, Issue 2, pages 107-126, May 2015.