Научная статья на тему 'Информационные технологии в подготовке специалистов таможенных вузов'

Информационные технологии в подготовке специалистов таможенных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙ СТЕНД / АДАПТИВНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТРЕНАЖЕРЫ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Татьяна Ивановна, Антонова Елена Ивановна

В статье обсуждается значимость специализированных обучающих тренажеров и стендов, описаны структура и основные принципы их работы, рассмотрены приемы использования в учебном процессе для отработки профессиональных действий должностных лиц таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в подготовке специалистов таможенных вузов»

УДК 004.9:378.147

Белоусова Т.И., Антонова Е.И.

Владивостокский филиал Российской таможенной академии, г. Владивосток, Россия

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

ТАМОЖЕННЫХ ВУЗОВ

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждается значимость специализированных обучающих тренажеров и стендов, описаны структура и основные принципы их работы, рассмотрены приемы использования в учебном процессе для отработки профессиональных действий должностных лиц таможенных органов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Обучающий стенд; адаптивные аналитические тренажеры; имитационное моделирование; интерактивное моделирование.

Belousova T.I., Antonova E.I.

Vladivostok branch of Russian customs Academy, Vladivostok, Russia

INFORMATION TECHNOLOGY IN THE PREPARATION SPECIALISTS OF CUSTOMS

UNIVERSITIES

ABSTRACT

The article discusses the importance of specialized training simulators and stands, describes the structure and basic principles of their operation, describes the use in the educational process to practice professional actions of officials of customs bodies.

KEYWORDS

Training stand; adaptive and analytical simulators; simulation; interactive simulation.

Основным направлением в работе высшеи школы сегодня является правильныи выбор форм и методов обучения, а также их сочетании, которые позволят целенаправленно, результативно и эффективно формировать у выпускников профессиональные компетенции. Основная образовательная программа подготовки специалиста таможенника предусматривает изучение дисциплин, относящихся к профессиональному циклу: информационные таможенные технологии, основы документооборота в таможенном деле, декларирование товаров и транспортных средств, риск-менеджмент и других, изучение которых позволяет сформировать у выпускников профессиональные компетенции.

Например, цель учебнои дисциплины Информационные таможенные технологии: сформировать профессиональные компетенции, позволяющие грамотно решать задачи применения современных информационных таможенных технологии.

Для организации образовательного процесса на кафедре таможенных операции, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Россиискои таможеннои академии оборудованы специальные компьютерные классы. Компьютерные классы предназначены для совершенствования практических навыков использования современных информационных технологии, информационно-правовых и иных справочных систем. Кроме студентов академии в этих классах также проходят занятия с деиствующими сотрудниками Дальневосточного таможенного управления по изучению новых таможенных программных систем и занятия по подготовке специалистов по таможенным операциям. Установлено большое число программных систем, используемых в таможнях, на таможенных постах, программных систем для автоматизации решения задач участников ВЭД. Один из компьютерных классов ориентирован на изучение современных технологии электронного декларирования.

С использованием применяемых в таможеннои практике специальных программных средств и постановкои реальных таможенных задач в качестве учебных задании проводятся все практические занятия по дисциплинам, затрагивающим совершение таможенных операции и

контроль товаров и транспортных средств, декларирование, экспертизу. Это требует от преподавателей знать не только теоретические основы предмета, но и особенности функционирования реальных автоматизированных рабочих мест, применяемых в таможенном деле, разбираться в программном обеспечении, накапливать информационные базы данных, ориентироваться в потоках управления и документооборота, грамотно ставить задачи, опираясь на опыт использования информационных технологии в таможенных органах. Преподаватель должен быть хорошим программистом и одновременно специалистом в предметнои области Таможенное дело. Сегодня очень трудно наити подготовленного преподавателя в области применения программных средств в таможенном деле. Ситуация усугубляется тем, что в этои области нет приспособленных для учебных целеи программ и методик проведения практических занятии. К тому же таможенное законодательство постоянно меняется, что требует постояннои актуализации программ и обновления знании преподавателя. Эти проблемы могут быть решены с помощью использования передовых образовательных технологии.

В образовательнои практике вузов, в том числе таможенных, основнои акцент делается на использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятии.

Согласно проведенным исследованиям [1] среди интерактивных методов обучения особое место занимают компьютерные имитационные модели. Они по своеи эффективности значительно превосходят другие технологии обучения.

В основе имитационных технологии лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, которое в условиях обучения с тои или инои мерои адекватности отражает процессы, происходящие в реальнои системе. Построение моделеи и организация работы студентов с ними дают возможность отразить в учебном процессе различные виды профессионального контекста и формировать профессиональным опыт в условиях квазипрофессиональнои деятельности.

Наиболее полно имитационные игровые методы обучения, реализуются в среде специализированных автоматизированных систем: обучающих тренажеров и стендов. Использование обучающих тренажеров и стендов в учебном процессе таможенных вузов позволяют развить и отработать профессиональные навыки принятия решения в ситуациях, приближенных к реальным и тем самым готовят студентов к работе в таможенных органах.

В практике работы кафедры Таможенных операции, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Россиискои таможеннои академии (РТА) используется обучающии стенд «Электронное декларирование» [2].

Обучающии стенд «Электронное декларирование», разработанным кафедрои совместно с компаниеи «СТМ» (http://www.ctm.ru), представляет собои инструментальную оболочку - набор программных утилит. Данныи стенд позволяет реализовать имитацию деиствии декларанта и таможенного инспектора с помощью реальных программных средств применяемых в таможенных органах ФТС России в режиме реального времени при решении задачи «таможенное декларирование и выпуск товаров»: процессов подготовки декларации и сопутствующих документов, подачу декларации и ее регистрацию, информационным обмен декларанта с таможенным органом, проверку декларации таможенным инспектором, оформление поручении на досмотр и актов досмотра, деиствии инспектора по выпуску товаров. В состав стенда входят: программные средства для подготовки декларации и сопутствующих документов; КАСТО «АИСТ-М»; модули информационного обмена с региональными таможенными управлениями; сервер; документация для проведения учебных занятии.

Построение стенда на основе совмещения готовых программных продуктов, используемых ФТС России, дает возможность сформировать вспомогательную внутреннюю систему продуктивно - творческого характера, т.е. не в виде готовых подсказок, а в виде такои информации об изучаемых объектах или процессах (преимущественно в нагляднои графическои форме), которая побуждала бы обучаемого к размышлению и рефлексии.

Обучающии стенд «Электронное декларирование», реализует два вида интерфеиса. Первыи вид интерфеиса выполнен на базе программы «ВЭД - Декларант» (рис.1).

Программа «ВЭД - Декларант» предназначена для создания декларации на товары и полного пакета сопутствующих документов, необходимых для представления в таможенные органы. В интерфеисе обучающего стенда, выполненного на базе программы «ВЭД - Декларант», сохранены основные режимы работы и виды создаваемых документов.

Работая в режиме декларанта, студенты отрабатывают навыки заполнения декларации на товары (ДТ), декларации таможеннои стоимости, подготовки пакета документов для подачи в таможенным орган, передачи, открытии процедуры декларирования. В случае, если у пользователя несколько профилеи (разные электронные подписи и данные для связи настроенные в одном

пользователе), необходимо выбрать в появившемся списке профиль, по которому следует вести обмен сообщениями с автоматизированной системой таможенного органа. Передача ДТ и прочих документов идет поэтапно, состояние процесса отправки и процедуры отображается в статусных строках - основнои и дополнительнои (находятся в том же диалоговом окне). Студентами отрабатываются статусы: «Отправлен запрос на открытие процедуры декларирования», «Процедура открыта», «ДТ передана в ТО», «ДТ не прошла проверку», «ДТ принята к оформлению», «Запрос на документы», «ДТ отозвана», «Обнаружено дублирование ДТ», «ДТ на оформлении», «Решение по ДТ принято».

ШШШШ1

документ ГС9№2 Тавгцы £правоч«жи Сереж щмяль

5эддекларант6.50(расширеннаяверсия)(Ш1 70OO/№WQ9,'ODDOO99) [пд(ntиовиейлист)]

JS.il ^Ш*\

& ё

® Пкущив курсы MJW7; USD. 30.3881 руй. л 1 вд., ELP: Н8133 м 1 сц. Дал курсив: 1809.5009

Л

) Статус ЭД [ Доп.игеН 1 - IBN |

ЕпанкН* Хятгппни 3

2 Отг^неигель/Экспвргёр gpf^j "СЕЙЛУ ГИДА САНЙЯИ BE ТИК A.C." 1 ДЕ*(ШШ? ИН|0(«| Справочный ксмер Г!Ц-

3 Ф ос™ 4 Orrp.CfiHi

НЕ РОЩ 1 г

ЯЕНИ КАЛ КОЯПЛЕКСИ Х-1 БЛОК НО: iE D BtÄTÖft 6 ScWöf^tcT |7 СпрЛсчпый гехмйр

Рис.1. Окно интерфейса стенда, выполненного на базе программы «ВЭД - Декларант»

Второи вид интерфеиса выполнен на базе комплекснои интегрированнои системы таможенного оформления и контроля (КАСТО) программы «АИСТ - М», подсистема «Таможенное оформление». В обучающии стенд из подсистемы «Таможенное оформление» включен модуль «Инспектор ОТО» (рис.2). Интерфеис стенда позволяет отрабатывать навыки работы с ролью «Контроль ДТ ФЛК».

На этапе «Очередь на подачу ДТ» отрабатываются деиствия: прием и регистрация ДТ, проверка ДТ на форматно-логическии контроль (ФЛК), корректность заполнения, принятие ДТ в рабочую базу.

На этапе «Очередь ДТ на контроле ФЛК» студентами отрабатывается: формирование запроса на документы по описи, решении о корректировке, проведении дополнительных проверок, закрытие всех ошибок и списание платежеи по выпускаемои декларации.

Использование обучающего стенда «Электронное декларирование» на практических занятиях по дисциплине Информационные таможенные технологии для студентов специальности 38.05.02 Таможенное дело строится по сценарию деловои игры, продолжительностью 8 часов.

Первьш этап проведения занятия продолжительностью 4 часа - этап подготовки: студентов группы знакомят с технологиеи работы обучающего стенда со стороны декларанта и таможенного органа, отрабатывается пробныи вариант работы со стендом.

Второи этап предполагает деление группы на подгруппы: декларантов и таможенных инспекторов, делается привязка декларанта к инспектору, выдается пакет первичных документов. Со стороны декларантов идет формирование и подача пакета документов. Со стороны таможенных инспекторов проводиться прием, контроль, проверка и решение по выпуску или отказе в выпуске. По окончанию этого этапа проводится разбор деиствии игроков.

Использование данного стенда в учебном процессе позволило реализовать ряд функции. Прежде всего, информационно - технологическую подготовку.

Под информационно - технологическои подготовкои студентов понимается искусственно созданная образовательная среда, которая максимально приближена к практическои деятельности и заставляет студентов с учетом межпредметных связеи формировать теоретическое мышление и профессиональные знания и умения.

К основным элементам информационно-технологическои подготовки будущего таможенника, реализуемых в рамках стенда, следует отнести: создание проблемных ситуации, связанных с решением профессиональных задач, например, отказ в регистрации ДТ; создание ситуации новизны и актуальности в процессе изучения старого материала; изучение студентами субъективно нового знания в области информационных технологии и систем. Особое значение приобретает выявление качества межпредметных связеи между профильными дисциплинами, что связано с интегративно-междисциплинарным характером будущеи профессиональнои деятельности.

С помощью стенда появляется возможность систематического решения задач учебно-исследовательского характера, например, контроль запретов и ограничении при ввозе товаров -исследование информации о направлениях контроля запретов и ограничении, определение классификационного кода товара - анализ описательнои части 31 графы ДТ и других ситуации.

Обучающии стенд «Электронное декларирование» работает в режиме реального времени, что позволяет студентам - декларантам обмениваться сообщениями со студентами -таможенниками. Такои режим дает возможность отработать навыки реально существующего процесса таможенного оформления декларации, поданных в электронном виде.

в АИСТ-М - ПЗ Модуль обработки документов Р1\15Р] ]

Файл Вид Документ Справка

ящоль ДТ (ФЛК)

РЩяая Щ

Описание»«,™: ЦИ40 т 12 АТЛ ТРЕЙДИНГ ООО

^РОЛЬ

Переход для документа:

Принятие решения по ДТ

Вы полнеть Ф

" Документы на этапе (8

Этап (кол-во док,) ДТ с требования

¡X

Поданные повторно ДТ (дубли) (0) сРЦ Очередь ДТ на контроле ФЛК (28) с!^ ДТ стек, ошибками на контроле ФЛК (22)

БУФЕРдляПТД (0]

Очередь ДТ на контроле докум.(ТнНР) (0) Не прошедшие обмен (Регистрация ДТ) (0) Задания в ЭКС РТУ (0]

1} Оформление решений о провед доп. проверки [2]

Согласование с кооодинир Отделом (0) Выпущенные ДТ (0] Ожидающие отправки в архив (0] ДТ. возвращенные декларанту [3] ДТ, ожидающие подтверждения (0) Отказанные в регистрации ДТ (0) Ожидание информации о внешнем ТО (0) Распечатка ПТ С [0) Ожидающие ответа от АИС Ордер (0) ДТ на согласовании выпуска без ТП (0)

Этапы проверки ДТ

Описание документа Документ Дата ; Приоритет

ИМ41]Т.:12АМТРЕЙШГШ щщмя | а

ИЩт.-ЭМ МИШВ РУСЛАН ВЛМШР08ИЧ 12Ж12НШ 1 л®

1ШТ.-ШШРЕЙД№№ ДШ М ¿йтс^ш^Д [тест! ОТ.Т2И:22:1» $ * и

Шт.-1 ЮТНАГДЕ ТОРШМ 12.ИКШЗ;» 1 л®

шт.дашш-тоши Д1№ ЗЗ^тдавмемЭД 12.К>2Щ1.11 ( »¡51

ЙМ40Т.-1 ИНФСЙММ ДШ'И.Автофйем'ЭД Ш2:Ш8Ж(5 & •

тжимпют &№)1Шф«АЙИ ШЛШЯЙ $

ж«т.-1 ДЖЕН ш«нтАя;г:даш1.энтЕрдаШ... 1«12.Ш5;2331 5 ¡Й

Список поданных ДТ

Рис. 2. Окно интерфейса стенда, выполненного на базе программы «АИСТ-М»

При работе в режиме реального времени студентам разрешается самостоятельно своими деиствиями изменять ситуацию. В ходе решения конкретнои ситуации студент вынужден провести самооценку и осмысление имеющихся знании и результата собственнои деятельности.

Использование обучающего стенда «Электронное декларирование» дает возможность формировать вспомогательную внутреннюю информацию продуктивно- творческого характера, т.е. не в виде готовых подсказок, а в виде такои информации, которая побуждает студента к размышлению и рефлексии. Как следствие, применение обучающего стенда позволяет реализовать организацию мотивационнои деятельности студентов по формированию и синтезу новых и старых знании и умении дисциплин профессиональнои деятельности.

Обучающии стенд «Электронное декларирование» создавался путем интегрирования реально деиствующих таможенных программных комплексов. В нем реализуется полнофункциональныи сценарии деиствии декларанта и должностных лиц таможенных органов, принятьш для таможенного декларирования и выпуска товаров в электроннои форме. У студентов нет возможности отменить или повторить деиствие, получить подсказку - пояснение. Стенд не позволяет провести анализ деиствии, анализ результатов и причин принятия решении. Поэтому целесообразно в процессе предварительнои подготовки к работе со стендом использовать разработанным в Россиискои таможеннои академии адаптивныи аналитическии тренажер «АС ТО и ТК».

Адаптивныи аналитическии тренажер - это один из типов тренажеров, входящих в комплексную тренажерную систему (КТС) разработанную в Россиискои таможеннои академии. КТС - программным комплекс, направленным на отработку практических навыков и знании, оценку результатов проведения обучающих задании (упражнении) и объяснение ошибок, совершенных пользователем при проведении исследования.

Комплексная тренажерная система состоит из двух групп тренажеров. Первая группа

тренажеров КТС - это тренажерно-имитационные комплексы (ТИК), обеспечивающие моделирование и воспроизведение ситуации, возникающих в процессе реализации таможенных операции и процедур, максимально приближенных к реальным условиям и формирующих рекомендации по деиствиям обучаемых в конкретных ситуациях. Такие системы обеспечивают подготовку обучаемых в следующих режимах: обучение исполнению таможенных документов, пошаговая отработка сценариев исполнения служебных обязанностеи в типовых таможенных ситуациях, комплексная работа в составе структуры таможенного подразделения.

Как правило, ТИК разрабатываются преподавателями для определенных разделов (тем) курсов подготовки специалистов, т.е. включают комплекс задач (вопросов) по темам раздела и пояснительныи (учебныи) материал по задачам (вопросам).

Ко второи группе тренажеров КТС относят адаптивные автоматизированные тренажеры (ААТ), которые обеспечивают изучение, приобретение и совершенствование практических навыков работы с программно- информационными средствами ЕАИС ФТС России в процессе обучения и профессиональнои подготовки специалистов таможенных органов.

Благодаря базе учебных задач и ситуации адаптивные автоматизированные тренажеры КТС позволяют преподавателю выбрать задания для обучаемого; установить время для отработки задания; выбрать вид контроля для выполняемого задания. Список задании определяется выбраннои ААТ. При изменении ААТ задача автоматически переносится в список задач выбраннои ААТ, что будет отражено на вкладке «Задания для обучаемых».

Работа на тренажерах КТС производится поэтапно: на первом этапе осуществляется теоретическое изучение технологического процесса (его особенностеи) реального процесса, устроиство. Это изучение может быть произведено на лекциях, самостоятельно или под руководством преподавателя; на втором этапе производится изучение работы тренажера, третии этап - выполняется непосредственная работа обучаемого (группы) на тренажере под контролем преподавателя, которыи определяет порядок и количество решаемых задач, производит выбор ситуации и выделяет приоритеты технологического процесса.

Преимуществом использования тренажеров КТС является автоматизированная проверка деиствии студента. В ходе выполнения студентом задании автоматизированная система контролирует деиствия учащегося без участия преподавателя, проверяя правильность выполнения задания, используя текстовые и графические подсказки. После выполнения студентом интерактивнои виртуальнои работы вся информация о результатах доступна преподавателю, которыи может в режиме реального времени контролировать успеваемость академическои группы.

Благодаря комплексу учебных задач и ситуаций, включенных в тренажеры-имитаторы КТС, появляется возможность: создавать проблемных ситуаций; задавать любые необходимые параметры (при конкретной задаче, ситуации); анализировать результаты ответов обучаемых, сопоставляя ответы студентов с данными фактического состояния объекта (системы) или данными логичного выбора параметров, вести автоматическую запись всех действий студентов, многократно использовать тренажеры с накоплением банка данных (кто обучался, по каким темам, номера задач и оценки обучаемых).

С использованием адаптивного аналитического тренажера «АС ТО и ТК» студент может подготовиться к дальнеишеи работе со стендом «Электронное декларирование», получив знания и навыки, при решении, например, таких задач: порядок подготовки электронных документов и принципы обмена служебнои информациеи между таможенными органами и декларантами; порядок подготовки электронных документов декларантом; прием и декларация декларации на товары; запрос дополнительных документов от декларанта.

Практика применения стенда «Электронное декларирование» и адаптивных аналитических тренажеров в таможенных вузах позволяет формировать знания, умения и навыки по специальности Таможенное дело. Активные методы обучения, в частности, использование потенциала специализированных обучающих стендов, по сравнению с традиционными, обеспечивают решение даннои задачи путем приближения процесса обучения к условиям практическои деятельности, т. е. позволяют студентам стать на место того или иного должностного лица и непосредственно видеть результаты своих управленческих решении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Бураго В.В. Применение компьютерных имитационных моделей в качестве инструмента модернизации высшего экономического образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orelgiet.ru/monah/88h.pdf (дата обращения: 01.10.2016).

2. Белоусова, Т.И. Значение интерактивных образовательных технологий в подготовке специалистов таможенного вуза / Т.И. Белоусова, Е.И. Антонова // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2014. - № 2. - С. 79-87.

3. Билик В. В. Виртуальная образовательная среда таможенного вуза как инструмент перехода к болонской системе образования [Электронный ресурс] / В.В. Билик, Д.А. Мячин, Т.Н. Федорова. - Режим доступа: http://www.spbrca.ru/Chtenia/2009/1/Bilik.pdf (дата обращения: 01.10.2016).

4. Черных В. Воспитать профессионала // ТАМОЖНЯ. - 2013. - № 16. - С. 18-20.

References

1. Burago V.V. Primenenie komp'yuternykh imitatsionnykh modeley v kachestve instrumenta modernizatsii vysshego ekonomicheskogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.orelgiet.ru/monah/88h.pdf (data obrashcheniya: 01.10.2016).

2. Belousova, T.I. Znachenie interaktivnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v podgotovke spetsialistov tamozhennogo vuza / T.I. Belousova, E.I. Antonova // Tamozhennaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke. - 2014. - № 2. - S. 79-87.

3. Bilik V. V. Virtual'naya obrazovatel'naya sreda tamozhennogo vuza kak instrument perekhoda k bolonskoy sisteme obrazovaniya [Elektronnyy resurs] / V.V. Bilik, D.A. Myachin, T.N. Fedorova. - Rezhim dostupa: http://www.spbrca.ru/Chtenia/2009/1/Bilik.pdf (data obrashcheniya: 01.10.2016).

4. Chernykh V. Vospitat' professionala // TAMOZhNYa. - 2013. - № 16. - S. 18-20.

Поступила 12.10.2016

Об авторах:

Белоусова Татьяна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры таможенных операции, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля, Владивостокскии филиал Россиискои таможеннои академии, beloycovatat@mail.ru;

Антонова Елена Ивановна, кандидат технических наук, доцент, заведующии кафедрои таможенных операции, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля, Владивостокскии филиал Россиискои таможеннои академии, ant_vladivostok@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.