Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КИТАЙСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ'

АНАЛИЗ КИТАЙСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
319
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИП / КОЛЛЕКТИВ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аименева А. А., Полехина А. В., Зиновьева Е. Г.

Данная статья посвящена сравнительному анализу китайской и японской моделей управления, западной и дальневосточной концепций менеджмента. Рассматриваются основные положения, принципы и недостатки китайского менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КИТАЙСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2012. N95(8).

3 К О Н О М И

4 Е С К И Е

НАУКИ

УДК 658

А. А. Аименева, А. В. Полехина, Е. Г. Зиновьева АНАЛИЗ КИТАЙСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Данная статья посвящена сравнительному анализу китайской и японской моделей управления, западной и дальневосточной концепций менеджмента. Рассматриваются основные положения, принципы и недостатки китайского менеджмента.

Ключевые слова: менеджмент, управление, модель управления, принцип, коллектив, стратегия.

Китайская мысль интересуется способом использования вещей и рассматривает все вещи с точки зрения цельности типа, того или иного качества, состояния. Китайская мысль натурали-зирует человеческую деятельность.

Обратившись к жизненной философии китайских предпринимателей, мы обнаруживаем прямо противоположное отношение и к своей работе, и к своей жизни. Деловые люди на Дальнем Востоке не отделяют свою работу от личной жизни, а к своей деятельности относятся с безоблачным энтузиазмом.

В отличие от Китая, где даже внутри семьи доминируют личностные отношения между отдельными её членами, в Японии семья воспринималась как единый коллектив, где все имеют равные права и обязанности. Современные руководители японских компаний старательно культивируют среди своих подчинённых чувство принадлежности к одной дружной семье, где все преследуют общие цели и всегда готовы помочь друг другу.

Недовольство своей работой в Китае исключается. Все без исключения предприниматели Дальнего Востока подчеркивают важность корпоративной культуры и создания в коллективе атмосферы сердечной солидарности и взаимопомощи. Из этого следует, что как в Японии, так и в Китае личная и корпоративная гордость почти нераздельны.

Здесь самое время подчеркнуть, что «китайский мир», при всей его внутренней целостности и последовательности, интуитивно явственно ощущаемых, вовсе не означает единообразия мышления и поведения его обитателей. Как раз наоборот: китайская цивилизация чрезвычайно богата локальными различиями, порой очень резкими. Это, может быть, самая большая загадка жизненного уклада Китая, так отличающая его от, скажем, уклада соседней Японии, в которой

© Аименева А. А., Полехина А. В, Зиновьева Е. Г., 2012.

Вестник магистратуры. 2012. № 5(8).

ISSN 2223-4047

повсеместно существует пожизненный найм и принятие решений, как правило, предваряется разного рода неформальными совещаниями, которые по-японски именуются «уходом за корнями».

Поведение китайца регулируется принципом «взаимности» отношений, причем не предполагающим равенства сторон. Другой важный принцип и управления, и корпоративной стратегии в китайском социуме - ориентация на событиях, конкретных обстоятельствах практики, спонтанных жизненных «переменах». По-китайски искусство управления и стратегии - умение «соответствовать переменам»; быть разумным в китайском понимании - значит сообразовываться с «текущим моментом». Отсюда вытекает традиционно свойственное китайцам недоверие и даже пренебрежение к законам и правилам.

Современной китайской теорий менеджмента свойственны глобальные противопоставления западной и восточной концепции управления. Довольно подробно такого рода позицию, а также понятие менеджмента в китайской традиции разработал Чэн Чжунъин [1], выделяющий пять черт «рационалистического менеджмента», который свойственен Западу.

1. Абстрактность: наложение отвлеченных идей и понятий на реальность.

2. Объективизм: восприятие вещей как независимых объектов.

3. Механицизм: взгляд на мир как на систему объектов, управляемую независимыми законами.

4. Дуализм: противопоставление первичных и вторичных свойств, разума и интуиции, объективного и субъективного.

5. Абсолютизм: линейный и однонаправленный характер управления.

Дальневосточной же цивилизации, по мнению Чэн Чжунъина, свойственна традиция

«гуманистического менеджмента»:

1. Конкретность: объект менеджмента - конкретная целостная личность.

2. Субъективизм: способность выявить и сделать своей основой нерациональные функции человека.

3. Органицизм: принятие за точку отсчета живого организма в сложной целостности его существования.

4. Холизм или недуальность: ориентация на цельность биологического организма и гармонизацию человеческих функций.

5. Релятивизм или неабсолютивизм: ориентация на взаимодействие людей, уважение к воле и мнению других.

Что же касается традиционных китайских представлений об управлении и корпоративной стратегии, то здесь Чэн Чжунъин выделяет иерархию четырех уровней менеджмента.

Низший уровень соотносится с понятием «рука» (к которому отсылает латинская этимология слов «менеджмент», а также «манипуляция», «маневр»; русским эквивалентом термина менеджмент является слово «руководство»).

Второй уровень - уровень «интеллекта», представленный в техническом умении и правилах деятельности организации. Ум воплощает принцип изобретательности, он способен комбинировать вещи и открывать новые возможности в окружающей действительности.

Третий уровень - это уровень сердца, который в китайской традиции охватывает разум и чувство.

И наконец, высший уровень управления, которому нет аналогов в западных теориях менеджмента, воплощается главной категорией китайской традиции - понятие «пути» (дао), чему соответствует «мудрость» как единство практического и теоретического знания, жизни и сознания. Мудрость и есть, по сути, жизнь. «Путь» воплощает высшую системность мышления и действий.

Традиционная китайская космология включает в себя учение о пяти первоэлементах мира (пять фаз мирового круговорота) - Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода. Чэн Чжунъин находит для каждой из указанных фаз соответствия среди различных аспектов управленческой деятельности, получая в итоге концепцию управленческой деятельности.

Свойство Земли - как планирование и выработка стратегии.

Свойство Металла - как контроль и принуждение.

Свойство Воды - как изменение курса, поиск новых возможностей.

Свойство Дерева - как производство и новаторство.

Свойство Огня - как человеческое общение, согласие в коллективе.

Чэн Чжунъин называет свою концепцию китайского менеджмента «теорией С», так как все пять качеств по-английски пишутся с буквы «С» (срединность, контроль, изменчивость,

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2012. №5(8).

творчество, координация). Чэн Чжунъин накладывает эту схему взаимодействия «пяти принципов» менеджмента на традиционную модель «взаимного порождения» пяти мировых стихий в их круговом движении: фаза Дерева - творчество, переходит в фазу Огня (коммуникация, «человеческий фактор»), Огонь порождает Землю (единство, стратегия), Земля переходит в фазу Металл (контроль, руководство). Металл порождает Воду (адаптация к рынку), после чего цикл менеджмента возвращается к фазе Дерева.

Фань Сигуй указывает три недостатка, свойственные китайской традиции управления:

1. Общий «гуманитарный» характер китайской трактовки политики и организации обусловил известную недооценку значения институциональных основ менеджмента.

2. Мал потенциал творческого развития, отсутствуют инструменты в китайской теории, позволяющие гибко реагировать на изменяющиеся общественные и экономические условия хозяйственной деятельности.

3. Китайская традиция была прервана и теперь восстанавливается искусственным, в большей степени академическим путем.

Выделяют 12 основных принципов мудрого управления:

1. подчиненные должны иметь «одно сердце» и «одинаковые устремления с вышестоящими»;

2. правильная организация (постоянный тренинг и разумный распорядок);

3. обладать всей возможной информацией об окружающей обстановке;

4. соблюдать нормы поведения руководителя;

5. правильно выбирать тактику и эффективно применять её;

6. нужно уметь «следовать за противником»;

7. своевременность всех действий («вести противника, а не быть ведомым»);

8. правильное применение своих сил;

9. действия в зависимости от обстоятельств;

10. умение определять правильный момент для действия и оценивать пользу и вред каждого маневра;

11. правильное ведение противоборства;

12. неожиданность действия.

Следует выделить такие принципы современного менеджмента в Китае, как важность стратегического поведения, превращение силы соперника в слабость, обман с целью завоевания стратегического преимущества, понимание противоречий и использование их для получения преимущества, компромисс, борьба за полную победу, извлечение выгоды из неблагоприятных для соперника обстоятельств, гибкость, важность сбора информации, понимание взаимной зависимости различных ситуаций, терпение, стремление избежать сильных переживаний.

Все эти принципы остаются пока формальными и в известной степени даже загадочными.

На основании сравнительного анализа, можно выделить основные положения китайского менеджмента: все вопросы решаются «по обстоятельствам», причем «сознание и мир составляют одно»; в видимом порядке скрыт беспорядок, но в кажущейся беспорядочности, напротив, сокрыт нерушимый порядок; основа поведения - взаимность в отношениях; «разумное стремление к целостному видению» ситуации; поиск компромиссов; доминирование человеческого фактора; действие в соответствии с естественными переменами и «требованиями момента».

Важно учитывать, что главным фактором успеха работы менеджера в Китае - развитие инициативы подчиненных и создание хорошего климата в коллективе.

Библиографический список

1. Малявин, В. Китай управляемый: Старый добрый менеджмент / В. Малявин. URL: http://lib.rus. ec/b/292736/read.

АИМЕНЕВА Айгуль Амагалеевна - студент Магнитогорского государственного технического университета (МГТУ им. Г.И. Носова).

ПОЛЕХИНА Алёна Викторовна - студент Магнитогорского государственного технического университета (МГТУ им. Г.И. Носова).

ЗИНОВЬЕВА Екатерина Георгиевна - кандидат философских наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет (МГТУ им. Г.И. Носова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.