Научная статья на тему 'Базовые принципы китайской деловой культуры'

Базовые принципы китайской деловой культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
869
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / КОНФУЦИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЗАПАДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ВОСТОЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / КРОССКУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / CHINESE BUSINESS CULTURE / CONFUCIUS VALUES / WESTERN MANAGEMENT STYLE / ASIAN MANAGEMENT STYLE / CROSS-CULTURAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ромченко Екатерина Дмитриевна

В статье рассматриваются особенности современной китайской деловой культуры, основы которой сформировались в традиционной культуре Китая и содержатся, в частности, в конфуцианстве. Автор обращается к современным российским и китайским источникам и анализирует базовые принципы, которыми руководствуются китайские предприниматели и менеджеры при ведении бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic principles of Chinese business culture

The article is focused on the special features of modern Chinese business culture that is based on the traditional Chinese culture and in particular on Confucius values. The author refers to the contemporary Russian and Chinese researchers and makes conclusions on the basic principles of Chinese business and management.

Текст научной работы на тему «Базовые принципы китайской деловой культуры»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 3

ПРОБА ПЕРА. СЛОВО МОЛОДОМУ УЧЕНОМУ

Е.Д. Ромченко, асп. кафедры социологии организаций и менеджмента социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ КИТАЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются особенности современной китайской деловой культуры, основы которой сформировались в традиционной культуре Китая и содержатся, в частности, в конфуцианстве. Автор обращается к современным российским и китайским источникам и анализирует базовые принципы, которыми руководствуются китайские предприниматели и менеджеры при ведении бизнеса.

Ключевые слова: китайская деловая культура, конфуцианские ценности, западная концепция управления, восточная концепция управления, кросскультурный менеджмент.

The article is focused on the special features of modern Chinese business culture that is based on the traditional Chinese culture and in particular on Confucius values. The author refers to the contemporary Russian and Chinese researchers and makes conclusions on the basic principles of Chinese business and management.

Key words: Chinese business culture, Confucius values, western management style, Asian management style, cross-cultural management.

Попав в чужую деревню, следуй местным традициям.

Китайская поговорка

Китай для России является значимым соседом и партнером в области экономики и культуры. 2006 г. был объявлен годом России в Китае, 2007 г. — годом Китая в России. Ежегодный средний прирост товарооборота между странами составляет 30%^ Значение партнерства организаций России и Китая с каждым годом возрастает. Глобальный кризис оказывает воздействие на темпы развития экономических отношений, но не ослабляет принципиального намерения сторон усиливать взаимодействие. Все большее количество российских компаний начинает сотрудничать с Китаем в различных направлениях, но часто налаживанию эффективной коммуникации препятствует страх перед неизвестной культурой

* Ромченко Екатерина Дмитриевна, e-mail: danpisem@mail.ru

1 См.: Лукин А. Актуальные проблемы взаимодействия России и Китая и пути углубления двустороннего сотрудничества // Аналитические записки. 2008. № 4 (33). С. 11—16.

и недостаточность знаний о традиционной деловой культуре Китая. Непрерывный процесс глобализации не способен полностью унифицировать культуру делового общения, национальные особенности проявляются в повседневном деловом общении.

На китайскую деловую культуру оказывают влияние традиционные конфуцианские ценности, такие, как гуманность, приоритет справедливости перед прибылью, приоритет старших перед младшими, гармония в обществе и золотая середина, управление и победа без вмешательства и без конфликта, скромность2. В китайской культуре ведения бизнеса акцент делается на взаимодействии с людьми, а также на долгосрочной ориентации деловых отношений и видении успешного будущего в сочетании с прагматизмом. Цель существования любой китайской организации — формирование гармоничной, интегрированной корпоративной культуры, где каждый участник находится на своем месте.

В основе китайской психологии, и в частности китайской психологии деловых отношений, лежит "принцип восьми лепестков"3, который включает в себя следующие ценности:

1) иерархичность, неукоснительное соблюдение принципа должностного и возрастного старшинства, выполнение задач исключительно в рамках собственной компетенции, различие в стилях общения во время совместной работы и совместного отдыха, соблюдение ритуалов вежливости;

2) организация любой группы по семейному принципу, уважение к старшим и опека над младшими, сокращение дистанции в личных отношениях между людьми, коллективизм и сплоченность, необходимость единогласного одобрения решений всеми участниками;

3) взаимообмен благами, плата услугой за услугу и поддержание дружеских отношений с людьми, которые могут оказать поддержку. Соблюдение принципа "гуаньси" (связи): лучше иметь дело только с надежными знакомыми, а не рисковать, доверяя дело непроверенным людям. Не принято указывать прямо на недостатки и ошибки другой стороны, особенно в присутствии свидетелей, заставляя ее "потерять лицо";

4) познание и обучение новому, позволяющие быстро внедрять новые технологии в любой сфере деятельности и объясняющее интерес китайцев ко всему новому при неизменности уважения к традициям; действие в соответствии с естественными переменами и "требованиями момента";

2 Чжао Цзисинь. Человекоориентированный подход к управлению. Пекин, 2008. С. 18—22.

3 Китай. Страна традиций, устремленная в будущее. М., 2007. С. 164—175.

5) трудолюбие и тщательное планирование. Большую ценность представляют те успехи, ради которых человек "10 лет трудился", репутация трудолюбивого сотрудника обеспечивает продвижение по карьерной лестнице;

6) бережливость, проявляющаяся не только по отношению к собственным средствам, но и по отношению к средствам своего государства. Главенствует принцип "тратить впустую нехорошо";

7) терпеливость и терпимость. За пять тысяч лет своей истории китайский народ пережил многие трудности, и терпение вошло в число обязательных черт национального характера. Терпимость воспитана почти полуторамиллиардной численностью населения и многообразием 56 проживающих в Китае народностей;

8) упорство и настойчивость, позволяющие в сочетании с терпеливостью и трудолюбием добиваться своих целей. Сама настойчивость часто бывает важнее результата, когда важнее показать свое старание, проявить активность и участие.

Можно отметить определенную склонность китайского социума к закрытости от внешнего мира (в сочетании с дистанцированным дружелюбием по отношению ко всему иностранному) при стремлении к прозрачности внутри своего социума. Характерные черты китайской деловой культуры можно выделить, сравнивая китайский и западный подходы к конкуренции (табл. 1).

Таблица 1

Тактики конкуренции в китайской и западной деловых культурах

Параметр Китайская тактика конкуренции Западная тактика конкуренции

Стиль конкуренции Косвенная, "тихая" конкуренция, избежание деструктивной конфронтации, ориентация на победу без боя Прямая, "громкая" конкуренция, "лицом к лицу"

Контроль за распространением информации Секретность Транспарентность потока информации

Подход к достижению цели Тонкая стратегия, пошаговый выигрыш Побеждает напор, сила, победитель забирает все

Соотношение конкуренции и сотрудничества Конкуренция и сотрудничество как две стороны одной монеты (гибкость взаимодействия) Конкуренция и сотрудничество несовместимы

Выбор целевого сегмента Упор на нише и местном контексте Доминирование по всему рынку

Отношение к риску Неприязнь к риску Склонность к большим рискам

Исторически и культурно обусловленный выбор поведенческих стратегий позволяет китайским предпринимателям справляться с нестабильностью, проявлять гибкость и приспособляемость к меняющимся рыночным условиям4.

Как западные, так и современные китайские авторы противопоставляют западную и восточную концепции управления. Чэн Чжунъин выделяет черты "рационалистического менеджмента" Запада и "гуманистического менеджмента" Востока5 (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение западного и восточного подходов к менеджменту

"Рационалистический менеджмент" Запада "Гуманистический менеджмент" Востока

Абстрактность — стремление наложить отвлеченные идеи и понятия на реальность Конкретность — объект менеджмента — конкретная целостная личность

Объективизм — восприятие вещей как объектов, независимых от воспринимающего их разума Субъективизм — способность выявить и сделать своей основой нерациональные функции человека

Механицизм — взгляд на мир как на систему, управляемую неизменными законами Органицизм — принятие за точку отсчета живой организм в сложной целостности его существования

Дуализм — противопоставление первичных и вторичных свойств, разума и интуиции, объективного и субъективного Недуальность, холизм — ориентация на цельность биологического организма и гармонизацию человеческих функций вместо противопоставления человеческого разума природе

Абсолютизм — дедуктивный, линейный и однонаправленный характер управления Релятивизм, неабсолютизм — ориентация на взаимодействие людей, уважение к воле и мнению других

Одними из важных принципов ведения дел китайскими предпринимателями и менеджерами являются прагматичность и практичность, ориентация не на отвлеченные идеи и принципы, а на фактические текущие события, конкретные обстоятельства практики и перемены. Разумное управление предполагает умение соответствовать переменам и проявлять гибкость, трактовать правила и законы в свою пользу. Тайваньский ученый Цзэн Шицян включает следующие разделы в главу "Искусство совершенного об-

4 Чен Минг Джер. Китайский бизнес изнутри: Практическое пособие по выстраиванию деловых отношений с китайскими партнерами. М., 2009. С. 158.

5 Chínese culture and industrial management: Proceedings of the International Symposium Hongzhou, China, 2—4 April 1996. N.Y., 1998. P. 50—51; Малявин В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент. М., 2007. С. 105.

щения"6: 1) действие сообразно обстановке важнее отвлеченной истинности; 2) речи должны быть туманными и неопределенными, поскольку это дает преимущество в стратегическом противоборстве; 3) нужно заставить партнера раскрыть свои намерения, а самому не раскрываться; 4) ведя переговоры, оставляй за собой поле для самостоятельного маневра; 5) заключив договор, не торопись исполнять его, а действуй по обстоятельствам.

За пять тысячелетий своей истории китайский народ научился искусству "побеждать без сражения"7, сочетать в стратегиях своего поведения гармонию и гибкость.

Россия и Китай — государства-соседи, занимающие особые места в пространстве международных отношений. Культурные традиции народов двух государств на первый взгляд не имеют между собой ничего общего, и только при детальном рассмотрении выявляются сильнейшие исторические и культурные связи двух наций и пути взаимного обогащения культур. Знание особенностей культуры страны-партнера может помочь снизить риск коммуникативных неудач и способствовать достижению целей сотрудничества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лукин А. Актуальные проблемы взаимодействия России и Китая и пути углубления двустороннего сотрудничества // Аналитические записки. 2008. № 4 (33).

Китай. Страна традиций, устремленная в будущее. М., 2007.

Сунь Цзы. Искусство стратегии. М., 2006.

Цзэн Шицян. Китайский тип управления. Тайбей, 2001.

Цзэн Шицян. Китайский стиль руководства — искусство человекоори-ентированного подхода в управлении. Пекин, 2005.

Чен Минг Джер. Китайский бизнес изнутри: Практическое пособие по выстраиванию деловых отношений с китайскими партнерами. М., 2009.

Чжао Цзисинь. Человекоориентированный подход к управлению. Пекин, 2008.

6 Цзэн Шицян. Китайский тип управления. Тайбей, 2001; Он же. Китайский стиль руководства — искусство человекоориентированного подхода в управлении. Пекин, 2005.

7 Сунь Цзы. Искусство стратегии. М., 2006. С. 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.