Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова И. А., Зиновьева Е. Г.

Российская экономика выходит на качественно новый уровень. Этот переход связан с внедрением инновационной составляющей во все сферы жизни и жизнедеятельности человека. Поэтому предприятиям необходимо использовать новые подходы к разработке долгосрочных стратегий. В настоящей статье предлагается рассмотреть построение стратегического менеджмента в контексте жизненного цикла предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 336.645

И. А. Гончарова, Е. Г. Зиновьева

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Российская экономика выходит на качественно новый уровень. Этот переход связан с внедрением инновационной составляющей во все сферы жизни и жизнедеятельности человека. Поэтому предприятиям необходимо использовать новые подходы к разработке долгосрочных стратегий. В настоящей статье предлагается рассмотреть построение стратегического менеджмента в контексте жизненного цикла предприятия.

Ключевые слова: инновационное предприятие, жизненный цикл предприятия, стратегическое управление, человеческий потенциал, социальная ответственность.

Сейчас в мире компании-лидеры используют различные стратегии, которые помогают им добиваться новых успехов. В основе большинства таких стратегий находится инновационное звено. И здесь речь идет не только о принципиально новых технологиях производства продукции или создание новых товаров, а так же непосредственно об управленческих моментах. Например, освоение новых методов конкурентной борьбы, новые подходы в маркетинге и методики управления рисками предприятий, разработка долгосрочных стратегий предприятия. Так как сейчас рынок диктует жесткие условия, поэтому предприятия, которые не вводят инновационную составляющую в процесс производства и/или процесс управления в скором времени окажутся абсолютно неконкурентоспособными [1].

В соответствии с этим особое внимание следует уделять стратегическому управлению на инновационных предприятиях. Правительством РФ была разработана стратегия на период до 2020 года, где подробным образом расписаны шаги, по которым следует пройти российским предприятиям с целью вывода экономики на принципиально новый инновационный уровень. Все это еще раз подчеркивает важность инновационных предприятий для страны и соответственно необходимость проработанного стратегического управления.

Развитие инновационной деятельности представляет собой процесс направленного изменения, в результате которого появляется качественно новое состояние инновационной системы. Чтобы охарактеризовать инновационную деятельность можно рассматривать стратегическое управление инновационного предприятия в контексте жизненного цикла, исследованное Л. Грейнером. Принято выделять пять этапов организационного развития, отделяемые моментами организационных кризисов. При переходе от одного этапа к другому появляется необходимость преодолеть соответствующий кризис данного переходного периода. Соответственно для каждого этапа, имеющего различные условия для развития и становления инновационной деятельности, разрабатываются и различные системы стратегического управления.

Безусловно, первая стадия - зарождение организации. На данном этапе инновационная деятельность в первую очередь основывается на творческом потенциале предпринимателей и соответствующих работников. Особое внимание здесь принято уделять продуктовым инновациям, то есть разработке принципиально нового продукта и его маркетингу. Организационная структура компании при этом чаще всего остается неформализованной, так как в такой структуре легче всего разрабатывать и дополнять предложения по товару. На данном этапе стратегическое управление можно охарактеризовать как скорее реактивное, нежели плановое. Подхо-

© Гончарова И. А., Зиновьева Е. Г., 2012.

Вестник магистратуры. 2012. № 1(4).

ISSN 2223-4047

дящую линию управления для данного периода обычно вырабатывает инициативная группа, где решающим фактором успешного преодоления кризиса является уровень квалификации и способность к обучению членов этой группы.

После успешного преодоления кризисов данного периода наступает вторая стадия - стадия быстрого роста. В соответствии с этой стадией происходит интенсивное развитие предприятия, которое уже занимает свою нишу и имеет достаточно ресурсов для начала новой деятельности. В данном периоде еще четко не сформирована система стратегического управления, предприятие продолжает ориентироваться на конкретные личности, а не на задачи и функции. Высшим приоритетом становится быстрое развитие бизнеса и правильное определение направления. В случаи успеха преодоления кризисных моментов для предприятия наступает третья стадия, характеризующаяся замедлением роста.

Интересно заметить, что основанная нагрузка здесь ложиться на менеджеров именно среднего звена, целью которых является совершенствование организационных и управленческих процедур. Поэтому стратегическое планирование ориентируется не на экстенсивное развитие через наращивание объемов производства, а на интенсивное развитие - через наращивание прибылей.

В продолжение предыдущей стадии, стадия зрелости (или стадия расцвета) основывается не на наращивании объемов производства. Большее внимание менеджеры уделяют совершенствованию продукции, развитию рынка различными новаторскими маркетинговыми технологиями.

Однако, не смотря на успешные управленческие действия и четко, корректно разработанные стратегии неизбежной остается стадия упадка или старения организации, которая характеризуется отказом от поощрения инновационной деятельности. При этом у организации существует ряд возможных сценариев функционирования. Первый сценарий - система стратегического управления может обладать следующими характеристиками: большое внимание уделяется стратегическому контролю; происходит смещение акцента на то, как делается, а не что и зачем; теряется контакт с внешней средой, организация преимущественно концентрируется на себе самой. Но существует и другой вариант развития, который требует существенных усилий со стороны организации, но при успешном выполнении верно поставленных задач предприятие выйдет на качественно новый уровень. Суть этого варианта состоит в направлении стратегического управления на развитие инновационной деятельности в области обновления технологии, ассортимента; развитие старых рынков и выход на новые; на совершенствование управленческих и организационных процедур [2].

Кроме различий в каждой стадии выделяется ряд общих направлений в формировании стратегии управления. Наиболее важными являются четкое следование миссии предприятия, продуманное управление человеческим потенциалом и социальная ответственность. Не смотря на то, что с переходом от одного этапа к другому бывают существенные изменения в работе предприятия и в состоянии окружающей среды, поэтому предприятие, возможно, вносит изменения в существующие цели и задачи. Однако миссия остается, как правило, неизменной и соответственно на каждом этапе работа строится таким образом, чтобы была возможность достичь ее.

Кроме этого в организации работают люди и правильная расстановка существующей силы - один из факторов успешного функционирования предприятия в целом. Поэтому на каждом этапе важно правильно подобрать персонал для соответствующей работы, будь то творческие группы или уже непосредственно сама иерархия работников в организации. Так же не следует забывать о системе мотивации, так как предприятие носит инновационный характер то, скорее всего менеджерам стоит разработать инновационные методы. К примеру, возможно создание балльной системы премий, когда каждый сотрудник в соответствии с набранными баллами получает определенный размер премии как денежной, так и возможность приобрести, например, у предприятия определенный товар в специально созданном «магазине». Такая атмосфера в рабочей группе позволит с одной стороны несколько снять напряжение, но и с другой стороны будет мотивировать работников именно на индивидуальный вклад (где это не возмож-

но тогда на микрогрупповой) и показывать важность и привлекательность инновационного развития.

Не менее важным остается и социальная ответственность, о которой организации не должна забывать с самого начала и до последнего дня существования. На этапе создания организация должна думать об окружающей среде и изначально предпринимать все необходимые меры по ее сохранению. После того как предприятие «встанет на ноги» оно может и должно проводить как благотворительные акции так и поддержку социальных программ. Но при этом государство изначально должно помогать инновационным предприятием не только с целью вывода экономики на качественно новый уровень, но и для поддержания социальной сферы. В подтверждение данным словам можно предоставить результаты исследования в соответствии, с которым были построены блочные индикаторы отражающие уровень развития социальной и инновационной сферы 61 региона нашей страны. Как показало исследование, большая часть регионов принадлежит условно названной диагонали соответствия уровня развития инновационной сферы и социальной.

Постоянно изменяющийся характер экономической среды, а так же развитие НИОКР заставляет предприятия постоянно развиваться, причем о скорости и продуманности управления зависит и дальнейшее положение организации.

Таким образом, правильно подобранная и разработанная стратегия управления в соответствии со стратегическим управлением, выведет компанию на новый уровень, так же позволит подняться экономике всей страны, а соответственно и улучшить и жизнь населения в целом.

Библиографический список

1. Гольдштейн, Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: учебное пособие / Г. Я. Голь-дштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 267 с.

2. Пешкова, И. В. Стратегическое управление предприятием в условиях развития инновационной деятельности / И. В. Пешкова // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 11. - С. 69-70.

ГОНЧАРОВА Ирина Алексеевна - студент Магнитогорского государственного технического университета (МГТУ им. Г. И. Носова).

ЗИНОВЬЕВА Екатерина Георгиевна - кандидат философских наук, доцент Магнитогорского государственного технического университета (МГТУ им. Г. И. Носова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.