Научная статья на тему 'Система сбалансированных показателей как основа формирования внутренней инновационной среды предприятия'

Система сбалансированных показателей как основа формирования внутренней инновационной среды предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ВНУТРЕННЯЯ ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврищева Елена Евгеньевна

Рассмотрены основные этапы построения системы сбалансированных показателей для реализации стратегии формирования внутренней инновационной среды предприятия. Обозначена и обоснована решающая роль информационных ресурсов для реализации стратегии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principal stages of the formation of balanced indicators system aimed at the realization of the strategy of creating the internal innovation environment at an enterprise have been considered. The decisive role of information resources for the realization of the strategy has been revealed and substantiated

Текст научной работы на тему «Система сбалансированных показателей как основа формирования внутренней инновационной среды предприятия»



УДК 338.24

Лаврищева Е.Е.

Система сбалансированных показателей как основа

формирования внутренней инновационной среды предприятия

Одним из путей интенсивного развития промышленности как в регионе, так и стране в целом является осуществление инновационной политики. Разработаны программы, реализуемые Правительством РФ: федеральные целевые программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20072012 годы", "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; а также на региональных уровнях администрацией Владимирской области: Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Концепция развития промышленности Владимирской области на 20062010 годы. В последней, в частности, отмечается, что в "условиях усиливающейся конкуренции, роста издержек, связанных, в том числе, с опережающим ростом тарифов на услуги естественных монополий, особую важность приобретает производство продукции с высокой добавленной стоимостью на основе повышения инновационной активности в промышленности" [8].

Однако оценка динамики развития инновационно-активных предприятий Российской Федерации и Владимирской области свидетельствует о снижении удельного веса таких предприятий в 2007 году (до 10 % в РФ, до 10,4 % во Владимирской области) и о значительном отставании его от мировых значений (Япония - 33 %, Южная Корея - 43 %).

Основываясь на результатах теоретических исследований ряда ученых (Кастельса М., Дру-кера П. Ф., Питерса Т. и Уотермена Р., Бляхма-на Л. С., Завлина П. Н.), а также оценок, полученных в рамках проведения договорных НИР на предприятиях г. Коврова, можно сделать вывод о том, что фактором, тормозящим инновационное развитие предприятия, выступает со-

стояние его внутренней инновационной среды. Поэтому выбранная проблема исследования кажется нам актуальной, целесообразной и имеющей практическую значимость. Под внутренней инновационной средой предприятия мы понимаем здесь экономические условия, стимулирующие и принуждающие работников к активному вовлечению в инновационную деятельность.

Критический анализ предлагаемых различными авторами методик оценки инновационной активности предприятий позволил сделать следующие выводы:

Существует недостаточная проработанность темы оценки внутренней инновационной среды предприятия;

предлагаемые А. А. Трифиловой, Ю. П. Ани-симовым, И. В. Пешковой, Е. В. Солнцевой показатели не обосновываются целями инновационного развития предприятия и их перечень, на наш взгляд, достаточен;

А. А. Трифилова в своей работе ограничивается для оценки инновационного потенциала показателем обеспеченности затрат на производство и инновационные разработки собственными оборотными средствами, что несомненно показывает его ограниченность и недостаточность;

методика оценки уровня инновационного развития предприятия, предлагаемая В. А. Быковым, базируется на использовании балльного подхода, что, безусловно, снижает объективность получаемого результативного показателя.

См.: Трифилова А. А. Анализ инновационных процессов // Инновации. 2005. № 5;

Анисимов Ю. П., Пешкова И. В., Солнцева Е. В. Методика оценки инновационной деятельности предприятия // Инновации. 2006. № 11;

Карпенко Е.М., Комков С. Ю. Оценка инновационной восприимчивости литейных и машиностроительных предприятий Гомельской области;

Валинурова Л.С., Кузьминых Н.А. Оценка уровня инновационного развития отраслей промышленности // Инновации. 2007. № 6;

Быков В. А. К вопросу оценки уровня инновационного развития предприятия // Промышленная политика Российской Федерации. 2009. N° 3-6.

^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИе«ВеДОМО£ТИ.СПбГПУ.£'.2209.ЭКОНОМИЧе£КИе«НаУКИ

Кроме того, автором используется для оценки один фактор - удельный вес нового товара в общем объеме выпуска, что, на наш взгляд, недостаточно для отражения инновационных процессов на предприятии;

большинство методик отличает субъективизм в оценке, поскольку расчет интегральных показателей, требующий разработки системы весовых коэффициентов, к сожалению, снижает достоверность результатов.

Интерес представляет, с нашей точки зрения, не столько оценка, сколько формирование внутренней инновационной среды предприятия. В качестве основы для реализации данной стратегии нами предлагается использовать систему сбалансированных показателей (ССП) с некоторыми дополнениями и изменениями. Концепция ССП разработана американскими учеными Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном в начале 1990-х годов [4] и получила дальнейшее развитие как в их трудах [5], так и трудах ряда других зарубежных ученых-экономистов (Рам-персад Х. [9], Фридаг Х., Шмидт В. [10]), а также была неоднократно успешно опробована на практике в России и за рубежом. Например, в ОАО "Завод Автоприбор" (г. Владимир) система стратегического управления разработана с использованием стратегических карт и сбалансированной системы показателей, ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" сегодня внедряет данную систему. Все это свидетельствует о целесообразности ее применения, а самое главное - о повышении вероятности достижимости результатов. Если Р. Каплан и Д. Нортон отводили ведущую роль нематериальным активам (НМА), которые помогают компаниям воплощать стратегию в жизнь [3]), то нам решающая роль информационных ресурсов видится при реализации стратегии. Информационный ресурс предприятия - это информация (знания), имеющаяся в распоряжении предприятия и представленная в виде документации и нематериальных активов, необходимая для ведения производственно-коммерческой деятельности, принятия управленческих решений и обучения. Выбор данного ресурса в качестве стратегического обусловлен основными характерными чертами современного, постиндустриального, информацион-ного общества:

информационное общество - это общество, в котором точкой опоры в большей степени, чем

материальные, являются информационные ценности, и экономика которого оценивает капитал, воплощенный в знаниях выше, чем капитал в материальной форме (И. Масуда);

информация и знания становятся решающими переменными постиндустриального общества (Д. Белл);

знания и информация - главные производственные ресурсы нового общества (В. Л. Иноземцев).

Предлагается следующий состав информационного ресурса предприятия (табл. 1).

Причинно-следственная связь для реализации стратегии будет выглядеть следующим образом: с помощью внутренних бизнес-процессов информационные ресурсы вовлекаются в процесс создания условий, стимулирующих и принуждающих персонал к активному участию в инновационной деятельности, в результате чего повышается инновационная активность предприятия и что приводит к достижению экономического или социального эффекта. К инновационно-активным согласно методологии Федеральной службы государственной статистики относятся предприятия, осуществляющие технологические, маркетинговые или организационные инновации.

В данной статье мы приводим два этапа разработки стратегической карты и системы сбалансированных показателей для достижения главной цели - формирования внутренней инновационной среды предприятия.

1. Построение стратегической карты. Стратегическая карта - это графическое представление обозначенных причинно-следственных связей (см. схему), она отражает процесс перевода стратегии предприятия в систему четко поставленных целей каждой из четырех составляющих.

2. Разработка системы сбалансированных показателей. Для четкого и однозначного выражения стратегических целей предприятия, а также для контроля их достижения необходимы сбалансированные показатели, при выборе которых мы руководствовались следующими принципами (см. также табл. 2):

показатель должен отражать стратегическую цель составляющей ССП (функциональность);

отбор наиболее важных показателей (оптимальность);

возможность количественной оценки показателя (достижимость);

Таблица 1

Состав информационного ресурса предприятия

Вид Форма представления Назначение Состав

Явное знание Документация Научно-техническая Научная, техническая, патентная документация

Управленческая Организационно-распорядительная документация Учетная документация Экономическая документация

Конструкторско-технологическая Конструкторская документация Технологическая документация

Правовая Официальная правовая информация Информация индивидуально-правового характера Неофициальная правовая информация

НМА Результаты интеллектуальной деятельности (права на них) Патенты Лицензии Ноу-хау (зафиксированное) Результаты НИОКР Программное обеспечение Базы данных

Средства индивидуализации Товарные знаки Знаки обслуживания Фирменные наименования

Неявное знание НМА Деловая репутация Компетенции персонала Ноу-хау Имидж предприятия

Стратегическая карта предприятия

Таблица 2

Система сбалансированных показателей

Составляющая Цель Направление Показатели

Финансовая Получение экономического и социального эффекта 1. Повысить инновационную активность предприятия 1.1. Разработка и внедрение технологических инноваций Число технологических инноваций; удельный вес инновационной продукции

1.2. Разработка и внедрение организационных инноваций Число организационных инноваций

1.3. Разработка и внедрение маркетинговых инноваций Число маркетинговых инноваций

Персонал 2. Повышение инновационной активности персонала 2.1. Активное вовлечение персонала в инновационную деятельность Число поданных заявок на изобретения на 100 человек; число рациональных предложений на 100 человек

Внутренние процессы 3. Создание стимулирующих и принуждающих условий для вовлечения персонала в инновационный процесс 3.1. Активизация процессов исследований и разработок Удельный вес затрат на НИОКР в выручке; наличие направлений исследований

3.2. Наем высококвалифицированных работников Удельный вес работников с высшим образованием; удельный вес высококвалифицированных рабочих; средний возраст работников; удельный вес работников научно-исследовательских подразделений

3.3. Материальное и моральное стимулирование инновационной деятельности Удельный вес премий за рационализацию и изобретательство в заработной плате; наличие положения о моральном стимулировании

3.4. Содержательность труда Содержательность труда (опрос); количество ПК на 100 работников; количество ПК с доступом в Интернет на 100 работников

3.5. Организационное обеспечение инноваций Наличие структурного подразделения, отвечающего за инновации; наличие в должностных обязанностях персонала инновационной составляющей

3.6. Обеспечение необходимого уровня техники и технологии Коэффициент износа; производительность труда; удельный вес передовых технологий; удельный вес прогрессивного оборудования

Информационные ресурсы 4. Приведение уровня и состава ИР в соответствии со стратегией

Документация 4.1. Обеспечение научной, экономической, конструкторской и правовой информацией Информационная емкость продукции

Нематериальные активы 4.2. Компетенции персонала Группы стратегических профессий; удельный вес затрат на обучение в выручке от реализации

4.3. Наличие патентов, лицензий, баз данных, ПО Удельный вес НМА во внеоборотных активах (ин-теллектоемкость производства)

Инновации и инвестиции -►

эффективно управлять можно лишь тем, что можно достоверно измерить (достоверность);

затраты на сбор информации должны быть значительно меньше затрат от получаемого информационного результата (эффективность).

Роль информационных ресурсов в реализации стратегии покажем на примере их участия в одном из внутренних процессов (активизация исследований и разработок). М. Кастельс отмечает, что новаторство обусловливается генерацией знаний, чему способствует свободный доступ к информации [6, с. 124]. Источниками инновационных возможностей в пределах предприятия, по мнению П. Друкера [2, с. 63], являются (см. также табл. 3):

Таблица 3

Роль информационных ресурсов как источника инновационных возможностей

Непредвиденное - неожиданный успех, неожиданная неудача, непредвиденное стороннее событие;

несоответствие - между тем, что является реальностью, и тем, как эта реальность представляется или какой она "должна быть";

нововведение, обусловленное насущной необходимостью модернизации существующего процесса;

перемены в отраслевой или рыночной структуре, которые застают врасплох.

Это, по словам П. Друкера, "надежные индикаторы перемен, которые уже произошли, либо могут произойти, если к этому приложить небольшие усилия" [2, с. 63]. Основу обозначенных источников составляют информационные ресурсы, именно они позволяют получить ответы на два важных вопроса что необходимо изменить и как это сделать.

В заключение перечислим стратегические мероприятия в области управления информационными ресурсами, которые нивелируют отдельные факторы, тормозящие вовлечение ресурсов в производственные процессы.

1. Увеличение удельного веса активных информационных ресурсов (информации, представленной в электронном виде), совершенствование системы документооборота, внедрение корпоративных информационных систем. Все это позволит снизить информационную нагрузку на руководителей, поскольку феномен сегодняшнего дня под названием "кризис человека", когда человек подвергается воздействию огромных потоков информации, часть которой невозможно осмыслить, не позволяет эффективно использовать то благо, которое предоставляет человеку информация, отвлекает время, снижает содержательность труда.

2. Решение проблем безопасности информации. Поскольку основными каналами утечки информации выступают мобильные устройства -39 %, Интернет - 25 %, бумажные документы -7 %, а среди основных причин называются беспечность - 71 % случаев, 29 % - злой умысел [7], то необходимо в первую очередь решение следующих организационных вопросов: обеспечение уровня грамотности персонала по вопросам информационной безопасности; обозначение ответственности персонала по работе с информационными ресурсами; разработка внутрифирменного документа "Политика информационной безопасности", позволяющего обеспечить защиту бизнес-процессов предприятия.

3. Повышение информационной грамотности работников предприятия. Информационно грамотным человеком может называться личность, способная выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать [1, с. 99-113]. Решение этой задачи должно решаться, прежде всего, в системе высшего профессионального образования, при подготовке специалистов (бакалавров). Однако в новых ФГОС третьего поколения изучение дисциплины "Информатика" не предусматривается, предпо-

Источник инновационных возможностей

Роль информационных ресурсов

Непредвиденное

Несоответствие

Нововведение

Перемены в отраслевой или рыночной структуре

Информация внешняя - как отражение реального мира, внутренняя - как толчок к действию ("знаю, что..!")

Управленческая, КТД документация - реальность ("как есть"); научно-техническая литература, правовая документация, компетенции персонала - возможность представить, какой реальность должна быть ("знаю, что...") Управленческая, КТД документация - знание существующего процесса; научно-техническая литература, правовая документация, компетенции персонала - знание, как можно модернизировать процесс ("знаю, как.")

Научно-техническая литература, компетенции персонала - знание внешних перемен ("знаю, что.")

лагается получение основных базовых компетенций в этой области на базе довузовской подготовки. Поэтому вузовские основные образовательные программы, на наш взгляд, должны предусматривать (например, в вариативной части профессионального блока) изучение дисциплин, обеспечивающих ранее обозначенные умения и навыки. Внутрифирменное обучение на предприятии только повысит эти компетенции и, без-

условно, должно выступать в качестве одного из направлений программы повышения квалификации работников.

Рассмотренная иллюстрация того, что система сбалансированных показателей может стать основой реализации любой стратегии в жизнь, не является застывшей догмой, в каждом конкретном случае необходим творческий подход к разработке и построению такой системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гендина Н. И. Информационная грамотность как приоритет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" // Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" в России: текущие и перспективные проекты: Сб. докл. на спец. семинаре Рос. комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в рамках 14-й Междунар. конф. "Крым-2007" / Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО; Рос. комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех"; Межрег. центр библиот. сотрудн. М., 2007. С. 99-113

2. Друкер П. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2008.

3. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты: Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2005.

4. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. 2-е изд. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2005. 320 с.

5. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Органи-

зация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей: Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2004. 416 с.

6. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева; Под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория; Изд-во Гуманит. ун-та, 2004.

7. Ключко Н. Проблемы информационной безопасности современного бизнеса // Финансовая газета. 2008. № 28.

8. Концепция развития промышленности Владимирской области на 2006-2010 гг.; Указ губернатора Владимирской области № 8 (в ред. от 06.05.2008).

9. Рамперсад Х. Универсальная система показателей: как достигнуть результатов, сохраняя целостность: Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Фридаг Хервиг Р., Шмидт В. Сбалансированная система показателей: Руководство по внедрению: Пер. с нем. М.: "Омега-Л", 2006. 267 с.

УДК 338.22.021.4:330.322

Ильин И. В., Суомалайнен Ю. С.

Разработка методики оценки инвестиционных проектов

на основе метода реальных опционов

и теории нечетких множеств

В современных условиях многие российские предприятия повышают эффективность управления хозяйственной деятельностью, основываясь на результатах научных исследований. Одним из наиболее перспективных направлений научных исследований в области анализа, прогнозирования и моделирования экономических явлений и процессов сегодня является нечеткая логика.

Нечетко-множественные модели позволяют как менеджерам различного уровня, так и собственникам предприятий принимать экономически обоснованные решения, учитывающие неопределенность информации и хозяйственный риск.

Многие экономические задачи вследствие человеческого мышления являются нечеткими по своей природе и требуют для своего описа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.