MANAGEMENT OF STRATEGY IMPLEMENTATION ON THE BASIS OF SYSTEM OF THE BALANCED INDICATORS
Larionov Natalia Aleksandrovna, PhD of Economics, Associate Professor,
Chair of Economics and Management,
North Caucasian State Technical University, Stavropol
Implementing the strategy requires new approaches. The advantages of the balanced scorecard lies in the fact that the system allows you to translate the mission and overall strategy in a system of interrelated indicators. The development strategy is considered in the framework of the basic aspects of finance, customers, business processes, training and development.
Keywords: implementation of the strategy; balanced scorecard.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Реализация стратегии требует новых подходов. Преимущества системы сбалансированных показателей заключаются в том, что система позволяет перевести миссию и общую стратегию в систему взаимосвязанных показателей. Стратегия развития рассматривается в рамках основных аспектов деятельности: финансы, клиенты, бизнес-процессы, обучение и развитие.
Ключевые слова: реализация стратегии; система сбалансированных показателей.
УДК 330.3
© Ларионова Н.А., 2011
Зарубежные и российские исследователи проблем управления стратегией сходятся в том, что реализация стратегии требует новых принципов и более качественных подходов, чем сама стратегия. Основная проблема заключается в том, чтобы довести стратегию до детальных направлений и показателей, объединить отдельные элементы в единую систему управления и реализовать все намеченное, непрерывно осуществляя и контролируя этот процесс.
Среди множества концепций управления стратегией развития значительную популярность в последние годы приобрела Balanced Scorecard (BSC) - сбалансированная система показателей, сформулированная Д. Нортоном и Р Капланом в результате исследовательского проекта "Measuring Performance in the Organization of the Future" [1; 2].
Изучив сущность и содержание системы сбалансированных показателей российские и зарубежные исследователи определяют возможности ее применения в корпоративной практике и региональном развитии. По мнению ведущих консультантов по вопросам стратегического планирования [3], успешность данной системы зависит оттого, насколько все элементы разработаны и применяются в практике корпоративного управления: принципы,уровни управления, аспекты деятельности, показатели.
Однако BSC является инструментом реализации стратегии, а не методом ее создания. Она не позволяет создавать стратегию, отказаться от традиционных функций управления: прогнозирования и планирования, организации, мотивации, регулирования, контроля, учета и анализа.
Преимущества заключаются в том, что BSC позволяет перевести миссию и общую стратегию в систему взаимосвязанных показателей, применить иерархический подход к формулированию стратегии и путей ее реализации, чтобы руководство имело четкое представление о конечных целях и способах их достижения.
В системе сбалансированных показателей определяется миссия и видение организации. Стратегия развития рассматривается в рамках основных аспектов деятельности: финансы, клиенты, бизнес-процессы, обучение и развитие. Получение доходов является важнейшей целью фирмы, поэтому данная цель формулируется в первую
■
135
ЛАРИОНОВА
Наталья
Александровна,
кандидат
экономических наук, доцент,
кафедра Экономики
и управления,
Северо-Кавказский
государственный
технический
университет,
Ставрополь
I
-Л
о
г
о
У
X
г
г
0
I-
о
X
С7—
0 X
1
о
Ь/1
о о г □ г
X
э-
136
очередь, однако возможность их достижения в долгосрочной перспективе зависит от базиса данной фирмы, которым являются показатели обучения и роста: человеческий, организационный, информационный капитал и другие нематериальные активы. Дополнение финансовых показателей нефинансовыми является принципиальной особенностью системы. Связующим звеном всех аспектов деятельности служат причинно-следственные связи
Преимущество системы сбалансированных показателей по сравнению страдиционными методами разработки и реализации стратегии также заключаются в том, что она позволяет устранить разрыв между разработкой стратегии и ее реализацией, оперативно реагировать на изменения окружающей среды, корректировать существующую стратегию.
Постепенно система сбалансированных показателей находит применение не только на уровне корпораций и фирм, но и на уровне государств и регионов. В Вашингтоне рассматриваются национальные показатели США. В Мексике разработана BSC для страны по трем стратегическим направлениям.
На уровне региона основу проектирования ССП можно представить в виде следующихдей-ствий:
- формулирование стратегии регионального развития в виде целей по основным перспективам;
- определение качественных показателей в каждой цели;
- определение задач в каждой перспективе;
- разработка мероприятий по выполнению показателей и исполнению стратегии.
Таким образом, ССП обеспечивает комплексный подход к изменениям, связанным с процессом реализации региональной стратегии. Эта система должна быть интегрирована в существующую систему регионального управления.
Уровень региона имеет свои особенности по сравнению даже с большими корпорациями. По-этомуперспективы развития Р Нортона и Д. Каплана на уровне региона уточняются
Основные стратегические цели региона связаны с формированием региона как лучшего места для жизни, работы и отдыха в текущем и стратегическом периоде, а также формирование условий для динамичного развития экономики региона.
Финансовая составляющая остается одним из основных направлений деятельности, так как на уровне региона достижение наилучших финансовых результатов является основой успешного осуществления других перспектив развития.
Финансовая составляющая в рамках ССП:
1) консолидированный бюджет региона;
2) привлекаемые средства, в том числе:
- сбережения населения;
- накопления коммерческих структур;
- государственные инвестиционные ресурсы;
- иностранные инвестиции.
Цели региональных органов управления относительно региональных финансов:
- результат, ориентированный на бюджет;
- увеличение собственных доходов бюджета в перспективе.
Эти программы носят универсальный характер, поэтому в следующих проекциях ССП не повторяются.
Показатели:
- ВРП на душу населения;
- темпы роста доходов бюджета;
- задолженность по платежам в региональный бюджет;
- сальдированный финансовый результат по отраслям экономики;
- объем и динамика инвестиционных ресурсов и др.
Задачи:
- определение приоритетов использования средств регионального бюджета;
- увеличение федеральныхтрансфертов;
- рациональное использование бюджетных ресурсов, контроль над эффективностью использования ресурсов:
- увеличение объема привлекаемых в регион внешних инвестиционных ресурсов и др.
Индикаторы:
- темпы роста бюджета и собственных доходов бюджета относительно среднего по СКФО уровня;
- темпы роста инвестиций в развитие экономики относительно среднего по СКФО уровня;
- показатели уровня развития инновационной деятельности регионе.
Цели государственных органов управления регионами относительно взаимоотношений с населением:
- представлять услуги в полном объеме, высокого качества;
- формировать условия для обеспечения эффективной исполнительной власти в стратегическом периоде.
Показатели:
- среднедушевые доходы населения;
- соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума;
- динамика и объем потребительских расходов населения (в расчете на душу);
- численность занятых в экономике и др.
Задачи:
- повышение доходов населения;
- повышение качества жизни населения;
- улучшение демографической ситуации;
- увеличение количества занятых в производственной и непроизводственной сферах;
Индикаторы:
- результаты социологических опросов населения по оценке деятельности органов управления регионом;
- темпы роста показателей относительно среднего по СКФО уровня;
- объем инвестиций в социальную сферу и экономическое развитие.
Цель органов управления относительно внутренних бизнес-процессов: обеспечение эффективной реализации функций администрации при снижении затрат на управление.
Показатели:
- количество нормативно-правовых актов, инициированных администрацией;
- количество инноваций, реализованных в управлении регионом;
- доля затрат на управление в консолидированном бюджете региона и др.
Задачи:
- содействие активизации нормотворческой деятельности в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды региона;
- совершенствование маркетинга проблем экономического развития региона;
- формирование экономического механизма, способствующего активизации инновационной деятельности в управлении регионом;
- формирование системы управления, обеспечивающей повышение ответственности за результаты деятельности и др.
Индикаторы:
- оценка уровня профессионализма администрации, выполненная, например, по методике агентства "Росбизнес Консалтинг";
- рейтинг и динамика инвестиционной привлекательности, инвестиционного потенциала и инвестиционного рейтингов региона, полученные на основе методик агентства "Эсперт РА" или Минэкономразвития;
- количество инноваций, дополнительно введенных в практику работы органов управления регионом.
Цель обучения и развития - соответствие настоящим и будущим целям и задачам регионального управления. Для того чтобы обеспечить долгосрочное развитие, регион должен инвестировать средства в образование, новые информационныетехнологии, организационные системы и процедуры.
Показатели:
- численность учащихся;
- выпуск специалистов для приоритетных отраслей;
- расходы на фундаментальные исследования и содействие инновациям,
- доля персонала, имеющего высшее образование по профилю работы (менеджеры по государственному и муниципальному управлению, юристы, экономисты);
- расходы на формирование организационной структуры;
- обеспеченность доступом в Интернет и др.;
- расходы на внедрение информационных технологий и др.
Задачи:
- усиление роли деловых качеств работника при отборе и карьерном росте;
- формирование качеств внутреннего предпринимательства у каждого специалиста государственных органов;
- стратегическое обучение, в том числе обучение методам работы на основе ССП;
- точный и своевременный сбор информации и анализ тенденций социально-экономического развития региона, выявление намечающихся проблем развития.
Индикаторы:
- экспертная оценка профессионализма персонала;
- самооценка совершенствования знаний и навыков персонала.
Мероприятия по реализации стратегии целесообразно представить в виде совокупности региональных программ, которые объединяли бы цели и задачи всех составляющих ССП. Основными из них представляются следующие:
- для населения - программы социального, развития региона;
- для бизнеса - программы развития малого бизнеса, поддержки регионального производителя, повышения инвестиционной привлекательности региона, программы развития инновационного бизнеса и др.;
- для персонала органов управления - программы профессионального роста, мотивации и информационной обеспеченности.
Таким образом, для управления реализацией региональной стратегии в рамках предлагаемой концепции принципы сбалансированности можно сформулировать следующим образом:
- руководство реализацией стратегии осуществляется топ-менеджерами;
- превращение стратегии в действие, перевод на операционный уровень;
- реорганизация региона в соответствии со стратегией;
- доминирование стратегического управления;
- вовлечение в реализацию стратегии всех исполнителей;
- непрерывность реализации стратегии; Выполнение каждого из этих принципов позволит сделать реализацию стратегии успешным и эффективным процессом.
Примечания:
1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - 2-е изд., испр. и доп. ; пер. с англ. / Р. Каплан, Д. Нортон.-М. : Олимп-Бизнес, 2003.
2. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / пер. с англ.
- М. : Олимп-Бизнес, 2005.
3. Ольве Нильс-Горан, Рой Жан, Магнус Ветер. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей : пер. с англ . - М. : Вильямс, 2003.
■
137