Научная статья на тему 'Карта стратегических целей для угледобывающих предприятий'

Карта стратегических целей для угледобывающих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / BALANCED SCORECARD / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАРТА / STRATEGIC MAP / УГЛЕДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / COAL INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комиссарова Мария Анатольевна

В статье сбалансированная система показателей рассматривается как основной инструмент управления промышленными предприятиями. Представлена карта стратегических целей системы сбалансированных показателей, разработанная для предприятий угледобывающей промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mapping Strategic Objectives for Coal Mines

According to the article, a balanced scorecard is a principal tool in industrial enterprise management. The map of strategic objectives for a balanced scorecard presented in the paper has been specially designed for coal mines.

Текст научной работы на тему «Карта стратегических целей для угледобывающих предприятий»

карта стратегических целей для угледобывающих

предприятий

_Аннотация

В статье сбалансированная система показателей рассматривается как основной инструмент управления промышленными предприятиями. Представлена карта стратегических целей системы сбалансированных показателей, разработанная для предприятий угледобывающей промышленности.

Ключевые слова: стратегия, система сбалансированных показателей, стратегическая карта, угледобывающая промышленность

В современных условиях для достижения необходимых результатов следует уметь быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка и стараться превзойти своих конкурентов по скорости предоставления товаров и услуг, цене продукции и широте ассортимента, качеству обслуживания и т.п. Действия компании должны быть скоординированы и направлены на достижение долгосрочных целей, при этом необходимо получение достаточно точной информации о деятельности компании, так как именно это поможет руководству своевременно принять правильное решение по выбору стратегии дальнейшего функционирования компании.

Раньше было принято считать, что основную роль играет именно содержание стратегии, а форма представления имеет второстепенное значение. Со временем менеджеры изменили свою точку зрения, так как стало очевидным, что стратегия может быть успешно реализована только в том случае, если ее понимают сотрудники компании. Формализуя

Комиссарова Мария Анатольевна

канд. экон. наук,

доцент кафедры

экономики

производства,

Южно-Российский

государственный

технический

университет,

г. Новочеркасск

mari543@yandex.ru

..стало очевидным, _что стратегия

_может быть

чешно реализована мько в том случае, „если ее понимают отрудники компании

любую стратегию, мы повышаем вероятность ее успешной реализации.

Преимущества формализованной стратегии

Одним из инструментов реализации стратегии в наглядном виде является сбалансированная система показателей (Balanced Score Card, BSC). В отечественной литературе можно встретить различные варианты перевода термина balanced score card: сбалансированная система показателей, система сбалансированных показателей, карта балльных оценок и т.д. [1].

Формализованная стратегия обеспечивает следующие преимущества:

- создается основа для согласия и взаимопонимания между акционерами, а также между акционерами и топ менеджерами по вопросам развития ком-

тании;

- определяются приоритеты для принятия инвестиционных решений;

ормируется база для совершенствования бизнес-процессов;

- создаются условия для делегирования полномочий и ответственности средним и нижним уровни управления компанией;

- формируется основа для построения эффективной управленческой структуры;

- предоставляется возможность для мотивации сотрудников - компания становится более привлекательной для них, растет ее конкурентоспособность на рынке труда и т.д.

В начале 90-х годов профессор бизнес-школы при Гарвадском университете (Harvard Business School) Роберт С. Каплан и американский консультант по вопросам управления Дэвид П.Нортон разработали новый подход к стратегическому управлению и впервые предложили метод ССП (BSC). Американские ученые доказали, что традиционно используемые финансовые показатели, например период окупаемости и окупаемость инвестиций, давали незаконченную и устаревшую картину результатов деятельности различных компаний. Это мешало созданию долгосрочной пользы для бизнеса. Авторы выделили слабые места и неопределенности во всех ранее сущест-

вующих методических подходах и предложили свою методику, принципиально отличающуюся от предшествующих.

«Невозможно управлять тем, что нельзя измерить» [2]. Это является основным принципом любой системы оценочных критериев, которые оказывают сильное влияние на поведение людей как в самой организации, так и вне ее. ССП придает большое значение интегрированному комплексу критериев, связывающих финансовую составляющую с такими показателями, как клиентская база, внутренние бизнес-процессы, работа персонала в компании. Руководство должно четко обозначить тот сегмент рынка, на котором намеревается вести конкурентную борьбу за клиента.

Карта стратегических целей системы сбалансированных показателей

Стратегическая карта, по мнению Нортона и Кап-лана, описывает логику стратегии и при этом четко показывает важнейшие внутренние процессы, которые создают стоимость и определяют нематериальные активы, необходимые для их поддержки. Сбалансированная система показателей приводит цели стратегической карты в показатели и конкретные задачи.

На рис. (см. на с. 48-49) представлена карта стратегических целей системы сбалансированных показателей, разработанная для предприятий угледобывающей промышленности.

В настоящее время в связи с отсутствием государственных дотаций, угольные предприятия должны заниматься деятельностью, приносящей дополнительную прибыль (например, использование отходов угледобычи, сдача в аренду некоторых видов основных фондов и т.п.). Кроме того, угледобывающие предприятия зачастую наносят весомый ущерб внешней среде с экологической точки зрения. Поэтому, помимо существующей концепции Нортона и Каплана, включающей четыре структурных элемента, на наш взгляд, следует ввести пятый элемент - «окружающая среда». Выполнение целей, связанных с его развитием, будет обеспечивать экологическую составляющую, играющую для предприятий добывающей отрасли немаловажную роль и соответствовать

формализуя любую стратегию, мы повышаем вероятность ее успешной реализации

-¿Г-Л

тратегический менеджмент

Рис. Карта стратегических целей системы сбалансированных показателей

одним

из инструментов

реализации

стратегии

в наглядном

виде является

сбалансированная

система показателей

интересам общества на муниципальном, региональном и государственном уровнях [3]. Смыслом существования предприятия угледобывающей промышленности является обеспечение рынка необходимыми поставками угля. Для осуществления миссии на предприятии разрабатывается целый ряд общественных целей, основными из которых являются:

- укрепление позиций России на топливных рынках (что даст возможность регулировать цены);

- обеспечение населения необходимым объемом энергоресурсов;

- возможность создания дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства жителей депрессивных регионов. Для достижения вышеназванных целей угледобывающему предприятию необходимо стать конкурентоспособным, экономически устойчивым и соответствовать мировым

тандартам. Это, в свою очередь, будет обеспечиваться выполнением целей по перечисленным ниже показателям (элементам).

Целевые ориентиры (элементы) сбалансированной системы показателей

Элемент «Финансы»:

- рост доходов является целью верхнего уровня, воплощением стратегии хозяйствующего субъекта на продолжение бизнеса;

- повышение производительности планируется за счет внедрения технологических новшеств в сфере технического уровня производства. Кроме того, для каждой бизнес-операции необходимо найти оптимальный объем издержек, что послужит основной максимизации прибыли.

Элемент «Клиенты»:

- привлечение новых клиентов планируется за счет интенсификации методов заинтересованности потребителей традиционных продуктов и услуг (уголь и его производные), а также создание новых дополнительных процессов, например, производство стройматериалов на базе шлаковых отходов производства и т.п.;

- упрочение рыночных позиций предполагается осуществлять за счет диверсификации и расширения рынков сбыта;

- необходимо полностью использовать возможный потенциал допустимых по природным условиям направлений диверсификации для каждого региона.

Элемент «Процессы»:

- складывается из основных составляющих: экономической и экологической, при этом возможно снижение издержек за счет вторичного использования отходов, а, кроме того, охрана окружающей среды;

- за счет внедрения инновационных технологий и новой техники в целом повышается технический уровень производства и увеличивается производственная мощность угольного предприятия. Систему работы с клиентами необходимо организовать по следующим направлениям: мониторинг потребностей клиента и оценки им оказанных услуг; работа с клиентской базой, повышение эффективности существующих и появление новых методов работы с клиентами.

Элемент «Сотрудники»:

- для осуществления всех вышеперечисленных целей необходимы сотрудники с высоким уровнем профессионализма, творчества, заинтересованные в выполнении своих обязанностей;

- развитие информационной системы необходимо, для того чтобы постоянно осуществлялась связь между выше- и ниже- стоящими звеньями всей организационной структуры и осуществления контроля и анализа принимаемых решений; при этом является целесообразным совершенствование организационной структуры.

Вывод

Стратегическая карта сбалансирована и все пять ее элементов (перспектив) дают полное описание бизнеса. Она отражает «снизу вверх» измерение времени, то есть сегодняшние результаты могут быть следствием достижений прошлого периода, и в свою очередь, отразиться на эффективности будущей деятельности компании. Стратегическая карта раскрывает как внутренние, так и внешние аспекты бизнеса и отражает причинно-следственные связи. Ее важнейшей задачей является отражение прочности этих связей, учитывая внешнюю конкуренцию и перемены.

стратегическая карта раскрывает как внутренние, так и внешние аспекты бизнеса и отражает причинно-следственные связи

Литература

1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. - 320 с.

2. Пашанин И. Сбалансированная система показателей как основа стратегического управления // Финансовая газета. - 2007. - № 11 (795).

3. Комиссарова М.А. Система сбалансированных показателей (ССП) как способ управления угледобывающими предприятиями. Terra economicus. -2010. - Т. 8, № 3, ч. 2. - С. 83-92.

Maria A. Komissarova

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Department of Industrial Economy, South Russian State Technical University, Novocherkassk

Mapping Strategic Objectives for Coal Mines

_Abstract

According to the article, a balanced scorecard is a principal tool in industrial enterprise management. The map of strategic objectives for a balanced scorecard presented in the paper has been specially designed for coal mines.

Keywords: strategy, balanced scorecard, strategic map, coal industry

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.