МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ЗАПОЛНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ В СЕТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИК Волнухин А. В.
Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin АгЧет УИа1уеу1ск - кандидат медицинских наук,
ассистент, кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: качество медицинской помощи многими авторами рассматривается, как предмет неценовой конкуренции медицинских организаций. Одним из индикаторов является качество заполнения медицинской документации. Нами была проведена оценка качества заполнения медицинской документации в сети негосударственных поликлиник, в которой внедрена электронная медицинская карта, осуществляется трехуровневый контроль качества и проводится обучение. Анализ продемонстрировал отсутствие серьезных проблем с качеством заполнения электронных медицинских карт.
Ключевые слова: конкуренция, качество ведения медицинской документации, негосударственная поликлиника.
Сегодня качество медицинской помощи (КМП) многими авторами рассматривается, как предмет неценовой конкуренции медицинских организаций [1-6]. Одним из индикаторов КМП является качество заполнения медицинской документации. Связано это с тем, что неудовлетворительное ведение медицинской документации может привести к искажению или недостатку информации и, в конечном счете, повлиять на результаты лечения; а также послужить причиной замечаний со стороны контролирующих органов.
В ходе комплексной оценки конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник нами была проведена оценка качества заполнения медицинской документации. Особенностью данной медицинской организации является высокая степень информатизации рабочих процессов. В работу внедрены электронная регистратура, электронная медицинская карта (отвечающие требованиям формы № 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного»), электронная очередь, автоматизированы процессы хранения, передачи и обработки медицинской информации. Рабочие места всех сотрудников оснащены компьютерами, подключенными к сети интернет. В данной медицинской организации функционирует внутренняя информационная система - сеть интернет, что позволяет работникам всех поликлиник работать в едином информационном пространстве и вести одну базу данных. Кроме того в сеть интернет интегрирована система дистанционного обучения (СДО), позволяющая проводить обучение медицинского персонала на рабочих местах без отрыва от производства.
В сети негосударственных поликлиник функционирует внутренняя система контроля КМП. При этом особое внимание уделяется качеству заполнения электронных медицинских карт (ЭМК). Контроль осуществляется на трех уровнях -заведующих отделениями, главных врачей поликлиник и заместителя медицинского директора по контролю КМП.
При трудоустройстве все новые сотрудники в обязательном порядке проходят обучение работе в ЭМК и получают на руки краткие инструкции.
Анализ 1070 законченных случаев обращения продемонстрировал отсутствие серьезных проблем с качеством заполнения ЭМК (табл. 1). Как правило, полнота заполнения была оценена высоко (в 87,9% случаев).
Таблица 1. Качество заполнения электронной медицинской карты (на 100 законченных случаев)
Индикаторы качества заполнения ЭМК Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Заполнена полностью Заполнена частично Не заполнена
Полнота заполнения ЭМК 87,9 8,2 3,9
Таким образом, наличие ЭМК, трехуровневой системы контроля и необходимое обучение медицинского персонала обеспечивают достаточно высокое качество ведения медицинской документации в сети негосударственных поликлиник. Вместе с тем, процент среднего и низкого уровня заполнения ЭМК (8,2% и 3,9% соответственно) указывает на необходимость совершенствования обучения врачей работе в ЭМК в ходе курса адаптации.
Литература
1. Аренков И. А., Олейник М. В., Страхова О. А. Конкурентные преимущества предпринимательских структур в здравоохранении. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2007. 99 с.
2. Кофанова Т. А., Пунанова Т. И. Роль частной медицины в развитии системы здравоохранения в России // Научный вестник Костромского государственного технологического университета, 2014. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.kstu.edu.ru/Images/ArticleFile/2014-2-14.pdf/ (дата обращения: 22.12.2016).
3. Tay A. Assessing Quality in Hospital Care Markets: The Importance of accounting for quality differentiation // Rand Journal of Economics, 2003. Vol. 6. P. 786-814.
4. Kessler D. P., Geppert J. J. The Effects of Competition on Variation in the Quality and Cost of Medical Care // Journal of Economics and Management Strategy, 2005. Vol. 14. № 3. P. 575-589.
5. Gaynor M. What do we know about competition and quality in health care markets, 2006. [Electronic resource]. URL: http://www.bristol.ac.uk/media-library/sites/cmpo/migrated/documents/wp151.pdf/ (date of access: 22.12.2016).
6. McGuire T. Competition in the health care markets // Presentation at the 3rd International conference on health policy in Jerusalim. December, 2006.