Научная статья на тему 'Анализ качества управления космическими проектами'

Анализ качества управления космическими проектами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМОС / КОСМОНАВТИКА / КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тронин Вадим Георгиевич, Юхно Игорь Вячеславович

Рассмотрено управление проектами космической отрасли на примере космических агентств США, СССР/России и других стран. Проанализированы космические проекты по факторам экономической выгоды, качества управления проектами. Проведены изыскания о факторах качества управления проектами в космических агентствах. Сделан прогноз об изменении системы управления проектами в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ качества управления космическими проектами»

управление человеческими ресурсами как одно из направлений научно-практической деятельности, с одной стороны, создающей условия для выявления закономерностей, присущих трудовому поведению работников предприятия, а с другой - позволяющей максимально эффективно привлекать и использовать на предприятии человеческие ресурсы, теоретически обосновывая эти действия необходимостью максимально полного и качественного достижения организационных целей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб. : Питер, 2004. -832 с.

2. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М. : Инфра-М, 2002. - 328 с.

3. Иванцевич Дж. М. Человеческие ресурсы управления. - М. : Дело, 2003.

4. Оганесян И. А. Управление персоналом организации. - М. : Амалфея, 2000. - С. 14.

5. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. - М. : Аспект Пресс, 2002. -С. 29-30.

6. Щербина В. В., Фшонович Р. С. Менеджмент в сфере управления человеческими ресурсами: содержание деятельности и проблемы развития // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 8. Вып. 1. - 2004. - №1. - С. 29-37.

Ларин Алексей Викторович, магистрант кафедры «Управление персоналом», Ульяновский государственный технический университет. Кочеткова Рузалия Маратовна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Управление персоналом» УлГТУ.

Поступила 27.03.2017 г.

УДК 658.5: 629.78

В. Г. ТРОНИН, И. В. ЮХНО

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ

Рассмотрено управление проектами космической отрасли на примере космических агентств США, СССР/России и других стран. Проанализированы космические проекты по факторам экономической выгоды, качества управления проектами. Проведены изыскания о факторах качества управления проектами в космических агентствах. Сделан прогноз об изменении системы управления проектами в будущем.

Ключевые слова: космос, космонавтика, космическое агентство, управление проектами.

Введение

На протяжении второй половины XX века одной из ведущих областей науки была космонавтика. Именно в это время за короткий срок было совершен огромный скачок в покорении космоса: от полёта первого искусственного спутника в 1957 году до первого полёта человека в космос в 1961 г. СССР и США тратили огромные суммы на развитие космонавтики, несопоставимые с нынешними. За короткий срок достигнуты уникальные результаты, которые использовали наилучшие способы управления проектами на тот момент. С тех пор круг стран, имеющих космические программы, значительно

© Тронин В. Г., Юхно И. В., 2017

расширен, изменились технологии (микроэлектроника, нанотехнологии), в сфере управления ведущие мировые компании для повышения эффективности используют гибкие методологии [6]. Рассмотрим показатели эффективности космических проектов и изменения в технологии управлении космическими проектами.

Расчёт эффективности проектов

Стоит понимать, что в отличие от коммерческих предприятий, развитие космонавтики во второй половине XX века вырастало из необходимости улучшить как военную составляющую (баллистические ракеты рассматривались как перспективное оружие), так и престиж страны. Форсированное развитие космонавтики тянуло за собой остальные высокотехнологичные

отрасли, так как требовалась огромная база от подготовленных кадров до наукоёмких производств [1]. Посчитать полезный эффект от развития космической отрасли - сложная задача, для этого требуется соотнести множество изобретений в науке, которые были разработаны для космонавтов, а позже перешли в бытовое использование.

Государственные компании могут использовать убыточную экономическую модель запуска. При отсутствии конкурентов и контроля возможна монополизация и повышение цен на услуги. В последнее время созданы и развиваются частные космические компании, такие как Space-X. Частные компании не могут снижать цену запуска ниже себестоимости - в этом случае неизбежно накопление задолженности и банкротство. При использовании только своего капитала частные компании будут стараться распоряжаться им максимально эффективно. Поэтому множество конкурирующих частных космических компаний, а также государственные программы разных стран не позволяют стагни-ровать.

Пример сравнения стоимости запусков приведён в таблице 1.

Из приведённых в таблице 1 данных видно, что стоимость запуска различных ракет-носителей очень разнится, и оценить преимущества той или иной ракеты весьма сложно, так как используются разные модификации ракет, изменяющие их характеристики, различные космодромы (космодромы, располагающиеся ближе к экватору, позволяют выводить больше груза, увеличивая полезную нагрузку).

Конкуренция в космических проектах и развитие технологий приводят к снижению стоимости запуска. Ракеты-носители частных компаний, такие как «Falcon-9» и разрабатываемый «Electron», позволяют весьма значительно снизить стоимость запуска 1 кг груза на орбиту. Ракета сверхлёгкого класса «Electron» позволит запускать множество ракет, и несмотря на стоимость доставки груза за 1 кг почти на порядок выше, чем у «Falcon-9», стоимость пуска окажется меньше и составляет около $5 млн, что позволит получить доступ для запуска спутников большему количеству компаний.

Сравнение эффективности космических проектов

Попробуем оценить эффективность работы космических программ по стоимости проектов, их успешности, отношению успешных/неудачных запусков и прочих показателей.

Стоимость космических программ СССР весьма сложно оценить, так как нет точных данных о тратах бюджета именно на космическую отрасль. Поэтому можно собрать несколько вариантов данных: первый - это статистика запусков за период 1957 по сегодняшний день (май 2017), второй - сравнить эффективность работы космических агентств по бюджетам, в данном случае будет сравниваться бюджет NASA.

Как видно по приведённым в таблице 2 данным, оценивать показатели успешности космических программ можно через процент аварийных запусков, чем он меньше, тем выше эффективность космической программы в плане запусков. Если потребуется запускать спутники/грузы и прочие объекты на орбиту, то лучше обращаться к стране, которая имеет большое количество запусков, из которого следует большой опыт по этим запускам, а также малый процент аварийных запусков. Также не стоит забывать о надёжности - старая ракета-носитель (не по году постройки, а по году первого полёта) может считаться более надёжной, чем её новые аналоги, так как при большом количестве запусков с её использованием были учтены всевозможные форс-мажоры, а также устранены недостатки данной ракеты.

По приведённым выше данным может показаться, что Россия безоговорочный лидер по космическим запускам. Рассмотрим подобный график, отсекая полёты, совершённые при СССР.

По данным таблицы можно отметить, что за последние 25 лет процент аварийных запусков в российской космической программе остался прежним [4, 5], в районе 5,5%, при этом аналогичные показатели у остальных стран, за исключением Японии и Индии, уменьшились. Таким образом, эффективность запусков у этих стран значительно увеличилась, в то время как у России она несколько ухудшилась, что можно обнаружить, если сравнивать показатели пусков в СССР и в России.

Влияние бюджета на эффективность космических проектов

При таком расчёте, казалось, разумным решением являлось бы увеличение бюджета космической программы, что помогло бы улучшить показатели на фоне других стран. Однако увеличение финансирования далеко не всегда способствует улучшению качества. К примеру, можно посмотреть график финансирования NASA с момента его создания. По оси x обозначен календарный год, по оси y - процент от федерального бюджета (рис. 1).

Стоимость доставки грузов РН различных стран [2]

Носитель Стоимость, долларов за 1 кг Стоимость запуска, млн долларов Грузоподъёмность, тонна Примечание

«Зенит-2/38Ь» (одноразовая ракета-носитель) (Украина) 2567-3667 35-50 13,7 —

«Союз» (одноразовая ракета-носитель) (Россия) 4242-11265 35-78,858 8,25 Максимальный вес доставки на орбиту - 7-7,5 тонн

«Протон» (одноразовая ракета-носитель) (Россия) 2830(НОО) 13000(гп0) 65,80 (с блоком Бриз-М) 23 (НОО) 6,15 (ГПО) Стоимость запуска повышалась до $90 млн, однако в 2015 была снижена до $70 млн

«Атлас-5» (одноразовая ракета-носитель) (США) — 187 9.75-29.42 (НОО) 4.95 т-13 т на ГПО (Только беспилотные спутники), максимальный вес доставки на НОО — 30 тонн, 13 тонн на ГПО. Стоимость пуска — около $187 млн

«Днепр» (одноразовая ракета-носитель) (Россия/Украина) 2703 10 3,7 (Только беспилотные спутники), максимальный вес доставки на орбиту - 3,7 тонны

«Ариан-5» (одноразовая ракета-носитель) (Евросоюз) 13330-15000 (на ГПО) 140-150 10,5 (ГПО) При выводе одного спутника на ГПО грузоподъёмность ракеты 10,5 т, при выводе двух спутников их общая масса может составлять до 10 т

«Falcon-9» FT (многоразовая ракета-носитель) (США) 2719(НОО) 7469(ГПО) 62 22,8 (НОО) 8,3 (ГПО -1800) Ракета-носитель с возвращаемой первой ступенью

«Falcon Heavy» (многоразовая ракета-носитель) (США) 5474-2194(НОО) 16363-5243(ГПО ) 90-140 16,44-63,8 (НОО) 5,5-26,7 (ГПО) Стоимость в зависимости от возможности возврата ступеней

CZ-4B («Чанчжэн-4В/ Великий поход-4В») 10000(Н00) 28000(ГП0) 42 4,2(НОО) 1,5(ГПО) —

GSLV Mk.II (одноразовая ракета-носитель) (Индия) 7200(Н00) 14440(ГПО) 36 5 (НОО) 2,5 (ГПО) —

PSLV (одноразовая ракета-носитель) (Индия) 4615-?(НОО) 10526-?(ГП0) 15-? 3,25-3,8 (НОО) 1,2-1,425 (ГПО) —

«Дельта-4» (одноразовая ракета-носитель) (США) 17409-13 893(НОО) 37272-28 192(ГПО) 164-400 9,42-28,79 (НОО) 4,4-14,22 (ГПО) Стоимость в зависимости от модификации

H-IIA (одноразовая ракета-носитель) (Япония) 11440-?(Н00) 28500-?(ГП0) 114-? 10-15 (НОО) 4-5,95 (ГПО) —

«Вега» (одноразовая ракета-носитель) (Евросоюз) 3333(ПО) 5 1,5 (ПО) —

«Антарес» (одноразовая ракета-носитель) (США) 13071(Н00) 80 6,12 (НОО) —

«Е1ес1хоп»(одноразовая ракета-носитель) 21777(НОО) 32666(ССО) 4,9 0,225(НОО) 0,150(СШ) «Electron» — ракета-носитель сверхлёгкого класса, разрабатываемая новозеландским подразделением американской частной аэрокосмической компании Rocket Lab. Первый запуск планируется в конце мая 2017 г.

Примечание к таблице: НОО - низкая околоземная орбита, ГПО - геопереходная орбита, ПО - полярная орбита, ССО - солнечно-синхронная орбита, РН - ракета-носитель.

Запуски космических аппаратов в период 1957 - май 2017 гг.

Страна запуска Всего запусков Успешные/ неудачные Соотношение успешные/неудачные (выше - лучше) Процент аварийных запусков

СССР/Россия 3231 3068/163 18,82 5,04

США 1642 1507/135 11,16 8,22

Европа 269 253/16 15,81 5,94

Китай 261 249/12 20,75 4,59

Япония 106 95/11 8,63 10,37

Индия 57 50/7 7,14 12,28

Таблица 3

Запуски космических аппаратов в период 1992 - май 2017 года

Страна запуска Всего запусков Успешные/ неудачные Соотношение успешные/неудачные Процент аварийных запусков

Россия 755 713/42 16,97 5,59

США 584 556/28 19,85 4,57

Европа 219 212-7 30,28 3,07

Китай 219 212/7 30,28 4,19

Япония 60 54/6 9,00 16,02

Индия 50 43/7 6,14 21,79

NASA Budget as a Percentage of Federal Budget

Рис. 1. График финансирования NASA из федерального бюджета США

Как видно по этому рисунку, в последние 2025 лет есть тенденция по уменьшению финансирования NASA, хотя при этом было создано и создаётся большое количество уникальных проектов: телескопы «Хаббл», «Спитцер», «Кеплер» и др., АМС «Новые Горизонты», первой сделавшая снимки Плутона в непосредственной близости от него, множество марсоходов, которые до сих пор ведут исследовательскую работу на «красной планете», строительство совместно с другими странами Международной Космиче-

ской Станции, запуски программ «Space Shuttle» до её завершения в 2011 году. Аппараты Вояд-жер-1 и 2, которые были запущены уже после пикового финансирования NASA, первыми достигли границ солнечной системы.

При этом пик расходов пришёлся на действие программы «Аполлон», задачей которой была высадка на Луну. Помимо научных целей, США стремились получить политические дивиденды в космической гонке, а также престиж в мире. Поэтому после завершения программы бюджет

NASA был урезан в несколько раз - цель была достигнута и далее тратить около 4% госбюджета на космическую программу не имело смысла.

Сколько было потрачено средств на космонавтику в СССР, выяснить затруднительно, так как публикуемая статистика по бюджету не содержит данных именно по космической программе, космонавтика была весьма сильно завязана с оборонным бюджетом, который был одной из важнейших статей расходов в СССР, поэтому точные цифры выяснить, скорее всего, не удастся.

Новые модели развития космических программ

Нынешнее и прошлое десятилетие ознаменовалось появлением нового формата космических программ - частных космических компаний, которые сумеют избежать бюрократизма, свойственного государственным компаниям. При этом получать прибыль компании смогут не за счёт финансирования со стороны государства, а за счет выполнения частных и государственных контрактов.

Одной из статей доходов может быть космический туризм - первой туристкой могла быть американская учительница Кристи Маколифф, но она погибла при запуске шаттла «Челленд-жер» в 1986 году. После этого в США был принят закон, запрещавший непрофессионалам полёты в космос, и проекты космического туризма оказались приостановлены до 2001 года и полёта Денниса Тито.

Несмотря на огромную стоимость полёта в космос (около $23 млн на старте программы и 30-40 после, с возможностью выхода в открытый космос за $3 млн), в космосе в качестве туристов побывали 7 человек. За такую цену это не может стать доступной услугой, и на рынок вышли новые компании с предложениями суборбитального полёта, такие как VirginGalactic, продававшая билеты за сумму в $200 тыс., что может позволить почувствовать себя космонавтами большему кругу людей.

Космический туризм - не единственный доступный путь для частных компаний, они также могут выводить частные грузы на орбиту, запускать частные спутники и т. д. В случае, если сконструированная ракета позволит запускать большое количество полезного груза при малых затратах, то это обеспечит конкурентное преимущество. Хорошим примером является ракета «Falcon-9» частной компании SpaceX, которая позволяет возвращать первую ступень ракеты на Землю и использовать её повторно, что значительно сокращает расходы и позволяет уменьшить стоимость вывода в расчёте на килограмм полезного груза.

Улучшение эффективности внутри компании

Для успешного осуществления проектов важно не только достаточное финансирование, но и личная заинтересованность сотрудников в успехе проекта. Одним, но не основным фактором является материальное вознаграждение сотрудника.

Если посмотреть вакансии корпорации Рос-космос, то можно увидеть, что уровень заработной платы составляет около 25 тыс. рублей в месяц за начальные позиции, при этом аналогичные заработные платы в частной компании SpaceX [3] начинаются с $20-22 в час, что составляет 192 тыс. рублей в месяц. Конечно, увеличение заработной платы не приведёт к мгновенному росту эффективности, но позволит получить кадры, которые будут заинтересованы в успешном выполнении работы.

При этом заметим, что при требованиях к найму в SpaceX практически во всех вакансиях стоит пункт о возможности работы во внеурочное время. Таким образом, можно понять, что достаточно быстрый прогресс SpaceX во многом обусловлен сверхурочной работой сотрудников на эту компанию, и многие сотрудники, резюмируя свою работу в этой компании, хоть и ставили это в минус, но отмечали о плюсах социального пакета, а также заинтересованности компании в успехах. Это один из важных факторов повышения эффективности проектов - если сотрудник понимает, что его работа ценится, то он будет более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей, при этом наградой будет не только достойная оплата, но и успешный проект, в который вложены силы всех сотрудников компании.

Стоит заметить, что повышение мотивации через интерес к проекту сильно повышает работоспособность. Взаимодействие сотрудников друг с другом обеспечивает хорошую атмосферу внутри компании, социализацию и ускоряет выполнение проектов без траты компании на дополнительные премии сотрудникам в качестве мотивации.

К примеру, команда NASA, курировавшая работу по марсоходу «Curiosity», общалась между собой с помощью мессенджера мгновенных сообщений «Slack». Появилось преимущество при работе данной команды - мгновенная доставка сообщений, в отличие от долгого составления электронного письма, позволяла быстро реагировать на возможные проблемы и обсуждать их решения в общей конференции, не покидая своих рабочих мест. Благодаря быстрым сообщениям, уменьшалось формаль-

ное содержание сообщения, делающего его более строгим, официальным. Таким образом, команда сближалась как коллектив, и сотрудники могли больше доверять друг другу, что очень полезно при работе над совместным проектом.

При создании более дружеских отношений может появиться необъективное отношение на основе общих интересов, которое могло нарушить рабочие отношение сотрудников. К примеру, если необходимо было решить задачу, то начальник отдал бы её более знакомому сотруднику, но менее опытному, чем малознакомому, но эксперту в данной области. Таким образом, важно понимать, что для работы данной схемы важна не только личная заинтересованность сотрудников в проекте, но и их квалификация, которая позволяла бы упреждать возникновение подобных проблем.

Подготовка квалифицированных кадров для космической отрасли

Подготовка квалифицированных кадров весьма важна для любой отрасли, так как накопленный опыт необходимо передавать, а знаний, полученных в университетах, зачастую недостаточно для полноценной работы сотрудника в требуемой области, и ему приходится переучиваться для освоения основ работы.

Компания SpaceX позволила выдающимся студентам, имеющим отношение к ракетным технологиям или подходящим по требованиям, проходить практику у себя в компании. Таким образом, можно заранее выявить будущие кадры, которые, благодаря практике, будут подготовлены для работы в компании и им не потребуется времени на обучение. Компании это выгодно тем, что студенты, проходящие практику, не получают заработную плату, таким образом уменьшаются издержки на заработную плату. SpaceX весьма известна в качестве частной космической компании благодаря хорошей рекламе её CEO в лице Илона Маска. Он является совладельцем компании, производящей один из самых знаменитых электромобилей современности Tes-la Motors, часто выступает в различных организациях, и работа в SpaceX является хорошим пунктом в резюме карьеры выпускника любого университета.

В последнее время стала вестись работа по информированию населения о космических проектах и через социальные сети. Аккаунты различных космических агентств и корпораций информируют своих подписчиков о новых достижениях, показывают новые спутники на этапах сбора, выкладывают фотографии, сделанные со спутников с пояснениями, а также ведут различ-

ные колонки новостей как на сайтах, так и в виде телевизионных передач. Весьма отрадно, что российская корпорация Роскосмос, прежде весьма закрытая в плане информатизации населения, также создала аккаунты в популярных социальных сетях, ведёт трансляции запусков.

Благодаря этим нововведениям информационной эпохи, космические корпорации и агентства популяризуют свою деятельность среди молодёжи и формируют круг интересующихся лиц, которые в будущем, возможно, выберут в качестве профессии работу, связанную с космической индустрией, что позволит повысить эффективность компаний космической отрасли и ускорит появление новых технологий.

Выводы

Монополия двух стран в космических программах нарушена, многие страны имеют успешные космические программы, значительна доля частных компаний.

Благодаря появлению новых технологий, накоплению опыта в отрасли, появлению конкуренции происходит изменение в системе управления космическими проектами - переход от строгой каскадной разработки, которая зачастую используется в государственной сфере, к гибридной, каскадно-итеративной, которая позволяет использовать современные способы решения задач, повысить оперативность взаимодействия сотрудников друг с другом.

Управление космическими проектами требует привлечения большого количества ресурсов и технологий, связано с высокой ценой рисков, лидеры в запусках внедряют новые методологии управления проектами (Agile), улучшают способы коммуникации как внутри компании, так и среди разработчиков проекта.

Компания SpaceX, многие страны в последние годы превосходят Россию по количеству запусков. России следует предпринять экстренные меры по улучшению качества управления космическими проектами для возвращения в число ведущих космических держав. Это особенно важно в связи с тем, что космические технологии во многом определяют уровень развития менее технологичных отраслей, каждое рабочее место в космической отрасли создает десятки высокотехнологичных рабочих мест в смежных отраслях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фионов А. С. Разработка механизма и технологий управления проектами конверсии на предприятиях ракетно-космической отрасли [электронный ресурс] дис.... канд. эконом. наук:

08.00.05 / А. С. Фионов. - Москва, 2014. - 154 с. - Электрон. версия печ. публ. - доступ из сети Интернет - Загл. с тит. экрана.

2. Журнал «Всё о космосе» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://aboutspacejornal. net/2016/03/07/сравнительная-стоимость-запуска-пол/

3. SpaceX [электронный ресурс]: офиц. сайт, Режим доступа: http://www.spacex.com/careers

4. Статистика космических запусков в 2015 году [электронный ресурс] Режим доступа: http://tass.ru/info/2569372

5. Роскосмос [электронный ресурс]: офиц. сайт, Режим доступа: https://www.roscosmos. ru/22407/

6. Сазерленд Д. Scrum. Революционный метод управления проектами. - М. : МИФ, 2015. -288 с.

Тронин Вадим Георгиевич, кандидат технических наук, начальник научно-исследовательского отдела управления научных исследований (НИО УНИ), доцент кафедры «Информационные системы» УлГТУ. Сфера научных интересов - наукометрия, моделирование вычислительных сетей на прикладном уровне, управление проектами.

Юхно Игорь Вячеславович, магистрант кафедры «Информационные системы» УлГТУ.

Поступила 09.06.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.